Богородица

Актуальные статьи

Очень маленькая вера.
Почему второго Крещения Руси нет и не будет

8.04.2011


«Пусть все чураются меня, как прокаженного, гниющего во плоти. Да лишусь я свободы движений, как калека без рук и ног. Лиши меня разума, как человека с опухолью в голове. Тело мое покрой язвами, подари мне жизнь постыдную. Пусть никто не молится обо мне, и только Господь по доброте своей сжалится надо мной».

Это молитва гордыни. Ее произносит главный герой фильма «Жажда», молодой священник, которому надоело изо дня в день врачевать человеческие души в хосписе, и он сбегает в лабораторию по изучению смертельной болезни, чтобы спасти сразу все человечество. Вирус мутирует в его организме и делает вчерашнего пастыря вампиром. С каждым днем он все дальше от Христа и все ближе к погибели. Этот фильм, несмотря на все примочки дешевого хоррора, глубоко христианский по смыслу. И в сущности, он о том, что сейчас происходит с Русской православной церковью.

 

Кто такая Волочкова?

 

Социологи, эксперты, да и сами священнослужители отмечают в последнее время повсеместный рост антиклерикальных настроений. Такое ощущение, будто какая-то невидимая сила наклонила социальную плоскость: симпатизирующие церкви люди скатываются к равнодушию, равнодушные — к ненависти, а ненавидящие — к радикализму.

С момента интронизации патриарха Кирилла основной тезис его выступлений — Русская православная церковь прошла этап строительства и восстановления, теперь наступает период всеобщего воцерковления, второго Крещения Руси. Звучит красиво. Вот только реальность эти ожидания жестоко обламывает: с каждым годом у патриархии все меньше взаимопонимания не только с обществом, но даже с собственным духовенством.

В процессе подготовки этого репортажа мы побывали в семи городах страны, и почти везде наши встречи со священнослужителями и активными мирянами принимали вид тайных диссидентских посиделок на кухнях-трапезных. Речь не о какой-то внутрицерковной оппозиции — мы общались с людьми вполне системными, большинство из них на выборах патриарха поддерживало Кирилла. Сегодня они исполнены в лучшем случае фатализма, в худшем — тревожного пессимизма. И еще: эти люди абсолютно уверены, что конфиденциальная беседа с журналистом — единственный способ донести до высшего руководства правду, не попав под репрессии.

Одна из бесед началась так:

— А вы не знаете случайно, кто такая Волочкова?

— Ну, есть такая… медиабалерина.

— Говорят, она недавно по телевизору сказала, что Русская православная церковь — это лицемерная и коррумпированная организация.

— Возможно. А что?

— А то, что я с ней абсолютно согласен. Еще немного — и спастись в миру будет проще, чем в монастыре. Монахи искушаются самодурством архиереев, архиереи — своей неограниченной властью, священники — необходимостью выстраивать слишком неформальные отношения с бизнесом и чиновниками. Все это было и раньше, но тогда у церкви были тактические задачи: надо было строиться, восстанавливаться — и можно было пойти на временные компромиссы. Теперь же мы хотим воцерковлять Россию, а такие дела делаются только по логике сердца и без всяких компромиссов. Теперь церкви нужны не исполнители, а настоящие духовные авторитеты — такие, какими были отец Иоанн Кронштадтский или святитель Николай Сербский. А где их взять при таком внутрицерковном устройстве?

— Когда пришел новый патриарх, нам казалось: вот сейчас что-то изменится, у церкви откроется второе дыхание, — продолжают мысль в монастырской трапезной на другом конце страны. — Но прошло два года, и большинство надежд развеялось. Образ действий святейшего стал более-менее понятен. У него сильный крен в великие дела, в этом смысле он похож на Путина: вот Мюнхенскую речь произнести — это да, а грамотно реформировать лесную отрасль — дело десятое. И логика дальнейших действий святейшего становится вполне предсказуемой: если невозможно прославить себя по совокупности малых заслуг, значит, придется постоянно повышать планку амбиций по спасению отечества и человечества — продавливать введение армейских священников, собирать Всеправославный собор, встречаться с папой римским. А что в это время происходит в сердцах человеческих, уже неважно. Кстати, с капелланами очень характерная история вышла. Вот продавили в Минобороны этот институт — и что? Служить за одну зарплату в армии никто не хочет, сейчас эта затея с треском провалится, и это будет первый очень серьезный звоночек.

— Мы заигрались в медиаигры, в «православный реванш», в спасение России, — это уже мирянин, очень уважаемый в одной из южных епархий. — Даже термин такой появился — «медиастарчество». Громкие заявления, шашни с рокерами и байкерами, конечно, могут кого-то очаровать, но это будут незрелые плоды, долго такие люди в церкви не задержатся. Реальное миссионерство — это не карусель, которую можно включить, а самому рядом постоять. Это прежде всего духовный труд над собой. Слова назидают, а примеры влекут. Я вообще не знаю, как вы будете писать обо всем этом: то, что мы хотим донести до патриархии, — это абсолютно банальные евангельские истины, а кто про них будет читать?

— Мне сегодняшнее положение церкви напоминает СССР 80-х годов, — подхватывает его духовник. — Страна изверилась, а наверху говорят о «мировой революции». Из церкви сегодня идет мощный отток верующих, которые обманулись в своих ожиданиях. В нашей семинарии количество желающих поступать уменьшилось вдвое. В монастырях раньше было по двадцать постригов в год, сегодня — единицы. Уже встает вопрос о «замораживании» некоторых обителей — в них просто некому служить. Помните, в позапрошлом году в Москве проходил крестный ход в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия? Церковь организовывала его своими силами, и пришли порядка трех тысяч человек. Это был шок, никто не ожидал, что будет так мало. Тогда на следующий год к организации мероприятия подключились власти, сбором народа занимались префектуры, и на крестный ход пришли пятьдесят тысяч. Но те, кто пришел сам, по-настоящему, были в ужасе: они словно на советскую демонстрацию 7 ноября попали. Собственно, почему наши иерархи все плотнее сближаются с властью? Их тоже можно понять: им просто не на кого больше опираться, вот и приходится хвататься за административный ресурс. Вытянуть из этого падения церковь могут лишь реальные духовные лидеры, но, чтобы они появились, нужно перестраивать систему в их пользу.

На самом деле перестройка системы в последнее время происходит, и очень активная, но пока заметна ставка лишь на бюрократические методы управления. За последний год количество всевозможных запросов, анкет и отчетов увеличилось настолько, что настоятелям церквей приходится нанимать специальных людей для бумажной работы. Дело доходит до абсурда. В некоторых епархиях от священников требуют отчеты о количестве участников крестных ходов, фотографии окрещенных и отпетых. А в церковном лексиконе появилось новое слово — «алиби».

— Посмотрите, мне тут на днях снова анкету из Москвы прислали, — секретарь одной из епархий отчаянно улыбается. — Там спрашивается: «Какова мера эффективности вашей работы по профилактике алкоголизма?» Вот что я должен тут написать? Десять бросили, тридцать спились?

В одном ряду с бумажным цунами — новый приходской устав, который свел к минимуму роль самой общины; введение при каждом храме штатных должностей социального работника, миссионера и катехизатора; а также пересмотр финансовых взаимоотношений в пользу патриархии, что уже спровоцировало бегство капитала из церковного оборота во всевозможные благотворительные фонды доверенных лиц. Одни называют эту реформу «путинизацией» церкви, другие считают, что патриарх выстраивает систему по католическому образцу. Но в чем сошлись большинство наших собеседников, так это в том, что потерь от такой «перестройки» будет больше, чем приобретений.

— Это отчаянная попытка заменить административными механизмами нехватку личностей, — считает один из них, на этот раз из Сибири. — Да, у католиков схема управления гораздо более жесткая, чем у православных, но там эта жесткость мотивирована финансово, там очень многие священники фактически превратились в чиновников, которым платят и с которых требуют. Хорошо это или плохо — большой вопрос, но католики хотя бы могут достаточно долго продержаться на такой бюрократической волне: Ватикан очень богат. А Русская православная церковь, что бы о ней ни говорили, бедна. И поэтому она жива ровно до тех пор, пока в ней есть духовно сильные наставники и искренне верующие миряне. Таких людей до сих пор еще много, но новая система выстраивается против них. Эти попытки все заформализовать и закаруселить стремительно остужают духовенство, многие постепенно становятся функционерами. А к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители, и в конце концов наша церковь деградирует не только духовно, но и экономически. Еще какое-то время она может продержаться как «министерство нравственности» при «Единой России», но в конце концов и ей перестанет быть нужна.

— И какой вы видите из этого выход?

— Нас спасет кризис. Я очень надеюсь, что Господь пошлет стране какое-нибудь серьезное испытание. Думаю, что в XXI веке его долго ждать не придется.

 

Функциональное христианство

 

В Московской патриархии атмосфера настолько противоположная, что в какой-то момент возникает иллюзия, что в России не одна, а две церкви. Тут царит оптимизм. Заряд бодрости в кабинетах такой мощный, что его излучают даже журналисты из «церковного пула». Здесь говорят: да, патриарх строит «вертикаль», и правильно делает, потому что многие епархии превратились в болото. В 90-е годы из-за кадрового голода было рукоположено много людей случайных, с тех пор они сделали карьеру, а теперь их загоняют в семинарии, понуждают повышать свой образовательный уровень — вот они и гундят. И ничего церковь с властью не сращивается, а даже наоборот — на харизматичного и энергичного патриарха уже косо смотрят в Кремле.

— А что касается антиклерикальных настроений, то их генерирует в основном узкая прослойка либеральной интеллигенции, которая у нас всегда была далека от простых людей, — говорит «медиастарец» Всеволод Чаплин. — Этим людям всегда очень нравились полуразрушенные храмы — именно потому, что они полуразрушенные. Они могут любить церковь лишь как маленького беззащитного котенка, которого можно погладить и пожалеть. Теперь же, когда церковь выросла и окрепла, эти люди никак не могут смириться, что мы открыты для всех, а не только для их единомышленников.

Если бы я сначала пришел в патриархию, а потом поехал по регионам, то поверил бы отцу Всеволоду на все сто. Но я же точно помню, что общался вовсе не с либеральной интеллигенцией. От этого парадокса атмосфера в патриархии все больше начинает напоминать кабинеты госменеджеров, которые точно знают, как модернизировать страну, и не чувствуют особой нужды советоваться на этот счет с самими модернизируемыми.

— Если ты реально активен, если ты понимаешь, что ты делаешь в своем приходе, то написать отчет несложно. Даже сфотографировать крещаемого — это не такой уж и великий труд.

Игумен Савва (Тутунов) — руководитель той самой контрольно-аналитической службы, которую на местах сначала иронично, а теперь уже и с раздражением называют «инквизицией». Ему всего 32 года, он окончил университет Orsay-Paris XI по специальности «высшая математика», десять лет назад пострижен в монахи, служил во Франции, при новом патриархе сделал стремительную карьеру. Про «серого кардинала РПЦ» за глаза даже в самой патриархии говорят, что это выставочный экземпляр новой генерации церковных функционеров: продвинутый технократ, лично преданный патриарху, гиперактивный, хорошо разбирающийся в методах управления. Некоторые добавляют: «Но плохо знает страну».

— Мы мониторим ситуацию в епархиях фактически в ежедневном режиме, — опровергает это мнение игумен Савва. — СМИ, отчеты с мест, интернет, регулярные звонки по телефону. Наша задача — выявлять сильные и слабые стороны управления, смотреть, как выполняются решения Синода, а если не выполняются, то почему. Каждый сотрудник нашей службы имеет географическую привязку по федеральному округу. Десять-пятнадцать командировок в год на человека — это уже норма. Такие поездки выполняют роль некоего перекрестного информационного опыления: мы рассказываем на местах, что видели в других епархиях, даем повод задуматься и что-то взять на вооружение.

— Ох… — стонут по этому поводу сами опыляемые в одной из епархий. — Приезжала к нам тут недавно такая комиссия, самому старшему 33 года. Люди с психологией опричников, абсолютно не представляющие себе реальной приходской жизни, но с удовольствием демонстрирующие свою власть. Из представителей епархии никого до конца не дослушали, а когда давали священникам практические советы, наши люди еле смех сдерживали.

— Отец Савва, а как вы думаете, возможно ли управлять не только административными, но и духовными процессами?

— Ожидать, что у нас каждый священник будет харизматичным лидером, похожим на апостола Павла, к сожалению, не приходится. А раз так, административные меры — это вполне нормальные инструменты управления, — отвечает игумен, и я начинаю понимать его логику и правду: если не хватает апостолов, приходится тиражировать администраторов.

— Но есть же, например, афонские традиции наставничества, когда юных послушников направляют к духовно зрелым отцам, рядом с которыми они укрепляются до тех пор, пока не будут готовы создать собственный очаг веры. У нас же часто вчерашнего семинариста забрасывают в какую-нибудь безнадежную глубинку, где он перегорает за полгода.

— Мы уже начинаем внедрять практику наставничества: все молодые священники в Москве давно проходят службу в храме Христа Спасителя, — отвечает игумен Савва, и я понимаю, что он меня просто не понял.

— Скажите, а какими вы видите свои задачи на самую дальнюю перспективу?

Этот дежурный вопрос почему-то ставит игумена Савву в тупик. Он долго думает, растерянно улыбается, ищет что-то в интернете и наконец признается, что о «самой дальней перспективе» пока не задумывался.

— То есть я мог бы, конечно, сказать что-то про спасение душ человеческих, а так…

Собственно, я и хотел сейчас услышать какую-нибудь «евангельскую банальщину, о которой никто не будет читать». Про спасение души, про ловцов человеков, про горчичное зерно. Только чтобы это было сказано всерьез, тихим голосом и с горящими глазами. Но я снова этого не услышал и теперь почти не сомневаюсь, что РПЦ — это все-таки не одна церковь, а две. И живут они в параллельных мирах, на самых разных уровнях, от рядового священства до высших иерархов. Первая — это собственно христианство, живое и настоящее, вторая — христианство функциональное, бодрое и мертвое. Функционал-христиане не похожи на тех, кто растворен в теле Христовом. Скорее они смотрят на него как хирург на пациента под наркозом. «Как нам обустроить церковь?» — такой вопрос в принципе не может задать христианин живой и настоящий. Он сформулирует его иначе: «Как моя вера обустроит меня самого?»

Сбивчивый ответ игумена Саввы очень характерен. Сегодня даже к собственной вере все больше людей относится как к некоему «проекту», и это мировая тенденция. На смену универсальной христианской личности приходят тактики, для которых церковь — инструмент. Одни хотят ее модернизировать, другие — архаизировать, третьи — социализировать, но по сути это все тот же побег из хосписа в лабораторию по спасению человечества. Вирус десакрализации стремительно пожирает православие в России, делает его обыкновенной «социальной сетью», некоей формой организации в меру осмысленных или бессмысленных слов и действий. Такие «Единоверцы.ру». В контакте. Кстати, это почти буквальный перевод слова «религия». Только когда-то имелся в виду контакт с Богом, а теперь — друг с другом.

 

Публикуется в сокращенном варианте.



Русский Репортер


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

марина 03.11.2013 в 15:20:11

Даже страшно оттого, что столичный журналист, в общем, обласканный "глянцем", транслирует настроения, которые терзают меня и которые я приписывала своему алармистскому сознанию. Получается, я не заблуждаюсь и не преувеличиваю, и что многие люди в разных епархиях ощущают происходящее в РПЦ так же, как я. Согласна при этом и с о. Андреем, свидетельствующим, что в Церкви еще можно спасаться (благо отдельные редкие пастыри в Ней все же еще встречаются). Мы, прихожане, тоже не с крыльями за спиной, тем острее нуждаемся в духовном наставничестве, а не в "мероприятиях" . Не чересчур ли много на священников навесили попечений, не имеющих отношения к их служению?

Марина 24.04.2012 в 19:20:32

У меня иногда возникает чувство стыда перед своими неверующими коллегами и родными. Например, 22 апреля по телевизору передают новости с молебна у Храма Христа Спасителя и тут же сообщают, что В.Чаплин устроил автопробег в защиту Патриарха с байкерами и ещё с кем то там. Поэтому надо мной смеются и крутят у виска - все вы верующие чокнутые, только прикидываетесь благочестивыми, и пастыри ваши ничем не отличаются от скандальных звезд телевидения. Они имеют полное право так говорить, ведь о православных судят по их пастырям. Заигрывание с байкерами, рокерами, артхудожниками и прочими до добра не доведут. Сейчас, что то страшное и зловещее чувствуется в Церкви, но это отвращающее душу мы видим там наверху.
В нашем храме в небольшом провинциальном городке словно на Небесах, чувствуется, что Христос рядом, с нами и нашими замечательными батюшками. Вот она истинная Апостольская Церковь! Вдали от больших денег и столичного шума. И хочется в ноги поклонится этим батюшкам, которые тихо и незаметно живут, крестят, отпевают, исповедают и причащают, несут непосильные нагрузки и недостаток в своих семьях. И когда я целую им руку, в душе благодарю милостивого ГОСПОДА за таких пастырей!

Михаил Ершов 01.02.2012 в 21:45:08

По множеству комментариев неравнодушных христиан и самому содержанию этих комментариев, наверное, все признают необходимость серьёзного разговора и обсуждения происходящего в нашей Церкви. После встреч и бесед с некоторыми живыми православными христианами, во многом согласившись с ними, молодой автор этой статьи пишет о том, что и нас всех волнует. Во многом я согласен с Сергием и, конечно же, с о. Андреем, но не могу согласиться с тем, что мы должны заниматься только исполнением Господних заповедей и не обращать внимания на внешнее и в первую очередь на теперь открыто озвученные установки по реформированию и обновлению нашей Церкви. В этой связи мне хочется и редакции БО указать на то, что уважаемые мною трудники слишком оберегают нашего святейшего патриарха от критики. Но всем теперь очевидно, что рьяные исполнители в окружении патриарха и многие архиереи на местах нацелены на разрушительные реформы. Стараясь охватить всех и "переформатировать" их в нужном известным силам направлении, наше священноначалие под руководством св. патриарха Кирилла ведёт нас, к сожалению, по широкой дороге со всеми прочими человеками... Это очень мягко сказано. Надеюсь, что редакция в этот раз не будет меня купировать. Многим хотелось бы ничего не знать и заниматься только собой (но это удел совершенных, от которых требуется только молитва за весь мир), но нельзя молчать, когда открыто разрушают нашу Православную Церковь. Это касается всех православных христиан и прежде всего наших архипастырей! Помоги нам, Господи, дай нам силы и разум творить волю Твою и жить по заповедям Твоим!

Сергей 23.09.2011 в 20:48:35

Владимиру.
Относительно ситуаций на приходах Вы правы, приход очень легко превращается в секту. Но это ведь также нравственный вопрос. Проблема Русской Церкви - это, на самом деле, проблема Русского народа, из которого эта Церковь состоит. Эта проблема очевидна для очень многих инородцев - как Европейцев, так и Азиатов - ОТСУТСТВИЕ В РФ НРАВСТВЕННОГО УСТАВА. Европейцы грешны, мы это знаем, но нравственный устав у них есть, хотя и сильно усеченный. У Азиатов он тоже есть. В Древней Руси он также был, был нравственный устав и в Московской Руси. В Петровской России его запихнули подальше в кладовые истории, считая более необходимыми уставы военные и крепостные. В СССР БЫЛ искаженный и атеизированный нравственный устав; и именно поэтому мы вспоминаем то время с добрыми чувствами: устав все-таки был. Современная РФ не имеет его, отличаясь этим от подавляющего большинства современных стран и племен.

Владимир 20.09.2011 в 08:41:55

А проблема-то с миссионерством существует... В нынешней обстановке, когда в приходах повсюду образовались плотные, замкнутые общины, этакие "междусобойчики", где правят злосвятные кумушки, облепившие настоятеля, где со светским пространством контактирует жёсткая группка полуинтеллигентненьких дельцов, где, в сущности, сформировалась каста "своих" - туда новые не могут прийти. Такая там обстановка, что они - чужие, "неполноценные", "нон-грата". Так что в рамках регламента обычной повседневной жизни храмов туда "невоцеркковлённые" только и могут что войти, постоять, побыть минуты наедине со Господом (в своём понимании) и тихо уйти, благоговейно унеся драгоценное, что получено скорее вопреки приходу, чем благодаря нему. Как при этом привлечь новый, да ещё и молодой, горячий, слава Богу, народ? Только и остаётся что вписаться скрепя сердце в их дела и интересы, увы, пропоганненные (во многом ввиду нашей же прежней мёртвенности). И, на деле, без фальши соучаствуя, своим положительным примером и особыми качествами склонить их к Православию. Ныне миссионер должен быть как мощный разведчик в тылу, Штирлиц. И при этом - "мачо", "православец". Тогда авторитет, влияние и лидерство - за ним. Иначе он будет распознаваемым чужаком, объектом подозрений и насмешек. А в церковной прессе, не осознавая всего этого, поливают грязью тех, кто рискнёт на подобные шаги. Верно, конечно, что для успеха в таких делах требуются недюжинные качества. И целой команды. А где взять таких? Получается, что духовные учебные заведения должны готовить не просто священников, а настоящих бойцов, витязей, солдат Господних, сильных в миру. А что на деле? каков царит дух? Пожалуй, лишь военно-патриотические стихийные клубы хоть как-то отвечают этой проблеме. Каковы же перспективы?..

Владимир 20.09.2011 в 00:05:53

Снова о кадрах. Многие из нынешних начинаний церкви очень хороши и были бы куда как полезны. Только как они вершатся, кем? Жуть охватывает от некомпетентности, формализма, карьеризма и иных цветочков в этом губительном букете. Это и на уровне епархиальных отделов, и на уровне приходов. И лучшие, доверчивые миряне, глядя на это, с печалью и пессимизмом отходят, а иные, продолжая соучаствовать, лишь самодовольствуют о своей "хорошести". В результате - наводнение от ИБД, пустопорожних, показушных дел, и болтовия толка, сходного с концом сов. периода. Такие задачи декларативно взяла на себя церковь! Но этими силами их не только не решить, но, скорее, ещё более провалить. И священникам, как и властям или коммерсантам не по плечу в массовом масштабе на достойном уровне вершить то, за что они берутся. Как следует могут делать лишь немногие. -И независимо от того, под какой "крышей". Людей, кадров, адекватных замахам, не хватает, а без этого всё грозит перейти в губительную каррикатуру. Последний оплот человека - церковь не должна попасть в это разрушительное поле. Иначе уже - полное бессилие людей и безраздельное господство либеральшины. Для России это - гибель.

Сергей 19.09.2011 в 20:41:40

Мы никак не поймём, что нужна нравственная мобилизация Православных, простое "хорошо вместо плохо". И молитвы нужны, и храмостроительство, и монастыри, и духовное делание, но: первую ступеньку не перепрыгнешь, невозможно. А мы прыгаем, а потому садимся всякий раз в лужу. Православные люди заняты борьбой (не трудом, а именно борьбой) за хлеб насущный, наплевали (прошу прощения, иначе не скажешь) на мораль, за что Бог и попускает нам экуменистов, формалистов, русификаторов и прочих. А мы всё своё: "Пришёл злой барин, нужен добрый барин"... Откуда взяться добрым, если мы сами - злые? Что мiр народил - тем Бог и наградил.

Владимир 19.09.2011 в 12:41:49

Ох, не приведут к доброму все эти бодренькие нововведения и болтовня про всё и обо всём - на всех уровнях церковной и околоцерковной жизни... Здесь нужны знание, аскетизм, ответственность. А так - господствует формализм, профанация, ловко кем надо перемешанные с подрывными компонентами. Кадровый голод? Тогда остановитесь и не берите преждевременных задач не по плечу. Скромнее! На самом деле в народе Православие разбудило много сил. Но так их не соберёшь, а лишь вызовешь отрыжку и пессимизм. И сгублены будут души лучших. Вот что страшно в последствиях раздутой горячки. От администрирования же никуда не денешься, но и оно раздуто по причине заражённости мирским - "проектами" да карьерными устремлениями. Главного в работе с людьми - любви и терпения - не привьёшь. А такая обстановка совсем задушит слабые благодатные ростки. А без них от церкви отпадут многие, сильные, зоркие. И с кем останется Церковь, и каково будущее тогда у неё? И у нашего государства? Ох и верен же принцип отдельности Церкви от государства! Отступление, заражение Церкви государственничеством - это как раз то, что и последствие чего местные священники со скорбью и отмечают. Полегче! Церковь - это не штурмовое подразделение!

Сергей 15.07.2011 в 18:02:29

Церковь не умирает, умираем мы - тогда, когда заменяем христианскую нравственность различными "духовными" проектами. Надо отбросить сам принцип "Православие + (образованность, искусство, наука, частое причащение и.т.д.)", на труд смотреть как на исполнение четвертой Заповеди, не мудрить, не пытаться зацепиться за что-то. Православная вера, Христианская нравственность, Св. Таинства. Прочее - в сторону.

Валерий Ловицкий 18.06.2011 в 01:18:22

Наша Поместная Церковь умирает!!! Рождается "церковь" где всё - ПСЕВДО! Причём, чем пышнее внешне, тем скуднее внутри! <...> Жаль до слёз что всё ТАК произошло - видимо таков СУД БОЖИЙ!!! Слава ГОСПОДУ нашему ИИСУСУ ХРИСТУ!!!

Матфей 09.06.2011 в 13:11:56

Автор сам молод. И это и плохо и хорошо одновременно. А что мы хотим? Встряхивать подушки надо? Надо. То, что при этом перья летят и теряются - ничего неожиданного нет. Духовному по разнарядке не научишь, по вертикали не спустишь, так теперь ничего вообще не делать? Старики ездить тоже не будут. Игумен в 32 года - это безусловно прикол и как-то не очень выглядит. Надо какие-то важные должности заводить, но без "духовных" названий.

аня 26.05.2011 в 18:02:07

понравилось, но не очень

Юрий 09.05.2011 в 11:40:34

провал объединения с зарубежной Церковью, провал "объединения" с Украиной, зато католический банк Ватикана....

Сергей 01.05.2011 в 15:10:34

Христос Воскресе! А слушаемся мы пастырей в том, чему они нас учат? Святейший Патриарх говорит очень мудрые, простые и ясные проповеди - кому? Воздуху? Вот если бы - подумалось как-то - вся многомиллионная паства исполнила то, что Патриарх сказал на проповеди, то не Рай, конечно же, но порядок на Русской земле установился бы. Мы всё ищем чего-то экстравагантного, высокого, а нужно сначала на первую ступеньку крепко стать - Заповеди базовые соблюсти: не лгать, зла не делать, быть порядочными людьми.... Всё это и язычники могут соблюдать, и очень часто соблюдают. А мы ищем технологии, "дела". А делами на Небо не взойдёшь, спасение не купишь. Заповеди нужны, жить по ним, а не по житейским мудрованиям.

Владимир Владимирович 17.04.2011 в 15:23:42

Прочитавши материал сей могу подтвердить, что все в нем правда. И сегодня для меня, но и не только для меня, актуален вопрос: где же истинный архиерей, без которого нет Церкви? Где духовенство, а не математики и прочие чиновники в хорошо отглаженных рясах? Подскажите, куда бежать от "социальных концепций?" Где есть спасения души, но не плоти?

Россиянин 13.04.2011 в 15:43:17

Укрепление соборности (а, может, даже ее восстановление!) возможно лишь там, где души и сердца обращены к Господу Иисусу Христу, а не к корыстной выгоде. Люди, служащие мамонне, не могут стать соборными, ибо живут лишь для себя. Они говорят одно, думают другое, а делают третье. И все для своей личной выгоды. Посмотрите на наших "церковных" обновленцев и маргиналов, прикрывающихся миссионерством.

Сергей 13.04.2011 в 12:41:06

Андрею.
Социалка - жизнь общества, именно в котором и должны соблюдаться Заповеди. Никогда не было идеально, и ереси всегда были и много чего. Господь говорит: "По плодам их узнаете их". Какие наши плоды? Скажут: строительство храмов, семинарии, литература православная... - всё материальное! "Выработка стали и угля". Широкие массы народа должны жить нравственно, Божии люди живущие по-Божески - вот каких плодов ждёт от нас Господь. У Сербов тоже долгое время не было храмов, но они сохранили человеческое достоинство - нравственность, совесть, чувство стыда. А нас сломало крепостное право. В этом всё дело, а остальное - внешнее, второстепенные соблазны, которые всегда были и будут. Помните, что преп. Нестор Летописец писал о своём времени? "В храмах пусто, а в домах игрища и скоморохи". Так-то вот. Но в 1111-ом году кочевников победили, с молитвою на бой шли.

Андрей 13.04.2011 в 10:26:13

Цитата: "Состояние священства определяется плачевным состоянием души народа, из которого приходят наши батюшки и архиереи."
Уважаемый о.Андрей, священство, как понимаю, определяется Служением о Господе, ибо священник – образ Христов. И поставляется священство самим же священством, ревнующем апостольскому служению. Какое было состояние души народа во времена Деяний, Вы знаете, однако примером личного благочестия, укрепляемые Духом Святым, Апостолы возводили Церковь Христову. Поэтому с этими Вашими словами могу лишь согласиться в контексте около церковных институтов, поставляющих священников, превращающих священство в профессию, а Церковь в партийно-хозяйственную организацию.

Андрей 13.04.2011 в 00:08:36

Цитата: «Всеобщее исповедание Православия? Это практически достигнуто».
В том-то и дело, что мы движемся от Православия все дальше, куда-то ближе к католикам. А то, что оные еретики, думаю Вам рассказывать не нужно. Этим, очевидно, все мы и озабочены.
Православие ведь не в обрядах (ибо униаты скрываются и за т.н. «восточным обрядом»), а в соответствии Святой Соборной Апостольской Церкви. А много ли сегодня Апостольского? Некоторые Правила «не работают», отступлений все больше, обновленчество – на лицо. В церковных лавках можно увидеть не только литературу протестантского толка – Льюиса и пр. бред, но и кощунственно расписные подносы, блюдца, кружки с образами Святых. Или новогодние елки – предмет крипто-языческого культа, по сути, оскверняющие храмы. И если даже не вдаваться в сего рода исследования, то что символизирует елка? Наряженная блестящими снаружи и пустыми внутри погремушками, через образ которой, падший мiр в праздничном хмеле преисполнен мистического ожидания лучшего года. Отговорка, якобы завлечь детишек, не состоятельна, ибо мiр всегда предложит больше. А есть и такие, которые кукольные театры в храмах устраивают. Есть те, которые на большие Праздники некоторых прихожан пригласительными билетами снабжают – так и вспомнишь притчу «о мытаре и фарисее». Ну и куда катимся?! А все эти новшества смущают народ Божий, который, как водится у нас, безропотный. Но я бы добавил, что не столько по смирению, сколько по дремучеству или робости. А меж собой шепчется, что де- скоро.., при дверях.., а иные по этой причине в раскол уходят. Профессор МДА Осипов с кафедры допускает еретические воззрения, критическая оценка которых не однократно давалась многими, в т.ч. о.Рафаилом (Карелиным). Или некого рода миссионерство.., так и вспоминается: «Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас».
Нужны еще примеры? А Вы, Сергей, тут про какую то «социалку», экономику…

Cергей 12.04.2011 в 19:47:48

Что, собственно, мы хотим? Если так поставить вопрос, то можно обозначить некоторые ориентиры. Итак, что нужно? Всеобщая Святость? Это - недостижимая утопия. Всеобщее исповедание Православия? Это практически достигнуто. Крепкое государство? Нормальная жизнь, устойчивая социалка? Если же говорить вообще о "спасении России", то это означает, скорее всего, достижение некоторого нормального нравственно-духовного, социального, политического и . т. д. уровня. Как этого достигнуть? За последние 20 лет было много чего предложено, можно перечислить лишь основные "проекты": монахи предложат внутреннее делание, приходские священники - просто покаяние, МДАиС предложит "готовить кадры", ПСТГУ - религиозно-светский синтез, монархисты - монархию, миссионеры - "миссионерские проекты", антимодернисты - хранить догматы Веры и.т.д. Словом, каждый сверчок хвалит свой шесток (прошу прощения).
Все эти вещи сами по себе хороши, но никоим образом не могут претендовать на спасение народа и страны. Возьмём простой жизненный пример: что нужно, чтобы не попасть в автокатастрофу? Ответ очевиден: уметь управлять машиной и соблюдать правила дорожного движения. А что нужно, чтобы спасти душу, чтобы не развалилось государство? Cтараться соблюдать заповеди Божии, иметь справедливые законы и стараться соблюдать их. Ничего лучшего за 7.5 тыс. лет человечество не придумало, а все попытки сделать ставку на какую-то одну добродетель или заповедь, на тип экономики, государственный строй или на харизматическую личность - при игнорировании прочего - все они приводили и приводят к катастрофе. Иначе и не может быть, ибо осуществление какого-либо человеческого проекта, не опирающегося на заповеди, мораль и законы, было бы постройкой Вавилонской башни - при любой внешней атрибутике, даже православной; к этому человечество и придёт в конце времен.
Однако, раз мы говорим о спасении России, а не о подготовке ныне живущих христиан к апокалипсису, то рецепт один: Заповеди, мораль, законы. Если же мы не можем (т.е. не хотим, на самом деле) их соблюдать (творить, делать, исполнять, хранить), то "по делом нашим приемлем, помяни нас, Господи, во Царствии Твоем", и - терпеть то, что Господь сочтёт нужным на нас послать. Собственно говоря, мы ничего не добавим к тому, что сказали нам Святые Отцы, но нужно как огня бегать желания свести всё к чему-то одному. Так, Святой подвижник-монах может, созерцая Фаворский Свет, говорить: "Мои грехи - как песок морской, пощади меня, Господи". - по-настоящему. Но если мы попытаемся подражать ему только в этом, то получится обезьянья карикатура: будем созерцать грешный мир и говорить: "Мои грехи - как песок морской", ибо их действительно - выше крыши. - и успокаиваться на этом. На первых порах надо очень реально: или краду, или не краду; или лгу, или не лгу; или прелюбодействую, или не прелюбодействую; или почитаю старших, или не почитаю; или убиваю, или не убиваю и.т.д. Святитель Тихон (Задонский) в книге "Наставление о собственных всякого христианина должностях" учит именно этому, там как раз наша "духовная волна". Нужно очень конкретно ко всему подходить, не размывая, иначе будет "дом на песке".

Мирянка 12.04.2011 в 18:58:16

Разрешите мне поделиться небольшим моим опытом знакомства с внутрицерковной жизнью.
Однажды предложила я свою помощь по уборке в храме. Меня приняли хорошо и я ходила в храм ежедневно, помогая тем женщинам в белых платочках, котоые собирают огарки с подсвечников, протирают иконы, моют полы, ну одним словом - находятся в самом низу церковной иерархии. Больше всего работы доставалось одной приезжей женщине, которую приютили при храме из милости. Именно ей я больше всего и помогала. Тем более, что женщина относилась ко мне очень по-доброму, все мне терпеливо объясняла и за любую мою помощь была благодарна. Постепенно я прониклась большим уважением к этим "белым платочкам", поддерживающим в церкви сверкающую чистоту как хорошие хозяйки в собственном доме. Поняла, что вся эта красота и порядок требуют неусыпного присмотра и неутомимого труда каждую минуту, целыми днми. А еще ведь нужно успевать отвечать на вопросы прихожан и для этого необходимо многое знать. Нужно уметь ко всякому человеку отнестись по-доброму, ответить ласково. Ведь человек приходит в храм, как в Дом Господа Нашего, а первыми встречают его там как раз они - эти "белые платочки". Ну, одним словом, я очень полюбила этих скромных, незаметных, но очень нужных церковных женщин, тем более, что убедилась в их искренней христианской вере и любви к своему храму. Наверное все дело в том, что я попала в очень хороший храм и сильно его полюбила, поэтому ходила туда на уборку, как на праздник. Не знаю, поверите ли мне, но я была готова целовать не только иконы, но даже ступени храма. И счищая скребком капли воска с мраморного пола, я чувствовала себя такой нужной и полезной, такой близкой к Господу, как никогда в жизни.
В трапезной храма готовились обеды. Мне обьяснили, что я тоже должна обедать, как все. Мне даже было неудобно, ведь я же хотела просто помогать, ничего не получая взамен. Но отказаться от приглашения было невозможно. Тем более, что хотелось побыть среди церковных людей, послушать их разговоры. При том же была возможность задавать вопросы священникам, узнавать их мнение по любому вопросу. Да и обеды были очень вкусные, совсем как домашние, несмотря на то, что постные. И вот однажды пришла я на обед попозже, а там праздновали чей-то день рожденья. Собралась совсем небольшая группа, главным образом женщин, во главе с одним пожилым священником. Я села рядом с той приезжей, с которой больше всего работала. На столе стояли бутылки со спиртным и нам с ней тоже налили водки. Я вежливо отказалась пить и заставлять меня не стали. А вот на приезжую батюшка строго прикрикнул, так что ей пришлось делать вид, что пьет. Мы с ней быстренько пообедали и хотели было уйти, но не тут-то было. Подвыпивший батюшка взял на себя командование за столом и никому не позволял не то что уйти, но даже и рта открыть без его разрешения. Всех, кто ниже его по положению, он строил так, что я вспомнила все, что слышала о дедовщине в армии. Только со мной, как с человеком независимым, он еще сохранял уважение. А вот приезжей моей досталось от батюшки столько несправедливых обид, столько унижений, что я и ушам своим верить перестала. А другие женщины слушали это и подсмеивались. Вобщем, вышли мы с ней из трапезной обе задыхаясь и она убежала. Потом уж я разыскала ее в темном углу подсобки безмолвно плачущую. Просто не знала, как же ее утешать и пообещала, что все расскажу настоятелю. Но она взмолилась, чтобы я этого не делала, сказала, что тогда будет еще хуже. И обьяснила мне - что за ситуация сложилась в этом храме. Говоря коротко: раньше этот священник был настоятелем. Потом он кажется был болен и долго отсутствовал. Тогда настоятелем назначили другого, молодого, а этот вернулся уже к нему в подчинение. И вот теперь, невидимо для глаза, создались в храме две группировки - те, кто пришел с молодым настоятелем, и те, кто работал с прежним. Вот эти-то последние и чувствуют себя униженными, все время сравнивают - как было раньше и как стало теперь. Все время теплиться этот скрытий очаг недовольства. Ну а когда они собираются в кругу своих, да за бутылкой - вот тут и прорывается наружу затаенная ревность. Но и в обычных ситуациях они постоянно держат глухую стену неприятия всех, кого считают новичками. Вымещаются прежде всего на самых нижестоящих, этим все время приходится терпеть обиды. И отсюда проистекают многие проблемы храма, которые на первый взгляд кажутся совершенно непонятными.
Вот. Я рассказала все так, как сама узнала. Не мне судить, кто там прав, а кто виноват. Но хотелось бы только спросить: а разве священноначалие, которое создало эту ситуацию, не понимало, что ситуация получается заведомо конфликтной? Неужели нельзя было найти какого-то иного решения? Или для церковной иерархии человеческая душа является загадкой? Неужели там, наверху не понимают, что среди смертных людей не может быть святых и не нужно без необходимости подвергать искушениям никого, даже священников. Неужели церковному начальству не понятно то, что понятно даже мне? Не может же такого быть, чтобы оно вообще не заботилось о состоянии души своих подчиненных. И чтобы не понимало, что мир внутри церковной общины во многом зависит от него - от начальства.

Вадим 12.04.2011 в 14:51:22

Статья замечательная. И, при всем уважении к редакции, нигде в статье так и не увидел "резких высказываний в адрес Святейшего Патриарха Кирилла". Увидел здравую критику. И, хочется напомнить, Патриарх все же не папа Римский с его мнимой "непогрешимостью". По крайней мере, пока.

Sahaliar 12.04.2011 в 09:34:36

Грустно соглашаться с Дмитрием, но приходится. И не стоит упрекать человека в том, что он, не став ещё святым, пытается рассуждать о страданиях Церкви, частью которой является. Ему больно. И мне больно.
То, что происходит в Якутской епархии - горький пример, подтверждающий, к сожалению, горькую правоту автора.
Были у нас два архиерея необыкновенных. Архиепископ Герман совершил нечто уникальное: епархия, возрождённая с нуля, точнее с единицы (на всю огромную республику был лишь один деревянный храмик), созидалась вокруг Христа. Почитайте интервью «Якутия: Божий опыт чистого православия» и другие материалы «Логоса» http://sakhalogos.ru. Епископ Зосима по-своему продолжил его дело. Можно было в чём-то с ними не соглашаться, но их личный авторитет, безупречность и подлинность жизни во Христе, очевидные даже неверующим, покрывали естественные ошибки и немощи. Владыка Герман приехал в Якутию молодым, здоровым, сильным человеком, а через 11 лет, когда его перевели на Курскую кафедру, покидал любимую Якутию измождённым и седым, хотя ещё более мощным духовно. Преосвященный Зосима за шесть лет сгорел дотла – он в 46 лет умер, но даже по смерти остался духовной опорой православных якутян, поскольку был похоронен (по собственному желанию!) в Якутске возле Преображенского кафедрального собора.
А потом пришла беда. Кому интересно, найдет в сети информацию о скандале, вскрывшем то, что, может быть, и обычно для других епархий (нам это говорят), но неприемлемо для тех, кто пришёл в Церковь не ради карьеры или обогащения. У руля оказался жёсткий администратор, поставивший во главу угла деньги любой ценой. Кадровая ошибка? Или закономерность? Хотелось бы верить в первое, потому что комиссия, очень оперативно посланная из Патриархии, произвела на людей хорошее впечатление, особенно епископ Егорьевский Марк. Нам показалось, что они, по крайней мере, СЛЫШАЛИ и понимали и священников, и прихожан.
Что будет дальше? Что делать? Не знаю. Но очевидно, что замалчивание проблем, не способствует их решению.

о. Андрей 12.04.2011 в 00:06:31

В статье «Очень маленькая вера» собран ряд критических замечаний и жалоб, касающихся, в основном, внешней стороны нашей церковной жизни, которые в той или иной степени справедливы. Невольно возникли вопросы. Достаточно ли объективно показана наша Церковь, ее состояние и результаты ее присутствия на земле? И другой: чего больше несет людям эта статья – пользы или вреда?
Постараюсь, сначала, ответить на следующие вопросы: что такое Православная Церковь, и приносит ли она вред или пользу нашему народу?
Церковь – это собрание православно верующих в Бога людей. Вера православная заключается во всецелом принятии учения о Боге, мiре и человеке, открытого людям Самим Богом, и в исполнении Его заповедей. Церковь основана Богом, Им даны ей все установления и таинства, в которых верующим посылается невидимая сила для обретения смысла жизни, преображения души, открытия в себе образа и подобия Божия, мира и счастья. Члены же Церкви – грешные люди, но желающие очиститься от страстей и грехов и соединиться с Богом и ближними во взаимной любви.
Вопрос: возможно ли человеку познавать Бога и приближаться к Нему сердцем и жизнью, будучи членом Русской Православной Церкви?
Свидетельствую, что возможно. В наш храм постоянно приходят люди, чаще молодые, ищущие ответы на свои вопросы и решения своих проблем, и они их находят. При этом нагрузка на священника постоянно возрастает. Состоит она не только в совершении богослужений и таинств, но в постоянном принятии исповедей и в беседах с людьми, ищущими смысл жизни. Никакие внешние воздействия мне лично не мешают, только свое собственное несовершенство. Да, мы, священнослужители, «оставляем желать лучшего». Но что в этом удивительного? Состояние священства определяется плачевным состоянием души народа, из которого приходят наши батюшки и архиереи. Вместе с тем знаю лично весьма достойных, мудрых и благодатных священников. Нельзя, однако, надеяться на человека больше, чем на Бога. Если человек молится Богу о решении своей проблемы, то он может получить правильный совет от далеко не лучшего священнослужителя, в чем я убеждался на собственном опыте. Уверен совершенно, что Церковь Православная необходима для народа нашего, как и для меня лично, и для любого верующего.
Думаю, что образ Церкви в статье скорее негативный, который может оттолкнуть от нее людей, еще не имеющих личного опыта жизни с Богом, не видевших «живьем» настоящего верующего человека. Думаю, для исправления мы более нуждаемся не в отрицательных, а в положительных жизненных примерах.
При чтении статьи возникает действительно важный вопрос: как нам помочь нашей Церкви, исправить недостатки ее членов? Что для этого необходимо делать? Будем помнить, что Церковь – установление Божие, а я – член ее, пока еще грешный и далекий от Бога. Справедливо сказано: если это предприятие или дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян. 5,38,39). Бог призывает всех нас к Себе, в Свое царство Истины, Любви и Справедливости, которое скрыто в сердце каждого человека и ожидает истинно верующих в жизни будущей. Мы можем приблизиться к Богу и получить духовные дары, будучи членами Церкви и понуждая себя на исполнение Его заповедей, что требует от нас серьезных усилий. Причем, насколько прилагает человек усилия на пути к доброй жизни и к Богу, настолько подтверждается опытом и крепнет его вера, возрождается наша Церковь.
Простите, написал общеизвестные вещи.

Макс 11.04.2011 в 16:41:40

Разделяю мнение редакции. Правда тут есть и обортная сторона медали, некоторые батюшки какие-то диковатые, не образованные. В нашей епархии священникам без образования вообще запретили служить в черте города, только село. Наверно - это правильно. Но с другой стороны ведь сказано, что не надо метать бисер перед свиньями, и не давать святыни псам на поругание. Зачем постоянно бороться за всеобщую паству, если потенциальной пастве плевать? Мне кажется, приход в Церковь - это внутренний выбор, а не агитка, чья бы то ни было.

Агапит 10.04.2011 в 22:20:21

О подлинной Соборности.
"Соборное определение гласило:
1. В Православной Российской Церкви высшая власть законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит поместному собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен собору".
(Из определения Поместного Собора 1917-1918 гг.)

Сельскiй бригадиръ 10.04.2011 в 21:02:20

Вы как всегда правы, дорогой Агапит. За выстроенной вертикалью церковной власти мы теряем остатки соборности. И как закономерный итог этого - недоверие к священноначалию у рядового духовенства. Очень печальная ситуация.

Агапит 10.04.2011 в 20:50:18

Статья не может никого оставить равнодушным. На мой взгляд, Священноначалием допущены такие ошибки:
1. Узурпация церковной власти в ущерб Соборности, насаждение даже среди архипастырей и клира тоталитарных начал. Это бумерангом возвращается в виде вышеописанных проблем, порождает "Диомидов", удмуртских "непоминающих" и провоцирует расколы. Но это, так сказать, внутренняя проблема. А вот и внешняя:
2. Сервилизм. Тот, что привёл к краху Синодальную Церковь. Ведь стоит только Патриарху ОЗВУЧИТЬ реальные проблемы простых людей, стать за них Печальником, одним этим он изменит отношение людей к Церкви. Это не понравится Тандему, зато как полюбят Патриарха и поверят Церкви миллионы простых россиян! Советская власть гнала Церковь, и от этого Церковь пользовалась молчаливой поддержкой и уважением большинства.
3. Экуменизм и модернизм. См. пункт первый.

Екатерина Домбровская 09.04.2011 в 01:43:29

Виктору.
Спаси Бог, святые Ваши слова. Чем больше человек наедине с собой видит свое "скотство", тем больше в нем чистого и светлого. Значит - идет вперед... А право учить выдает Сам Господь Своим благословением после очень больших и трудных испытаний нашей веры и верности.
C самыми добрыми пожеланиями оставаться верным избранному Вами подходу, - Екатерина Д.

Виктор 08.04.2011 в 11:42:03

Вот и покажите, нам, катехизаторам негодным, собственный пример в сфере духовности и нравственности и даже элементарной человеческой порядочности. Вот я, девять лет воцековляюсь, думал через год буквально, святым стану, ревность была великая, учусь на катехизатора. И чем дальше, тем больше, вижу своё скотство. Когда я буду иметь моральное право кого-то учить, не знаю, лет в 60, а может никогда.

Россиянин 08.04.2011 в 07:55:41

Сейчас в Церкви очень распространены пиар-акции (особенно в официальном миссионерстве), но при полном отсутствии собственного примера в сфере духовном и нравственном. Даже наоборот, чем выше по должности миссионер, тем дальше он от элементарной человеческой порядочности. Цель оправдывает у них любые средства, лишь бы сделать свои дела по большому, пошумнее и поярче. А люди все видят, все понимают и... верят все меньше. Наваливается духовный цинизм и безразличие. Может, как раз этого тайно и хотят такие миссионеры?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс