Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

В защиту патриаршества

Георгий КОРОБЬИН


В периодике нередко появляются статьи, посвященные вопросам церковной истории. Это вполне объяснимо: именно в ней мы все пытаемся отыскать ответы на беспокоящие нас вопросы. Среди них по многим причинам особенное внимание вызывает проблема отношений Церкви и государства. Ответы в далеком прошлом заставляют искать множество вопросов, связанных с проблемой отношений Церкви и Царства, Церкви и государства. Почему в православном государстве безбожники смогли захватить власть? На каких основаниях строить отношения с государством неправославным, более того — враждебным Церкви? Насколько воплотилась в жизнь теория «симфонии власти» и когда была нарушена? Кто был прав — преподобный Иосиф Волоцкий или Иван III, посягнувший па монастырское землевладение? Кто нанес больший вред Православию — те ли, кто, как патриарх Никон и митрополит Арсений Мацеевич, боролись за права Церкви и против секуляризации ее земель, или те, кто, как Петр I и Екатерина II, реформировали управление Церкви, закрывали храмы и монастыри, контролировали епископат, видя в духовенстве оппозиционную правительству силу? Было ли благодетельно для Церкви учреждение Синода вместо патриаршества, или именно это событие послужило гибельному для Православного Царства расцерковлению жизни и последующему распространению безверия? Всю эту серию частных вопросов можно свести к немногим основополагающим: Священство или Царство? Воцерковление или секуляризация жизни? Патриаршество или Синод в управлении?
 И те, кто отвечает: «Священство, воцерковление и патриаршество», па частные вопросы отвечает соответственно этой церковной точке зрения. Наоборот, те, кто отдает предпочтение идеям государственности, полагает, что Церковь должна подчиняться интересам государства. С этой государственной точки зрения они обычно дают ответы и па частные вопросы. Приверженцы этой идеологии в сочинения по церковной истории ввели такие понятия, как «иосифляне» и «никониане», и крайне отрицательные оценки деятельности ряда святителей, в первую очередь тех, кто боролся с многовековыми поползновениями государства подчинить себе Церковь, Тело Христово.
 Так как по всем этим вопросам расхождение существовало еще в Византии и было унаследовано от нее Русью, то неудивительно, что и в паше время появляются то и дело статьи полемического характера с прямо противоположными оценками и выводами. Так, в последнее время стал обсуждаться вопрос о синодальном периоде: его каноничности или неканоничности, о его преимуществах или недостатках в сравнении с патриаршеством.
 Примером могут послужить две статьи, опубликованные осенью прошлого года. В светской газете (НГ-религия. № 8. 15 августа 1997 г.) была опубликована статья о значении Поместного Собора 1917 — 1918 годов. А в православном обозрении «Радонеж» (№ 15, сентябрь 1997 г.) преподаватель Свято-Тихоновского института Д.В. Пашков дал ее критический разбор.
 Авторы демократической газеты «НГ-религия» затрагивают вопрос о синодальном периоде лишь постольку, поскольку на Поместном Соборе в 1917 году было восстановлено прерванное этим периодом патриаршество. Их главная задача — сказать о недостатках современного положения Церкви, обвинить наше священноначалие в отступлении от либерального духа многих решений Собора 1917 года. Автор православного обозрения основное содержание критикуемой статьи оставляет за рамками своих заметок. Поначалу кажется, что Д.В. Пашков озабочен тем, чтобы оградить Церковь от обвинений в неканоничности и ущербности любого периода ее существования. Цель вполне достойная и, главное, справедливая, потому что разговоры о «неканоничности» Святейшего Синода зачастую плавно переходят в открытую критику всей церковной жизни за 200 лет империи и переносят проблему из области церковно-государственных отношений в область духовную, которая никакими «синодами» не может быть затронута.
 Но на деле оказывается, что свою главную задачу он видит в том, чтобы доказать, что всеми возможными недостатками обладал именно патриарший период, что только отмена патриаршества и учреждение Синода в XVIII веке позволили Церкви воплотить церковные каноны в жизнь. Посему он дает самую высокую оценку реформам Петра I, в которых видит «верность духу византизма и церковной пользе», и реформам Екатерины II, в которых видит «восстановление православным государством управления над всей своей территорией и подданными» (имеется в виду секуляризация церковных земель в 1764 г.).
 Таким образом, статья в «НГ» служит лишь поводом для изложения собственной системы представлений об управлении Церковью и о соотношении власти церковной и государственной. Поэтому, оставив в стороне побудительную причину — статью в «НГ», — остановимся на предлагаемой Д.В. Пашковым интерпретации.
 

КАНОНЫ
 
Начнем с его утверждения: «Реформа Петра с точки зрения канонической более верна духу византизма и церковной пользе». Более чего? Оказывается, более эпохи патриаршества, когда «ни один из требуемых канонических принципов не соблюдался и не мог быть соблюден». Естественно, при этом он не проходит мимо фигуры Святейшего Патриарха Никона и осмеливается упрекнуть допетровскую Церковь в «искажении здравого представления о месте и полномочиях первого из епископов», то есть патриарха.
 Рассмотрим подробнее систему доказательства неканоничности патриаршества и ту церковную пользу, которой был верен Петр. Его верность «духу византизма» оставим без внимания из-за неопределенности этого выражения. Возможно, оно как-то связано с идеями К. Леонтьева, но в данном случае употреблено крайне неудачно. Во-первых, сама Церковь руководствуется не «духом византизма», а Святым Духом и канонами. Во-вторых, и Петра трудно заподозрить в верности какому-либо другому духу, кроме протестантского. Так что останемся на твердой почве церковных канонов.
 Д.В. Пашков приводит три основных канона, или правила, по которым, как он говорит, Византийская (видимо, Константинопольская. — Г. К.) Церковь устраивала свое управление. Приводит он их в вольном пересказе, при этом в одном — пропускает очень существенные слова, а в другом — искажает смысл. Важные слова, которые он пропускает в 34-м апостольском правиле, служат основанием патриаршества и соборности в Церкви. Там сказано: «Епископам всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, яко главу, и ничего, превышающего их власть, не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».
 Здесь выделены слова, пропущенные Пашковым. Пропущены они не из-за недостатка места, а только потому, что слова «яко глава» его вовсе не устраивали. Он сторонник так называемой «архиерейской теории», по которой «патриарх вовсе не глава», а «первый между равными» (об этой теории см.: М. В. Зызыкин. Патриарх Никон. М., 1995. Т. 2. С. 201). Патриарх же отличается от всех других архиереев, митрополитов и епископов только тем, что занимает кафедру столичного города Поместной Церкви. Теорию свободных архиереев в России обосновывал новгородский митрополит Киприан (1627–1633), и ко времени поставления на столичную кафедру патриарха Никона идеи придать епархиальному управлению автономный характер, независимый от вмешательства в епархиальные дела патриарха, проникли в архиерейскую среду. А посему и Патриарх Никон для таких архиереев был слишком неудобен.
 Возможно, кто-либо усомнится не только в приверженности Д.В. Пашкова столь неканонической теории, но и в существовании оной. Чтобы сомнений не оставалось, приведу его собственные слова. Основное достижение реформ Петра на поприще церковной пользы он видит в том, что реформа, «не затронув основную церковную единицу — епархию, укрепила представление о равенстве епископов между собою». Действительно, за время правления Синода епископы настолько отвыкли от патриаршей власти, что многие решительно не соглашались на восстановление патриаршества. Так что архиерейская теория не только существовала, но и окрепла в синодальную эпоху. Странно только, что в этом можно видеть «церковную пользу», и особенно сейчас, когда эту теорию в духе времени можно назвать «архиерейским федерализмом».
 В 1906 году профессор Троицкий на Предсоборном Присутствии характеризовал подобные настроения как стремление всякого архиерея делать из себя папу. В 1917 году на Поместном Соборе был избран патриарх. При этом в определении от 7/12 1917 года (ст. 20) Поместный Собор усилил власть патриарха, ставя авторитет его выше не только авторитета отдельных архиереев, но и целого ряда их, входящих в Священный Синод (см.: Зызыкин. Т. 2. С. 204). С тех пор, слава Богу, опять у нас, как и в допетровское время, «первый из епископов» яко глава, как и заповедали апостолы.
 Патриаршая форма управления Церковью возникла не в апостольские времена, а в V веке. Вопрос о взаимоотношениях патриарха и епископов получил дальнейшее развитие, в частности, в Эпанагоге, памятнике IX века. В ней говорилось, что «крайний», высший Судия и Законодатель — Сам Иисус Христос. Его наместники на земле — царь и патриарх. Патриарх является высшей церковной властью, а царь не имеет права вмешиваться в заповедную для него область догмата и канона. Д.В. Пашков вместе с Н.Ф. Каптеревым пеняют Патриарху Никону, что он не признавал равенства между патриархом и другими епископами. Мол, он заявил, «что первый архиерей во образ Христа, митрополиты — во образ 12 апостолов, а епископы — во образ 70 апостолов», но ведь он жил в XVII веке и читал не Каптерева, а «Синтагму» Матвея Властаря, по которой и процитировал Эпанагогу. Мог ли он предполагать, что в конце XX века ему такие воззрения поставят в вину, да еще ему же и авторство припишут?
 Второе из приведенных Д.В. Пашковым правил (8-е VI Вселенского Собора) гласит, что митрополиты должны созывать епископов на соборы по меньшей мере один раз в год. Если 34-е правило, по мнению Пашкова, в допетровский период нарушалось из-за преувеличенных понятий о значении патриарха, то в отношении соборов дело обстояло еще хуже. До Петра I, пишет он, «на огромной территории нашего государства находились всего лишь 24 епископские кафедры с ненормально большими территориями. Соборы созывались редко... 8-е правило не выполнялось... Если бы русские архиереи и устремились к его исполнению, им пришлось оставить бы свою паству на неопределенно длительные сроки, что запрещает 14-е апостольское правило».
 Что подразумевает Д.В. Пашков под «огромной территорией нашего государства»? В каких границах, по его понятиям, находились «всего лишь 24 епископии»? Ведь к концу XVII века мы еще не владели огромными территориями на западе и юге, на Кавказе и в Средней Азии, а Сибирь была почти ненаселена.
 Епископии и до Петра I возникали по мере расширения границ и заселения новых земель православными русскими людьми. Так, например, в 1657 году на созванном Патриархом Никоном Соборе были поставлены три епископа на новые епархии.
 Говоря о церковной пользе реформ Петра I, Пашков в первую очередь отмечает увеличение числа епархий: «За 200 лет синодальной эпохи оно возросло втрое». Да, перед революцией в границах Российской империи их было 79, а за безбожную советскую эпоху оно возросло еще почти вдвое и достигло 140. Но взгляните на карту — ведь границы XVII века сильно отличаются от границ конца XIX. Взглянуть на карту тем более полезно, что современные границы, наоборот, приближаются к допетровским. И если у нас процветет «архиерейский федерализм», который приводит в умиление Д.В. Пашкова, то вполне вероятно, что мы опять окажемся при 24 епархиях.
 Однако каноничность управления вовсе не зависит от обширности территорий и числа епархий. Рассуждая подобным образом, можно степень каноничности (в данном случае — «регулярность соборного управления», по выражению автора) поставить в прямую зависимость от развития транспортных средств. В наше время сел в самолет, туда-обратно — и никаких нарушений 14-го правила. Но и в те далекие времена, когда архиереи ездили в Москву на лошадях, они все же не очень нарушали 8-е правило. И вот что интересно — его совсем не нарушали именно во времена «зазнавшегося» Патриарха Никона. При нем (а он был на кафедре фактически всего 6 лет, с 1652 по 1658 год) Поместные Соборы созывались 4 раза. Всего во вторую половину XVII века, то есть за 50 лет, было 15 соборов. А за 200 лет синодального периода Поместный Собор проводился только один раз, в 1917 году.
 Но неужели Д.В. Пашков не видит в этом нарушения 8-го правила или хотя бы отклонения от «регулярности»? Нет и еще раз нет. Ведь, по его мнению, «Синод, возглавивший ЦЕРКОВЬ вместо патриарха, в свое время наилучшим образом осуществил требование регулярно-соборного управления ЦЕРКОВЬЮ». «Регулярно-соборное управление» на языке любителей синодальной эпохи означает, что Синод был не просто «духовной коллегией», наподобие других, типа Берг-коллегии, Юстиц-коллегии, Коллегии экономии. Это был постоянно действующий Поместный Собор, утверждают они. Такой «регулярности» нам, пожалуй, вряд ли удастся достичь, если только в России не объявится еще один «благодетель» типа Петра I.
 Теперь о последнем каноне. Д.В. Пашков приводит 14-е апостольское правило и опять в вольном пересказе: оно-де не позволяет епископам покидать свою епархию без какой-либо чрезвычайной причины. Но помилуйте, епископское служение вовсе не подразумевает подписку о невыезде, и, по точному смыслу русского слова, которое мы находим в 14-м правиле, никакого запрета на выезд епископа из епархии нет. Иначе как же бы могли съезжаться со всех концов тоже весьма обширной империи святые отцы Семи Вселенских Соборов? Они ведь не только из Малой Азии приезжали в Никею или Халкидон, но и из Египта, и из Африки, и из Рима. Впрочем, это почти шутка, потому что 14-е правило никакого отношения к занимающему нас вопросу не имеет. Судите сами. Вот что оно гласит:
 «Непозволительно епископу оставлять свою епархию и в иную преходити, если бы и от многих убежден был, разве когда будет и некоторая вина благословенная, сие творити его понуждающая, яко могущая большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению».
 Ясно, что правило это не позволяет самовольно, без суда (то есть Собора) епископов переходить с кафедры на кафедру. Вот почему и Патриарх Никон, послушный канонам, учредив, яко глава Церкви, три новые епархии в 1657 году, собирает епископов, чтобы с их согласия перевести епископов с одной кафедры на другую. Сразу замечу, что царская власть именно в назначение и перемещение епископов вмешивалась со времен деда Ивана Грозного, а уж после «благодетельных» для Церкви реформ Петра I епископы назначались и перемещались только по указам царским, а Синод их от себя рассылал.
 Подытожим. Д.В. Пашков видит неканоничность патриаршества в том, что при таком способе правления, во-первых, нарушается равенство епископов и один из них, патриарх, получает неоправданные правилом 34 полномочия; во-вторых, нарушается «основное условие принципа соборности — регулярность»; в-третьих, при «ненормально (7) больших территориях епархий» и столь же ненормально малом их числе русские архиереи нарушали 14-е правило, которое, как мы выяснили, не о том говорит.
 Предоставляю читателю самому судить об убедительности доказательств неканоничности патриаршества и перейду к обсуждению каноничности реформ Петра I и их церковной пользе.
 

ЧТО ТАКОЕ СВЯТЕЙШИЙ СИНОД
 
В наше время ввиду повышенного интереса к проблеме взаимоотношения Церкви и государства церковная публицистика гораздо реже обращается к догматам, чем к канонам. Правила и каноны — это то поле, на котором скрещиваются различные мнения о том, выше Священство или Царство; о понимании Церкви как Тела Христова или как одной из конфессиональных организаций, как юридического лица. Именно такое понимание лежит в основе пресловутого закона о религиозных организациях — закона, под которым без колебаний могли бы поставить свои подписи творцы синодальной реформы царь Петр и митрополит Феофан Прокопович.
 Путь от эпохи Православного Царства, патриаршества и Поместных Соборов проходил через установление не церковного, но государственного учреждения, «духовной коллегии», над которой был поставлен надзирателем обер-прокурор — «око государево». В конце этого пути, начавшегося еще при Иване III, первым попытавшемся отнять монастырские земли, власть захватили безбожники. И в их время должность обер-прокурора сохранилась под названием «уполномоченного по религии».
 Но самое замечательное состоит в том, что подготовленное более чем двухсотлетним ослаблением Церкви падение Царства хронологически совпало с восстановлением патриаршества и соборности.
 Царства приходят и уходят, а Церковь пребывает вовеки. Она пережила власть языческих императоров, стремилась к максимальному воцерковлению государственной жизни при православных царях, пережила новые гонения в эпоху советской империи. В наше время она одна сохранила свою власть и систему управления почти на всех просторах бывшей Российской империи. Все остальное ее наследство, даже приумноженное при советской власти, ныне утрачено. Нет сильной централизации власти, потеряны огромные территории, федерализм разъедает оставшиеся. Только Церковь по-, прежнему скрепляет народ и самим своим существованием вселяет надежду на восстановление государственности.
 Синодальный период — это не период в истории Церкви, а особая эпоха в жизни страны и народа. Длительный переходный период от Православия к безверию, к апостасии. Главный вопрос состоит в том, насколько государство, то есть православные цари, выполняло те функции в отношении Церкви, без которой, как показывает исторический опыт, ни одно Царство не стоит. Разговоры о каноничности или неканоничности сами по себе чрезвычайно важны, если под канонами понимать не юридические нормы, но указания, имеющие своим источником Божественную волю. Эти указания даны людям, которые понимают дух, а не букву канона и в согласии с этим духом устрояют церковную жизнь при любых обстоятельствах — при православных царях, при большевиках и демократах. Это понимание включает и глубокое убеждение в том, что нарушение канонов с неизбежностью приводит к возмездию. Оно не делает культа из царской власти, потому что помнит слова пророка: «И Я даю тебе царя в гневе Моем и отниму в негодовании Моем» (Ос. 13, 11).
 Бог отнял Царя, но оставил Церковь, и это одно свидетельствует о том, кто вызвал негодование. Более того, сразу же Божественная воля восстановила наиболее благодатный строй управления Церковью — патриаршество и соборность, строй, нарушенный произволом царей. Можно не усматривать этого по разным причинам — из-за незнания истории, из-за отсутствия интереса к подобного рода проблемам, но можно и из-за убеждения. Убеждения в том, что Царство выше Священства, а потому государство имеет право не только вмешиваться в церковное управление, но и распоряжаться церковной собственностью, что принцип единоначалия (патриаршество) нарушает принцип соборности и равенства епископов. При таком взгляде можно манипулировать канонами и толковать факты в нужном смысле.
 В статье Д.В. Пашкова «Без гнева и пристрастия» мы видим пример такого убеждения — по его собственному заверению, он человек «немного сведущий», а потому не может не знать истинных мотивов церковных реформ Петра I и исторических подробностей обстоятельств, сопровождавших учреждение Синода. Он изображает учрежденный Петром государственный орган по управлению Церковью постоянно действующим Поместным Собором; приводит в доказательство его каноничности признание Святейшего Синода восточными патриархами в качестве «брата», то есть тем же, кем был до этого Святейший патриарх, в секуляризации видит вполне правомерную со стороны государства меру по возвращению захваченных архиереями и монастырями земель и оправдывает факт подчинения Синода обер-прокурору тем, что этот надзиратель в должности министра не был членом Синода.
 Все эти соображения высказаны под видом исправления погрешностей в статье оппонентов, но в своей совокупности они представляют вполне определенную систему взглядов, отнюдь не новую. Своими корнями она уходит именно в то время, когда по приказу Петра Феофан Прокопович сочинил свой трактат против патриаршества в виде «Духовного регламента», где обосновывал право Государя управлять Церковью и распоряжаться ее имуществом. Как человеку сведущему, наверное, Д. В. Пашкову небезызвестно, что речь в этом трактате шла вовсе не о Святейшем Синоде, устроенном наподобие патриарших синодов при восточных патриархах, но совсем о другом. А именно об устроении вместо патриарха очередной коллегии — «Духовной коллегии» по делам веры, наподобие Берг-коллегии — по горному делу, Юстиц-коллегии — по судебным делам и Камер-коллегии — по таможенным. Так же как и в других, и в «Духовной коллегии» были учреждены должности президента, вице-президента, асессоров.
 Отличие этой коллегии от других было, во-первых, в том, что членами ее могли быть лица, назначаемые самим царем из духовенства (епископы, архимандриты и пресвитеры), а во-вторых, в том, что только над ней был поставлен надзиратель, роль которого в XIX веке чрезвычайно усилилась. С учреждением министерств должность обер-прокурора стала равной министерской, что позволило одному из обер-прокуроров, масону и мистику А.Н. Голицыну, стать министром по делам вероисповеданий.
 По совету духовенства Петр эту «Духовную коллегию» переименовал в Святейший Синод — слово «Святейший» должно было напоминать об отмененном патриаршестве, а «Синод» — вызвать ассоциации с постоянно действующими при восточных патриархах синодами. Но с ними Святейший Синод ничего общего не имел, а потому никак не мог считаться постоянно действующим Поместным Собором. Во-первых, он состоял не при патриархе, а подчинялся непосредственно царю; во-вторых, его члены вопреки канонам назначались не церковной властью, но тем же царем, к тому же он имел смешанный состав (епископы, архимандриты и пресвитеры), тогда как патриаршие синоды состоят из одних епископов; и в-третьих — число членов Синода никогда не достигало положенного числа — 12, и бывали времена, как писал митрополит Арсений Мацеевич, что Русской Церковью управляли два архимандрита и один пресвитер.
 Что же касается признания восточными патриархами Святейшего Синода своим «братом» и равночестным себе, то обстоятельства этого признания «интересующейся историей Церкви публике», как пишет Д.В. Пашков, действительно хорошо известны. Поэтому нет никакого смысла приводить факт этого признания в качестве доказательства и каноничности Синода, и его равнопатриаршеского достоинства, и как пример окрепнувших связей со Вселенской Церковью. Не только публике, но и авторам книг по истории Церкви хорошо известно, что Петр обманул Константинопольского патриарха, изъяв из греческого перевода «Духовного регламента» все, что могло насторожить архиерейскую совесть адресата, который в свою очередь имел меркантильные причины для того, чтобы поверить императору.
 Итак, ни в самом замысле законодателя — подчинить Церковь своей власти, ни в форме органа, который был устроен не по церковным канонам, а в согласии с прусскими и шведскими образцами, невозможно углядеть никаких признаков каноничности, потому что по канонам любые изменения в системе управления требуют соборного решения. Это прекрасно понимали архиереи, подписавшие «Духовный регламент» и указ об учреждении Синода в 1721 году и на протяжении всего XVIII века. Они подписали его под угрозой гонений, угрозой вполне реальной, потому что незадолго до этого были казнены и сосланы несколько епископов по делу царевича Алексея. Затем, до времени восшествия на престол Елизаветы, не прекращались попытки духовенства, главным образом епископов, изменить ненормальное положение, но и они пострадали. Наконец, при Елизавете Петровне новгородский митрополит Амвросий Юшкевич и будущий митрополит ростовский Арсений Мацеевич подали императрице прошение с просьбой о восстановлении патриаршества. Но и славящаяся своей сугубой любовью к Церкви «дщерь Петрова» на это не решилась. Как, впрочем, и все последующие за нею цари.
 Известный своей последовательной борьбой за обязательность канона для императора преподобный Феодор Студит писал:
«Не вполне православный тот, кто, по-видимому содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами».
 Это правило можно и должно применять к тем русским царям, которые в силу существующего законодательства были обязаны быть православными, но отнюдь не руководствовались в своей деятельности Божественными правилами. Посему и православными царями могут считаться с большой натяжкой. Во всяком случае, именно таковой, православной по видимости, была Екатерина II. Именно она завершила длящийся около 300 лет процесс секуляризации и жестоко расправилась с последним борцом за права Церкви и восстановление патриаршества — ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем.
 Каждая эпоха имела своего воина Христова, положившего душу свою за Церковь в борьбе против наступающего богоотступничества, апостасии. В XVI веке выступил против попыток отнятия монастырских земель преподобный Иосиф Волоцкий, при Иване Грозном — святитель Макарий и священномученик митрополит Филипп, в XVII веке пострадал Святейший Патриарх Никон, а в XVIII веке — митрополит Арсений Мацеевич. При жизни его многие почитали святым, но теперь это имя мало кому известно и появляется на страницах печати, так же как и имя Святейшего патриарха, ради теперь уже посмертного поругания, которое они в полную меру вкусили при жизни. Рассказ о жизни митрополита Арсения Мацеевича требует особой статьи и неуместен в соседстве с опровержениями той клеветы, которая напечатана на страницах «Радонежа». Поэтому коснусь этой темы только постольку, поскольку нападки и на патриарха Никона, и на Арсения Мацеевича чрезвычайно характерны для всех, кто рассматривает историю Церкви и деяния ее святителей не с церковной, но с «государственной», как теперь принято выражаться, точки зрения.
 

КЛЕВЕТА НА СВЯТИТЕЛЕЙ
 
Апологетика синодального периода, церковных реформ Петра и Екатерины II неизбежно связана с поношением патриарха Никона и митрополита Арсения. Естественно поэтому, что после доказательства «неканоничности» патриаршего периода в целом Д.В. Пашков под видом исправления погрешности в статье своих оппонентов дает нам свое видение роли того и другого пастыря в жизни Церкви. Он ставит под сомнение такой факт, как протесты ростовского митрополита Арсения (Мацеевича) «против засилия в Синоде светских чиновников». На самом деле и засилие было, и протесты. Ведь Синод — это не только коллегия из 12 членов, но огромное ведомство, с целым рядом учреждений, чиновники которых имели реальную власть и при этом назначались обер-прокурором.
 Затем Д.В. Пашков объясняет нам, что и патриарх Никон, и митрополит Арсений, выступая против секуляризации церковных земель, на самом деле руководствовались не интересами Церкви, а личным пристрастием к делам хозяйственным. Это говорится о людях, полагавших свою жизнь за Церковь и осужденных церковным судом невинно, под давлением светской власти. Оба святителя пережили лишение сана, многолетние ссылки и умерли неоправданными. Но Церковь со временем признала их невиновность и правоту. Святейший патриарх Никон был оправдан грамотой восточных патриархов через год после смерти. Митрополиту Арсению пришлось ждать дольше — его оправдали и восстановили в сане только на Поместном Соборе 1917 года, когда закончилось синодальное правление.
 Затем мы читаем цитату из книги масона и обер-прокурора А.В. Карташева: у обоих святителей «интерес хозяйственный вносит уродливые черты в их архиерейскую мораль». Хотя Д.В. Пашков признает, что митрополит Арсений Мацеевич действительно был осужден, но дает понять, что вполне заслуженно. Он, оказывается, решился публично провозгласить анафему на всех отнимающих у церквей и монастырей имения и тем самым не только лично обидел императрицу Екатерину II, но и навредил «восстановлению православным государством управления над всей своей территорией и подданными». Под этим замысловатым выражением подразумевается названная историками «церковной реформой 1764 года» очередная антицерковная акция. В результате ее были закрыты 2/3 монастырей (около 500, что сравнимо с большевистской эпохой), у оставшихся были отобраны (по-ученому — секуляризированы) земли и введены «штаты монашествующих». В результате от многотысячного в начале века монашества осталось на всю Россию всего 5000 иноков и инокинь.
 После падения монархии и революции «восстановлением управления над всей территорией и подданными» занимались уже не Великий Петр и Великая Екатерина, а безбожные большевики. Им не было нужды прикрываться протестантским словечком «секуляризация», они просто «национализировали» землю и приступили к изъятию церковных ценностей. Внесло ли «уродливые черты в архиерейскую мораль» то сопротивление, которое оказали святители революционного времени безбожным святотатцам, Д.В. Пашков не сообщает. Однако известно, что обвинения в корыстолюбии и низменных побуждениях в их адрес, точно такие же, как в отношении патриарха Никона и митрополита Арсения, обрушились на них со всей силой и повторялись десятилетиями.
 Почему мучеников и исповедников одной эпохи чтут святыми, а пострадавших за Христа в другую эпоху полагают возможным поносить? Ужели только из-за разницы в государственном строе? Но издевательства над духовенством и монашествующими в течение всего XVIII века отличаются только числом жертв, а не природой гонений. Считать гонения XVII–XVIII веков яко не бывшими — значит отдавать память пострадавших на поругание и раскольникам, и научным атеистам, и нынешним «государственникам». Последние, видимо, полагают, что государство устоит без Церкви, но исторический опыт свидетельствует об обратном: гибнут царства, но Церковь Христова неодолима.
 Можно предположить, что найдутся возражения по этому поводу: мол, цари были православными и отбирали не священные сосуды, а всего лишь земли и делали это для пользы государственной, а большевики власть узурпировали и были, по сути, разбойники.
 Но по учению Церкви, которому остаются верными святители во все времена, всякая церковная собственность отдана Богу, а потому любое ее изъятие — святотатство. Оба святителя, порицаемые преподавателем богословского института в конце XX века, действительно каждый в свое время — один в XVII веке, другой в XVIII — предавали анафеме тех, кто покушался на церковное имение, и делали это в соответствии с канонами и своей архиерейской совестью. Если масон Карташев трактует подобные действия как «соблазн», то это не удивительно, но почему подобное непотребное отношение к памяти двух святителей-исповедников допускается на страницы православного обозрения, непонятно.
 В XVIII веке власть отменила чтение анафем с проклятиями тем, кто отнимает у Церкви ее имущество, потому что она понимала, что подпадала под них. Но анафемы эти никем не сняты, и их можно прочесть в Псалтири (Пс. 68 и 108). Их слышала вещая душа поэта, когда он писал о Петре I: «И на делах его великих / Печать проклятия легла». Она легла проклятием на всю династию, и потому ее постигло неотвратимое возмездие. Отнял Господь царя в негодовании Своем, царя-мученика, пострадавшего за грехи отцов.



Статьи автора

Исправление богослужебных книг в начале XX века

Трактовка личности Иоанна Грозного в книге «Самодержавие духа»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны