Богородица

Библиотека

Архимандрит Рафаил (КАРЕЛИН)
Вопросы и ответы по современным проблемам Церкви



[24/03/2005] Павел спрашивает:

Уважаемый о. Рафаил! Недавно познакомился с книгой еп. Илариона (Алфеева) «Духовный мир преп. Исаака Сирина», и вот что меня удивило. В книге приведены такие мысли преп. Исаака, как о всеобщем спасении (в т.ч. бесов), об отсутствии середины между раем и адом (к вопросу: где могут находиться некрещеные младенцы?) и т.д. Я обратился к источнику «Новооткрытые тексты преп. Исаака» в переводе с сирийского еп. Илариона, и действительно такие мысли есть. У меня вопрос: что это – влияние на святого несторианской ереси, подложные тексты, неточный перевод или что-то иное? Тем более я что-то подобное читал у Вас про перевод текстов преп. Иоанна Дамаскина еп. Илариона. Все это очень смущает.
Заранее спасибо за ответ.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Павел! По моему мнению, новооткрытые тексты прп. Исаака представляют собой не подлинные произведения великого подвижника, а позднейшую подделку, о которой ничего не было известно в период патристики, когда произведения прп. Исаака переводились с сирийского на греческий и другие языки. Никаких следов несторианства у прп. Исаака нет, тем более, что византийские богословы очень чутко реагировали на несторианскую ересь. В 5-м и 6-м вв. среди персидских христиан существовали значительные общины православных, имевших свою иерархию, связанную с Антиохийским патриархатом. Современные либералы и экуменисты хотят всеми силами доказать, что ересь не мешает святости, или же, что свидетельству Церкви доверять нельзя. К сожалению, сам епископ Иларион Алфеев сочувствует взглядам, за которые был осужден Ориген – о всеспасении (апокатастасис). И в своей книге «Тайна веры» приводит подборку мнений современных гуманистов по этому вопросу. Если епископ Иларион перевел еретический апокриф с именем Исаака Сирского, то г-н Дунаев, переводчик подлинных произведений прп. Макария Египетского, пытается, напротив, посредством филологических манипуляций доказать, что настоящий автор этих сочинений еретик, по имени Симеон. При этом он проговаривается, что церковное предание необходимо заменить научным преданием, что само по себе является нелепостью, так как в науке существует плюрализм мнений, а предание как раз отсутствует. Поэтому, нужна определенная осторожность по отношению к сенсационным новооткрытиям, а еще больше – к новооткрывателям.

* * *


[25/08/2005] Давид спрашивает:

Отец Рафаил, Мой вопрос о пасхальном огне возник после прочтение этой статьи (Александра Мусина. – ред.). С уважением и просьбой о ваших молитвах.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Давид! Самым лучшим доказательством было бы для вас посещение Иерусалимского храма в Великую Субботу перед Пасхой, чтобы вы могли убедиться, что Благодатный огонь сходит в кувуклию на Гроб Господень, и после этого патриарх выходит к народу с зажженными свечами. Этот огонь обладает особыми чудесными свойствами: в первые минуты он не жжет, его можно прикладывать к лицу, как бы умываться им. Я сам прислонял огонь к своему лицу. Говорить здесь о самовнушении бессмысленно: не могу же я внушить своим волосам, чтобы они не загорелись от огня. Но, когда я по прошествии некоторого времени, может быть 5-ти минут, решил повторить то же, то почувствовал другое – огонь уже жег.
Иерусалим находился под властью православных императоров сравнительно недолгий период, немногим больше трех столетий. Уже с середины 7-го века его захватывают мусульмане; в настоящее время он объявлен столицей государства Израиль. Среди мусульманских правителей были люди, относящиеся к христианству более или менее терпимо, но были и фанатики, которые ставили своей целью уничтожить христианство, и не упускали ни одной возможности, чтобы дискредитировать его. Неужели они были настолько наивны, что им не пришло в голову, что здесь может быть какой нибудь обман, хотя имитировать блеск молний под куполом храма так, чтобы этот огонь видели люди, стоящие во дворе, с внешней стороны стен храма – вряд ли было бы возможным. Во время празднеств мусульманская стража стояла в храме. Многие высокопоставленные мусульманские чиновники присутствовали в этот день в храме. Неужели все они были наивными детьми? Вы знаете, как относится к христианству иудаизм? Он называет Евангелие «ложным благовестием», а Христа – «лжемессией». Особенная неприязнь к христианской вере проявляется в секте хасидов; неужели иудаисты не воспользовались случаем обвинить христиан в обмане и фальсификациях; неужели современные израильские ученые не обладают достаточной техникой, чтобы проследить за тем, что происходит в Великую Субботу?
Почему во время 80-летнего атеистического пленения, охватившего огромную территорию, под названием Советский Союз, о Благодатном огне вообще умалчивали. Ведь это было бы козырем в руках атеистов – заснять манипуляции, происходившие в Иерусалимском храме, и документально показать их.
Во время мусульманского правления был обычай: с патриарха перед кувуклией снимали облачение и буквально обыскивали его. Теперь в этом нет никакой надобности – достаточно прибора с величиной в булавочную головку вмонтированную в стену, чтобы видеть что происходит в кувуклии. Почему же противники христианства, на территории которых находится храм, не воспользуются этой возможностью? Во время мусульманского господства были случаи перехода в ислам православных священнослужителей. Почему же никто из них не сказал в свое оправдание, что ушел из христианской церкви потому, что видел здесь такой, граничащий с кощунством, обман?
Надо сказать, что вместе с православным патриархом в кувуклию входит армянский патриарх; отношение между диофизитами и монофизитами в определенные исторические времена были крайне напряженными. Почему же монофизиты не разоблачили подлог диофизитов, хотя в полемиках одной и другой стороны допускались резкости, а иногда даже проклятия. Прочему же католики, имеющие приделы в храме Воскресения Христа, благодушно смотрели на «публичный обман» своих оппонентов? Неужели иезуиты, при всех их ловкости и пронырливости, не увидели здесь возможность для компромата, и, так сказать, изменили сами себе?
Что касается епископа Порфирия Успенского, то это был бессовестный человек, который смеялся над греческим новомучениками, что вызвало гнев святого Филарета митрополита Московского. Это – ученый-интриган, который способствовал, с неизвестными нам целями, возникновению русско-турецкой войны. Если вы почтете его книгу, вернее несколько томов опуса «Книга моего бытия», то увидите целенаправленную дискредитацию того, что свято для православной души. Его время было временем панкритицизма, но он, к обычному рационалистическому верхоглядству, присоединял какой то злой и язвительный юмор. Его описание Афонской горы похоже на книгу, написанную воинствующим атеистом, – разумеется, все это сделано не так просто, откровенно, а под прикрытием православия. О личной жизни Порфирия Успенского, как епископа-монаха, я не считаю нужным здесь упоминать. Но он получал в этом отношении замечания от Синода. Среди своих собратьев Порфирий Успенский прослыл «либералом в рясе». Разве мало было профессоров-атеистов, профессоров-лжецов, которые активно включились в ряды борцов против христианства?
Те, кто отрицают схождение Благодатного огня, также бессовестно отрицают мироточение святых икон. Как происходит это мироточение? Неужели их потихоньку обливают елеем с духами, и никто не подозревает об этом? Ведь оно происходило и происходит на глазах многочисленных свидетелей этого чуда. Иногда мироточат бумажные иконы. Чем это объяснять? Я видел сам однажды, как начала мироточить икона: на ее поверхности появились капельки, похожие на росу – она как бы сошла на икону.
Что касается автора этой статьи Александра Мусина, то, как видно, этот человек, имеющий связь с Сорбонной, является прокатолическим агитатором. Сами католические ученые стесняются пачкать руки такой клеветой, и предпочитают делать это через других, подобно Мусину, лиц. Мусин пишет о «благочестивом обмане». Обман никогда не может быть благочестивым. Благочестие – это истина, а обман – бесчестие. К последнему относится та пошлятина, с которой выступил Мусин, перечислив свои звания, кроме одного – ассистент лжи.

* * *


[05/09/2005] Игорь спрашивает:

Батюшка, благословите!
Живу в городе, в котором два храма. Один принадлежит РПЦ МП, а другой РПЦЗ. В первом, евангелие читают на русском языке, с заменой части выражений в самой литургии на русские. Смущает, например, возглас о благословении всех "благочестивых христиан" вместо обычного "всех православных христиан". Это уже похоже не на перевод, а на подмену понятий. Подскажите, в чьей компетенции находится вопрос об официальном утверждении перевода текста богослужений на русский язык? Кроме того, до возвращения РПЗЦ в РПЦ МП считаете ли Вы допустимым посещать в храме РПЦЗ литургии и/или исповедоваться, когда есть возможность ходить в храм РПЦ МП? Правильно ли понимаю, что вопросы языка богослужения и календаря не являются каноническими, и надо будет терпеть, если поменяется язык богослужения на русский, а календарь на современный (не дай Бог, конечно)?
Не хватает наших русских бабушек. Их только заграницей смог оценить по настоящему. Во время богослужения люди ходят по храму, общаются, редкая женщина в платке или юбке и, кажется, что половина присутствующих – туристы в музее.
Спасибо за Вашу книгу о расколах, которая во многом помогла мне разобраться. Спаси Вас Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Игорь!
1.Славянский язык является богослужебным языком Русской Церкви. А что касается попыток осовременить его, и частично заменить русским лексиконом, то это относится к самовольной инициативе местного священства, то есть нарушением самого устава Русской Церкви.
2.Что касается взаимоотношений РПЦЗ и РПЦ, то лучше подождать результата объединительных усилий.
3.Богослужебный язык и календарь относятся к уставу, ставшему церковным Преданием, а не к канонике. Изменение и ухудшение обряда является болезнью, но не смертью. Поэтому покидать церковь не следует. Надо молиться, чтобы этого не было. Призываю на вас Божие благословение.

* * *


[10/09/2005] Сергей, Православный Христианин спрашивает:

Уважаемый Батюшка!
Давно хотел задать вопрос о современной проблеме Церкви.
Римский Папа постоянно по всему миру ездит, протестантские проповедники везде рыщут (разве что на Луне не побывали), и цели поездок – явно миссионерские, а вот архиереи православные практикуют ли поездки в другие регионы мира?
Существует ли у Православной Церкви в каком-либо виде миссионерские программы и структуры (управления, отделы), которые этим занимаются?
Храни Вас Бог.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Сергей! Православие настолько глубоко и мистично, что оно не может быть передана проповедниками, которые, по вашим словам, «рыщут везде», что особенно характерно для сектантов. Такое христианство легко воспринимается, уже потому, что оно поверхностно; ему можно научиться, прослушав несколько проповедей или прочитав несколько брошюр. Православие неотрывно от богослужения, оно требует от человека неизмеримо большего, – возвращения того, что потеряно современным человеком, – способности к созерцанию. Протестантские и католические миссионеры обходят весь мир, но вопрос: что они дают людям? Неужели то, что давно потеряли сами? Православие распространялось преимущественно через общение с подвижниками, которые показывали Православие своей жизнью и пленяли людей благодатью Духа Святого, а не через школьные программы, которые могут остаться безжизненными без внутреннего духовного опыта. Православие имеет свое миссионерство, – это монастыри и правильная монашеская жизнь, храмовое богослужение, а в частной жизни – аскеза и внутренняя молитва. Храни вас Бог.

* * *

[07/10/2005] Андрей спрашивает:

Уважаемый О.Рафаил!
1) В 1923 г. многие поместные православные Церкви перешли на обновленный юлианский календарь. Несмотря на это, все поместные Церкви празднуют Пасху по решению Первого Вселенского Собора, в первый воскресный день после полнолуния. Также запрещается праздновать Пасху в один день с иудеями. Почему Финская православная Церковь не придерживается решения I Вселенского Собора? Несмотря на это, евхаристическое общение с ФПР поддерживается. Не злоупотребления ли это икономией?
2) Правда ли, что в Болгарской православной Церкви назревает обновленческое движение?
В Христе, Андрей


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Андрей!
1. В настоящее время т.н. «обновленный юлианский календарь» совпадает с григорианским. Поэтому многие церкви предпочитают более честно называть календарную реформу в 1923 г. переходом на григорианский календарь. На самом деле эти церкви оказались двухкалендарными, что вообще нелепо. Пасху, и соединенные с ней праздники, называемые подвижными, они празднуют по юлианскому календарю, как и прежде; а неподвижные праздники – по григорианскому календарю, который в целях маскировки называют «обновленным юлианским календарем», хотя он основан на принципах, не имеющих ничего общего с юлианским календарем. В отличие от звездно-солнечного юлианского календаря григорианский и «обновленный юлианский» являются простыми солнечными календарями. Финская Церковь нарушила постановление I Вселенского Собора о праздновании Пасхи, перейдя на новый стиль, что вызвало осложнение во взаимоотношениях поместных церквей. Лично мне кажется, что прилагать к календарному вопросу принцип икономии, вообще неуместно. Икономия подразумевает невозможность исполнить канон в полном его объеме, а календарная реформа не имела никаких причин и оснований, а являлась новшеством, которую ввели в Церковь обновленческие круги, вопреки воле православного народа и большей части духовенства.
2. О внутренней ситуации Болгарской Церкви мне мало что известно.

* * *


[28/01/2006] иерей Игорь Чистюхин спрашивает:

Дорогой о Господе отец Рафаил!
Христос посреди нас!
Обращается к Вам за помощью священник из города Орла, клирик Иверской церкви. Дело в том, что я являюсь духовником нашего Университета. При нем, на философском факультете, существует вот уже несколько лет кафедра теологии и религиоведения. Я там, в частности, преподаю «Догматическое богословие» и «Каноническое право». С этого года на кафедре вводится новый предмет «Наука и богословие». Преподаю его не я, а мирские преподаватели. Они обратились ко мне за помощью в составлении программы этого предмета. Насколько смог я им помог, но мне бы очень хотелось знать Ваше мнение о следующих положениях:
1. Что значит «дни» Творения – это наши современные сутки или некий период времени?
2. Что Вы понимаете под перстью из которой был сотворен Адам – реальную землю, или по выражению диакона Андрея Кураева человекоподобное существо, «одухотворенную обезьяну»?
3. Где находился Рай: на земле или на небе?
4. Имеет ли место эволюция в Творении (если да, то какое).
С любовию о Господе, иерей Игорь Чистюхин,
доцент кафедры теологии и религиоведения Орловского Государственного университета. Кандидат педагогических наук.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Дорогой о Господе отец Игорь! Христос посреди нас, есть и будет! Отвечаю на ваши вопросы.
1. Дни Творения в святоотеческой литературе трактуются по-разному. Святой Василий Великий считает их периодами времени; святой Иоанн Златоуст – этапами творения, преподобный Ефрем Сирин понимает дни буквально, полагая, что там, где действует сила Божия, творящая миры, изменяется само время.
2. Все святые отцы понимали персть, из которой сотворен Адам, то есть землю, буквально. Есть предание, что этой землей была красная глина, которая находится в Палестине. Причина модернистских теорий о происхождении Адама от обезьяны, разделяемая диаконом А.Кураевым и другими модернистами, основана не на каких-либо научных данных, или патристических свидетельствах, а на отсутствие веры в абсолютное Всемогущество Бога, и попытками заменить эту веру знаниями, хотя бы в виде самых шатких теорий, в сущности антихристианского и антибиблейского характера. Одухотворение обезьяны Богом это тот же аналог диалектического (качественного) скачка в эволюции человека, о котором писали марксисты. Интересно, разделяет ли о.Андрей Кураев учение о постепенном очеловечении обезьяны по Дарвину, или считает это мгновенной акцией? В первом случае, он должен признать существование проадамитов – первобытных людей, с массивной челюстью и низким лбом, как изображали их в советских учебниках. Если же Адам мгновенно стал из обезьяны человеком, то когда это произошло: во чреве матери-обезьяны, или же, после рождения, он, «одухотворившись» по Кураеву, сбросил с себя хвост и мохнатую шкуру? Если модернисты считают, что произошли от обезьян, то интересно, как они должны исполнить заповедь «Чти отца своего и матерь свою», может быть посещением зоопарка и обезьяньего питомника, и угощением своих предков за решеткой конфетами и бананами?
3. Эдем, в котором Бог поселил праотцев, был на земле, но место его не известно, так как рельеф земли и течение рек после всемирного потопа изменились. Некоторые экзегеты выражают мнение, что он был в той местности, где находилось Междуречье (в настоящее время государство Ирак). А рай, где пребывают ангелы и души святых, находится на небесах (небо, в смысле духовных сфер).
4. В актах Творения имело место последовательность, а не эволюция. Иногда смешивают эволюцию с приспособлением существ к изменяющимся условиям, которое не создает новых видов, а только подвиды и популяции. Эволюция в принципе не возможна, так как во времени энергия деструктируется, приходит в состояние энтропии – беспорядка и хаотичности, а противоположного процесса не существует: энтропия не превращается в эктропию. Над проблемами креационизма и эволюционизма работает московский священник Константин Буфеев, биолог по образованию. Возможно, что вам было бы полезно обратиться к нему. Прошу ваших молитв. Помоги вам, Господи.

* * *


[30/01/2006] Юрий спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!
1. Верно ли, что Исаак Сирин принадлежал к несторианской церкви?
2. Правда ли, что он считал, что мучения в аду по причине Божией милости все же будут иметь конец?
Благодарю Вас. Дай Вам Бог здоровья!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий!
1. Преподобный Исаак Сирин не мог быть несторианином и в тоже время канонизированным Православной Церковью. Сама канонизация включает в себя тщательное рассмотрение всей жизни святого и его письменных трудов. Это обычная клевета модернистов, которые хотят показать, что и в ереси можно стать святым, и не только святым, но и учителем Православия. В Персии долгое время существовали кафедры монофизитов, диофизитов и несториан, при чем несторианство и монофизитство поддерживалось персидским правительством, а Православие спорадически преследовалось. Несторианство утвердилось в Персии не сразу, а в течение нескольких столетий. Преподобный Исаак Сирский некоторое время управлял православной паствой в городе Ниневия, где были и другие общины. Даже среди самих несториан, называющих себя сиро-халдейскими христианами, существовали значительные силы, которые ориентировались на Византию и стремились к воссоединению с диофизитством. Несториане старались опереться на государственные структуры Персии, а затем арабского Халифата, чтобы бороться с православными. Обвинение преподобного Исаака Сирского в ереси входит в программу антиправославных сил, которые стремятся во чтобы то ни стало дискредитировать Церковь и ее святых в глазах самих православных, и под видом науки проводят экуменическую идеологию.
2. В прошлом столетии была обнаружена рукопись, приписываемая прп. Исааку Сирскому, о которой ничего не знала древняя Церковь. Эта рукопись дошла не в поздней переписке, и относится к числу весьма сомнительных.
Призываю на вас Божие благословение.

* * *


[14/07/2007] Андрей спрашивает:

Батюшка Архимандрит Рафаил!
Прочитал статью отца Андрея Кураева, где он хвалит вышедший недавно фильм "Хроники Нарнии" по мотивам произведения К.Льюиса, написавшего Алису в стране чудес. О. Андрей пишет, что, так как в сюжете фильма использованы евангельские мотивы (например, самопожертвование одного из главных героев – льва, – по аналогии с самопожертвованием Христа), то этот фильм будет весьма полезен в донесении смысла Евангелия подрастающему поколению. И, хотя о.Андрей и видит некоторые здесь некоторые натяжки, но жалеет, что этот фильм не вышел во времена его молодости.
О. Андрей авторитетный православный писатель, но его статья поселила во мне какие-то сомнения. Как вы думаете, он прав?
Андрей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Ваш тезка отец Андрей Кураев хвалит Льюиса, хвалит Булгакова, но я нигде не встречал, чтобы он похвалил православных святых из Четьи-Миней.

* * *


[18/07/2007] Юрий спрашивает:

Батюшка, взял 2-й том «Добротолюбия» и по Вашему совету вникаю в писания прп. Исихия, пресвитера Иерусалимского. А недавно довелось познакомиться со 2-м томом Исаака Сирина в переводе епископа Илариона (Алфеева). Знакомы ли Вы с этой книгой? И каково Ваше мнение? Владыка Иларион в одном из интервью заранее отметает все сомнения в подлинности текстов, говоря, что сомневаться могут только те, кто не видел и не изучал рукописей. Лично мне не понравился перевод. Осовремененный, он кажется по сравнению с 1-м томом вульгарным. Нет возвышенности и аристократизма.
Дай Вам Бог здоровья!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! В течение почти полутора тысяч лет православный мир ничего не знал о сочинениях, приписываемых преподобному Исааку Сирину, которые были найдены в недавнее время. На протяжении этого огромного периода они находились в руках еретиков, и если они не полностью подложны, то вполне могут быть испорчены. Святые отцы постановили, не принимать свидетельство еретика в вопросах веры. Вряд ли переводчики творений преподобного Исаака Сирского с сирийского на греческий язык, могли бы не знать о таких произведениях. Здесь может быть и сознательное искажение и порча в духе оригенизма, так как после 5-го Вселенского Собора, осудившего Оригена, последователи этого ересиарха, эмигрировали за пределы империи, в том числе в Сирию. Вообще, к открытиям последнего времени, не подтвержденным свидетельством Церкви, надо относиться осторожно, пример этого, апокриф «Учения 12 апостолов». Что касается свидетельства епископа Илариона, то оно вряд ли может послужить критерием истины, даже научной. Например, епископ Иларион привел якобы из Патерика рассказ о том, как одного старца поздравили с Пасхой, а тот с удивлением спросил: «Неужели сегодня Пасха?», так как для него все дни были Пасхой. Это пример епископ считает назидательным, то есть предлагает христианам всегда радоваться, как на Пасху. На самом деле, такого рассказа в православных патериках не содержится. Возможно, что епископ Иларион, сочинив его, забыл о самоавторстве, и он настолько понравился ему, что решил, будто этот пассаж взят им из Патерика. В своих трудах епископ Иларион защищает ересь имяславства, осужденную Церковью, а также пытается опровергнуть слова Христа о вечных муках для грешников.
Помоги вам Господи сохранить Православие.

* * *

[24/07/2007] Мария спрашивает:

Благословите, о.Рафаил! Если Вы просматривали книгу вл. Антония Сурожского "Школа молитвы", не могли бы поделиться своим мнением о ней. Храни Вас Господь.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Мария! Это экуменическая книга, где все смешано и перетасовано: фрагменты из наставлений православных подвижников, медитации, ссылки на католическую традицию молитвы, с прибавлением своего собственного, либерально-экуменического опыта – и все преподносится внешне в красивой оболочке, с сентенциями, рассчитанными на эффект. Надо сказать, что митрополит Антоний прошел путь духовной инволюции, до той ступени, и такого либерально-материалистического мироощущения, что неоднократно высказывал мысль, что если медицина диагностирует подозрение на болезнь плода, то его лучше убить, чем оставить жить калекой. Это – жуткое абсолютизирование земной жизни и игнорирование самого главного – вечной жизни; это языческий культ "здорового тела", с забвением о душе, который заставлял древних спартанцев и римлян убивать больных младенцев. Когда родители решались по-христиански терпеть болезни своего ребенка, то митрополит Антоний вместо приветствия и пастырского благословения на такое дело, назвал это "родительским эгоизмом", и обвинил их в том, что они хотят иметь ребенка во чтобы-то не стало, даже обрекая его на болезнь. Об этом вы можете прочитать в беседе митрополита Антония со священником Гаккелем. В беседе со студентами Московской Духовной Академии митрополит заявил, что можно спастись без Христа. Какому же богу он молился и учит молиться?
Помоги вам Господи.

* * *


[02/08/2007] Юрий спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!
Батюшка, скажите слово (если читали) о «Дневниках» отца Александра Шмемана. Я полистал, понравилось, вроде по духу близко, но потом смотрю – у него есть политики, писатели, журналисты, католические деятели и пр., а Святых Отцов практически нет. Посмотрел в конце список имен, и точно – ссылок на Святых Отцов жалкий мизер. «Дневники» отложил.
Спаси Вас Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! Лично я не люблю произведений Шмемана. Мне кажется, что у него не достает христианского аскетизма, который дает трезвость и ясность мысли. Его книги пропитаны духом либерализма и какой-то душевной горячностью.

* * *


[25/12/2007] Юрий Цыбин спрашивает:

1. Почему в РПЦ "священники" шельмуют и травят тех, кто выступает против "православного кураевского рока"?
2. Почему в РПЦ так активно пропагандируется "православный рок" и за это дают награды церкви?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! Я недостаточно знаком с тем, что происходит в РПЦ, так как являюсь клириком другой Поместной Церкви. Поэтому я могу только в общем высказать свое мнение о рок-музыке. Думаю, что это тот же модернизм, который внедряется в сознание верующих. Так как музыка имеет самое непосредственное воздействие на человеческую душу, то рок вносит антихристианский дух прежде всего в область эмоций и нравственности. Существует модернизм в богословии, существует модернизм в церковном пении и архитектуре, а рок-музыка – это оккупация человеческого сердца, изгнание из него благодати, разрушение естественных ритмов и психологических установок. Человек, пронизанный ритмами рока, будет чувствовать литургию по-иному, мыслить о христианстве по-иному, молиться в храме по-иному, так как будет воспринимать духовный мир через кривые призмы страстного рока. Рок-музыка вызывает из глубин человеческого подсознания те чувства, которые принято называть "дионисийством". Теперь стали мелькать слова "православный рок" – лживые и пустые. Как рок может быть православным, католическим или кальвинистским? В таком случае можно проводить православные конкурсы красоты и моды, православные спортивные соревнования и т.д. Для традиционного Православия это звучит как насмешка или как болезнь, принесенная с обездушенного Запада. Так называемая "православная рок-музыка" – это та же вакханалия, где возглас "Эвое, Эрос" заменен словами "Браво Тебе, Иисус". По-моему мнению, так называемый "православный рок" скрывает под благочестивыми афишами свою языческо-демоническую сущность. Скрытая и замаскированная ложь опаснее явной и открытой. Присутствие священника на рок-концертах лишает его в глазах толпы, присутствующей там, сакрального достоинства. Он оказывается участником музыкального шабаша, даже не братом, а товарищем по увлечению музыкальными оргиями. Диакон Андрей Кураев сказал неплохую проповедь, но, если можно так выразиться, записанную на испорченном магнитофоне. Для проповеди нужна определенная обстановка: "Упразднитеся и видите, яко Аз Господь", – говорит Писание. Лучше всего, это сакральная обстановка храма, где все способствует тому, чтобы настроить человеческое сердце к принятию благодати. Возникший в душе человека от рок-музыки хаос таков, что он не сможет даже воспринять и запомнить проповедь святого Иоанна Златоуста. Если по телевизору будут показывать сексуальные картины, затем их сменит священник, прочитавший проповедь, а после этого покажут фильмы с монстрами и инопланетянами, затем соревнование по самбо, а потом пропоют частушки, – то не сотрется ли из памяти и души людей проповедь священника? Чтобы говорить о небе, нужно, чтобы люди могли понять, вернее, почувствовать, что такое духовная красота. А во время рок-концерта дух парализован, мистическое чувство извращено; для слушателей рок-музыки взлет на небо – это ведьмин полет на метле или же принятие наркотика, который отключит от земной реальности и введет в демонический мир. Священник, посещающий рок-концерты, уносит оттуда духовную грязь, и эманацию этой грязи интуитивно чувствуют его прихожане; поэтому такое поведение уже перестает быть его личным делом. Церковные правила предписывают как священнику, так и мирянам, перед Причастием отрешиться от мирских забот, тем более от развлечений, пребывать в молитве и духовном трезвении. А здесь как достижение рассказывается о том, что после рок-концерта ее исполнители на утро пришли в монастырь и причастились. А неподготовленное причащение – это грех, который еще больше отдаляет человека от Бога. Можно проповедовать Евангелие падшим женщинам, торгующим своим телом, из христианской жалости и сострадания, но нельзя называть их девственницами. Можно проповедовать Евангелие ворам и разбойникам, – что и делали священники, будучи сосланными в лагеря, – но нельзя хвалить воровство или приводить в пример, что первым в рай вошел разбойник, – не объяснив, что такое покаяние. А современные миссионеры в рясах оправдывают рок, даже хвалят его, то есть обольщают людей духовной ложью, будто можно быть одновременно церковным христианином и любителем рока. Суть модернизма как раз в том, что он снимает внутренние запреты на грех и убеждает людей, что можно грешить и быть спасенным, что все покрывает безграничная Божественная Любовь. А на самом деле, модернисты-либералы хотят всех и вся растворить в каком-то омуте темных и блудливых страстей, где нет даже искры настоящей любви.

* * *


[26/05/2008] Неонилла спрашивает:

Христос Воскресе! Еще волнует и не только меня вопрос очень важный для православных христиан Украины: поясните, пожалуйста, у нас в связи со сложной политической и национальной обстановкой в стране, в храмах начали служить на украинском языке (а не на старославянском). Является ли это нарушением канонов православия и что нам делать, если это есть нарушение канонов? Простите, если я неграмотно задала вопрос, надеюсь, что Вы меня правильно поняли. Спаси Вас Господь, долгая и благая лета Вам!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Воистину Воскресе Христос! Неонилла!
Перевод богослужебных книг на современные языки является нарушением не канона, а устава, и обеднением самого богослужения (как будто картину краской перерисовывают одним серым цветом). Современные языки, в том числе украинский и русский, не способны заключить в себе мощь и мистическую глубину церковнославянского языка. Подобные языковые реформы были предприняты обновленцами в 20-е годы прошлого столетия, но народ отверг их. Хотя модернизация церковного языка сама по себе не представляет догматического и канонического нарушения, но кроме канонов существуют еще Предание и Традиция, которые при языковой реформе прерываются и искажаются. Новые переводы не делают Церковь еретической и безблагодатной, но представляют собой крайне нежелательное явление и провоцируют разделения и противостояния между верующими, что в будущем может принять форму пагубных расколов. Надо стараться всеми силами противостоять процессу модернизации, но в тоже время не оставлять Церковь.
Помоги вам Господи.

* * *

[03/07/2008] Саша спрашивает:

Батюшка, благословите!
Мы сами из Беларуси, где широко распространено католичество, и в нашей родне много латинян. Меня всегда мучал вопрос о том, можно ли с ними молиться перед едой, т.к. католичество – это ересь, а совместная молитва запрещена канонами церкви. Вы пишете, что у совместной молитвы должна быть определенная цель, ради которой собрались представители разных конфессий, но молитва перед едой не является совместной, а является синхронной (одновременной), т.к. отсутствует эта самая цель. Но ведь по сути дела человек всегда молится с вполне определенной целью (будь то даже молитва перед едой), и я не улавливаю в данном случае разницы между молитвой синхронной и совместной, т.к. в данном случае молитва и будет символизировать единство с латинянами.
У нас в кафедральном соборе стали присутствовать ксендзы на богослужениях, заходят в алтарь, там стоят, на Пасху участвовали в крестном ходе (правда, не крестятся и не поют). На мой взгляд, их присутствие на Богослужении излишне. Отче, как вы относитесь к таким "новшествам", и как вообще правильно (разумно) относиться к этому?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр!
Совместная молитва предполагает определенную общую вероисповедальную платформу. Участвующие в молитве должны верить в благодатность молитв людей других религий и конфессий, то есть считать молитвы радиусами, ведущими к одному центру; примером этого являются экуменические молитвы. Известный экуменический деятель митрополит Антоний Сурожский считал, что человек, молящийся Шиве и Будде и поклоняющийся идолам, на самом деле молится Христу. Непонятно, почему же тогда христианские мученики предпочитали смерть участию в языческом ритуале и считали его поклонением не Богу, а демонам. Есть еще одна разновидность теософской молитвы. Пантеисты-самобожники рассматривают человека как динамомашину, вырабатывающую энергию во время молитвы, которая создает общую ауру, и цель молитвы – подзарядка энергией от этой ауры. Для них Бог является не Личностью, а некой фикцией, как средство для концентрации внимания; в этой идее человек постулирует свой собственный дух, и молитва, по сути дела, является медитативным упражнением. Разумеется, такие молитвы для православных недопустимы. Если же люди собрались не с целью общей молитвы, а по какому-то постороннему случаю, то идея молитвенного единства отпадает и молитва людей различных конфессий, как, например, на тонущем корабле, совершается не слитно, а синхронно. Дух либерализма и гуманизма притупил конфессиональное сознание людей, и для некоторых православных стало, к сожалению, легче оскорбить святыню алтаря, чем еретиков, которые, не считаясь с православными канонами, беспардонно заходят в алтарь – «святая святых». В «Трех разговорах» Владимира Соловьева упоминается о смерти деликатного человека, который, не имея возможности отвечать на все письма, из вежливости покончил жизнь самоубийством. Правда, у нас из вежливости не торопятся умирать, но нередко открывают двери алтаря для кого не должно. Призываю на вас и вашу семью Божие благословение.
Помоги вам Господи.

* * *


[25/01/2009] Олег спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Прошу ответить вас на мой вопрос!
Сейчас существует такое утверждение, что царь-мученик Николай II искупил грехи русского народа и поэтому является "искупителем". Прошу Вас опровергнуть или подтвердить это мнение, опираясь на учение Православной Церкви, ссылаясь на святых отцов, и, если это возможно, подробно обосновать свои доводы. Если у Вас есть ссылки на авторов, затрагивающих так или иначе эту тему, прошу указать ссылку. Заранее благодарю.
Спаси вас Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Олег! Начну с примера. Великий святой нашего времени праведный Иоанн Кронштадтский, прославившийся еще при жизни чудесами и исцелениями, которые совершались по его молитвам, был глубоко опечален неправильным отношением к нему некоторых неразумных почитателей (иоаннитов), которые сравнивали его с Христом. Теперь нечто подобное повторяется по отношению к мученику и страстотерпцу Императору Николаю II, любимому и почитаемому православным народом.
Некоторые люди называют святого царя Николая "искупителем". Но у нас один Искупитель – Иисус Христос. Искупление человечества совершилось на Голгофе. Жертва Христа является совершенной и абсолютной. Ее аксиологическое значение безмерно; она могла бы искупить тысячи тысяч таких миров как наша земля. Православное богословие категорически утверждает, что искупить людей не мог ни человек, ни ангел, а только Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.
У святых отцов подобный вопрос не поднимался, так как это являлось бы очевидной нелепостью. В наше время происходит деформация православного сознания. Одни богословствующие нигилисты вообще отрицают всякое искупление; другие впадают в противоположную крайность и мученический подвиг приравнивают к искуплению. Оба мнения представляют собой с богословской точки зрения сотериологическую ересь. Кто не признает в Христе Спасителя и Искупителя мира, по сути дела уже отрекается от Христа и христианства. Тот, кто считает, что кроме Христа есть другие искупители – приуменьшают величие Голгофской Жертвы, и также извращают само понятие искупления, как замену собой человечества, что мог совершить только Бог.
Когда говорят, что царь Николай пострадал за грехи народа, то это означает, что грехи людей – от царей и князей до простолюдинов – накопляясь в процессе истории, в какие то периоды воплощаются в катаклизмы и бедствия, в том числе в кровавые революции, возглавляемые безбожными, а часто явно демоническими силами. Жертвой этих темных сил стал Император Николай, который сохранил до смерти любовь к народу, и в том числе к тем, кто были прямо или косвенно виновны в его убийстве.
Царь Николай является молитвенником за людей, но молитвенное ходатайство и искупление – это далеко не одно и тоже. Искупление совершает Искупитель Своими силами; а святой молится Богу о милости к людям – в этом его духовная помощь. Мученический подвиг дает особое дерзновение в молитве, но молитва не превращается в искупление.
Первый мученик Авель стал жертвой своего брата, но своей кровью не искупил никого. Его насильственная смерть была прообразом будущей жертвы Христа Спасителя, но сам он душой сошел в ад, где ожидал времени пришествия Мессии – своего Искупителя. В мистическом плане подвиг Царя Николая, также как и подвиги других святых, является духовной силой, противоборствующей распространению царства зла на земле. Апостол Павел сравнивает святых со звездами, но звезды сами по себе без света солнца не могут осветить мрак космической ночи. Без единственной искупительной Жертвы Христа мир был бы погружен в метафизическую ночь.
Помоги вам Господи.

* * *


[08/02/2010] Людмила спрашивает:

Здравствуйте, о.Рафаил! С наступающими Вас праздниками!
Как Вы думаете, чего нам ждать от предстоящего всеправославного собора? И как нужно реагировать на его решения? Например, если примут решение перейти на новый календарь или дать послабление в постах? Смиряться и не протестовать? Ведь это не нарушение догматов. Где граница? И если не согласен, то как правильно выражать свое несогласие, или этого вообще нельзя делать? Как правильно к этому относиться, и соответственно вести себя? Спасибо.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Людмила! Чтобы собор был назван вселенским или всеправославным, нужно не только число представителей, но и последующая рецепция (принятие, усвоение) его постановлений всей Церковью. Церковь – это живой организм, который выбрасывает из себя как инородное тело всякую неправильность и ошибки; они как бы сгорают в огне Святой Пятидесятницы, которая продолжается в Церкви. Постановления прежних вселенских Соборов не могут измениться. Каждый вселенский Собор подтверждал постановления предыдущих Соборов и свою преемственность по отношению к ним. Поэтому не будем забегать вперед, а подождем, какие решения примет этот собор, если он вообще состоится.
Помоги вам Господи.

* * *


[08/02/2010] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил.
Не могли бы Вы ответить: влияет ли на действительность Таинства вера священника, совершающего это Таинство? Если священник придерживается ошибочных взглядов на Евхаристию (отрицает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), совершается ли в таком случае Таинство?
С уважением, Алексей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Вы мне задали трудный вопрос. С одной стороны, вера священника является необходимым условием для действительности Таинств, но, с другой стороны, Таинства, совершенные неверующими священниками, которые, например, поспешили отречься от веры и снять сан после революции, не аннулированы и не признаны Церковью недействительными.
Я думаю, что если священник вслух выражает неверие в том, что в святых Тайнах существенно присутствует Христос, то, зная это, не следует причащаться у него, хотя бы потому что, от причастника требуется вера в Таинства, а здесь могут возникнуть сомнения и осуждение священника. Но надо еще отметить следующий нюанс: некоторые отвергают не само пресуществление, как таковое, а термин, считая это заимствованием из католичества, а в слово «преложение» вкладывают такой же смысл, какой есть в пресуществлении. Думаю, что здесь ошибка священника в том, что он выступает против церковной традиции и Предания.
Термин «пресуществление» воцерковлен, принят, усвоен Церковью так же, как, например, термин «единосущие». Сомнение в этом термине может быть основываться на невежестве, а именно, в отождествлении латинского слова «субстанция» с православным «сущность». Православный термин включает в себя духовную структуру объекта, его целевую идею, его энергетический потенциал, его идеальную сторону. Поэтому сущность более глубокое понятие, чем субстанция, и в православии слово «пресуществление» вовсе не носит грубо биологического характера, который хотят приписать ему модернисты. Если же священник, вопреки учению Церкви, не верит в истинность святых Таин, как Тела и Крови Христа, или объясняет слово «истинно» двусмысленно и превратно, то такой священник перестает быть православным до своего покаяния.
Но вопрос – совершается ли литургия ради верующих, вопреки заблуждению священника или нет – для меня остается открытым, с допущением того, что Господь может совершить чудо и через ангела-хранителя алтаря святые Дары освятятся. К сожалению, современные модернисты стремятся засорить православное учение протестантскими заблуждениями для своих целей.

* * *


[28/03/2011] Андрей спрашивает:

Здравствуйте, батюшка, обязательно ли поститься 3 дня перед Причастием Св. Таин, если мирянин постится в многодневные посты и в среду и пятницу?
Спаси, Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! В Православной Церкви существуют две практики: одна не считает необходимым исповедоваться и поститься перед Причащением; исповедуется каждый, когда пожелает этого, а постятся согласно установлениям Церкви – в среду, пятницу и многодневные посты. Это практика греческих церквей.
Вторая требует поста перед причащением от одного до трех дней. Этой практики придерживается Русская Церковь. Я думаю, что вы должны исполнять традицию той поместной Церкви, которой принадлежите.
Помоги вам Господи.

* * *


[28/03/2011] Ирина спрашивает:

Здравствуйте, отец Рафаил, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к старообрядческой (древлеправославной Церкви), много читала про реформу Никона и "инквизицию" того времени на Руси, про староверов. Так больно, что все это произошло.
Действительно, много ошибок и в тексте Библии и в молитвах (в частности, в Символе Веры и даже в Таинстве Крещения). Что вы думаете обо всем этом?
С уважением, Ирина.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина! Вопрос о старообрядчестве, по моему мнению, очень сложный и болезненный. Бог не осуществляет правду через насилие, а Патриарх Никон проводил свою реформу с помощью репрессирующего государственного аппарата. Именно насилие было одной из причин раскола, ставшего трагедией для Русской Церкви.
Фрагментарное исправление книг и обрядов, само по себе нужное и целесообразное, не должно было принять вид реформы. Что касается старообрядчества, то в нем провинциализм (где часть, отторгаясь от целого, берет на себя функции целого) взял верх над принципом универсализма, кафоличности и соборности. Естественное желание сохранить форму, с которой неразрывно связано содержание, превратилось в консервацию ошибок и несовершенств самой формы.
Главная вина старообрядчества заключалась в том, что их протест и неприятие исправленных книг перешли в хулу на Православную Церковь. Думаю, что нельзя отождествить старообрядчество с древлерусской Церковью, так как в Древней Руси до Иоанна Грозного и старца Вассиана был другой духовный и психологический фон. Мне кажется, что Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович своим диктатом заложили психологические основы реформам Петра, которые обратились против самой Церкви.
Помоги вам Господи.

* * *


[12/04/2011] Светлана спрашивает:

Здравствуйте, уважаемый о.Рафаил! Хочу Вас поблагодарить за статью "О монашеском авангардизме", за Вашу безкомпромиссную защиту Православия. Слава Богу, что Вы есть!
Спаси Вас, Господи.
С уважением, Светлана


Архимандрит Рафаил отвечает:

Светлана! Благодарю за духовную поддержку. Прошу ваших молитв.

* * *


[15/04/2011] Р.б. Владимир спрашивает:

Дорогой отец Рафаил!
Мой вопрос касается частоты причащения Св.Таин.
Мой духовный отец, схиигумен Алексий, почивший несколько лет тому назад, не благословлял меня причащаться чаще, чем раз в две недели. Я целиком доверял батюшке в вопросах спасения души, и сейчас, когда его рядом нет, это доверие не исчезло. Более того, я ему молюсь! Стараюсь держаться его благословения. Внутреннее чувство моё это потверждает...
Сейчас я послушник, и мой духовник, иеромонах, советует мне причащаться на каждой литургии, но при этом оговорил, что на этом не настаивает. Я к нему отношусь хорошо, не хочу его огорчать.
Сейчас, как Вам известно, вся обновленческая рать настаивает на частом причащении. Я не приемлю это, как и весь их «модернизм». Очень прошу Вашего совета, как Вы благословите?
Мне около 72 лет, поздно делать ошибки.
Спаси Вас Господи! Помолитесь за меня, Владимир.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Ни в каких соборных правилах вы не найдете точного указания, сколько раз и когда надо причащаться. В 19-ом столетии в Константинопольской Церкви возникла продолжительная дискуссия о том, допустимо ли частое, ежедневное причащение. Она длилась много лет и к окончательным результатам не привела.
Константинопольский Патриарх Григорий написал по этому случаю: «Хорошо и спасительно причащаться ежедневно, но нам нужно время для приготовления и несения епитимий», – и рекомендовал причащаться мирянам раз в сорок дней.
В настоящее время духовники решают это по-разному. Думаю, что к вопросу о Причастии надо подходить индивидуально, учитывая личные потребности и обстоятельства жизни. Человек должен исполнить ту меру молитвенного правила и поста, пусть даже минимальную, которая вошла в традицию Церкви, поэтому причащаться следует по благословению духовного отца.
Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

* * *


[17/04/2011] Сергей Ларин спрашивает:

Отец Рафаил, благословите! И прошу Ваших молитв обо мне и ближних.
В книге воспоминаний Вы пишете о противостоянии ученых богословов и монахов-молитвенников на Афоне. Почему возникает ситуация, когда православие менее академично, чем модернизм; часто искажающих учение Церкви авторов, уважают за увесистые монографии, пестрящие терминами на древних языках, а о.Серафим (Роуз) или прп. Иустин несколько проще по сравнению с ними пишут. Каков выход, на Ваш взгляд?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей!
Стяжать чистоту сердца и внутреннюю молитву намного труднее, чем приобрести внешние знания. Научиться языку молитвы требует несравненно больших усилий, чем выучить несколько иностранных, в том числе древних языков.
Теперь теряется «наука из наук» – учение о внутренней духовной жизни и человек переходит на внешнее. Там, во внешнем, бушуют неискорененные страсти: человек хочет выдвинуться, превзойти других, продемонстрировать свои знания; внутренние ориентиры теряются и человек оказывается в плену рассудочных представлений и воображений. Они сочетаясь друг с другом, порождают модернизм.
Один из современных модернистов так выразился о классическом богословии: «Скучище какое-то». Слова жизни не приняло его сердце, а страсти, склоняющиеся к декадансу, будь то в искусстве или теологии, потребовали самовыражения через новые теологические гипотезы (которые на самом деле оказываются отзвуком старых, уже забытых и выброшенных на свалку ересей и заблуждений).
Я помню как беседовал с одним теологом о бездоказательности того ходячего мнения, что «Корпус Ареопагитикум» принадлежит не священномученику Дионисию, а неизвестному анониму. Он как веские аргументы приводил мнения протестантских и католических ученых, но потом в процессе разговора признался, что не читал Четьи-Минеи – одну из важных частей Священного Предания, и был уверен, что в христианстве не существовало монашества до 4-го столетия.
Что же касается споров богословов с афонскими имяславцами, то само имяславство скорее представляет собой монашеский модерн. Это невежественная попытка догматизировать метафорический и образный язык христианских мистиков и заменить его плоскими понятиями, которые уродуют саму мысль.
Творения Серафима Роуза и преподобного Иустина Поповича проще сочинений, скажем Булгакова, потому что их мысль яснее, форма изложения более четкая и не нуждается в витийстве, где под нагромождением слов скрывает себя пустота и нищета духовного познания.
Что касается выхода из создавшегося положения, то мне кажется, что люди, которые хотят серьезно заняться изучением богословия, вначале должны тщательно изучить самые авторитетные руководства по систематическому богословию: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, затем «Исповедание православной веры» святителя Петра Могилы и «Ответы на вопросы англиканских богословов», главным автором которых является Патриарх Досифей.
Затем приступить к изучению богословских трудов митрополита Филарета, митрополита Макария, епископа Сильвестра и архиепископа Филарета.
Надо сказать, что умозрительное богословие неразрывно связано с литургическим богословием, так что иногда храмовое богослужение называют «певучим богословием». Чтобы православным богословствовать, надо жить по православному и сделать свое сердце православным так, чтобы иметь не только внешнее, но и внутреннее, идущее из глубины души непосредственное свидетельство Православия. Для тех, кто не имеет возможности специально заниматься богословием, достаточно изучить Катехизис святителя Филарета Московского, чтобы знать основы Православия.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[17/04/2011] Ирина спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, благословите!
Люди, не понимающие и не видящие опасности в принятии Единой Электронной Карты, а за ней и чипа, как правило говорят следующее: «Какой тут вред для души? Ведь при принятии карты/чипа не требуют отрекаться от Христа! Какой вред душе от этого внешнего действия?»
Батюшка! Ещё в подтверждении своих слов такие люди приводят цитаты из творений святителя Тихона Задонского. Пожалуйста прочтите: «Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру и сердечное желание» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 3. Глава 5).
«Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. … Но таковые все духовно свободны» (Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 2. Статья 1. Глава 2).
Как объяснить этим людям духовную опасность в принятии единой карты и чипа?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ирина!
Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно.
Поэтому в вопросе о единой электронной карте, надо избегать крайностей, а именно, не хвалить ее как достижение и, с другой стороны, не приписывать ей какую-то демоническую власть, которая захватывает человека.
Сам я не изучал этих вопросов, и скажу откровенно, они меня мало интересуют; я считаю, что здесь надо прислушиваться к голосу священноначалия. Мы включены в тот организм, который называется Церковью. Конечно, можно указать на ошибки отдельных священников и иерархов, но ведь можно также указать и на ошибки врачей, однако из-за этого нельзя отрицать саму медицину. Ведь с большей вероятностью можем ошибиться мы сами, и тогда к ошибке прибавится еще грех самомнения и непослушания.
Лично я не вижу в электронной карте отречения от христианства или отступления от Православной веры.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[01/05/2011] Кирил Димов спрашивает:

Благословите, Ваше Високопреподобие!
Меня зовут Кирил Димов – православный христианин из Болгарии. Хочу Вас спросить о Церковном календаре. Как Вам известно, Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в 1968-ом году после одного неканонического решения Св.Синода. Вы отвечали уже на подобные вопросы, но я хочу знать, как поступать?
Надо ли нам по послушанию следовать новому стилю, или просить благословения от Патриарха или Митрополита, что бы следуем старого, святоотеческого календаря?
В последнем случае мы будем отделится от остальных православных, от наших братьев и сестер, хоть только от Св. Пятидесятницей до Воскресения. Еще, когда нет священника, который служит по старому стилю, то на неподвижных праздниках нам некуда посещать богослужение.
А в первом случае не попадаем ли под анафемы с 1583 года, Второй сигилион из 1756 г., Окружное послание 1848г. и всех Вселенских соборов?
Простите, что мой русский язык очень плохой. Спаси Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Кирилл! Я думаю, что надо обратиться официально к Патриарху Максиму с просьбой, выделить храм, где служба будет совершаться по старому стилю; такая практика уже есть в Элладской Церкви, где в Афинах и Салониках имеются храмы, пользующиеся для богослужения юлианским календарем. Положительное решение этого вопроса укрепит Болгарскую Церковь, будет проявлением заботы и любви к пастве, так как раскольники пытаются отторгнуть христиан от Церкви, выставляя перемену календаря, как перемену веры.
Если же Патриарх откажет в такой просьбе, то следует остаться в Церкви: надо предпочесть погрешность в календарно-уставном вопросе уходу в раскол, который святые отцы называли грехом, равным ереси.
Что касается поместных Константинопольских Соборов, предавших анафеме григорианский календарь, то эта анафема была вызвана главным образом опасением дальнейшей католической агрессии в православный мир, так как сам григорианский календарь был детищем папы Григория и ученых иезуитов.
Сам я являюсь убежденным сторонником юлианского календаря. У него несомненные преимущества в структуре (повторяющихся циклах), а также сведение в одну парадигму нескольких космических ориентиров, что позволяет говорить о более глубоком отражении времени. У меня есть несколько статей о календарном вопросе, с которыми вы можете ознакомиться на сайте.
На общеправославном совещании 1948 года, где присутствовали главы и представители почти всех православных Церквей, было принято соглашение, что календарный вопрос должна решать каждая поместная Церковь, и разница в стилях не должна нарушать евхаристическо-молитвенного единства поместных Церквей.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.

* * *


[11/05/2011] Людмила спрашивает:

О. Рафаил, благословите! Мы в семье уже давно молимся о Вас как о духовно близком человеке. Очень благодарна Вам за книгу "Церковь и интеллигенция".
Батюшка, как горько видеть Вашу ОШИБОЧНУЮ позицию по вопросу чипизации людей. Она в корне отлична от позиции таких духовных авторитетов как старец Паисий Святогорец и о. Кирилл (Павлов). Батюшка Кирилл говорил: "Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать". И события, разворачивающиеся на наших глазах, подтверждают правоту этих и других духовных мужей.
Вот Вы ответили диакону Владимиру [29/03/2011], что этот вопрос "не касается Православия и религии вообще". Я же грешная думаю, что Господь на стороне тех, кто понимает опасность внедрения чипа в тело человека (на лоб или правую руку – как об этом и предупреждал нас Иоанн Богослов и как предусмотрено в уже разработанных технологиях). В частности, на недавнем молитвенном стоянии православных (против чипизации, в Москве) мироточила икона Святых Царственных Страстотерпцев; фотография мироточащей иконы размещена в интернете http://3rm.info/9770-soobshhenie-i-fotoreportazh-o-stoyanii-u.html
Думаю, что те, кто послушается Вашего "доброго" совета и получат чип сначала в УЭК (универсальной электронной карте), а затем и в тело – погибнут, а Вам придется за Ваши "добрые" советы отвечать на мытарствах и на Страшном суде. Простите и помолитесь обо мне многогрешной Людмиле, моей душевнобольной дочери Марине и болящей матушке моей Любови.
Храни Вас Господь, в том числе и от душепагубных заблуждений.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Людмила! Я должен отвечать на вопросы так, как думаю. А я думаю, что печать антихриста неотделима от сознательного и публичного поклонения ему, как земному богу. Господь хочет, чтобы человек добровольно посвятил Ему свое сердце, а антихрист – чтобы человек добровольно отрекся от веры, так как только в этом случае душа будет принадлежать ему.
Поэтому печать будет приниматься не насильственно, не обманом, а сознательно, так как антихристу нужно именно согласие воли человека. Опасно также самостоятельно заниматься расшифровкой библейской символики, так как одни и те же символы могут иметь различное значение в зависимости от контекста.
Я нахожусь в Церкви и верю, что, по словам Спасителя, благодать никогда не оставит Церковь: «Врата ада не одолеют ее». Поэтому, считаю, что надежнее прислушаться к общему голосу иерархии, чем субъективно решать эти вопросы.
Благодарю вас за молитвы.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи вам и вашим родным.

* * *


[20/06/2011] Андрей спрашивает:

Батюшка Рафаил, благословите. Спаси вас Господи за книги и за ответы на сайте и дай вам Бог здравия и сил еще на многая лета!
Вопросы у меня вот какие:
1. Очень беспокоят всякие либерально-модернистские настроения и мнения среди священства и даже среди иерархов. Признают теорию эволюции и «большого взрыва», неодобрительно высказываются об «устаревшем» обычае супружеского воздержания после венчания, с восхищением говорят об освоении Космоса как о «богоугодном деле» и вообще о всяком техническом прогрессе и мирском искусстве как о «достижениях человеческого духа» и проч.
Проникновение в Церковь духа мира сего как-то все сильнее и очевиднее. Как сохранить в этих условиях чистоту веры и воспитать в ней детей? И как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщенными», - слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?
2. Как определить грань между неприятием «нововведений» и расколом? Ведь, как говорили некоторые русские святые XX века, придет время, когда храмов будет много, но ходить в них будет нельзя – они будут обновленческие. Но ведь это раскол? Боже упаси!
Прошу ваших молитв об Андрее и Елене со чадами.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей!
1. Остановить процесс либерализации нравов и секуляризации менталитета современного человека, по моему мнению, так же невозможно, как остановить поток реки. Церковь не изолирована от мира. Люди, находящиеся в церкви, в том числе и священнослужители, получили
воспитание и образование в этом либеральном обществе и не все сознают необходимость переменить свое душевное и нравственное кредо.
Вы спрашиваете, как сохранить чистоту веры. Чистота веры запечатлена в творениях святых отцов, вероучительных книгах и богослужебных текстах. Воспитать детей в христианстве нужно, прежде всего, собственным примером и общей духовной атмосферой в вашей семье.
К священнослужителям, как носителям священнической благодати, надо относиться с уважением, невзирая на ошибки и недостатки. Нужно верить, что через них совершаются церковные таинства и богослужения, так что следует приходить на церковную службу, не разбирая личности священнослужителя, однако надо иметь духовным наставником того, кто исповедует чистую православную веру и нравственность.
Что касается ваших вопросов: «…как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщенными», – слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?», то думаю, что таких священников переубеждать не в ваших силах. Первым не спешите вступать с ними в словопрения, но если вас спросят, то ответьте прямо и откровенно, но без резкости.
2. Не принимать нововведения – это значит не соглашаться с ними и отвергать их. А раскол, как непризнание законной иерархии и выход их Церкви, никогда и ничем не может быть оправдан. Старцы во времена обновленческого раскола говорили, что не надо ходить в храмы, захваченные обновленцами, но они не говорили, что не надо вообще ходить в церковь, – ведь существовали патриаршие приходы.
Возможно, что их слова в искаженной передаче породили такое мнение, что придет время, когда в храмах уже нельзя будет молиться. Надо твердо верить, что Церковь будет существовать на земле до второго пришествия Христа.
Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.

* * *


[25/06/2011] Артём Рыжов спрашивает:

Здравствуйте уважаемый Архимандрит Рафаил. Прежде всего хочу поблагодарить Вас за работы, направленные против современных искажений Православия.
Вы писали ссылаясь на Митрополита Макария Булгакова, что мнение о том, что Христос вывел всех из ада является частным, но кажется есть некоторое количество святых отцов (а может и не мало), которые считали, что Христос вывел всех. Как Вам кажется есть ли по этому вопросу согласие отцов, есть ли твёрдое учение? Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Христос победитель ада» активно пытается доказать, что Христос вывел всех и даже называет мнение св.Григория Двоеслова латинским и пишет, что «такой подход далёк от традиционного восточно-христианского понимания» а св. Григорий возражает против того, что Христос вывел всех. Высочайший авторитет Св. Григорий Богослов пишет так: «Всех ли без изъятия спасает, явившись там, или одних верующих?» (Слово 45. На Святую Пасху) и не даёт ответа на этот вопрос.
Извините отец Рафаил за большое количество вопросов, если это много ответьте пожалуйста на то, что Вам понравится.
Прошу Ваших молитв. Спаси Господь.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Артемий!
Только очень немногие из древнехристианских писателей допускали, что Господь после схождения в ад вывел души всех людей из преисподней. Обычно здесь ссылаются на Климента Александрийского; но этот древнехристианский писатель не причислен к лику святых; в его богословии немало ошибок (например, вера в богодухновенность книг сивилл, учение о «христианском эзотеризме», уравнение языческих философов с ветхозаветными пророками).
Надо также учесть, что в Священном Писании, творениях святых отцов и гимнографии употребляется языковое изобразительное средство – синекдоха, где часть берется вместо целого, или целое вместо части. Например, апостол Павел употребляет синекдоху, что «весь Израиль спасется», а в другом месте пишет, что спасется только остаток Израиля. Святые отцы дают пояснение: Израиль означает «видящий Бога», то есть в духовном отношении имеющий истинную веру; поэтому спасется та часть иудейского народа, которая уверует в Христа.
Если допустить, что Христос вывел языческих философов из ада, то возникает недоумение, куда привел их? Нигде в христианском предании нет даже намека на то, что лучшие из язычников или наиболее глубокомысленные из них, как Сократ, Платон, Заратустра и Будда были бы в раю.
Если бы Господь вывел всех, то какая разница между теми, кто верили в Мессию, ожидали Его пришествие и старались жить по Ветхому Завету, включая первоначальное предание, и язычниками, приносящими жертвы Ваалу и пляшущими перед изображением Шивы. Если мы буквально примем учение о спасении всех душ, которые находились в аду во время сошествия в ад Христа Спасителя, то это логически неизбежно приведет нас к оригенизму – ереси апокатастасиса, преданной анафеме на пятом Вселенском и нескольких поместных соборах.
Что касается святителя Григория Двоеслова (6-7 вв.), то он принадлежит не только Римскому патриархату, но всей нераздельной Вселенской Церкви. Его «Диалоги» (Римский патерик) были любимым чтением, как на Западе, так и на Востоке. Литургия преждеосвященных даров, составленная Григорием Богословом, имеет восточное происхождение.
Поэтому свидетельство святого Григория Двоеслова не менее авторитетно, чем свидетельства византийских богословов и не отличается от них. Здесь опять психологический ход: если святой Григорий Двоеслов проживал на Западе (хотя часть своей жизни он провел в Константинополе), то, значит, он по своему духу католик, а если католик – значит, пишет неправильно, и вывод весьма оригинален: надо не принимать и бороться с учением святого Григория, чтобы защитить Православие от католицизма.
Надо сказать, что святой Лев, как и святой Григорий Двоеслов, был Римским папой; однако отцы Халкидонского собора приняли его христологическое послание, как одну из основ догматического решения собора и провозгласили: «Лев – это Православие».
Что касается святого Григория Богослова, то у этого отца нередко встречаются утверждения в форме вопроса, что напоминает диалоги Сократа; он как бы приглашает своего собеседника поразмыслить вместе с ним, подводит его к истине, но предоставляет ему самому дать ответ.
Взаимно прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.

* * *


[04/07/2011] Владимир спрашивает:

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Рафаил!
Известно, что число воцерковлённых христиан в России сейчас где-то 3%.
В настоящий момент среди части клира и активных мирян РПЦ сложились 2 партии: "миссионеров" и "миссиофобов". Последние стоят за консервацию "синодальных" стандартов, их лозунг – "кого надо, Господь Сам приведёт".
"Миссионеры" же зачастую повторяют ошибки своих западных коллег, будто Второй Ватикан ничему их не научил.
И всё же надо что-то делать. Русь надо оглашать и крестить. Оглашать не по-кочетковски, конечно.

Мы все любим язык свв. Кирилла и Мефодия. Но и проблема непонимания богослужений, всего гимнографического богатства, она ведь тоже не надумана, она существует.
Может, следует создавать храмы, где будут служить по-русски, наподобие того, что существуют старообрядные единоверческие приходы?
Хотелось бы знать Ваше мнение, дорогой отец Рафаил! Прошу благословения и Ваших святых молитв.

P.S. Батюшка, хотелось бы знать, практикуемое сейчас во многих Русских храмах чтение Евангелия лицом к народу это модернистские новины или вариант нормы?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Евангелие проповедуется и распространяется не одними человеческими силами, а содействием и помощью благодати. Только те, кто стяжали благодать Божию, могут донести евангельский свет до народа и стать миссионерами. Одни и те же слова, сказанные людьми разного духовного уровня, имеют различное воздействие на душу человека. Только благодать открывает сердце; только слова, насыщенные благодатью, глубоко проникают в душу и остаются в памяти, как бы выбитые на камне.
Безблагодатная речь может быть внешне красивой, логически обоснованной, украшенной всеми изобразительными средствами ораторского искусства, но она останется семенем, пустым внутри, которое не может дать ростка. К сожалению, миссионеры в наше время больше ориентируются на внешние знания, сообразуются со вкусами аудитории, стараются не упасть в грязь лицом в разговоре с учеными и показать свою всестороннюю эрудицию в общении с интеллигенций.
Но ведь люди, в том числе ученые, ищут у миссионеров то, что они не получают в миру и науке, – ищут других, духовных знаний, которые выше слова, хотя и передаются через слово, ищут удовлетворения своих мистических чувств. Вместо того, чтобы поднять душу человека к Богу, эти миссионеры идут за миром и, в конце концов, становятся ненужными для него.
Что касается «миссиофобии», то это реакция на неправильное миссионерство, которая может дойти до крайности – до отрицания самого миссионерства. Мое мнение такое: чтобы дать людям, нужно иметь самому; нельзя приглашать гостей на трапезу, поставив перед ними пустые тарелки, хотя бы красиво раскрашенные; нельзя дать милостыню нищему, не имея в кармане ничего кроме дыр. Так же нельзя быть миссионером, не очищая своего сердца, не борясь со своими страстями, не исполняя то, чему учишь других.
Если же христианин стяжет благодать, то он уже становится миссионером – светильником, который светит всем. Один светский поэт, надо сказать отрицательно относившийся к христианству, написал строки, которые запомнились мне: «Трудись над звонкими словами, пустые рифмы набирай. Торгуйся чуждыми речами, и пламя бледное из пепла выжимай. Ослы и дети будут восхищаться, и только их ты можешь удивить. Но сердцу с сердцем не сливаться, когда не можешь ты от сердца говорить». А надо говорить миссионеру не только от сердца, но от благодати, живущей и действующей в его душе, тогда откроются для его слов сердца людей.

Что касается богослужебного языка, то это язык преимущественно символов и священной поэзии. Можно перевести с иностранного языка поэму, приблизив ее к подлиннику, но невозможно адекватно перевести молитвенные тексты с древних языков на современные языки – здесь другая структура и другая динамика.
В переводе на современный язык богослужебная гимнография будет вульгаризирована и опошлена; это будет только пересказом, который мало что даст душе. Религия преимущественно обращена к сердцу, а древние языки ближе к динамике и внутреннему смыслу молитвы, чем современные. Для богослужения нужен особый сакральный язык, отличающийся от обыденного языка, как храм отличается от простых домов.
История обновленчества 20-30 гг. прошлого столетия показала, что народ переставал ходить в те храмы, где богослужение шло на современном языке. Простые люди сердцем поняли, что у них отнимают священное и дорогое, что их духовно окрадывают, что это шаги к апостасии.

Насчет чтения Евангелия лицом к народу должен сказать, что по уставу Евангелие читается лицом к народу только на пасхальной вечерне, а в остальные дни – обратившись к престолу. Надо сказать, что чтение апостольских посланий символизирует апостольскую проповедь, а чтение Евангелия – вечную жизнь.
Помоги вам Господи.

* * *


[10/07/2011] Владимир спрашивает:

О.Рафаил, сущность обновленчества в обмирщении Церкви?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! Обновленчество это попытка соединить несоединяемое – христианство и либерализм; это уния между Церковью и духом полуязыческого мира, замена подвига мученичества, на котором стоит Церковь, перманентным приспособленчеством, где нравственность заменяется прагматикой.
Либерализация общественного сознания проникает в Церковь через ее человеческий элемент. Обновленцы стремятся к нравственному минимализму, к замене евангельских заповедей либеральными представлениями, которые все больше порабощают современную культуру.
Обновленчество 20-х годов прошлого столетия проявило себя как революционный протест против каноники Церкви. Но тогда еще в Церкви были достаточно твердые установки и крепкие духовные силы, которые защитили Православие от обновленчества, отбросили и осудили его как нравственную ересь, и обновленчество превратилось в раскол, стремящийся найти поддержку у атеистической власти.
Формально обновленчество как организация прекратило свое существование в 40-х годах прошлого столетия, но дух обновленчества продолжал жить и действовать. Евангельские заповеди и моральные императивы христианства неразрывно связаны с православным вероучением, догматикой и каноникой.
И современные модернисты-обновленцы уже идут дальше своих предшественников. Они борются с православным вероучением, стараются извратить догматы через их ложную интерпретацию, создать либеральное богословие, которое усыпило бы совесть и бдительность человека, оправдало бы грех, сняло ответственность за него. Теперь обновленчество не борется с Церковью, как в постреволюционное время, а старается выдать свои подделки за христианство, только очищенное от наслоений – византинизма, католичества и даже язычества.
Обновленцы дискредитируют Священное Предание, бесцеремонно обращаются с вероучительными книгами и вообще с богословским наследием прошлых веков, и хотят православных богословов представить как фанатиков, обскурантов или каких-то пещерных людей, незнакомых с культурой и цивилизацией.
Христианство призывает человека бороться с грехом и страстями. Обновленчество хочет оправдать страсти, примирить с ними человека, заставить его забыть о демоническом мире, об аде и уничтожить представление о грехе, как о богоборческой силе, заменить его другими словами, такими как: ошибка, болезнь, несовершенство, незнание и т.д.
Апостол Павел предостерегает людей не превращать благодать в повод к распутству. А обновленцы хотят превратить любовь Божию к человеку в безнаказанность.
Помоги вам Господи.

* * *


[15/07/2011] Дмитрий спрашивает:

Откуда взялось сейчас такое распространенное мнение, что требник Петра Могилы прокатолический? Спрашивал у священника – один из доводов был, что там есть чин, при котором болящему священник дает испить воды со служебного копия. Как с православной точки зрения объяснить этот чин?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Митрополит Петр Могила причислен Церковью к лику святых. Его Требник был перепечатан несколько лет тому назад в издании Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сомнение в православии Требника Петра Могилы – очередная уловка модернистов, которые хотят показать борцов с католицизмом чуть ли не проводниками католицизма, для того, чтобы незаметно проталкивать свои протестантско-рационалистические концепции в Церковь под видом очищенного и обновленного Православия.
Молитва над больным с благословением его копьем, имеется в современных требниках, а что касается освященной воды с копья, – это местный обычай, имеющий фрагментарный характер.

* * *


[15/07/2011] Александр спрашивает:

Благословите, отец Рафаил! С благодарностью к Вам и с ожиданием общения.
Ваша статья «О монашеском авангардизме» еще более укрепило во мне такое отношение к монашеству, что это явление очень необходимое для православия. И именно в том виде и в тех традициях, которые через все века не смогли быть попранны такими, как Шмеман. Я бы назвал их (монахов) нашим и авангардом и крепким тылом, оплотом и опорой православия. Спасибо за статью.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! Рад, что моя статья «О монашеском авангардизме» помогла вам правильно понять значение православного монашества.
Призываю на вас Божие благословение и прошу ваших молитв.