Богородица

Библиотека

К определению понятия «обновленчество»



Обновленчествоэто чаще всего вполне осознанное, а порой даже не осознаваемое течение в жизни Церкви, адепты и сторонники которого пытаются духом мiра сего вытеснить из Церкви Дух Божий, Дух Святой.

Такое проникновение в Церковь служения духу мiра сего, жажда обновления в духе церковного либерализма, стремление переделать христианство и Церковь на новый лад, привести ее в соответствие с запросами современной мысли и жизни наиболее ярко проявляется в критическом отношении к установленным догматам и к существующим церковным традициям.

Обновленцы стремятся реформировать и «осовременить», якобы во имя благих намерений и целей, главным образом – «миссионерских», как само богослужение в сторону его облегчения, а по сути – профанации, так и церковнославянский богослужебный язык в сторону его упрощения и русификации.

Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви (в частности, пересмотр традиционной практики подготовки ко Святому Причащению: отмена исповеди перед причащением).

Кроме того, обновленцы посягают на святость поста (как в части приема пищи, так и в части супружеских отношений), а также выдвигают предложения по постепенному переходу с юлианского календаря, освященного жизнью Господа нашего Иисуса Христа, на новоюлианский или григорианский. Стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному мiру отражается и в новом либерально-экуменическом модернистском богословии.

Такое отрицание и разрушение Предания и укоренившихся традиций Русской Православной Церкви можно охарактеризовать как церковный либерализм, модернизм или протестантизм «восточного обряда».

На епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 1993 года Святейший Патриарх Алексий II впервые назвал модернистское движение внутри Русской Православной Церкви, в частности, деструктивную реформаторскую деятельность священника Георгия Кочеткова, разрушающую богослужебные традиции, неообновленчеством. Тем самым Святейший Патриарх Алексий показал, что современные церковные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов.

Строго говоря неообновленчество – это обновленчество по рецептам протоиерея-модерниста Александра Шмемана и Парижской богословской школы.