Богородица

Библиотека Cовременное обновленчество – протестантизм «восточного обряда»

Отказ от православной пасхалии?

 

Константинопольская Патриархия ставит вопрос о совместном праздновании Пасхи с инославными


Вопрос о радикальной перемене святоотеческого календаря стоит на повестке дня Константинопольской Патриархии, любящей украшать себя названием «Мать-Церковь». Совершенно откровенно говорит об этом документ, опубликованный в греческой газете «Ортодоксос Типос», № 1160 от 9.02.1996 г. Речь идет об Окружном послании Константинопольской Патриархии, разосланном без официальной огласки еще в мае 1995 года всем ее митрополитам, с целью изучить возможность отказа от православной пасхалии для совместного празднования Воскресения Христова с инославными. Вот сам его текст с небольшими сокращениями:

Секретарь Св. Синода

Исходящий № 150/26.5.95 г., протокол 420

 Высокопреосвященнейшему митрополиту...
 
Согласно решению Св. Синода и высокому повелению Вселенского Патриарха Варфоломея, призываем Ваше Высокопреосвященство представить мнение по следующим пунктам относительно определения общей даты празднования всеми христианами великого праздника Воскресения Христова:

– Какие трудности с общественной, функциональной, культурной и психологической точки зрения существуют среди духовенства и народа в Вашей Богоспасаемой епархии, которые мешают празднованию Пасхи совместно со всеми христианами сегодня?..

– Каковы взгляды и желания православной паствы относительно возможности совместного празднования Пасхи с инославными, среди которых она (паства) живет и с которыми общается?

– Какие нападки могут возникать при одной такой возможности празднования Пасхи на православную паству со стороны определенных консервативных православных кругов (старостильники, внецерковные организации, традиционалисты, антиэкуменисты и другие подобные) и насколько выгодно для Матери-Церкви поднятие вопроса об общем праздновании Пасхи?

– Как и до какой степени инославные церкви, исповедания, организации и другие могли бы воспользоваться общим празднованием Пасхи в ущерб православному самосознанию наших верующих, насколько существующие прозелитические стремления могут быть облегчены через такое празднование в ущерб Православию?

Кроме того, мы призываем Ваше Высокопреосвященство предложить Церкви свои взгляды на общие отрицательные или положительные воздействия по этому вопросу, как и свои доклады на эту тему, чтобы решила Мать-Церковь, что предпринять в будущем.

В ожидании ответа от Вашего Высокопреосвященства передаем Вам братские приветствия от Его Святейшества, нашего Патриарха, и остаемся с любовью в Господе.

Филадельфийский митрополит Мелитон,

главный секретарь Св. Синода.

 * * *

Для сведения читателей мы отметим, что церковные правила, положенные в основу нашей православной пасхалии, ведут свое начало еще с апостольских времен. Так, VII апостольское правило гласит:

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина.

I Вселенский собор в 325 году занимался не только осуждением распространившейся в то время арианской ереси, но и решением так называемых «пасхальных» споров относительно времени празднования Христовой Пасхи; Святитель Афанасий Великий, который сам активно участвовал в работе этого собора, пишет в своем послании африканским епископам (глава 2-я):

«Никейский собор был собран по поводу Пасхи, потому что христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии не были согласны с нами, и во время, когда иудеи совершали свою пасху, праздновали и они...»

Вопрос определения времени празднования Христова Воскресения был признан настолько важным свв. отцами собора, что для его окончательного и безапелляционного решения они издали специальный «орос» (определение), запрещающий празднование Пасхи одновременно с иудеями. О том ясно свидетельствует 1-е правило состоявшегося только через шестнадцать лет IV Антиохийского собора, в котором среди прочего содержится:

...Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ или пресвитер, или диакон... дерзнет к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви...

Такой строгий приговор, предусматривающий отлучение от Церкви без предварительного рассмотрения соделанного нарушения от местной церковной власти, встречается исключительно редко в канонах. Это свидетельствует о категоричности решения (ороса) на Никейском соборе относительно времени празднования св. Пасхи – никогда «вместе с иудеями». Само выражение «да не празднуется Пасха вместе с иудеями» вопреки голословным утверждениям некоторых современных богословов-модернистов, не относится к способу празднования, а исключительно – ко времени празднования.

К этому следует прибавить и 7-е правило II Вселенского собора, как и сходное с ним по содержанию 95-е правило Трульского Собора, определяющие, как надо принимать еретиков, которые желают присоединиться к Православной Церкви... Как видно из этих правил, тетрадиты, то есть те, кто праздновал Пасху вместе с иудеями 14-го нисана, прямо называются еретиками и ставятся рядом с арианами и другими. Из-за этого, в случае принесения покаяния, их принимают в лоно Церкви через миропомазание. Вот куда ведет отступление от церковных правил относительно времени празднования Св. Пасхи.

Последующие Вселенские соборы неоднократно утверждали неизменное соблюдение своих постановлений.

Предложенное Константинопольской Патриархией общее празднование Пасхи вместе с римо-католиками и протестантами полностью игнорирует вышеупомянутые каноны. Согласно принятой на Западе григорианской пасхалии, Христова Пасха нередко совпадает с иудейской или празднуется перед ней вразрез с последовательностью евангельских событий и с соборными постановлениями Церкви.

За столетний период – с 1888 по 1988 год – римо-католики 23 раза нарушили эти правила, попадая по пасхальному вопросу под анафему I Вселенского собора.

В конце 1995 года Константинопольский патриарх совершил знаменательный визит в Женеву, где он посетил главную квартиру ВСЦ, Всемирную лютеранскую федерацию, Всемирный союз реформатских церквей и других. В личной встрече с генеральным секретарем ВСЦ д-ром Райзером они вместе обсуждали вопрос о совместном праздновании Пасхи.