Богородица

Архив номеров Номер 10

О православной миссии среди мусульман


В целях успеха православной миссии среди «традиционных» религий (в частности среди мусульман) в первую очередь следует решительно отказаться от ложной «политкорректности»: общество и государство должно ясно понимать, что любая религиозная система всегда претендует на исключительность, то есть любая религия только себя считает истинной и поэтому стремится всех сделать своими последователями (характерной пример тому — пропаганда в России «русского ислама» в последнее время). Поэтому тезис о мирном сосуществовании религий в принципе не реален и является обманом или самообманом. Любые попытки примирить и посадить за один стол религии ни к чему никогда не приведут. Государству российскому нужно определиться, с кем оно: с Православием, которое создало саму Россию, или с исламом, в результате возможной победы которого Россия перестанет быть сама собой — это будет новая территория с новым названием, с новым языком и т. д. Поэтому государство и общество должны однозначно решить для себя, какой религии они покровительствуют и какую сдерживают.

Следует не забывать, что в России имеется огромный опыт миссии среди мусульман. Так, например, до революции именно Казанская Духовная академия была миссионерской, первые миссионерские съезды в России проходили в Казани и крещеных татар было более 100 тысяч (не считая так называемых кряшенов — старокрещенных татар). Если обратиться к духовному опыту, то следует вспомнить святых нашей Церкви, до своего обращения бывших мусульманами: прп. Серапиона Кожеозерского, св. муч. Петра и Стефана Казанских, св. Авраамия Болгарского и других; их подвиг и почитание следует делать более известным[1]. Этот опыт должен быть сейчас востребован.

Необходимо знакомиться с полемическим и апологетическим наследием Святых Отцов. Мало кто у нас знает, что против ислама писали такие святые, как: прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феофан Исповедник, прп. Григорий Декаполит, св. Константин Философ, свт. Николай Мистик, свт. Самон Газский, свт. Григорий Палама, свт. Симеон Фессалоникийский, прп. Максим Грек и др. Противомусульманские сочинения их у нас либо не изданы, либо не осмыслены в контексте современной проблематики наших отношений с мусульманами.

Следует помнить, что мусульмане в настоящее время являются в России меньшинством (около 9 %; и это вместе с так называемыми «этническими»; а собственно практикующих, изучающих Коран и Сунну и живущих по шариату, в несколько раз меньше, т. е. мизерное количество) и пора прекратить делать из них привилегированную группу.

В большинстве случаев речь идет не об обращении, а о возвращении народов в Православие, из которого они были насильно уведены в ислам при господстве турок и персов (Северный Кавказ). Требуется резко усилить православное присутствие во всех квазимусульманских регионах. Одним из важных следствий замирения Чечни должно быть открытие там со временем православной миссии, так как чеченцы приняли ислам только в XVIII веке, то есть они по сути скорее язычники и говорить о том, что они автохтонные мусульмане, было бы просто смешно (о причинах неудачи православной миссии на Северном Кавказе и способах исправления этих ошибок писал еще в XIX веке святитель Ставропольский Игнатий (Брянчанинов). Точно также киргизам и казахам ислам был по ошибке навязан Екатериной II в XVIII веке, до этого они были также язычниками (до революции среди так называемых «степных народов» была даже запрещена православная миссионерская деятельность). И в Киргизстане, и особенно в Казахстане много православных местных жителей. Миссия там имеет очень богатые перспективы.

То же самое и внутри России. Нужно понимать, что Поволжье является «пороховой бочкой», и пока оно не будет христианизировано, оно будет оставаться источником воинствующего исламского фундаментализма и потенциального сепаратизма. Не нужно создавать себе иллюзий: какая бы из исламских групп не победила, все равно в нее проникнет идеология джихада, потому что это — одна из заповедей «пророка» Мухаммеда, исполнять которые необходимо каждому верующему мусульманину. В связи с этим необходимо финансирование (даже на государственном уровне!) православной миссии среди татар и других поволжских народов, а также издание православной литературы, создание миссионерских интернет-сайтов[2] и т. п., изучение огромного дореволюционного миссионерского опыта среди мусульман.

Что касается Москвы и Центральной России, то тут необходимо учитывать, что всевозможные национал-экстремистские группировки являются скорее врагами православной миссии: они невольно сплачивают проживающих здесь выходцев с Кавказа вокруг ислама, и тем самым препятствуют тому, чтобы, как всякое имперское государство, Россия их «переваривала» и окультуривала, обращая в Православие.

В первую очередь для продвижения православной миссии среди мусульман необходимо заняться переводческой работой: Св. Писание, святоотеческие труды должны быть понятны в народах, где доминирует исламская культура (насколько нам известно, только в Алмаатинской епархии ведется работа в этом направлении — перевод Писания). Но самое главное, и об этом также писал в свое время святитель Игнатий Брянчанинов, священники-миссионеры должны в совершенстве владеть тюркскими языками и языками народов Северного Кавказа, иначе миссия будет обречена на неудачу. Необходимо открывать приходы, или при уже существующих проводить богослужения на национальных языках, миссионерские молебны об обращении из ислама (первый опыт — молебны в Москве для православных татар).

Следует помнить, что и при фактическом отсутствии православной миссии среди мусульман, многие из них самостоятельно пришли к истинной вере. Такие примеры существуют практически во всех мусульманских народах, проживающих в Российской Федерации. Есть православные чеченцы, лезгины, азербайджанцы, киргизы, казахи, татары, башкиры и т. д.[3] И хотя таких немало (по приблизительным подсчетам на всей канонической территории РПЦ их несколько тысяч), они остаются разобщенными, их опыт прихода к вере не становится миссионерским достоянием Церкви. Поэтому необходимо также создание национальных общин православных христиан из тех, кто пришел в лоно Церкви, при уже существующих православных приходах с крепкими общинами и братствами.

Следует также учитывать, что настоящее время наиболее благоприятно для ведения проповеди Православия среди постсоветских мусульманских народов. Среди значительного процента молодежи, выросшей в атеистическом государстве с ослабленным воздействием традиций, ислам встречает равнодушие, а христианство, напротив, интерес. Но, не найдя понимания в православных храмах, молодые люди идут к протестантам (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) или к католикам (Казахстан).

Именно из-за пассивности православных в мусульманских российских регионах и антимиссионерских установок многих архиереев процветает проповедь протестантов самых разных мастей. А ведь Православная Церковь традиционно пользуется в этих регионах большим уважением у населения и признанием со стороны местных властей; безусловно миссия Русской Церкви встретила бы большую расположенность и принесла большие плоды.

А сегодня, как правило, — из-за ложного страха или из-за искренней лени — сложно сказать, в православных храмах приходящих мусульман просто выпроваживают. Известен даже такой случай: молодой человек-таджик пришел в русскую церковь с просьбой о крещении. Батюшка его отправил восвояси: ты что, тебе же потом твои же родственники — то-то и то-то с тобой сделают, гонения будут. Молодой человек вернулся через неделю со стопкой расписок — от родственников и даже соседей, что они не возражают против его крещения — и таким только образом добился, чтобы священник его окрестил!

Мусульманские же миссионеры отнюдь не столь «скромны». Они проводят по всей России целенаправленно и продуманно миссию среди русских, создают общины «русских мусульман», которые ведут активную проповедническую деятельность, занимаются переводами мусульманской литературы и содержат интернет-сайты. К настоящему времени их успех — около 30000 «русских мусульман» в Российской Федерации! И это только начало! Найдем ли мы силы чем-нибудь ответить на вызов «русского ислама» или будем спокойно дожидаться, пока наши храмы опустеют и всем нам придется жить по шариату в русском эмирате арабского халифата?


 


[1] В настоящее время существует лишь одна книга о них: Максимов Ю.В. Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама. М., 2000.

[2] С осени 2000 г. существует единственный сайт «Православие и ислам» (www.um-islam.nm.ru). Однако он, при всех положительных качествах, является скорее библиотекой, чем собственно миссионерским проектом с продуманной структурой.

[3] Так, например, приняла крещение правнучка легендарного имама Шамиля, став из Низами Марией; перешла в Православие казахская деятельница культуры кинорежиссер-документалист Э.Дильмухамедова; среди клириков нашей Церкви есть и татары, и казахи, и чеченцы, и ингуши, и табасаранцы, обратившиеся из ислама.