Богородица

Библиотека

Резолюция Совещания предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей в Москве 1948 года по вопросу «Ватикан и Православная Церковь»


Историческая справка: В июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей.

С 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей.

Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос.

Участники Всеправославного Совещания:
— осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию;

— не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции;

— высказались за сохранение Александрийской Пасхалии.
Предлагаем вниманию читателей Резолюцию Всеправославного Совещания 1948 года по вопросу «Ватикан и Православная Церковь».

 

* * *

Совещание предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей, заслушав доклады: «Папство и Православная Церковь», «Отношение Ватикана к Православным славянским Церквам за последние 30 лет», «Ватикан и Православная Церковь» и «Римская Церковь и единство Христовой Церкви» — определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков... извратила истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов, этих «труб Святого Духа» (1 правило VII Вселенского собора). Презрев категорическое повеление отцов VI Вселенского собора — «хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов» (1 правило VI Вселенского собора, ср.: 1 правило VII Вселенского собора), Римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: о «Filioque», Непорочном Зачатии Божьей Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости.

Вследствие этого антихристианского нововведения, Римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще делу созидания спасения человеков на земле.

Отцы VI Вселенского собора (1 правило VI Вселенского собора), провидя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, «совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти» в отношении тех святых догматов, какие установлены шестью Вселенскими соборами (ср.: 1 правило VII Вселенского собора). И потому не мы, но благочестивые уста отцов Вселенских соборов произносят сейчас осуждение римского папства за все новоявленные римские догматы — чисто человеческие измышления, не имеющие основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, ни в святоотеческой литературе и церковной истории.

Таковое наше определение, осуждающее папство, не случайно, оно вытекает из самых основных принципов древневселенского Православия, выраженных в известном правиле Викентия Лиринеста («мы сохраняем то, во что верили всегда, всюду и все»).

Наше определение не ново, оно лишь повторяет исповедание восточных патриархов. В 1723 году они писали «достоуважаемым архиепископам и епископам Великобритании»: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими соборами: прибавляти к ним или отнимати от них что-либо не позволительно» (Послание патриархов Восточной кафолической Церкви о православной вере).

В Окружном послании по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей (1894 г.) Восточные патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви: «И мы предадим св. веру в грядущие поколения, какою сами приняли без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков».

Забвение Ватиканом традиций Вселенского Православия завело корабль Римско-католической Церкви в несродственную для Христовой Церкви стихию антихристианского папизма.

Как известно, сущность папизма выражается не только в искажении подлинно Вселенского Православия привнесением в него таких новоявленных догматов, как учение о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости. Вся история папства вопиет перед правосудием Божьим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Христовой. Из мистического Тела Христова, из «столпа и утверждения истины», «Церковь Бога Живаго» (1 Тим 3:15) превращена папистами в земную политическую организацию. В течение многих веков и до наших дней папизм кровавыми войнами и всякого рода насилиями стремился обращать православных в Католичество или прямо, или через унию, например: румын в Трансильвании в 1700 году, болгар в Турции в 1859–1860 годах, а в последнюю войну — 240 000 сербов, албанцев, хорватов, а также в Чехословакии, в Польше, на Украине, в Белоруссии.

Для Римских епископов, этих королей мирского государства («patrimonium Sancti Petri»), политика всегда была «suprema lex». Они всегда были на стороне могучих «мира сего» и шли против слабых и эксплуатируемых. Так и сейчас деятельность Ватикана направлена против интересов трудящихся. Ватикан — это центр международных интриг против интересов народов, в особенности славянских; центр международного фашизма.

Сущность христианской морали в призыве Спасителя к любви (Ин 13:34-35), а Ватикан, наоборот, является одним из поджигателей двух империалистических войн и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией.

Верные традициям своих предшественников, также и папы XIX и XX веков настолько предались мирским течениям, что они не смущаются предстать перед мировым христианским общественным мнением в качестве политических деятелей.

Даже горячие поклонники папского величия, католические писатели, называют Пия XII весьма ловким дипломатом, «политическим папой» (Габриэль Луи Жарэ. Его Святейшество Пий XII. Послания военного времени к миру. Париж, 1945).

Итак, доблестью «непогрешимого Наместника Бога на земле» Папы Пия XII служит, в глазах его почитателей, политическая деятельность Пия XII, то есть участие в разжигании братоубийственных войн, в борьбе с демократией и защита фашизма.

Весь христианский мир и все истинно верующие католики должны осознать, в какую пучину их ведет современное папство.

Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана как антихристианскую, антидемократическую и антинациональную.
Мы горячо молим Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь как своими новоявленными учениями о главенстве и непогрешимости папы, так и использованием Церкви в интересах политической борьбы.

17.7.1948 г.

Печатается по изданию: Журнал Московской Патриархии. Специальный номер. Москва, 1948, с. 23-25