Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Житие Святителя Игнатия


Святитель Игнатий, в миру Димитрий Александрович Брянчанинов, родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии.

Отец святителя, Александр Семенович, принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.

Родители преосвященного сочетались браком в ранней молодости, и в начале супружества у них родилось двое детей. Однако недолго родители утешались ими – оба младенца умерли в первые дни жизни. В глубокой печали о своем бесчадии Александр Семенович и София Афанасьевна обратились к единственной помощи – помощи Небесной. Они предприняли паломничество по окрестным святым местам, усердно прося Господа и Его святых даровать им чадо. Испрошенный молитвами младенец был наречен Димитрием в честь одного из первых вологодских чудотворцев – преподобного Димитрия Прилуцкого.

Отрок Димитрий с раннего детства отличался особенным расположением ко всему священному и истинно прекрасному. Щедро одаренный от Бога, он рано научился читать. Особенно любимой им книгой было: «Училище благочестия». Эта книга, простым и ясным языком рассказывавшая о жизни и трудах древних подвижников, оказала большое влияние на впечатлительную душу будущего инока. Юный Димитрий Брянчанинов весьма рано полюбил уединенную сосредоточенную молитву. В ней он находил отраду и утешение. Молитва его не походила на урочное вычитывание, часто торопливое и машинальное, что так обыкновенно у детей; он приучался к внимательной молитве и так преуспевал в ней, что еще в детстве наслаждался ее благодатными плодами. Евангелие всегда читал с умилением, размышляя о читанном.

Способности Димитрия Александровича были весьма многосторонними: кроме положенных школьных занятий он с большим успехом упражнялся в каллиграфии, рисовании, музыке. К пятнадцати годам отрок получил прекрасное домашнее образование и был готов продолжить его в высших учебных заведениях.

В конце лета 1822 года, когда Димитрию Александровичу шел шестнадцатый год, родитель повез его в Санкт-Петербург для определения в главное Военное инженерное училище. По дороге в столицу Димитрий впервые открыто высказал желание принять монашество, но отец не обратил на это должного внимания. В Петербурге молодой Брянчанинов блестяще сдал экзамены в Военное инженерное училище и при значительном конкурсе был зачислен сразу же во второй класс. Благообразная наружность и блестящая подготовка абитуриента Брянчанинова привлекли к нему особое внимание будущего Российского императора Николая Павловича, бывшего тогда генерал-инспектором инженеров.

В годы учения Димитрий Брянчанинов был первым учеником, отличался редкой скромностью, искренней набожностью и пользовался всеобщей любовью соучеников и преподавателей. Светское общество заманчиво простирало навстречу Брянчанинову свои объятия. Он был желанным гостем во многих великосветских домах. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств и члена Государственного Совета А.Н.Оленина, там на литературных вечерах Брянчанинов был любимым чтецом и декламатором, и своими поэтическими опытами он приобрел благосклонное внимание А.С.Пушкина, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова, Н.И.Гнедича. Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храмов Божиих и изучением наук был занят юноша более всего.

Более двух лет провел он, усердно изучая химию, физику, философию, географию, геодезию, историю, языкознание, литературу и другие науки, и поставил перед собой вопрос: что собственно дают науки человеку? «Человек вечен и собственность его должна быть вечна,— говорил он,— покажите мне эту вечную собственность, которую я мог бы взять с собою за пределы гроба!» Но «науки молчали».

В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Они-то и помогли найти то, к чему стремилась его душа. Под руководством духовных наставников, учеников преподобного Паисия Величковского, монахов Аарона, Харитона, Иоанникия и лаврского духовника отца Афанасия Димитрий Александрович начал читать творения святых отцов. Эти благочестивые упражнения Димитрия Александровича служили подготовкой для того решительного переворота, который он должен был совершить, чтобы осуществить свое давнее желание стать иноком. Но, чтобы окончательно порвать с миром, новоначальному нужен руководитель, духовный отец. Таким человеком явился для Димитрия Александровича иеромонах Леонид (Наголкин; в схиме – Лев), будущий основоположник старчества в Оптиной пустыни.

Старец Леонид отличался духовной мудростью, святостью жизни, опытностью в монашеском подвиге, о нем молодой Брянчанинов был много наслышан от лаврских иноков. Наконец представился случай познакомиться – отец Леонид прибыл по делам в Петербург и остановился в Александро-Невской Лавре. О впечатлении от первой беседы со старцем Димитрий Александрович рассказал своему другу Михаилу Чихачову так: «Сердце вырвал у меня отец Леонид. Теперь решено: прошусь в отставку со службы и последую старцу; ему предамся всею душою и буду искать единственно спасения души в уединении».

В июне 1826 года Димитрий Брянчанинов получил трехмесячный отпуск для поправления здоровья после тяжкой грудной болезни, которой он переболел весной того года. Димитрий Александрович отправился на родину в родительский дом, желая испросить благословение на выход из мира, оставление службы и принятие монашества, однако получил от отца решительный отказ. С глубокой скорбью возвратился в столицу, где должен был сдать выпускной экзамен в инженерном училище. Сдав экзамен блестяще и получив чин поручика, он сразу подал прошение об отставке. Но здесь ему пришлось вступить в единоборство со многими сильными мира сего – начальство в отставке отказало, сам император Николай I был против его увольнения. И по решению начальства поручик Димитрий Брянчанинов должен был выехать к месту назначения – в Динабургскую крепость.

Но когда в жизненной борьбе бывают немощны и бесплодны собственные усилия подвижника, ему на помощь приходит Сам Господь и Своим премудрым Промыслом устрояет все ко благу. В Динабурге Брянчанинов скоро заболел. И осенью 1827 года высшее начальство, убедившись в его физической несостоятельности, дало согласие на освобождение молодого офицера от службы. Выход в отставку совершился для Димитрия Александровича без ведома родителей, а потому сей шаг навлек на себя их гнев. Они полностью отказали сыну в материальном вспомоществовании и даже прекратили с ним переписку. Таким образом вступление в монастырь сопровождалось полной материальной нищетой новоначального инока.

Димитрий Брянчанинов уехал в Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии к своему старцу иеромонаху Леониду и поступил в число послушников. Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали послушника Брянчанинова в монастыре. Он трудился на поварне, где подчинялся бывшему крепостному своего отца, и на ловле рыбы. В общении с братиями он старался скрывать свое происхождение и образование и радовался, когда не знавшие принимали его за недоучившегося семинариста.

Однако вскоре иеромонах Леонид был вынужден переселиться в Площанскую пустынь Орловской губернии. За ним в числе прочих учеников последовал и послушник Димитрий Брянчанинов. В Площанской пустыни Димитрий встретился со своим другом и соучеником Михаилом Чихачовым. Старец благословил их жить вдвоем, отдельно от других учеников. Молодые послушники вполне предались подвижнической жизни, все силы их были направлены к богомыслию и молитве. Так провели они зиму 1829 года.

В мае того же года, вынуждаемые обстоятельствами, послушники Брянчанинов и Чихачов последовали за своим духовным отцом в Оптину пустынь. Там они соблюдали тот же порядок жизни, что был заведен у них прежде. Немало скорбей претерпели они и здесь: настоятель смотрел на них неблагосклонно, братия относились не совсем доверчиво. Самая пища монастырская, приправленная постным маслом низкого качества, вредно действовала на слабый и болезненный организм Димитрия Александровича. Они решили готовить себе пищу сами. С немалым трудом добывали крупы или картофель и варили похлебку в своей келлии. Ножом им служил топор. Изнурительная слабость телесных сил и тяжелая лихорадка были последствием этой обстановки и для одного, и для другого.

В это время тяжело заболела мать Димитрия – София Афанасьевна. Желая перед смертью проститься со своим старшим сыном, она настояла, чтобы отец послал за ним в Оптину пустынь. Александр Семенович в сильной скорби о состоянии жены смягчился и написал сыну, что не будет препятствовать его намерениям, и одновременно с письмом прислал за ним крытую бричку. Отец был столь внимателен, что не забыл пригласить и больного друга Димитрия – Михаила Чихачова. Молодые люди отправились, намереваясь и под мирским кровом продолжать иноческие подвиги. Однако действительность оказалась вовсе не такова, какую обещало приглашение родителей. Мать Димитрия поправилась, и мирное чувство, внезапно явившееся в отце, исчезло. Он всеми силами стал склонять сына к поступлению на государственную службу. Молодые люди стали тяготиться своим пребыванием в миру.

В феврале 1830 года молодые люди направились в Кирилло-Новоезерский монастырь. В этой обители жил на покое известный своей святой жизнью архимандрит Феофан, а настоятельствовал его ученик, игумен Аркадий. Разглядев в двух новоначальных искателей истинного монашества, игумен с любовью принял их в обитель. Строгий устав монастыря был по душе послушнику Димитрию, но суровый, сырой климат местности отрицательно повлиял на его здоровье. Три месяца он претерпевал мучительные приступы лихорадки, обходясь без какой бы то ни было медицинской помощи. Под конец у него так стали опухать ноги, что он уже не мог вставать с постели. И Димитрий Александрович был вынужден вернуться туда, откуда хотел спастись бегством, – в Вологду к своим родственникам. Несколько окрепнув, он с благословения Вологодского епископа Стефана жил в Семигородской пустыни, здесь написал он свой «Плач инока». А затем был переведен в более уединенный Дионисиево-Глушицкий монастырь.

Между тем родитель Димитрия Александровича продолжал настойчиво добиваться того, чтобы сын оставил монастырь и поступил на государственную службу. Тогда новоначальный послушник стал просить архиерея оказать ему милость и постричь его в монашество. Вологодский епископ Стефан, видя пламенную ревность послушника, решил исполнить желание его сердца. Испросив разрешение Святейшего Синода, он вызвал Димитрия Александровича из Глушицкого монастыря в Вологду и велел готовиться к постригу, приказав хранить это в тайне от всех. Это было крайне сложно: готовящийся к пострижению вынужден был остановиться на постоялом дворе и среди мирской молвы готовить себя к великому Таинству. 28 июня 1831 года преосвященный Стефан совершил постриг Димитрия в монашество в кафедральном Воскресенском соборе и нарек его Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого празднуется Церковью 20 декабря и 29 января.

4 июля того же года монах Игнатий был рукоположен епископом Стефаном во иеродиакона, а 25 июля – во иеромонаха и временно оставлен при архиерейском доме. Но вскоре, изнемогая от мирской рассеивающей молвы, иеромонах Игнатий стал просить своего покровителя преосвященного Стефана отпустить его в Глушицкий монастырь. Однако преосвященный уже намеревался дать ему другое место.

В конце 1831 года скончался строитель Пельшемского Лопотова монастыря иеромонах Иосиф. Обряд погребения было поручено совершить иеромонаху Игнатию, а в январе 1832 года он был назначен на место умершего со званием строителя и награжден набедренником.

Монастырь, принятый иеромонахом Игнатием, был почти в разрушенном состоянии, церковь и прочие здания обветшали, чувствовался недостаток во всем, и братии было очень мало. Сравнительно недолго (около двух лет) настоятельствовал здесь отец Игнатий, но сумел возродить обитель и в духовном и в хозяйственном отношении. За короткий срок число братии увеличилось до тридцати человек.

В Лопотовом монастыре строитель Игнатий вновь встретился со своим другом и собеседником Чихачовым, который стал деятельным помощником настоятеля по устройству обители. За усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий 28 января 1833 года был возведен в сан игумена.

Молодой настоятель относился к братии своей обители, сочетая отеческую строгость с трогательной любовью. Чувствуя эту любовь, насельники покорно повиновались настоятелю, несмотря на его сравнительно юный возраст. Смягчились и сердца родителей, когда они увидели своего сына в таком сане, которого достигают обычно к зрелому возрасту. Там, где не могла подействовать внутренняя, духовная сторона, взяла внешняя, и она вполне оказала благотворное влияние. Мать напиталась духовными беседами сына, понятия ее изменились, она уже не сетовала, но благодарила Бога, что сподобил ее иметь сына в числе Его служителей. Напутствуемая церковными таинствами и молитвами своего сына, София Афанасьевна мирно скончалась в 1832 году.

В конце 1833 года о деятельности игумена Игнатия стало известно в Петербурге и он был вызван в столицу для представления Государю императору Николаю I, который не забыл своего стипендиата и следил за его судьбой. В столице игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита и ему было поручено управление Троице-Сергиевой пустынью с высочайшим повелением «сделать из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом».

Троице-Сергиева пустынь была расположена на берегу Финского залива близ Петербурга. Ко времени назначения в нее архимандрита Игнатия она пришла в сильное запустение. В церкви, когда приступили к ее ремонту, оказались годными только стены, настоятельский корпус внутри так прогнил, что стоял закрытым, а все братство обители состояло из тринадцати человек: восьми монахов, трех послушников и двух подначальных. Двадцатисемилетнему архимандриту пришлось заново возводить храмы и корпуса, налаживать сельское хозяйство, упорядочивать богослужение, создавать новый хор.

С 1836 по 1841 год известный церковный композитор протоиерей П.И.Турчанинов проживал рядом с Сергиевой пустынью – в Стрельне. Глубоко уважая отца Игнатия, он откликнулся на его просьбу и взял на себя труд обучения монастырского хора. Несколько своих лучших музыкальных произведений отец Петр Турчанинов написал специально для этого хора.

Великий русский композитор М.И.Глинка тоже был глубоким почитателем архимандрита Игнатия; по его просьбе он занимался изучением древней русской духовной музыки и консультировал хор обители. Живое участие в организации хора Сергиевой пустыни принимал директор Придворной капеллы А.Ф.Львов.

Архимандрит Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время духовником. В 27 лет он уже имел дар принимать помыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью. По собственному признанию отца Игнатия, проповедь Евангелия была его основным занятием, которому он отдавал все свои силы. Подвиг служения ближним словом назидания был для него источником радости и утешения на поприще его многоскорбной жизни. В Сергиевой пустыни он, несмотря на крайнюю свою занятость, написал и большинство своих произведений.

В 1836 году указом Святейшего Синода Сергиевой пустыни был присвоен статус монастыря первого класса с соответствующим содержанием и штатом. К 1837 году в монастыре было уже сорок два человека братии.

С 1838 года круг деятельности архимандрита Игнатия значительно расширился: он был назначен благочинным всех монастырей Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни древнего Валаамского монастыря, содействуя назначению туда настоятелем опытного в духовной жизни игумена Дамаскина. В Сергиевой пустыни к отцу Игнатию непрестанно приходили посетители всех положений и рангов. С каждым нужно было побеседовать, каждому уделить время. Весьма часто приходилось выезжать в Петербург и бывать в домах знатных благотворителей обители. Несмотря на такой, внешне, казалось бы, рассеянный образ жизни, в душе архимандрит Игнатий оставался аскетом-пустынником. Он умел при любых внешних условиях жизни сохранять внутреннюю сосредоточенность, непрестанно совершая Иисусову молитву. В своей келлии в обители отец Игнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах покаяния. Но как истинный раб Божий, руководствуясь духом смирения, он скрывал от взора людей свои подвиги.

Зиму 1846 года архимандрит Игнатий пробыл безвыходно в келлии из-за тяжкой болезни, и с наступлением весны 1847 подал прошение о сложении с него настоятельской должности и увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Вместо этого он получил длительный отпуск и поехал в этот монастырь лечиться.

В Николо-Бабаевском монастыре архимандрит Игнатий пробыл одиннадцать месяцев и возвратился в Сергиеву пустынь. Опять начались многотрудные дни: руководство духовной жизнью монастырской братии, прием посетителей, выезды в Петербург, строительство храмов. По воспоминаниям архимандрита Игнатия (Малышева), духовного сына святителя Игнатия, последний весьма различно относился к посетителям. Он обладал особым свойством – видеть состояние души других людей. С окаменелыми он был молчалив. С лукавыми – порой юродствовал. Но с искавшими спасения он был откровенен и беседовал подолгу, обогащая душу собеседника спасительными глаголами Священного Писания, святоотеческих наставлений и проверенных своей жизнью советов.

Круг знакомых настоятеля Сергиевой пустыни был весьма широк. Имя архимандрита Игнатия знали во всех слоях общества. Со многими духовными и светскими лицами он состоял в переписке. Всего в настоящее время известно более 800 писем епископа Игнатия. В письмах ярко видны необыкновенные качества его души: духовная рассудительность, необычайная благостность, глубокое смирение, трезвое понимание современной ему жизни. Например, замечательно его письмо к великому русскому художнику К.П.Брюллову.

Шли годы. Телесные силы архимандрита Игнатия, никогда не отличавшегося особенно крепким здоровьем, слабели. Мысль уйти на покой, чтобы в уединенном безмолвии провести конец жизни, приходила все чаще. В 1856 году он предпринял путешествие в Оптину пустынь, предполагая совсем переселиться туда, но это намерение не осуществилось, ибо Господу было угодно, чтобы его избранник послужил Церкви еще и в епископском сане.

В 1857 году, по представлению Петербургского митрополита Григория, архимандрит Игнатий был посвящен во епископа Кавказского и Черноморского. Хиротония состоялась 27 октября 1857 года в Петербургском Казанском соборе, совершил ее митрополит Григорий с сонмом других иерархов.

Прожив в Сергиевой пустыни без двух месяцев двадцать четыре года, епископ Игнатий оставил ее в самом цветущем состоянии. В его управление обитель украсилась тремя новыми великолепными храмами. Из духовных воспитанников архимандрита Игнатия Сергиева пустынь дала впоследствии шестнадцать настоятелей. Сам же новопоставленный епископ Игнатий в столь продолжительное настоятельствование не только не скопил себе никакого капитала, но не имел даже собственных средств на дальнюю дорогу к своей кафедре и был вынужден искать помощи.

4 января 1858 года епископ Игнатий приехал в город Ставрополь и заступил в управление епархией. Недавно открытая Кавказская епархия была весьма неустроена. Население отличалось неспокойным, воинственным характером, поэтому первое слово святителя Игнатия, обращенное к пастве, было словом мира и любви: «Мир граду сему!..»

Первою заботой епископа Игнатия по управлению паствой было устроение богослужения в надлежащем церковном чине и восстановление должных отношений между духовенством и народом, как в городах, так и в селах. Недолго – менее четырех лет – управлял преосвященный Игнатий Кавказской епархией. За это время он посетил многие приходы, даже весьма удаленные, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, перевел семинарию в новое, лучшее здание и внимательно следил за ее внутренней жизнью. Кроме того, он неустанно проповедовал. В отношении к духовенству и прихожанам владыка Игнатий был истинным миротворцем: строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.

Но тяжелая болезнь не оставляла епископа Игнатия и на Кавказе, и летом 1861 года он подал прошение уволить его на покой по состоянию здоровья. Через несколько месяцев просьба его была удовлетворена, и он вместе с несколькими преданными учениками переехал в Николо-Бабаевский монастырь. При отъезде из Ставрополя, так же как и прежде из Петербурга, у преосвященного не имелось собственных денежных средств, он должен был опять прибегнуть к посторонней помощи, чтоб рассчитаться с некоторыми долгами и покрыть путевые издержки.

Во время пребывания своего на Кавказе преосвященный не оставлял своих духовно-литературных трудов. Кроме устно сказанных проповедей, он написал здесь почти всю книгу «Приношение современному монашеству».

За заслуги перед Отечеством преосвященный был удостоен монаршей награды – орденского знака святой Анны 1-й степени. В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. Сопровождавшие его лица – духовные чада – составляли одну духовную семью и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний строй обители. Ко времени приезда владыки Игнатия в Николо-Байбаки монастырь находился в упадке. Не было даже продовольствия, и обитель имела большие долги. Многие здания, в частности соборный храм, пришли в ветхость. Природный ум, практичность и многолетний опыт позволили владыке в короткий срок улучшить материальное положение обители, произвести капитальный ремонт зданий и даже построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери. В первый год по прибытии владыки Игнатия на Байбаки его посетил старинный друг М.Чихачов, и это их свидание было последним в этой жизни. Обоими было признано, что М.Чихачову не надо оставлять своего места жительства – Сергиевой пустыни, в которую он пожертвовал все свое состояние и пользовался в ней всеобщим уважением братии. Живя на покое в Бабаевской обители, свободный от служебных занятий, епископ Игнатий все свободные часы дня отдал пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений. Здесь он написал «Отечник» и завершил «Приношение современному монашеству». Множество назидательных писем владыки относится именно к этому периоду.

Свои сочинения сам святитель разделил на такие группы. Первые два тома – «Аскетические опыты», включающие статьи, в основном написанные в Сергиевой пустыни; третий том – «Аскетическая проповедь», куда вошли проповеди, произнесенные на Кавказе; четвертый – «Приношение современному монашеству». Пятый том – «Отечник» (был издан уже после смерти епископа Игнатия). Эта книга содержит высказывания древних подвижников и примеры из их жизни. Все творения святителя в целом изображают православный христианский подвиг в его порядке, постепенности, научают полагать прочное основание для делания евангельских заповедей, покаяния и покаянного плача.

Задолго до своей кончины преосвященный Игнатий стал готовиться к ней. В августе 1864 года он говорил своему брату Петру Александровичу: «Прошу, когда я буду умирать, не вздумайте посылать за доктором, дайте мне умереть христианином – не подымайте суматохи». Наступил 1866 год, владыка так ослабел, что все приезжавшие к нему поражались, видя его. Но за столько лет болезни все, казалось, привыкли видеть его хотя и больным, но всегда подтянутым и бодрым. Несмотря на различные недуги, о которых владыка сообщал иногда окружающим, никто не слышал от него ни стона. Он не раз говорил, что, заставляя себя не стонать в болезнях, приучал себя претерпевать все находящее. По обычаю Афонских подвижников святитель Игнатий не раздевался ни днем ни ночью до самого часа кончины и этим внешним порядком он как бы скрыл от окружающих самую опасность своего положения и свою близость к кончине.

16 апреля 1867 года в день светлого Христова Воскресения, совершив литургию, преосвященный так утомился, что его с трудом довели до келлии. В этот же день он объявил окружающим, что после вечерни никого уже принимать не будет, потому что ему необходимо готовиться к смерти. На другой день 17 апреля преосвященный стоял литургию в алтаре и отслужил благодарственный молебен, причем читал окончательную благодарственную молитву с таким сильным, глубоко благодатным выражением, что обратил на это общее внимание. Это была последняя служба святителя Игнатия. Больше он уже не выходил из келлии, и силы его заметно слабели. В последние дни жизни владыка был воодушевлен ко всем необычайной милостью, как бы растворенной жалостью. Эта милость и с нею неземная радость сияли на лице болящего. Полный благолепного смирения прощаясь с келейниками, владыка просил прощения у них поклоном до земли.

30 апреля 1867 года в Неделю жен-мироносиц перед благовестом на позднюю литургию, около 8 часов утра, преосвященный Игнатий мирно отошел ко Господу.

На шестой день после смерти преосвященным Ионафаном, епископом Кинешемским, было совершено отпевание по пасхальному чину при огромном стечении народа. Все удивлялись мягкости рук и вообще покойному положению тела почившего. Отпевание скорее походило на торжество, чем на погребение. Гроб с телом святителя был обнесен вокруг собора и при пении «Христос воскресе» опущен в землю в Малой больничной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Иоанна Златоуста у левого клироса.

Замечательно, что в этот же праздник – Неделю жен-мироносиц скончался и преподобный Нил Сорский, известный делатель умной молитвы, написавший правила жизни для современных ему монахов. Этим как бы подтверждается замечательное сходство внутреннего подвига святителя Игнатия с подвигами основателя древнего скитского жительства в России.

Интерес к личности и творениям святителя Игнатия огромен, не угасает и почитание сего угодника Божия в православном народе. В наше скорбное многомятежное время святитель Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 6–9 июня 1988 года, святитель Игнатий канонизирован «за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного православного святоотеческого предания. Они продолжают и ныне оказывать свое благотворное влияние на всех ищущих пути христианского спасения».

 



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

20.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009, Николай Каверин

Будет ли папа Римский приглашен в Москву?
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

 

НОВОСТИ

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

25.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине