Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Беседа с Любовью Петровной МИЛЛЕР о Распутине


Любовь Петровна Миллер (урожд. Бабушкина) родилась в одной из областей Китая— Маньчжурии. Родители ее были русскими эмигрантами, так как страшные события, происходившие в России на рубеже ХIХ–ХХ вв., вынудили их покинуть родину. Мать Любови Петровны, родившуюся в Курске, еще девочкой родители привезли в Маньчжурию во время Первой мировой войны, а отец ее, уроженец Санкт-Петербурга, приехал сюда с волной беженцев после гражданской войны 1918–1922 годов.

Маньчжурия стала в Китае центром русского зарубежья. В одном только городе Харбине, где родилась Л.П. Миллер, было двадцать пять православных церквей. Русские, проживавшие в нем, хранили чистоту родного языка, быт, старые традиции и, самое главное, православную веру.

Любовь Петровна окончила среднюю школу, а затем — Харбинский политехнический институт, получив образование инженера-экономиста.

Когда к власти пришли коммунисты, жизнь в Китае резко изменилась к худшему, и русские эмигранты вынуждены были покинуть ставшую им родной Маньчжурию. Одни поехали в Советский Союз, на целину, другие— в Канаду, Бразилию или Австралию. Л.П. Миллер в 1957 году уехала в Австралию. Нелегка была жизнь в эмиграции, вдали от родной России, охваченной волнами безбожия и коммунизма.

В 1974 году Любовь Петровна совершила паломничество в Святую Землю, к святыням Иерусалима. Там, в Гефсиманской обители, из уст игумении Варвары она впервые услышала рассказ об удивительной жизни и мученической кончине Великой княгини Елизаветы Феодоровны...

Летом 2001 года Л.П. Миллер вновь посетила Россию, в ходе своей поездки она побывала и на Урале, где Царственные Страстотерпцы и св. преподобномученица Елизавета Феодоровна совершили свой мученический подвиг. 17 июля, в день убиения Царской Семьи, в небольшой домовой церкви Свято-Игнатьевского скита Екатеринбург­ского Ново-Тихвинского женского монастыря собрался тесный круг верующих, чтобы побеседовать с Любовью Петровной. За окном шел проливной дождь, но среди собравшихся атмосфера была очень теплой: всех объединяла светлая память о Царской Семье и Великой княгине Елизавете Феодоровне...

Предлагаем читателю ответы Л.П. Миллер на вопросы собеседников, связанные с личностью Г.Е. Распутина.

 
* * *

Вопрос. Как Вам пришла мысль написать о Царской Семье?

Любовь Петровна. Написать о Царской Семье я решила потому, что я узнала, что в России начинают возвеличивать Распутина. Это меня напугало. Мы, в зарубежье, знаем о нем очень хорошо, поскольку нам была доступна всякая литература и мы читали и о Царской Семье, и о Распутине и т.д. А в России все это было запрещено, и кто-то, вероятно, стал возвеличивать Распутина, что и было подхвачено народом. Потому я и решила написать эту книгу, чтобы показать, кем он был и кто он такой. Я пользовалась главным образом первоисточниками, то есть теми книгами, которые были написаны свидетелями, жившими в то время (в двадцатые годы). Те же, кто восхваляет Распутина, пользуются книгами последнего времени, а там уже есть вымысел. Вот почему я взялась за эту тему.

Моя первая книга была о Елизавете Феодоровне. Я писала о ней потому, что прониклась очень большой любовью к подвигу Великой княгини, к ней самой. Я знала, что о ней фактически ничего не было написано на русском языке. О ней была написана книга на английском языке, на французском, а на русском, кроме небольшой брошюры архиепископа Анастасия и главы в книге «Новые мученики Российские» протопресвитера М.Польского, — фактически ничего. И мне стало как-то больно, что о такой подвижнице, такой замечательной женщине никто ничего не написал. Тогда я и стала работать над первой книгой. А вот за тему о Царской Семье я взялась только для того, чтобы изложить правду о Распутине. Эта книга, в сущности, история, энциклопедия последнего царствования. И кто читал ее, тот видел, что у меня очень много сносок на разные источники и везде стоит издательство, год издания и номер страницы, откуда я беру какие-либо сведения. Для чего я это делала? Чтобы читатель мог проверить, правду ли я пишу или нет, чтобы он достал ту книгу, тот источник, посмотрел ту самую страницу и увидел, что я написала правду. Я везде ставила страницы и издательство, а не то что: такой-то, такой-то написал то-то, то-то. Так, шаг за шагом, я описала характер Государя, Государыни, показала, что они из себя представляли; рассказала о девочках, о Цесаревиче, а также о том, как появился при царском дворе Распутин, кем он был, когда он родился. Я ссылалась на многие источники, в том числе на две книги его дочери. Одна из них называется «Мой отец», а другая, на английском языке, которую она написала уже, вероятно, в последние свои годы, — «Человек вне мифа» (если так перевести название на русский язык). И если в первой книге дочь Распутина отрицала принадлежность отца к секте хлыстов, хотя признавала, что он любил танцевать, упивался танцем и даже обращал внимание на женщин и т.д., ходил в разные рестораны и кабаре нехорошего уровня, то во второй своей книге она прямо описывает радения хлыстов и участие там своего отца. Почему она это сделала, я не знаю. Также я рассказала о встрече Распутина со Столыпиным, о том, какое впечатление он на него произвел. Распутин ведь обладал страшной гипнотической силой (ее еще называют магнетизмом). И даже Столыпин— человек железной воли — в его присутствии почувствовал, что не может совладать с собой, но в конце концов он взял себя в руки и сказал: «Уходи вон отсюда». Другие государственные деятели тоже не терпели Распутина. Но были при дворе и его сторонники, конечно, преследовавшие корыстные цели.

Почему Государыня относилась к нему хорошо? Потому что она была уверена в том, что он исцеляет ее ребенка. Какая мать от этого откажется? Ведь у них было четыре девочки, и когда родился долгожданный Цесаревич, сразу же выяснилось, что он болен неизлечимой болезнью. Каждая мать хватается, как утопающий, за соломинку. Императрице представили Распутина как целителя, как Божьего человека, поэтому она его около себя и держала. В моей книге обо всем этом подробно написано, и кто из вас ее не читал, я советую прочитать, и тогда вам все будет очень ясно — с самого начала до самого конца, то есть ужасной смерти бедной Царской Семьи.

Вот почему, господа, я написала эту книгу.

Вопрос. Может быть, вопрос очень простой, но мне непонятно, как в России могла образоваться такая волна почитания Распутина? Откуда? По Вашему мнению, где скрываются корни этого явления?

Л.П. Мое мнение таково, что здесь, в России, действует какая-то сила, которая хочет подорвать Православие. Возьмем пример: писатель Олег Платонов. Он ездил в Соединенные Штаты, в Европу, и везде у него одна и та же тема — о Распутине. На какие деньги он ездит, почему он за эту тему схватился? Я читала его книги и видела, что там сплошная ложь. Почему? Кто-то хочет, чтобы Распутина прославили, дабы этим высмеять Православие, подорвать его авторитет. Я считаю (и так оно и есть), что Распутин был просто воплощением самого сатаны. Как Иуда был послан для того, чтобы предать Спасителя, так и Распутину — это мое мнение — было позволено жить на земле, чтобы подорвать авторитет нашего трона.

Вопрос. В Русской Зарубежной Церкви, в среде эмиграции, нет таких мнений, какое распространяется сейчас здесь: якобы Распутин — святой старец?

Л.П. Нет, нет, никто так не считает. Мы все знаем, кто он такой.

Вопрос. У нас возвеличение Распутина как-то связывается с Царской Семьей. Царскую Семью прославили, поэтому некоторые считают, что она как бы абсолютно во всем свята, никаких погрешностей быть не может, и Распутин якобы тоже святой старец, который руководил ею в духовном отношении. Русская Зарубежная Церковь прославила Царскую Семью гораздо раньше, чем Московский Патриархат (по-моему, в начале восьмидесятых годов), и тем не менее там вот такого заблуждения по поводу личности Распутина не существовало. Как это объяснить?

Л.П. Я думаю, это очень просто. Потому что мы видели, что из себя представляет Распутин, и считать его святым, конечно, нельзя. Это заблуждение. Говоря же о Царской Семье, надо сказать, что не было рождено ни одного человека, который бы не совершил греха, не правда ли? Государыня также сначала приблизила к себе месье Филиппа из Франции, значит что же, и в нем видеть святого? У нас никогда не поднимался никакой вопрос в отношении Распутина. Никогда. Все его считали темной силой и считают.

Вопрос. Как относились к Распутину люди духовные, истинные подвижники, старцы предреволюционного времени, его современники? Есть ли такие сведения?

Л.П. Современники Распутина его ненавидели. И когда Юсупов и Пуришкевич его убили, было всенародное ликование, особенно в Петербурге. Когда князь Дмитрий появился в театре, ему устроили буквально овацию, потому что он тоже был участником этого заговора. Одна фрейлина, согласно книге Н.Соколова, сказала, что если бы не было Распутина, не было бы революции в России. Конечно, к нему все относились очень отрицательно. Окружали же его такие поклонники, главным образом поклонницы, которые искали вообще каких-то сильных ощущений. Он проводил время в пьянстве, танцевал. Разве, например, Серафим Саровский стал бы плясать русскую? С цыганками развлекался бы? Никогда в жизни. Или святой Иоанн Кронштадтский? А Распутин это делал постоянно: напивался пьяным, проводил время в ресторанах и имел, извините, много женщин всяких сословий. Это факт неоспоримый. Так вот, кто же он? Он называл себя старцем, но он не был старцем, было ему сорок с чем-то лет, он еще был молодым мужчиной. Распутин носил священнический крест, а крест ему никто не давал, он не имел священного сана. Значит, он сам надевал на себя крест. Когда Распутин появлялся в царском дворце, он принимал личину святого, произносил изречения из Священного Писания. Хотя он был малограмотным, но он что-то говорил, внушал. А когда Распутина никто не видел, то его окружали женщины, да и всякие просители, искавшие какого-нибудь повышения по должности или чего-то подобного, либо хотели получить денег, которые он как принимал, так и раздавал. Но кроме того, он был хитрым человеком. И вполне вероятно, что во время Первой мировой войны Распутина также окружали немецкие шпионы, поскольку они имели намерение выведывать у него военные тайны, что и получалось. Конечно, я не говорю, что он выдавал тайны нарочно. Нет. Он просто выбалтывал, как любой пьяный человек что-то выбалтывает. Об этом рассказывает в своей книге князь Юсупов, да и другие пишут то же самое, например Соколов. Поэтому вполне вероятно, что так оно и было. И чтобы Распутин исцелял Цесаревича, тоже большой вопрос. Соколов пишет, что обыкновенно получалось так: Цесаревич заболевал, вызывали докторов — Федорова, других, применяли всевозможные лекарства и лечения. И когда, говорит Соколов, кризис уже проходил, Цесаревич как будто начинал поправляться, тогда моментально кто-то (вероятно, госпожа Вырубова) звонил Распутину в его квартиру, он приезжал и заявлял, что Цесаревич «поправляется благодаря моим молитвам». И он говорил Государю: «Пока я жив, ты будешь жить». Но на самом деле Распутин был просто хитрым человеком, который хотел удержаться на своем месте.

Вопрос. Можно ли считать, что Государь понимал, кто такой Распутин на самом деле, ведь он практически не наказал его убийц? Почему царь Николай не отстранил его, хотя ему очень много о нем рассказывали?

Л.П. Почему Государь не наказал убийц Распутина? Я думаю, что он, судя по его письмам, Распутину не доверял. Царь Николай ведь много писем посылал Государыне, и я все их письма очень хорошо изучила. Он о Распутине в своих письмах почти нигде не упоминает, но в одном пишет: «Нашему другу <так они называли Распутина> об этом не говори», значит, «ты ему не сообщай этого». Таким образом, Государь ему не доверял. Также я читала не то у Родзянки, не то у другого — сейчас не помню, — что, когда Государь узнал об убийстве Распутина, он весь день находился в хорошем настроении. Почему он не наказал убийц? Он просто, вероятно, не хотел этого делать. Юсупова он послал в его имение Ракитное в Курской губернии, Дмитрия — в Персию и тем самым спас его, потому что большевики его бы убили. Потом Дмитрий оказался в Соединенных Штатах, женился и умер своей смертью. Пуришкевич заболел тифом, и я в своей книге пишу (это согласно книжке Симановича, который был секретарем Распутина), что ему медицинский персонал дал выпить холодного шампанского, зная, что оно его убьет. Но персонал состоял главным образом из приверженцев Распутина. Они хотели отомстить Пуришкевичу, и он скончался в Новороссийске.

Вопрос. Сейчас в связи с тем, что у нас в России тоже прославили Царскую Семью, распространяется очень много разных рассказов, восхваляющих духовную жизнь Императора и Императрицы. А вот читая Вашу книгу, видишь, что в действительности не совсем уж так все было ярко и духовная жизнь не была такой великой. Не могли бы Вы немножко более реалистично раскрыть духовную жизнь Царской Семьи?

Л.П. Они были очень-очень религиозными. В моей книге написано, что Государь во время пения «Слава в вышних Богу» и «Тебе поем, Тебе благословим...» стоял на коленях, и он много времени проводил в храме. Почти все члены Дома Романовых были очень религиозными, в том числе, конечно, и Великий князь Николай Николаевич, и Царица Александра. В одном из своих писем она пишет: «Была у “Знамения”». Она ходила в церковь иконы Божией Матери «Знамение», ставила свечи, молилась. Все были чрезвычайно религиозными, и девочки также. Это была исключительная семья, религиозная, очень дружная. Этим тогда вообще отличалось большинство русского народа, а члены Дома Романовых особенно. Ведь ничего у них не начиналось без молитвы. Самым главным в России являлось Православие, и так было всегда.

Вопрос. Но в то же самое время Императрица прельстилась ложным старчеством, ложной духовностью Распутина; значит, она была недостаточно опытна?

Л.П. Вы знаете, я сама об этом думала. Например, в ее письмах есть высказывание, что месье Филипп подарил ей какие-то колокольчики и что они извещали о том-то и том-то. Здесь уже было заблуждение. Но когда я об этом читала, то находила, что тут была вина духовника, а духовником ее являлся, по-моему, отец Александр Васильев. Это ему необходимо было сказать Государыне, что так быть не должно. С ним беседовали и просили его повлиять на Государыню, однако он, как пишет протопресвитер Георгий Шавельский, не понес этого креста. Значит, он не сделал того, что он обязан был сделать, не выполнил своего долга духовника. Или он боялся потерять место, или другая имелась причина, я не знаю.

Вопрос. Когда обсуждался вопрос о канонизации Царской Семьи, то высказывалось против этого такое возражение (сам-то я и до канонизации являлся ее сторонником, просто пересказываю то мнение, поскольку в нем имеется известный смысл). Почему Семья Государя общалась с Распутиным, когда в то время так много было духовных старцев, допустим, в Оптиной пустыни? И у них не было тесного общения с отцом Иоанном Кронштадтским.

Л.П. У меня все время возникал этот вопрос, когда я писала книгу: почему Царская Семья не обращалась к отцу Иоанну Кронштадтскому? И ответа на свой вопрос я нигде не нашла. Они никогда не призывали его во дворец, не беседовали с ним. Но опять-таки, у меня в книге написано, что, когда Распутин подошел к отцу Иоанну Кронштадтскому под благословение, тот креста ему не дал, сказав: «Уходи вон! Потому что твоя жизнь— по твоей фамилии». Значит, жизнь распутная.

Вопрос. А Вы не читали воспоминания Льва Тихомирова? Был такой террорист, революционер, ставший потом монархистом. В частности, он пишет, хотя очень кратко, о Царской Семье и о Распутине. Он, собственно, лишь передает воспоминания, и причем не рассуждает, а просто рассказывает то, что он знал от одного своего хорошего знакомого, бывшего в каком-то придворном чине. Так вот, он говорит, что месье Филипп был удален от Царского двора после письма на этот счет отца Иоанна Кронштадтского.

Л.П. Такого я не читала. Я только читала, что этот месье Филипп стал интересоваться государственными делами, и Государь узнал о том. Значит, месье Филипп хотел иметь какое-то влияние, и поэтому его отстранили. Но Государыня все равно всегда его вспоминала, что видно по ее письмам. Это тоже как-то непонятно и странно.

Вопрос. Почему многим казалось, будто Распутин творил чудеса, будто слова его часто сбывались и он, таким образом, произносил пророчества?

Л.П. То, что Распутин совершал чудеса и пророчествовал, — неправда. Потому что его слова: «Пока я жив, в России все будет благополучно, Царская Семья будет жива» — нельзя считать пророчеством. И ваши священники говорят (да и это очень понятно), что в старые времена у царей, высокопоставленных особ были свои звездочеты, колдуны и другие лица, у которых царь спрашивал совета, которые хотели находиться около него. Такое лицо, чтобы удержаться ближе к трону, всегда говорило: «Пока я жив, с тобой ничего не случится». И конечно, царь, или король, или герцог, или еще кто-то старался оберегать того человека. То же самое сделал и Распутин. «Пока я жив, все будет хорошо», — говорил он. Он знал, что его положение шаткое, что у него много врагов, и хотел удержать свое место. Это очень легко понять. А чудес Распутин никаких не творил. Он обладал чудовищной гипнотической силой, вот и все, и очень влиял на человека, если даже Родзянко и Столыпин не могли перед ним устоять. Когда он на них устремлял свой гипнотизирующий взгляд, то они чувствовали себя просто скованными.

Вопрос. Что Вы скажете о пристрастии к Распутину Анны Вырубовой, его поклонницы?

Л.П. Она испытывала к нему пристрастие потому, что была женщиной очень ограниченного ума. Вырубова не была умной женщиной. И к Царице она привязалась именно лестью: бросалась ей на шею, плакала, говорила о своей верности и т.д. Государыня ей поверила, потому что была очень чувствительной. Когда Вырубова выходила замуж за офицера, она спросила Распутина, будет ли она счастлива. Он ей так загадочно ответил, что ну уж, семейная жизнь — в ней, знаете, бывает и горе, и радость, и плохое, и хорошее и т.д. И она решила, что Распутин открыл ей, что жизнь ее будет очень несчастливой. Кроме того, Вырубова попала в железнодорожную катастрофу и была тяжело ранена, лежала в беспамятстве. Позвали Распутина. Он на нее посмотрел и сказал: «Анна, открой глаза»— и она их открыла. Но это можно, конечно, отнести и к гипнотической силе Распутина.

Вопрос. Вырубова знала о развратной жизни Распутина. Пусть его беззакония были прикрыты, он как бы находился в темной комнате, но все-таки многое было и видно. Как Вы считаете, она искренно верила, что Распутин был святым человеком, или она заблуждалась?

Л.П. Я думаю, что она заблуждалась. Потому что Распутин внушал тем женщинам, которые его окружали, что можно и танцевать, и пить, и гулять, и прочее, что это не грех, все это хорошо, во славу Божию. И я лично думаю, что Вырубова просто по скудости своего ума заблуждалась. Причем уже после того, как Распутин был убит и когда Царская Семья находилась в Тобольске, она устраивала спиритические сеансы. Кроме нее там участвовал Соловьев — зять Распутина, который был женат на его дочери. И они фактически обманули Царскую Семью: Вырубова собирала деньги, они обнадежили Государыню тем, что идет спасение. И она во время пребывания в Тобольске до последнего момента верила, что триста хороших русских солдат приедут и их освободят, спасут. Она смотрела в окно, и когда примчались красноармейцы, по-моему, это был Яковлев, Царица говорила: «Вот, вот, это хорошие русские солдаты приехали нас спасти». Во всем этом, конечно, косвенно была замешана Вырубова, а Соловьев оказался провокатором. После него и бриллианты, и другие царские ценности исчезли. А как и где кончила свою жизнь Вырубова? Конечно, она была за границей, но где она скончалась, при каких обстоятельствах, я не знаю.

Вопрос. Вы сказали, что у Распутина, когда он был выпивши, шпионы выведывали какую-то информацию, касающуюся государства. В Вашей книжке, если я правильно понял, говорится, что он уже целенаправленно встречался с агентами каких-то западных структур. В частности, князь Юсупов видел, как он встречался с некими агентами, которых Вы назвали в своей книжке «зелеными». С Вашей точки зрения, какую цель они преследовали? Либо они хотели через деятельность Распутина как-то морально подорвать мощь России, либо это больше было связано с войной?

Л.П. Какую цель они преследовали — это, конечно, ясно. Соколов пишет, что немецкие агенты не могли не воспользоваться шансом окружить Распутина своими представителями и что-то от него получить, ведь тогда же было военное время. Это, конечно, факт. Но сообщал ли Распутин что-либо нарочно, или в пьяном виде, или еще как — неизвестно. Видите ли, я думаю, что если он какие-то тайны и выдавал, то не осо­знавая, что он делает. Он же был простым мужичком, малограмотным.

Вопрос. То есть целенаправленно он ничего не рассказывал?

Л.П. Я уверена, что нет, проговаривался он не нарочно. Распутин не был достаточно умен, он всего лишь выбалтывал в пьяном виде какие-нибудь известные ему сведения.

Вопрос. Скажите (это по поводу гибели Столыпина), Распутину просто было известно, что Столыпин погибнет, или все-таки он сам свел с ним счеты за то, что тот выставил его из Петербурга?

Л.П. В своей книге Симанович пишет, что и он, и Распутин знали о предстоящем покушении. Распутин сказал что-то вроде: «Старик засиделся уж довольно, значит, пора его убирать» (он называл «стариком» Столыпина). Отсюда можно делать вывод, что Распутину было известно о том, что готовится покушение на Столыпина. Эти сведения — из книжки Симановича, секретаря Распутина. А кроме Симановича в его окружении были Рубинштейн, банкир, Манус, и все эти люди — нерусского происхождения.

Вопрос. Есть ли какие-нибудь источники, говорящие о происхождении Распутина, и правда ли, что в юности он был конокрадом? И как он появился при дворе?

Л.П. Как он появился при дворе, в моей книге подробно написано. То, что его отец торговал крадеными лошадьми, подтверждает, по-моему, Палеолог; другие говорят, что сам Распутин тоже был конокрадом. Он очень любил лошадей. У него была чрезвычайно беспокойная натура. Когда он был еще мальчиком (я пишу об этом в своей книге), они с братом тонули в реке, и брат утонул, а Григория спасли. Но после этого он начал страдать бессонницей и, вероятно, общим нервным расстройством, стал очень неспокойным, у него появилось какое-то чувство ясновидения. Женившись, Распутин все равно не остепенился: он куда-то рвался, поехал на Афон, там нашел какой-то «грех», отправился на Святую Землю, вернулся домой, потом стал ездить по всей России, выдавать себя за старца, когда был совсем молодым человеком. Потом он познакомился с двумя сестрами— Анастасией и Милицей, черногорками, дочерьми короля Черногории, которые интересовались теософией, оккультизмом и т.д. Они-то его и обнаружили. Причем одна из них была замужем за Николаем Николаевичем, так что потом Великий князь всю жизнь сокрушался: «Подумайте, ведь Распутин прошел в царский двор через мой дом, через мой дом». Анастасия и Милица представили Распутина Вырубовой, а она представила его Государыне. Вот как это получилось.

Вопрос. Существует мнение, что Распутин через Императрицу влиял на Николая II и оказывал воздействие на ход дел в государстве, то есть заправлял при дворе.

Л.П. То, что Распутин влиял на государственные дела, ставил своих людей на большие посты, это, конечно, факт неоспоримый. Можно убедиться в том, если перечитать письма Императрицы; например, она пишет, что «наш друг хочет поставить такого-то, такого-то, такого-то». Этот факт нельзя отрицать, это на самом деле было.

Вопрос. Мне запомнился следующий момент, кажется, из Вашей книги. В одном из писем Императрица пишет, что их друг советует приостановить успешное наступление или на Кавказе, или на Карпатах, потому что в противном случае будут немалые жертвы. Его не послушали (там, по-моему, был Николай Николаевич — я точно не помню), вследствие чего наступление захлебнулось и были большие потери. Что Вы окажете об этом?

Л.П. Я помню как раз обратное: поступили по желанию Распутина и действительно были большие жертвы. Об этом случае говорится, по-моему, в сноске писем Императрицы. Я о нем не упомянула, поскольку не хотела уж слишком много писать, но помню, что такое письмо было, которое я просто решила не включать, равно как и некоторые фрагменты, где Государыня не совсем хорошо отзывалась о Великой княгине Елизавете. Я поставила там многоточие. Ведь Великая княгиня Елизавета была против Распутина, которого она называла темной силой, и на ее стороне был Самарин (обер-прокурор Синода. — Ред.), честный человек. Как вы знаете, уже в последнее время, или незадолго до революции, произошло следующее. Великая княгиня вообще никогда не вмешивалась в политические, государственные дела, а тут она решилась поехать и поговорить с Государем, чтобы убрали Распутина. Но Императрица ее не допустила. Она сказала: «Государя нельзя тревожить, завтра он уезжает на фронт, в ставку. Я сама с тобой поговорю». Речь зашла о Распутине, и тогда все кончилось очень печально, они расстались нехорошо. И Елизавета Феодоровна уже после революции, будучи еще в своей обители, всегда вспоминала этот случай с большой горечью. Это был первый раз, когда Великая княгиня решила сама вмешаться, чтобы удалить Распутина, а раньше она вообще ничего подобного не делала, в государственные дела она никогда не вторгалась.

Вопрос. Лев Тихомиров передает такие якобы слова Государя. Когда ему кто-то из близких людей говорил о необходимости убрать Распутина из двора, то он сказал: «Оставьте, господа, мне лучше терпеть десять Распутиных, чем ее нервные припадки», имея в виду Императрицу.

Л.П. Да. Государь, когда Столыпин открыл ему глаза на Распутина, сказал: «Лучше мне терпеть его, чем истерики моей супруги». Это написано, кажется (я точно не помню), в книге одного из потомков Столыпина.

Вопрос. А можно ли тогда сделать вывод, что сам Государь знал правду о Распутине, но не говорил супруге, так как понимал, что это бесполезно?

Л.П. Да, да. Я уверена, что он видел, кто такой Распутин. Ведь в своих письмах Государь о нем умалчивает, за исключением одного письма, когда Николай II пишет: «Ты нашему другу об этом не говори». Кроме того, он радовался в день, когда убили Распутина, как бы так думая: «Наконец пришло освобождение». Но, видите ли, он не хотел конфликта дома, и поэтому просто его терпел и считал, что это личное дело их семьи, что это не должно никого касаться.

Вопрос. Читала, что княгиня Елизавета прислала Феликсу Юсупову телеграмму с благословением на убийство Распутина, когда узнала о заговоре. Действительно ли сохранилась ее телеграмма и насколько все это достоверно?

Л.П. Сохранилась ли она или нет, но она, конечно, была, потому что во многих книгах эта телеграмма есть. Елизавета Феодоровна не осудила Дмитрия, она смотрела на готовившееся убийство как на решение Провидения, то есть считала, что Бог выбрал ее приемного сына Дмитрия, Пуришкевича, Юсупова как бы орудием для того, чтобы убрать Распутина. Она их не осуждала. Но я читала, что Дмитрий долгое время не приобщался Святых Тайн, хотя он и не принимал прямого участия в убийстве. Ведь он был очень чистый, честный, хороший человек, и он понимал, что быть причастным к чьему-то убийству — это уже грех. Поэтому, как думают, Дмитрий долгое время не приступал к Чаше. Не потому, что он имел отношение к убийству именно Распутина, а вообще человека.

Вопрос. Существует мнение, что мать Императора Николая недолюбливала Александру Феодоровну. Что вы об этом скажете?

Л.П. Это правда, в самом деле Мария Феодоровна недолюбливала царицу Александру, но причиной тому был опять же Распутин. Вдовствующая Императрица была умной женщиной, и она видела, какой вред причиняет Распутин и всей России, и Царской Семье.

Вопрос. А распутинцы как-то реагировали на вторую Вашу книгу?

Л.П. Распутинцы молчат, потому что сказать они ничего не могут, ведь везде документы.

Вопрос. Олег Платонов тоже никак не реагировал?

Л.П. Никогда никакого письма я от него не получала, а произведения я его не читаю.

Одна из собеседниц. У нас недавно даже составили акафист Распутину. И икона написана, распутинцы ее везде раздают. На ней Распутин держит в руках Цесаревича, Цесаревич — со свечой. Так что люди молятся Распутину.

Л.П. Я вчера вечером, когда была на месте убиения Царской Семьи, увидев у одного молодого человека икону Распутина, просто закричала: «Это сатана, это сатана, уберите, уберите». Я не могла выдержать.

Да, конечно, церковная власть должна высказываться определенно и точно, чтобы все знали. Действительно, людям не известны факты и они не понимают, кем был Распутин. Необходимо, бесспорно, обратиться к Святейшему.

Одна из собеседниц. Еще, видимо, происходит какая-то спекуляция отношением народа к Царской Семье. Ведь их считают святыми и очень почитают люди, возвеличивающие Распутина. То есть они как бы убеждают: «У Царской Семьи не могло быть заблуждений».

Л.П. Вы же знаете, что апостол Петр отрекся от Спасителя и потом каялся всю ночь. Даже апостол Петр согрешил, правда ведь? Стало быть, Царская Семья тоже могла согрешить. Вот об этом также нужно подумать. Императорская Семья была очень хорошей, благочестивой, значит, и месье Филиппа, и Вырубову, и всю эту компанию тоже надо считать такими? Конечно, нет.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны