Богородица

Актуальные статьи

О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

1.01.2022


В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю. Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды.


1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: «Всякая попытка "исправить" или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени». Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе «О новом и старом стиле» один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени». Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.

То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания.


2. Православный календарь — основа здорового духовного режима жизни нации.

Исторический и нравственный аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях. Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.

Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост. Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей. Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры... Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.

Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.


3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.

Передовая наука — за старый стиль

Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.

Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод беспокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.

Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры. В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.

Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным» общечеловеческим. Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).

Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.

Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.


4. Для России старый стиль — естествен, новый стиль — чужероден

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский. Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?

Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе «Мистика земного времени» так оценивает календарную реформу папы Григория XIII: «Символизм, красота и гармония юлианского календаря были отброшены как ненужный хлам, календарь был прокручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясорубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы попе для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, "безгрешный" папа, являлся творцом календаря. В честь реформы была изображена медаль с изображением Григория XIII и надписью: "Лучший из священников" (буквально — "жрецов"). Указ (булла) папы повелевал католикам безоговорочно принять новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, которые раздавались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространителями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты».

На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.

Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».

У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.

Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) — весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и так им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

 

* * *

Историческая справка: В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.


С 1923 года большинство поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён Святейшим Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.

Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года

Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

 
Благодатный Огонь № 2



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  36

Комментарии:

Роман 04.01.2022 в 14:37:40

Не согласен с автором. Церковь и так живёт по своему календарю. Государство ничем не мешает церковной жизни. Сегодня о.Константин Буфеев хочет календарь поменять, завтра церковнославянский язык сменить на русский, послезавтра царя на престол. А дальше что? Церковную администрацию на место Бога поставить и судьбы прихожан своим благословением вершить?

Владимир Юрганов 07.01.2018 в 13:52:03

Дай Боже возвращения нашего настоящего календаря и в светскую жизнь!! Вот бы провели совместнное моление по всей стране об этом.

Сергей Шарапов 07.01.2018 в 01:17:39

Я рос с дореволюционными бабушками, которые всегда говорили примерно следующее: "А по старому стилю еще не такое число, а такое...", то есть всегда упоминали старый стиль. Раньше на дверях всех храмов даты богослужений в расписании на неделю-две писались в двух колонках: "старый стиль" и "новый стиль". Вот уже лет пять даты по старому стилю не пишут. На вопросы, почему, множество отправлений: "чтобы путаницы не было", "кому он нужен, этот старый стиль (это в церкви у Центрального телеграфа в Москве - тут диагноз ясен)", "чернил не хватает" - это мне сказали в церкви в Парке Победы в Петрограде. Удивительное дело: были партия, КГБ, общество безбожников, комсомол, а путаницы не было; а теперь боятся путаницы. Надо обратить внимание церковных властей на это странное явление - отсутствие в расписаниях богослужений дат по старому стилю.

Г.И. 02.01.2018 в 16:46:01

Неужели возможен переход на Юлианский календарь, который бы отвечал глубоким сердечным чаяниям православного человека в современном мире. Если бы это было возможно ... и это-то в мире, где первая скрипка все-таки у либералов?

Г.А. 17.01.2013 в 18:38:37

прот. Алексию Касатикову
О. Алексий, я и сам довольно запутанно объяснил почему "Православные праздники не могут посещать все времена года". Попробую выразить свою мысль иначе. Я писал, что "Юлианский календарь позволяет им это сделать". Если за день весеннего равноденствия взять 21 марта по ст.стилю и пренебречь астрономической датой весеннего равноденствия, то усредненная дата Пасхи и непереходящие праздники будут синхронно двигаться по всем временам года. Главным достоинством Юлианского календаря является его, скажем так, трехмерность. Он ориентирован на три астрономических цикла: на звездный год, на солнечный год и на лунный цикл. Но из-за несовершенства этого календаря (несовпадения календарного года и солнечного-тропического года) 21 марта свободно путешествует по всем временам году со скоростью один день в 128 астрономических лет. А это означает, что солнечный цикл (тропический год) перестает приниматься в расчет и сам календарь начинает приобретать свойства лунного календаря. Точнее лунно-звездного. Хотя, солнечный цикл самый важный для построения богослужебной практики. Иудейская Пасха и месяц Нисан определялись по созреванию колосьев, кажется, ячменя в Палестине. Они вызревают в зависимости от времени тропического года, а не положения луны. Православная Пасха следовательно тоже должна быть связана с определенной датой тропического года, но Она теряет эту связь, перемещаясь в летние месяца. Чтобы восстановить эту связь католики зафиксировали 21 марта на весеннем (астрономическом) равноденствии, но при этом разрушили пасхалию. Новоюлианцы пасхалию вычисляют по-старому, а неподвижные праздники - по-новому и тем самым разрушают строй годового богослужебного круга. Если православные решат привязать 21 марта ст. сл. к астрономическому равноденствию, сохраняя пасхалию, но не изменяя принципов построения юлианского календаря, то они тоже вынуждены будут разрушать богослужебный круг. Между календарным и богослужебным годом есть люфт в две недели. Календарный год состоит из 52 седмиц, а богослужебный из 50 седмиц. Бывают года, когда богослужебный год превышает календарный (ранняя Пасха начинает год, а поздняя заканчивает его). Бывают годы, когда богослужебный год оказывается короче 50-ти седмиц (поздняя Пасха начинает год, а ранняя заканчивает), но в среднем он равен 50-ти седмица. Они строго определенные. Все остальные - дополнительные. Поэтому в пределах первых двух недель (седмиц) убегания праздника Рождества, при астрономически фиксированных днях празднования Пасхи, разрушение богослужебного строя будет незначительным. При "убегании" Рождества более, чем на две недели (седмицы) в сторону Пасхи разрушения будут существенными.
Подводим итог:
1) Если оставить все так как оно есть сейчас, то солнечный цикл утратит свое значение. Плохо.
2) Если зафиксировать 21 марта без реформирования календаря, то разрушится годовой богослужебный круг. Это еще хуже.
Остается ждать "Конца Света" или реформировать Юлианский календарь.
Словосочетание Конец Света ставлю в кавычки не потому, что не верю в Его наступление, а потому что Он будет концом тьмы, но не Света.

прот. Алексий Касатиков 16.01.2013 в 22:41:57

Милый Г.А.! ...Пока, за почти 2000 лет христианской эры, нарушения строя богослужебного календаря не произошло. Нам не дано знать "времена и сроки", положенные Богом для нашего грешного мира, однако, несомненно, что конца этого мира не избежать. Он, конечно, не определяется "календарями краснокожих", как только что пытались внушить всему миру. Но причиной конца будет отступление многих людей от Христа и Его истины. Позволю предположить, что до тех пор, пока в мире найдётся хотя бы одна душа, способная к покаянию, Бог ради покаяния этой души продлит дни мира, хотя бы он и лежал во зле. Но с другой стороны, всё громче и беззастенчивее раздающиеся голоса к изменению и разрушению церковного порядка ради приспособления к пошлым мирским целям (например, "посидеть за новогодним столом") говорят нам, что, скорее всего, мир не доживёт до тех времён, когда юлианский календарь придёт в негодность.
Ваше мнение о том, что ""Конец Света" поставит все на свои места" я склонен считать весьма правдоподобным. Тем, кто разделяет эволюционистскую точку зрения о возрасте мира в миллиарды лет это мнение покажется, может быть, и странным, но если мы разделяем традиционную церковно-библейскую точку зрения о человекосообразном возрасте мира порядка 7000 лет, то пора уже подумать и о возможном конце света, особенно в контексте творящейся вакханалии безбожия и антихристианства на межправительственном общемировом уровне.
P.S. Не понимаю, зачем слова "Конец Света" Вы взяли в кавычки? Разве это метафора или условный термин?

простой 13.01.2013 в 01:55:48

Г.А. 12/01/2013 в 16:34:42 пишет:
"В Юлианском календаре за каждые 128 астрономических лет набегают дополнительные сутки и смещают Рождество ближе к Пасхе. С этим что-то надо делать."
Вы не проживете 128 лет, Вам не надо ничего "с этим делать". Делать нам нужно что-то с собой на протяжении всей жизни, но не "с этим".

Г.А. 12.01.2013 в 16:34:42

Прот. Алексий Касатиков пишет:
///"Именно поэтому мусульманские праздники постепенно "посещают" все времена года."///
Православные праздники не могут "посещать все времена года". Юлианский календарь им предоставляет такую возможность, а годовой богослужебный круг не предоставляет. Если позволить Рождеству "посетить" весну или лето, да просто позволить Ему удалиться более чем на две недели от первоначального положения, то такое "удаление-посещение" разрушит весь строй годового богослужебного круга. Хотя праздник "Рождество Христово" считается непереходящим праздником, однако этот праздник строго привязан к циклу переходящих церковных праздников. В цикле переходящих праздников и подвижных седмиц у Него есть свое строго определенное место (между неделями о "Родословии Иисуса Христа" и о "Вифлеемских младенцах"). Ради того, чтобы Рождество попало на нужную седмицу количество седмиц сокращают, если Пасха поздняя, или увеличивают, если Она ранняя. Для этого существуют определенные недели. Увеличивать их число невозможно, да и три подготовительных недели Великого Поста и 7 самого Поста не позволят Рождеству на них "заехать". Православная Пасха привязана к иудейской. Последняя в лето никогда "не заедет", а значит и Рождество не может "посещать все времена года". В Юлианском календаре за каждые 128 астрономических лет набегают дополнительные сутки и смещают Рождество ближе к Пасхе. С этим что-то надо делать. (Если конечно "Конец Света" не поставит все на свои места - положит конец времяисчислению или введет новое.)

прот. Алексий Касатиков 10.01.2013 в 18:03:04

Совершенно согласен с автором статьи. Хотелось бы возразить некоторым сомневающимся на этом форуме:
— касательно совпадения церковных праздников с выходными днями - совершено понятно, что автор подразумевает согласованность гражданского календаря с церковным, поэтому бояться, что Богоявление выпадет не на Воскресенье совершенно, в этом случае не нужно;
— не многого ли мы хотим, требуя даже объявления выходными днями церковных праздников?
Нет, не многого, но только возможности исполнять церковные правила, обязательные для каждого православного христианина. Если кому-то это кажется многим, пусть он и заботится о сокращении, а нам от своего отказываться не пристало;
— cтранным кажется недоумение насчёт дипломатических и информационно-обменных трудностей. Ведь в статье приводятся совершенно очевидные примеры прекрасно здравствующих и живущих по национальным календарям Японии, Индокитая, исламского мира. Нам-то что помешает преодолеть эти вполне надуманные "трудности"? Кстати, надо учесть, что мусульмане не только считают начало летосчисления от другой даты - хиджры (бегство Магомета из Мекки в Медину), которая произошла в 622 г. от Р. Х., мусульманский год ещё и короче на целых 10 (десять!!!) дней года астрономического! Поскольку Магомет отменил високосные (тринадцатые) месяцы лунного календаря, которые по определённому закону вставляются в некоторые годы, чтобы согласовать длительность лунного и солнечного года. Именно поэтому мусульманские праздники постепенно "посещают" все времена года. Мусульманское "столетие" короче нашего на 2-3 года! И ничего - живут. Никому и в голову не приходит поучать мусульман насчёт их календаря, поскольку календарь - вещь СВЯЩЕННАЯ для любой религии, для любого народа! А известно, как мусульмане относятся к тем, кто посягает на их святыни. Мы тоже должны охранять свои святыни от всякого на них посягательства;
— наконец, об известном "кроте-новаторе" Андрее Кураеве ("крот" - из детского стихотворения:
Крот-новатор
Приспособил экскаватор:
За минуту умный крот
Весь вскопает огород
- так, к слову пришлось, воспоминания детства нахлынули).
Так вот, Я ПРЕДЛАГАЮ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ПОРЯДКЕ ЧАСТНОГО МНЕНИЯ) СЧИТАТЬ, ЧТО АНДРЕЙ КУРАЕВ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НЕ ИМЕЕТ. Подчёркиваю: это высказано в порядке ЧАСТНОГО мнения, то есть в том же порядке, в котором этот "новатор" высказывает свои пассажи. Всякий человек, я думаю, волен присоединиться или не присоединиться к этому ЧАСТНОМУ (!) богословскому мнению.

Константин Терлецкий 10.01.2013 в 16:44:37

Очень правильная идея! Пора, наконец, прогнать поганой метлой из России чуждый григорианский календарь. Кроме того, пора, наконец, все Двунадсятые Праздники сделать нерабочими днями.

Rita_L. 10.01.2013 в 00:47:03

Замечательное предложение о.Константина! Надо бы оформить эту идею о возврате к юлианскому календарю в РФ как наказ депутатам Госдумы. Или составить Обращение к парламентариям.

Анастасия 10.01.2013 в 00:35:21

Не вижу ничего "технически нецелесообразного" в отмене большевистского календарного декрета и возврате к юлианскому исчислению, по которому живёт Православная Церковь. Для иностранцев даты нового стиля можно писать мелким шрифтом.

Ариан 09.01.2013 в 23:09:12

Мудрая идея. Это подчеркнуло бы самобытность Русской Цивилизации.

Любовь 09.01.2013 в 21:43:34

Хотя бы восстановится правильное соотношение встречи Рождества и Нового года.

Агапит 09.01.2013 в 20:04:47

Алексей 21/05/2010 в 16:15:35 и Сергей 15/02/2010 в 11:24:20 на мой взгляд, абсолютно правы: переходить на "старый стиль" технически нецелесообразно, да и дело не в нём. Было бы здорово объявить двунадесятые праздники выходными днями, на государственном уровне праздновать именно "старый" Новый год, создать настоящие рождественские и пасхальные каникулы. Это был бы серьёзный миссионерский и культурно-исторический, просветительский шаг. А если ещё вернуть дореволюционную топонимику и частично орфографию, заниматься в школах просвещением, а не оболваниванием, пресечь разврат в СМИ...
Впрочем, потянуло меня на сочинительство Святочных рассказов. С Рождеством всех вас!

Наталья 09.01.2013 в 17:34:15

Просто и понятно всё разъяснили и напомнили. Спасибо. А то тут Кураев показал себя мудрее Папы, предложив перенести Рождество Христово с 7 января на 1 января. http://www.blagogon.ru/news/231/

Валерий 09.01.2013 в 17:12:23

Дело возврата старого календаря несомненно доброе. Но не верю, что оно возможно в нынешнее время. У власти люди не русские и не православные. Это легко видеть по делам их. И если они дают поблажки и реверансы Православию, то только исключительно из соображений прагматичных. Легко видеть, что и лишний раз им надоело показывать свою бумажную веру и мишурное благочестие. Если что и делается в нужном направлении, то вынужденно, для привлечения на свою сторону верующих или в целях противодействия еще более оголтелых либералов и разрушителей России. Но это уже Промысел Божий.
От редакции: У власти люди разные. Среди них есть и русские, и православные.

М.Е. 09.01.2013 в 13:53:34

//Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.//
 Дай, Боже, удержать это в РПЦ до конца. На большее, не смотря на целесообразность, не дерзаю.

Александр из Од. 18.01.2011 в 16:37:33

Статья хорошая, но можно и по-крепче выразиться. Первое - пока наше государство живет по "новому стилю" дела у него (а значит и у нас) будут идти неважно, поскольку оно признает верховенство Рима в таком важном вопросе как календарь. Необходимо как можно быстрей вернуться на свой Русский стиль - и победа будет за нами, поскольку помощь Божия придет неизбежно.

Димитрий 29.10.2010 в 12:44:45

Правильно, надо вернуться к исконно русскому Юлианскому календарю. И поменьше смотреть на компьютеры и автоматизацию, она нас так очень быстро к антихристу приведет!

Алексей 21.05.2010 в 16:15:35

Какой фараон, какой папа, какая свечка, о чем Вы говорите? Перейти в эпоху всеобщей глобализации на другой календарь невозможно технически. Как вы себе представляете приглашение иностранных специалистов (или министров, или гостей) в Россию? В приглашении будет написана дата мероприятия, а принимающая сторона и гости будут понимать под одной датой совершенно разные числа. Как вы себе представляете самолет, который вылетел 14 марта из Рима и через три часа приземлился в Москве...1 марта? Как Вы представляете обмен данными, электронными письмами между странами, живущими по разным календарям? Знаете ли вы, что ряд почтовых серверов просто блокируют доступ к письмам, пришедшим с подозрительными датами? А для России такими подозрительными письмами будут все, пришедшие из-за рубежа, т.к. на них будет стоять еще не наступившая в России дата.
Мечтать о том, что наши праздники станут государственными можно, но осуществится ли это? Стат. данные упрямо говорят, что в России православных, действительно живущих церковной жизнью, не более 7-8 процентов населения. И вы думаете, мы сможем отменить любимые не-христианами 23 февраля, 8 марта или 1 мая ради совершенно им, не-христианам, чуждых Богоявления и Благовещения?

Владимир 22.04.2010 в 18:59:16

Замену календаря сторонники папы Григория (как я слышал) аргументировали тем кроме всего прочего, что со временем Пасха может сдвинуться с весны на осень. А в Аргентине вот она все время осенью - и живут люди. ) Я это к тому, что все аргументы их надуманы.

Владимир 22.04.2010 в 18:56:04

Андрею Пчелякову
Беда в том, что понимания у них как раз и нет, потому что неправославные они. Для виду свечку могут подержать... а дух иной. А как бы облегчило жизнь принятие Юлианского календаря... а там глядишь, и другие народы бы поднятулись. ))

Сергей 15.02.2010 в 11:24:20

> Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей.>
Эти несовпадения вовсе не зависят от того, юлианским или григорианским календарем живёт гражданское общество. Будь Богоявление 19 или 6 января - оно так же выпадет на рабочий день. И школьные каникулы будут лишь изредка (при очень ранней Пасхе) выпадать на пасхальное время, а во всех прочих случаях - на Пост. И будь Страстная в марте или в мае - на ней могут назначить концерт. И т.д. - смещение всех дат обратно на 13 дней не разрешит противоречий между церковным и нецерковным образом жизни.

Павел 12.02.2010 в 22:48:21

Совершенно правильные мысли, но, ИМХО конечно, подобный переход в наше время невозможен, если, конечно, Господь не умягчит сердца людей, как некогда сердце фараона...

иерей Сергий 08.02.2010 в 23:02:51

Прекрасная идея. Нужно проводить ее в жизнь.

Андрей 14.01.2010 в 12:25:34

Совершенно согласен с автором (да и невозможно не согласиться). Уверен, так думают очень многие. И сделать этот шаг мне думается несложно. Нужно только понимание и воля руководства страны (если оно русское и православное).
С уважением, Андрей Владимирович Пчеляков г.Одесса

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс