Богородица

Страница Николая Каверина

Царский путь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)



5 февраля 2006 года, в день памяти новомучеников и исповедников Российских, скончался старейший насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — святой и ревностный служитель Церкви Христовой, исповедник ХХ века, прошедший в 1950-х годах тюрьмы и пытки, мудрый наставник на пути христианского совершенства. Это был поистине всероссийский старец, снискавший огромную любовь у многих тысяч людей — тех, что окормлялись у отца Иоанна, читали его душеполезные сочинения, вопрошали в письмах его пастырского совета по самым разным вопросам как духовной, так и церковно-общественной жизни.

Мы можем только вознести благодарение щедрому Богу, что жил на Руси такой святой подвижник, к которому приезжали за советом со всех концов нашей страны, который сопереживал чужим бедам и скорбям, утешая с любовью приходящих к нему, который живо откликался на самые животрепещущие проблемы, волнующие православных верующих в Отечестве нашем. В журнале «Благодатный Огонь» неоднократно приводились мудрые слова о. Иоанна, позволяющие правильно познать путь Церкви в связи со смутами, возникающими как слева, так и справа; слова архимандрита Иоанна указывали истинный церковный путь, следуя которому только и возможно избежать крайностей: реформаторства и обновленчества — с одной стороны и «ревности не по разуму» — с другой. Об опасности этих крайностей, расшатывающих церковный корабль, и предупреждал приснопамятный старец. Напомним некоторые наставления отца Иоанна, которые и сейчас весьма актуальны для взыскующих истинной церковности.

* * *

Благодаря воспоминаниям архимандрита Иоанна (Крестьянкина) до нас дошло завещание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (†1990), переданное о. Иоанном в проповеди 10 июня 1990 года:

1) Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — Юлианский календарь, по которому преемственно молилась в течение тысячелетия Русская Церковь.

2) Россия как зеницу ока призвана хранить во всей чистоте Святое Православие, завещанное нам святыми нашими предками.

3) Свято хранить церковнославянский язык — святой язык молитвенного обращения к Богу.

4) Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих... Да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

* * *

В начале 1990-х годов появились проповедники идеи церковной реформации или неообновленчества, как назвал это течение Святейший Патриарх Алексий. В первую очередь наиболее активными на этом поприще стали московские священники-неообновленцы Георгий Кочетков и Александр Борисов, пропагандировавшие реформы во внутрицерковной жизни, приспосабливающие Церковь к служению духу мiра сего ценой разрушения традиций Русской Православной Церкви, отказа от Священного и Церковного Предания. Реформирование богослужения по образцу обновленцев 1920-х годов и II Ватиканского Собора, перевод богослужения на русский язык, призывы к календарной реформе, противопоставление жизни своих «харизматических» обновленческих общин жизни всей Русской Церкви — все это вызывало озабоченность в среде православного духовенства.

Архимандрит Иоанн, прекрасно прозревая, куда могут завести эти «прогрессивные батюшки» с их неудержимым реформаторским зудом, воззвал в те годы к православным: «Если мы не разорим это движение, то они разорят Церковь». И Церковь, осознав опасность неообновленчества, сумела пресечь тогда разрушительную деятельность рьяных отцов-модернистов Г.Кочеткова и А.Борисова: раскачивание церковного корабля слева было к концу 1990-х годов пресечено.

В те годы один известный московский протоиерей посетил в Псково-Печерском монастыре старца-архимандрита Иоанна и задал ему вопрос:

— Батюшка, как-то рука не поднимается вынимать частицы на проскомидии за священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова. Можно ли их поминать?

Отец Иоанн ответил:

— Поминать нельзя! Они похулили Божию Матерь. (Суждение старца относилось к книге свящ. А.Борисова «Побелевшие нивы» и публикациям свящ. Г.Кочеткова, в первую очередь к его еретическому катехизису «Идите, научите все народы».)

* * *

Одновременно с прекращением неообновленческой смуты с конца 1990-х годов стала зарождаться смута справа: движение иных «ревнителей не по разуму», которые весь свой духовный потенциал направляли на борьбу против штрихкодов, налоговых номеров, новых российских паспортов, карточек москвича, медицинского страхования и т.п. Движение это приняло ярко выраженный антииерархический характер и вовлекло в себя, в отличие от маргиналов-неообновленцев, немалую часть русских православных людей (и далеко не худшую!), готовую порой идти в своем «исповедничестве» за право жить без государственных документов на любые лишения.

Как мы знаем из истории Церкви, смуты и расколы «справа» более долгоживущи и труднее подвергаются врачеванию, нежели расколы «слева», с которыми здоровый церковный организм справляется довольно быстро.

И в этом случае одним из первых прозвучало назидательное слово о. Иоанна (Крестьянкина) по поводу присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН):

«В отношении новых документов, проходящих через компьютер, все уже сказал Святейший и наш Синод. Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют... Писать прошение о присвоении нам номера мы не будем, а если их проведут без нашего произволения, сопротивляться не будем. Ведь получали мы в свое время паспорта и были все в системе учета государственного, так и ныне. Ничего не изменилось. Кесарево кесарю, а Божие Богу».

Одному молодому иеромонаху, предлагавшему о. Иоанну возглавить движение «За право жить без ИНН», старец пишет:

«В кампании, предлагаемой Вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности, где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да еще с критиканством священноначалия Церкви, который ключом бьет в Ваших высказываниях, воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, восстающих на тишайшего Патриарха Тихона, а фактически на Самого Господа и Его Церковь».

Но смута не стихала, и отец Иоанн обращается с пространным Посланием к православным верующим. Приведем его с незначительными сокращениями.

«...Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к Нему с лукавым вопросом: “Как Тебе кажется? Позволительно ли давать кесарю, или нет?” (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14; Лк. 20, 22). А на современном языке это звучит так: “Принимать ли новую систему налогообложения или нет?” Ответ парадоксален. Сами православные верующие христиане: священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге, — отдают власть темным силам.

И как тогда совопросники Спасителя не удовлетворились Его ответом и отошли до времени, чтобы изобретать новый подвох на Него, так и ныне ответ соборного церковного ума и предпринятые Церковью меры по разъяснению обстановки не приняты, — и продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.

Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божиего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви...

Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрихкод число “666”, а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это роковое число было удалено, когда оно сделало свое дело! Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы...

А страх, идеже не бе страха, теперь парализовал веру и отнял надежду, и тень вражья силится заслонить собой Солнце правды — Христа.

Да не будет!

Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения?

И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день.

У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения.

А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было... и все есть... и будет... но ничто не мешает спасаться верующему человеку. И каждый идет по жизни своим крестным путем, верой проходя все, встречающееся на жизненном пути. И верующий все принимает от руки Божией с уверенностью, что все споспешествует ему ко спасению...

Уже сейчас зовут людей в леса, в пустыню, в потаенные комнаты, не брать номер, не входить в новую систему государственного учета, уйти от мира, уйти из Церкви.

Но как же спасаться? Как жить, как растить детей в Боге, об этом умалчивают все. И уже сейчас поток горьких, слезных и недоуменных писем захлестнул духовников: «Церковь наша уже имеет свой налоговый номер и в нее уже ходить нельзя» — так теперь пишут мне. Что же, и старушка, всю жизнь свою и в самое тяжкое время сохранившая верность Богу и Церкви, теперь, будучи на исходе из жизни, отпадает от спасительного Церковного ковчега? И кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, что к духовной жизни не имеет никакого отношения, — о налоговый номер?

Вот и смотрите, какая проверка нашей веры, ее разумности, ее духовности идет сейчас. Теперь же в связи с тем, что мое имя вплетают в свою клевету те, кто борется с Церковью, я обязан сказать всем, кто вовлечен в этот психоз:

Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

Бойтесь судить церковное священноначалие — ибо это гибель и без антихристовой печати! Бойтесь греха!

Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас... При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и “номерами”, и “чипами”, и “печатями”. Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию».

После этого обращения среди борцов за право жить без документов стали распространяться самые нелепые слухи: о. Иоанна насильно «заставили» прочитать это обращение (и это говорили о человеке, которого не могли сломить ни тюрьма, ни лагеря!); у о. Иоанна существует «двойник» и прочие безумные глаголы.

Но что бы ни говорили церковные революционеры, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) изложил строго церковный взгляд на проблему «страха идеже не бе страх», и из его уст прозвучало строгое пастырское увещательное слово как к тем, кто стремится поколебать многовековые церковные традиции, пытаясь модернизировать Церковь Русскую, так и к тем, кто, прикрываясь ревностью об исповедничестве в «наступающие последние времена», сеет смуту и раскольнические настроения в ограде Церкви. В этом и заключался Царский Пусть старца Иоанна.

Веруем, что по кончине старца Иоанна мы приобрели святого ходатая за Церковь Русскую, молитвами которого да просветит Господь сердца наши всегда пребывать верными чадами Матери-Церкви.

2006 год






Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс