Богородица

Актуальные статьи

Патриархат

26.12.2021


В наше время мы повсюду видим приметы осуществления планомерной и организованной кампании по уничтожению самого представления о том, кто есть человек; каково его происхождение, природа и призвание; какова вертикаль духовных и нравственных ценностей; каково должно быть отношение человека к своей душе и телу; каково, наконец, значение пола в жизни человека и каковы должны быть отношения между полами… Все эти вопросы имеют ясные и определенные ответы в Священном писании, в многовековом опыте жизни Церкви, но ныне размываются всеми средствами так называемой «постхристианской» цивилизации, мнящей себя устроительницей «Нового мира», а на деле – грозящей уничтожением самому роду человеческому.

Такие, казалось бы, разные течения как радикальный феминизм, теория гендерного равенства, ЛГБТ сообщество, легализация абортов, движение «Чайлдфри», Ювенальная юстиция и т.д. – всё это на самом деле части единой либеральной модели построения общества, основанной на отрицании вертикали Божественной власти и с бесовской гордостью утверждающей собственную модель устроения «свободного» общества. Увы, и русская культура, основанная на православной вере, в последние десятилетия подвергается яростным атакам этого мировоззрения, плачевные результаты которого становятся всё более масштабны и очевидны.

В августе 2020 года генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш с высокой трибуны заявил: «…Результатом тысячелетия патриархата стал мир, в котором доминируют мужчины, и культура, в которой доминируют мужчины. Это наносит ущерб всем – женщинам, мужчинам, девочкам и мальчикам».

Это заявление вызвало множество недоуменных и возмущенных откликов, но, по сути, еще раз показало – на каком уровне отстаиваются идеи разрушения Богоустановленного порядка и иерархии ценностей в современном мире.

Но на чем же утверждается наше представление о Божественном установлении патриархального уклада жизни? Вспомним, что слово греческое слово «пати́р» означает «отец» и в нашем случае патриархальный уклад жизни означает не что иное, как то, что во главе жизни стоит Отец наш Небесный, общий наш Творец и Создатель. В своем понимании устроения мира мы опираемся на простое и ясное утверждение Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). То есть Творцом и Устроителем этого мира является Бог. И, независимо от того, верим мы в это или не верим, единственное благо для человека и для сообщества людей – это жить в согласии с Небесным Отцом по Его законам.

Спорить здесь бесполезно, как бесполезно спорить с тем фактом, что люди призваны ходить на ногах, а не на руках, дышать воздухом и подкреплять себя пищею и питием. Потому что всё это тоже Божие установление, хоть и явленное в законах природы, и всякий разумный человек пронимает, что противление этому Богоустановленному порядку вредит самому человеку. Духовные и нравственные законы бытия также ясны и определенны, как законы природы. Но, забывая о том, что несовершенство этого мира стало следствием грехопадения человека, и, желая исправить не себя, а природу и мир, человек вступает в противоречие с Законом Божиим, определившим единственным средством исправления мира – покаяние самого человека и примирение его со Отцем в Сыне, Духом Святым.

Одним из явственных проявлений «постхристианской цивилизации» является феминизм, формы которого с каждым годом становятся всё жестче и агрессивнее, а степень влияния всё большей. Причем феминизм и женственность – это не только не согласные друг с другом, но и прямо противоположные понятия. Радикальный феминизм – это восстание против женской природы во всей полноте ее призвания, качеств и свойств. Стремление уничтожить само представление о женском, заменив его каким-то иным, которое уже нельзя будет назвать ни Божественным, ни человеческим, а прямо агрессивно-бесовским. В основе этого измененного сознания женщины лежит не только желание «сравняться» с мужчиной, но и стремление противопоставить себя ему, подчинить и управлять им. Но само это желание противно женской природе, основу которой составляет смирение, кротость и жертвенная любовь. Не случайно в Священном Писании говорится о том, что жена сотворена Богом как помощница для своего мужа (Быт. 2, 18). Помощница в чем? В достижении единства с Богом в любви, ибо в этом главное призвание человека. А тайна человеческой личности такова, что включает в себя всю полноту сотворенного мира. И тогда понятно, почему муж и жена, объединенные любовью, единством призвания и устремлений, называются «плотью единой».

И только грех внес раскол в это святое единство.

Мы сказали, что цель феминизма – утверждение власти бесов, желающих извратить и разрушить представление об истинном женском достоинстве, разрушить Богоустановленный уклад и порядок. И здесь феминизм сопрягается с другим течением – теорией гендерного равенства или равноправия, в основе которого лежит суждение, что само разделение на мужской и женский пол условно, а люди, по своему психофизическому устроению слишком разнообразны, чтобы умещаться в «примитивную» схему существования двух полов. Якобы таким «прокрустовым ложем» ограничивается и ущемляется свобода человеческой личности.

Что на это можно ответить…

Действительно, люди разнообразны, и между примерами брутальной мужественности и нежнейшей женственности мы найдем множество самых разных по своему психофизическому устроению людей. Но это не отменяет самого факта половой принадлежности каждого из них, а лишь обозначает с ясностью ориентиры, к которым они могут и должны устремляться. Больше того, в Священном Писании говорится: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).

Из этого текста мы узнаём несколько важных вещей. Первая из них – человек сотворен как особое существо, имеющее духовное родство с Богом и призванное к теснейшему общению с Ним в духе и истине.

Вторая мысль заключается в том, что человеческая природа разделена Самим Богом на мужское и женское начало и это не «человеческие выдумки». Преподобный Максим Исповедник, например, говорит о том, что человек призван чистотою жизни, «союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов», преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью.

Из этого вытекает третья мысль – мужчина и женщина имеют в очах Божиих равное достоинство. Однако в отношениях между полами это не отменяет «вертикаль» подчиненности, установленную Творцом и в основании которой лежат любовь и послушание. Увы, к этой естественной иерархической подчиненности, вследствие грехопадения людей, присоединилась подчиненность «законная», усвоившая черты наказания. И это тоже не выдумки, этому мы находим подтверждение в Библии. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 10, 16).

Об этом говорит и апостол Павел: «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (Тим. 2, 11-15).

Итак, четвертая важная мысль заключается в том, что как само разделение человеческой природы на два пола, так и иерархическая подчиненность женского начала мужскому – это установление Божие и попытки противостояния ему чреваты для людей многими скорбями и нестроениями.

Больше того, есть некая тайна преобладания «мужского» начала и в ином, горнем мире. И не случайно мы называем Бога Отцом, а Второе Лицо Святой Троицы – Сыном. Также мы нигде не видим, чтобы бесплотные Ангелы являлись на земле в облике дев и жен, но всегда – в образе юношей и мужей. И в установлении о мужском священстве, конечно, есть своя закономерность и тайна, в которую мы не дерзаем вторгаться, но которая очевидно является проекцией небесных реалий на земную жизнь.

Мы даже смеем утверждать, что принадлежность к мужскому и женскому полу сохраняется и в Царствии Небесном. Не случайно и прославленных в лике святых мы разделяем по полам, а не сводим всех к «единому знаменателю».

Другое дело, что в Царствии Небесном нет и не может быть страстей. Так, например, преподобный Максим Исповедник говорит, что во Христе уничтожаются характернейшие греховные черты мужского и женского, а именно: ярость и похоть. Но сам пол не упраздняется. И в Духе Святом бесстрастные различия мужского и женского освящаются и соединяются.

Господь наш Иисус Христос по Воскресении Своем и Вознесении на небеса остается Мужем совершенным, Новым Адамом, в коем полнота человеческой природы соединена непостижимым образом с полнотой Божества. И когда апостол Павел говорит об отсутствии во Христе мужеска пола и женска (Гал. 3, 28) он только напоминает о том, что во Христе все люди объединены Духом Святым, причастны Божескому естеству. Но это, конечно, не отменяет разности свойств, особенностей и правил поведения для мужчин и женщин. Особенно это относится к земной жизни, где мужские и женские черты несут на себе печать греховной поврежденности и требуют особого внимания и упорядочения. Вот почему апостол Павел много говорит о разделении на мужской и женский пол, об отношениях мужчины и женщины, мужа и жены и даже говорит о «естественном употреблении женского пола» (Рим. 1, 27).

«Перекосы» же в патриархальной системе отношений связаны не с тем, что эта система неправильна, а с тем, что в человеческом сообществе вообще оскудели вера и любовь, утрачены понятия о подлинной иерархии ценностей, умаляется значение идеи жертвенного служения, кротости, смирения и терпения.

И если патриархальный уклад сменить на матриархальный или любой другой, но люди притом, независимо от пола, останутся безбожными, самонадеянными, наглыми и лукавыми, то никакая внешняя смена парадигмы не принесет умиротворение и благоденствие ни самому человеку, ни его семье, ни обществу. Напротив – попрание Богоустановленного порядка повлечет скорейшее сваливание человечества в хаос и приблизит кончину мира.

Пол – это не просто физиологический факт, а патриархальный уклад – не выдумка человеческой культуры. И то и другое – это Богом данная реальность, относиться к которой нужно серьезно и ответственно, волею своей устремляясь к заповеданным нам идеалам и подражая тем образцам мужского и женского поведения, которые явлены во множестве конкретных и спасительных примеров жизни святых мужей и жен.

Многообразие их природного физического и душевного устроения неописуемо, но все они являют образец смирения, кротости, послушания Богу и исполнения Его святой воли.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  4

Комментарии:

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс