Богородица

Библиотека

Об одеянии духовенства


Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о царстве не от мiра сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в мiру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью. Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.

Жизнь и практика Церкви выработали известную форму одеяния для священства. Смысл этой традиции состоит в том, что:

1) одежда отличает духовенство от иных званий;

2) одежда удерживает священника от многих, его сану несвойственных слов, жестов, поступков, от посещений им неудобных мест;

3) одежда священника является в какой-то мере известным исповедничеством его звания. Весь покрой и стиль одеяния священника зовет к степенности, к скромности, строгости, целомудрию. Покрой восточной, византийской рясы скрывает все природные недостатки тела, чрезмерную полноту или наоборот красоту сложения. Ряса выделяет священника и заставляет его уметь ее носить.

Обычно молодые священники с тенденцией к новаторству, реформам в богослужебной области, в которой они сами еще новички и пришельцы инуде, восстают против духовной одежды, которая, конечно, им мешает быть слишком светскими, слишком подвижными, слишком легкими к возвращению в свои вчерашние привычки... 

 
27 Правило VI Вселенского Собора:

Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.