Богородица

Актуальные статьи

Макиавелли и святой Государь Николай II

17.07.2012
Протоиерей Александр Шаргунов


Не каждый знает, что Макиавелли — итальянский политический мыслитель начала XVI века, с его знаменитой книгой «Государь» — сыграл роковую роль в гибели нашего святого Государя Николая II и в уничтожении православной монархии в России. Какова логика этого странного совпадения? Почему до сегодняшнего дня идеи Макиавелли и его последователей продолжают способствовать переориентации всей мировой политики?

Перед нами феномен утраты веры в Бога, а потому — грубо искаженное понимание тайны первородного греха. В основании всех его суждений — радикальный пессимизм относительно человеческой природы. Он утверждает, что «благоразумный руководитель государства не должен держаться верности, которой он присягал, когда эта верность идет против его интересов». И объясняет: «Если бы все люди были хорошими, это правило не было бы хорошим правилом, но поскольку они плохие и не хранят по отношению к вам своих обещаний, вы не должны считать себя обязанными хранить свои по отношению к ним». Макиавелли знает, что люди плохие, но он не знает, что их порочность — не радикальна, что эта проказа не может разрушить первоначальное благородство человека, ибо человеческое естество всегда остается добрым по своей сути и в своих глубинных устремлениях. И это лежащее в основании всего добро, соприкасаясь с отдельными проявлениями зла в человеке, как раз и является тайной силой его внутренней борьбы с самим собой и духовного роста. Но горизонт Макиавелли — только земной, его понятия о человеке только плотское, и его грубый практицизм скрывает от него образ Божий в человеке.

В подобном ослеплении коренится всякая политика, опирающаяся на силу, и всякий политический тоталитаризм. В своей обычной жизни, полагает Макиавелли, люди чаще ведомы похотью и страхом. Но государь — это человек, вернее сказать, хищное животное, одаренное умом и способностью к расчету. Чтобы управлять людьми, то есть наслаждаться властью, государь должен быть одновременно лисой и львом. Страх, животный страх и осторожность животного, соединенные с человеческим искусством, — высшие регуляторы царства политики. Но пессимизм Макиавелли далек от каких-либо героических крайностей. Он вступает в согласие со злом, которое видит повсюду. Он согласен с ним, потому что в противном случае существует реальная опасность трудиться скорее для собственной гибели, нежели для собственного успеха. «Государю необходимо, — говорит он, — научиться не быть добрым, если этого требуют обстоятельства». И это совершенно логично, если главная цель — только земной успех. Вслед за Декартом он считает необходимым правилом подражать обычаям и действиям тех, с кем он должен общаться, принимая в расчет скорее то, что они делают, чем то, что говорят. Он не видит, что это хорошее правило безнравственности, ибо люди чаще живут чувствами, чем умом.

Интересно, что в подтверждение своей правоты, Макиавелли указывает даже на Церковь. По его мнению, Церковь достигает успеха, когда руководствуется такой же мудростью. Ведь не только светские властители, но и иные князья Церкви, такие как римский папа Александр VI (Борджиа), пример которого часто приводит Макиавелли, оказываются среди ее адептов. Но разве христиане должны подражать подобным князьям Церкви в их поведении? Христу и Его святым должны они следовать, согласно учению Церкви. Первый шаг человека, желающего жить согласно христианской нравственности, — решимость не принимать привычки и дела мира сего. Таково предписание Евангелия: «По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3).

Каков же практический результат учения Макиавелли для современного сознания? Глубокий разрыв, неисцелимое разделение между политикой и нравственностью. И, вследствие этого, смертельное противоречие между тем, что называют идеализмом (ошибочно смешиваемом с нравственностью), и тем, что называют реализмом (ошибочно смешиваемом с политикой). Так рождается непримиримый конфликт между нравственностью и безжалостной реальностью. Так проливается кровь святых Царственных страстотерпцев и великого сонма новых мучеников и исповедников Российских. Мы знаем эти пророческие слова святого Государя: «Если потребуется, я готов принести себя в жертву за Россию». Поразительно, что для Макиавелли (как и для Ницше) так называемый нравственный человек представляется жертвой. Но в каком смысле? В прямо противоположном. Он считает его слабым духом, безоружным в сражении, и вред его заключается в следовании красивым правилам отделенного от земной реальности совершенства. По мнению Макиавелли, это только видимость добродетели, мечта, самоудовлетворение и тщеславие. Вовлеченный в сложности жизни, подлинно добродетельный человек не страшится делать то, что обыкновенно именуется злом, и его действия, диктуемые справедливостью, не есть ни месть, ни жестокость в борьбе против лукавых и злых врагов. Как узнаваемы эти рассуждения — не так ли политики «практической мудрости» обвиняли нашего святого Государя в безволии и нерассудительности? В то время как сами были исполнены «измены, трусости и обмана». Необходима, учит Макиавелли, терпимость (толерантность) по отношению к существующему злу ради того, чтобы избежать большего зла или ради того, чтобы ослабить или постепенно уменьшить это зло: «наименьшее зло следует почитать благом». Даже утаивание своих замыслов от друзей — не всегда есть неверность им или двурушничество: «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Из сказанного не следует, что Макиавелли отрицал нравственные основы традиционных ценностей. Он был циником с зорким и ясным умом, скорее наследником, чем противником богатых сокровищ знания, собранных веками христианства и вырождающихся у нас на глазах. Он готов приносить похвалу правилам добродетели, если в определенных обстоятельствах они помогают достигнуть успеха. Но тут же учит своего государя быть жестоким и вероломным, если обстоятельства того требуют. И когда он пишет, что государь должен научиться не быть добрым, он прекрасно сознает, что не быть добрым значит быть злым. Но какая разница — добро или зло, добродетель или порок, если главная цель — успех?

Для Макиавелли цель политики — завоевание новых позиций и сохранение власти. На самом деле целью политики должно быть благо народа, то есть что-то существенно и конкретно человеческое, непременно связанное с нравственностью. Это благо — хорошая жизнь. И значит не только в материальном смысле. Оно должно быть связано с существенными требованиями и достоинством человека. Это благо — одновременно материальное, интеллектуальное и нравственное. Главным образом нравственное, как сам человек. Благо человеческой личности. Вероломство, измена, ложь, жестокость, убийства и другие средства подобного рода, которые могут быть (по обстоятельствам) полезными для предержащей власти или процветания государства, могут оказаться разрушительными для блага народа. Здесь на земле и в вечности. Ибо судьба человеческой личности выше времени и связана с целью, абсолютно превосходящей земные интересы. Потому мы и говорим, что власть, построенная на христианских основах, помогает наибольшему числу людей достигнуть своего конечного предназначения. Этот фундаментальный принцип политики и жизни макиавеллизм разрушил.

Если цель политики — власть, правитель должен научиться, ради сохранения ее, говорит Макиавелли, переступать через все. Многие великие политические деятели, особенно, как мы знаем, в минувшем веке, хорошо поняли и сознательно усвоили этот урок. По существу, история человечества тогда последовала этим путем.

Достаточно упомянуть только одно имя Гитлера. Абсолютный макиавеллизм сделал из политики искусство производить несчастье для миллионов людей. Все это слишком очевидно. Но ведь макиавеллизму сопутствует несомненный успех — не так ли? По крайней мере, он добивается успеха на глазах у всех в течение определенного времени. Как может он не добиваться успеха, когда все приносится в жертву ради одной цели — успеха? Здесь испытание и соблазн современного сознания. XX век более чем убедительно показал, что народы, не желающие быть поглощенными такой властью, могут остановить ее победное шествие и повергнуть на землю ее знамена только тогда, когда они жертвуют в этой борьбе своей кровью, своими богатствами, своими самыми дорогими сокровищами мирной жизни и обращают против нее все свое материальное оружие. Но не должны ли они будут, чтобы покончить с этой химерой и сохранить себя, употребить не только материальное оружие, которого в определенных обстоятельствах может не оказаться совсем, а свою мысль и свой дух? Уступят ли они искушению погибнуть ради любви к земной жизни, которая у них все равно будет отнята, может быть, вместе с небесной — из-за неверности высшему человеческому долгу?

Святой Григорий Нисский в IV веке писал о неправедной фальшиво-религиозной власти, которая будет делать абстракцией всякое добро, чтобы дойти до крайнего предела зла. Церковь не имеет права утверждать абстрактную власть, украшенную крестом, потому что служение Церкви — в проповеди Креста, который является Божией силой и нашим спасением.

Своим подвигом исповедничества святой Государь посрамил, во-первых, демократию — «великую ложь нашего времени», по выражению К. П. Победоносцева, когда все определяется большинством голосов, и, в конце концов, теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву» — не Христа, но антихриста. И, во-вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью — не менее великую опасность нашего времени.

Были у нас выдающиеся Цари: Петр I, Екатерина Великая, Николай I, Александр III, когда Россия достигла расцвета с великими победами и благополучным царствованием. Но Государь-страстотерпец Николай II, при котором ее мощь продолжала неуклонно возрастать, есть прежде всего свидетель истинной православной государственности, власти, построенной на подлинно христианских принципах. Для него не существовало ни малейшего разрыва между служением государя и исполнением личного христианского долга.

До конца времен, и в особенности в последние времена, Церковь будет искушаема диаволом, как Христос в Гефсимании и на Голгофе: «Сойди, сойди со Креста». «Отступи немного от тех требований величия человека, о которых говорит Твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в Тебя. Бывают обстоятельства, когда это необходимо сделать. Сойди со Креста, и дела Церкви пойдут лучше».

Главный духовный смысл сегодняшних событий — итог веков, зараженных духом Макиавелли, и в особенности итог XX века, — все более успешные усилия врага, направленные на то, чтобы «соль потеряла силу». Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во «внешней видимости». Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу: на «коней и на колесницы» (Пс. 19, 8). Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ: крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь святого Государя обличает отступников, как тогда, так и теперь.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

М.Е. 04.08.2012 в 23:16:14

"У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твое,- говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложается вам. Ведь бо Отец ваш небесный, яко всех сил требуете." (преп. Серафим Саровский) Ссылка дана чуть ниже.

Иоанн 04.08.2012 в 16:01:46

Дух Божий и дух века сего противоположны. Потому обновленцы и не имеют душевного мира, что многомятежный дух века отлучает их от Истины, ослепляет сердце и занимает память. Нередко услышишь от таковых: "Сейчас XXI век, опомнитесь!" И под этим девизом, вместо Святоотеческого учения, предлагается приспособленное к мiру, по понятиям современности "обновленное" суемудрие.

М.Е. 04.08.2012 в 15:13:50

Преподобный Серафим Саровский: "Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда тождественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской."
Одна из ссылок: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm

Иоанн 04.08.2012 в 12:05:42

Константину
Цареборцы – точно обновленцы.

Костя 04.08.2012 в 08:26:00

Константину.
Если понимать под обновленчеством все новое, то и "царебожников" с различными "схимонахинями в миру", и "социалистов" с их концепциями, и т.д. и т.п., все уклонения от Канона и традиции Церкви (традиция по Канону имеет силу Закона) следует отнести к тем безбожникам, которые нынче прославились служением т.н. "миссионерских литургий". Не только обновленцы те, которые безбоязненно служат с католиками, но и все те, которые попирают традицию хоть в малом - например, носят не традиционные облачения. Все эти горделивые, высокоумные действия мерзки в глазах Господа Бога и верующего народа.

Константин 04.08.2012 в 02:17:04

Косте.
"Пророчества и прозорливые старцы у обновленцев"? Вы что-то путаете, они рационалисты и считают это суеверием. Вот то, что "любовь" у них не христианская, это точно.

Елена 03.08.2012 в 13:00:44

Серафимо-Дивеевская Летопись... Наше духовное сокровище. Правдой или не правдой является то, что написано в ней, можно спорить до бесконечности. Я думаю, что это вопрос Веры. Одни верят в то, что описанное священномучеником Серафимом, по молитвам прп. Серафима Саровского, является истиной. Доказательства все уже приведены выше другими людьми. А другие верят в то, что современные авторы нашли в новонайденных архивах, которые также мы лично не можем проверить. Поэтому это тоже вопрос веры. Я склонна больше верить св.муч.Серафиму (Чичагову). В то, что ему лично являлся прп.Серафим. И если бы был в Летописи обижен его любимый ученик, он бы уж ему пригрозил!
Я благодарна тем людям, которые в свое время перед поездкой в Дивеево убедили меня прочитать Летопись, эту толстую книгу я дочитывала уже в поезде. Приехав в Дивеево я ни разу об этом не пожалела - и экскурсия была не нужна. С тех пор всем, кто собирается ехать в Дивеево, рекомендую сначала прочитать Летопись. Тоже раньше казалось, что зря так много места в книге занимают дрязги Монастыря. Но для себя поняла - это, чтобы мы не удивлялись и не смущались нестроениями в нашей Церкви, которые происходят сейчас. Так было всегда, даже во времена батюшки Серафима и в таком святом месте, как Дивеево. К тому же главная заслуга Летописи в том, что прочитав ее, наш Государь Николай II принял решение о канонизации прп.Серафима Саровского вопреки мнению Священного Синода.

Военный наблюдатель 03.08.2012 в 09:31:19

Елене Сергеевне.
Вот какие оценки Н.Мотовилову дает святитель Филарет (Дроздов).
Из письма Митрополита Московского Филарета графу А.П. Толстому: «...некоторые обстоятельства записки г. Мотовилова не внушают к ней доверия, потому что представляют признаки неспокойного духа».
Из письма Митрополита Филарета архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры: «Прибавляют, что Мотовилов личность сомнительная...».
А вот мнение и самого автора «Летописи» митрополита Серафима (Чичагова) о Мотовилове:
«...Записки Мотовилова, которыми я пользовался, наравне с другими источниками, моим доверием не пользовались ввиду того, что Мотовилов знал [преп.] Серафима всего два года, а также вследствие ненормальности в последние годы жизни самого Мотовилова» (Из протокола допроса митрополита Серафима (Чичагова) // Неизвестный Нилус. М.: Паломник, 1995. Т. 2. С. 514).

Костя 03.08.2012 в 07:55:13

Иоанну.
Согласен. Сегодня ближе к концу, а "тогда было" в самом начале Домостроительства. Но современным обновленцам это трудно объяснить, поскольку здравую речь они воспринимают, как сумбур. Потому у них сегодня и агапы возродились, и Литургию хотят служить "на многих чашах", и языки возглаголали - на фене пытаются себе подобным изложить Святый Текст. У них кругом полно пророчеств, прозорливых старцев, на которых нет Правил Церкви, но только Закон Любви, непосредственно ими воспринятый как бы от Самого Христа Бога. Одним словом, социальная концепция РПЦ.

Иоанн 02.08.2012 в 23:18:41

Косте
На сумбур вообще неловко отвечать, но по-поводу "пророков", да ещё с претензией на объяснение Писания, напомню: "Овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков..." (1Кор. 12:28). Толкование Св. Иоанна Златоуста: «Разумеет бывших не прежде благодати, но под благодатию. Из числа их был Агав» (Феодорит). Пророчествовали и дочери Филиппа, и те из коринфян, о которых он говорит: "пророцы же два или трие да сказуют" (14, 29). Вообще тогда было гораздо больше пророков, нежели в Ветхом Завете, потому что этот дар был ниспосылаем не на десять, двадцать, пятьдесят или сто человек, но обильно изливалась эта благодать, и каждая Церковь имела много пророков. Если Христос говорит: "закон и пророцы до Иоанна" (Мф. 11, 13), то говорит о тех пророках, которые предвозвещали Его пришествие».

Костя 02.08.2012 в 20:50:34

От неимения страха Божия и не понимания что есть такое "пророчество", последним из которых явился миру ангел во плоти Iоанн Предтеча, и происходят различные царебожнические секты, современные лжепророки, прозорливые старцы и прочие сектанты. Еще раз повторяю, что православным христианам открыто все и вся о прошлом, настоящем и будущем мира. И этого довольно для спасения каждой души.
Благодарю Вас за это предостережение - не следует увлекаться ложными, переданными через невесть какие руки "пророчествами". А Угодник Божий Серафим верно многое видел наперед - как и всякий Святой человек - из того, что Господь им открывает.

Костя 02.08.2012 в 20:33:39

Николаю.
Читайте больше Нилуса и о нем. Писателю никто ничего не предлагал - он сам имел такое желание со своей супругой. А если он лезет в попы и "не канонист", то ему лучше в католики - там канон один - почитай Папу яко наместника Бога на земли - и спасешися. Но он прислушался к замечанию иеромонаха, чего нельзя сказать о современных многих стремящихся в фарисеи, саддукеи, оригенисты и книжники.

Костя 02.08.2012 в 20:29:04

Иоанну
Вы не точны в замечаниях - "февралистский сумбур" - это Вы, вероятно, про то, что я разделяю точку зрения заговорщиков-масонов, 1 марта (а вовсе не февраля) неожиданно для себя арестовавших Царя? Вы ошибаетесь - ясно же написано, что вожди народа подняли руку на Царя. А вот вся заграничная масонщина перекладывала цареубийства вину на жидо-большевиков и делает сие по днесь. Это приблизительно то же самое, что говорят неожидовствующие - дескать, распяли Бога не жиды, а римляне.

Иоанн 02.08.2012 в 19:09:55

Священномученик Серафим (Чичагов), как известно, до конца дней своих продолжал работу над "Летописью", и не изменил своих взглядов. Да и как мог он их изменить, если "добрая половина объемистой книги", которая посвящена смуте в Дивеевской общине, основана не только на внутримонастырских материалах Дивеева (в первую очередь сшитых в тетради письменных свидетельствах дивеевских сестёр), но и на изданных к тому времени подлинных письмах Святителя Филарета Московского к преподобному Антонию (Медведеву). Ясная картина Дивеевской смуты, изложена, кстати, не одним священномучеником Серафимом (Чичаговым), но и известным исследователем русского раскола профессором Московской Духовной Академии Н.И.Субботиным в книге "Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти Преподобного Серафима" (М. 1904).

М.Е. 02.08.2012 в 18:57:04

Будучи в Дивеево на праздник Казанской иконы Божией Матери, я купил более новое издание: Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима; Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Издательство "Отчий дом", М., 2009. Книга хорошо иллюстрирована, в ней также находится Полная Служба с Акафистом Святителю и Чудотворцу Митрофану, которого я особо почитаю как моего покровителя. Был я несколько раз и у могилы р.Б. Николая и его сыновей (Мотовиловых). Сотвори им, Господи, вечную память! И за молитвы Пречистой Твоей Матери, угодника Твоего Серафима и всех Дивеевских Святых помилуй нас, Господи, по великой Твоей милости...

Арсений 02.08.2012 в 18:56:43

«Летопись» была издана и преподнесена Государю, что способствовало, вопреки мнению Синода, скорейшему решению вопроса о прославлении преподобного Серафима. В 1902 году уже архимандриту Серафиму было видение, о котором он рассказывал так: «Я сидел в своей комнатке. В этот момент вошёл преподобный Серафим и я увидел его как живого. Батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спаси Бог тебя за Летопись. Проси у меня всё, что хочешь за неё»… Он подошёл ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка! Ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».
Без сомнения, именно по молитвам преподобного Серафима, митрополит Серафим (Чичагов) сподобился мученического венца, и православные почитают его во Святых вместе с Батюшкой Серафимом. <...> Резолюция Императора на письме Мотовилова была изложена Стрижевым так: "15 марта 1854 г. Конфиденциально. Граф ему объяснил, то есть Мотовилову, что Государь не склонен читать его записи" (С. 212), а в действительности она читается: "Граф объявил Мотовилову, что Его Величество изволил сие читать. Н[иколай]. 15 марта 1854" (ГАРФ. Ф. 109. Оп. 29 (III отд. 1 эксп.) 1854 г. Д. 93. Л. 11). Вот так создаются подлоги.
P.S.: Ершову Я не читаю эти сайты, мутный источник ищи у себя (Мар.7.21).

Военный наблюдатель 02.08.2012 в 18:20:01

Наблюдателю
Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) был любимым учеником батюшки Серафима. Он первый, кто составил его жизнеописание ещё в 1849 году, когда никакой литературы о батюшке Серафиме ещё не существовало. Называлось оно: "Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима". Именно с этого первого жизнеописания Иоасафа впоследствии стали списывать все другие более поздние составители житий преподобного Серафима, в частности, о.Леонид Чичагов - будущий митрополит Серафим. Священник Леонид Чичагов, когда писал свою "Летопись...", не застал в живых уже почти никого, кто видел своими очами батюшку Серафима, а Иоасаф был тайнозрителем великого подвига Саровского старца.
Иоасаф был первым, кто написал портрет батюшки Серафима, от которого и пошел традиционный иконописный канон прп. Серафима Саровского, так всем нам хорошо знакомый.
Иоасаф первым донес до нас беседу батюшки Серафима о цели христианской жизни, описал первым его чудеса и.т.п.
Так что поостерегитесь и не повторяйте хулы и напраслины на возлюбленного ученика батюшки Серафима иеромонаха Иоасафа (Толстошеева).

Елена Сергеева 02.08.2012 в 18:14:10

О добром имени Н.А.Мотовилова - служке преподобного Серафима.
Н.А.Мотовилов -- важнейший свидетель, "самовидец" батюшки Серафима, один из первых его биографов. Именно ему Серафим Саровский, который, как известно, не имел учеников, доверил и передал многое из того, что открыли ему Господь и Божия Матерь. "Выдающаяся память Николая Александровича сохранила каждое слово и даже стиль речи преподобного Серафима" (Записки Николая Александровича Мотовилова. М.: Отчий дом, 2005. Стр. 9 -- предисловие иерея Георгия Павловича). Выпускник филологического отделения Казанского университета. По словам современников, "...человек интеллигентный, незаурядный... умный и большой духовности" (Там же. Стр. 11). Ради своей карьеры он не предал православную веру -- отказался вступить в масонскую ложу. Князь М.П.Баратаев, масон, в ответ пригрозил: "Ну так я Вам скажу, что силою Гран Метрства Симбирской ложи Массонской и силою великаго мастерства Санкт-Петербургской ложи запрещу Вам давать Почетное Смотрительство... если Вы не покоритесь добрым... и милостивым к Вам предложениям" (Там же. Стр. 338).
Так что высокопоставленные недоброжелатели, формировавшие общественное мнение той эпохи, у Н.А.Мотовилова были. Многими он был не понят и отвергнут. Некоторыми был ославлен безумным, "...а блаженная Пелагея Ивановна Дивеевская говорила ему: "Ты такой же, Николка, как и я, блаженный" (Там же. Стр.8).

М.Е. 02.08.2012 в 17:29:13

Вот - один из источников, откуда Арсений и его единомышленники черпают мутную водицу: http://www.3rm.info/10640-obezglavlennyj-sobor-1917-1918-gg-kak-porozhdenie.html Почитайте, что говорят и пишут эти, наверное, уже бывшие священники. И ещё один мутный источник: http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2010/dec/n932b.html
Наблюдателю:
лучше наблюдай, друг, за собой и своими высказываниями. А насчет этих исторических архивных разборок я согласен с тобой: не нужно подымать грязь. Все произошло по Промыслу Божию... Он - наш Царь и Судия. Он Сам будет судить всех - и царей, и князей, и простых смертных, и еретиков, и лжеучителей, и нераскаянных заблудших христиан, и кающихся грешников, и всех остальных человеков. (Подходящую цитату, если она вам очень нужна, найдите сами...)

Наблюдатель 02.08.2012 в 15:04:07

Военному наблюдателю
Еще при жизни Н.А.Мотовилова жаловали клеветой, и Стрижев только повторяет ложные доносы. То, что Мельничная община должна быть отдельной Киновией внутри Святой Канавки для избранных девиц, – это повеление Матери Божией. Слияние двух общин было вопиющим беззаконием. Дело это разобрано Святым Филаретом Московским и он принял справедливое решение изгнать Иоасафа Тихонова-Толстошеева и Занятову с прочими смутьянами из монастыря. Стоит ли вновь вынимать из вековой пыли заскорузлую ложь?

Наблюдатель 02.08.2012 в 14:39:56

М.Е. Пожалуйста, не хамите! Если надеетесь, что на ваши реплики обратят внимание.

Военный наблюдатель 02.08.2012 в 12:45:13

Николаю.
>> Промыслом Божиим именно Нилусу были переданы записи Н.А. Мотовилова о Батюшке Серафиме Саровском. Называющие эти записки "мутными" просто ничего не знают об отношениях Серафима Саровского и Мотовилова .... От неимения страха Божия и благоговения доходит до богохульства, когда поучения и пророчества Преподобного, переданные не только Н.А. Мотовиловым, но и самими дивеевскими сестрами, называются ложными >>.
Православный писатель Александр Стрижев пишет:
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» добрую половину объемистой книги занимает описание внутриобщинной смуты (монастыря еще не было, а были две монашеские общины — Казанская и Мельничная), приведшей к изгнанию из обители игумении Гликерии Занятовой и ее сподвижниц. При этом небеспристрастная роль Михаила Мантурова и Николая Мотовилова показана в исключительно безупречном ключе — бескорыстные благодетели и живые носители святости. Документы же архива рисуют эти лица несколько в ином свете, не столь идеальном.
Представим себе, что мы попали с вами в Дивеево, каким оно было в 1842 году. Только что стало известно здесь о выпущенном Святейшим Синодом указе, предписывающем слияние двух дивеевских общин, а «для единообразия и удобства в управлении подчинить их одной старшей начальнице». Так вот, слияния этого Н.А. Мотовилов не будет признавать целых двадцать лет! А чтобы чинить помехи налаживающейся общемонастырской жизни, он станет свои земельные наделы, подаренные некогда монашествующим здесь сестрам (монастыря, напомним, еще не было и долго как такового не будет, существовали общины), то облагать неприемлемыми условиями, то требовать за них крупный выкуп. На беду всех, в дивеевской земле были обнаружены залежи руды, пригодной для переработки на железоделательных заводах. Николай Александрович обусловливает дарение надела с правом копать здесь руду и выручку брать себе. Совершенно справедливо игумения воспротивилась этому. Ведь после того, как все эти десятины будут обезображены трубками (так тогда называли шахты), можно ли на них сеять и сажать? В ответ — жалоба и судебная волокита. Жалоб Мотовилов писал так много, что от них сотрясались все инстанции — как местные, так и столичные. И везде мотовилов­ские ссылки на старца Серафима: вставлял святое имя по поводу и без всякого повода. А в марте 1854 года Николай Александрович дерзнул даже лично обратиться к Императору Николаю Первому и в длиннейшем письме своем — опять все о том же: о своих требованиях, выдвигаемых им, о «несправедливом соединении общин». Благороднейший, великий Государь Николай Павлович, обремененный тяжестью Крымской войны и уже сильно недомогающий, все же нашел время для чтения этого длинного, достаточно путаного письма. Все, что касается притязаний Мотовилова к создаваемому монастырю, Государь опустил и внимать дрязгам не стал, а относительно пророчеств старца Серафима велел передать жалобщику следующее свое повеление: «Ежели он [Мотовилов] как верноподданный не забыл своей присяги, то должен исполнить Мое приказание и донести на бумаге, что Мне сказать имеет». И ничего-то сказать Государю, кроме общих слов, Николай Александрович не нашелся. Вскоре переписку прервал.
Впрочем, прервалась она лишь на время. Как только на престол взошел Александр II, Мотовилов снова загорелся писать письма, теперь уже на имя нового Самодержца. В апреле 1866 года он подает «по секрету» Императору Александру так называемую докладную стихиру с такой концовкой:
И Ты, Христе, в нас зацарюешь,
Всеосвяти ж нас в век и век;
На враг же наших всех наплюешь,
Сладчайший Богочеловек.
На промокательной бумаге, просвечивающей с обеих сторон, небрежно набросаны строчки условных букв. Их ни прочесть, ни сопоставить: дикая клинопись. Мотовилов болен, он в бреду, но зачем же такое безобразие отсылать лично Императору? И много еще чего он написал в те 60-е годы. Поэтому, когда в Симбирске спрашивали людей, хорошо его знавших, они о Мотовилове отзывались так: «Назвать его прямо юродивым Христа ради — нельзя, ибо во многих случаях в нем часто проявляются и себялюбие, и сильное честолюбие, одним словом, он, по-видимому, себе на уме; назвать его опять — смотря на частые разъезды по монастырям и святым местам, и на значительные вклады, жертвуемые им в пользу их — назвать его вполне святошею также нельзя, потому что в нем видимо преобладают и лицемерие и, лукавство; но что всего ближе, подходящее к настоящему положению его... он действительно находится в тихом помешательстве. Если даже допустить, что вся видимая жизнь его есть одна мистификация, то и в таком случае он все-таки человек безвредный, с добрым направлением сердца, тихого и кроткого характера и предан Престолу и Отечеству».
Разумеется, наше отношение к Н.А. Мотовилову определяется не сторонними характеристиками, а тем полезным, что он сделал для Православия. Бесспорная заслуга его, прежде всего, в передаче потомству богословской жемчужины, скатившейся из уст святого Серафима, известной как его завет всем потомкам и верным чадам Православной Церкви, — его знаменитая «Беседа о цели христианской жизни». И других заслуг перед православными у Мотовилова немало. Потому-то рассматривать его жизнь надо в целом, не пренебрегая и теми очевидными срывами, о которых поведали архивы.
Установка «Летописи» на односторонность и чистое иконописание не всегда приближает к истине. Ведь преосвященный Серафим (Чичагов) и никогда не смирял своего крутого нрава. Пример тому — его расправа с великим Оптинским старцем Варсонофием, угрозы разогнать прославленный монастырь. Также подвергся изгнанию из Оптиной Пустыни и выдающийся церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Ныне оба они, митрополит Серафим и старец Варсонофий, причислены к лику святых, и святость их несомненна. Но исторические факты не забыты, они нам достались не для смущения, а для назидания. Покаяние — только оно покрывает все наши проступки и прегрешения. Вот, скажем, упомянутый нами Михаил Васильевич Мантуров. Его благоволение к Дивеевской обители совершенно неоспоримо. Вместе с тем когда-то и он вольно или невольно несправедливо повел себя по отношению к еще неокрепшему монастырю. На подаренном участке земли, что расположен перед Казанской церковью, даритель спешно поставил сруб и при нем хозяйственные постройки. Игумения и сестры, стесненные таким соседством и явными неудобствами, долгое время буквально умоляли Мантурова передвинуть свое подворье на другое место. Но он не внял мольбам, затем потребовал выкуп за подаренный участок. Причем сумму заломил непомерно высокую, равную стоимости городского каменного дома. У общины таких денег не было. Правда, через какое-то время благодетель раскаялся в своих поползновениях, примирился с игуменией. И все разрешилось добром, как и полагается между соработниками на пажитях Христовых.
http://blagogon.ru/articles/204/

М.Е. 02.08.2012 в 12:01:31

На кого здесь обижаться и вообще о каких спорах может идти речь? Кто здесь спорит? Давно всем понятно, с кем мы имеем дело. Святоотеческие характеристики, которые здесь приводились монархистами (они сами себя так величают), им нужно примерить прежде всего к самим себе. Самое лучшее - вообще их не трогать, этих взрослых капризных детей. Но их возрения, выдаваемые ими за православные, часто очень близкие к так называемому царебожию и прочим заблуждениям, к сожалению, и здесь находят своих сторонников, новых учеников и учениц. Поэтому полемизировать с ними я не буду и другим не советую. Жаль мне их, высокоумствующих всезнаек...
Елене:
это - не оскорбление, это - голая правда.

Николай 02.08.2012 в 11:02:26

Косте
Избавляйтесь от мании оппонирования. Никто Вас не обвиняет в нападках. Да и к Сергею Александровичу Нилусу я спокойно отношусь, мало что даже читал. Но можно точно сказать, что он не приукрашивал страшного падения России. Писателю предложили стать священником, предполагая что он состоит в первом браке. Сам он не был канонистом. Но это не мешало ему жить в Оптиной пустыни и окормляться у оптинских старцев. Вполне согласно с мнением о. Нектария Оптинского письмо Нилуса Л.А. Орлову о декларации 1927 года. Промыслом Божиим именно Нилусу были переданы записи Н.А. Мотовилова о Батюшке Серафиме Саровском. Называющие эти записки "мутными" просто ничего не знают об отношениях Серафима Саровского и Мотовилова. А ведь именно перед 22-летним Николаем Мотовиловым преобразился подобно Господу Батюшка Серафим, когда они беседовали о цели христианской жизни. От неимения страха Божия и благоговения доходит до богохульства, когда поучения и пророчества Преподобного, переданные не только Н.А. Мотовиловым, но и самими дивеевскими сестрами, называются ложными. От этого хотелось бы предостеречь.

Елена 02.08.2012 в 08:33:29

Простите меня, Михаил. Конечно, у всех нас и у меня тоже много грехов и гордости. Я просто хотела, чтобы мы здесь перестали друг друга оскорблять и навешивать ярлыки друг другу. У Вас уже "монархист " стало ругательным словом. Спорить надо, но чтобы не доходило до личностей и по существу. Я действительно, не ожидала, что по Царскому вопросу столько разных мнений. Считала, что православные более едины по вопросу Царской власти. Мне горько читать некоторые Ваши и другие комментарии. А то, что я обращаюсь на Вы к незнакомым людям, не надо обижаться, это профессиональная привычка и я не могу иначе. Но рада, что Царская тема является актуальной и об этом говорить, конечно, надо.

Иоанн 01.08.2012 в 23:55:33

Косте
Вы не оригинальны. С трудом разобрал февралистский сумбур. А ссылка на собственноручную запись поучения об Иисусовой молитве Преподобного Серафима Саровского вот: http://proskynitis.blogspot.com/2011/07/blog-post_19.html

Костя 01.08.2012 в 21:41:37

Николаю.
Уважаемый Николай, с чего Вы взяли, что азъ грешник на Вашего возлюбленного Нилуса нападаю? - Только констатирую факт, что человек готовился стать священником, НИ РАЗУ НЕ ОТКРЫВ Книгу Правил. В этом отношении он сильно отличается от глаголемаго протодиакона Кураева - этот Правила знает добре, но советует книгу Правил поцеловать и поставить на полку, как нечто устаревшее и никчемное. Все же Сергей Нилус, узнавши Правило, его придержался, но не злостно попрал. Только, как Вы понимаете, такой уровень церковной культуры (не знание элементарных Правил Церкви) не вызывает доверия к писателю. Вероятно Вы считаете, что его "Протоколы" я не считаю подлинником. Скажу так, что это не имеет ни малейшего значения - подлинны они или подложны, поскольку для православного читателя открыто все, что необходимо ему для спасения не в работах светских нилусов, а в Священном Предании и Святом Писании. И, подчеркиваю, не наоборот - именно Священное Предание стоит на ПЕРВОМ месте, что и написано Св. Апостолом.
Иоанну.
Будьте любезны указать источник - где можно прочесть о поучениях Серафима Саровского об Иисусовой молитве? Слышу об этом впервые. 
Тексту (Мф.22,39) "Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе" предшествует вопрос законоучителя, "искушая Его и глаголя: кая Заповедь болши есть в Законе;" (Мф.22,36). Заповеди же Ветхаго Завета Господь вовсе не отменил, но они стали еще более строгими. О Царе, опять-же, речь не идет.
>> Обязанности в отношении Православного Царя выше обязанностей к подданным (в том числе нашим родным и близким), т.е. Царь должен быть для нас первым ближним >>
Вполне допускаю, что для Вас и Ваших знакомых так оно и есть. Для меня же царский период России закончился с арестом Царя мятежными генералами с распубликованием фальшиваго "Манифеста". Царь для православных был не "первым ближним", а Царем - батюшкой. Теперь же остались угнетатели, посланные нам Царем Царей за преступления вождей народа, поднявших руку на Царя.
Если Вы ждете царя мира - он придет. Дай Бог до его пришествия не дожить.
И еще раз прошу Вас дать источник о поучениях Серафима Саровского, предполагаю, что это фальшивка.

Николай 01.08.2012 в 20:26:42

По поводу нападок на С.Н. Нилуса советую прочитать статью: «О либеральном холопстве» или «Кому сегодня неугоден Нилус». Было бы удивительно, если бы С.Н. Нилус вписался в либеральный официоз. http://www.russia-talk.org/cd-history/nilus.htm

Иоанн 01.08.2012 в 19:44:02

Косте
"Страсти ума: самомнение, высокомерие, самовосхваление, любовь к спору, негодование, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, склонность к вымыслам и хваствовству, славолюбие, гордость – первое и последнее из всех зол" (Преподобный Григорий Синаит).
Св. Серафим Саровский собственноручно написал наставление об Иисусовой молитве, сохранившееся до настоящего времени.
Вторая заповедь гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:30). Обязанности в отношении Православного Царя выше обязанностей к подданным (в том числе нашим родным и близким), т.е. Царь должен быть для нас первым ближним.

М.Е. 01.08.2012 в 18:21:30

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! http://www.youtube.com/watch?v=ZhQ5pHKEMVY&feature=related

Арсений 01.08.2012 в 18:16:19

Михаил! Что может измениться в очах Божиих, видящих будущее, как уже минувшее? Как для каждого заповедью является почитание родителей, так для народа почитание наследственного Царя. Преподобный Серафим пусть вразумит тебя.

Костя 01.08.2012 в 17:50:23

Арсению.
Преподобный Серафим Саровский собственноручно не написал ни единого поучения - он был истинный монах, отвергшийся мира и взыскавший Царства Небеснаго. Вторая Заповедь звучит так: Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею. Где тут Царь-батюшка? - Не видать отнюдь. А уж Серафим Саровский скорее всего десять-то Заповедей наизусть знал, ибо читал в келии и Библию, и древних Святых, в частности, Епифания Кипрскаго по свидетельству монаха Сарова (книга "Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима Саровской Пустыни иеромонаха и затворника, 1841 г.").
Злостные домыслы о "пророчествах", якобы изреченных Преподобным Серафимом, и многое другое, появляются сначала в работах Сергея Нилуса, а затем в книге "Россия перед вторым пришествием". Сергей Нилус готовился к рукоположению во диаконы, а затем во священники, проживая со второю женой вблизи Оптиной Пустыни, где частично и писал свои произведения. Он был очень удивлен тем, что иеромонах Оптиной Пустыни указал ему на то, что он не может стать священником, ибо имеет канонический запрет - второй брак. К тому времени его жена уже сшила ему собственноручно подрясничек. Это факт говорит об общей церковной культуре писателя Нилуса.
Книга же "Россия перед вторым пришествием", я думаю, комментариев не требует - просто неплохой бизнес-проект на период т.н. "перестройки" КПСС.(http://www.blagogon.ru/articles/109/)

Костя 01.08.2012 в 17:26:11

Прежде всего мнение "протоиерея Артемия Владимирова", для Вас, вероятно, весьма авторитетное, для меня не значит ничего, поскольку предпочитаю ориентироваться на мнение Церкви. Я не врач и не могу судить, имеется ли такое заболевание, как "болезнь ума". Нет такой страсти, которая именуется "гордыня", ибо сие не страсть, а мнение о себе. Протоиерей Артемий Владимиров окончил филологический факультет МГУ (во время обучения носил фамилию отца - Гайдук), он хорошо разбирается в этих тонкостях. А чтобы прояснить ситуацию, привожу выдержки из Творений Iоанна Златоуста и словарные статьи.
"Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которою нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных." [ Iоанн Златоустый, толкование на пророка Исаiю, LI ].
"Откуда происходят страсти? Оне происходят не от природы, но от желания. Желание праведных, сказано, все благое (Притчи, XI, 23), и: желания благочестивых наслаждают душу (Притчи, XII, 20)". Итак, ясно, что желание зла происходит не от природы, но от развращенной воли. [ Iоанн Златоустый, толкование на пророка Исаiю, LVI. ]
"Притом многия страсти ослепляют неразумных так, что они совершенно не видят Его. И, во-первых, страсть к удовольствиям, при которой не замечают и того, что для всех ясно. Затем, во-вторых, невежество и развращение ума. В самом деле, не безумно ли - отца, который называет сына, одобрять и хвалить, и за это особенно почитать отцем, а на Бога, когда Он наказывает за грехи, роптать и жаловаться? Что может быть хуже развращения - жаловаться на действия противоположныя, то роптать, что Бог наказывает, то - что не наказывает? Когда видят грабителей и корыстолюбцев, то хотят, чтобы они были наказаны; а когда сами грешат, то не хотят; это - знак развращенного ума. Кроме того, в -третьих, люди иногда и не знают, что хорошо и что худо, но ошибаются в суждении о вещах, по причине своего пристрастия ко злу и наклонности к порокам. В-четвертых, даже и не помышляют о своих грехах. В-пятых, невырозимо велико разстояние между Богом и людьми. В-шестых, Бог не желает открывать всего и везде, потому что нам достаточно знать и немногия частности." [ Iоанн Златоустый, Беседы на Псалмы, 117 ].
"Худое, очень худое дело поддаваться подобным худым страстям, а потому надлежит всячески отражать их и возбранять им вход." [ Iоанн Златоустый, Толкованiе на Святаго Матфея Евангелиста LXXXVI.]
"Считать себя лучше подобным себе людей - это гордость, а произносить истинное суждение о вещах - это не гордость, но любомудрие."
[ Iоанн Златоустый, Беседы на Первое посланиек Коринфяном, XI ] 
Гордость = высокомерие, надмение; притязательность и в особенности корыстолюбие; дерзость; бремя, тягость; надмение, высокомерие.
Тщеславие = тщетная самого себя похвала, хвастовство, чванство (Филип.2,3). Триод. постн. лист 1.
Тщеславник = горделивец, кто тщеславится каким либо мнимым достоинством. Толк. ев. 293 [ Полный церковно-славянский словарь, Г. Дьяченко].
Отсюда следует, что нападки на пользователя Михаил Ершов не обоснованны. И, кроме того, лично я предпочитаю видеть личные свои грехи, а не промахи окружающих. Другое дело - суждения по вопросам веры, в которых неуклонно следует держаться Истины.

М.Е. 01.08.2012 в 16:15:12

Не могу поверить в то, что преп. Серафим мог дерзнуть противоречить самому Господу, говоря о первой и второй заповедях. Арсений, ты, наверное, пользуешься теми же мутными источниками, откуда взяты слова якобы преп. Серафима: «Тот царь, который меня прославит, того прославлю и я». Вчитайся и поразмысли. Мог ли сказать такое смиренный и убогий Серафим?
Во времена преп. Серафима и при царе Николае II мои предки были богобоязненными законопослушными Российскими поддаными. Они никого не предавали и не отрекались. Будь я на их месте, я так же относился бы к Богу и Его помазаннику, соблюдая слова "Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2:17). В последний раз говорю тебе, что мы живем в XXI веке. Очнись!

Арсений 01.08.2012 в 14:04:22

«В очах Божих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя. После Православия они (Цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия. Первая заповедь христианина – возлюбить Господа Бога всем существом своим, а вторая – чтить помазанника Божия» (Преп. Серафим Саровский).

Михаил Ершов 01.08.2012 в 12:57:21

А кто из вас скажет о себе, что он в какой-то степени не страдает гордостью, тщеславием и не имеет иногда проявлений каких-то других страстей, очистился от всех страстей... Я лично не могу сказать этого о себе. О чем ты, Елена? Тебя, видно, очень задели мои нелицеприятные комментарии. Ты хочешь ещё и святоотеческих цитат о твоем иногда просто неподобающем поведении и высказываниях...
А дискутировать с современными упертыми монархистами я считаю даже вредным. Пусть они занимаются этим со своими теоретиками и прочими мечтателями ХХI века. Простите за откровенность. Еще раз говорю всем, что я не скрываю своего имени и не стыжусь своей фамилии. А к господам я никогда не относился (разве только незнакомые либо малознакомые немцы и другие лица обращаются ко мне так из этикета, но приходится мириться с этим) и прошу вас всех обращаться ко мне на ты.
Сегодня день памяти одного из любимейших мной Святых - преподобного Серафима. Сейчас почитаю ему акафист, а затем Псалтирь. Помяну и вас всех от всего сердца без всякого лицемерия. Спасайтесь!

Константин 31.07.2012 в 17:46:59

Подписавшемуся "Костя"
Протоиерей Артемий Владимиров в беседе о страсти гордыни и тщеславия называет мнение человека, будто все окружающие только и думают противоречить и оппонировать ему, болезнью ума. Елена справедливо замечает, что так нельзя. Это просто разрушает дискуссию. Простите.

Иоанн 31.07.2012 в 15:32:56

Учение о царской власти является Преданием Церкви: http://samoderzhavnaya.ru/pages/svt_filaret_hristianskoe_uchenie_o_carskoy_vlasti
А фальшивыми являются "пророчества" от своего ума, высказываемые М.Е.

Костя 31.07.2012 в 12:41:23

Елене
Почему Вы решили, что г-н, подписывающийся Михаил Ершов, не признает Священного Предания? Только на том основании, что он не признает фальшивых "пророчеств" и подобных оным иных кликушеских басен? - Мне, к примеру, отнюдь не заметно, чтобы Ершов стремился кого-то здесь вразумлять или наставлять - он только высказывает свою точку зрения на тот или иной вопрос - как я или Вы. А дело наставничества принадлежит тому священнику, которому Вы доверяете - не так ли? Если точка зрения господина онсицы Вам не угодна - Вы имеете право ее отвергнуть или оспорить, но зачем же затыкать рот инакомыслящим, когда последние отнюдь не богохульствуют и не кощунствуют. Это удел некоторых выпускников МГИМО, осваивающих религиозную тематику.

Елена 31.07.2012 в 09:12:04

Если бы существовало такое понятие "смиренная гордыня", то, Михаил, не обижайтесь за прямоту, можно было бы к Вам применить. В словах у Вас такое смирение, просто елей. А вдумаешься в смысл - просто диву даешься - невероятная гордыня, самомнение и превозношение над всеми. Ваши "аппоненты", Вы ведь всех так называете, хотя бы постоянно опираются на высказывания и пророчества Святых Отцов, авторитеты Церкви. Вы же это не признаете и высказываете с таким опломбом свою собственную точку зрения. Послушаешь Вас - все для Вас враги и собрались сюда только для того, чтобы с Вами спорить. А Ваша миссия - всех нас вразумлять, направлять на путь истинный. Вы ведь неплохой человек, это видно. Задумайтесь, ведь так дальше нельзя.

Иоанн 30.07.2012 в 23:52:20

Промысл Божий неисследим для слепой гордыни. Только то, что Сам Господь открыл Святым угодникам Божиим, достойно веры. А происшедшее после 1917 года – попущение Божие за нераскаянность и презрение "немонархистов" к заповеди: "Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2:17).

М.Е. 30.07.2012 в 20:41:13

Спасибо, Арсений, за доброе пожелание. Что ни говори, у нас одна цель, и это радует. Но, к сожалению, и в вашей среде монархистов, включая апологетов, достаточно много поклонников представителей царского рода, не только Романовых, просто как царей. Твои и прочие высказывания на эту тему я уже читал (не хочу и не буду вдаваться в подробности). Вот прежде всего такое слепое поклонение царям я и не приемлю, но и, конечно, другие крайности в отношении прославленного святаго страстотерпца царя Николая. Нужно смириться с тем, что по Промыслу Божию в России монархия прекратилась и по всему никогда не возобновится, разве только искусственно. Нам всем нужно смириться и готовиться к худшему. Что делать? Полагаться на Промысл и помощь Божию, стараться жить в покаянии по заповедям Его, не отчаиваться и не ужасаться... В этом нам немощным самый ближний пример - святые царственные страстотерпцы, новомученики и исповедники Российские. Их молитвами да вразумит и помилует нас Господь Бог наш...

Арсений 30.07.2012 в 17:56:52

Михаил, "слепым поклонником умерших представителей Дома Романовых" здесь вообще никто не является. Многие из них не лучшим образом проявили себя в отношении Святой Царской Семьи. Вместо того, чтобы выискивать несуществующие грехи в собеседниках (Рим.2:1) и обсуждать проблемы, о которых имеешь смутное представление, займись с помощью Божией, собственным спасением.

М.Е. 30.07.2012 в 14:26:47

Николай, я рад за тебя - ещё не все потеряно. Видно, что ты очень начитан и знаешь несколько путей, ведущих к покаянию. Тебе осталось только, отбросив всякую иронию и злопыхательство, встать на правильный путь и идти им до конца. Спасайся, брат!

Николай 30.07.2012 в 13:00:04

Михаил, не стану иронизировать по поводу твоего "различения духов". "Ослепленность, злобность, непримиримость...", – не много ли ты берёшь на себя? Советую последовать образу покаяния Св. Анании, Азарии и Мисаила, которых Церковь в 7 песни любого канона приводит тебе на память.

Михаил Ершов 30.07.2012 в 09:13:38

Николаю и ему подобным

Я был в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге несколько раз, однажды много лет назад заглядывал туда, где захоронены так называемые "екатеринбургские останки". Должен честно сказать, что каждый раз испытываю там одни и те же ощущения от посещения музея-кладбища. Не являясь монархистом и слепым поклонником умерших представителей Дома Романовых, я с уважением отношусь к некоторым историческим личностям и почитаю прославленных царственных страстотерпцев и их родственницу - преподобномученицу Великую Княгиню Елизавету. Но такое экзальтированное фанатичное почитание, которое наблюдается у тебя и подобных тебе, я не приемлю. Откуда столько злобы, непримиримости, ослепленности и т.д.?...
Тебе, наверное, самому понятно теперь - откуда приходят такие духовные состояния. Святые отцы научили нас различать духов. Ты на очень опасном пути, Николай, и близок к расколу и к тем, кто уже в расколе. Тебе и мне и всем нам нужно каяться в своих грехах и согрешениях, принести Богу личное покаяние и стараться жить по Его заповедям, брать пример с Него и Его святых угодников. Пойми, наконец, что ты и подобные тебе - не посторонние мне, вы - ближние мои. Поэтому я не могу безразлично взирать на то, как вас терзают и ранят безжалостно... К сожалению, в данном случае могу помочь только словом. Спасайтесь!

Николай 29.07.2012 в 23:57:05

В 2013 году исполняется 400 лет Царственному Дому Романовых и самозванцам нужен пиар. Для чего, Ершов, ты помогаешь им? Ты отрёкся от покаяния за русский народ. Но может у тебя мало личных грехов? Хочешь повторно отречься от Святого Мученика-Царя, признав подложные мощи? Ты был в Петропавловском соборе? Такого висящего чувства лжи у Святых мощей не бывает.

М.Е. 29.07.2012 в 19:50:13

Последние 17 месяцев: http://www.youtube.com/watch?v=LED7tvv7xNQ&feature=relmfu
Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

М.Е. 29.07.2012 в 17:21:40

О идентичности говорят специалисты: http://www.youtube.com/watch?v=O3vvRJKAG9s Там есть ещё одна передача, не смотрел. В указанной передаче очевидно, что независимый эксперт сделал свое дело честно и профессионально. Т.е. так же можно сделать и дополнительные экспертизы. В данном случае мне ближе позиция именно этого эксперта, который не берется категорически на 100% утверждать в отличии от полного неприятия другого.
А вообще, лучше подождать, что скажет наша Церковь. Если останки будут признаны Церковью как мощи, я буду поклоняться им как мощам Святых Божиих, имея перед собой первообразы святых царственных страстотерпцев. Так же, как, не исследуя, целую святые мощи в наших храмах и обителях.

Наблюдатель 28.07.2012 в 23:36:24

По инициативе настоятеля, останки безызвестных людей, выдаваемые за мощи Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, предлагают разместить в восстанавливаемом Феодоровском соборе, рассаднике неообновленчества в Петербурге:
http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/15/po_iniciative_svyawennika_peterburgskoj_eparhii_gotovitsya_provokaciya_protiv_gosudarstva/

Елена Сергеева 28.07.2012 в 00:35:34

Из книги "Англичанин при Царском Дворе":
В 1920 году (в Рождество) следователь Н. Соколов, который расследовал убийство Царской Семьи, и генерал Дитерихс посетили в Чите Гиббса. "На этот раз они сообщили, что их жизни находятся в опасности из-за хранившихся у них "доказательств", касающихся убийств и связи немцев с большевиками... Затем Дитерихс произнес:
"Есть один предмет, который я хочу передать вам сейчас, -- и принес из своей комнаты шкатулку, обтянутую кожей вишневого цвета [фото шкатулки на стр. 144-145], которая некогда принадлежала Императрице. Превозмогая сильное волнение, генерал добавил:
-- Здесь находятся все Их земные останки".
Лондон не дал разрешения Гиббсу взять с собой на хранение шкатулку со всем тем, что сохранилось от останков сожженных тел членов Царской Семьи и их слуг, обнаруженных в шахте. "Соколов и Дитерихс, оба находившиеся в Пекине, были раздавлены этим известием, однако, на их счастье, они встретились с французским генералом Жаненом и обратились со своей просьбой к нему. Жанен заявил, что считает миссию, возложенную на него, "долгом чести по отношению к верному союзнику". Говорят, что шкатулка по-прежнему находится в семейном склепе Жанена" (Кристина Бенаг. Англичанин при Царском Дворе. Духовное паломничество Чарльза Сиднея Гиббса. СПб: Царское Дело, 2006. Стр.226--228).

М.Е. 27.07.2012 в 23:01:07

Сегодня вечером я заходил в youtube и никак не ожидал встретить здесь видеоматериал, напрямую связанный с моим вчерашним постом 26/07/2012 в 20:58:41, так как искал совсем другое, не связанное с царской семьей. Я обратил внимание на название, включил и увидел: http://www.youtube.com/watch?v=DnnI8H-jfpM&feature=related
Я не криминалист и не вижу противоречия в том, что следователь Соколов нашел на пепелище многие вещдоки и единичные фрагменты человеческого пальца, а сами останки тел не нашел. Скорее всего их действительно тайно захоронили в другом месте. С трудом верится, чтобы на открытом воздухе можно было сжечь человеческие тела до пепла... В любом случае при желании можно провести независимые экспертизы и сопоставить их результаты с уже имеющимися.
Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

М.Е. 27.07.2012 в 09:43:33

Арсений, ты бы предложил тогда уж всю литературу о царской семье почитать... Я лично почитаю в свободное время духовное... Сформулируй, пожалуйста, кратко свою мысль на основании предложенной тобой литературы. Ты не считаешь захороненные так называемые "екатеринбургские останки" подлинными? Я не могу так однозначно утверждать. Подождем немного...

Арсений 27.07.2012 в 01:04:54

Патриарх сказал: "Так называемые останки". Дух антихриста – это дух подмены. Читайте материалы следствия Н.А. Соколова http://rus-sky.com/history/library/sokolov.htm, выводы М.К. Дитерихса http://rus-sky.com/history/library/diterihs.htm и книгу Роберта Вильтона "Последние дни Романовых" http://rus-sky.com/history/library/wilton/.

Михаил Ершов 26.07.2012 в 20:58:41

Пока не опубликована "важная информация" Патриарха Кирилла (см. его заявление в Киеве), но по всему дело идет к признанию подлинности останков членов святой царской семьи, захороненных в Петро-Павловском соборе. См.: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=46637 А также: http://www.ria.ru/religion/20120726/709824666.html И в последней ссылке откройте:"Генетическая экспертиза подтвердила их подлинность"

Вера 24.07.2012 в 09:48:59

Елена Сергеевна! Не всему, что написано в книге "Россия перед вторым пришествием", можно доверять. См: http://www.blagogon.ru/articles/109/

Елена Сергеева 24.07.2012 в 00:45:12

В приведенной (по ссылке М. Ершова) статье дьякона Г. Малкова приводится мнение, что в крушении монархии сыграло и отсутствие в "Николае II несгибаемой монархической воли... государственной ответственности..." Простите, а где же упоминание православным дьяконом о Промысле Божием? Попущенная Богом революция 1917 г, давшая "рвущимся к власти навластвоваться всласть", пришлась на Царствование Императора Николая II. И Господь заранее готовил Своего избранника к мученичеству.
Ещё будучи цесаревичем, Николай II, путешествуя по Японии, услышал из уст провидца монаха-отшельника: "...Два венца суждены Тебе, Царевич: земной и небесный... Великие скорби и потрясения ждут Тебя и страну Твою. Ты будешь бороться за ВСЕХ, а ВСЕ будут против Тебя... Блажен, кто кладет душу свою за други своя. Трижды блаженней, кто положит ее за врагов своих. Но нет блаженней жертвы Твоей за весь народ Твой. Настанет, что Ты жив, а народ мертв, но сбудется: народ спасен, а (Ты) свят и бессмертен. Оружие Твое против злобы -- кротость, против обиды -- прощение. И друзья и враги преклонятся пред Тобою, враги же народа Твоего истребятся..." (По воспоминаниям епископа Митрофана (Зноско-Боровского.)
Во время Саровских торжеств 1903 г. Государю Николаю II передали заповеданное Ему письмо преподобного Серафима Саровского, в котором Святой Старец предупреждает Государя о мученическом венце, приготовленном для Царской Семьи Господом. "...Святой прозорливец ясно видел всё грядущее, а потому предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в вере, что всё это совершится не случайно, а по предопределению Предвечного Небесного Совета". (Игумен Серафим (Кузнецов) ("Россия перед вторым пришествием". Т.2. Стр. 364).
Во время этих торжеств знаменитая Дивеевская блаженная Прасковья Ивановна на словах так же "предсказала Государю всё: войну, революцию, падение престола, династии, море крови -- что потом и случилось...
Игумен Серафим (Путятин) неоднократно был свидетелем того, что блаженная ставила портрет царской семьи к иконам и молилась на него, взывая "Святые царственные мученики, молите Бога о нас!" -- и горько плакала" ("Жития Дивеевских блаженных", 2001. Стр.145, 146). До революции оставалось ещё несколько лет....

Михаил Ершов 23.07.2012 в 12:08:57

Духовный совет преподобного Серафима Саровского относится ко всем нам. Кто скажет, что он (она) стяжал (а) уже дух мирен?.. Среди читателей БО вряд ли таковой (таковая) найдейтся. Разве только прельщенный (ая) либо прельщаемый (ая)...
Только что прочел интересную статью в Апологете: http://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/67-актуальные-темы/1002-o-vstuplenii-rossii-na-put-muchenichestva-za-veru-khristovu-1917-god Прочитайте, пожалуйста, и мой комментарий там. Искренне желаю всем вам спасения и жизнь вечную!

Силуан 22.07.2012 в 22:26:39

Михаил! "Стяжи духъ миренъ и тысячи вокругъ тебя спасутся" (Св. Серафимъ Саровскій).

Иоанн 22.07.2012 в 20:04:29

Пророчества Святых Отцов о восстановлении Православного Самодержавия в России одновременно содержат и ясные признаки антихриста, и это сочетание не случайно. Они даны нам для различения истины от лжи, а не для отвержения истины. Михаил же противопоставляет этому – "пророчество" от своего ума, и ставит его выше Святоотеческого. Если из-за экуменизма и обновленчества отвергать Православие, можно духовно погибнуть. Так же и в остальном.

М.Е. 22.07.2012 в 19:56:58

Моим упорным оппонентам хочется еще раз напомнить: мы живем в XXI веке, во времена последние, когда ваше пустословие и необоснованые подозрения и предположения (прикрываемые порой очень правильными словами) отводят нынешних христиан от главного дела и цели их жизни - спасения во Христе Иисусе. Не пора ли, наконец, прекратить ненужные дискуссии и заняться главным делом... Да помогут нам в этом своими молитвами Пресвятая Богородица, святые царственные страстотерпцы и все святые, в земле Российской и во всем мире просиявшие...

Сельскiй бригадиръ 22.07.2012 в 19:11:36

Арсений, то что Вы написали - абсолютно верно. Но возможно Михаил справедливо опасается, что под видом православной монархии масонской закулисой нам будет подсунута или скорее навязана ее подделка в виде т.н. "гогенцоллерновской династии" или принца Майкла Кентского? Ведь надо постоянно помнить, что сейчас как никогда раньше мы живём во времена всевозможных подделок: подделки во всём - от пищевых продуктов с ГМО и биодобавками, по вкусу ничем не отличающихся от натуральных, до религиозных (экуменизм, обновленчество) и политических (масонские варианты лжедемократии, под которой скрывается жесточайшая либеральная диктатура, и лжемонархии).

Арсений 22.07.2012 в 18:45:00

Для Михаила:
"Учение о царской власти основано на Св. Писании. Следовательно, в своей основе это учение богооткровенное. И не проблематически, а самым положительным образом Св. Писание вещает нам в качестве богооткровенных истин, что Царь есть Божественное учреждение, что его власть происходит от Бога, что он есть Самодержавный, наследственный и Помазанник Божий. А также в форме самых положительных богооткровенных истин и заповедей, а не в качестве проблемы Св. Писание от лица Самого Бога и Его Св. Апостолов предлагает нам учение о том, что власть Царя следует почитать, ей нужно повиноваться и молиться за нее Богу, если мы хотим, чтобы наша жизнь протекала в благополучии и святости в целях вечного спасения. После такого положительного учения Слова Божия о царской власти называть его проблемой – это значит не понимать Св. Писания и даже отвергать его в учении по сему вопросу; а вместе с ним и святоотеческое учение о царской власти, строго основанное на Божественном Откровении. Если бы русские православные люди имели веру в богооткровенные истины о царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей Родины, ее погубившими. Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве Православной веры; если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на Св. Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, – то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти, в таком случае этого возрождения мы не увидим никогда. Быть русским православным людям в положении крыловского метафизика теперь, при величайших несчастиях, в которые мы впали, – не только смешно, но и грешно. Поэтому мы должны исповедовать веру в богооткровенные истины о царской власти при памятовании, что у нас не может быть ничего общего с рационализмом, уничтожающим эту спасительную веру, без которой возрождение России невозможно" (Архиепископ Серафим Соболев).
Рационализм Макиавелли является греховным соблазном для православных. Даже если бы не было пророчеств Святых Отцов, есть богооткровенное учение о царской власти и заповедь: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15); "храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6, 20).
Вопрос царской власти – не политическо-конъюнктурный, а религиозный.

М.Е. 22.07.2012 в 18:33:24

Бедный Ваня, ... тебе самому полечиться нужно и прежде всего духовно.

Иоанн 22.07.2012 в 17:40:33

Неизменная болезнь духа времени: подсчитывать проценты и вероятности. Но всю эту логику опрокидывает Святой Царь-Мученик с семьей, оставленный абсолютным большинством отступников.

Михаил Ершов 22.07.2012 в 14:42:35

Вчера я вернулся из Дивеево - четвертого удела Пресвятой Богородицы. Три дня духовной радости в обители под покровительством Владычицы нашей и преп. Серафима...
В связи с вновь разгоревшимися здесь ожиданиями прихода православного царя хочется поделиться одним свежим наблюдением. Среди многих тысяч паломников в эти дни я заметил только одного мужчину, наверное, современного монархиста с портретом государя Николая II (заметьте, не с иконой св. царственного страстотерпца). Раньше таких можно было увидеть намного больше. Хочется думать, что люди, верующие в Бога, приходят постепенно к правильному пониманию действительности и правильному почитанию святых угодников Божиих. Мало ли чего хочется нынешним монархистам, опирающимся на известные пророчества и высказывания святых отцов... Мы имеем сейчас то, что имеем. Главное - нам дано время к личному покаянию и спасению. А все остальное - суета. Спасайтесь!

Арсений 19.07.2012 в 19:16:28

"Победил ли он как Государь своих врагов в этой мирской борьбе?" Конечно, да. Сама его мученическая кончина была окончательной победой. В тропаре Святым Мученикам поётся: "Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша".
Св. Мученик Царь Николай низложил своих мучителей. Они и на земле получили возмездие за своё злодеяние, и теперь испытывают вечные муки.

Иоанн 19.07.2012 в 16:17:53

Св. Филарет (Московский) на Книгу Царств:
"Посмотрим на избрание Давида в Царя Израилю. Рече Господь к Самуилу: прииди, пошлю тя ко Иессею до Вифлеема, яко узрех в сынех его Себе Царя (1 Пар., 16:1). Самуил колебался, находя опасным посольство. И Господь признал опасность и повелел чрезвычайное посольство прикрыть видом обыкновенного жертвоприношения, но самого дела не отменил. Пророк приходит в Вифлеем, пересматривает сынов Иессея, не зная, кто из них должен быть Царем. Едва наконец найден Давид, бывший у стада и оставленный отцом без внимания, и тогда уже Самуил получил от Бога определительное изволение и помазал Давида в Царя. Но что потом? Давид пошел не на Престол, а обратно к стаду. По времени он был позван в дом Царя, но не Царствовать, а играть на гуслях. Еще по времени пришел он в войско, но не как воин с оружием, а как обозный с пищею для своих братьев-воинов; здесь нечаянно вызвался на единоборство с Голиафом, победил богатыря, приобрел чрез то славу, сделался сродником Царя. Теперь он уже не так далек от Престола; но и после этого он еще должен быть не Царем, а изгнанником, бездомным, скитающимся по горам и дебрям, не находящим безопасности в отечестве и принужденным удаляться к иноплеменникам. Спрашивается: для чего же Давид был помазан в Царя так рано, так, по-видимому, неблаговременно, и даже с опасностью для него? Для того, во-первых, чтоб помазанием преподать ему царскую благодать, которая сделала бы его и победителем, и любезным народу, и в бедствиях неодолимым, и наконец довела бы до Престола, как и сказано в Писании, что вследствие помазания ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1 Цар., 16:13). Во-вторых, для того рано помазан был Давид, чтоб после, по действительном воцарении его, и непокоривые принуждены были признать, что Царь поставлен не случаем, не народом, но Самим Богом, когда воцарение Давида, несомнительное по естественному ходу дел, чудесно исполнилось в самой действительности. Наконец для того, чтоб явственным оказалось, яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк., 1:37)".

Дмитрий 19.07.2012 в 14:40:25

Прежде всего Лесков был светским писателем, довольно близким по духовному устроению Л.Н.Толстому: Вот что он написал в своем письме Черткову о Толстом:
«Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума».
Ну, а духовное устроение Льва Николаевича и его отношение к православному христианству как-то даже и обсуждать неприлично, и так все ясно. Так что нет смысла заниматься обелЕнием ЛИЧНОСТИ Лескова, конечно, весьма неоднозначной. Вопрос о тех прозрениях, которые есть в его творчестве. То, что он вращался среди староверов, совершенно не значит, что он является их апологетом. Один из его рассказов («Захудалый двор») – очень жесткая критика того староверия, которое базируется лишь на внешнем благочестии. Как, кстати и «Запечатленный ангел», где староверы показаны хотя и с симпатией, но в итоге приобщаются к господствующей Церкви как подлинно истинной. «Староверы - лучшая часть народа» в моем понимании – это та часть народа, которая духовное поставила выше мирского. Богобоязненные, набожные, рассудительные, образованные и АКТИВНЫЕ, которые готовы отдать свою жизнь за ВЕРУ. Это не теплохладность приспособленцев, для которых нет ни правой, ни неправой веры, а есть только та, «которую начальство прикажет».
К слову, уж простите, наверняка знаете, но еще раз напомню цитату из А.И.Солженицины: «Если бы не было XVII века, то не было бы и 17 года».
Говорить о том, что староверы сыграли ГЛАВНЕЙШУЮ роль в свержении Государя просто смешно. Главнейшей причиной свержения Николая явилось распространяющееся обезбоживание русского народа, его расхристианивание, цинизм и прагматизм… А теория заговора… Знаете, совершенно не хочется разматывать этот грязный «клубок» борьбы, противоречий, лжи, обмана, предательства, приспособленчества. У любой власти ВСЕГДА есть и будут противники. Это – совершенно понятное явление падшего мира. Чему тут удивляться?!
Были ли враги у Николая? Конечно были! Кто же спорит! Победил ли он как Государь своих врагов в этой мирской борьбе? Нет, он проиграл. Чем закончилось это для России? Ужасом Октябрьского переворота и кровавой баней большевистского террора...

Арсений 19.07.2012 в 14:21:27

Дмитрию
Эх, куда вас занесло! В современное адвентистское толкование Библии (А.А. Опарин - адвентист). Между прочим, раньше не было и судей)) А ещё прежде не был дан Закон. А в раю была только одна заповедь и т.д.

Елена Сергеева 19.07.2012 в 13:46:01

Благодарю батюшку за статью. К сожалению, до сих пор (несмотря на воспоминания современников) бытуют ложные мифы о Царствовании Императора Николая II, созданные в угоду и оправдание разорителей Самодержавия -- истинной православной государственности. В эти мифы верят, видимо, и те, кого, так сказать, просто "корёжит" от упоминания имени Святого Царя мученика Николая II.

Дмитрий 19.07.2012 в 13:39:21

Наблюдателю:
“И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город” (1 Цар. 8:21—22).
После этих слов израильтяне разбрелись по своим коленам с радостным настроением и ожиданием появления долгожданного царя. Они были искренне счастливы, не подозревая, какой выбор они сделали и каким страшным эхом он отзовётся в их жизни. Народ “выходил” из периода Судей и “входил” в период Царей. Единственным человеком, который устало шел с этого собрания, был Самуил. Последний судья Израиля не знал, что четыреста лет царской власти приведут к полному уничтожению десяти израильских колен (!), рабству колена Иуды, разграблению и сожжению Иерусалима, осквернению святилища.

каноничный 19.07.2012 в 02:05:24

"Не каждый знает, что Макиавелли — итальянский политический мыслитель начала XVI века, с его знаменитой книгой «Государь» — сыграл роковую роль в гибели нашего святого Государя Николая II и в уничтожении православной монархии в России. Какова логика этого странного совпадения?"
До этой статьи даже не подозревал. Вот оказывается кого имел ввиду Государь когда писал "кругом измена и трусость, и обман" Странная статья в день памяти Святых Царственных Страстотерпцев.

Наблюдатель 18.07.2012 в 18:23:23

Дмитрию
Лесков обращался среди сектантов-старообрядцев, это выразилось в его творчестве нехристианским сарказмом и даже цинизмом. Раскольники-старообрядцы – "лучшая часть народа", о которой вы говорите, действительно ненавидела Самодержца и Патриарха. Вместе с масонами они сыграли главнейшую роль в свержении Государя Николая Второго и крушении Империи. Ненависть к Петру I они перенесли на всех Романовых. Морозовы и иже с ними финансировали революцию. Один из главных думских предателей Гучков был старообрядцем. Царская Семья была отправлена в Тобольск и Екатеринбург, потому что там у них не было сочувствующих, в этих городах жили в основном старообрядцы. Более того, вступивший в сговор с большевиками, владелец дома, где произошло убийство, Ипатьев был старообрядцем. Месть – вот то чувство, которое руководило ими. Они были одной из движущих сил разрушения России. Ваши комментарии лишний раз подтверждают это.

Иоанн 18.07.2012 в 16:24:28

Если не нужен "грядый во имя Господне" Православный Государь, его место займет грядущий "во имя своё" (Иоанн 5, 43). Свято место пусто не бывает.

Дмитрий 18.07.2012 в 13:54:28

для Иоанна:
//ведь Царь является не наемником, а отцом.// (с)
Вы знаете, скажу только за себя (Ваше дело не соглашаться): у меня есть три отца: Бог Отец (конечно же я говорю о Троице и Небесном отечестве), отец духовный как поводырь к Отцу Небесному, и мой отец по крови. И 4-го отца в виде просвещенного, пусть даже православного монарха мне не нать. Потому как если беспристрастно почитать историю монархизма в России, идеализировать данную форму правления отпадет малейшее желание... (ну падшие мы люди, со времен Адама, не взирая на чины, звания и прочее.... )

Дмитрий 18.07.2012 в 13:43:48

для Игоря Друзь
Игорь, ад на земле в любом случае наступит, как бы мы этому не противились. Апокалипсис об этом ясно говорит. Это не призыв к пассивности. Конечно, нужно "делать что должен - и будь что будет". Только надо ясно понимать, что с точки зрения ПОБЕДЫ, НАША ПОБЕДА будет не на этой земле, а в новой жизни, где "новое небо и новая земля" и Вечный град Небесный.
Поэтому прилепляться всей душой к этому, падшему миру... Все эти заполняющие души и сердца алкания о самодержце, расширении пределов православного царствия.... Это - внешнее.
Как ни прискорбно, но готов повторить слова Лескова, что "русский народ крещен, но не просвещен". И когда нет внутренней работы, то начинается и придумывается работа внешняя: построение очередной Вавилонской башни, которая просто по определению обязательно рухнет. "Кесарю - кесарево, Богу - богово".
Лично я уже "переболел" монархизмом. Знаете, учитывая то, что мы сейчас живем в последние времена, времена великих подмен, обманов и иллюзий, мне кажется, что монархия для нас сейчас просто ОПАСНА. Уж если св.Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что выродится монашество (!), то что говорить о делах светских?!

Николай 18.07.2012 в 10:55:17

Цитирую Дмитрия:
>>Вы в Европе были? Общались с людьми? Мне порой кажется, что они - большие христиане, чем мы>>
 Я общался и наблюдал. Народ там крайне равнодушный и пассивный в моральном плане. Общество потребления как никак. Белые от такой жизни постепенно вымирают (как и у нас конечно) и растет число иммигрантов не желающих принимать такие "Ценности". Так что сейчас Победоносцева можно вспомнить.)

Игорь Друзь 18.07.2012 в 04:38:38

Дмитрию.
Православное Царство земное, по словам святых, нужно не для построения рая земного, а для предотвращения земного ада. Для этого нужен Удерживающий, о важности которого говорил еще св. Иоанн Златоуст и сонм других святых. ВСЕ святые, рассуждающие на тему монархии, были МОНАРХИСТАМИ. То есть вы пытаетесь опровергнуть согласие святых, что по церковным меркам является прямым извращением вероучения; грехом еще похлеще грабежей или разбоев. Демократия - миф для быдлизированных телевидением масс, она падшая и недолговечная по своей природе, приближает царство антихриста.
Я много лет лично наблюдаю изнутри деятельность Верховной Рады Украины, почему абсолютно разделяю презрение нашего великого мыслителя Победоносцева. Парламентаризм - это цирк, и даже случайно попавшие туда приличные люди могут сделать мало путного. Алексей Тишайший был, несмотря на все ошибки, одним из величайших царей, который широко раздвинул наши государственные границы и защитил Православие по всему тогдашнему миру. Именно поэтому его так ценил митр. Иоанн (Снычев), чью глубокую оценку я полностью поддерживаю. А валить на Святого Царя гибель империи, вся верхушка которой давно погрязла в оккультизме и материализме, в измене и корыстолюбии - это верх несправедливости.
Сегодня тысячи православных монархистов Киева прошли крестным ходом в честь Святых Царственных Мучеников. Полностью одобряю статью.
Святый Царю Николае, моли Бога о нас! .

Иоанн 18.07.2012 в 03:08:28

"Нет такой профессии – хороший человек". Зато есть профессиональные злодеи. Не обязательно наемные убийцы. К примеру, в нацистской Германии были изготовители женских сумочек из человеческой кожи. Они никого не убили, просто выполняли заказ. Безнравственность превращает человека в зверя. Идолопоклонники системы исключают нравственность; они считают её посягательством на звериную логику, на алгоритмы превращения человека в элемент контроля и управления, в подопытную крысу. Системе мешает Царство, ведь Царь является не наемником, а отцом. Церковь может быть вмонтирована, только если перестанет обличать беззакония и будет приносить доход. Семью логичнее заменить проституцией или инкубатором детей для содомитов. Жертвы в их глазах, это несогласные с системой; но как ни парадоксально, огонь этого идола сожжет их самих. И не напрасна жертва Царя Николая. Благодаря ей мы ещё можем покаяться и не поменять образ Божий на образ зверя.

Арсений 18.07.2012 в 01:04:48

Дух циника Макиавелли лёгок на помине, совсем не стыдится.

Дмитрий 18.07.2012 в 00:00:10

"Нет такой профессии - хороший человек" (с) Сколько же можно рассказывать сказки о темном, невежественном и диком русском народе, которого почему-то силой нужно волочь в Царствие небесное с помощью просвещенного монарха и церкви?! Если очень хочется нести в народ Благую Весть, то нужно быть не монархом, а миссионером/священником/монахом. Но строить реальную политику на идеалах Евангелия - преступная наивность. Царствия небесного на земле не построить, это, извините - хилиазм. И в падшем мире, обезбоженном и прагматичном, заниматься политическим миссионерством - не просто самоубийство, а убийство своего народа.
Фантазии Алексея Михайловича ("Тишайшего", который был далеко не тишайший) о Царьграде привели к трагедии русского раскола и разрыву единого тела Церкви, когда лучшая часть народа в своей стране стала изгоями, хуже лютеран и буддистов. А веру народную сломали через "колено" и сказали: "Веровать будете так, как мы Вам скажем, Государь и Патриарх".
Другие фантазии Николая и его "жертвенность" во имя Сербии привели к краху Российской империи и гибели миллионов людей. И то, и другое - фантазии, марево, мираж....
Где сейчас Украина, ради которой затевалась справа церковных книг?! Где Сербия? И еще... эти "сказочки" Победоносцева о ужасах демократии.... ("заморозить", "переморозить", "запретить", "не пущщать"....)
Вы в Европе были? Общались с людьми? Мне порой кажется, что они - большие христиане, чем мы. Хорошо сказал о.Георгий Митрофанов, что прежде чем стать настоящим христианином, надо для начала стать просто порядочным человеком .

Иоанн 17.07.2012 в 11:04:18

Макиавели, Ирод, Иуда, изменники царской присяги, обновленцы (благодаря "сотрудничеству" которых с богоборцами миллионы православных подверглись репрессиям)... Их объединяет неверие во всесильный промысл Божий. Неверие и "практические" резоны приведут в стадо антихриста.

Игорь Друзь 17.07.2012 в 02:08:42

Либеральные и коммунистические мифы о Святом Царе вызывают только зевоту своей глупостью и банальностью. Одно и то же. Есть мнение Церкви - Царь Святой. Есть мнение Осипова - известного модерниста, что это не так. Он вообще много чего наговорил, вплоть до ереси всеобщего спасения, и крестить людей предлагал лет в 30. А нападки на прп. Серафима вообще непонятны. Вы против его пророчеств и Иисусовой молитвы? Если вы православные люди - слушайтесь Церкви, если нет - называйте себя "сектой осиповцев", или что-то вроде того.
Разоблачение мифов о Царе: http://ruskline.ru/analitika/2012/05/19/prosti_nas_gosudar/
Если Запада уже "подчинил" себе Россию, то зачем же он профинансировал революцию? К тому же, нелепо говорить об освобождении России от западного контроля после революции. Наоборот, большевицкий режим вывозил из страны все подряд, чтобы расчитаться со спонсорами. Освобождение в полной мере произошло только после Вел. Отечественной, за что Сталин поплатился жизнью.
О революции: http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/04/nezavisima_li_amerika/

Арсений 17.07.2012 в 00:35:50

Сергею Ка
Всё смешалось: люди, кони, гог-магог, лжеапокалиптика и словесная молитва, чёрная дыра и (и многая другая) "каша". А "последнего императора Михаила" и "без ведома большей части красных вождей" доставляет особо:-)

Сергей 06.09.2011 в 17:52:02

Денису.
СССР выиграл войну против немецкого фашизма, начатую Св. Николаем Вторым, которого предали февралисты. В "перестройку" февралистский Иуда стал нападать на русского-советского Петра, требуя покаяния пред собою. Мы должны на это ответить: Иди, Иудо, в ад, а мы Богу согрешили - Богу и покаемся. Расстрел Государя был осуществлен группой сионистов, без согласия и без ведома большей части красных вождей. А убийца последнего Императора Михаила был расстрелян после войны.

Денис 08.06.2011 в 17:53:00

Противником канонизации царской семьи был и Нижегородский митрополит Николай, ныне покойный. А вот, что писал проф. МДАиС А.И.Осипов о канонизации царской семьи - http://istina.ucoz.r..._o_kanonisazii.html

Денис 08.06.2011 в 17:51:28

Николай II и тогдашняя политическая элита самоустранились от управления государством, и окончательно обособились от народа пустив ситуацию на самотек за что и жестоко поплатились, это во-первых! Во-вторых Запад влил огромные деньги в начале ХХ века в Россию, фактически мы полностью зависели экономически от иностранного капитала (конкретно Немецкого и Английского) и Буржуи могли вертеть Россией как хотели в экономическом плане мы тогда были 100% колонией Европы (как и сейчас в принципе)! Революция национализировала этот капитал, мало того Россия решила больше не отстаивать экономические и политические интересы Англии на континенте, которая ловко стравливала нас сначала с Французами а потом и с Немцами дабы сохранить свое могущество. Вот этого Англичане нам никогда не простят. Столыпин был не в состоянии своими реформами в одиночку кардинально перевернуть сложившиеся веками устои в стране, что бы не говорили.... Слишком мало было у него времени и слишком Сильно сопротивлялась реформам прогнившая насквозь Политическая элита царской России. Его реформы стоило проводить сразу после войны 1812 года, тогда бы может история России была бы не такой страшной. Но никому это было "не надо" ни Западу всеми силами стремившемуся к нашим ресурсам ни нашим капиталистам во власти (в принципе сейчас очень похожая ситуация), в результате мы получили 1917 год со всеми вытекающими! Революция явилась самым ярким отражением всех социальных проблем того времени, случилось то, что случилось. Советский период нельзя вычеркивать из истории - надо изъять из него все самое хорошее, тщательно стараясь не повторить фатальных ошибок! А у нас все как обычно вычеркнуть, уничтожить, заклеймить!

Сергей 27.05.2011 в 15:18:02

Государь Николай II - великий Святой, в этом сомневаться грешно. Однако хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, мастерски используемые диаволом, который весьма радуется, если ему удается поймать нас на наших религиозных чувствах.
1. "Традиция" лжесерафимовых апокалиптических лжепророчеств, тянущаяся с первой половины XIX века.
2. Некий тлетворный лжерелигиозный дух, связанный с почитанием Св. Царской Семьи и преп. Серафима, - та же лжеапокалиптика, идеи о "стяжании духа мирна" без исполнения Божиих Заповедей, только через делание словесной молитвы (Святитель Феофан Затворник писал: ".... они искусственное делание молитвы Иисусовой почитают главным делом и кровяную теплоту при этом - настоящею духовною молитвою Иисусовою. Кто так думает, тот в прелести" (Святитель Феофан Затворник, "Наставления в духовной жизни", стр. 213. "Апостол Веры" 2005)), идеи о "Всеславянском Гоге и Магоге".
3. Через "старца" Григория Распутина и иных "мудрецов" начала XX века вся эта (и многая другая) "каша" стала быстро отравлять русскую религиозность вместе с сектантством и аморализмом.
Образовалась некая духовная "черная дыра", в которую провалилась Православная Империя.
В наше время эти химеры пытаются возродиться, также спекулируя на почитании Святой Царской Семьи и преп. Серафима. Спасение от всего этого в том, чтобы начинать подвиг Христианской жизни с внешнего делания Заповедей, не с мистики. До настоящего молитвенного делания, равно как и до настоящего богословия, надо ещё дорасти.

Олег 23.05.2011 в 12:00:14

в целом согласен с выводами автора, статья написана достаточно четко и вполне раскрывает идею. единственное, что мне не вполне понятно - к кому направлены слова о «конях и на колесницах». однако если уважаемый отец Александр продолжит написание статей, посвященных восстановлению монархии в России, возможно и пояснит написанное

Иванов Вано 19.05.2011 в 20:29:18

Не стоит забывать, что в свое время европейское масонство идеи Макиавелли оценивало весьма позитивно. И использует их и поныне.

Читатель 19.05.2011 в 09:18:45

Наши "православные" обновленцы и модернисты - сплошь ученики макиавелли.

Россиянин 19.05.2011 в 07:56:44

Во многих нынешних властных структурах полно верных продолжателей учения Макиавелли. Даже в Православной Церкви среди архиереев и священников встречаются подобные. Особенно свойственен макиавеллизм некоторым молодым выходцам из Санкт-петербурской духовной академии. У них бросается в глаза полное отсутствие смирения и самокритики, презрение к святым традициям Церкви, нетерпимость вообще к любым замечаниям в их адрес, пренебрежение к нравственности и к другим людям.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс