Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Не умолчим о главном! Светлой памяти прот. Николая Гурьянова

Игорь ИЗБОРЦЕВ


Слово, как учит святитель Иоанн Златоуст, жертва Богу самая великая, самая драгоценная, всех жертв лучшая... Эта мысль Вселенского Учителя Православной Церкви подразумевает бережное, трепетное отношение к слову, и главное — ответственное, совестливое. Слово — это реализация образа Божия в нас, связанных с ним наших творческих способностей и, конечно же, реализация возможности свободного выбора. Как, куда обратим мы свое слово? На что направим его преображающую мир силу? На созидание, в соответствии с Божиим о нас замыслом, или на разрушение, идя на поводу у извечного врага рода человеческого?

Об отце Николае уже написано немало. Но все это, как мне кажется, выглядит несколько отлакированным, потому как делалось с определенным деликатным умалчиванием об острых или, скорее, трагических моментах последних лет жизни старца. Мне рассказывали, что когда один близкий к о. Николаю человек привел к нему лиц из его будущего окружения, старец воскликнул: «Что ж ты делаешь? Ты же меня на крест возводишь...» Были ли действительно сказаны эти слова, утверждать не берусь, но крест, который на раменах понес старец, видели все, особенно мы, псковичи, живущие по соседству с ост­ровом— всего-то в каких-нибудь двадцати-тридцати километрах. Мне известны некоторые люди, которые бывали у батюшки три-четыре раза каждый месяц. И пусть их не пускали, пусть стояли они перед запертой калиткой и лишь мысленно могли обратиться к дорогому для них старцу, но закрыть им глаза и уши было невозможно. Каково им, простоявшим в общей сложности дни, недели у заборчика батюшкиного дома, прочитать в солидной многотиражной газете («Русский вестник». 2003. № 8), например, следующее: «По строкам автора (речь идет о моей книге «Я помолюсь за вас». — И.И.), матушка Николая чуть ли не цербер, три года не допускавшая никого к старцу. От начала до конца ложь! Он принимал, сколько мог и кому была воля Божия». Это пишет человек, который, похоже, не видел старца ни единого раза. Понятно, что ничего-то он толком знать не мог и писал с чьих-то слов; впрочем, с чьих — вполне очевидно... Ими, этими людьми, сегодня, собственно, переписывается ход истории, пусть и совсем крохотный ее участок, всего-то в несколько лет. Но это пока... Сейчас ими создается новый, удобный для них, все им благословляющий, образ старца — великого, осиянного лучами небесной славы, но всегда сохраняющего место подле себя для их собственных персон. Пребывая в этом сиянии, они и сами рассчитывают «сиять» и оттуда, из недосягаемо­сти, изрекать от имени старца все новые и новые оракулы. Вот тогда можно переписывать всю историю, да что там переписывать — делать ее: одних (это может относиться, например, к Иоанну Грозному, Григорию Распутину, Сталину) объявлять святыми, других — предателями и изменниками; отменять существующие каноны; именовать синодальные структуры нашей Церкви «богоборческим кланом», самим санкционировать посты, направлять в угодном им направлении массовые крестные ходы и т.д.

Как справедливо сказал Святейший Патриарх на Епархиальном собрании, «...перед нами не внутрицерковная дискуссия. Все более очевидным становятся намерения организаторов — внести разделения в церковную среду. Противопоставить старчество — иерархии, белое духовенство — монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшемуся собору русских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю...»

Безмолвствовать ли деликатно или все-таки возвышать голос в защиту истины? Позволять ли окутывать облаком лжи образ дорогого всем нам старца — протоиерея Николая Гурьянова — или правдиво писать о его жизни? Если бы путь таковой «деликатности» избрал в свое время Архиепископ Мир Ликийских Николай и не ответил бы на неправду Ария пощечиной, почитали бы мы его сегодня нашим молитвенником и заступником? А святых Отцов I Вселенского Собора, если бы они также из деликатности промолчали? То-то. Да вы только представьте, каково сейчас нашему дорогому батюшке Николаю из горнего мира наблюдать, как некоторые из окружающих его людей толкают перед собой все разрастающийся ком неправды, а другие, скромно потупив глаза, стараются этого не замечать. Ведь правды не избыть, в какие бы одежды ни рядилось лукавство...

Итак, о трагических моментах жизни отца Николая. Вскоре после батюшкиной кончины я познакомился в «Русском вестнике» со статьей келейницы почившего старца м. Николаи (Гроян). «Небесный Ангел» — так называлась статья (а позднее и брошюра. Ее раздавали всем прибывшим на сороковины батюшки, то есть издали ее в самые короткие сроки и на средства не поскупились). Однако по прочтении я почувствовал некоторое душевное смятение. Многое в тексте вызывало отторжение: неряшливое обращение с языковыми средствами, неумеренная восторженность тона, экзальтация, свойственная скорей экстатическим переживаниям католиков, нежели православному опыту агиографии. Посмертные «чудеса», чрезмерное количество эпитетов, восхваляющих добродетели старца— все это виделось неким искусственным оправданием святости батюшки и выпадало из контекста его жизни, которая сама по себе и есть великое чудо. Святость отца Николая столь очевидна, что не нуждается в подобных оправданиях (тем более в придуманных чудесах). Его кротости и смирению не требовались восхваления при жизни, не нужны они и теперь, после смерти, ибо противоречат высоте его духовного совершенства. Батюшка искал простоты, достиг ее, достоин ее, и его святость невозможно вместить в конструкцию из фантазий и экстатических видений. Прискорбно, что туман ложного духовного опыта пытается окутать светлый образ старца и вещать его голосом...

Тщетно искал я в статье строчки о самом важном. Есть ли для стоящего на пороге смерти христианина что-то более насущное, нежели причащение Святых Христовых Таин? Да нет же! Забота об этом — главное свидетельство любви окружающих к отходящему в вечность. Читаю про поклоны, молитвы, каноны, а о последнем напутствии — ни слова. Об этом не пишет — потому что не о чем писать. Мне удалось выяснить, что последний раз отца Николая причащал о. Валериан Кречетов (из Москвы) за 4–6 дней до смерти, и это при всем том, что на острове постоянно проживает свой, местный священник, почему-то оказавшийся «негодным» для «наших». Думаю над этим и не нахожу слов. До храма от дома батюшки Николая едва ли будет сто метров...

И еще о чудесах. Читаю в брошюре «Небесный Ангел» о них, пытаюсь поверить, вместить — и не могу. Не потому, что слишком они невероятны (в житиях святых встретишь множество величайших чудес), и не из-за того, что, кроме автора «Небесного Ангела», их никто не видел, нет. Сама плоть повествования, хотя и перенасыщенная, как уже говорилось, экстатическими переживаниями, отторгает их, делает «не бывшими». Хочется отгородить от них батюшку... Кто-то, возможно, скажет: ну и пусть сочиняют, какое до этого дело мирянину Изборцеву и вообще кому бы то ни было? Однако так ли это на самом деле безобидно?

Не стоит обольщаться кажущейся незначительностью вопроса относительно выдуманных чудес. «Соблазн» и «вредные последствия» налицо уже сегодня. Нашей общей — всех верных чад Православной Церкви — обязанностью является свидетельствование об Истине и противостояние всяческой неправде (и конечно, не по собственному усмотрению и самочинию, а в духе смирения и послушания священноначалию). Непросто сегодня стоять за Истину, ибо противники ее рядятся в одежды праведности и благочестия. Но «свойство Истины таково, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — что она возвышается и в то время, когда многие восстают против нее». Понятно, когда делают это неприкрытые богоборцы, полагающие борьбу с Истиной целью своей жизни; но когда это люди в монашеских клобуках... Впрочем, и об этом мы предупреждены, причем устами Самого Господа: Лицемеры! — говорит Спаситель, — хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:  приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 7–9). К тому же зачастую монашество монашеству — рознь.

Монашеский постриг келейниц отца Николая (Полищук и Гроян) совершил игумен Роман (Загребнев), являющийся благочинным Плюсского округа Псковской епархии. Отец Роман много лет ездил к батюшке Николаю, любил его глубокой сыновней любовью, ценил каждое сказанное старцем слово. Когда о. Николай благословил на тайное (!) монашество своих келейниц, отец Роман, считая это для себя послушанием, постриг совершил. Впоследствии, когда монашество келейниц из тайного стало явным (?), отец Роман подъял много скорбей, ибо благословения архиерея на этот постриг в свое время получено не было, и вполне естественно со стороны Владыки было поднять этот вопрос (кто благословил?) на епархиальном собрании. Но главное даже не это. Когда о. Николай занемог, игумен Роман стал частенько бывать на острове, чтобы причащать старца. Он считал это великой для себя милостью и до сих пор бережно хранит память о тех благословенных днях. Но наступили «другие» времена. Однажды о. Романа не пустили (!) за калитку, и он, как и все «не наши», остался стоять за заборчиком. «Как же,— спросил я батюшку, — как же вас могли не пускать ваши же духовные чада?» Отец Роман задумался и с грустью в голосе ответил: «Наверное, времена нынче такие». Спрашивал я отца Романа и о том, как он относится к сегодняшней «эксплуатации» (в своих собственных интересах и по своему самовольному разумению) имени старца некоторыми лицами из его (старца) окружения. «Грех это», — коротко ответил батюшка.

Во всем вышеописанном отец Роман проявил себя человеком глубоко смиренным — истинным монахом. Но у меня, признаюсь, это никак не укладывалось в голове. Действительно, каково это: закрыть дверь перед духовным отцом; использовать его по своим «нуждам», а потом отбросить, как ненужную вещь? Есть повод для размышлений, не так ли? Однако с течением времени приходится с грустью убеждаться, что не только это отягощает совесть лиц из окружения старца...

Вот что пишет в «Русском вестнике» (05.03.2003) смиренная раба Божия схимонахиня НИКОЛАЯ, келейница старца Николая (так подписана ее статья «Россия почитает старца»): «Иеромонах Нестор (Кумыш), перед отъездом в служебную командировку в Прибалтику, позвонил нам и поинтересовался, не открылось ли имя Владыки. Мы, естественно, поделились с ним радостью, назвав и имя, и место погребения, и другие детали жизни приснопоминаемого отца. Отец Нестор, несмотря на свою загруженность, смог найти возможность и посетил Свято-Духов монастырь по нашей просьбе, дабы пораспрашивать о батюшке. Среди прочих встреч в обители ему довелось побеседовать с одним отцом Архимандритом, который знал лично Батюшку. На вопрос иеромонаха Нестора о том, был ли Батюшка схимником, отец Архимандрит ответил утвердительно такими замечательными словами: “Вы ведь как молитесь святому Александру Невскому, как Александру или как Алексию, ведь он в схиме Алексием был”. Такое Старец Архимандрит провел сравнение. Отец Нестор ответил, что он молится ему как благоверному Великому князю Александру. А нам отец Нестор заметил, что теперь ему понятно, что Батюшка был схимником, подобно Александру Невскому (выделено мной. — И.И.). Такой радостью поделился с нами отец Нестор».

А вот что по этому же поводу рассказывает сам иеромонах Нестор (Кумыш)1:

«Сейчас распространяются фотографии, где батюшка в клобуке и монашеской рясе. Действительно, был эпизод в его жизни, когда он принял постриг. Постриг был не мантийный, а рясофорный. При рясофорном постриге не принимают обетов. Это предуготовительная ступень к монашеству. Это был период, когда батюшка находился в Вильно, во время войны. Эта было оккупированная территория. Он был рукоположен во священника 15 февраля 1942 г. на Сретение Митрополитом Сергием (Воскресенским), экзархом Прибалтики. Потом экзарх послал его в Рижский монастырь в Югаву. После этого он переходит в Вильно в Свято-Духовский монастырь и исправляет обязанности уставщика. Он был в числе братии чуть более одного года. В это время и сделаны фото, которые вводят в смущение многих. В рясофорном постриге он имени нового не получал, остался священноиноком. В десяти минутах ходьбы от Свято-Духова женский монастырь святой Марии Магдалины. Руководила этой обителью игумения Нина (Баташова). Они с батюшкой были близки. Действительно, батюшка готовился к мантийному постригу. Его мантийное облачение хранилось у матушки Нины в одном из корпусов монастыря св. Марии Магдалины. Во время ожидания мантийного пострига случилась бомбежка, и один из снарядов попал в корпус, где как раз хранилось это мантийное облачение. Корпус сгорел. Сгорело и облачение. Батюшка воспринял это как неблаговоление Божие к монашескому постригу и никогда не дерзал возобновить попыток мантийного пострига. Он остался священником, протоиереем. Это мне рассказала игумения Варвара, настоятельница Пюхтицкой обители.

Я однажды, за год или за два до смерти, приехал к батюшке. Он спросил: “Ты молишься за меня?” Что за вопрос? Конечно. “Мое имя Николай. Меня Николай зовут”, — сказал батюшка. Тогда я воспринял это как юродство, и лишь сейчас мне стало понятно, какой смысл батюшка вкладывал в эти слова: мое имя Николай, ты не сомневайся!»

Разница, как говорится, налицо. Вышеприведенное свидетельство иеромонаха Нестора видится очень важным в свете вновь открывшихся «фактов» о якобы имевшей место в жизни о. Николая епископской хиротонии. Факт этот практически ничем не подтверждается, кроме упоминания в книге «Небесный Ангел». Но и это незначительное упоминание повлекло за собой весьма значительные последствия. Вплоть до того, что теперь пишутся иконы старца Николая в архиерейском облачении. Кто-то скажет: что, мол, здесь такого? Ну, был епископом, и что? В действительности это важно для всех. И для тех, кто инициирует возникновение подобных «фактов» — тем, например, чтобы сделать легитимным вызывающий сомнение в своей законности постриг (Кто благословил? Старец. Но старец не архиерей. Теперь архиерей!) или чтобы придать законность своим неканоническим, противоцерковным деяниям; ведь согласно Церковному праву, лица, принадлежащие к одной и той же степени священства (то есть епископы, архиепископы, митрополиты и даже Патриарх), равны между собой и различаются лишь первенством чести. Вспомним слова Патриарха Сергия (Страгородского), произнесенные им при своем наречении во епископа: «Само епископское служение в его сущности... всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или в ничтожном Сасиме»2. Итак, одно дело прикрываться просто именем старца, другое — старца-епископа, благословение которого приравнивается к апостольскому. А для нас, тех, кто любит отца Николая, дорожит светлой о нем памятью, всякое привнесение лжи в его святой образ совершенно недопустимо. Тем более такой лжи. Задумаемся, что влечет за собой признание сконструированного автором «Небесного Ангела» факта о епископстве о. Николая?

В соответствии с нормами Церковного права (1-е Апостольское правило), рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев: «Епископа да поставляют два или три епископа». Также в Православной Церкви не допускается абсолютная хиротония, дающая сан без определенного места служения (кафедры). И пусть времена для Русской Церкви действительно были сложные, трудно предположить, чтобы епископская хиротония (и кафедра, куда ему предполагалось бы быть определенным) о. Николая осталась в совершенной безвестности. Не сохранилось свидетелей? (Как раз сохранились, но они, как мы видим из рассказа о. Нестора, свидетельствуют об обратном.) Все забыли? И даже сам отец Николай? Неужели кто-то может предположить что-либо подобное? Вздор!

Согласно утверждению автора «Небесного Ангела», епископская хиротония о. Николая могла произойти до 16 июня 1943 года, так как именно с этой даты началось достаточно долгое служение батюшки в Свято-Никольском храме села Гегобрасты, и в этой хиротонии не мог не принимать участие митрополит Литовский и Виленский Сергий. Но согласно хранящемуся в личном деле о. Николая послужному списку, именно митрополит Сергий (Воскресенский) награждал его (уже епископа?) в 1944 году первой наградой священника — набедренником. Есть ли во всем этом глумлении над таинством священства здравый смысл? Вполне очевидно, что затея с «епископством» о. Николая граничит с прямой хулой на старца (и не только на него, но и на известного иерарха). Впрочем, не граничит, а собственно таковой и является. Значит, батюшка «забыл», что он епископ, когда в 1947 году архиепископ Корнилий награждал его скуфьей? А в 1949-м архиепископ Фотий — камилавкой? Забыл, что он епископ, когда в 1956 году возводили его в сан протоиерея? Забыл, когда писал своей собственной рукой в автобиографии, что он протоиерей? Да не будет! Да не дерзнет никто из нас возводить хулу на старца! «Мое имя Николай. Меня Николай зовут» — вот подлинные слова старца и его нам о себе напоминание. Слова протоиерея Николая Гурьянова!

Небезынтересно свидетельство монаха Алипия, насельника Псковского Мирожского монастыря, который расписывал кладбищенские врата напротив батюшкиного домика (в свете того, что о. Николай якобы благословлял самочинное почитание некоторых сомнительных исторических лиц):

— Когда я спросил у о. Николая, можно ли мне писать Распутина в мастерской, тот ответил: иди, спроси у Владыки, то есть дал понять, что не надо самовольничать, а делать так, как сказал архиерей.

Во время нашей беседы я спросил о. Алипия:

— Как вы относитесь к тому, что уже пишут иконы батюшки Николая и даже изображают его в архиерейском облачении?

— Видел я икону, где батюшки в скуфейке с крестиком. — ответил о. Алипий. — Икона эта слабенькая. Нельзя так делать. Иконы пишут с благословения архиерея, по послушанию Церкви, чтобы иметь благодать. Ушел человек из жизни — дай возможность упокоиться, придет время и канонизируют, но отца Николая не оставляют в покое.

А вот еще свидетельства некоторых лиц о том, как жилось о. Николаю в последние два-три года.

Рассказывает Зинаида Петровна Максимова, регулярно ездившая к батюшке Николаю с 1977 года:

— В последнее время келейницы приказали мне ничего не говорить и не спрашивать у батюшки, и я только слушала, что он мне говорил. В это время бывало так: приезжаешь к батюшке, а келейница Николая обязательно выйдет и сядет между нами. Я прошу: «Батюшка, ну что это такое? Приедешь, каждая минутка дорога, с батюшкой хочется поговорить, а она тут». Тогда меня совсем перестали пускать. Когда 13 марта 2002 года, в батюшкин день Ангела, я приехала его поздравить, она (Николая) меня не пустила. «Батюшка лежит, — сказала, — он болен». Тут я громко воскликнула: «Батюшка, миленький, поздравляем с днем Ангела, многая лета, хорошего здоровья!» А батюшка внутри дома около стола сидел и оттуда голос подал: «Зинаидушка, все хорошо будет, благословляю в путь-дорожку. Спаси тебя Господи!» Так перекличку и делали: я на камушке стояла, а батюшка в домике. Его не выпускали на улицу и к нему не допускали.

Предпоследний раз я приехала к батюшке в конце весны. Стояла у забора, как и все, которых не пускали. Вдруг выходит охранник и спрашивает: «Кто здесь Зинаида?» Я отозвалась. Он открыл калитку и провел меня к батюшке. Оказывается, тот сам, не видя меня, почувствовал, что я приехала, и позвал. Еще на входе Михаила меня предупредила: «Молчи, не слова не говори». Вошла, а батюшка мне: «Ну иди скорей ко мне». Я к нему на коленках подползла, голову в колени. Батюшка говорит: «Зинаидушка, я скоро умру.» А раньше батюшка мне говорил, что умрет в 2013 году. Я ему со слезами: «Батюшка, помолитесь, чтобы я вперед умерла, как же я буду без ваших молитв мытарства проходить?» Он сразу же замолчал, а потом говорит: «Зинаидушка, не плачь, я тебе буду больше помогать, когда умру. Не плачь, а то сама скоро умрешь, а так поживешь, так Господу угодно». Тут батюшка стал просить келейницу Михаилу: «Матушка, дорогая, благослови Зинаидушку остаться со мной ночевать». А та: «Нет!» Батюшка опять просит: «Ну, она на стульчике посидит рядом со мной, нам надо поговорить». А та все: «Нет и нет». Батюшка тогда стал меня успокаивать: «Ну ладно, Зинаидушка, на другой раз она тебя пустит. Только ты с острова сегодня не уезжай, устройся где-нибудь на ночь».

В начале лета я видела батюшку в последний раз. Мне чудом удалось к нему пройти. «Знай, — сказал мне тогда батюшка, — вся преисподняя вышла наверх. Бери оружие и на передовую с врагом». Так он благословлял меня в последнюю нашу встречу. Он опять умолял келейницу оставить меня подле себя на ночь, говорил, что нам надо поговорить, но та опять не разрешила. Так я и не узнала, о чем хотел со мной поговорить батюшка.

«Батюшка, — вспоминает жительница С.-Петербурга Надежда Иванова,— задолго до своей смерти, еще до 1999 года, когда его не стали выпускать, говорил: “Я буду в тюрьме”. Мы не могли тогда понять, в какой же это тюрьме он будет? И только теперь поняли, о чем шла речь: ведь действительно, три года его не выпускали — вот какая была у него тюрьма!»

«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Эти слова священномученика Киприана Карфагенского связующим стержнем пронзают все века христианства. Отец Николай очень любил напоминать их приезжающим к нему паломникам. Впрочем, эту истину хотя бы однажды говорили своим пасомым все пастыри: и сельские священники, и монастырские иеромонахи, и городские соборные протоиереи, и самый опытные из всех духовных званий и чинов, коих в народе Божием уважительно и значимо именуют старцами. Последние, верно, особенно часто, ведь цена авторитета Церкви — это цена единства в духе и истине всех ее членов; цена спасения их душ. Напомним и другие слова священномученика Киприана: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, то пусть даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, ибо неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником; оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования».

Возможно ли ставить свое мнение выше мнения Церкви? Ответ очевиден, хотя, увы, не для всех... Что же движет заблуждающимися? Что заставляет их в заблуждениях своих прикрываться авторитетом святости, старческим авторитетом? Ясно одно — не любовь к своему старцу и своей Церкви. И если есть у них какие-то благие намерения, то явно из тех, коими вымощена дорога в ад. Не всякому дано быть учителем и наставником. Хорошо бы почаще приводить себе на ум мудрое высказывание преподобного Макария Египетского о том, что только«хороший пастырь врачует больную овцу; овца овцу врачевать не может» (Духовные беседы, 284-я).

Вспоминаю недавнюю беседу с протоиереем Борисом Николаевым, старейшим клириком Псковской епархии. «Теперь, после смерти отца Николая, будет полно легенд, — качает головой о. Борис, — многие станут говорить от имени старца. Возмущает возня вокруг его имени. Вот, к примеру, книга “Небесный Ангел”. Читаю слова о. Николая: “Кто будет за мной ухаживать, будет спасен”. Вздор. Не было у о. Николая такого самомнения. Это был смиреннейший человек. Или еще эти призывы от его имени действовать без благословения Церкви? Сектантство какое-то. Да разве ж стал бы он так делать? Нет! Как Церковь, так и мы».

Как Церковь, так и мы... Какая великая мудрость — идти царским путем, купно со всем церковным стадом, вслед за Патриархом, архипастырями и пастырями, и старцами — этими святыми и добрыми нашими наставниками. Как это разумно и спасительно! Опасно и погибельно сворачивать с этого пути, пусть и руководствуясь «высокими» целями.

Вспомним трагическую историю с возникновением секты иоаннитов. Так называли неумеренных почитателей св. прав. Иоанна Кронштадтского. Вот несколько фрагментов из книги крупнейшего духовного писателя XX века митрополита Вениамина (Федченкова).

«Возвращаясь к иоаннитам, нужно сказать, что те, которые обособились в самостоятельные общины и обвиняли судивших их, уже тем виноваты, что они погрешали против Церкви Божией, выделяясь из нее. Ведь слово “сектанты” означает тех людей, которые отделяются (секто — секу, отрубаю, отделяю) именно от Церкви Божией. А у иоаннитов это желание отделения несомненно было: то есть психология была сектантская...

Самое главное — ...в их неумеренном почитании о. Иоанна. В крайних формах оно выражалось в том, что такие почитатели “обожали” его, в буквальном смысле этого слова: т.е. считали его за Бога или воплотившегося в нем Бога... На съезде миссионеров в Одессе, уже по кончине Батюшки (в 1909 году), из книжек о нем приводятся такие выражения: “Люди, простые сердцем, называют о. Иоанна — богом”; “О. Иоанн теперь есть Богочеловек”; “Божественный муж, святой небесный Ангел (знакомое название, не правда ли? Выд. мной. — И.И.) совета Отча, отец Иоанн Кронштадтский”... Портреты его помещались рядом с иконами... Перед ними теплились лампадки. Некий Пономарев заживо составил о. Иоанну акафист <...>

Приведу здесь факты, в коих изображается картина с натуры <...>

Говорил потом профессор Казанской Дух. академии Н.И. Иванов­ский. “Обращаясь к доктрине иоаннитов, мы видим, что это — люди, которые чтут известное и в наших глазах досточтимое лицо; но чтут — через край, называя его богом. Я затрудняюсь сказать, действительно ли здесь есть признаки сектантства, прежде чем не узнаю — молятся ли они на о. Иоанна Кронштадтского. Если они молятся на него, то это движение есть в первичной своей основе — движение сектантское, хлы­стовское. Здесь, как и в учении хлыстов, в основе лежит идея перевоплощения. Так же точно, как и у хлыстов, есть богородицы. И богородица не одна, а несколько”. И в заключение он говорил: “Во всяком случае, это движение — характера сектантского и еретического-хлыстовского”.

В самом деле, у иоаннитов появилась и своя “богородица”, и “апостолы”, и “Иоанн богослов”, и “Михаилы архангелы”. Особенно выдающееся значение в этом движении стала иметь мещанка Порфирия Киселева(в нашем случае таким персонажем могла бы, к примеру, стать какая-нибудь схимонахиня с филологическим образованием. — И.И.). Собственно, имя ее не Порфирия, а Матрона. Она жила в Ораниенбауме. Вот она объявлена была — “богородицей”. Указанный выше афонский иеромонах Харлампий, выйдя на палубу парохода, столкнулся у машинного отделения с “иоаннитками”, которые пели свои канты: то в честь Киселевой: “Дева мудрая Порфира, ты страдала за Христа! Христа, Камень многоценный, ты имела у себя” и т.д.; а то — в честь Михаила Ивановича, и толстяка этого величали в своих кантах “Михаилом Архангелом”. Мне поясняли, будто эти стихи одобрены и благословлены им петь Батюшкой о. Иоанном (неправда ли, знакомая присказка? Выд. мной. И.И.), но я не мог при личном свидании с ним спросить: правда ли это?— Потом из разговоров их узнал, что их ежемесячно отпускают в Кронштадт, по очереди, для приобщения Св. Тайн из рук самого о. Иоанна, так как от рук другого иерея они отнюдь никогда не хотят приобщаться. Так же и исповедываться к другому иерею они не ходят, а милосердный Батюшка о. Иоанн — сердцеведец и воплощенный бог, как бог прежде являлся в виде пророка Илии. — Этого своего учения главари не высказывали, а простушки-иоаннитки мне все высыпали, и я припомнил, что в их квартирах заметил между иконами портреты о.Иоанна. Тогда я понял, что у иоаннитов — сектантский дух, и сделался осторожнее и недоверчивее к ним» <...>

«Ближайшими лицами у иоаннитской “богородицы” были “Архангел Михаил”, крестьянин Ярославской губернии Михаил Петров, несколько раз попадавший под уголовное преследование за мошенническое обирание доверчивого люда именем о. Иоанна Кронштадтского; и — “Иоанн Богослов” — крестьянин Новгородской губернии Назар Дмитриев. В близких отношениях к ним стояла “мироносица Соломония” — крестьянская девица Екатерина Коргачева... Под именем “пророка Илии” иоанниты почитали бывшего банщика, а затем — редактора “Кронштадтского маяка” Н.И. Большакова; “Енохом” же считали В.Ф. Пустошкина, известного мошенническим собиранием денег на коляску для о. Иоанна Кронштадтского». Так написано у Скворцова.

«У этих главарей были книгоноши, распространявшие прекрасные книги о. Иоанна, а вместе с ними — и иоаннитскую литературу... Эти общины и книгоноши распространились широко по всей России. Предполагают, что одних книгоношей было на земле Русской до пятисот человек! Они зарождались на своих местах и там существовали на местные же средства, а центр их был в Ораниенбауме и Кронштадте <...>

...Кроме этого, иоанниты очень усердно занимались <...> распространением веры в “близкую кончину Мiра и Страшный суд”, ссылаясь опять-таки на о. Иоанна: “В нем пребывает Господь на престоле славы Своей, а посему он и есть Сам Господь, раскрывший книгу ведения о скорой кончине мiра”. Эти слова взяты из Iвторой части книжки “Ключ разумения”, там же приведены слова: “Человек сей (т.е. о. Иоанн) — есть уже Бог, или в нем во плоти Сам Бог — Господь Иисус Христос со Отцом и Духом”, т.е. вся Святая Троица, ему повелено быть “Судиею мiра”.

А известно, что “на простой народ особенно сильно действует проповедь,— говорит миссионер Т-в.,— о скором конце Мiра, сопровождаемая рассказами о небесной безмятежной жизни в городе Кронштадте”3.

В книге “XX век и кончина мiра” (и сегодня нередко можно встретить книгу с подобным названием и с подобным духом, не правда ли? — И.И.), изданной иоаннитами в 1908 году, говорится, что кончина мiру будет в восьмой тысяче... Еще 15 лет пройдет, будет 1922 год, и тогда конец мiра! Вот прошел 1922, и 32, и 52-й год; прошло 47 лет после 1907 года, а конца все нет. Измышления их оказались ложными. На этом и остановимся об иоаннитах в главе о скорбях о. Иоанна.

Как же отвечал он?

Когда распространилось это нелепое учение о нем, что он — Бог, конечно, он глубочайше возмутился этим! И изрек анафему на таких безумных людей! Не раз говорил об этом и в проповедях своих. И по предложению Св. Синода даже должен был ехать в провинцию, чтобы там лично остановить это безумие... А уже старость пришла... Болезни... И все же он ездил... И конечно, все это имело свое действие. Но сколько пришлось перетерпеть из-за этого о. Иоанну!

И недаром, повторю, прот. Орнатский в своей речи по кончине его обратился и к ним, иоаннитам, с прискорбным и строгим упреком, что к концу жизни его и они принесли ему большую долю мук!..

— Несчастные! — говорит он. — Вы причиняли величайшее горе вашему Батюшке! Вы отравляли последние его дни! Вы не давали ему спокойно умереть! Если вы говорили и учили так из-за корысти, гнусного ради прибытка, вы — повинны в христопродавстве, если иные так думали по неведению, то и для них нет оправдания и извинения после обличения со стороны Батюшки. Сам он перед смертью простил вас, как Христос простил со креста Своих врагов, “не ведают бо, что творят”, — это его предсмертный пастырский долг; но вы ищите прощения от Единого Всепрощающего Господа Иисуса Христа. Опомнитесь! Образумьтесь! Идите на его могилу, кайтесь, просите, чтобы он вымолил вам у Господа прощение вашего страшного греха богохульства!»4

 Итак, обособление, сектантство — прямой путь к расколу. К хаосу раскола... Хотелось бы, чтобы слова эти были услышаны и вопросы не прозвучали всуе, ибо сейчас, увы, они особенно актуальны.

Но полно! Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Все пустое и суетное в конце концов расточится, отсеется от светлой памяти об отце Николае, конечно же, если мы не будем «деликатно» молчать, в то время, как от его имени творятся беззакония. Подвиг же его старческого служения навеки будет вписан — и вписан уже! — в историю Церкви Православной.


Примечания

1 Приводится по видеофильму «Свете тихий». Это документальный фильм о старце Николае (ОАО «Восхождение», 2002).

2 Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947. С. 54.

3 Время идет, а методы не меняются. Не о том же разве говорил 25 марта 2003 года Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании г. Москвы: «Некоторые силы, которые самозвано выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающих мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют “апокалиптический” страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно-полезной деятельности».

4 Митр. Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2000. С. 524–529.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.05.2022
Святитель Игнатий Брянчанинов

Подвижники древних и новых времен

15.05.2022
Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачёв: Россия сражается с мировым Сатаной

10.05.2022
Епископ Арсений (Жадановский; †1937)

Опасность прелести

4.05.2022
Роман Юшков

Не красть Победу у прадедов.
Культ Великой Отечественной должен срочно потесниться в пользу нынешней войны

2.05.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Православие, как идейная основа воссоединения Малой и Великой России

28.04.2022
Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002)

Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002): «Украина – это сатанинское государство нашего времени»

26.04.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Русское имя и русская вера Украины

15.03.2022
Протоиерей Алексий Касатиков

Об обращении группы либеральных священнослужителей и примкнувших к ним мирян-пацифистов с «призывом к примирению и прекращению войны»

17.04.2022
Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник касательно военного вопроса

26.02.2022
Александр Халдей

Украина – це Россия

19.04.2022
Архиепископ Никон (Рождественский)

О рассуждении

10.04.2022
Митрополит Псковский и Порховский Тихон

Митрополит Псковский и Порховский Тихон о событиях на Украине: «Такой трагической ситуации, такой беды и боли при жизни нашего поколения еще не было»

13.03.2022
Россия без ядерного оружия

2.03.2022
Эдуард Биров

Русский солдат как хирург удаляет нацистскую опухоль на Украине

1.04.2022
Игорь Полежаев

Запрет Православия на Украине поможет военной спецоперации

7.04.2022
Елена Костандис

Главное – жить духовной жизнью, а не говорить о ней

28.03.2022
Станислав Стремидловский

Украинских униатов оттеснят в Галичину, и они станут проблемой для Польши

23.01.2022
Николай Каверин

В случае военной опасности для России у православного офицера не должна дрогнуть рука

21.02.2022
Сергей Васильев

Одичавший Запад и его инфернальные метастазы

30.03.2022
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

4.04.2022
Протоиерей Иоанн Восторгов; †1918

Истинный патриотизм

16.02.2022
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

9.03.2022
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

11.02.2022
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

30.01.2022
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

13.04.2022
Протоиерей Константин Буфеев

Почему Бог выбрал человека, а диавол – обезьяну

9.02.2022
«Бегайте блудодеяния»

17.01.2022
Святое Причастие – на падение и восстание многих

27.01.2022
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Восточное и западное монашество

20.12.2021
Николай Каверин

О призывах к «возрождению монархии» в современной России

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

20.02.2022
Эдуард Биров

Шкурничество русскому не к лицу

10.01.2022
Протоиерей Димитрий Шишкин

Противостояние распаду

4.01.2022
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

19.01.2022
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

12.01.2022
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

28.12.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

14.01.2022
Михаил Лодыженский

Серафим Саровский и Франциск Ассизский

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

23.12.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

9.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.12.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Патриархат

14.12.2021
Олег Дивов

Съеденные заживо, или Зомбиапокалипсис в России.
Манифест ваксера

16.12.2021
Архиепископ Аверкий (Таушев)

«Соль обуеваетъ» – знаменiе приближенiя конца

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

5.02.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

4.06.2021
Протоиерей Владимир Правдолюбов (†23.05.2021)

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

2.02.2022
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 4-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

12.12.2021
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

18.12.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

23.03.2022
Протоиерей Владимир Правдолюбов, †2021

О подготовке ко Святому Причащению

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

14.02.2022
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.02.2022
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

 

НОВОСТИ

11.05.2022
Предстоятель УПЦ МП Митрополит Онуфрий обратился к Путину с просьбой освободить нацистов из «Азовстали»

10.05.2022
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» о лишении сана священнослужителей РПЦ МП, выступивших против спецоперации российской Армии по освобождению Украины от нацизма

08.05.2022
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

28.04.2022
Дежурство по Донбассу. 2018 год

24.04.2022
Православные арабы в ожидании чуда схождения Благодатного огня в Иерусалиме 22 апреля у Кувуклии развернули русский флаг и скандируют «Россия»

23.04.2022
Смерть! где твое жало? Кураев! где твоя победа?
Схождение Благодатного огня 23 апреля 2022: прямая трансляция

15.04.2022
Председатель ОВЦС МП давит на Патриарха Кирилла, чтобы тот обратился к Путину с просьбой о пасхальном перемирии с Украиной

10.04.2022
Простая русская бабушка на Украине вернула солдатам ВСУ гуманитарную помощь после того, как они потоптались по красному флагу.
Кадры из Орловской и Курской областей: жители провожают наших военных на фронт

05.04.2022
Игумен Феодосий (Нестеров): Проведение военной спецоперации на Украине – духовно оправданное решение

31.03.2022
Обращение Заслуженного артиста России Сергея Маховикова к русской Армии и ополчению Донбасса

28.03.2022
Московский патриархат не поддерживает специальную военную операцию России на Украине и ищет защиты и поддержки не у своей российской паствы, а на Западе

25.03.2022
При обстреле украинскими войсками российского села Журавлёвка Белгородской области погиб протоиерей Олег Артёмов

24.03.2022
Пять факторов нашей победы

19.03.2022
Протоиерей Андрей Ткачёв: Образовалось русско-чеченское боевое братство. Русские и чеченцы кровью побратались

17.03.2022
Скончался Александр Стрижев, постоянный автор и член редсовета журнала «Благодатный Огонь»

12.03.2022
Памятка русского человека

11.03.2022
Патриарх Кирилл обвинил западных политиков в попытке сделать украинцев врагами России

03.03.2022
Слезинка ребёнка и реки крокодиловых слёз.
Об обращении священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны

24.02.2022
Окажем молитвенную поддержку Президенту России!

23.02.2022
Донбасс за нами и с нами Бог!
Мы возвращаемся домой...

21.02.2022
Донбасс, родной, мы дождались!

17.02.2022
Обращение российского политологического и экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации

07.02.2022
«Архипелаг ГУЛАГ»: перечитать Солженицына и ошалеть

02.02.2022
Борис Джонсон в Киеве рассказал, как украинцам сражаться с русскими

31.01.2022
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

24.01.2022
Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия о профилактике распространения коронавирусной инфекции

03.01.2022
Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов

25.12.2021
К 30-летию распада СССР

22.12.2021
Патриарх Кирилл призвал верующих не путать QR-код с печатью антихриста и назвал вакцинацию от коронавируса не вероучительным, а сугубо медицинским вопросом

11.12.2021
В администрации Кремля сравнили антиваксеров с Гитлером, а в РПЦ заявили о зарубежных кураторах антипрививочников

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви