|
 |
V. Объяснение молитв и песнопений праздников
- Святое Богоявление (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово
Святое Богоявление (Крещение Господа нашего Иисуса Христа) 
Учебный перевод тропаря
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось [нам] поклонение Святой Троице, ибо Родителев глас свидетельствовал о Тебе, Возлюбленным Тебя именуя Сыном, и Дух в виде голубине подтверждал достоверность слова. Явившийся, Христе Боже, и мiр просветивший, – слава Тебе!

Задостойник Богоявления Господня – ирмос 9-й песни первого канона Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Первый канон – творение прп. Косьмы Маюмского.
Толкование прп. Никодима Святогорца
Этот тропарь посвящает гимнотворец Пресвятой Богородице. И посему, обративщись к Ней, глаголет: «О, Богородице, всяк язык, <…> – и ангельский и человеческий, – недоумевает, и смущается, и не может восхвалить Тебя по достоинству, – Твое Богоматернее величие. И не только язык, но и самый ум, из которого исходит всякое понятие и всякое слово, – ум не только наш, человеческий, связанный плотью и кровью, но даже и надмiрный, горний, простой, присущий серафимам и херувимам, и тот изумевает, ошеломляется и помрачается, когда нужно Тебя воспеть и Тебя восхвалить, и испытывает то же, что тот, кто взирает на какое-нибудь величественное и беспредельное море, и, будучи не в силах проникнуть в самую его глубину, помрачается рассудком.
Однако Ты, Богородице, не презри на недостоинство нас, воспевающих Тебя, и не отвращайся от наших песнопений, но всеблагая и человеколюбивая Матерь всеблагого и и человеколюбного Бога, приими нашу веру, с которой мы приносим Тебе настоящие гимны. Знаешь ведь Ты, Владычице, знаешь боговдохновенную и горячую любовь к Богоматернему Твоему величию, питающую наши души. Благодаря ей, хотя и недостойны, дерзаем Тебя возвеличить, ибо Ты – Предстательница христиан во всяком обстоянии, – и в настоящей жизни и в будущей.
* * *Успение Пресвятой Богородицы
   
Учебный перевод кондака
Богородицу, – неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, – гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни.
В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени:

Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, – как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть ( = стало причастным испытанию смерти).

Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери
Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, – Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое.
* * * Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение)

Учебный перевод
Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых словно человека? Взгляните на гробные пелены, поспешите и возвестите мiру, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий.



В тропаре шестой песни 1-го канона на утрени Рождества Христова этот же образ дан с толкованием в самом гимнографическом тексте.
Таким образом, как и во множестве других случаев, ключом к пониманию гимнографического текста является не знание церковнославянского языка, его грамматики и лексики, но факторы внелингвистические, – знание догматики, а главное – общая воцерковленность человека, знание его других богослужебных текстов, где тот же образ множество раз повторяется буквально слово в слово, часто разъясняясь при этом с помощью экзегетического толкования в самом же богослужебном тексте.
Учебный перевод икоса
Некогда мироносицы-девы, ищущие, как дневного света (букв.: как дня), – Солнце, [Сущее] прежде солнца [и] зашедшее во гроб, – пришли до наступления утра и восклицали одна другой: «О, подруги, пойдем, помажем ароматами Тело погребенное, но живоносное, – Плоть Воскресившего падшего Адама, лежащую во гробе. Пойдем, поспешим, как волхвы, и поклонимся и принесем миро, словно дары, Обвитому [уже] не пеленами, но плащаницею, и да восплачем и да воззовём: «О, Владыко, восстани, подавая падшим Воскресение!»
* * *Святая Троица (Пятидесятница)
Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, – и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе!
Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам – Симону и Андрею, – о том, что Он сотворит их ловцами человеков (Мф 4,18-19; Мк 1,16-17).

еси – Ты есть – 2-е лицо единств. числа настоящего времени от глагола «быти».
иже – перевод на славянский язык определенного артикля греческого языка.
явлей – явивший (причастие прошедшего времени). Это причастие с артиклем: «иже явлей» – может быть переведено либо как «явивший» (артикль опускается, но в его определенности подразумевается то, что речь идет именно о Христе), либо как «Тот, Кто явил».
иже премудры ловцы явлей – явивший ловцов премудрыми. Синтаксический оборот «Двойной винительный», в котором «второй винительный» выражен прилагательным (См. раздел «Синтаксис»).
ловец – греч. αλιεύς – рыболов, рыбак, моряк. От слова άλς, что означает: 1) море, 2) соль.
теми – через них. Славянский творительный падеж часто выражает отношения посредничества или предстательства. Напр., «Богородицею помилуй нас» – предстательством Богородицы нас помилуй. Или: «реченное от Господа пророком» – прореченное Господом чрез пророка (Мф. 1. 22).
уловлей – уловивший (причастие прошедшего времени). Здесь славянскому «уловити» соответствует греческое σαγηνεύω – не просто ловить, но ловить сетью, уловлять словно сетью, опутывать.
Перевод: Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, – всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.
В церковнославянском языке существует двоякое написание слова «язык» в зависимости от его значения.
Однако, до никоновской книжной справы (XVII в.) такого различия в орфографии слова «язык» не было. Так, в Цветной Триоди XVI века (Триодь цветная, полууст. ХVІ века, в лист, собр. СТСЛ, Ркп. № 399. (314.)) мы видим, что слово «язык», обозначающее понятие «речь, говор», пишется через букву «я» (графическое сочетание «и-десятеричного» и «а»), а на месте слова «языки», обозначающего понятие «народы», стоит слово «племена».
Ныне одно и то же славянское слово «язык» выражает два различных понятия, соответствует двум разным греческим лексемам и различается по смыслу посредством только одной буквы, т. е. графически.
Эта ситуация достаточно уникальна даже для церковнославянского языка, в котором имеется лишь один подобный случай различения смысла слова в зависимости от его написания, – это слова «мир» и «мiр», различение смысла которых до реформы 1918 года было и в литературном русском языке.
Однако, именно полное совпадение звучания слова «язык», обозначающего разные понятия, к которым прибавляется и еще одно – метафорическое наименование пламени огня, сходного по форме с человеческим языком как органом речи, и, соответственно, сходного с последним и по написанию, – позволило славянскому переводчику ярче и глубже передать содержание кондака, чем в греческом его оригинале.
В кондаке, как и во многих других текстах службы Святой Троицы, описывается явление Святого Духа в виде огненных языков, которые, разделившись, почили на каждом из апостолов. «Дар языков», полученный при этом учениками Христовыми, проявился в том, что они начали говорить о «величиях Божиих» на разных языках.
Этот дар благовествования на «странных» языках, впервые сообщенный апостолам в день Пятидесятницы при сошествии на них Святого Духа, святые отцы толкуют как явление полноты и совершенства Духа Истины, обнимающего собою всё человечество и призванного объединить все народы во Христе.
В кондаке это событие типологически соотносится (а точнее – противопоставляется) другому событию Священной Истории, – вавилонскому столпотворению (Быт. 11,1-9). Тогда Господь, покарав дерзких строителей башни, смешал единый их язык, – тот язык, говоря на котором они соединились в своем богопротивном деле. Заставив нечестивых говорить на разных наречиях, Господь разделил и рассеял их по всей земле. Тогда также действовали все Три Ипостаси Пресвятой Троицы, ибо, по толкованию свт. Иоанна Златоуста, библейские слова Господни: «Приидúте, и сошедше смесúм тамо язык их, да не услышат кúйждо гласа ближняго (своего)» (Быт. 11, 7) , свидетельствуют об обращении Бога «к Равночестным Себе». Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков представляет собою полную антитезу ветхозаветному событию, что постоянно упоминается гимнографами в службе Пятидесятницы.

* * *
Неделя о блудном сыне

– означает не только «усердствовать», «стараться», «заботиться», «делать что-нибудь тщательно» (как в современном русском языке), но и «торопиться», «спешить». Так, существительное «тщание» греч. σπουδή значит не только «усердие, рвение, заботу, старание, усилие», но и «поспешность, торопливость». В Евангелии от Луки 1,39, читаемом на Богородичных праздниках, говорится о Матери Божией, что Она

т. е., согласно Синодальному переводу, «с поспешностью пошла в нагорную страну…».

В греческом языке понятие «блудный» ά-σωτος значит: безнадежный, погибший; пропащий, несчастный; расточительный, распутный.
Греческое слово ά-σωτος (цсл. и рус. «блудный») связано с целой группой важнейших православных понятий. Прежде всего, ά-σωτος – это человек не целый, не цельный, не целомудренный, ибо именно слово σάος (стяж. σŵς) значит здравый, невредимый; целый, находящийся в полной сохранности, неповрежденный, а целомудрие по-гречески – σωφροσύνη. Вот почему грех всегда мыслится именно как духовная рана, как язва, нарушающая цельность и души и тела человека, и в Святом Евангелии говорится, что Христос Спаситель, исцеляя телесные язвы и болезни, прежде всего исцеляет поразившие человеческую душу язвы греха.
Затем слово ά-σωτος означает и то, что такого человека нельзя спасти, по крайней мере, в теперешнем греховном его состоянии до того, как он покается, ибо именно от этого корня происходит и σαόω = σώζω – спасать; беречь, оберегать, (с)охранять. В церковнославянском же и в русском языке, а следовательно и в нашем сознании, это понятие, выраженное словом «блудный», связано с понятием блуждания как отклонения от верного, прямого, правого пути Христовых заповедей, пути ко спасению, ибо этот Путь есть Сам Христос (Мф. 14,6). В русском языке существует множество сходных слов: беспутный, непутёвый, наконец, – распутный. В слове «блудный» имеется и еще один смысловой оттенок. Здесь присутствует понятие о свободном выборе человека, о вольном его произволении в том, какой путь ему избрать, – блуждать ли на распутиях греха, скитаться ли без пути по мрачным топям и болотам, – или быть верным спасительному и правому Пути к Небесному Царствию, явленному нам Христом.

– я расточил, издержал, собств. прожил. Аорист 1 лица ед. числа от глагола «иждúти» (см. Раздел «Аорист»).
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «иждивать, иждить – расходовать, изживать, проживать (говоря о времени и об имуществе)». Отсюда и употребительное в современном русском языке слово «иждивенье» – издержка, содержание, сумма, на что-либо назначенная. Так непонятное, на первый взгляд, церковнославянское слово оказывается вполне знакомым и даже употребительным в современном русском языке, хотя и в деловом его стиле.

– жизнь, образ жизни; средства к жизни.
На двойственности значения этого слова – жизнь как земное бытие и средства к жизни – строится образ. Слову «житие», обозначающему жизнь земную, в церковнославянском языке противопоставлено слово «живот», которое как правило имеет смысл онтологического бытия, Вечной Жизни, победившей тление и смерть. Церковнославянское «живот» соответствует греческому ζωή. В церковнославянском языке имеется и слово «жизнь», также являющееся славянским переводом греческого слова ζωή.

– милостей

– в сердечном сокрушении (см. Тропарь Покрову Божией Матери).

– я согрешил (см. Грамматику. Раздел «Аорист»).
* * *
Покров Пресвятой Богородицы

 
 

* * *
Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Домостроительство Божие – это Промысл Божий о спасении человека от греха и смерти через Крестные страдания, смерть и Воскресение Сына Божия.
В церковнославянском и в русском языках слово «строитель» понимается не только как человек, что-то строящий (напр., строящий дом), но и как что-то устраивающий, т.е. наводящий и поддерживающий строй и порядок. В этом смысле строитель монастыря – это его игумен, настоятель. Так же и слово «строительство» означает «управление», «руководство», «устройство».
* * * Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских

* * *
Рождество Христово

Церковнославянское слово «восток» – означает не только часть света и место восхода солнца, но и сам этот восход, ибо корень «ток» имеет смысл «бег», «быстрое движение», а церковнославянский глагол тещú значит «бежать, быстро двигаться» (ср. рус. «течь» по отношению к жидкостям). Этот же корень мы видим в словах: исток, источник. То же значение имеет и греческое ἀνατολή (ср. имя Анатолий – восточный), – восход, восток как место восхождения солнца. Слово «востока» здесь стоит не в родительном падеже, а в винительном, но с родительным падежом совпадает, ибо мыслится как понятие одушевленное. Таким образом, оно относится не к «восточному происхождению» волхвов, а к Самому Воплотившемуся Христу. Ибо Он – Восток Востоков, немеркнущий (а по-славянски – немерцающий) Божественный Свет, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинна, – Солнце Правды. Вспомним пророческие слова Захарии о Христе Спасителе в Евангелии от Луки (1, 78-79): «посетил есть нас Восток свыше: просветити во тме и сени смертней седящия». Эти евангельские слова почти дословно повторены в Рождественском Светильне:

Но и евангельское пророчество Захарии было предварено еще в Ветхом Завете, напр., в пророчестве Иеремии: «Се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду Восток праведный, и царствовати будет Царь и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли» (Иерем. 23, 5). В книге пророка Захарии также упоминается о Востоке: «сице глаголет Господь Вседержитель: се, Муж, Восток имя Ему» (Захар. 6,12). Образ Восток с высоты (свыше) представляет собою сочетание противоположностей. Он обозначает не земное солнце, каждый день восходящее снизу вверх, но Солнце Правды Христа – восшедшее с высоты небес на землю (т. е. восшедшее сверху вниз) к спасаемому Им человечеству. В Пасхальном же каноне, в его 4-й песни, Христос воспевается как Солнце Правды, снизшедшее во гроб, и вновь воссиявшее светом Воскресения: «и паки из гроба красное Правды нам возсия Солнце».
Солнцем Правды, или Праведным Солнцем, Христос Спаситель именуется в нашем богослужении постоянно. Вспомним, к примеру, догматик второго гласа:

Образы тропаря Рождества Христова во многом напоминает начало Богородичного тропаря первого часа:
В русском переводе: Кем Тебя наречем, о, Благодатная? Небом ли? ибо Ты воссияла (т. е. явилась Причиной, Посредницей, Ходатаицей, через Которую возсияло) Солнце Правды…
Но особенно часто именуется Христос Солнцем Правды в службах Рождества Христова и его Предпразднства. Вот, например, тропарь пророчества из Рождественской службы.

Ты воссиял, Христе, от Девы, духовное (т.е. умопостигаемое, – постигаемое только духом) Солнце Правды, и звезда Тебя, невместимого, явила вмещающимся в вертепе. Ты наставил волхвов на поклонение Тебе, с которыми и мы Тебя величаем: Податель Жизни, слава Тебе.
В утреннем каноне предпразднства 23 декабря в песни 9-й Пресвятая Богородица именуется Небом, ибо Она готовится воссиять нам Христа, – утреннее Солнце Правды, просвещающее сущих во тьме, смерти и тлении.

Христос Бог – Солнце Правды – Свет нетварный, невечерний (т. е. незаходимый) и немерцающий (немеркнущий). Подобно тому, как утром мы видим своими чувственными глазами свет солнца земного, прогоняющего ночной мрак и дарующего нам свет и тепло, так духовными своими – умными – очами мы должны постоянно бодствовать и всегда желать созерцания Света Невечернего – разумного Солнца Правды Христа. И этим Светом пронизан не только тропарь Рождества Христова, – этим Светом сияет и вся праздничная служба, посвященная великому таинству пришествия в мiр Воплотившегося Бога.


Второй канон Рождества Христова, творение преподобного Иоанна Дамаскина, (ок. 675–ок. 749), – высший образец византийской литургической поэзии, – «иамвический», т. е. ямбический, написанный ямбическим триметром, состоящим из шести стоп. Вместо ямба иногда встречается спондей, трибрахий и анапест. Имеется сложнейший акростих. В греческой Минее и по сей день этот Рождественский канон прп. Иоанна, так же, как и его каноны Пятидесятнице и Богоявлению, разбиты на колоны и печатаются как бы стихотворной строфой. В церковнославянском переводе, к какому бы времени он ни принадлежал, вряд ли удалось в полной мере передать стихотворный размер этого творения, зато переводчики всегда старались как можно точнее сохранить тот неповторимый символический и звуковой орнамент, который является особенностью каждого выдающегося гимнографического творения.
Задостойник имеет особую судьбу. Он считается самым «непонятным» церковнославянским богослужебным текстом, что, в частности, является аргументом для сторонников всяческого упрощения церковнославянского богослужения и его русификации. С другой стороны, еще в XIX веке звучали мнения, что именно Задостойник Рождества Христова – текст, принципиально не поддающийся переводу на русский язык, ибо принадлежит к вершинам византийско-славянской духовной поэзии. Такое мнение было высказано К.П. Победоносцевым.
Нам представляется, что эта чрезмерная непонятность и сложность Задостойника является своеобразной мифологемой, ибо только в иамвических канонах прп. Иоанна имеются, без сомнения, гораздо более трудные для понимания стихи. Более того, в таковом чрезмерном внимании в Задостойнику можно усмотреть его некую исключительность в ряду других творений гимнографов, какую-то странную непохожесть на все другие творения. Эта непохожесть заключается в том, что Задостойник представляет собою своеобразный трактакт о сущности и принципах гимнографической поэзии. Можно утверждать, что Задостойник как никакое другое творение гимнографии подлежит более истолкованию и объяснению, чем переводу на какой бы то ни было разговорный язык.

В церковнославянском переводе Задостойника имеется три пары параллельных антитез (в тексте они отмечены одинаковыми цветами), построенных на повторении одного и того же слова или корня. В греческом Задостойнике и в славянских рукописях до никоновской книжной справы на этом месте стоят слова с корнями разного происхождения.
Прежде всего, это первое слово «любити», которое в данном случае означает скорее не «любить», а «довольствоваться». Антитеза основана на смысловом противопоставлении того, чтό мы любим: легче было бы нам любить молчание, а любим мы Пресвятую Богородицу и желаем Ее воспеть. Вторая антитеза построена на формальном отрицании с помощью приставки «не»: «удобее», т. е. «легче» и «неудобно», т. е. «нелегко». Третья антитеза опять смысловая. Она основана на противоположных значениях слова «есть», в зависимости от того, в какие словосочетания оно входит. «Неудобно есть» (нелегко) воспевать нам Пресвятую Деву, опираясь только на свои силы, даже несмотря на то, что мы движимы любовию к Ней. Однако у нас «есть произволение» Ее воспеть, и мы просим, чтобы, соразмерно этому нашему произволению, Она Сама даровала нам силу. В Задостойнике имеется и еще одна пара антитез, которая есть и в греческом оригинале, и в тексте древнеславянском дониконовском, – страхом / любовию (φόβω / πόθω). В отличие от вышеупомянутых, эти лексемы уже не имеют корневой общности.
«Страх побуждает нас к молчанию, чтобы не сотворить нам беззакония и нечестивого дела, дерзая нечистыми устами воспеть Твою чистоту и непорочность. <…> Напротив, любовь движет нами, чтобы Тебя восхвалить, хотя мы и нечисты. Легче же, чтобы мы повиновались страху и чтобы возлюбили молчание как никакой опасности не представляющее, ибо никакое дело не бывает более безопасно, чем молчание. <…> Ибо величие Твое превосходит всякую песнь и хвалу. <…> Но хотя наша любовь к Тебе и наше произволение одерживают над страхом победу, они не имеют силы, поэтому Ты, Богородице, в той мере, насколько существует наше произволение, дай нам Твою силу, чтобы мы, вооруженные этими двумя, хоть в малой степени смогли воспеть Тебя, Достопеваемую и Препетую» (Прп. Никодим Святогорец. Эортодромион. Толкование второго канона Рождества Христова. Венеция, 1836. С. 121).
Для того, чтобы понять логический смысл Задостойника, изменим поэтический порядок слов прп. Иоанна Дамаскина на прозаический.
В таком структурированном виде явственно виден параллелизм противопоставлений, как бы «замаскированный» в поэтической ткани Задостойника свободным порядком слов внутри каждого кόлона, и потому прикровенно изящный.
Учебный перевод Задостойника на русский язык может быть таким:
О, Дево!
Из-за страха нам легче довольствоваться молчанием, как безопасным,
[А одною] любовию [к Тебе] ткати созвучно сложенные (букв.: туго, с силой натянутые, как струны) гимны нелегко.
Но, О, Мати!
Силу, соразмерную [нашему] произволению, дай!
Однако, этот учебный перевод, так же, как и измененный порядок слов в церковнославянском тексте, полностью разрушает поэтическую структуру ирмоса 9-й песни второго Рождественского канона, уничтожает не только ритмический рисунок, но прежде всего символико-смысловой и звуковой орнамент его словесной ткани.
На примере одной из древних рукописей собрания Свято-Троице-Сергиевой Лавры (Рукопись 504. (533.) Минея служ. мес. декабрь, полууст., исх. ХV века. Лист 323-324) посмотрим, каким был Задостойник Рождества Христова до его исправления.
Таким же (за исключением некоторых незначительных частностей) предстает Задостойник и в рукописи ХVІ века того же собрания (Рукопись 510. (482.) Минея служ. мес. декабрь, устав., ХVІ века. Лист 382–383). Как видим, в рукописях до Никоновской книжной справы вместо «песни спротяженно сложенныя» стоит: «песнь сложити силою обостреною».
По какой же причине справщик ХVІІ-го века (а известно, что им был никто иной как Епифаний Славинецкий) так существенно изменил в этом месте текст Задостойника и на каком основании ввел он в этот текст пароним «спротяженно», не соответствующий греческому оригиналу? Сделаем несколько предположений.
Анализ перевода греческих лексем σύντονος, συντόνως, συντονία (в различных грамматических формах) в дониконовских рукописях славянских Миней показывает, что в славянских переводах эти лексемы явно имеют значение силы. Это понимали и дониконовские и никоновские переводчики, чаще всего переводя это слово в разных контекстах лексемой «крепость», «твердость», «сила», а также словами, передающими некую силу внутренней энергии (прилежный, скорый, усердный). В дониконовском Задостойнике вместо нынешнего «спротяженно сложенные» мы видим перевод «силою обостреною», что соотносится с прошением «силу даждь».
И все-таки переводчики всех эпох, как только встречали эту греческую лексему, постоянно вставали в тупик. Трудность состояла в том, что понятие «сила», образующее семантику греческого σύντονος, συντονία – это не сила крепости и не сила твердости, и не сила державы-власти, а сила натянутого каната, сила туго натянутой струны, даже – точнее – многих нитей или струн в сплетении ткани или согласии звуков (о чем свидетельствует приставка σύν-). Об этом роде силы в свое время написал замечательный русский славист М.Ф. Мурьянов (См.: Мурьянов М.Ф. Сила (понятие и слово). – В кн. Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1. Спб., 2007. С. 330).
И в этом смысле перевод Епифания Славинецкого как нельзя более точно выражает семантику греческого слова, и именно благодаря тому, что переводчик опирается на этимологию греческого корня, подбирая соответствующий ему корень славянский. Не говоря уже о том, что словосочетание «спротяженно сложенные» создает очень звучную аллитерацию, ничуть не худшую, чем греческое συντόνως τεθειμένους.
Древнеславянское «съпротягнути» – означает «протянуть, простерть», а «съпротязати» – «растягивать, растянуть, протягивать». (А.В. Старчевский. Словарь Древнего Славянского языка, сост. по Остромирову Евангелию, Миклошичу, Востокову, Бередникову и Кочетову).
В древнеславянском (старославянском) языке слово: «протяжьно», соответствующее греческому ευτόνως, значило: «напряженно, усердно» (Словарь старославянского языка, изд. Чешской Академией наук. В 4 т. Репр. изд. Т. 3. Спб., 2006. С. 392).
Интересно и то, что лексема «спротяженно», «спротяженный» как соответствие греческому συντόνως, σύντονος, употребляется в гимнографии чрезвычайно редко и именно в новейших никоновских переводах. Ни в одном дониконовском тексте этого слова нет.
Итак слово «спротяженно» означает не пространно, в смысле длинно, а нечто совсем иное, – некое символическое сакральное пространство, образуемое с силою натянутыми словесными нитями. Слово «спротяженно» неразрывно связано еще с одним словом, которое употребил в переводе Задостойника именно Епифаний, – «песни ткати».
Действительно, даже для того, чтобы воспринять антитезу как антитезу, т. е. в совокупности обеих ее частей, нужно мысленным взором посмотреть на нее не во времени, не как на текущую реку, но пространственно, вне линейности временнόй категории, т.е. в вечности. Поэтому в корне неверен подход к гимнографии, этой словесной иконе, просто как к звучащей речи. Мистическая ткань гимнографии представляет собою некое священное пространство, среду нашего богообщения и обóжения. Духовная песнь, – гимн, – не звучащая речь, утекающая, как струящаяся вода, в небытие, а строго организованное – «спротяженно сложенное» – вневременнόе словесное пространство, хотя и видимое и слышимое земными чувствами человека, но уходящее своей вершиной в невидимую земным чувствам духовную, – «умную» – высоту. Богослужебный гимн – это «спротяженно-сложенная» словесная ткань, преиспещренная и преукрашéнная дивными узорами звуков и смыслов, протяженность пространства которой, напряженная, как туго натянутая струна, простирается от земли к Небу.
|
 |
20.01.2021 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».
17.01.2021 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)
14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?
15.01.2021 Александр Стрижев
Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве
12.01.2021 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе. Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»
1.12.2020 Николай Каверин
Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести
4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество. Кого же слушаться бедным российским христианам?
24.12.2020 Николай Каверин
Креативный миссионерский кураж
28.12.2020 Священник Алексий Гоков
Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви. Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви
2.01.2021 Михаил Тюренков
«Кураев – на выход!» Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?
22.12.2020 Владислав Артемов
Безумие Православия
29.12.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Мистическая сущность греха
15.12.2020 Протоиерей Андрей Ромашко
Когда очень хочется раскола. О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)
18.12.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария? В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»
10.11.2020 Протоиерей Алексий Касатиков
Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой
26.11.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
О профанации любви
8.12.2020 Пантелеимон Филиппович
Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси
12.12.2020 Алексей Горожанин
Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю? В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих
31.12.2020 Протоиерей Александр Шаргунов
К 80-летию протоиерея Александра Шаргунова. «Красота греха» и современная культура
10.12.2020 Павел Панов
Еще раз о соблазне западной культурой
6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году
29.11.2020 Протоиерей Сергий Правдолюбов
Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году
15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви
19.11.2020 Тимур Давлетшин
Кочетковщина и власовщина
8.11.2020 Михаил Тюренков
Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?
24.11.2020 Священник Георгий Селин
Царство антихриста внутрь вас есть
17.11.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»
13.11.2020 Диакон Владимир Василик
О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф
2.11.2020 Протопресвитер Владимир Диваков
Битва за Сретенский. Москва за нами
15.11.2020 Андрей Рогозянский
Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс
28.10.2020 Михаил Новоселов
Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры
1.11.2020 Николай Каверин
О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца
5.11.2020 Протоиерей Константин Буфеев
О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви
25.10.2020 Роман Носиков
Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020). Поп и оскорбленные женщины. О странностях в работе российских СМИ
4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства. Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»
21.10.2020 Николай Каверин
Елицы вернии – изыдите! О миссионерской литургии
22.10.2020 Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)
Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова. Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова
7.10.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Рецидив неообновленчества. Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе
11.10.2020 Протоиерей Константин Буфеев
В Церкви активизировался вирус обновленчества
15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях
20.09.2020 Николай Каверин
О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?
29.09.2020 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)
13.09.2020 Николай Каверин
Тайное униатство. Криптокатолицизм в Православной Церкви
1.10.2020 Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин
Кто такой «Удерживающий»?
17.09.2020 Священник Александр Шумский †16.09.2020
Светлой памяти священника Александра Шумского. «Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня
9.09.2020 Протоиерей Сергий Антиминсов
Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания
23.09.2020 Вячеслав Мальцев (†2004)
Соблазн «розового христианства»
18.10.2020 Протоиерей Константин Буфеев
Порядки старые не новы. К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению». Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского
30.08.2020 Николай Каверин
Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?
26.08.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином
15.10.2020 Александр Камчатнов
Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения
4.09.2020 Тимур Давлетшин
О «православном» цезаропапизме
7.09.2020 Протоиерей Вадим Леонов
О православном понимании таинства Евхаристии
24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви
21.08.2020 Иеромонах Роман (Матюшин)
Не соблазняйте малых сих
11.08.2020 Михаил Тюренков
«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской
2.08.2020 Владимир Семенко
Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви
29.08.2017 Николай Каверин
Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие
16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)
10.08.2020 Алексей Горожанин
Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?
15.09.2011 Протоиерей Владимир Чувикин
Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».
2.09.2020 Иеромонах Серафим (Роуз)
Устав
14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме
12.07.2020 Протоиерей Димитрий Шишкин
Между бунтарством и отступничеством
7.07.2020 Роман Конь
О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу
30.07.2020 Архиепископ Никон (Рождественский)
Станем добре, станем со страхом!
5.07.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Неужели Содом – наш будущий дом?
30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР
20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России. К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году
2.07.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)
26.07.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
О грехе блуда
17.06.2020 Игорь Шишкин
Митрополит Иларион против Сталина
15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма
11.06.2020 Протоиерей Димитрий Шишкин
Перезагрузка
9.06.2020 Протоиерей Владимир Правдолюбов
Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии
7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик. Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи
27.09.2020 Александр Петрович Голубцов
Из истории изображений креста
1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа. Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?
10.11.2019 Петр Малков
Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»
28.05.2020 Валерий Филимонов
Чипирование биообъектов по плану Собянина. Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса
31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ
11.04.2020 Илья Забежинский
Если для священника Евхаристия лишь ритуал
17.05.2020 Протоиерей Игорь Рябко
Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие
20.05.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России
10.05.2020 Диакон Илья Маслов
Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь
26.05.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Можно ли делить Святых по «специализации»?
30.04.2020 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве
14.05.2020 Александр Щипков
Пандемия и новая сакральность. «Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»
12.05.2020 Николай Каверин
Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне
29.04.2020 Михаил Тюренков
От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?
5.05.2020 Михаил Демурин
Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?
27.04.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Кто помнит о смерти, тот не может грешить
23.04.2020 Роман Конь
«Современное богословие» в Московской духовной академии. О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова
15.04.2020 Олеся Николаева
Новый Никодим. Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...
19.04.2020 Егор Холмогоров
Окамененное нечувствие. Сегодня храмы защищают от верующих
13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве. Как жила в военные годы Церковь?
29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)
8.04.2020 Николай Каверин
Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке. Краткая предыстория вопроса
23.03.2020 Николай Каверин
Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков
25.03.2020 Николай Каверин
Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах
15.03.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества! Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке
12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова
9.03.2020 Владимир Семенко
События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ
11.02.2020 Николай Каверин
Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?
3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад. Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»
14.01.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти
9.02.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка
17.02.2020 Николай Каверин
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма
14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова
5.02.2020 Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины
19.02.2020 Протоиерей Константин Буфеев
О недопустимости русификации богослужения
22.01.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви
1.12.2019 Георгий Коробьин
Исправление богослужебных книг в начале ХХ века
25.02.2020 Протоиерей Константин Буфеев
Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином
2.02.2020 Протоиерей Георгий Белодуров
О кочетковской секте (расколе)
29.12.2019 Игумен Адриан (Павлов)
Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)
22.01.2020 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии. Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)
29.01.2020 Владимир Семенко
Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина
25.12.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви
17.01.2020 Владимир Семенко
Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе
27.01.2020 Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»
22.12.2019 Николай Каверин
Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца
28.01.2020 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Умение умирать или Искусство жить
20.01.2020 Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)
Церковно-реформаторское движение начала ХХ века
15.12.2019 Эдуард Биров
На пути к карманному Богу
9.05.2012 Николай Каверин
Пасхальные недоумения московского прихожанина
2.12.2013 Николай Каверин
«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр
11.12.2919 Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!
Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта
1.10.2019 Николай Каверин
Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами
10.03.2017 Николай Каверин
Всегда ли мироточение есть чудо Божие?
18.10.2019 Николай Каверин
Надо ли служить утреню непременно с утра?
12.11.2019 Николай Каверин
О созыве Всеправославного Собора в Москве. О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю
31.10.2019 Протоиерей Константин Буфеев
О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
21.11.2019 Протоиерей Константин Буфеев
Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века
30.09.2019 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Ересь имябожничества в прошлом и настоящем
3.11.2019 Николай Каверин
Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава
6.10.2019
Россия без ядерного оружия
16.09.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви
29.12.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом
12.01.2020 Священник Святослав Шевченко
Для Церкви будущего нужен откат настроек
16.10.2019 Киприан Шахбазян
Последуя святым отцам... К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь. Свидетельство прихожанки
24.08.2015 Николай Каверин
Европравославие
22.09.2019 Александр Халдей
Либеральная религия Модерна. В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм
17.07.2018 Владимир Смирнов
Несколько замечаний о святости царя Николая II
3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа
26.09.2019 Владимир Семенко
«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?
27.11.2019 Николай Каверин
О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского
10.02.2016 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?
18.11.2019 Священник Даниил Сысоев; †2009
Парижское богословие и неообновленчество. К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева
8.02.2015 Протоиерей Владимир Правдолюбов
Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения
16.10.2012 Священник Игорь Белов, Николай Каверин
Сверхчастое причащение и обновленчество
29.12.2016 Архимандрит Рафаил (Карелин)
О секуляризации Церкви
5.12.2019 Протоиерей Димитрий Шишкин
«Отмененный» чемпионат
21.07.2020 Священник Валерий Духанин
Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»? Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева
10.04.2016 Николай Каверин
Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства
11.09.2019 Протоиерей Игорь Рябко
За что нам хотели бы отсечь головы сегодня
14.11.2017 Николай Каверин
Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах
1.09.2019 Александр Халдей
Ударные стройки православия. Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?
28.08.2019 Александр Халдей
Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?
22.10.2019
Лекарство от модернизма. Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)
21.11.2017 Протоиерей Петр Андриевский (†2012)
Еще раз о «Царе-Искупителе»
5.09.2019 Архимандрит Рафаил (Карелин)
О грехе сребролюбия
11.02.2018 Николай Каверин
Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России
16.11.2017 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян
11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия
20.08.2019 Священник Александр Шумский
Страшны не пожары, а кипящие мозги
14.10.2019 Николай Каверин
Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?.. К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)
12.12.2016 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается. На очереди отмена Типикона
15.10.2017 Александр Чаусов
В почитании царя Николая II стало слишком много ереси
15.03.2011 Священник Константин Буфеев
Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»
15.08.2019 Епископ Арсений (Жадановский)
Опасность прелести
12.07.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ
22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих
Редакция сайта «Благодатный Огонь» 16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии
28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении
16.07.2019 Владимир Семенко
«Оптимизация» или зачистка?
1.10.2010 Протоиерей Владимир Правдолюбов
Вновь о реформаторах богослужения
7.02.2017 Василий Федорович Певницкий
О церковно-богослужебном языке
9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке
7.10.2015 Николай Каверин
Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики
15.01.2017 Диакон Илья Маслов
Не трогайте наше богослужение! Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»
30.01.2017 Протоиерей Алексий Касатиков
Богословие нетрадиционной ориентации. Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве
25.08.2019 Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом
2.08.2019 Михаил Демурин
Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!
11.02.2013 Иеромонах Иов (Гумеров)
К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?
5.05.2016 Людмила Селенская
О советском кино и современном православии
24.09.2017 Георгий Коробьин
Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.
21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон
27.01.2017 Михаил Кригер
В чём опасность Библейских обществ
23.03.2017 Валерий Лялин
Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)
6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении
27.11.2012 Валерий Духанин
Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова
16.02.2015 Архимандрит Клеопа (Илие)
Не подавай меча вместо пищи. Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
31.05.2019 Николай Каверин
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)
29.06.2016 Николай Каверин
«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов
17.09.2017 Архимандрит Рафаил (Карелин)
Христианство и модернизм
27.10.2019 Нина Павлова (†2015)
Кто на Голгофе?
22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева). Грозное предзнаменование
15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви
21.04.2019 Александр Камчатнов
Сакральный славянский язык в Церкви и культуре
16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова
30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР
23.02.2016 Диакон Илья Маслов
Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить
15.02.2016 Николай Каверин
О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)
13.11.2016 Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры
20.11.2016 Диакон Илья Маслов
Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России
08.05.2019 Николай Каверин
Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!
22.04.2019 Николай Каверин
Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами
3.04.2017 Протопресвитер Георгий Граббе
Иуда: предатель или избранник Божий?
17.04.2019 Николай Каверин
Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей
20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви
8.11.2015 Николай Каверин
О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести
17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви
19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»
18.01.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».
08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)
05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?! Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы
02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева
29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана
24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении
17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»
06.12.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!
27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды
24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября
18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)
15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение
09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму
08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа
04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными? Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян
30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…
27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии
24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова
22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием
19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином
09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы
08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным
02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета
29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков
19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским
17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский
12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть
10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви
08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства
24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова
22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии
20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол
18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии
15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии: Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024. Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов
13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму
12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»
12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»
07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии
27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря
17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека
09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)
25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»
16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор? – Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.
11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»
08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!
05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии
03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии
29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?
13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!
09.05.2020
С Днем Победы! Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию
09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!
02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ
02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ
29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева
28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России
25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»
21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко
18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем». Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви
17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса. Просим сугубых молитв!
16.04.2020
Пустите священников к больным!
14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»
09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)
01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»
29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война
24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов
21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам
12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином
08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь
02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства
28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России
18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»
15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)
07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы
|