Богородица

Архив номеров Номер 12

Зачем нам нужно восстановление единства Русской Православной Церкви



Зачем нам нужно восстановление единства Русской Православной Церкви, или Наш ответ на расширение НАТО на восток


Преодоление разделения между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей есть долг нашей Церкви, ибо это разделение, эта рана ослабляет церковный организм.

И РПЦ, и РПЦЗ являются благодатными церквами, поэтому называть какую-либо из них «лжецерковью», а их разделение — «расколом» является хулой на Духа Святого. Тот, кто не видит никакой разницы между разделением Московского Патриархата с Зарубежным Синодом, вызванным чисто политическими последствиями большевистской революции, и, например, старообрядческим расколом, тот совершенно не искушен в канонических вопросах.

Зарубежная Церковь должна быть крайне заинтересована в воссоединении с Патриаршей Церковью в России, дабы полностью не превратиться в маргинальное образование в оторванном от русского народа инославном и иноверном социуме.

Патриаршая Церковь в России нуждается в Зарубежной по следующим причинам.

Здоровый консерватизм Зарубежной Церкви, влившийся в российскую церковную жизнь, станет альтернативой суррогатному «фундаментализму» маргинальных движений, ратующих за канонизацию Распутина и царя Ивана Грозного, «царебожников», борцов «за право жить без ИНН»[1]. Консерватизм «зарубежников» носит именно церковный характер: каноны, интересы Православия — прежде всего. Такой консерватизм правильно иерархически выстроен — сначала Церковь, а потом культура, патриотизм и т.д., и все это имеет ценность лишь в православном контексте.

В результате воссоединения с Зарубежной Церковью влияние здоровых сил русского Православия, которые сейчас разрозненны, сильно возрастет. Укрепившись в результате воссоединения, эти здоровые консервативные силы вытеснят маргиналов обновленческо-экуменического толка (вряд ли после воссоединения кто-либо станет призывать к богослужебным реформам и сомнительным экуменическим проектам) и поведут всестороннее миссионерское наступление Православия во всех сферах жизни России, добьются как тактических (типа введения «Основ православной культуры» в Федеральный Компонент системы образования), так и стратегических успехов — воцерковления культуры, общественно-политической жизни страны, реализации православного проекта развития России, осуществление которого является единственной альтернативой распаду и загниванию страны.

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ имеет и глобальные последствия. Вес и влияние Русской Церкви в православном мире значительно укрепятся, и единая Русская Церковь будет авторитетно представлена на всех континентах мира. Это будет удар по папистическим амбициям Константинопольского патриархата; его бесцеремонные попытки вмешательства в дела Русской Православной Церкви (события в Эстонии и на Украине) являются, вне всякого сомнения, частью далеко идущей стратегии Константинополя: добиться ликвидации автокефалии РПЦ и подчинения ее Константинопольской патриархии. Еще десять лет назад канадский религиовед Д.Поспеловский в «Вестнике РХД» № 169 призывал поставить все поместные Православные Церкви под власть Константинопольского патриарха, как некоего «православного папы», одновременно осуществляя децентрализацию РПЦ. Напомним, что в 30-е годы митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Антоний (Храповицкий), несмотря на разногласия друг с другом, единодушно осудили не только самочинный уход под омофор Вселенского Патриарха парижской архиепископии (евлогианский раскол)[2], но и процветавшую в нем «софианскую ересь» парижских богословов во главе с прот. Сергием Булгаковым[3].

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ будет также ударом по агрессивным и прозелитиче­ским проектам Ватикана в России.

Воссоединение Русской Церкви в значительной степени сорвет планы тех сил, которые хотят расчленить РПЦ, отделить от нее Киевскую митрополию и другие части.

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ — это серьезнейшее укрепление позиций России, консолидация мировой русской диаспоры, которая сможет стать такой же влиятельной, как еврейская, исламская, армянская и т.д.

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ — это усиление православной миссии на всех континентах. Православие станет весомым фактором, который может побудить массовый переход в Православие консервативных католиков и протестантов, недовольных либерализацией их конфессий.

Поэтому-то и препятствуют святому делу воссоединения Русской Православной Церкви противники Православия и России.

Какие же силы в России объективно не заинтересованы в консолидации русского Православия и какие СМИ отрабатывают заказ на срыв диалога Московского Патриархата и Зарубежного Синода?

1. Силы воинствующего секуляризма, по отношению к традиционным ценностям России — «новые большевики», а также либеральный фундаментализм.

Представители этих либерально-фундаменталистских групп и обслуживающие их антицерковно настроенные СМИ боятся усиления Православия в результате воссоединения РПЦ и РПЦЗ, ибо в результате этого затормозится процесс навязывания России т.н. универсального «либерального стандарта». Эти же группировки не так давно устроили истерию вокруг преподавания «Основ православной культуры» в школе, лоббируют антицерковные пункты в Земельном и Налоговом кодексах. Воссоединение с Зарубежной Церковью, иерархи которой на встрече с президентом Путиным предложили ввести в России уже не «Основы православной культуры», а Закон Божий, представляется воинствующим секуляристам как покушение на «святые принципы» либерального фундаментализма и светского государства. Кстати, иерархи РПЦЗ предложили это с позиций людей, живущих на Западе, где во многих правовых и демократических государствах в школах преподаются основы вероучения традиционных конфессий. Сам же термин «светское государство» в представлении этих секуляристов означает государство атеистическое, а любая полемика с ино­славием должна караться государством как проявление принципа нетолерантности и ущемления прав религиозных и других меньшинств (не следует, однако, забывать, что по всем критериям Россия — страна моноконфессиональная, т.е. православная, и моноэтническая: русских, согласно последней переписи, более 80%). Социальное партнерство Церкви и государства, религиозное образование в светской школе, выступление Церкви против пропаганды растления, порока и всяческих извращений, по мнению воинствующих гуманистов и секуляристов, должны рассматриваться как преступные деяния и нарушение прав тех же меньшинств (как религиозных, так и сексуальных). Главным рупором взглядов воинствующих секуляристов является антицерковное издание «НГ-религии», отстаивающее не только секуляризм, неообновленчество и экуменизм, но и интересы Ватикана.

Конечно, этим силам воссоединение и усиление Православия не выгодно. Соответственно, Патриаршая и Зарубежная части Русской Церкви должны совместно отвечать на эти выходки самого настоящего большевизма. И, кстати, союзниками Церкви в противостоянии с этой тоталитарной идеологией воинствующего секуляризма будут все здравомыслящие круги общества. Вызов православному возрождению как таковому должен только сплотить Патриаршую и Зарубежную Церковь.

2. Силы, стремящиеся к расчленению России и ослаблению влияния Православия (ЦРУ, политические, финансовые и медийные круги США, радикальный ислам и т.п.).

Их интересы пересекаются с интересами либерально-фундаменталистской антипутинской оппозиции, стремящейся превратить Россию в рыхлую парламентскую конфедерацию. Им не нужна сильная Русская Православная Церковь, которая осталась последней нерасчлененной связующей структурой на постсоветском пространстве. Естественно, что администрации президента США и ЦРУ невыгодно распространение сферы влияния Московского Патриархата на американской территории, и потому они будут чинить всяческие препятствия делу воссоединения РПЦ и РПЦЗ, в том числе и через проамерикански настроенные политические либерально-демократические партии и СМИ в России, служащие интересам бесчеловечного «нового мирового порядка». Восстановление церковного единства между РПЦ и РПЦЗ будет своеобразным адекватным и симметричным ответом на расширение НАТО на восток, к границам России.

Воссоединение Патриаршей и Зарубежной Церкви позволит усилить проповедь Православия в Европе (которую, как и Россию, ислам считает уже своей), поэтому радикальный ислам боится появления сильного Православия в Европе. Сейчас европейские консерваторы, разочарованные либеральным перерождением западного христианства, тяготеют к исламу как к некой традиционалистской силе. Когда в Европе во весь голос заговорит традиционное Православие, интерес к исламу европейских правых отпадет сам собой. Ислам стремится и к завоеванию России, для этого осуществляется прозелитический проект «русский ислам». Воссоединение Русской Церкви значительно затормозит эти планы.

3. Суздальские раскольники (т.н. «Российская православная автономная церковь»), опирающиеся на олигархическую оппозицию президенту Путину.

Их, в частности, взбесила встреча Президента России с иерархами Зарубежной Церкви 24 сентября 2003 года в США. Во главе антицерковной кампании, направленной против воссоединения, стоит известный политтехнолог Г.Павловский («Фонд эффективной политики»), который ранее клялся в верности Президенту, именем Президента страны пропагандировал свои экзотические религиозные концепции типа поддержки «суздальского раскола», заявлял, что тот, кто не поддерживает отлученного от Церкви расколоучителя В.Русанцова, выступает против церковной политики Президента. Патронируемый Павловским интернетовский «Портал-Сredo.ru» стал главным информационным центром борьбы с воссоединением Русской Православной Церкви.

Сredo играет сейчас ту же самую роль, что и НТВ Гусинского во время первой чеченской войны: также как НТВ стрелял информационными выстрелами в спины русских солдат, точно так же интернет-сайт Портал-Credo.ru стреляет в спину нашей Церкви. Вокруг Портала-Credo сгруппировались все враги Русской Православной Церкви: от кришнаитов и всяческих маргинальных раскольников до кочетковцев. Г.Павловский, стоящий за Порталом-Credo, стал главным антицерковным политтехнологом, несущим опасную для Российского государства антиправославную идеологию за кремлевские стены. Пропагандируемая «Сredo.ru» провокационная идея «выгодности слабой Церкви» равнозначна пропаганде необходимости слабой армии, науки, промышленности, образования. «Сredo.ru» нам постоянно внушает, что Церковь — опасный конкурент государства, и поэтому слабая и раздробленная Церковь, возглавляемая к тому же серыми и послушными, а еще лучше скомпрометированными фигурами, — в интересах государства. Весь этот «суздальский» агитпроп создан специально для влияния на российскую церковную политику, для срыва процесса сближения двух частей единой Русской Церкви, рассчитан на тех в Зарубежной Церкви, кто не знает ситуации в России.

Итак, в деле воссоединения Русской Православной Церкви ставки более чем высоки. От успеха этого дела прямо зависит и возрождение Русского Православия как в России, так и за границей, и выживание нашего Отечества. Поэтому мы уповаем, что дело единства Русской Церкви должно консолидировать и ее верных чад, и ответственную политическую элиту России.


Редакция журнала «Благодатный Огонь»



[1] Журнал «Первый и последний» — печатный орган «Движения за право жить без ИНН» — пишет: «И как бы нам не сделать ошибки Зарубежной Церкви, члены которой, страстно желая и ожидая восстановления Русского Царства, неожиданно, безо всякого сопротивления, приняли ярмо рабства мира сего через социальный номер» (2003. № 12. с. 14).

[2] «Митрополит Антоний прокомментировал действия митрополита Евлогия и патриарха Фотия II в частном письме графу Ю.П. Граббе (впоследствии епископу Григорию) в свойственном ему грубовато-саркастическом стиле: «Евлогианская эпопея даже меня удивила обнаружившимся в ней непроходимым невежеством русского общества. Эти болваны совершенно не понимают, что всякое действие Вселенского Патриарха вне своего диоцеза имеет не более силы, чем действия любой кухарки, и что святейший Фотий имел столько же права признать евлогиевский экзархат, как Матрена Сидорова, его кухарница. А газетные идиоты пишут: “Митр. Евлогий упрочил свое положение, утвердил его, etc.”» (Цит. по: Прот. Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь. 1925–1938. М., 1999. С. 390).

[3] Учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией было осуждено и признано еретическим, «чуждым Святой Православной Христовой Церкви» и «прямо повторяющим лжеучения, уже соборно осужденные Церковью» ранее, как было сказано в Определении Московской Патриархии от 11/24 августа 1935 г. и в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г.