Богородица

Библиотека

О традиционной для Руси практике исповеди и частоты причащения


… К XII веку на Руси формируется практика обязательной исповеди перед причастием. Обыкновенно исповедь проходила постом, так как «покаяние без поста», по понятиям древних русских, «праздно есть». Все говение от начала до конца верующий должен был находится под непосредственным руководством своего духовника. На Востоке причащение также стало связываться с исповедью, например, постановление Кипрского собора 1620 г. указывает, что священник «должен опрашивать всех приступающих к Святой Чаше исповедовали ли они грехи и какому духовному отцу».

После XII века на Руси исповедовались и причащались трижды в год, в посты: Великий, Петров и Филлипов, а с XIV века четырежды, в связи с появлением Успенского поста. Говение перед Причащением продолжалось весь пост.

К XVI веку на Руси сложился порядок говения, более «мягкий» в течении одной седмицы и сформировалось молитвенное правило перед причастием, которое, будучи большим по размеру, походило на современный вариант…

В Синодальный период практика подготовки ко причащению претерпела незначительные изменения. В практику некоторых христиан вошло более частое приобщение святых Таин…

 
По материалам пастырского семинара 2006 года «Подготовка ко Святому Причащению:
историческая практика и современные подходы к решению вопроса».