Богородица

Библиотека

Анатолий СТЕПАНОВ
Священник-антисоветчик – жалкое зрелище


Об одной статье иерея Георгия Селина

Недавно обратили моё внимание на старую статью (опубликованную ещё летом) священника Георгия Селина, разоблачающую мои «неправославные мысли» о том, что красноармейцы в годы Великой Отечественной войны исполняли заповедь Христову, полагая «душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Cтатья характерная для мировоззрения православных антисоветчиков.

Конечно, я понимаю, что у отца Георгия есть личные мотивы нападать на меня и на РНЛ. В своё время я отказался публиковать его статьи, в которых «разоблачалась» вся русская классическая литература, как «неправославная, гностическая и проч. и проч.». Я вежливо написал «православному пролеткультовцу», что нельзя столь ригористично относиться к этому тонкому вопросу, иначе мы окажемся без литературы.

Статья отца Георгия «Сколько ещё красноармейцам испытывать терпение Божие?» опубликована на сайте Ветрово, который ведут поклонники иеромонаха Романа (Матюшина). Поводом к ней стал мой телефонный комментарий «Федеральному агентству новостей» по поводу слов митрополита Иоанна Белгородского на тему отношения к красноармейцам, погибшим в годы Великой отечественной войны.

В статье отца Георгия много нового для кредо православных антисоветчиков. В частности, иерей делает удивительное открытие. Он задаёт вопрос «кто был победителем во второй мировой войне?» Обычно антисоветчики отвечают, что советский (русский) народ не победил, поскольку снова попал «в коммунистическое рабство» и т.д. и т.п. Но отец Георгий не так прост. Вот его ответ:

«Кто был победителем в той войне и извлёк из неё максимальную прибыль? Победителем в WW2 был “завоевавший” себе ценою рек христианской крови 14.000 кв. км. палестинской земли (примерно 400 убиенных христиан за сотку) “еврейский” народ и основавший на ней в 1948 году так называемое “государство Израиль”».

Тот факт, что православные антисоветчики являются националистами и жидоедами, не удивительно. У них пунктик на этом.

Удивляет другое. Если следовать логике о.Георгия, размышляя о приобретениях по итогам Второй мировой войны, то надо признать, что СССР и советский народ получили куда большие выгоды. Была восстановлена в исторических границах Российская Империя, на западе был создан пояс безопасности из стран-сателлитов, мы приобрели могучего союзника в лице Китая. Да и само создание еврейского государства стало возможным благодаря поддержке СССР. И, как показал дальнейший ход истории, Сталин, позволив евреям создать государство, совершил гениальный геополитический ход, сделав на десятилетия вперёд арабов естественным союзником России. Выгод-то куда больше, но антисоветчики в ослеплении их видеть не желают.

Отец Георгий не без пафоса заявляет, что «не могут пребывать на земле одновременно два Израиля», поскольку одно из них является «подделкой, историческим недоразумением, ошибкой, фальшью, ложью», «контрафактным изделием». Но вроде бы ни для кого из православных христиан тут нет проблемы, никто не путает истинный Израиль – Церковь Христову и Израиль как государство. Пожалуй что мало кто доходит при этом до выводов, что «созданное в 1948 году “государство Израиль”, не имеет, как всякая ложь, права на существование». И это понятно. Мало ли какая ложь существует в мире. Нам довольно понимать, что это ложь. И не нужно тут никакого особенного пафоса.

А вот вывод автора, что данный вопрос «является главным в разговоре о второй мировой войне» является ошибочным, тою же ложью, которую обличает вроде бы отец Георгий. Главным итогом Второй мировой является то, что русский (советский) народ ценою неимоверных жертв и страданий остановил попытку прихода в мир одного из антихристов – Гитлера. Именно поэтому победа Красной армии была дарована на Пасху. Мысль о том, что Гитлер был одним из «маленьких антихристов» – не моя. Одним из антихристов, которые регулярно стучатся в мир, называл, к примеру, Наполеона святитель Филарет Московский в своём слове на годовщину победы русского оружия в 1812 году. Так что аналогия с Гитлером в данном случае уместна. Вот главный итог Второй мировой, а вовсе не создание государства Израиль!

Не нравятся отцу Георгию мои слова, что «красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа», потому что «нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя». И он пускается в традиционные для антисоветчиков (они же либералы и националисты) рассуждения:

«Хорошо, а немецкие солдаты разве не полагали свои души за соотечественников? Нет, они захватчики, фашисты, и потому не могли исполнять заповедь Христову. Хорошо, возьмём другой пример, чеченский. Впрочем, и этот пример отложим в сторону. А индусы, а китайцы, когда воюют за свои народы, тоже исполняют завет Господа Иисуса Христа, полагая души свои “за други своя”? А когда весь мир в третьей мировой войне будет воевать якобы “за други своя”, в действительности же за воцарение над собой последней “еврейской” лжи – антихриста – и тогда все воюющие народы будут выполнять заповедь Христову? Абсурд».

Абсурдом являются как раз Ваши рассуждения, дорогой отец Георгий. Поскольку Вы напрочь игнорируете тот факт, что нельзя уподоблять Россию Китаю, Индии, Германии, США и другим странам. Поскольку именно Россия является Третьим Римом, Удерживающим, Катехоном. А потому защита нашего Отечества – России, война за Россию – это борьба за сохранение мира, это – вселенская задача. Не будет Китая, Америки, Индии, Японии, мир продолжит существовать, не будет России мир перестанет существовать. Если мы, конечно, верим откровению Апостола Павла об Удерживающем и его дальнейшим толкованиям в традиции Святоотеческого Предания, что Удерживающим является мировая Римская Империя, преемственно существовавшая и существующая в лице трёх Римов.

Автор статьи даёт странную интерпретацию слов Спасителя из упомянутого Евангелия от Иоанна и при этом указывает на мою мнимую ошибку.

«Чего же недоразумевает г-н Степанов, цитируя Евангелие от Иоанна? Читаем слова Христовы полностью. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:13,14). Господь ясно и определённо называет Своими друзьями тех, кто исполняет Его заповеди», – пишет отец Георгий.

У меня такое впечатление, что сам он не подумал хорошо над этими словами Спасителя, как и над другими Его словами на эту тему. Вспомним притчу о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), когда Господь разъяснил, кто нам является ближним. Именно самарянин (тут как раз уместна аналогия с советскими красноармейцами) исполнил заповедь Христову, а не священник и левит. Именно русские воины в пилотках с красными звёздами защищали Святую Русь, а против них шли полчища антихриста с крестами и надписями на бляхах «с нами Бог» («они крестами небо закрестили», точно напишет потом Николай Рубцов). Бог был не с ними, а с красноармейцами! Но для антисоветчиков такой вывод – удар по их взгляду на советскую эпоху. Они никак не хотят его принять.

В пылу полемики отец Георгий делает ряд заявлений, которые характерны для антисоветчиков, но абсолютно неприемлемы с точки зрения русского православного человека. Так, в частности, он вновь не без пафоса пишет:

«Кто любит родину паче Христа, недостоин Христа».

Но этот вопрос уже тысячекратно обсуждался и давно решён. Уж сколько раз цитировались слова святителя Филарета: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества и гнушайся врагами Божьими». Здесь всё на своих местах: и Христос, и Родина! Не говоря уже о том, что Россия – Родина не абы какая, а Третий Рим. И только в сознании антисоветчиков тут есть проблема.

Далее. Для отца Георгия, судя по всему, даже понимание Отечества является проблемой:

«Какого отечества? Русского, советского, российского? Или просто отечества как места своего рождения и жительства? Но такую родину защищают и четвероногие».

После таких слов остаётся только развести руками. Каково же Отечество у самого отца Георгия? В Антарктиде что ли? Понятно, что таким образом предпринимается попытка с антисоветских позиций дискредитировать Великую Победу. Если Отечества не было, то и сокрушать фашизм не было особой необходимости. И никакая это не Победа.

Я сказал в своём комментарии ФАН, что «совершенно непродуктивно» разделять погибших красноармейцев на крещёных и некрещёных, имея в виду, что защитники Святой Руси, проливая за неё кровь и крестились кровью, ежели не были крещены. Тут получил в ответ целую тираду:

«А тут главред информационного ресурса под названием “Русская народная линия” заявляет, что делить людей на крещёных и некрещёных непродуктивно. А что продуктивно? Соединять их всех во “всечеловечестве” (Ф.М. Достоевский) [не мог отец Георгий пройти мимо Достоевского, чтобы не пнуть гения. – А.С.]? Но кому нужно такое смешение? Только вавилонской блуднице (см. Откровение, главы 17 и 18). Может, РНЛ поменять своё название? Вместо РНЛ называться СНЛ (Советская народная линия) или ВНЛ (Всечеловеческая народная линия), чтобы не вводить читателей в заблуждение».

С таким начётническим, схоластическим подходом, который демонстрирует отец Георгий, конечно, такую сложную эпоху, как советская, не понять. Можно только заклеймить. Но перед нами-то стоит задача понять, что произошло в ХХ веке. Если Третий Рим пал в 1917 году, то почему не наступил конец света, почему мир продолжил существование? Может отец Георгий считает, подобно некоторым греческим церковным деятелям, что Рим переместился в пределы «благословенной Америки»? Или для него понятие Третий Рим и вовсе пустой звук?

Сражает последний абзац статьи о.Георгия:

«Подвожу итог. Как прежде синодальные, или, если хотите, императорские красноармейцы (1721–1917), а потом советские (ленинские, сталинские, хрущёвские, брежневские (1917–1988)), борясь с Русской Православной Церковью, старались использовать её духовную мощь в своих интересах, так теперь российские красноармейцы готовы посадить РПЦ МП по правую руку от себя в президиуме страны для укрепления её единства и обороноспособности. Но сколько же можно использовать Церковь в своих целях? Сколько ещё испытывать долготерпение Христово?».

Что и следовало ожидать. Отец Георгий не просто антисоветчик, но ещё похоже и криптостарообрядец. Ему не нравится не только Советская Россия, но Императорская Россия, когда «императорские красноармейцы» использовали Церковь в своих интересах. Позвольте, отец Георгий, а когда же был идеал? Ну не при Алексее Михайловиче, это понятно. Там был Раскол. Монгольское иго, свергнутое только в 1480 году тоже не идеал. При Иване Васильевиче Грозном появилось Царство, но не было еще Патриаршества, – тоже не идеал. А вскоре после учреждения Патриаршества на Руси грянула Смута. Тоже совсем даже не идеал. Получается, что идеалом является краткий промежуток времени с 1619 года, когда патриарх Филарет вернулся из польского плена и до 1633 года, когда он умер. Всего 14 лет, не густо...

Антисоветизм, конечно, личное дело о.Георгия Селина и других его единомышленников. У нас теперь свобода, каждый думает и пишет, что взбредёт в голову. Беда только в том, что антисоветизм ведёт к опасным последствиям, а антисоветизм, который демонстрирует священник, сильно смущает народ. Последовательный антисоветчик, как правило, одобряет предателя генерала Власова, «искавшего третий путь между Гитлером и Сталиным». Последовательный антисоветчик, как правило, националист, а значит не любит никакую империю – ни советскую, ни дореволюционную, поскольку обе они «угнетали русский народ». Последовательный антисоветчик, как правило, исповедует антигосударственные взгляды, поскольку реальное государство было именно таким, каким оно было. Последовательный антисоветчик, по сути своей, русофоб, поскольку обличая советскую Россию, он вольно или невольно обличает русский народ, признавший и принявший советскую власть. И вообще, антисоветчики ведут Церковь в тупик антигосударственности. И вот этим они особенно опасны...

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Источник