Богородица

Актуальные статьи

Еще раз о призывах к всенародному покаянию за свержение и убийство Государя Николая II

14.12.2022

 


Год назад я написал статью «О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме. Ответ на статью Владимира Семенко». В этой статье я указал на некоторые пункты, с которыми я несогласен с известным публицистом В. Семенко, написавшим ранее статью «О патриотизме истинном и ложном» (http://amin.su/content/analitika/9/6946/).

Эти пункты были связаны с отношением к Великой Отечественной войне. Но есть и еще кое-что, в чем я принципиально не согласен с известным публицистом, и это не связано с Великой Отечественной войной.

Я имею в виду отношение к событиям 1917 и 1918 года — свержению и убийству Государя Николая Второго. То, что это — беззаконие, это даже не обсуждается. Я не согласен лишь с тем, что мы, современные граждане России, никаким боком не участвующие в этих трагических событиях, должны каяться в этих преступлениях. Собственно, я об этом уже говорил в своей статье «Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?». Хочу, однако, еще раз затронуть эту тему в связи со статьей В. Семенко.

В его статье «О патриотизме истинном и ложном» эта тема также проскальзывает. Вроде бы мельком, вскользь, но подозреваю, что именно она была на самом деле главной, поскольку очень хорошо знаю отношение В. Семенко к данному вопросу.

Так, В. Семенко пишет:

«Если спросят, почему великая Россия на протяжении своей истории одержала столько великих побед, то настоящий, христианский ответ будет очень простым и для многих очень страшным: так происходило потому, что она умела каяться. Один из самых известных примеров — это преодоление Смутного времени. Много тогда было попыток изгнать оккупантов, сидевших уже в самом Кремле. Но до поры до времени они оказывались бесплодными. И тогда сказал свое веское слово духовный вождь той будущей победы — патриарх Гермоген. Он говорил о преступлениях не захватчиков, а своих — об их отступлении от истинной веры и измене законному Царю. Напомним, кстати, что речь шла о самом слабом царе за весь доромановский период — о Василии Шуйском. И лишь осознание народом своих грехов, покаянный трехдневный пост стали необычайно трудной, но абсолютно необходимой духовной подготовкой победы.

О том же говорили и другие православные святые. Например, святитель Николай Сербский, недавно канонизированный. “Победа в будущей войне обусловлена покаянием, — говорит он, — Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи…”».

Зная о взглядах В. Семенко, я просто уверен, что он прямо намекает на необходимость покаяния русского народа за свержение и убийство Николая Второго. В упомянутой выше моей статье на эту тему («Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?») мною приводится комментарий Владимира Семенко на сайте «Благодатный Огонь»:

«Необходимо всенародное покаяние в грехе богоотступничества и предательства православного Царя, совершенного нашими предками, чтобы заслужить у Бога дарование нам Царя истинного».

Эта идея особенно популярна у приверженцев т. н. «цареискупительной ереси» (см. об этом статью протоиерея Петра Андриевского «Еще раз о «Царе-Искупителе»), считающих, что святой страстотерпец Николай Второй своей смертью искупил грехи русского народа. Как правило, эти же люди являются по совместительству еще и цезаропапистами, поскольку фактически считают царя главой Церкви, пусть и в земном смысле (не как Христа). (См. мою статью «О «православном» цезаропапизме»).

Владимир Семенко вроде бы нигде не высказывал идей о «царе-искупителе», но зато я имею серьезнейшие основания считать В. Семенко цезаропапистом, поскольку именно на его сайте «Аминь» (В. Семенко — главный редактор этого сайта) было опубликовано «Обращение к Архиерейскому Собору 2017 года», в коем в числе прочего было сказано следующее:

«Поместный Собор был созван после февральской революции 1917 года вопреки воле тогда ещё жившего Царя. Это обстоятельство позволяет говорить о каноническом нарушении в организации созыва и работы Собора.

Для того чтобы придать Собору статус желанной законности и каноничности, следовало (хотя бы формально) обратиться к Николаю Александровичу Романову за получением его одобрения на начало работы Собора. Очевидно, что именно Поместный Собор являл собой тот единственный компетентный и представительный орган, который был уполномочен официально обратиться к Государю.

Однако никакого обращения от имени церковной или народной полноты к Государю ни с вопросом, ни с заявлением, ни с прошением не последовало. Этого не произошло ни в период со 2 марта по 28 августа 1917 г., ни с начала открытия Собора до совершения зверской расправы над Святыми Царственными Страстотерпцами 17 июля 1918 года» (http://amin.su/content/analitika/9/5282/).

Т.е., по сути Владимир Семенко как главред этого сайта, опубликовав от имени сайта сие обращение, выступил здесь не просто с цезаропапистской, а с прямо с антицерковной позиции, объявив Поместный Собор Русской Церкви незаконным, поскольку он не был санкционирован тогда еще здравствующим (но уже отрекшимся от престола) Государем.

Но обращусь к его статье, а именно тех строк, которые касаются святителя Гермогена. Тут у В. Семенко есть некоторые исторические неточности, или, по крайней мере, недомолвки и упрощения, но не в этом суть. Важно то, что святитель действительно видел тяжкий грех в том, что некоторые (или даже многие) лица, обязанные служить русскому царю, восстали против него. И он действительно призывал изменников покаяться в этом преступлении, и что особенно важно, отпасть от своего изменнического дела и встать на защиту страны (собственно, в этом и должны быть плоды покаяния).

Интересно, что вслед за упоминанием имени св. Гермогена, призвавшему к покаянию за свержение законного государя Василия Шуйского, В. Семенко цитирует замечательные слова сербского святителя Николая (Велимировича) о покаянии. Слова правильные, но возникает вопрос: а почему В. Семенко не процитировал что-нибудь из проповедей этого святителя по поводу покаяния за убийство сербского короля Александра Обреновича? Убийство произошло 29 мая (11 июня) 1903 года. Был совершен заговор, вследствие которого на смену династии Обреновичей пришла династия Карагеоргиевичей. Вместе с королем были убиты его жена Драга, два её брата: Николай и Никодим (одного из которых Драга хотела сделать наследником престола), премьер-министр Маркович, военный министр Милован Павлович и некоторые верные королю офицеры.

Вот что писал по этому поводу русский журналист В.Н. Теплов:

«Сербы покрыли себя не только позором цареубийства (что уже само по себе не допускает двух мнений!), но и своим поистине зверским образом действий по отношению к трупам убитой ими Королевской Четы. После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями: они поразили Короля шестью выстрелами из револьвера и 40 ударами сабли, а Королеву 63 ударами сабли и двумя револьверными пулями. Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щёки, руки тоже порезаны, особенно велики разрезы между пальцев, — вероятно, Королева схватилась руками за саблю, когда её убивали, что, по-видимому, опровергает мнение докторов, что она была убита сразу. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтеками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны. Когда убийцы натешились вдоволь над беззащитными трупами, они выбросили их через окно в дворцовый сад, причём труп Драги был совершенно обнажён».

Напомню, что это случилось в православной Сербии, в отличие от Советской России, которая почти уже перестала быть православной (по крайней мере на государственном уровне), где были убиты члены Царской фамилии. Однако никаких проповедей у того же святителя Николая Сербского о необходимости покаяния сербского народа за это преступление мне лично неизвестно. Хотя он сам был современником этого преступления (на момент убийства короля ему было 23 года). Неизвестно мне также о подобных призывах со стороны других сербских святых того и последующего времени.

Призыв св. Гермогена к покаянию за беззаконное восстание на законного Государя, обращенный  к непосредственным участникам этого восстания, или, по крайней мере, к современникам и прямым свидетелям, имел целью объединение русского народа в борьбе со смутой и интервенцией. Никакого подобного смысла в требовании покаяния за убийство короля Александра Обреновича не было, и потому святитель Николай (Велимирович) не призывал к такому покаянию. В. Семенко (и многие его единомышленники) требует покаяния от нас, не имеющим никакого отношения к свержению и убийству царя Николая Второго. Либо это сознательное политическое лукавство, либо это религиозное заблуждение.


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Ершов 15.12.2022 в 22:35:13

Призывая народ к покаянию во грехах некоторых преступников и отступников начала 20-го века, нужно бы сначала покаяться во своих грехах тем псевдопатриотам, которые сеют смуту на своих псевдомонархических конференциях и прочих сборищах. К сожалению, эти люди, похоже, не способны признать свои, мягко говоря, заблуждения. А известный публицист В. Семенко зря тут сетует на справедливую критику. Успеет ли он сам покаяться?

Владимир Иной 15.12.2022 в 20:49:47

Киприан 14.12.2022 в 05:10:19 

***Если бы "покаяние" понималось как "метанойя", т.е. "перемена в мыслях", как изменение умонастроения народа, делающее в настоящем и будущем невозможным совершенное в начале XX века, то все было бы правильно и полезно.***
Хорошо, пусть будет хотя бы так и это тоже что-то значит. Т.е. поставить себя мысленно в то время и сказать: "вот так бы я не поступил (не предал бы Царя, не участвовал бы в революции и т.п.)". Мне думается, это почти совпадает с тем смыслом покаяния, о котором говорит В.Семенко, т.е. это тоже как бы покаяние. Ну может в чем-то В.Семенко в идеях (идеологической базе сего покаяния) ошибается, все мы в чем-то ошибаемся, но главная идея покаяния вроде бы верная.

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 20:00:08

Кстати, редакция патриархийного сайта в этом тексте допустила ошибку "...покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовом и Гермогеном после окончания Смутного времени — ред.) На самом деле Смута длилась до 1613 года. А поляки были изгнаны из Москвы в 1612 году. Но не суть. Важно то, что сказал патриарх Алексий - это не было покаянием за грехи предков.

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 19:47:23

И еще. Тут мне интересный текст прислали с сайта патриархии - Предстоятель Русской Церкви осудил т.н. «чин всенародного покаяния» - http://www.patriarchia.ru/db/text/342820.html
Ну, то, что вы, господин В. Семенко поддерживаете этот самый чин, я вовсе не утверждаю. Тут важно другое: "Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовом и Гермогеном после окончания Смутного времени — ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах".
Это — прямое отвержение того "покаяния", к которому призываете вы, и подобные вам, с чином или без чина, неважно.
От редакции: Выступая 24 декабря 2007 года на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к вопросам духовной жизни.
Святейший Патриарх Алексий осудил т.н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил, что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях, совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучат призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность.
«Мы не можем согласиться с текстом "мытищинского чина", — сказал Святейший Патриарх Алексий, — т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться "за недостаточность" прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».
«Со всей ответственностью заявляю, что этот "покаянный акт" недопустим и душевреден, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому».
Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовом и Гермогеном после окончания Смутного времени — ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах.
Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

В.Семенко 14.12.2022 в 19:41:06

И причем здесь экуменизм? Приведенные вами решения Церкви принимались в условиях советской несвободы, а то, что я привел - уже в наше время, при патр. Алексии, когда идеологического гнета со стороны государства уже не было.
От редакции: Церковь в любое время является свободной. В СССР РПЦ была более свободной, чем РПЦЗ в США. За РПЦЗ, канонизировавшей в 1981 году царя Николая II, внимательно присматривало и непосредственно курировало ЦРУ и промасоненная русская (белогвардейская) эмиграция.

Тимур Далетшин 14.12.2022 в 19:37:06

В.Семенко 14.12.2022 в 19:18:22
***Кто такой Южаков? Это который в т.н. АПЦ что ли? Ну да, хороший человек. Но раскольник, увы. Не помню, чтобы я его как-то "защищал" и тем более отстаивал его "правоту" раскола. Там наверняка был контекст. Ссылку, плиз.***
Это было при обсуждении моей статьи - https://blagogon.ru/digest/880/ Я предъявил, что в "Совете православной патриотической общественности" состоит раскольник, "епископ" Южаков. Если бы совет этот назывался просто "патриотическим", я бы слова не сказал, кто бы там не состоял, лишь бы не явные сатанисты. Но он называется "православно-патриотической". Вы ответили (В.Семенко 14.02.2019 в 00:44:23), что Роман (Южаков) порядочный человек и все такое. Да хоть золотой! Вы состоите в одном обществе с заведомым раскольником, и вас не смущает, что совет называется "православным".

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 19:25:58

"Мы снова свидетельствуем, что грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян".
Мне вот жутко интересно, а что этот самый Синода в то время постановил по поводу свержения и убиения других русских императоров: Петра 3-го, Павла 1-го? И самое интересное - Иоанна 6-го, свергнутого Елизаветой, прямым предком Николая 2-го, и убиенного в крепости по приказу Екатерины 2-го, тоже прямого предка Николая 2-го. Если бы не свержение этого законного Государя, та ветвь Романовых, к которой принадлежал Николая 2-й, вообще бы не оказалась у трона. Это как? Что-то я не припомню заявлений Синода по этому поводу. На всякий случай сообщаю, что нисколько не хулю память святого страстотерпца Николая 2-го. Я просто констатирую избирательность. Там мы требуем покаяния, а там не требуем. Очень интересно!

В.Семенко 14.12.2022 в 19:18:22

Кто такой Южаков? Это который в т.н. АПЦ что ли? Ну да, хороший человек. Но раскольник, увы. Не помню, чтобы я его как-то "защищал" и тем более отстаивал его "правоту" раскола. Там наверняка был контекст. Ссылку, плиз. Ну а насчет остального см. приведенное мной послание Синода.
От редакции: Паки о решениях Синода. 18 июля 1961 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, одобрил позицию Священного Синода относительно вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ. И, наконец, 20 ноября 1961 года на третьей ассамблее ВСЦ в Нью-Дели состоялось торжественное вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ.

В.Семенко 14.12.2022 в 18:53:30

«Убийство Царской семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно оно будет единством не по форме, а по духу… Мы снова свидетельствуем, что грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян… Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием». Послание Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.
От редакции: 18 июля 1961 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, одобрил позицию Священного Синода относительно вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ. И, наконец, 20 ноября 1961 года на третьей ассамблее ВСЦ в Нью-Дели состоялось торжественное вступление Русской Православной Церкви в ВСЦ.
Владимир Петрович, Вы за экуменизм?

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 18:45:10

А я вот, г-н Семенко, не предполагаю, а утверждаю, что вы - явный враг Церкви. Припоминаю, как вы яростно защищали раскольника Южакова, епископа (Апостольской, что ли) "Церкви". И текст "Обращения", опубликованный на вашем сайте - антицерковный, и даже антихристианский.

В.Семенко 14.12.2022 в 18:24:31

А я вот, уважаемый автор, ПРЕДПОЛАГАЮ, что вы по своим убеждениям ничем не лучше наших церковных (точнее, антицерковных) либералов и во всяком случае по факту явно им подыгрываете. Обращение было принято голосованием всей конференцией. Стало быть, все участники несут ответственность за содержание текста. А причину, по которой не указан автор проекта, я вроде бы ясно обозначил. И нечего разговаривать со мной в интонации прокурора. Я не под судом у вас.

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 18:19:23

Обратился с просьбой к редакции, чтобы убрали это мое предположение, раз оно, как выясняется. ошибочно. Суть от этого не меняется.

Тимур Давлетшин 14.12.2022 в 18:11:59

В. Семенко:
"В действительности я к этому тексту (к его написанию) вообще никакого отношения не имею... Поздравляю вас, г-н соврамши!".
Нет, уважаемый г-н Семенко, ничего я вам не приписывал, поелику написал "скорее всего", т.е. это мое предположение, не более. Но разве в этом суть. Вы опубликовали сие обращение, не указав автора, стало быть вы с ним солидарны.

В.Семенко 14.12.2022 в 17:49:40

Позиция редакции сайта БО просто умиляет. Когда ее что-то устраивает, то меня упрашивают дать сюда статью. Когда нет, начинают кампанию травли, основанной на полном примитиве. В данном случае необходимо остановиться на явной лжи. Автор приписывает мне авторство обращения 2017 года. В действительности я к этому тексту (к его написанию) вообще никакого отношения не имею. Там сказано: "Принято на конференции по обсуждению проекта нового Катехизиса РПЦ, предложенного Синодальной Богословской комиссией. Москва, 8 октября 2017 г."
Автор изначального проекта - человек в высоком духовном сане, прекрасно известный редакции. С учетом нынешних реалий решено было его не светить. Принято на конференции было с подачи В.В. Бойко-Великого. Поздравляю вас, г-н соврамши! Вы, уважаемый автор, просто позорите свой высокий сан такими инсинуациями. А редакции следовало бы обратиться за разъяснениями, прежде чем начинать охоту на ведьм, по факту подыгрывая либералам.

Киприан 14.12.2022 в 05:10:19

Если бы "покаяние" понималось как "метанойя", т.е. "перемена в мыслях", как изменение умонастроения народа, делающее в настоящем и будущем невозможным совершенное в начале XX века, то все было бы правильно и полезно. Но вместо этого Семенко предлагает какие-то свои и единомышленников религиозно-историко-политические фантазии, не имеющие общего с православным вероучением.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс