Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

О постхристианском модернизме. Этюд «в голубых тонах»

Андрей ТРЕТЬЯКОВ


В настоящее время Западная Европа и Северная Америка переживают так называемый период постхристианского существования. Хотя следует признать, что в европейских и (в меньшей степени) североамериканских странах остаются христиане, живущие в соответствии с традиционными устоями своих церквей (имеются в виду только традиционные конфессии — католичество и протестантские деноминации, возникшие в XVI веке). Однако следует отметить и массовый отток верующих из храмов и прекращение ими церковной жизни. Обычно эти люди отказываются не только от участия в церковных таинствах и обрядах, но и от всякого духовного делания. Это подразумевает прекращение чтения Священного Писания и ежедневных молитв, отказ от всякой религиозной символики (ношение нательных крестиков и т.п.), отказ от признания христианского вклада в национальные культуры, пренебрежение духовным образованием в общественных школах и вузах и т.д. Эта часть западного общества (причем большая его часть) уже на протяжении последних тридцати-сорока лет рассматривает христианство как нечто устаревшее, реликтовое и уже не имеющее права на существование в современном мире. Некоторые из этих людей активно борются с христианством, другие просто игнорируют его существование.

Но не эта группа представляет наиболее страшную угрозу для западного христианства, так как ее цель, в худшем случае,— уничтожение последнего, что просто невозможно в эсхатологическом плане.

Гораздо опаснее для западного христианства другие представители постхристианского общества, не утерявшие внешней связи с традиционными христианскими конфессиями своих стран. Они ходят в храмы, участвуют в церковной жизни, ведут благотворительную и образовательную деятельность, то есть внешне соблюдают определенный набор традиционных постановлений. Однако христианство для них превратилось не в духовное делание, не в общение твари со своим Творцом, а в соблюдение традиций предков, не более того. Не понимая, что такое христианство по своей сути, по содержанию, они начинают требовать от своих церквей изменения традиции в угоду своим сиюминутным желаниям, которые, как подчеркивали святые Отцы, всегда являются следствием неестественных страстей. Именно в этом прежде всего заключается опасность этой второй группы представителей постхристианского мира.

Эти люди сегодня в очередной раз пытаются реформировать церковь. Но эта новая «реформация» кардинальным образом отличается от средневековой. В XVI веке имела место попытка очищения духовной жизни западного христианства от тех ее искажений, которые возникли в католицизме. Это в итоге привело к появлению протестантизма. Но все же цель, которая ставилась реформаторами в тот исторический период, состояла в стремлении возвратиться к евангельским идеалам в духовной жизни. Протестанты того времени отвергли почти все традиционные для католического сознания предписания и постановления, касающиеся церковной практики, но не коснулись содержания Священного Писания.

То, что происходит сейчас в западном постхристианском обществе, уже не может быть даже названо христианским деланием, ибо мотивация новых реформаторов основана отнюдь не на стремлении избежать каких-либо заблуждений последнего времени. Они хотят полностью перекроить нормы христианской жизни, которые содержатся в первую очередь в Священном Писании. Они хотят «переписать» Евангелие, чтобы оно соответствовало уровню их собственной нравственной деградации. И одно из подтверждений этому — недавние заявления отдельных кругов либеральных христиан, которые все увереннее начинают утверждать, что гомосексуальные отношения и однополые браки допустимы в христианстве.

* * *
Недавно практически все новостные ленты самых крупных СМИ пестрили сообщениями: «Архиепископ Кентерберийский выступил в защиту епископа-гея»1, «Заявивший о своем гомосексуализме англиканский епископ отправлен... в отпуск»2, «В Канаде окончательно легализуют однополые браки»3, «Лидером Пресвитерианской Церкви США впервые избрана женщина, поддерживающая однополые браки»4, «Канадский суд признал, что понятие “брак” — не гетеросексуальное и разрешил геям жениться»5 и т.п.

Поскольку в основном речь идет о представителях протестантских деноминаций, то излагать нашу православную позицию в полемике с ними следует, опираясь в первую очередь на Священное Писание, которое является для них единственным авторитетным источником вероучения. Итак, рассмотрим те места Священного Писания, где поднимается этот вопрос, и постараемся проанализировать сложившуюся ситуацию.

Впервые в Священном Писании о гомосексуализме говорится в 19-й главе книги Бытия. Повествование 19-й главы книги Бытия чаще всего используется в полемике против утверждений о допустимости гомосексуализма в христианстве. Термин «содомиты», которым назывались жители города Содом, теперь употребляется как синоним для обозначения гомосексуалистов. В книге Бытия говорится о том, что Бог уничтожил только один город Содом, однако во Второзаконии (29, 22–29) список уничтоженных городов перечисляется полностью: «...по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

Первоначальные названия городов Содома и Гоморры до нас не дошли. Имя города Содом от еврейского «сдом», что означает «сожженный», а Гоморра — от еврейского слова «аморах», что означает «разрушенная куча». Эти имена, скорее всего, — лишь топонимы, которыми на территории Палестины обозначались места былого нахождения уничтоженных городов.

В упомянутой главе книги Бытия говорится о том, как жители города Содом хотели надругаться над двумя Ангелами, принявшими вид странников, которых приютил Лот, родственник Авраама. Господь уничтожил город Содом за то, что жители этого города предавались содомскому греху.

Традиционное понимание этой главы книги Бытия очевидно и не требует никакого детального анализа. Требование содомлян «выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 5) означает, что намерение толпы состояло в том, чтобы надругаться над гостями Лота. Слово «познаем» в этом стихе имеет в Библии весьма определенный, специфический смысл, обозначающий половой акт6. В контексте этой главы очевидно, что речь идет о гомосексуальном посягательстве. Именно поэтому Бог решил уничтожить и город, и его жителей, чтобы навсегда показать недопустимость гомосексуализма. О том, что подобная развращенность была широко распространена среди хананеян, свидетельствуют и другие места Священного Писания7. Поэтому не удивительно, что Господь уничтожает не только Содом, но и другие близлежащие города, погрязшие в разных грехах, и в том числе — в гомосексуализме.

Казалось бы, причина гибели этих городов не требует объяснения, но «либеральные» христиане пытаются оспорить приведенное толкование этого места Священного Писания. Вот, к примеру, некоторые комментарии этого места Писания, сделанные представителями либерального направления христианства.

Krister Stendahl, ex-dean of Harvard Divinity School: «Это — сказка, с элементами черного юмора. На самом деле, он (Лот) так стремится защитить своих гостей, что готов пожертвовать родными дочерями. Все это показывает этическую сторону библейского повествования, лишенного мудрости»8.

David Bartlett, professor at Yale Divinity School: «Многие из историй, описанных в Библии, не означают, что это все было на самом деле. Большинство исследователей книги Бытия подчеркивают, что здесь речь идет только о том, как следует проявлять обычай гостеприимства. То есть если речь заходит о проявлении гомосексуального поведения и, особенно, о гомосексуальном насилии, то здесь мы видим, что содомляне не хотят вступить с ними в добровольные отношения; они хотят изнасиловать ангелов»9.

Интересно, что либералы, стремясь выдать это историческое повествование за аллегорию или поучение, хотят подменить также и причину уничтожения этих городов. Они говорят, что люди, которые пришли к дому Лота, были и мужчинами, и женщинами, и детьми. Они ссылаются на то, что в еврейском тексте книги Бытия (19, 4) стоят слова «anshei hair, anshei Sdom», которые могут быть поняты двояким образом. В одном случае можно говорить, что к дому Лота пришли «мужчины», в другом — что вообще «люди». Из чего делается вывод: «Это говорит нам о том, что традиционалисты неправильно объясняли намерения этой толпы (содомлян): если вы планируете гомосексуальную оргию, вы не пригласите женщин и детей!»10

Либералы стремятся оспорить и другие места этого повествования, в которых бытописатель пишет о стремлении жителей города «познать» странников. Защитники гомосексуализма утверждают, что жители Содома стремились «познать» их в значении «допросить». Якобы они подозревали, что незнакомцы были шпионами, которые посланы в город, чтобы разузнать, насколько хорошо он укреплен. Интересно, что либералы, рассматривая эту историю, пытаются разбирать стихи 19-й главы книги Бытия отдельно друг от друга. Если в связи с 4-м стихом они говорят, что к дому Лота пришли все жители Содома, то в отношении 5-го пытаются объяснить посягательство толпы как желание допросить гостей Лота, устраняя всякую сексуальную окраску повествования. Переходя к следующим стихам 19-й главы, они как будто забывают, о чем говорили до этого. Причиной этого служит повествование 8-го стиха, где подчеркивается, что Лот, желая защитить своих гостей, готов отдать своих дочерей толпе на поругание. Причем Лот подчеркивает: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа... делайте с ними, что вам угодно». Слова Лота прямо свидетельствуют, что цель толпы была вызвана низменными желаниями сексуального характера, иначе не было бы нужды подчеркивать девственность своих дочерей.

Защитники гомосексуализма, разбирая этот стих, тоже говорят о похотливых намерениях толпы. Однако они забывают о своих утверждениях, сделанных ранее, и рассматривают 8-й стих как подтверждение того, что содомляне не были гомосексуалистами, иначе Лот, который жил в Содоме и знал нравы его жителей, вряд ли стал бы им предлагать дочерей. Но при этом апологеты однополых отношений забывают обратить свое внимание на следующий, 9-й стих 19-й главы книги Бытия. Следуя логике либералов, можно заключить, что те, кто пришел к дому Лота, в большинстве своем были мужчины, так как Лот предложил им своих дочерей. А в 9-м стихе говорится о том, что содомляне не приняли предложение Лота, а сказали: «Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними... и подошли, чтобы выломать двери». Мы видим, что намерения содомлян касались именно сексуального надругательства над мужчинами: над двумя странниками и также над Лотом.

Однако большинство апологетов гомосексуализма называет причиной уничтожения содомлян «жестокое и оскорбительное отношение к незнакомцам, бедным, больным, а также нанесение вреда, в том обществе, где человек был обязан защитить любых гостей в своем доме»11. Поразительно: из рассмотрения 19-й главы полностью изымается 9-й стих, в котором говорится о намерении содомлян надругаться и над Лотом. Нам же следует обратить внимание на слова св. апостола Петра: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил [Господь]» (cм.: 2 Петр. 2, 7). Апостол прямо говорит, что не отсутствие милосердия явилось причиной гибели Содома, а царивший там разврат, который, как видно, в случае с Лотом имел явно выраженный гомосексуальный характер.

Другим местом Ветхого Завета, где говорится о запрете гомосексуальных отношений, является книга Левит. В 18-й главе (22-й стих) говорится следующее: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной: это мерзость». Казалось бы, что этот стих Писания не требует дополнительного объяснения, однако и здесь апологеты гомосексуализма пытаются изменить смысл сказанного Богом. Они трактуют это место несколькими способами.

Во-первых, по мнению либералов, эти слова Господа относятся к запрету на так называемую храмовую, языческую, мужскую проституцию. Цель этого запрета — оградить еврейский народ от общения с язычниками, которые их окружали. Во-вторых, либералы усматривают в этом нарушение иерархии. В то время положение женщины в еврейском народе было социально низким, что выражалось в ее пассивном подчинении мужчине, в том числе в вопросах исполнения супружеского долга. Поэтому, когда один мужчина вступает в половую связь с другим, один из них занимает положение женщины, и якобы именно это — мерзость пред Господом. В третьих, они говорят о неправильном переводе этого стиха. Слово «мерзость», по их мнению, является неудачным переводом еврейского слова «toebah», означающего «ритуальную нечистоту». В греческом переводе «семидесяти» слово «toebah» было переведено как «bdelygma», что означает «ритуальное осквернение». Поэтому, если бы Моисей хотел обратить внимание на нравственную составляющую этого поступка, он бы использовал слово «zimah», означающее «грех». И наконец, последняя трактовка либералов состоит в том, что это место Писания не может быть отнесено к нашему времени, так как здесь говорится о храмовой проституции12.

На деле же представители постхристианского христианства выдергивают фразу из контекста 18-й главы книги Левит. Вся эта глава посвящена запретам: на браки с близкими родственниками, прелюбодеяние и блуд, а также на различные виды половых преступлений (содомия и скотоложство). В стихах 1–5 этой главы Господь говорит Моисею, что народ Божий должен исполнять постановления Его и не подражать «делам земли Египетской... и делам земли Ханаанской». После этих слов Господь запрещает Израилю все вышеперечисленные грехи. В 30-м стихе Господь предупреждает, что если они не станут соблюдать этих запретов, то «души делающих это истреблены будут». То есть здесь нет какого-либо иносказательного смысла или неправильного перевода, как этого хотелось бы защитникам гомосексуализма, в этой главе говорится, что нельзя делать верующему человеку, дабы не разгневать Бога. Нечистота ритуального характера никогда не каралась смертью. 29-й стих этой главы книги Левит прямо говорит, что «если кто будет делать все эти мерзости», тот подлежит смерти, а какой смысл несет в себе это слово в еврейском тексте, становится неважным, ибо наказание за это преступление — смерть. Что касается вопроса о мужской проституции, то здесь нет даже намека на таковую. Речь идет о недопустимости подобных сексуальных извращений в любых ситуациях.

В 20-й главе книги Левит, в 13-м стихе, повторяется запрет на однополые отношения: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». Казалось бы, что либералами это место должно быть рассмотрено в том же ключе, как и отрывок из главы 18-й, однако это не так. Конечно, и здесь ими повторяется тезис о храмовой проституции язычников, но как 18-я глава, так и это место трактуются в контексте запретов на поступки, связанные с преступлениями внутри израильского общества.

Например, D.Bartlett пишет: «Я думаю, что никто из консерваторов не станет утверждать, что гомосексуалисты должны быть казнены. Мне кажется, что те, кто читает Библию, не станут понимать это место буквально. Трудно представить, чтобы за подобное можно было предать человека смерти»13.

Подобное утверждение выглядит довольно наивно — ведь речь идет не об общественном договоре между людьми, а о заповедях, которые Господь сообщает Своему народу. Цель этих заповедей раскрывается в 26-м стихе 20-й главы книги Левит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь (Бог ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». Господь запрещает то, что мешает достигнуть святости, что мешает общению с Ним.

Однако больше всего поражает очередная попытка так называемого дословного перевода Библии. По мысли либералов, получается, что грех, который совершают мужчины, вступившие в гомосексуальные отношения, состоит в том, что «они вступили в сексуальную связь на постели, принадлежащей женщине» и за это «они должны быть наказаны»14. Трудно комментировать такие попытки переиначить библейский текст, но если грех состоит не в поступке, а в совершении этого поступка на женской кровати, и наказание за это — смерть, то получается, что если бы они это сделали в другом месте, то греха бы не было. Следовательно, грех состоит не в поступке, а в месте его совершения, то есть виновата кровать, а не человек, делающий грех. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем в таком случае сказать, что в первородном грехе был виноват не Адам, а древо познания. Очевидно, сколь неправомочен подход так называемого дословного перевода еврейского текста Библии.

* * *

Рассмотрим теперь новозаветные тексты Священного Писания. Послание св. апостола Павла к Римлянам (1-я глава, 26–27 стихи) содержит следующие слова: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчин, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Jill Nelson, pastor of the Sunshine Cathedral Metropolitan Community Church, по этому поводу утверждает: «Павел пишет это не в качестве осуждения гомосексуализма, но приводит как критику греческой традиции поведения во время богослужений. Греческое богослужение часто включало в себя сексуальные элементы»15. D.Bartlett пишет следующее: «...совершенно точно, что Павел считает определенные виды гомосексуального поведения результатом идолослужения в языческом мире»16.

Здесь следует отметить, что ап. Павел прямо говорит о проявлении «страстей постыдных». Апостол пишет, что появление подобных страстей явилось следствием отпадения от Бога (ст. 25). Это не форма идоло­служения, а нравственная деградация личности, что и выражается в словах ап. Павла: «постыдные страсти... разжигались похотью... делая срам». Все это он говорит не о богослужебной традиции языческого мира, а о проявлении неестественной, греховной страстности, которая чаще носила не религиозный, а социальный характер. Например, мужеложество в греческом мире поощрялось только среди свободных граждан как свидетельство наличия большей свободы, чем у рабов. Языческий мир, отпавший от истинного боговедения, полностью извращает данный от Бога образ бытия полов. Вместо целомудренного единения супругов торжествует разврат, вместо любви — похоть, вместо брака — срам. Поэтому апостол демонстрирует крайнюю степень отпадения языческого мира от Бога, которая проявляется в таких ужасных формах, как гомосексуализм.

В то же время есть у либералов по этому вопросу и такая странная позиция: ап. Павел осуждает не гомосексуальные отношения как таковые, а неестественные проявления сексуальной направленности. То есть если человек по природе является гетеросексуалом, то гомосексуальные отношения для него не естественны. И наоборот, являясь гомосексуалом, человек не приемлет гетеросексуальных отношений17. Следовательно, ап. Павел якобы осуждает не содомитов-гомосексуалистов, а тех людей, которые участвуют в гомосексуальных и гетеросексуальных связях, противореча своей сексуальной ориентации, которая, по словам автора этой теории, изначально заложена в человеке.

Столь изощренная попытка истолкования этого места Священного Писания в защиту гомосексуалистов полностью не соответствует духу Библии. Если продолжить ход мысли либералов, то получается, что содомитами не становятся, а рождаются. То есть такими их сотворил Бог. Продолжая цепочку размышлений, мы приходим к дикому в своей нелепости утверждению, что гомосексуализм не может быть грехом, так как это дело рук Самого Бога, а Бог Свят, Он не может творить греха. Но это логика полностью противоречит всему Священному Писанию. Если ее принять, то становится непонятно: за что же тогда Господь уничтожил Содом и Гоморру? Почему в других местах Библии прямо говорится о запрете этого греха и нет каких-либо указаний, подтверждающих эту теорию? Зачем же тогда человек вообще был сотворен двуполым?

Однако все эти противоречия снимаются, если мы рассмотрим этот отрывок из Послания к Римлянам в его исконном христианском смысле. Апостол Павел говорит о власти греха над ветхозаветным человечеством. В языческом мире грех восторжествовал настолько, что люди достигли максимальной степени греховности, которая и проявилась в содомском грехе. Св. Иоанн Златоуст говорит о содомии: «Пойми же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно». То есть степень этого греха такова, что он уже здесь, на земле, ввергает человека в гееннское состояние мучения. Таким образом, недопустимо помыслить, что для человека гомосексуальная склонность является естественной. Поэтому апостол и пишет, что она противоестественна, то есть противна его природе.

В 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

Либералы объясняют эти слова следующим кощунственным образом: Павел якобы написал это исходя из собственного знания и опыта. По их мнению, в первом столетии даже такой образованный человек, как Павел, не мог знать все о человеческой сексуальности. Ему были недоступны современные исследования, поэтому он писал именно так18.

Однако если рассмотреть контекст, в котором апостол выступает против мужеложников, то становится ясно, что медицинское образование здесь ни при чем. Апостол говорит о недопустимости грехов в жизни христианина. Телесные грехи (блуд, мужеложство и т.п.) недопустимы, ибо «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 18–20). Апостол говорит о том, что человек, став христианином, не может делать грехов, ведь за него была пролита кровь Христова. Став членом Тела Христова и храмом Святого Духа, христианин не должен осквернять этот храм, то есть свое тело. В противном случае он перестает быть христианином. Если ты не христианин, то и Святой Дух в тебе не обитает, если ты не член Тела Христова, ты и не сонаследник Христов, а если ты не сонаследник, то и Царство Божие не твое.

В 1-м Послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников... и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1, 9–10).

Но либералы отказываются признавать не только этот отрывок из Послания к Тимофею, но все Послание апостола Павла целиком. Первое Послание к Тимофею, по мнению нынешних ревизионистов Священного Писания, написано неизвестным автором, возможно, в первой половине II века. Оно якобы было написано через сто лет после смерти Павла, поэтому значение этого текста для полемики по вопросу о допустимости гомосексуализма в жизни христианина невелико19.

В наши цели не входит доказывать подлинность «пасторских посланий» апостола Павла. Мы можем только сослаться на авторитет VI Вселенского Собора, который подтвердил богодухновенность двадцати семи книг Нового Завета, в число которых вошло и Первое послание апостола Павла к Тимофею.

Мы намеренно не использовали в полемике святоотеческие труды, рассматривающие этот вопрос, по той причине, что для протестантов доводы Святых Отцов никогда не были авторитетными. Однако в заключение все же хотелось бы привести мнение самого известного православного экзегета — святителя Иоанна Златоустого, в котором он рассматривает 26–27 стихи 1-й главы Послания апостола Павла к Римлянам:

«Итак, все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях... И у женщин, и у мужчин он (ап. Павел. — А.Т.) равно отнимает возможность извинения, обвиняя их не только в том, что они имели наслаждение и, оставив то, что имели, обратились к иному, но в том, что предались, презрев способ естественный, прибегли к противоестественному... Заметь же, какие сильные выражения употребляет апостол. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение, но — разжегошася похотью своею друг на друга... И если ты спросишь: откуда такая напряженность страсти? — отвечаю: оттого, что они были оставлены Богом. А отчего произошло это Божие оставление? От беззакония оставивших Бога. Мужи на мужех студ содевающе (ст. 27)...

Так как дьявол видел, что самое вожделение больше всего соединяет полы, то и постарался разорвать этот союз (мужа и жены. — А.Т.), чтобы уничтожить человеческий род не только противозаконным расточением семени, но и взаимною борьбою и восстаниями. И возмездие, еже подобоше прелести их, в себе восприемлюще (ст. 27). Смотри, как апостол опять переходит к источнику зла — нечестивому учению — и говорит, что студ был воздаянием за это беззаконие. И так как, говоря о геенне и наказании, апостол для людей нечестивых, избравших такую жизнь, показался бы не заслуживающим доверия и даже смешным, то он разъясняет, что в самом этом удовольствии заключается наказание. И не удивляйся тому, что они не чувствуют этого, но испытывают наслаждение: ведь и безумные и одержимые болезнью умопомешательства, много мучая самих себя и находясь в жалком положении, однако смеются и радуются своим делам, по поводу которых другие о них плачут. Но мы не говорим, что вследствие этого они освобождены от наказания, напротив, по тому самому они и находятся в ужаснейшем мучении, что сами не сознают своего положения. Не больным нужно судить о положении дел, а здоровым... Смешение с блудницами хотя и беззаконно, но естественно, а мужеложство и противозаконно, и противоестественно... Я утверждаю, что эти (мужеложники) хуже убийц, так как лучше умереть, чем жить после такого поругания. Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху...

Чтобы тебе понять, насколько велик этот грех, <представь следующее>: если бы кто-нибудь, пришедши к тебе, объявил, что он сделает тебя из человека собакою, то ты не убежал ли бы от него, как от человека самого вредного? Но вот ты сделал самого себя из человека не собакою, а животным более презренным, чем собака: она еще годна к чему-нибудь, а предавшийся <такому> распутству ни к чему негоден...

Какие же геенны достаточны для таких! А если ты, слыша о геенне, смеешься и не веришь, то вспомни об огне содомском... Помни же, как велик был грех, побудивший геенну явиться преждевременно. С другой стороны, так как многие презирали речи <о геенне>, то Бог на деле показал им подобие ее в некотором новом виде. Дождь тот был необыкновенным, как и смешение содомлян было противоестественно; он затопил землю, как и похоть наводнила их души. Этот дождь по своему действию был противоположен дождю обыкновенному: он не только не возбудил утробу земли к произрастанию плодов, но и сделал ее неспособною к принятию семян. Таково было и смешение мужчин земли содомской, которое делало их тела более бесплодными. Что грязнее, что отвратительнее того мужчины, который стал блудницею?.. От роскошной жизни, от незнания Бога: всякий раз, как люди отвергают страх Божий, тогда оставляет их и всякое добро»20.

Читая столь грозные слова великого Златоуста, нам остается только сказать в ответ: аминь!


Примечания

1. «Благовест-инфо» со ссылкой на CWN от 23.06.2003.

2. РИА Новости, 22.06. 2003.

3. NEWSru.com, 18.06.2003.

4. NEWSru.com, 29.05.2003.

5. NEWSru.com, 11.06.2003.

6. См. также: Быт. 4, 1, 17–25; 24, 16; 38, 26; 1 Цар. 1, 19 и др.

7. См.: Быт. 13, 13; Лев. 18, 22–30; 20, 23–24; Втор. 32, 32–33; Ис. 3, 9; Иер. 4, 15; 2 Петр. 2, 6–8 и др.

8. Цит по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

9. Ibid.

10. См.: The sin of Sodom wasn’t what you think // National Gay Pentecostal Alliance (NGPA); at: http://groups.yahoo.com/group/

11. Ibid.

12. См.: Free to be gay: A brief look at the Bible and homosexuality // Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches; at: http://www.ualberta.ca/~cbidwell/UFMCC/

13. Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13.

14. См.: Anon. What does Leviticus 18:22 really say? // Pamphlet, National Gay; at: http://groups.yahoo.com/group/

15. Цит. по: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

16. Ibid.

17. См.: How to be true to the Bible and say «Yes» to same-sex unions. at: http://members.aol.com/DrSwiney/bennett.html. См. также: Ann Shepherd C. The Bible & Homosexuality // at: http://hcqsa.virtualave.net/

18. См.: Tasker Fred. What does the Bible say about homosexuality? // Philadelphia Inquirer, 1997. JUL-13. The Rev.

19. См.: Paul Thomas Cahill. An investigation into the Bible and homosexuality // at: http://www.yougogirl.com/

20. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на послание к Римлянам. 1994. С. 516–523.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.05.2022
Святитель Игнатий Брянчанинов

Подвижники древних и новых времен

15.05.2022
Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачёв: Россия сражается с мировым Сатаной

10.05.2022
Епископ Арсений (Жадановский; †1937)

Опасность прелести

4.05.2022
Роман Юшков

Не красть Победу у прадедов.
Культ Великой Отечественной должен срочно потесниться в пользу нынешней войны

2.05.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Православие, как идейная основа воссоединения Малой и Великой России

28.04.2022
Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002)

Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002): «Украина – это сатанинское государство нашего времени»

26.04.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Русское имя и русская вера Украины

15.03.2022
Протоиерей Алексий Касатиков

Об обращении группы либеральных священнослужителей и примкнувших к ним мирян-пацифистов с «призывом к примирению и прекращению войны»

17.04.2022
Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник касательно военного вопроса

26.02.2022
Александр Халдей

Украина – це Россия

19.04.2022
Архиепископ Никон (Рождественский)

О рассуждении

10.04.2022
Митрополит Псковский и Порховский Тихон

Митрополит Псковский и Порховский Тихон о событиях на Украине: «Такой трагической ситуации, такой беды и боли при жизни нашего поколения еще не было»

13.03.2022
Россия без ядерного оружия

2.03.2022
Эдуард Биров

Русский солдат как хирург удаляет нацистскую опухоль на Украине

1.04.2022
Игорь Полежаев

Запрет Православия на Украине поможет военной спецоперации

7.04.2022
Елена Костандис

Главное – жить духовной жизнью, а не говорить о ней

28.03.2022
Станислав Стремидловский

Украинских униатов оттеснят в Галичину, и они станут проблемой для Польши

23.01.2022
Николай Каверин

В случае военной опасности для России у православного офицера не должна дрогнуть рука

21.02.2022
Сергей Васильев

Одичавший Запад и его инфернальные метастазы

30.03.2022
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

4.04.2022
Протоиерей Иоанн Восторгов; †1918

Истинный патриотизм

16.02.2022
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

9.03.2022
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

11.02.2022
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

30.01.2022
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

13.04.2022
Протоиерей Константин Буфеев

Почему Бог выбрал человека, а диавол – обезьяну

9.02.2022
«Бегайте блудодеяния»

17.01.2022
Святое Причастие – на падение и восстание многих

27.01.2022
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Восточное и западное монашество

20.12.2021
Николай Каверин

О призывах к «возрождению монархии» в современной России

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

20.02.2022
Эдуард Биров

Шкурничество русскому не к лицу

10.01.2022
Протоиерей Димитрий Шишкин

Противостояние распаду

4.01.2022
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

19.01.2022
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

12.01.2022
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

28.12.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

14.01.2022
Михаил Лодыженский

Серафим Саровский и Франциск Ассизский

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

23.12.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

9.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.12.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Патриархат

14.12.2021
Олег Дивов

Съеденные заживо, или Зомбиапокалипсис в России.
Манифест ваксера

16.12.2021
Архиепископ Аверкий (Таушев)

«Соль обуеваетъ» – знаменiе приближенiя конца

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

5.02.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

4.06.2021
Протоиерей Владимир Правдолюбов (†23.05.2021)

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

2.02.2022
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 4-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

12.12.2021
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

18.12.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

23.03.2022
Протоиерей Владимир Правдолюбов, †2021

О подготовке ко Святому Причащению

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

14.02.2022
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.02.2022
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

 

НОВОСТИ

11.05.2022
Предстоятель УПЦ МП Митрополит Онуфрий обратился к Путину с просьбой освободить нацистов из «Азовстали»

10.05.2022
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» о лишении сана священнослужителей РПЦ МП, выступивших против спецоперации российской Армии по освобождению Украины от нацизма

08.05.2022
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

28.04.2022
Дежурство по Донбассу. 2018 год

24.04.2022
Православные арабы в ожидании чуда схождения Благодатного огня в Иерусалиме 22 апреля у Кувуклии развернули русский флаг и скандируют «Россия»

23.04.2022
Смерть! где твое жало? Кураев! где твоя победа?
Схождение Благодатного огня 23 апреля 2022: прямая трансляция

15.04.2022
Председатель ОВЦС МП давит на Патриарха Кирилла, чтобы тот обратился к Путину с просьбой о пасхальном перемирии с Украиной

10.04.2022
Простая русская бабушка на Украине вернула солдатам ВСУ гуманитарную помощь после того, как они потоптались по красному флагу.
Кадры из Орловской и Курской областей: жители провожают наших военных на фронт

05.04.2022
Игумен Феодосий (Нестеров): Проведение военной спецоперации на Украине – духовно оправданное решение

31.03.2022
Обращение Заслуженного артиста России Сергея Маховикова к русской Армии и ополчению Донбасса

28.03.2022
Московский патриархат не поддерживает специальную военную операцию России на Украине и ищет защиты и поддержки не у своей российской паствы, а на Западе

25.03.2022
При обстреле украинскими войсками российского села Журавлёвка Белгородской области погиб протоиерей Олег Артёмов

24.03.2022
Пять факторов нашей победы

19.03.2022
Протоиерей Андрей Ткачёв: Образовалось русско-чеченское боевое братство. Русские и чеченцы кровью побратались

17.03.2022
Скончался Александр Стрижев, постоянный автор и член редсовета журнала «Благодатный Огонь»

12.03.2022
Памятка русского человека

11.03.2022
Патриарх Кирилл обвинил западных политиков в попытке сделать украинцев врагами России

03.03.2022
Слезинка ребёнка и реки крокодиловых слёз.
Об обращении священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны

24.02.2022
Окажем молитвенную поддержку Президенту России!

23.02.2022
Донбасс за нами и с нами Бог!
Мы возвращаемся домой...

21.02.2022
Донбасс, родной, мы дождались!

17.02.2022
Обращение российского политологического и экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации

07.02.2022
«Архипелаг ГУЛАГ»: перечитать Солженицына и ошалеть

02.02.2022
Борис Джонсон в Киеве рассказал, как украинцам сражаться с русскими

31.01.2022
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

24.01.2022
Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия о профилактике распространения коронавирусной инфекции

03.01.2022
Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов

25.12.2021
К 30-летию распада СССР

22.12.2021
Патриарх Кирилл призвал верующих не путать QR-код с печатью антихриста и назвал вакцинацию от коронавируса не вероучительным, а сугубо медицинским вопросом

11.12.2021
В администрации Кремля сравнили антиваксеров с Гитлером, а в РПЦ заявили о зарубежных кураторах антипрививочников

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви