Богородица

Библиотека

Об антисоветизме некоторых либеральных представителей РПЦ


В последние десятилетия нам внушают, что СССР был империей зла, Сталин – кровавый тиран, миллиарды репрессированных и так далее. Делают это в основном либералы, а все мы знаем, как они относятся к России и к русским людям: для них русский народ это быдло, чернь и совки.

Часто СССР представляют одной огромной черной дырой, поглощающей национальные энергии. Между тем, такой подход не имеет ничего общего с правым консерватизмом. Здесь ярые либералы-антисоветчики скорее уж ближе к большевикам троцкистско-бухаринского толка, которым был присущ радикальный и всеохватывающий нигилизм – в том числе, и в отношении прошлого. Поэтому нынешние либералы-антисоветчики, с их полным отрицанием советской эпохи, являются представителями невымершего типа революционных марксистов большевистского толка.

Если человек ненавидит Советский Союз, хотя он был сверхдержавой с морально-нравственным обществом, в котором подспудно сохранялись исконные христианские ценности, высокой социальной защитой, значит он просто ненавидит Россию. В данном случае антисоветизм можно смело отождествлять с разновидностью русофобии.

Советский период весьма неоднозначен, он характеризуется сложнейшим переплетением самых разных противоречий. При этом необходимо всегда помнить о том, что русский народ не мог не иметь своей субъектности даже и в советский период. И выражалась эта субъектность в политиках, принадлежащих к элите.

Выявление положительных сторон Советского Союза не означает признание идеологии коммунизма и уж тем более не означает необходимость синтезирования христианства и коммунизма. Христианское отношение к СССР должно быть связано с отношением к институту государства, институту советской Империи как продолжательницы в историософском смысле Российской Империи.

Десоветизаторы всех мастей стараются вычеркнуть советский период истории из нашего прошлого, создав там «чёрную дыру». А уже в неё по всем законам физики будут затянуты все остальные исторические периоды, то есть, оклеветана и поглощена будет вся российская история. Всё делается под видом борьбы за память о репрессированных, а на самом деле нас в очередной раз стараются заставить каяться, дабы развить у целого народа комплекс неполноценности. Народ, который гордится своей историей, таких экспериментов над собой не допустит. Что происходит с народом и страной, которая отказывается от собственной истории, далеко ходить не надо: пример многострадальной Украины и братского украинского народа, у которого бандеровская хунта отнимает историю, на наших глазах. Поэтому любые скорые расправы над историей России и СССР надо понимать как акт агрессии, направленный на дестабилизацию России. 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно призвал к трезвой оценке советского периода российской истории. «Не было сегодня современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20-30-е годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны», – сказал патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года в московском «Манеже» на открытии XIV выставки-форума «Православная Русь. Моя история. XX век. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе».

По его словам, успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков такого рода возрождения, модернизации страны, «нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отмечен злодействами. Нужно уметь различать духов».

«Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, мы говорим: да, несомненные успехи, как и в случае с Победой в Великой Отечественной войне, а там, где были кровь, несправедливость и страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века», – заявил предстоятель.

«Мы себя не отождествляем с этими кровавыми страницами, мы отдаем эти исторические персонажи на суд Божий, но никогда отрицательное не должно давать права исключать все то положительное, что было сделано, как то положительное, что было сделано теми или иными людьми, не должно исключать критического отношения к преступлениям, которые были совершаемы теми же самыми людьми», – отметил он.

Патриарх выразил надежду, что нынешняя выставка поможет понять «всю красоту подвига нашего народа в 20-30-40-е годы, увидеть и тяжелые страницы и понять: для того, чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из исторических периодов, но нужно воспринимать его здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро – от зла».

МОСКВА, 25 мая 2019 года — РИА Новости.  Несмотря на государственный атеизм, советское общество сумело сохранить христианские корни и смогло избежать тех губительных процессов, которые сейчас происходят в Европе и США, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с представителем Константинопольской церкви митрополитом  Детройтским Николаем (Писсарисом).

«Нас, конечно, очень беспокоит то, что происходит сейчас в христианском мире. Вы лучше, чем я, знаете о происходящей дехристианизации европейской и американской цивилизации. Это апокалиптическая картина, когда грех утверждается законом, когда поступки, абсолютно расходящиеся с христианской, а также иудейской и вообще богооткровенной нравственностью, поддерживаются силой государства», — подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

Он отметил, что даже коммунистические власти Советского Союза не посмели «взорвать нравственную основу жизни общества», которая, по его словам, в целом оставалась христианской. «Это нас спасло: наши литература, изобразительное искусство были проникнуты христианскими идеями, и мораль народа оставалась христианской», — добавил патриарх Кирилл.

Созвучно с мнением Патриарха Кирилла на секции «1917 год и “Русский путь”» 24 января в МГУ в рамках XXV Международных Рождественских выступил член Изборского клуба епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов). Выступая в обсуждении, владыка Августин заявил, что «Советский Союз в XX веке, благодаря воплощению в жизнь принципиально новой модели развития, выполнял роль защитника слабых народов и поборника справедливости», и в нынешних непростых условиях «именно Россия может и должна предложить миру новую парадигму и модель жизнедеятельности человека».

«Советское – это не национальное, не религиозное и не сословное понятие. Политическая воля и система творит новый тип личности: все работают на мощь государства, и государство возвращает членам общества все необходимое для формирования советского типа личности и советского образа народной жизни: все бесплатно, все честно, все ответственно. Советский Союз – это огромная семья во главе с отцом», – убежден один из высших иерархов Русской Православной Церкви.

По словам владыки Августина, «в СССР учились и брали все лучшее у всех мировых держав, в том числе патриотизм, профессионализм». И советская модель, в свою очередь, «имела авторитет в мире, у других народов».

«У истоков создания этой модели, которой не было аналогов в прошлом, – отметил архиерей, – стоял Сталин, который хотя и мог иметь в качестве примера некоторые исторические личности – Петра Первого, Ивана Грозного, Александра Невского и других», но в то же время «здесь был другой масштаб и другие обязанности и ответственность»: на советский проект «смотрел весь мир, шел анализ, делались выводы всех способных к рассуждению и пониманию сил человечества».

«Эта модель объединила в один Союз, в одну идею, в одно мировоззрение, одну идеологию и одну цель десятки этносов, наций, народов, личностей, и родила новый феномен – с 15-ю национальными республиками, с мощнейшей законодательной, научной, образовательной, здравоохранительной, хозяйственно-экономической базой, защищенной Вооруженными силами, уникальной системой государственной безопасности на основе новой Конституции».

Как считает епископ Августин, «285 миллионов населения Советского Союза в Отечественной войне с мировой коалицией доказали жизнедеятельность этой модели и системы и проявили ее жизнеспособность». Последующие правители, признал епископ Августин, уже «не были способны управлять данной государственной машиной». 

«Сила Советского Союза была доказана победой в Великой Отечественной войне», – напомнил епископ Августин, и отметил, что сегодня, когда больше нет Советского Союза, и некому защищать народы мира от гнета капитала и транснациональных корпораций, именно наша Родина может вновь стать центром притяжения всех подлинно духовных сил нашей планеты: «Сегодня, когда не стало такой мощной государственной и мировой силы, каковым был Советский Союз, – как защитник слабых народов, как поборник социалистической справедливости, как социалистическая модель альтернативы капитализму, транснациональным капиталистическим корпорациям и транснациональной банковской системе, – сегодня человечество оказалось перед лицом феноменального вопроса: или принять данную парадигму и модель жизнедеятельности для всех народов планеты, – я имею в виду сегодняшнее доминирование американцев, – или выработать и принять другую модель», – заявил владыка.

По мнению епископа, подобную «новую модель жизнедеятельности миру может и должна предложить Россия, которую не способны поколебать никакие мировые катаклизмы». При этом «наивысшим фактором феномена Руси – России является историческая верность Православию, как высшей ценности для ее народов», – добавил представитель РПЦ.

«Атеистическая, научно-техническая, электронная, информационная, финансовая мощь человечества, умноженная на ничем не ограниченную свободу личности, может привести человечество, природную среду и уникальную планету к финалу апокалипсиса. <…> Сегодня об этом много говорит именно мировая научная элита и мировое сообщество. Но для того чтобы Россия смогла родить такую парадигму и универсальную модель жизнедеятельности народов на планете, нужна политическая воля», – заключил епископ Августин.

 * * *

Несмотря на то, что Святейший Патриарх Кирилл заявил о единстве нашей истории, о том, что великие достижения в нашей стране были во все периоды, что советская эпоха, в отличие от эпох предыдущих, принесла народу справедливость и солидарность, некая специфическая группа внутри РПЦ, видимо, не слишком уважает позицию Патриарха.

Следует, к сожалению, признать, что среди представителей Русской Православной Церкви есть русофобы-антисоветчики и церковные либералы, видящие в советском периоде только «тёмный провал в светлой русской истории».

Так, например, глава патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что деяния советской власти по отношению к российскому народу нанесли больший вред, чем деяния Адольфа Гитлера. Об этом священнослужитель заявил в ходе круглого стола «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», который состоялся 26 мая 2015 года в Общественной палате РФ.

Как следует из видеозаписи, выложенной на официальном сайте ОП, прот. Димитрий говорил о том, что после Октябрьского переворота в 1917 году в стране начался кризис семьи, так как семейные ценности противоречили коммунистическим убеждениям. «Если сравнить то, что сделала советская власть с нашим народом, и сравнить деяния Гитлера, то Гитлер отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор», – сказал священнослужитель.

В данном случае речь идет об абортах. Мало того, о. протоиерей убежден, что революция 1917 года имела своей целью ликвидацию института семьи и именно для этого коммунистическая партия заменила собой духовенство.

Не будем заострять внимание на том, что многоуважаемый протоиерей Димитрий родился не на Марсе, и не в эмиграции, а в самой настоящей советской семье, которую большевики якобы ликвидировали. Как говорится, проехали. Ведь судя по этим словам, возможно о. Димитрий действительно прилетел к нам из космоса или вырос в капусте.

Протоиерей Димитрий не сказал, что советская власть преступная и кровавая. Если бы он просто так сказал, можно было бы отмахнуться. Он сказал, что советская власть хуже Гитлера!!!

Это говорит официальное лицо РПЦ на заседании Общественной палаты. Говорит тогда, когда на Украине пышным цветом расцветает бандеровский фашизм, когда полным ходом на Донбассе идет геноцид тех, кто его не принял, когда сопротивление ЛДНР поднимает красные знамена, а из динамиков грохочет «Вставай, страна огромная!». Говорит, когда только-только прошел грандиозный парад на семидесятилетие Великой Победы (кого над кем – США и УПА над Германией и СССР?) и когда Запад уже откровенно алчет пересмотреть результаты этой Победы (именно уравнивание коммунизма и нацизма) дабы лишить Россию территорий и международного статуса.

Напомним, что недавно кровавый президент-олигарх Украины П.Порошенко подписал закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», где в статье 2 уравниваются эти два «тоталитарных режима».

Разницы между ними, судя по закону, принятому киевской хунтой, вообще никакой. А протоиерей Смирнов идет даже дальше, говоря, что Гитлер лучше, чем советская власть.

Президент Путин сказал, что приравнивать коммунизм к нацизму нельзя, Патриарх Кирилл фактически сказал то же самое. А вот прот. Димитрий Смирнов фактически солидаризируется с одиозным президентом киевской хунты Порошенко в его реабилитации и героизации воинов бандеровского фашистского движения ОУН-УПА, воевавших на стороне Гитлера в период Великой Отечественной войны.

Отметим, что протоиерей Димитрий Смирнов не в первый раз остро критикует советский период российской истории. Так, в эфире радио «Радонеж» прот. Смирнов не раз заявлял о негативной роли И.В. Сталина в Великой Отечественной войне. По словам прот. Димитрия «советский строй – это царство Хамово, от начала и до конца».

Напомним также, что (теперь уже бывший) ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» – официального печатного органа РПЦ – Сергей Чапнин, выступая 9 апреля 2011 года на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике, заявил, что из празднования победы в Великой Отечественной войне создается новая религия, основанная на языческих ценностях и коммунистической пропаганде: Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата напоминает символ ада, а празднование победы в Великой Отечественной войне сегодня напоминает языческую религию. По мнению Чапнина, победа 1945 года лежит в центре «национальной мифологии» постсоветской России и воспринимается как единственное священное событие в истории нашей страны XX века. Ее празднование «сконструировано» как религиозное действие, в котором участвует большинство россиян. Редактор официального издания РПЦ добавил, что «у культуры, в центре которой находится “День Победы”, формируются весьма опасные черты»: культивирование «образа врага», героизация войны и «превращение ее в лубок», переживание ущемленной национальной гордости, примитивное (языческое) понимание патриотизма, оправдание тоталитарного режима и «лично Сталина».

Также Чапнин в своем выступлении на ассамблее умудрился увязать культуру, в центре которой находится «День Победы», с целым рядом «стойких мифов». Эти мифы, по мнению ответственного редактора ЖМП С.Чапнина, как правило специфически церковные:

– угроза экуменизма, понимаемого буквально как подчинение Православной Церкви католикам или протестантам;

– угроза «неообновленчества», понимаемого как любое отступление от сложившихся в последние десятилетия богослужебных традиций;

– вера в старцев и шире – потребность в жестком, авторитарном стиле духовного руководства;

– крайняя степень недоверия к государству, ведущего «антинародную политику» и внедряющего средства тотального электронного контроля, СНИЛС, УЭК и ювенальную юстицию и т.п., причем всё это необходимо критиковать не с гражданских, а именно с богословских позиций.

Зоологический антисоветизм присущ и председателю ОВЦС митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву): «Я готов …вызвать волну критики в свой адрес, высказав свое собственное мнение о Сталине. Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне – это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне – это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер» (отрывок из интервью журналу «Эксперт» № 23 (661) от 15.06.2009 г.).

Напомним также, что председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) является кавалером государственной награды Литвы – медали «За мужество и самопожертвование» в память 13 января, которую он получил в 1992 г. за то, что в свое время поддержал движение «Саюдис». Во время январских событий 1991 года в Вильнюсе молодой иеромонах Иларион (Алфеев), будучи настоятелем православного собора в Каунасе, призвал по радио советских солдат не стрелять в людей – а ведь солдат обязан подчиняться полученному приказу, даже если он ему не нравится (на самом деле никакой стрельбы со стороны советских солдат не было; стреляли местные провокаторы-снайперы, что в последствии было подтверждено даже некоторыми литовскими журналистами). Ведь отказ от выполнения приказа означает собой нарушение воинской присяги.

Спустя 5 лет после событий в Вильнюсе, когда уже из уст самих представителей «Саюдиса» прозвучали слова о том, что советские солдаты не стреляли у телебашни в демонстрантов, о. Иларион (Алфеев) в духе перестроечной риторики вновь обвинил СССР в «военной агрессии» («МН», № 3, 21–28 января 1996 г.). Все, кто мало-мальски связан с русскоязычной Литвой, знают, что «Саюдис» – отнюдь не просто антикоммунистическая партия. Движима она была оголтелым антирусским националистическим духом, а ее интерпретация исторической роли Литвы сродни современному украинскому мифотворчеству.

Плоды гуманистических проповедей молодого иеромонаха Илариона таковы: «империя зла» разгромлена, а по улицам Вильнюса, объявленного Европарламентом культурной столицей Европы 2009 года, в дни независимости в открытую проходят фашистские марши легионеров СС, а также гей-парады.

Приведем мнение ещё одного церковного либерала. Известный «церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов называет празднование победы в Великой Отечественной войне «победобесием». Прот. Митрофанов считает, что генерал Власов – не предатель, а всего лишь человек, достойный сострадания; не власовцы – гитлеровские холуи, а советские защитники Родины – «холопы Сталина». Согласно идеологии прот. Митрофанова, только «подвиг» власовцев, издали погрозивших винтовкой сталинскому правительству, «спас русский народ от презрения и позора».

Напомним, что недавно в Госдуме РФ предложили ввести уголовную ответственность за публичное приравнивание политического режима СССР к режиму нацистской Германии. Соответствующей поправкой парламентарии считают нужным дополнить статью УК РФ о реабилитации нацизма. «Законопроект был разработан в связи с тем, что сейчас страна находится в противостоянии попыткам переписать итоги Второй мировой войны. Изменения, содержащиеся в проекте, особенно актуальны в год 70-летнего юбилея Победы», – говорилось в пояснительной записке к проекту.

Проблема ведь не в том, что кто-то из официальных представителей Русской Православной Церкви плохо относится к советскому периоду: во-первых, они имеют на то причины (у некоторых были репрессированные родственники, многие погибли), во-вторых, Россия – демократическая страна, и каждый гражданин имеет право на свое мнение. Относись плохо, можешь даже ненавидеть, но имей совесть быть объективным.

Антисоветская риторика некоторых православных священнослужителей работает на раскол РПЦ, потому что единая империя и единая Церковь – вещи взаимосвязанные. Исчезла Российская империя, уничтожили Советский Союз – пошла коррозия и на церковном теле. Нельзя защищать сегодня каноническую целостность Русской Церкви и при этом иметь награды за пособничество в расчленении территории страны, на которой эта Церковь исторически несла свою миссию.

И пора наконец понять, что втягивание Церкви в оголтелый антисоветизм – современную форму русофобии – работает на врагов России (пятую колонну внутри страны и наших геополитических противников за рубежом) и на разрушение российской государственности, а тем самым и на ослабление позиций и авторитета Русской Церкви в обществе, даже если некоторые представители нашей Церкви этого пока не хотят осознать.