Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Батюшка Тихон

Екатерина ПЕЛИХ


 В день памяти святителя Тихона Задонского — 13 (26) августа 1895 года в Харьковской губернии родился Тихон Тихонович Пелих — "батюшка Тихон" для многих знавших его, любящих и чтущих память его и по сей день.
 Вспоминая свое детство и всю последующую жизнь, отец Тихон всегда говорил: "Слава Богу за все!" А жизнь его была удивительна. Родившись в крестьянской семье, осиротев в шестилетнем возрасте, он по ходатайству приходского священника был взят на воспитание в дворянскую семью, где встретил отеческую любовь и заботу приемных родителей, сестер и брата... Во время революции он потерял свою новую семью и спустя много лет скорбел о том, что ничего не знал об их судьбе... В годы гражданской войны, после перенесенного сыпного тифа, Тихон работал некоторое время санитаром при военном госпитале, откуда был командирован в Пятигорск для лечения и работы в санатории при Народном университете. Здесь снова осиротевший юноша встретил добрых людей и местного священника, принявших близкое участие в его судьбе. Он попал в среду образованных и глубоко религиозных людей.
 В 1923 году по совету друзей Тихон Тихонович едет поступать в Московский государственный университет на агробиологическое отделение.
 По прибытии в Москву Тихон поспешил прямо с вокзала в храм (это было утро воскресного дня) и попал на службу Святейшего Патриарха Тихона. Во время литургии Тихон вдруг понял, что ему непременно нужно получить личное благословение Патриарха на жизнь в Москве... И, нимало не колеблясь, он в конце службы вошел в алтарь, где Святейший, уже причастившись, сидел. Тихон, встав перед ним на колени, попросил благословить его на жизнь и учение в Москве. Патриарх ласково обнял его, поцеловал и спросил, откуда он и как зовут. "Тихон", — назвал себя молодой человек. "Меня тоже Тихон", — отвечал Святейший, улыбаясь. В этот момент юношу увидели иподиаконы и за полы его ветхой шинели удалили из алтаря, а так как все это время он стоял на коленях около сидящего патриарха, то на коленях и "выехал" из алтаря. Весело и смущенно смеясь, вспоминал это отец Тихон и удивлялся своей смелости и тому, что никто не остановил его, когда он вошел в алтарь.
 Будущий "батюшка Тихон" так и остался на всю свою последующую жизнь в Москве и Подмосковье. Через 24 года у гробницы святителя Тихона в Малом Донском соборе в день их общего ангела — святителя Тихона Задонского — будет хиротония Тихона Тихоновича во иерея.
 Велика была сила первосвятительского благословения. Она-то и хранила молодого Тихона Тихоновича во многих обстоятельствах его жизни — и в студенческие, и в последующие годы репрессий и войны.
 Успешно занимаясь на педфаке естественных наук МГУ, он также является вольнослушателем Московской Духовной академии, пишет сочинения на богословские темы, изучает церковную историю, апологетику, богословие. Все студенческие годы живя в общежитии на Балчуге, Тихон Тихонович был прихожанином, чтецом и ночным сторожем сначала Марфо-Мариинской обители (закрыта в 1928 году), потом храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Пыжах, где в 1929 году был посвящен в стихарь, а после закрытия храма подвизался и в Николо-Кузнецком храме. Жизнь его в эти годы частично отражена в его дневнике, но о людях, с которыми отец Тихон общался тогда, он почти не писал, а часто рассказывал, но даже не называя имен, — это были епископы, духовенство разных храмов и сестры Марфо-Мариинской обители, близкие к великой княгине Елизавете Федоровне, которую отец Тихон трепетно почитал. Многие годы после закрытия обители он хранил ее Антиминсы: храма Покрова Пресвятой Богородицы при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Владимиром (Богоявленским) в 1912 году; храма во имя Всех Сил Небесных и Всех Святых при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Макарием (Невским) в 1916 году; Антиминс храма Марии Магдалины, что в Императорском доме, освященный епископом Трифоном (Туркестановым), викарием Московской епархии.
 По окончании университета в 1929 году Тихон Тихонович получил направление на педагогическую работу в Сергиев Посад, где в то время жила семья его духовника — протоиерея Вениамина Воронцова (впоследствии митрополит Ленинградский Елевферий, †1959). Отец Вениамин рано овдовел, и Тихон Тихонович взял на себя заботы по воспитанию его малолетних детей.
 В эти же годы устанавливается особая духовная связь будущего пастыря с обителью преподобного Сергия. Он общается с людьми, близкими к лавре, особенно с наместником ее архимандритом Кронидом, который поручает Тихону Тихоновичу хранение Антиминсов Троице-Сергиевой лавры. В 1946 году, при открытии лавры, они были вручены наместнику архимандриту Гурию, о чем можно прочесть в воспоминаниях протодиакона Сергия Боскина. А Тихон Тихонович станет самым усердным богомольцем возрождающейся обители, и вновь установится близкое общение и с новым наместником, и с братией. Через несколько лет, когда он будет возглавлять Ильинский приход, что вблизи лавры, многие из ее братии изберут его своим духовником, и так будет до конца его жизни. Его очень любили наместники, особенно архимандрит Пимен, будущий Патриарх. Но и сам отец Тихон будет постоянно окормляться у старцев обители преподобного Сергия и каждую неделю, пока позволит здоровье, один день будет посвящен лавре: помолившись у мощей преподобного, пойдет в храм, где служат в тот день, и будет помогать на проскомидии, помянет всех-всех — и ближних, и дальних, затем исповедуется у своего духовника и примет исповедь у кого-то из братии, навестит больных, побеседует с наместником и к вечеру вернется домой, какой-то особенно умиротворенный и светящийся...
 Но вернемся в тридцатые годы...
 Живя в Сергиевом Посаде, Тихон Тихонович снимал небольшой мезонин (по соседству с домом, где жили дети отца Вениамина). Хозяйка мезонина была в далекой ссылке, и соседи ее решили сдать пустовавшее помещение. Надо сказать, что этот дом в свое время купил для своих духовных чад даниловский архимандрит Георгий (Лавров). Третья часть дома (мезонин) принадлежала девице Татьяне Мельниковой — послушнице отца Георгия, которая была с ним в ссылке (в Кара-Тюбе) и потом до его смерти в Нижнем Новгороде. В 1933 году она, уже после смерти отца Георгия, была сослана по "делу Лаврова" в Забайкалье. В ссылке с ней была и другая хозяйка этого дома — Мария Кузьминична Ш. (впоследствии схимонахиня Михаила). В 1936 году хозяйка мезонина вернулась из заключения и решила поселиться в Сергиевом Посаде, в доме отца Георгия (въезд в Москву ей был запрещен, хотя там жили ее родители и другие родственники). Но, увы, ее мезонин занят! Соседи рассказали, что пустили пожить там скромного, тихого учителя, немного странного: у него, кроме большого количества книг, ничего больше нет, и все свободное время он читает или пишет. Хозяйка сочла неудобным беспокоить такого жильца и остановилась у соседей. Будучи по специальности медсестрой, она стала готовиться к экзаменам в медицинский институт, но что-то не ладилось с физикой. И тут подсказали, что жилец из мезонина — специалист по физике и может помочь. Он действительно очень помог ей, так что экзамены Татьяна сдала успешно. но учиться ей не пришлось. Ее учитель, Тихон Тихонович, понял, что его ученица — тот человек, без которого он не сможет жить, и в день праздника иконы Божией Матери Иверской поехал к ее родителям — просить руки, а 9 мая 1937 года они венчались в Киржаче, где тогда служил духовник Тихона Тихоновича — отец Вениамин. С тех пор скромный мезонин дома отца Георгия стал их жилищем на всю жизнь... Велика сила молитв и слов старца! С юных лет Таня Мельникова тяготела к монашеству и не думала о замужестве. Много раз просила она отца Георгия о постриге, тем более что почти всех ее подруг он постригал, ей же, улыбаясь, ласково отвечал: "Подожди, деточка, будешь еще матушкой". Через десять лет после свадьбы Таня стала матушкой, помощницей и верной спутницей отца Тихона Пелиха.
 Вообще, о жизни матушки Татьяны Борисовны до замужества можно рассказать много интересного, но скажу вкратце. Родилась она 20 января 1903 года в Польше, где служил тогда ее отец — Борис Никанорович Мельников и где они жили до Первой мировой войны, затем — жизнь в Царском Селе до 1918 года, потом — Нижний Новгород, где юная Таня под руководством епископа Петра (Зверева) проводит занятия по Закону Божию и церковному пению с детьми в епархии и серьезно изучает церковный устав (настолько серьезно, что впоследствии она знала его наизусть и помогала служащему духовенству в любых условиях и без книг). После Нижнего семья Мельниковых возвращается в Москву и живет на Остоженке, недалеко от храма Христа Спасителя. Таня становится прихожанкой храма и духовной дочерью протоиерея Александра Хотовицкого. По его благословению она несет различные послушания в храме, и не только в храме. Основным послушанием Тани и еще двух ее подруг было носить письма и передачи духовенству, заключенному в московские тюрьмы. В то время нелегко было добиться, чтобы взяли посылку или письмо, но отец Александр требовал, чтоб добивались, и они это делали... Много горючих слез было пролито у тюремных стен, много жалобных слов сказано охранникам (думаю, что немало и молитв) — и удавалось даже получать ответы от заключенных... После ареста отца Александра и проникновения в храм обновленцев Таня уходит в Данилов монастырь и попадает к архимандриту Георгию (Лаврову), с которым едет впоследствии в ссылку и служит ему до его смерти. Затем вторая ссылка и возвращение в свой "дом" — дом батюшки Георгия, где ее ждал жених. Очевидно было, что старец благословил Таню на новую, семейную жизнь, благословил этот брак.
 Вспоминая своих родителей, их рассказы о своей жизни, впечатления разных людей, близко знавших их, могу сказать лишь одно: что свой совместный путь прошли они душа в душу и всегда "едиными усты и единым сердцем" славили Бога. И скончались почти одновременно: 1 и 17 июля 1983 года...
 Но вернусь к рассказу о Тихоне Тихоновиче — будущем отце Тихоне. Во время Второй мировой войны он служил в стройбате под Москвой: из-за слабого зрения не годился на передовую. Запомнилось мне возвращение отца домой в 1945 году. Это было на Пасху. Яркий солнечный день, все вокруг звенит от пасхальной радости... Мы с братишкой играем во дворе, и вдруг во двор входит страшно худой, бледный и совершенно незнакомый человек в шинели... Мы оробели, а незнакомец спрашивает, дома ли наша мама? Отвечаю, что сейчас позову ее, пулей лечу в дом, а сердечко трепещет: неужели папа?! За годы войны мы забыли его облик. И все-таки решаюсь сказать маме, что какой-то незнакомый человек пришел к нам... Увидев, как мама бросилась со слезами к этому человеку, — все поняла... Вскоре папу увез к себе наш родственник-врач: ему было необходимо медицинское наблюдение и хорошее питание, а мы жили тогда очень бедно и голодно. Опять остались мы без папы, правда, мама каждую неделю ездила навещать его — это было недалеко от Москвы (поселок Кучино по Горьковской железной дороге). Этот год после войны был решающим для Тихона Тихоновича. Живя у родственников, он занимается с их детьми физикой и математикой (кого-то готовит в институт) и, как в былые времена, много читает духовной литературы, обдумывая свою дальнейшую жизнь... В один из этих дней во время чтения акафиста Царице Небесной Тихон Тихонович сподобился чудесного явления преподобного Серафима Саровского. Вот как об этом рассказывает он сам в письме к маме:
 "Родная моя Танюшенька! Странно тебе покажется, что вместо устной беседы с тобой я пишу тебе письмо. Но так надо. Всю неделю сердце мое рвалось к тебе поделиться своей пасхальной радостию, которая есть у меня на сердце. Но я боюсь, что в устной беседе ты меня не поймешь, скажешь: "Это твое больное воображение от переутомления".
 Предвидя это возражение с твоей стороны, я и решил объясниться с тобой письменно... Итак, слушай. я не знаю, что тебе рассказывал дедушка, но факт был такой: проводив тебя, я пришел домой и стал читать акафист Божьей Матери со слезами на глазах. Вдруг меня обуял такой внутренний трепет, что я должен был опустить голову наземь, закрыв глаза, и ясно почувствовал, что в комнату нисходят силы небесные...
 Это такой ужас, который не передашь словами. Я ясно почувствовал присутствие в комнате преподобного Серафима Саровского Чудотворца. И тут началось самое страшное — таинство исповеди. Он меня исповедовал, он мне в картинах показал всю мою жизнь и, так как я по временам сомневался, не бред ли со мной и не мерещится ли все это мне, он после исповеди каждого моего греха давил мою голову, как молотом; причем ни руками, ни ногами я не мог шевельнуть. Я был во все продолжение исповеди в полном сознании...
 В исповеди мне был показан один страшнейший грех, к которому причастна и ты: преподобный, укоряя меня, перечисляя мои грехи, вдруг открыл бездну святости, которая хранится у нас, и я только помню, что схватился руками за голову и закричал: "О, прости, прости!" — ибо полнота воинства небесного хранится у нас... Мне приказано в ближайшее же время привести святыню в надлежащий порядок. Под нашей крышей хранится величайшая святыня [1], грозный суд за небрежение я пережил. Не будем больше грешить. Я в воскресенье причащаюсь и водворяю святыни в надлежащем виде.
 Танюшенька, вчера, на великомученика Пантелеимона, Господь сподобил меня причаститься... Все это я пишу тебе, чтобы рассеять твои сомнения, чтобы избавить тебя от греха неверия своему мужу, думая, что я в прелести. Нет, моя родная, преподобный Серафим избрал меня в орудие Промысла Божия. Подвижница схимонахиня Олимпиада назвала нашу семью благодатной и вот почему: мне дана благодать священства, тебе дано счастье разделить эту благодать. Господь тебя благословит, Матерь Божия утешит, а преподобный уверит.
Тиша (август 1945 г.)"
 
Это было в первых числах августа 1945 года... Через год, 1 августа, в день памяти преподобного Серафима, Тихон Тихонович был посвящен во диакона, а 26 августа 1947 года, в день своего ангела, в храме Донского монастыря он был рукоположен в иерея. На всю жизнь запомнился мне этот день, весь светящийся папа в белом облачении дает крест после литургии у гробницы святителя Тихона, потом длинная вереница незнакомых людей, берущих благословение у "нового" батюшки, а он неспешно, истово осеняющий каждого; помню свое нетерпение: когда же можно будет приблизиться к папе?.. Наконец мы дождались папу, мы идем с ним вдоль монастырской стены, и нам под ноги падают уже первые листья... А папа теперь — не совсем наш... Он — священник!
 Первые годы отец Тихон служил в разных храмах Подмосковья (села Шурма, Шеметово, город Пушкино), и мы, дети, не видели его. Домой он приезжал редко и то только затем, чтобы позаниматься пением, разобраться в церковном уставе — здесь уже папа был учеником, а мама — учителем. Очень трудно давались папе гласы, особенно стихирные, а мама, имея абсолютный слух и большой опыт церковного пения, была строга и требовательна к своему ученику, так что часто мы засыпали и... просыпались под пение гласов... Помню также, как в эти посещения папы мама подробно рассказывала ему о лавре, о новых монахах.
 В начале 1950 года отец Тихон был переведен в Ильинский храм города Загорска по просьбе митрополита Николая (Ярушевича) для создания "благоприятной атмосферы" новому настоятелю, которого ожидали в феврале по возвращении из эмиграции. Но новым настоятелем оказался протоиерей Всеволод Шпиллер. С первых же дней совместного служения они прониклись взаимным уважением, и, хотя отца Всеволода уже через полтора года перевели в Москву, общение пастырей не прекращалось до их кончины, последовавшей с интервалом в пять месяцев. (Отец Тихон скончался 17 июля 1983 года, а отец Всеволод — 8 января 1984 года).
 В 1951 году по ходатайству отца Всеволода папу назначили настоятелем Ильинского храма. Как рассказывал впоследствии отец Всеволод, это была его личная просьба к Святейшему Патриарху Алексию. Святейший охотно исполнил ее и, кроме того, назначил отца Тихона духовником учащихся Московской Духовной академии и семинарии. Сколько будущих пастырей и архиереев нашей Церкви он наставил, благословил на монашеский путь, исповедовал, венчал. Пастырский авторитет его ценила и братия Троице-Сергиевой лавры: духовники присылали людей за советом в трудных вопросах, молодые монахи и послушники обращались за наставлениями...
 В нашем доме в те годы бывало много духовенства и мирских, самых разных людей и по роду занятий, и по образованию, и по положению в обществе. Приходили и ранним утром, и днем, и даже ночью... Папа никому не отказывал. Особенный наплыв посетителей приходился на лето, когда, кроме москвичей и местных, приезжали из дальних городов и весей богомольцы в лавру и останавливались в нашем доме на несколько дней. Бывало, отец Тихон еще не вернулся из храма, а в нашем садике, в беседке и в доме уже ждут его люди — целая очередь... Мама как-то умела всех принять и занять: одному даст интересную книгу, другого накормит и напоит, с третьим побеседует, посочувствует и успокоит; если человек торопится — посоветует написать отцу письмо. Мне часто приходилось помогать маме в ее "послушании", и благодаря этому я узнала много людей, многих полюбила на всю жизнь и получила неоценимую пользу от общения с ними. У отца Тихона руководились и дивеевские сестры: одни приезжали к нам домой, с другими он вел переписку. К сожалению, мне почти не пришлось с ними общаться, лишь одну из них я помню с раннего детства — мамину подругу Софью Александровну Булгакову (матушку Серафиму), которая, по ее же признанию, была очень против замужества своей подруги Тани Мельниковой и даже молилась, когда Таня поехала венчаться, чтобы что-нибудь помешало этому и венчание не состоялось бы... А через 15 лет она станет духовной дочерью отца Тихона и чаще всех будет бывать в нашем доме. Вообще можно сказать, что к отцу Тихону ехали и писали со всех концов земли русской... Интересен в этом отношении его помянник: против имен можно прочесть в скобках примечания: с Урала, или из Сибири, или пятигорские, или из Киева, Костромы, Печор, Киржача, из Крыма, из Владивостока...
 В памяти моей отец Тихон — родной мой отец — остался прежде всего пастырем добрым, смиренным и усердным молитвенником и нежно любящим отцом. В редкие дни и часы "досуга", когда он бывал дома и не ждал посетителей, помню папу или молящимся, или размышляющим над книгой... Забежишь к нему наверх (в мезонин) — утром ли, днем ли, вечером, — чтобы взять благословение перед уходом из дома, а он стоит на коленях, погруженный в молитву, и не замечает никого вокруг или сидит около икон, глядя вдаль, и не сразу заметит вошедшего. Летом папа очень любил грозу и всегда старался наблюдать ее под открытым небом, примостившись в саду под каким-нибудь кустом, и только тревожные призывы мамы возвращали его домой. А зимой папу привлекали морозные звездные ночи, иногда он звал меня "попутешествовать" по звездному небу. Он прекрасно знал астрономию и столько интересного рассказывал во время таких прогулок, а главное — ему можно было задать любой вопрос и всегда получить ответ, полный духовного смысла... В то же время отец Тихон необыкновенно живо и как-то по-детски смешливо мог участвовать в общем разговоре, особенно с молодежью и с детьми. Надо также сказать, что он был всегда в курсе всех событий и новостей — как церковной жизни, так и общественно-политической. Следил за всем, что происходило не только у нас, но и во всем мире. Вспоминается мне такой эпизод. Папа просматривает свежие газеты, именно просматривает, как всегда, схватывая самое важное на данный момент, и сокрушенно качает головой, вздыхает и медленно истово крестится. Спрашиваю его: "Что-то случилось?" А он отвечает, что гибнут люди, льется человеческая кровь... (где-то на другом континенте идет война, и ему это не безразлично, ему больно.)
 Необходимо отметить еще одну особенность отца Тихона... Он всегда жил в Церкви. Круг церковных праздников был кругом его жизни, иначе отец Тихон просто не мог жить. Каждый праздник, особенно двунадесятый, он переживал как космическое событие, происходящее в данный момент, и готовился к этому событию: прочитывая службу наступающего праздника, выделял особо какую-то стихиру или прокимен, близкий его сердцу, пропевал его и размышлял вслух о таинственном смысле празднуемого события.
 Трудно рассказать об этом, но вот скажу хотя бы немного о таких моментах. Приближается, скажем, праздник Богоявления, и отец уже весь в ожидании освящения водной стихии и радостно переживает и "трепет Предтечи", и явление благодати Божией, "спасительной всем человеком"... И мы, дети, тоже с нетерпением ждем этого события, когда вся вода (а значит, и снег тоже) "дрожит" от благодати. Или, скажем, приближается Страстная неделя, дни великой скорби, — и отец всем существом своим погружен в эту скорбь: он там, в Гефсиманском саду, на Голгофе... и, смотря на него, понимаешь, что такое: "Да молчит всякая плоть человеча... и ничтоже земное в себе да помышляет..." Но вот настает Великая суббота, и папу трудно узнать! Надо было видеть, как служил он литургию Великой субботы! И нам всегда говорил, что, не пережив Великой субботы, не ощутить полноты пасхальной радости. А во дни этой пасхальной радости вспоминаю свое детское недоумение: как это папа ходит по земле? Он почти летает! Из храма после службы на первый день Пасхи он не мог уйти, и мы, домашние его, это понимали... Вот прошла Пасха, и опять "взлет" от радости Вознесения Господня, затем — дни ожидания Пятидесятницы, ожидания Духа Святаго... Среди них отец особо выделял Родительскую субботу и, готовясь к ней, с какой-то светлой печалью говорил об усопших: "Как ждут они наших молитв!"
 Осенью 1979 года по независящим от него обстоятельствам отец Тихон вышел за штат и вынужден был уехать из Сергиева Посада. Больно вспоминать, как переживал он разлуку с приходом, с храмом, где прослужил тридцать лет, и свой вынужденный "отдых". Несмотря на 84-летний возраст и многие недуги, отец Тихон был бодр и силен духом. Той печальной осенью он не раз говорил нам: "У меня еще столько сил, чтобы служить Богу и людям..." И Господь возложил на Своего пастыря новое послушание — трудный подвиг старчества... О своем старчестве отец Тихон засвидетельствовал сам незадолго до кончины, сказав моему мужу: "Ты не подумай, что это я по своей воле старчествую. У меня на это есть благословение". А немногим раньше отец Всеволод Шпиллер в одном разговоре со мной вдруг строго спросил меня, понимаю ли я, какой старец мой отец?
 Последние годы своей жизни отец Тихон прожил при храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Акулово Московской области. Здесь он по мере сил служил с отцом Валерианом (протоиерей Валериан Кречетов — брат моего мужа) и помогал ему в требах. И опять множество людей приезжали к нему на исповедь, за советом, и всех встречал с любовью кроткий, смиренный и ласковый старец — "батюшка Тихон".
 17 июля 1983 года был воскресный день. В Покровском храме совершалась литургия, и отец Тихон, прикованный к постели, все время мысленно участвовал в службе; по окончании литургии служивший священник причастил его... Он был в полном сознании и все время молился безмолвно... в три часа пополудни скончался отец Тихон.
 Похоронили отца Тихона за алтарем Покровского храма.
 

Примечание

[1] Святыня, о которой идет речь, это Антиминсы лавры и другие. Во время войны, когда немцы были под Москвой и папе пришла повестка, родители собрали все святыни в ковчежец и для большей их сохранности закопали в саду, в зарослях вишневых деревьев. Мне все объяснили и просили хорошо запомнить это место… Я его запомнила на всю жизнь, а вот когда после войны доставали из земли ковчежец — не помню… Вероятно, это произошло в августе 1945 года… Помню под вишнями ямку-холмик, поросший травой, и строгое предупреждение нам, уже много лет спустя, не играть там, ибо место то — священное…



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны