Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

В защиту патриаршества

Георгий КОРОБЬИН


В периодике нередко появляются статьи, посвященные вопросам церковной истории. Это вполне объяснимо: именно в ней мы все пытаемся отыскать ответы на беспокоящие нас вопросы. Среди них по многим причинам особенное внимание вызывает проблема отношений Церкви и государства. Ответы в далеком прошлом заставляют искать множество вопросов, связанных с проблемой отношений Церкви и Царства, Церкви и государства. Почему в православном государстве безбожники смогли захватить власть? На каких основаниях строить отношения с государством неправославным, более того — враждебным Церкви? Насколько воплотилась в жизнь теория «симфонии власти» и когда была нарушена? Кто был прав — преподобный Иосиф Волоцкий или Иван III, посягнувший па монастырское землевладение? Кто нанес больший вред Православию — те ли, кто, как патриарх Никон и митрополит Арсений Мацеевич, боролись за права Церкви и против секуляризации ее земель, или те, кто, как Петр I и Екатерина II, реформировали управление Церкви, закрывали храмы и монастыри, контролировали епископат, видя в духовенстве оппозиционную правительству силу? Было ли благодетельно для Церкви учреждение Синода вместо патриаршества, или именно это событие послужило гибельному для Православного Царства расцерковлению жизни и последующему распространению безверия? Всю эту серию частных вопросов можно свести к немногим основополагающим: Священство или Царство? Воцерковление или секуляризация жизни? Патриаршество или Синод в управлении?
 И те, кто отвечает: «Священство, воцерковление и патриаршество», па частные вопросы отвечает соответственно этой церковной точке зрения. Наоборот, те, кто отдает предпочтение идеям государственности, полагает, что Церковь должна подчиняться интересам государства. С этой государственной точки зрения они обычно дают ответы и па частные вопросы. Приверженцы этой идеологии в сочинения по церковной истории ввели такие понятия, как «иосифляне» и «никониане», и крайне отрицательные оценки деятельности ряда святителей, в первую очередь тех, кто боролся с многовековыми поползновениями государства подчинить себе Церковь, Тело Христово.
 Так как по всем этим вопросам расхождение существовало еще в Византии и было унаследовано от нее Русью, то неудивительно, что и в паше время появляются то и дело статьи полемического характера с прямо противоположными оценками и выводами. Так, в последнее время стал обсуждаться вопрос о синодальном периоде: его каноничности или неканоничности, о его преимуществах или недостатках в сравнении с патриаршеством.
 Примером могут послужить две статьи, опубликованные осенью прошлого года. В светской газете (НГ-религия. № 8. 15 августа 1997 г.) была опубликована статья о значении Поместного Собора 1917 — 1918 годов. А в православном обозрении «Радонеж» (№ 15, сентябрь 1997 г.) преподаватель Свято-Тихоновского института Д.В. Пашков дал ее критический разбор.
 Авторы демократической газеты «НГ-религия» затрагивают вопрос о синодальном периоде лишь постольку, поскольку на Поместном Соборе в 1917 году было восстановлено прерванное этим периодом патриаршество. Их главная задача — сказать о недостатках современного положения Церкви, обвинить наше священноначалие в отступлении от либерального духа многих решений Собора 1917 года. Автор православного обозрения основное содержание критикуемой статьи оставляет за рамками своих заметок. Поначалу кажется, что Д.В. Пашков озабочен тем, чтобы оградить Церковь от обвинений в неканоничности и ущербности любого периода ее существования. Цель вполне достойная и, главное, справедливая, потому что разговоры о «неканоничности» Святейшего Синода зачастую плавно переходят в открытую критику всей церковной жизни за 200 лет империи и переносят проблему из области церковно-государственных отношений в область духовную, которая никакими «синодами» не может быть затронута.
 Но на деле оказывается, что свою главную задачу он видит в том, чтобы доказать, что всеми возможными недостатками обладал именно патриарший период, что только отмена патриаршества и учреждение Синода в XVIII веке позволили Церкви воплотить церковные каноны в жизнь. Посему он дает самую высокую оценку реформам Петра I, в которых видит «верность духу византизма и церковной пользе», и реформам Екатерины II, в которых видит «восстановление православным государством управления над всей своей территорией и подданными» (имеется в виду секуляризация церковных земель в 1764 г.).
 Таким образом, статья в «НГ» служит лишь поводом для изложения собственной системы представлений об управлении Церковью и о соотношении власти церковной и государственной. Поэтому, оставив в стороне побудительную причину — статью в «НГ», — остановимся на предлагаемой Д.В. Пашковым интерпретации.
 

КАНОНЫ
 
Начнем с его утверждения: «Реформа Петра с точки зрения канонической более верна духу византизма и церковной пользе». Более чего? Оказывается, более эпохи патриаршества, когда «ни один из требуемых канонических принципов не соблюдался и не мог быть соблюден». Естественно, при этом он не проходит мимо фигуры Святейшего Патриарха Никона и осмеливается упрекнуть допетровскую Церковь в «искажении здравого представления о месте и полномочиях первого из епископов», то есть патриарха.
 Рассмотрим подробнее систему доказательства неканоничности патриаршества и ту церковную пользу, которой был верен Петр. Его верность «духу византизма» оставим без внимания из-за неопределенности этого выражения. Возможно, оно как-то связано с идеями К. Леонтьева, но в данном случае употреблено крайне неудачно. Во-первых, сама Церковь руководствуется не «духом византизма», а Святым Духом и канонами. Во-вторых, и Петра трудно заподозрить в верности какому-либо другому духу, кроме протестантского. Так что останемся на твердой почве церковных канонов.
 Д.В. Пашков приводит три основных канона, или правила, по которым, как он говорит, Византийская (видимо, Константинопольская. — Г. К.) Церковь устраивала свое управление. Приводит он их в вольном пересказе, при этом в одном — пропускает очень существенные слова, а в другом — искажает смысл. Важные слова, которые он пропускает в 34-м апостольском правиле, служат основанием патриаршества и соборности в Церкви. Там сказано: «Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, яко главу, и ничего, превышающего их власть, не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».
 Здесь выделены слова, пропущенные Пашковым. Пропущены они не из-за недостатка места, а только потому, что слова «яко глава» его вовсе не устраивали. Он сторонник так называемой «архиерейской теории», по которой «патриарх вовсе не глава», а «первый между равными» (об этой теории см.: М. В. Зызыкин. Патриарх Никон. М., 1995. Т. 2. С. 201). Патриарх же отличается от всех других архиереев, митрополитов и епископов только тем, что занимает кафедру столичного города Поместной Церкви. Теорию свободных архиереев в России обосновывал новгородский митрополит Киприан (1627–1633), и ко времени поставления на столичную кафедру патриарха Никона идеи придать епархиальному управлению автономный характер, независимый от вмешательства в епархиальные дела патриарха, проникли в архиерейскую среду. А посему и Патриарх Никон для таких архиереев был слишком неудобен.
 Возможно, кто-либо усомнится не только в приверженности Д.В. Пашкова столь неканонической теории, но и в существовании оной. Чтобы сомнений не оставалось, приведу его собственные слова. Основное достижение реформ Петра на поприще церковной пользы он видит в том, что реформа, «не затронув основную церковную единицу — епархию, укрепила представление о равенстве епископов между собою». Действительно, за время правления Синода епископы настолько отвыкли от патриаршей власти, что многие решительно не соглашались на восстановление патриаршества. Так что архиерейская теория не только существовала, но и окрепла в синодальную эпоху. Странно только, что в этом можно видеть «церковную пользу», и особенно сейчас, когда эту теорию в духе времени можно назвать «архиерейским федерализмом».
 В 1906 году профессор Троицкий на Предсоборном Присутствии характеризовал подобные настроения как стремление всякого архиерея делать из себя папу. В 1917 году на Поместном Соборе был избран патриарх. При этом в определении от 7/12 1917 года (ст. 20) Поместный Собор усилил власть патриарха, ставя авторитет его выше не только авторитета отдельных архиереев, но и целого ряда их, входящих в Священный Синод (см.: Зызыкин. Т. 2. С. 204). С тех пор, слава Богу, опять у нас, как и в допетровское время, «первый из епископов» яко глава, как и заповедали апостолы.
 Патриаршая форма управления Церковью возникла не в апостольские времена, а в V веке. Вопрос о взаимоотношениях патриарха и епископов получил дальнейшее развитие, в частности, в Эпанагоге, памятнике IX века. В ней говорилось, что «крайний», высший Судия и Законодатель — Сам Иисус Христос. Его наместники на земле — царь и патриарх. Патриарх является высшей церковной властью, а царь не имеет права вмешиваться в заповедную для него область догмата и канона. Д.В. Пашков вместе с Н.Ф. Каптеревым пеняют Патриарху Никону, что он не признавал равенства между патриархом и другими епископами. Мол, он заявил, «что первый архиерей во образ Христа, митрополиты — во образ 12 апостолов, а епископы — во образ 70 апостолов», но ведь он жил в XVII веке и читал не Каптерева, а «Синтагму» Матвея Властаря, по которой и процитировал Эпанагогу. Мог ли он предполагать, что в конце XX века ему такие воззрения поставят в вину, да еще ему же и авторство припишут?
 Второе из приведенных Д.В. Пашковым правил (8-е VI Вселенского Собора) гласит, что митрополиты должны созывать епископов на соборы по меньшей мере один раз в год. Если 34-е правило, по мнению Пашкова, в допетровский период нарушалось из-за преувеличенных понятий о значении патриарха, то в отношении соборов дело обстояло еще хуже. До Петра I, пишет он, «на огромной территории нашего государства находились всего лишь 24 епископские кафедры с ненормально большими территориями. Соборы созывались редко... 8-е правило не выполнялось... Если бы русские архиереи и устремились к его исполнению, им пришлось оставить бы свою паству на неопределенно длительные сроки, что запрещает 14-е апостольское правило».
 Что подразумевает Д.В. Пашков под «огромной территорией нашего государства»? В каких границах, по его понятиям, находились «всего лишь 24 епископии»? Ведь к концу XVII века мы еще не владели огромными территориями на западе и юге, на Кавказе и в Средней Азии, а Сибирь была почти ненаселена.
 Епископии и до Петра I возникали по мере расширения границ и заселения новых земель православными русскими людьми. Так, например, в 1657 году на созванном Патриархом Никоном Соборе были поставлены три епископа на новые епархии.
 Говоря о церковной пользе реформ Петра I, Пашков в первую очередь отмечает увеличение числа епархий: «За 200 лет синодальной эпохи оно возросло втрое». Да, перед революцией в границах Российской империи их было 79, а за безбожную советскую эпоху оно возросло еще почти вдвое и достигло 140. Но взгляните на карту — ведь границы XVII века сильно отличаются от границ конца XIX. Взглянуть на карту тем более полезно, что современные границы, наоборот, приближаются к допетровским. И если у нас процветет «архиерейский федерализм», который приводит в умиление Д.В. Пашкова, то вполне вероятно, что мы опять окажемся при 24 епархиях.
 Однако каноничность управления вовсе не зависит от обширности территорий и числа епархий. Рассуждая подобным образом, можно степень каноничности (в данном случае — «регулярность соборного управления», по выражению автора) поставить в прямую зависимость от развития транспортных средств. В наше время сел в самолет, туда-обратно — и никаких нарушений 14-го правила. Но и в те далекие времена, когда архиереи ездили в Москву на лошадях, они все же не очень нарушали 8-е правило. И вот что интересно — его совсем не нарушали именно во времена «зазнавшегося» Патриарха Никона. При нем (а он был на кафедре фактически всего 6 лет, с 1652 по 1658 год) Поместные Соборы созывались 4 раза. Всего во вторую половину XVII века, то есть за 50 лет, было 15 соборов. А за 200 лет синодального периода Поместный Собор проводился только один раз, в 1917 году.
 Но неужели Д.В. Пашков не видит в этом нарушения 8-го правила или хотя бы отклонения от «регулярности»? Нет и еще раз нет. Ведь, по его мнению, «Синод, возглавивший ЦЕРКОВЬ вместо патриарха, в свое время наилучшим образом осуществил требование регулярно-соборного управления ЦЕРКОВЬЮ». «Регулярно-соборное управление» на языке любителей синодальной эпохи означает, что Синод был не просто «духовной коллегией», наподобие других, типа Берг-коллегии, Юстиц-коллегии, Коллегии экономии. Это был постоянно действующий Поместный Собор, утверждают они. Такой «регулярности» нам, пожалуй, вряд ли удастся достичь, если только в России не объявится еще один «благодетель» типа Петра I.
 Теперь о последнем каноне. Д.В. Пашков приводит 14-е апостольское правило и опять в вольном пересказе: оно-де не позволяет епископам покидать свою епархию без какой-либо чрезвычайной причины. Но помилуйте, епископское служение вовсе не подразумевает подписку о невыезде, и, по точному смыслу русского слова, которое мы находим в 14-м правиле, никакого запрета на выезд епископа из епархии нет. Иначе как же бы могли съезжаться со всех концов тоже весьма обширной империи святые отцы Семи Вселенских Соборов? Они ведь не только из Малой Азии приезжали в Никею или Халкидон, но и из Египта, и из Африки, и из Рима. Впрочем, это почти шутка, потому что 14-е правило никакого отношения к занимающему нас вопросу не имеет. Судите сами. Вот что оно гласит:
 «Непозволительно епископу оставлять свою епархию и в иную преходити, если бы и от многих убежден был, разве когда будет и некоторая вина благословенная, сие творити его понуждающая, яко могущая большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению».
 Ясно, что правило это не позволяет самовольно, без суда (то есть Собора) епископов переходить с кафедры на кафедру. Вот почему и Патриарх Никон, послушный канонам, учредив, яко глава Церкви, три новые епархии в 1657 году, собирает епископов, чтобы с их согласия перевести епископов с одной кафедры на другую. Сразу замечу, что царская власть именно в назначение и перемещение епископов вмешивалась со времен деда Ивана Грозного, а уж после «благодетельных» для Церкви реформ Петра I епископы назначались и перемещались только по указам царским, а Синод их от себя рассылал.
 Подытожим. Д.В. Пашков видит неканоничность патриаршества в том, что при таком способе правления, во-первых, нарушается равенство епископов и один из них, патриарх, получает неоправданные правилом 34 полномочия; во-вторых, нарушается «основное условие принципа соборности — регулярность»; в-третьих, при «ненормально (7) больших территориях епархий» и столь же ненормально малом их числе русские архиереи нарушали 14-е правило, которое, как мы выяснили, не о том говорит.
 Предоставляю читателю самому судить об убедительности доказательств неканоничности патриаршества и перейду к обсуждению каноничности реформ Петра I и их церковной пользе.
 

ЧТО ТАКОЕ СВЯТЕЙШИЙ СИНОД
 
В наше время ввиду повышенного интереса к проблеме взаимоотношения Церкви и государства церковная публицистика гораздо реже обращается к догматам, чем к канонам. Правила и каноны — это то поле, на котором скрещиваются различные мнения о том, выше Священство или Царство; о понимании Церкви как Тела Христова или как одной из конфессиональных организаций, как юридического лица. Именно такое понимание лежит в основе пресловутого закона о религиозных организациях — закона, под которым без колебаний могли бы поставить свои подписи творцы синодальной реформы царь Петр и митрополит Феофан Прокопович.
 Путь от эпохи Православного Царства, патриаршества и Поместных Соборов проходил через установление не церковного, но государственного учреждения, «духовной коллегии», над которой был поставлен надзирателем обер-прокурор — «око государево». В конце этого пути, начавшегося еще при Иване III, первым попытавшемся отнять монастырские земли, власть захватили безбожники. И в их время должность обер-прокурора сохранилась под названием «уполномоченного по религии».
 Но самое замечательное состоит в том, что подготовленное более чем двухсотлетним ослаблением Церкви падение Царства хронологически совпало с восстановлением патриаршества и соборности.
 Царства приходят и уходят, а Церковь пребывает вовеки. Она пережила власть языческих императоров, стремилась к максимальному воцерковлению государственной жизни при православных царях, пережила новые гонения в эпоху советской империи. В наше время она одна сохранила свою власть и систему управления почти на всех просторах бывшей Российской империи. Все остальное ее наследство, даже приумноженное при советской власти, ныне утрачено. Нет сильной централизации власти, потеряны огромные территории, федерализм разъедает оставшиеся. Только Церковь по-, прежнему скрепляет народ и самим своим существованием вселяет надежду на восстановление государственности.
 Синодальный период — это не период в истории Церкви, а особая эпоха в жизни страны и народа. Длительный переходный период от Православия к безверию, к апостасии. Главный вопрос состоит в том, насколько государство, то есть православные цари, выполняло те функции в отношении Церкви, без которой, как показывает исторический опыт, ни одно Царство не стоит. Разговоры о каноничности или неканоничности сами по себе чрезвычайно важны, если под канонами понимать не юридические нормы, но указания, имеющие своим источником Божественную волю. Эти указания даны людям, которые понимают дух, а не букву канона и в согласии с этим духом устрояют церковную жизнь при любых обстоятельствах — при православных царях, при большевиках и демократах. Это понимание включает и глубокое убеждение в том, что нарушение канонов с неизбежностью приводит к возмездию. Оно не делает культа из царской власти, потому что помнит слова пророка: «И Я даю тебе царя в гневе Моем и отниму в негодовании Моем» (Ос. 13, 11).
 Бог отнял Царя, но оставил Церковь, и это одно свидетельствует о том, кто вызвал негодование. Более того, сразу же Божественная воля восстановила наиболее благодатный строй управления Церковью — патриаршество и соборность, строй, нарушенный произволом царей. Можно не усматривать этого по разным причинам — из-за незнания истории, из-за отсутствия интереса к подобного рода проблемам, но можно и из-за убеждения. Убеждения в том, что Царство выше Священства, а потому государство имеет право не только вмешиваться в церковное управление, но и распоряжаться церковной собственностью, что принцип единоначалия (патриаршество) нарушает принцип соборности и равенства епископов. При таком взгляде можно манипулировать канонами и толковать факты в нужном смысле.
 В статье Д.В. Пашкова «Без гнева и пристрастия» мы видим пример такого убеждения — по его собственному заверению, он человек «немного сведущий», а потому не может не знать истинных мотивов церковных реформ Петра I и исторических подробностей обстоятельств, сопровождавших учреждение Синода. Он изображает учрежденный Петром государственный орган по управлению Церковью постоянно действующим Поместным Собором; приводит в доказательство его каноничности признание Святейшего Синода восточными патриархами в качестве «брата», то есть тем же, кем был до этого Святейший патриарх, в секуляризации видит вполне правомерную со стороны государства меру по возвращению захваченных архиереями и монастырями земель и оправдывает факт подчинения Синода обер-прокурору тем, что этот надзиратель в должности министра не был членом Синода.
 Все эти соображения высказаны под видом исправления погрешностей в статье оппонентов, но в своей совокупности они представляют вполне определенную систему взглядов, отнюдь не новую. Своими корнями она уходит именно в то время, когда по приказу Петра Феофан Прокопович сочинил свой трактат против патриаршества в виде «Духовного регламента», где обосновывал право Государя управлять Церковью и распоряжаться ее имуществом. Как человеку сведущему, наверное, Д. В. Пашкову небезызвестно, что речь в этом трактате шла вовсе не о Святейшем Синоде, устроенном наподобие патриарших синодов при восточных патриархах, но совсем о другом. А именно об устроении вместо патриарха очередной коллегии — «Духовной коллегии» по делам веры, наподобие Берг-коллегии — по горному делу, Юстиц-коллегии — по судебным делам и Камер-коллегии — по таможенным. Так же как и в других, и в «Духовной коллегии» были учреждены должности президента, вице-президента, асессоров.
 Отличие этой коллегии от других было, во-первых, в том, что членами ее могли быть лица, назначаемые самим царем из духовенства (епископы, архимандриты и пресвитеры), а во-вторых, в том, что только над ней был поставлен надзиратель, роль которого в XIX веке чрезвычайно усилилась. С учреждением министерств должность обер-прокурора стала равной министерской, что позволило одному из обер-прокуроров, масону и мистику А.Н. Голицыну, стать министром по делам вероисповеданий.
 По совету духовенства Петр эту «Духовную коллегию» переименовал в Святейший Синод — слово «Святейший» должно было напоминать об отмененном патриаршестве, а «Синод» — вызвать ассоциации с постоянно действующими при восточных патриархах синодами. Но с ними Святейший Синод ничего общего не имел, а потому никак не мог считаться постоянно действующим Поместным Собором. Во-первых, он состоял не при патриархе, а подчинялся непосредственно царю; во-вторых, его члены вопреки канонам назначались не церковной властью, но тем же царем, к тому же он имел смешанный состав (епископы, архимандриты и пресвитеры), тогда как патриаршие синоды состоят из одних епископов; и в-третьих — число членов Синода никогда не достигало положенного числа — 12, и бывали времена, как писал митрополит Арсений Мацеевич, что Русской Церковью управляли два архимандрита и один пресвитер.
 Что же касается признания восточными патриархами Святейшего Синода своим «братом» и равночестным себе, то обстоятельства этого признания «интересующейся историей Церкви публике», как пишет Д.В. Пашков, действительно хорошо известны. Поэтому нет никакого смысла приводить факт этого признания в качестве доказательства и каноничности Синода, и его равнопатриаршеского достоинства, и как пример окрепнувших связей со Вселенской Церковью. Не только публике, но и авторам книг по истории Церкви хорошо известно, что Петр обманул Константинопольского патриарха, изъяв из греческого перевода «Духовного регламента» все, что могло насторожить архиерейскую совесть адресата, который в свою очередь имел меркантильные причины для того, чтобы поверить императору.
 Итак, ни в самом замысле законодателя — подчинить Церковь своей власти, ни в форме органа, который был устроен не по церковным канонам, а в согласии с прусскими и шведскими образцами, невозможно углядеть никаких признаков каноничности, потому что по канонам любые изменения в системе управления требуют соборного решения. Это прекрасно понимали архиереи, подписавшие «Духовный регламент» и указ об учреждении Синода в 1721 году и на протяжении всего XVIII века. Они подписали его под угрозой гонений, угрозой вполне реальной, потому что незадолго до этого были казнены и сосланы несколько епископов по делу царевича Алексея. Затем, до времени восшествия на престол Елизаветы, не прекращались попытки духовенства, главным образом епископов, изменить ненормальное положение, но и они пострадали. Наконец, при Елизавете Петровне новгородский митрополит Амвросий Юшкевич и будущий митрополит ростовский Арсений Мацеевич подали императрице прошение с просьбой о восстановлении патриаршества. Но и славящаяся своей сугубой любовью к Церкви «дщерь Петрова» на это не решилась. Как, впрочем, и все последующие за нею цари.
 Известный своей последовательной борьбой за обязательность канона для императора преподобный Феодор Студит писал:
«Не вполне православный тот, кто, по-видимому содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами».
 Это правило можно и должно применять к тем русским царям, которые в силу существующего законодательства были обязаны быть православными, но отнюдь не руководствовались в своей деятельности Божественными правилами. Посему и православными царями могут считаться с большой натяжкой. Во всяком случае, именно таковой, православной по видимости, была Екатерина II. Именно она завершила длящийся около 300 лет процесс секуляризации и жестоко расправилась с последним борцом за права Церкви и восстановление патриаршества — ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем.
 Каждая эпоха имела своего воина Христова, положившего душу свою за Церковь в борьбе против наступающего богоотступничества, апостасии. В XVI веке выступил против попыток отнятия монастырских земель преподобный Иосиф Волоцкий, при Иване Грозном — святитель Макарий и священномученик митрополит Филипп, в XVII веке пострадал Святейший Патриарх Никон, а в XVIII веке — митрополит Арсений Мацеевич. При жизни его многие почитали святым, но теперь это имя мало кому известно и появляется на страницах печати, так же как и имя Святейшего патриарха, ради теперь уже посмертного поругания, которое они в полную меру вкусили при жизни. Рассказ о жизни митрополита Арсения Мацеевича требует особой статьи и неуместен в соседстве с опровержениями той клеветы, которая напечатана на страницах «Радонежа». Поэтому коснусь этой темы только постольку, поскольку нападки и на патриарха Никона, и на Арсения Мацеевича чрезвычайно характерны для всех, кто рассматривает историю Церкви и деяния ее святителей не с церковной, но с «государственной», как теперь принято выражаться, точки зрения.
 

КЛЕВЕТА НА СВЯТИТЕЛЕЙ
 
Апологетика синодального периода, церковных реформ Петра и Екатерины II неизбежно связана с поношением патриарха Никона и митрополита Арсения. Естественно поэтому, что после доказательства «неканоничности» патриаршего периода в целом Д.В. Пашков под видом исправления погрешности в статье своих оппонентов дает нам свое видение роли того и другого пастыря в жизни Церкви. Он ставит под сомнение такой факт, как протесты ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) «против засилия в Синоде светских чиновников». На самом деле и засилие было, и протесты. Ведь Синод — это не только коллегия из 12 членов, но огромное ведомство, с целым рядом учреждений, чиновники которых имели реальную власть и при этом назначались обер-прокурором.
 Затем Д.В. Пашков объясняет нам, что и патриарх Никон, и митрополит Арсений, выступая против секуляризации церковных земель, на самом деле руководствовались не интересами Церкви, а личным пристрастием к делам хозяйственным. Это говорится о людях, полагавших свою жизнь за Церковь и осужденных церковным судом невинно, под давлением светской власти. Оба святителя пережили лишение сана, многолетние ссылки и умерли неоправданными. Но Церковь со временем признала их невиновность и правоту. Святейший патриарх Никон был оправдан грамотой восточных патриархов через год после смерти. Митрополиту Арсению пришлось ждать дольше — его оправдали и восстановили в сане только на Поместном Соборе 1917 года, когда закончилось синодальное правление.
 Затем мы читаем цитату из книги масона и обер-прокурора А.В. Карташева: у обоих святителей «интерес хозяйственный вносит уродливые черты в их архиерейскую мораль». Хотя Д.В. Пашков признает, что митрополит Арсений Мацеевич действительно был осужден, но дает понять, что вполне заслуженно. Он, оказывается, решился публично провозгласить анафему на всех отнимающих у церквей и монастырей имения и тем самым не только лично обидел императрицу Екатерину II, но и навредил «восстановлению православным государством управления над всей своей территорией и подданными». Под этим замысловатым выражением подразумевается названная историками «церковной реформой 1764 года» очередная антицерковная акция. В результате ее были закрыты 2/3 монастырей (около 500, что сравнимо с большевистской эпохой), у оставшихся были отобраны (по-ученому — секуляризированы) земли и введены «штаты монашествующих». В результате от многотысячного в начале века монашества осталось на всю Россию всего 5000 иноков и инокинь.
 После падения монархии и революции «восстановлением управления над всей территорией и подданными» занимались уже не Великий Петр и Великая Екатерина, а безбожные большевики. Им не было нужды прикрываться протестантским словечком «секуляризация», они просто «национализировали» землю и приступили к изъятию церковных ценностей. Внесло ли «уродливые черты в архиерейскую мораль» то сопротивление, которое оказали святители революционного времени безбожным святотатцам, Д.В. Пашков не сообщает. Однако известно, что обвинения в корыстолюбии и низменных побуждениях в их адрес, точно такие же, как в отношении патриарха Никона и митрополита Арсения, обрушились на них со всей силой и повторялись десятилетиями.
 Почему мучеников и исповедников одной эпохи чтут святыми, а пострадавших за Христа в другую эпоху полагают возможным поносить? Ужели только из-за разницы в государственном строе? Но издевательства над духовенством и монашествующими в течение всего XVIII века отличаются только числом жертв, а не природой гонений. Считать гонения XVII–XVIII веков яко не бывшими — значит отдавать память пострадавших на поругание и раскольникам, и научным атеистам, и нынешним «государственникам». Последние, видимо, полагают, что государство устоит без Церкви, но исторический опыт свидетельствует об обратном: гибнут царства, но Церковь Христова неодолима.
 Можно предположить, что найдутся возражения по этому поводу: мол, цари были православными и отбирали не священные сосуды, а всего лишь земли и делали это для пользы государственной, а большевики власть узурпировали и были, по сути, разбойники.
 Но по учению Церкви, которому остаются верными святители во все времена, всякая церковная собственность отдана Богу, а потому любое ее изъятие — святотатство. Оба святителя, порицаемые преподавателем богословского института в конце XX века, действительно каждый в свое время — один в XVII веке, другой в XVIII — предавали анафеме тех, кто покушался на церковное имение, и делали это в соответствии с канонами и своей архиерейской совестью. Если масон Карташев трактует подобные действия как «соблазн», то это не удивительно, но почему подобное непотребное отношение к памяти двух святителей-исповедников допускается на страницы православного обозрения, непонятно.
 В XVIII веке власть отменила чтение анафем с проклятиями тем, кто отнимает у Церкви ее имущество, потому что она понимала, что подпадала под них. Но анафемы эти никем не сняты, и их можно прочесть в Псалтири (Пс. 68 и 108). Их слышала вещая душа поэта, когда он писал о Петре I: «И на делах его великих / Печать проклятия легла». Она легла проклятием на всю династию, и потому ее постигло неотвратимое возмездие. Отнял Господь царя в негодовании Своем, царя-мученика, пострадавшего за грехи отцов.



Статьи автора

Исправление богослужебных книг в начале XX века

Трактовка личности Иоанна Грозного в книге «Самодержавие духа»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

12.05.2022
Святитель Игнатий Брянчанинов

Подвижники древних и новых времен

15.05.2022
Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачёв: Россия сражается с мировым Сатаной

10.05.2022
Епископ Арсений (Жадановский; †1937)

Опасность прелести

4.05.2022
Роман Юшков

Не красть Победу у прадедов.
Культ Великой Отечественной должен срочно потесниться в пользу нынешней войны

2.05.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Православие, как идейная основа воссоединения Малой и Великой России

28.04.2022
Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002)

Схиархимандрит Зосима (Сокур; †2002): «Украина – это сатанинское государство нашего времени»

26.04.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Русское имя и русская вера Украины

15.03.2022
Протоиерей Алексий Касатиков

Об обращении группы либеральных священнослужителей и примкнувших к ним мирян-пацифистов с «призывом к примирению и прекращению войны»

17.04.2022
Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник касательно военного вопроса

26.02.2022
Александр Халдей

Украина – це Россия

19.04.2022
Архиепископ Никон (Рождественский)

О рассуждении

10.04.2022
Митрополит Псковский и Порховский Тихон

Митрополит Псковский и Порховский Тихон о событиях на Украине: «Такой трагической ситуации, такой беды и боли при жизни нашего поколения еще не было»

13.03.2022
Россия без ядерного оружия

2.03.2022
Эдуард Биров

Русский солдат как хирург удаляет нацистскую опухоль на Украине

1.04.2022
Игорь Полежаев

Запрет Православия на Украине поможет военной спецоперации

7.04.2022
Елена Костандис

Главное – жить духовной жизнью, а не говорить о ней

28.03.2022
Станислав Стремидловский

Украинских униатов оттеснят в Галичину, и они станут проблемой для Польши

23.01.2022
Николай Каверин

В случае военной опасности для России у православного офицера не должна дрогнуть рука

21.02.2022
Сергей Васильев

Одичавший Запад и его инфернальные метастазы

30.03.2022
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

4.04.2022
Протоиерей Иоанн Восторгов; †1918

Истинный патриотизм

16.02.2022
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

9.03.2022
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

11.02.2022
Священник Сергий Чечаничев

В защиту церковнославянского языка

30.01.2022
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

13.04.2022
Протоиерей Константин Буфеев

Почему Бог выбрал человека, а диавол – обезьяну

9.02.2022
«Бегайте блудодеяния»

17.01.2022
Святое Причастие – на падение и восстание многих

27.01.2022
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Восточное и западное монашество

20.12.2021
Николай Каверин

О призывах к «возрождению монархии» в современной России

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

20.02.2022
Эдуард Биров

Шкурничество русскому не к лицу

10.01.2022
Протоиерей Димитрий Шишкин

Противостояние распаду

4.01.2022
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протестантизм в Православии

19.01.2022
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

12.01.2022
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

28.12.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Можно ли молиться за души самоубийц и еретиков?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

14.01.2022
Михаил Лодыженский

Серафим Саровский и Франциск Ассизский

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

23.12.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

9.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.12.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

Патриархат

14.12.2021
Олег Дивов

Съеденные заживо, или Зомбиапокалипсис в России.
Манифест ваксера

16.12.2021
Архиепископ Аверкий (Таушев)

«Соль обуеваетъ» – знаменiе приближенiя конца

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

5.02.2022
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

4.06.2021
Протоиерей Владимир Правдолюбов (†23.05.2021)

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

2.02.2022
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 4-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

12.12.2021
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

18.12.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

23.03.2022
Протоиерей Владимир Правдолюбов, †2021

О подготовке ко Святому Причащению

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

14.02.2022
Священник Алексий Гоков

Седовласая старость – украшение нашей Церкви

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.02.2022
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

 

НОВОСТИ

11.05.2022
Предстоятель УПЦ МП Митрополит Онуфрий обратился к Путину с просьбой освободить нацистов из «Азовстали»

10.05.2022
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» о лишении сана священнослужителей РПЦ МП, выступивших против спецоперации российской Армии по освобождению Украины от нацизма

08.05.2022
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

28.04.2022
Дежурство по Донбассу. 2018 год

24.04.2022
Православные арабы в ожидании чуда схождения Благодатного огня в Иерусалиме 22 апреля у Кувуклии развернули русский флаг и скандируют «Россия»

23.04.2022
Смерть! где твое жало? Кураев! где твоя победа?
Схождение Благодатного огня 23 апреля 2022: прямая трансляция

15.04.2022
Председатель ОВЦС МП давит на Патриарха Кирилла, чтобы тот обратился к Путину с просьбой о пасхальном перемирии с Украиной

10.04.2022
Простая русская бабушка на Украине вернула солдатам ВСУ гуманитарную помощь после того, как они потоптались по красному флагу.
Кадры из Орловской и Курской областей: жители провожают наших военных на фронт

05.04.2022
Игумен Феодосий (Нестеров): Проведение военной спецоперации на Украине – духовно оправданное решение

31.03.2022
Обращение Заслуженного артиста России Сергея Маховикова к русской Армии и ополчению Донбасса

28.03.2022
Московский патриархат не поддерживает специальную военную операцию России на Украине и ищет защиты и поддержки не у своей российской паствы, а на Западе

25.03.2022
При обстреле украинскими войсками российского села Журавлёвка Белгородской области погиб протоиерей Олег Артёмов

24.03.2022
Пять факторов нашей победы

19.03.2022
Протоиерей Андрей Ткачёв: Образовалось русско-чеченское боевое братство. Русские и чеченцы кровью побратались

17.03.2022
Скончался Александр Стрижев, постоянный автор и член редсовета журнала «Благодатный Огонь»

12.03.2022
Памятка русского человека

11.03.2022
Патриарх Кирилл обвинил западных политиков в попытке сделать украинцев врагами России

03.03.2022
Слезинка ребёнка и реки крокодиловых слёз.
Об обращении священнослужителей Русской Православной Церкви с призывом к примирению и прекращению войны

24.02.2022
Окажем молитвенную поддержку Президенту России!

23.02.2022
Донбасс за нами и с нами Бог!
Мы возвращаемся домой...

21.02.2022
Донбасс, родной, мы дождались!

17.02.2022
Обращение российского политологического и экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации

07.02.2022
«Архипелаг ГУЛАГ»: перечитать Солженицына и ошалеть

02.02.2022
Борис Джонсон в Киеве рассказал, как украинцам сражаться с русскими

31.01.2022
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

24.01.2022
Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия о профилактике распространения коронавирусной инфекции

03.01.2022
Вакцинация похоронила «крымский консенсус» власти и патриотов

25.12.2021
К 30-летию распада СССР

22.12.2021
Патриарх Кирилл призвал верующих не путать QR-код с печатью антихриста и назвал вакцинацию от коронавируса не вероучительным, а сугубо медицинским вопросом

11.12.2021
В администрации Кремля сравнили антиваксеров с Гитлером, а в РПЦ заявили о зарубежных кураторах антипрививочников

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви