Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Тимур ДАВЛЕТШИН
Лесоповал для коммунистов. О радикальных воззрениях священника Даниила Сысоева


В своих статьях, в которых я разбирал учение т.н. уранополитизма священника Даниила Сысоева, я занимался апологией патриотической идеи, утверждая, что, вопреки утверждениям уранополитов, любовь к своему земному Отечеству и служение ему вовсе не противоречит христианству. Здесь я хочу указать еще на один важный аспект этого учения. Уранополиты, выступая против патриотов, утверждают, что те делят людей на «своих» и «чужих». Это обвинение несправедливо. То, что мой народ мне ближе, еще не значит, что остальные – чужие. Ведь и моя родная сестра или жена мне ближе, чем соседка, и заботиться я должен в первую очередь о своей семье. Означает ли это, что я делю людей на «своих» и «чужих? А вот уранополиты, утверждающие вроде бы правильную мысль о том, что духовное родство важнее кровного, действительно грешат таким вот делением. Вот что писал основатель идеологии уранополитизма о. Даниил Сысоев: «Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие...»[1].

По-моему, Господь дал нам не совсем тот критерий, о котором говорит о. Даниил Сысоев. Всем известна притча о милосердном самарянине. Св. Иоанн Златоуст приводит её в своем «Слове о проклятии» и присовокупляет к ней: «Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым»[2].Т.е. самарянин, по справедливому замечанию св. Иоанна Златоуста, вовсе не был своим по вере. Но именно он, в отличие от «своих по вере» левита и священника, оказался ближним для пострадавшего от разбойников. Притча эта вовсе не обличает патриотов (если мы не имеем в виду крайние, уродливые формы патриотизма), а обличает как раз уранополитов, считающих чужими всех иноверцев.

На мой взгляд, такое вот деление на «своих» и «чужих» свойственно тоталитарным идеологиям. Я далек от того, чтобы причислять к ним сысоевский уранополитизм, но смею полагать, что если эту идеологию поднимут на знамя некие политические силы, она легко может стать обоснованием тоталитарного политического режима. Основанием для такого моего убеждения стали слова о. Даниила Сысоева из двух его статей. Обе эти статьи последователями о. Даниила Сысоева опубликованы в книге «Гражданин неба» (Изд-во: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, Москва, 2011) уже после его смерти на основе его статей в ЖЖ.

Вот что, к примеру, он написал в статье «Атака безбожников на Церковь»: «Ну а касательно практического воплощения материализма, то напомню о таких великих материалистах как Сталин, Ленин, Пол Пот, Мао, Гитлер. Они старались воплотить материализм в жизнь. Очень жалко, что после этого нормальный Нюрберг не осудил всех сторонников материализма на нормальные исправительные работы. Все таки 150 000 000 убитых многовато, чтобы давать атеистам право на их мнение. Да и с практической точки зрения, учитывая коммунизм Жореса Алферова, почему бы не отправить всех сторонников прекрасного нового мира в мир их мечты. Где каждый отдает по способностям, а каждому дается по потребностям. – В зону, в которую они уже однажды превратили треть планеты?»[3].

Может быть, о. Даниил случайно оговорился? Но то же самое он заявляет и в другой статье – «Беспокаянное житие»: «А ведь как просто было бы сказать, что в 20-м веке Россия была оккупирована сектой коммунистов и до 1991 года перестала существовать. Что коммунизм – не просто теория, а настоящая классическая ересь хилиастического толка. Что всякий, кто исповедует эту ересь, не должен после миллионов убитых быть впускаемым в приличное общество, а лучше должен отправляться в места полного осуществления коммунистического идеала (лесоповал)»[4]. Здесь уже не просто пожелание. Здесь четко говорится – «должен отправляться». На мой взгляд, это самое настоящее обоснование террора по отношению к тем, кто придерживается атеистических и коммунистических убеждений.

В той же статье он говорит: «самая крупная секта в России сейчас не Свидетели Иеговы и не виссарионовцы, а коммунисты (их 13 % электората)». Отдавал ли себе отчет о. Даниил, утверждая, что всякий, кто исповедует эту ересь, должен отправляться на лесоповал, что в случае исполнения его желания размеры нового Гулага могут оказаться значительно больше, чем во времена Сталина? Тем паче, что на практике все может выглядеть гораздо страшнее, чем представлялось о. Даниилу. Революционеры-романтики тоже не вполне отчетливо представляли, каков будет результат их «проповеди».

В комментарии к этой статье оппонент о. Даниила говорит: «...речь Вы эту читали на Соколе под свастикой, не заметили? Зря...»[5]. И в другом комментарии: «... свастика была на одной из трех хоругвей, которая в центре находилась»[6]. О. Даниил на это ответил, что не заметил. И действительно, зря не заметил. Он заявил, что не имеет никакого отношения к политике, и видимо, сказал правду. Только вот сами политики явно воспользовались им в своих целях, и боюсь, что пользуются до сих пор.

Вообще, в свете откровенной апологии нацистского прихвостня генерала-предателя Власова о. Даниилом Сысоевым, которую я разбирал в других своих статьях, и в частности в статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма», слова о. Даниила о лесоповале для коммунистов и атеистов звучат особенно зловеще. Здесь сысоевский уранополитизм оказывается родственным с другими антикоммунистическими идеологиями, еще более страшными, чем коммунизм.

Я понимаю, что эти высказывания нельзя считать некой политической программой или призывом к террору. Напротив, я полагаю, что если бы это стало осуществляться буквально, то сам о. Даниил как истинный христианин не только бы ужаснулся, но и противостал этому. Однако, учитывая то, каким авторитетом в глазах многих православных христиан обладает убиенный о. Даниил Сысоев, нетрудно предположить, что если число его последователей и почитателей достигнет критической массы, то самые оголтелые из них вполне это могут взять на вооружение как прямой призыв к действию. Впрочем, я надеюсь, что количество этих самых последователей не достигнет критической массы. Но я заметил то, что некоторые радикальные взгляды о. Даниила берут на вооружение даже те, кто не имеет никакого отношения к уранополитизму, кто просто пытается использовать имя о. Даниила в своих политических целях.

Логика о. Даниила такова: коммунисты и атеисты должны отправляться на лесоповал по той простой причине, что сами некогда отправляли туда христиан. Это явно противоречит не только идее христианского милосердия, но и элементарной справедливости.

Несправедливость, на мой взгляд, заключается уже в том, что тот же Жорес Алферов (как и большинство других современных атеистов и коммунистов) не имеет никакого отношения к преступлениям Гитлера, Пол Пота, Мао и даже Сталина. Приводить пример Гитлера особенно нелепо – коммунистам от него досталось гораздо больше, чем христианам. Вообще Гитлер, несмотря на свой оккультизм (который он не афишировал перед немецким народом) опирался главным образом на лютеран. Режим усташей в Хорватии, не уступавший нацистам в жестокости – на католиков. А вот прогитлеровский режим Антонеску в Румынии – на православных. Конечно, румыны гораздо менее «отличились», чем немцы или хорваты, но все же их тоже есть в чем упрекнуть. Вот что, к примеру, мы читаем о некоем архиепископе Ефреме, назначенным управлять Кишиневским округом. «Он жестоко преследовал сторонников старого церковного календаря и с этой целью учредил “Секретную службу миссионеров”, призванную наблюдать за населением. По требованию архиепископа уже к концу 1941 г. полиция выявила 2474 старостильника, а также около 8 тыс. сектантов: 5656 баптистов, 605 инокентьевцев, 535 адвентистов, 413 евангелистов, 257 молокан и т.д. Их заключали в тюрьмы и концлагеря, подвергали истязаниям и пыткам, разоряли принадлежавшие им крестьянские хозяйства. Утверждая, что “большинство сектантов – коммунисты, которые под религиозной маской пропагандируют коммунистические идеи”, архиеп. Ефрем требовал судебных расправ над ними и закрытия молитвенных домов. В 1942 г. были арестованы сотни противников перехода на новый стиль, в том числе многие старообрядцы. В январе 1943 г. 74 старостильника, по мнению губернатора Бессарабии, “главари духовного мятежа”, были заключены в концлагерь Новые Онешты»[7].

Как видим, даже православным есть чего устыдиться, если честно взглянуть на историю того времени. То, что православные румыны – новостильники, вряд ли имеет какое для нас принципиальное значение, ведь мы евхаристическое общение с Румынской Церковью не прервали.

Однако мало кому приходит в голову упрекать христианство в преступлениях фашистских режимов. Наверное, даже большинство атеистов (кроме, разумеется, воинствующих антирелигиозников, люто ненавидящих религию вообще) понимают, что в основе этих злодеяний лежат не религиозные убеждения, а низменные страсти. Но некоторые из наших единоверцев почему-то склонны приписывать особую кровожадность всем атеистам без исключения.

Другой великий злодей, упомянутый о. Даниилом, Пол Пот, действительно, был коммунистом. Однако следует ли ставить его преступления в упрек всем атеистам, включая того же Ж. Алферова? Разве почтенный физик был в рядах красных кхмеров? – Нет, его биография об этом умалчивает. Да ему было бы сложно попасть в их ряды уже по той простой причине, что СССР выступал с осуждением полпотовского режима. Те, кто застал советские времена, должны прекрасно помнить это по советским газетам. Кстати, и свергнут этот режим был просоветским Вьетнамом.

Может быть, Ж. Алферов как-то причастен к сталинскому террору? – Это тоже отсутствует в его биографии по понятным причинам: в те годы, когда Ж. Алферов вступил в сознательный возраст, сталинский террор попросту прекратил свое существование. Правда, давление на Церковь продолжалось и после Сталина. Уже не с помощью прямого террора, а с помощью атеистического «просвещения». Причастен ли академик к атеистическим «просветительским» организациям того периода? – Этих фактов также не было мною обнаружено в его биографии. Академик всю жизнь занимался исключительно наукой, в коей, как мы знаем, он весьма преуспел. Понимаю, что знаменитое «Письмо 10 академиков», в котором академики (в т.ч. и упомянутый Ж. Алферов) выступили против введения ОПК и теологии в вузах, возмутило православных христиан и о. Даниила в т.ч. Понятно, что это действительно в некотором смысле некий идеологический удар в нашу сторону. Но удар этот вовсе не такой силы, чтобы желать его авторам (и всем атеистам и коммунистам) отправиться в зону на лесоповал.

Обосновывать правомочность отправки атеистов и коммунистов на лесоповал тем, что некогда на лесоповал отправляли христиан – это значит уподобляться тем воинствующим антихристианам, которые доказывали антихристианский террор тем средневековым сожжением еретиков, которое было, увы, не только в истории католиков, но и в истории православных (хотя и гораздо меньше), или истреблением павликиан в православной Византии (об этом – ниже). Так что со стороны о. Даниила Сысоева и его наиболее оголтелых последователей было бы гораздо честнее сказать: «Преследование христиан нехристианами (еретиками или атеистами) – это плохо, а преследование еретиков и безбожников христианами – это хорошо, потому что они – плохие, а мы – хорошие».

Судя по всему, многие (хотя я думаю, что далеко не все) уранополиты считают вполне оправданным террор, осуществляемый «нашими». Я как-то в полемике с одним из ближайших учеников о. Даниила Сысоева попросил прокомментировать цитату из статьи «Атака безбожников на Церковь». На это мне было сказано, что о. Даниил в данном пункте совершенно прав, и указано на позицию преп. Иосифа Волоцкого, выступавшего в свое время за смертную казнь еретиков жидовствующих (напомню, что еретиков тогда сжигали на кострах). Как известно, в 13 главе «Просветителя» он утверждал необходимость смертной казни для еретиков жидовствующих и попытался подвести для этого религиозное обоснование.

Несколько ранее я полемизировал с неким воинствующим атеистом, утверждавшим, что сожжение еретиков на кострах, которое имело быть место в истории Русской Церкви – вполне в духе православного вероучения. Свое мнение он обосновывал как раз на 13 главе «Просветителя» преп. Иосифа Волоцкого.

Конечно, преп. Иосиф – великий святой, и я сам его весьма почитаю, как борца с ересью и подвижника милосердия. Однако в данном пункте я полагаю, что были правы его оппоненты – кирилловские старцы, последователи преп. Нила Сорского. «Ответ кирилловских старцев» на 13 главу «Просветителя» (книги в целом замечательной) – блестящее опровержение позиции преп. Иосифа Волоцкого в вопросе смертной казни еретикам.

Кроме того, можно указать на пример одного из Отцов Церкви – преп. Феодора Студита, выступавшего против казней еретиков павликиан (и других), которые имели быть в Византии в его время. Замечательно «Послание к Феофилу, епископу Ефесскому», в котором преподобный выступает против преследования еретиков (павликиан), в коем он, в частности, говорит:

«...Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (Лк.9:54-56). Ибо наш Божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать»[8].

Справедливости ради надо заметить, что противником воззрений преп. Феодора Студита был другой святой – преподобный Феофан Исповедник. Вот что читаем у него самого в его «Хронографии»:

«Подвигаемый великою ревностью к Богу благочестивейший царь, по внушению святейшего патриарха Никифора и прочих благочестивых мужей, объявил смертную казнь манихеям, павликианам, афинганам во Фригии и Ликаонии, но был удержан от этого другими советниками под предлогом покаяния, но погрязшие в этом заблуждении никогда не могут раскаяться. Они положили правилом, что иереям не позволительно произносить смертный приговор против нечестивых, и в этом они поступили совершенно противно Священному Писанию. Если Петр, глава апостолов за одну ложь умертвил Анания и Сапфиру, если Павел великий громко вопиет, что делающие сие достойны смерти, и это за один плотский грех, то не противятся ли им те, которые освобождают от меча людей и исполненных всякой нечистоты душевной и телесной, и служителей диавола? Но благочестивый царь Михаил не мало из них предал мечу»[9].

Как следует из «Хронографии», множество еретиков все же было убито. Как видим, в Византии были такие же разногласия по этому поводу, как и на Руси. Но я хочу привести еще одну цитату преп. Феодора Студита, из его послания, написанного уже после всех этих событий. Как я понимаю, в послании речь идет о гонениях на православных почитателей икон. Преп. Феодор видит в этом наказание за то, что ранее православные преследовали (и многих даже казнили) еретиков – павликиан и других:

«Ты видишь, друг, каково настоящее положение вещей, какой сильный огонь охватил Церковь Божию, – конечно, разгоревшись от прежней подтопки. Нас изъело пламя прелюбодеяния [Святой Отец говорит о прелюбодейном браке императора Константина VI], поразила нас стрела прелюбодейной связи, – я разумею совершившиеся из-за них преследования и заключения, наказания, изгнания и бедствия; не без основания я прибавил бы и бывшее до этого дело симониан и по поводу симониан. Ведь Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницею. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, – говорит Писание, – “все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф.26:52). Но поскольку все эти средства были применены, как будто из недр ада вспыхнул столп зла, – эта христоборная ересь, губящая всех»[10].

Конечно, каждый христианин может выбрать, кто ему ближе в этом вопросе – преп. Иосиф Волоцкий и преп. Феофан Исповедник, или преп. Феодор Студит и кирилло-белоезерские старцы. Однако утверждать то, что современные атеисты заслуживают «лесоповала», потому что когда-то некие атеисты отправляли туда христиан – по меньшей мере, нечестно, потому что и наша история также содержит неприятные для нас эпизоды.

Я вовсе не утверждаю, что атеизм и коммунизм сами по себе не имеют никакого отношения к террору, и что причина террора, как и в истории Церкви – исключительно в низменных человеческих страстях. Нет, я на самом деле согласен с Федором Достоевским, сказавшим устами одного из своих героев: «Если Бога нет, то все позволено». Если взглянуть на историю, то принятие христианства способствовало значительному смягчению нравов, хотя полного осуществления евангельского идеала не было даже в лучшие для христианской истории времена. Напротив, приход к власти безбожников был ознаменован страшным террором. Даже если оправдать этот террор низменными страстями, то тогда как можно оправдать узаконенное детоубийство (аборты), против которого, кстати, покойный о. Даниил Сысоев выступал очень жестко? И, однако, нам следует помнить евангельские слова: «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48).

Сказанное мною вовсе не означает того, что я стою на позициях некоего примиренчества со злом. Просто борьба должна быть адекватной угрозе. В любом случае нужно жестко бороться с экстремистами, в т.ч. теми, кто пытается прикрываться христианством. Тот же преп. Феодор Студит, выступая против казней еретиков, говорит: «и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам... Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии»[11].

Мое несогласие с теми из наших святых, кто требовал казней для еретиков, вовсе не означает того, что я ставлю под сомнение их святость. Просто эти люди, несмотря на свою личную святость, оказались людьми своего века. Если мы сегодня будем жаждать отправить в зону всех атеистов и коммунистов, то мы можем оказаться даже ниже своего века. Почитая святость преп. Иосифа или преп. Феофана, не следует слепо копировать их взгляды, памятуя о том, что были другие святые, которые учили иначе, и главное, памятуя о том, чему учил Христос. Нужно бороться с ересями, но так, как заповедовал св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[12].

Иначе чем же мы лучше наших гонителей?

Кроме того, я считаю, что большой ошибкой о. Даниила было то, что он не отличал искреннего заблуждения и неведения от сознательного служения злу. Например, о тех же коммунистах в статье «Ко дню революции» он писал: «православным важно беречься от общения с коммунистами, не есть с ними и тем более не дружить с ними. Они заражены проказой дьявола. И если они не раскаются в бесовской зависти, то и нас с вами они этим заразят»[13].Все же я не думаю, что современными коммунистами движет исключительно бесовская зависть. Может быть, тот же академик Ж. Алферов (один из ведущих ученых нашей страны, нобелевский лауреат) кому-то завидует? Совсем так не думаю. Думаю, что в большинстве они просто заблуждаются, поэтому все же нам не следует бросаться такими жестокими словами. К сожалению, о. Данилу было свойственно таковое отношение к своим идеологическим противникам любого лагеря. Это же касается и многих его последователей.

И напоследок хочу добавить следующее. Несмотря на резкое неприятие идей о. Даниила, я вовсе не хочу выставить его неким врагом Церкви. Я думаю, что радикализм о. Даниила во многом обусловлен влиянием некоего Алексея Шорникова. Об этом господине я писал в статье, опубликованной в РНЛ – «Уранополитика господина Плохиша». По моим сведениям, именно этот господин повлиял на «власовскую» позицию о. Даниила. У Шорникова эта позиция выражена гораздо ярче. Если о. Даниил просто приравнивал власовцев и советских солдат, не видя особой разницы между предателями и защитниками Родины, то Шорников высказывал нескрываемые симпатии к первым и антипатии ко вторым. Мало того, он открыто симпатизировал карателям из РОНА (Русской народной освободительной армии, возглавляемой Каминским), редким отморозкам даже на фоне эсэсовцев. Это было высказано им в Живом журнале о. Даниила, и, к сожалению, о. Даниил ни разу не осадил своего единомышленника. Впрочем, тогда Шорников высказывался еще достаточно осторожно. А вот уже после смерти о. Даниила  откровенно профашистские симпатии Шорникова выразились гораздо ярче. В своей статье в ЖЖ «Дьявольская сущность “парада победы”: мысли уранополита по воспоминаниям несовременников» он охарактеризовал нападение нацистской Германии и её сателлитов на СССР как «крестовый поход против большевизма», получивший благословение большинства Православных поместных Церквей (что, безусловно, неправда). Так что я уверен, что и в этих радикальных воззрениях о. Даниила, кои были разобраны мною в статье, – влияние все того же господина Плохиша. Такое бывает. Даже весьма достойные люди могут находиться под влиянием людей недостойных. Пример о. Даниила – лишний урок для всех нас. Нам всем следует беречься от того, чтобы попадать под влияние тех, кто, прикрываясь красивыми лозунгами,  использует Церковь для достижения своих гнусных политических целей.


 


—————————————————————————

[1] Свящ. Данил Сысоев. Жизнь в памяти смертной. http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html

[3] Свящ. Даниил Сысоев. Атака безбожников на Церковь. http://pr-daniil.livejournal.com/9324.html

[4] Свящ. Даниил Сысоев. Беспокаянное житие. http://pr-daniil.livejournal.com/8035.html

[7] М.В. Шкаровский. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Часть 3. http://www.bogoslov.ru/text/656557.html

[8] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[9] Летопись византийца Феофана (преп. Феофана Исповедника), л. м. 6304, р. х. 804. При Михаиле царе римском 1 год. http://palomnic.org/history/rx/vf/3/10/

[10] Преп. Феодор Студит. Послание 114 (302). Льву, торговцу ароматами. http://azbyka.ru/?otechnik/Feodor_Studit/poslania=302

[11] Преп. Феодор Студит. Послание 26 (214). К Феофилу, епископу Ефесскому. http://pagez.ru/lsn/studit_p/0214.php

[12] Свт. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии. http://old-ru.ru/01-9.html
[13] Свящ. Даниил Сысоев. К дню Революции. http://pr-daniil.livejournal.com/63616.htm
 
 





АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

29.10.2019
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

 

НОВОСТИ

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

12.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018
Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018
Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018
Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея