Богородица

Актуальные статьи

«Кочетковцы до Кочеткова»

28.07.2022


Очевидно: ни рекомые «кочетковцы» (как и более умеренные неообновленцы наших дней), ни советские обновленцы 1920–1930-х годов не возникли на пустом месте. Либерал-протестантствующее духовенство появилось намного раньше, задолго до революции. И это не только и не столько пресловутый революционный Гапон или член кадетской фракции Госдумы либеральный священник Григорий Петров. Были и другие, менее известные нам сегодня.

Боюсь, что немалая часть наших сегодняшних клириков подписались бы под размещённым мной ниже письмом. Но очень хотел бы ошибиться. Очень.

* * *

Из письма протоиерея Александра Устьинского В.В. Розанову от 14 апреля 1907 г.:

«Дорогой Василий Васильевич!

На днях в “Новом врем[ени]” объявлено о времени созыва Церковного Собора в октябре. Мне хочется указать на несколько пунктов, которые должны бы стать предметом обсуждения на Соборе. Передаю их Вам для соображения и размышления.

1. О введении русской стихотворной речи в богослужение и в проповедь.

И у евреев, и у греков стихотворная речь употребляется в богослужении. Почему же русские стихи доселе не получили права гражданства в нашем богослужении?

2. Право сочинять и вводить в богослужение новые литургии.

Это многих бы заинтересовало богослужением и открыло бы почву для нового религиозного творчества.

3. Об общественной церковной молитве за иноверных христиан и за всех нехристиан.

Здесь достаточно твердо и неуклонно помнить заповедь апостола молиться “За всех человеков” (1 Тим. 2,1). Кто же посмел, кто дерзнул ограничить эту заповедь?

4. Предоставление постов свободному усмотрению верующих.

Св. Ириней, епископ Лионский († 202 г.), свидетельствует, что в его время была полная свобода и крайнее разнообразие, как относительно продолжительности Четыредесятницы, так и относительно качества пищи. Зачем же нынешних-то христиан л. ч. стеснять в этом?

5. О сидении в церкви во время богослужения, по крайней мере, для желающих.

У католиков и лютеран сидят. А разве они хуже нас в религиозном и нравственном отношении?

6. Об общей исповеди для желающих и довольствующихся ею.

Доселе такую исповедь практикует только один отец Иоанн Кронштадтский. Не мешало бы допустить ее везде, особенно в многолюдных приходах.

7. Упразднение иконостасов, по крайней мере, во вновь строющихся церквах и там, где этого пожелают прихожане.

Без иконостасов молитва мирян может быть заинтересованнее и вдохновеннее.

8. О служении в любой день Великого поста Златоустовской обедни, — или заупокойной, по случаю отпевания, или поминовения кого-либо, или для причастников в больших приходах и полках.

Нужда этого до крайности очевидна для всех.

9. Исключение законов и браков из подведомственности духовному суду.

Это ваше, совершенно законное и целесообразное, желание.

10. Предоставление права приходскому священнику производить развод по заявлению мужем и женою нежелания их продолжать совместную супружескую жизнь.

Священник венчал, священник и разводить должен, без всяких судебных формальностей. Для количества разводов и новых браков не должно быть ограничение в числе.

11. Обуздание произвола епископов.

Власть епископов следует ограничить каким-либо епархиальным Советом, составленным из выборных мирян и священников. Так, чтобы епископ не имел ни малейшего права самолично распоряжаться судьбою священников, подобно тому, как, напр., поступил Вятский архиерей с членом Государственной Думы, священником Тихвинским.

12. Уничтожение земных поклонов архиерею со стороны ставленников при посвящении их в священника и диакона.

Этот холопский варварский обычай давно следовало бы вычеркнуть из употребления.

13. Отмена обязательности монашества для епископов.

Вторым каноническим правилом Константинопольского поместного собора 879 г. строго воспрещается совмещение епископства с монашеством: каким же это образом наши монахи так бесцеремонно и так нагло попирают указанное правило? Или они выбирают и пускают в обращение только те канонические правила, которые говорят в пользу монахов, а все прочие выкидывают за борт?

14. О членах из мирян на Церковный Собор.

Сверх трех выборных членов от каждой епархии, необходимо пригласить на Собор медиков, физиологов, криминалистов, юристов и историков, и таких известных, религиозно просвещенных мирян, как В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.Н. Неплюев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и под.

Об этих пунктах я писал на днях в Думу С.Н. Булгакову. Не найдут ли возможности что-нибудь принять во внимание там, в Комиссии по вопросам свободы совести».



Источник


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р. Б 29.07.2022 в 13:32:39

В провинции православные гораздо радикальнее, чем в Москве и других крупных городах. Оттого, что у них больше проблем и им есть чем заняться.

В.Семенко 29.07.2022 в 09:43:52

Даже для сегодняшних неообновленцев такая позиция слишком радикальна. Сегодня они высказываются осторожнее, хотя понятно, что в "идеале" стремятся к тому же.

Станислав 29.07.2022 в 08:50:19

Причиной реформ в церкви, на мой взгляд, является несмирение (гордыня) обновленцев, когда своё понимание они ставят выше Предания, догматов, уставов Церкви. Обновленцы будут всегда до кончины Мiра по причине греха гордыни в человеке. Поэтому необходимо обличать обновленцев как волков в овечьей шкуре для охранения паствы.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс