Богородица

Актуальные статьи

«Помогите Мне, русские люди...» Царь и народ против революции

10.12.2011


Для Николая II народный отпор революции был огромной помощью. В момент, когда власти на местах фактически бездействовали, а круг преданных и верных лиц постоянно сужался, мощное народное выступление против революции явилось для Государя обнадеживающий знаком. Это было мощное народное восстание против революции, неприятие революционного антихристианского, антимонархического ее духа большинством русского народа

Сторонники революции и ее идеологии всегда выступают от имени народа, всегда утверждают, что все жертвы революции направлены на освобождение народа от угнетателей. Революция 1905 года не была исключением. Убивая полицейских, бросая бомбы в государственных деятелей, строя баррикады, грабя банки и кассы, революционеры утверждали, что все это они делают во имя народа. «Для народушка жить надо», – эти слова Максима Горького были лозунгом всех революционных и либеральных обществ. Правда, этот самый «народушко» имел в их представлении весьма расплывчатый и обобщенный образ. Как правило, «борцы за народное счастье» не имели никакого понятия об истинных нуждах народа, точно так же, как не знали его души и его представлений о счастье. Революционеры полагали, что только они знают, как нужно осчастливить народ, даже в том случае, если он не хочет такого счастья. Они надеялись, что развязанный ими террор приведет ко всеобщему восстанию, которое неминуемо закончится крушением царской власти. Однако реакция огромных масс русского народа, того самого, которого революционеры пытались всеми силами освободить, была совершенно противоположной их ожиданиям.

Революция 1905 года началась в монархической стране. Речь идет, в данном случае, о монархии не столько как о форме правления, сколько о ее духовном восприятии большинством народа. И.Л. Солоневич писал о «монархическом инстинкте» русского народа, который «давал человеку все достижимые блага жизни в том расчете, что освобожденный от действия соблазнов человек будет творить "милостию Божиею". Действовать, как добрый отец семейства, – отсюда и "Царь-Батюшка"»

В преддверии революции и в первые ее месяцы, отношение народа к различным агитаторам было большей частью заинтересованное. Особенно это касалось крестьянства, наиболее ущемленного класса населения. Заманчивые посулы эсеров о разделе земли, об отбирании у помещиков запасов зерна и тому подобное, находили отклик у селян. Отсюда – неоднократные аграрные беспорядки, охватывавшие страну в начале ХХ века. Но эти беспорядки никогда не носили антимонархического характера. Это были крестьянские бунты, которые, конечно, были опасны для власти, но только в общем контексте с другими беспорядками. Крестьянин никогда не выступал против Царя, чье имя он свято чтил, но против «несправедливости». При этом, крестьянин, подымаясь на бунт, часто думал, или хотел думать, что действует с разрешения и с одобрения Царя. Этим пользовались и революционеры. Эсеры, призывая крестьян громить усадьбы, кричали, что «Царь разрешил», католические радикалы уверяли православное население, что «Царь перешел в католичество», мятежный лейтенант Шмидт говорил, что «без имени Царя темные массы за ним не пойдут». Поэтому революционерам, особенно в деревне, поначалу удавалось добиться успеха, именно благодаря тому, что они выдвигали в первую очередь экономические требования, не затрагивая имени Царя.

Тем временем, по мере разрастания революции, революционеры, думая, что наступил переломный момент и победа обеспечена, перестали скрывать свои антимонархические намерения. Начались открытые призывы к свержению Царя и даже к его убийству, оскорбления в его адрес. Особенно это выявилось после манифеста 17 октября 1905 года. Среди революционеров и агитаторов было большое количество инородцев, что само по себе не могло не настораживать. С каждым месяцем, действия революционеров все меньше напоминали борьбу за народ, а все больше напоминали антицарский мятеж, который, к тому же, сопровождался грабежами, насилием и убийствами. Оскорбленное монархическое чувство народа, видя растерянность и пассивность власти, не хотело с этим мириться. «Монархический инстинкт», спасавший Россию и при Иоанне Грозном, и в Смутное время, и во время призвания на царство Михаила Федоровича, и при нашествии Наполеона, сработал и в 1905 году. Народ стал подыматься для отпора революции.

Уже летом 1905 года портовые рабочие Нижнего Новгорода разогнали революционную демонстрацию под красными флагами. В Москве, патриотически настроенные люди, во время выноса царских портретов, пинками заставляли революционно настроенную молодежь снимать шапки.

В августе 1905 года рабочие одного из уездов средней полосы, обратились к губернатору с прошением выдать им оружие, чтобы они смогли расправиться с бандой революционеров, совершавшей вылазки на казачьи патрули.

Особенную силу народное движение против революции приобрело после манифеста 17 октября. По России прокатилась волна народного возмущения. В большинстве городов проходили народные митинги в защиту Царя и самодержавия. В Архангельске несколько тысяч рабочих с царскими портретами и иконами, с пением гимна прошли по городу. Произошло их столкновение с революционной демонстрацией.

В Ярославле монархическая манифестация была атакована революционерами, которые начали стрелять в нее из револьверов. Было ранено четыре человека. По удару колокола собралась огромная толпа патриотически настроенного люда, вооруженного кольями и камнями, которая взяла город под свой контроль.

В Саратове стихийное народное движение в защиту Царской власти было вызвано революционным митингом, на котором его устроители призывали покончить «с царем и с попами». Возмущенная толпа горожан двинулась к Театральной площади, где проходил митинг и стала выражать протест. В этот момент из революционной толпы кто-то стал стрелять, убив несколько человек. Тогда толпа, вооружившись кольями и палками, атаковала митинг и разогнала его.

На следующий день события в Саратове приняли еще более кровавый характер. Во время прохождения по улицам города монархической манифестации, кем-то в гущу толпы была брошена бомба, убившая нескольких человек. Разъяренная толпа принялась расправляться с теми, кого знала как революционных агитаторов, или считала таковыми, убивая и избивая их. Волнения были прекращены лишь вводом в город казаков.

В Казани, после издания манифеста, произошли столкновения революционеров, по началу полностью контролировавших город, с монархически настроенным населением. Толпа с пением «Боже Царя храни!» штурмом взяла городскую Думу, в которой находились вооруженные революционеры и расправилась с ними.

В Москве, 18 октября 1905 года мастеровой Михалин убил железным ломом социал-демократа Баумана, призывавшего к убийству полицейских и свержению самодержавия. Революционеры устроили Бауману грандиозные похороны, но стоящий по сторонам улицы народ безо всякого сострадания взирал на похоронную процессию. На обратном пути, дружинникам показалось, что на них готовится засада «черной сотни» и они открыли огонь. Помещавшиеся в манеже казаки, решили, что нападают на них и, в свою очередь, обстреляли дружинников. В результате 6 человек было убито и около сотни ранено.

Для Николая II народный отпор революции был огромной помощью. В момент, когда власти на местах фактически бездействовали («власти во время этих событий как будто и не было. Столкновения происходили между толпами, а не с войсками или полицией»), а круг преданных и верных лиц постоянно сужался, мощное народное выступление против революции явилось для Государя обнадеживающий знаком. Это было мощное народное восстание против революции, неприятие революционного антихристианского, антимонархического ее духа большинством русского народа.

Император очень точно и метко охарактеризовал эти события в письме матери: «В первые дни после манифеста нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла.

/…/ Случаи в Томске, Симферополе, Твери и Одессе ясно показали, до чего может дойти рассвирепевшая толпа, когда она окружала дома, в которых заперлись революционеры, и поджигала их, убивая всякого, кто выходил. Я получаю много телеграмм отовсюду очень трогательного свойства с благодарностью за дарование свободы, но с явным указанием на то, что желают сохранения самодержавия. Зачем они молчали раньше – добрые люди?».

Конечно, не нужно идеализировать народные выступления против революционеров. Иногда это были погромы хулиганствующими элементами, иногда проявления народных предрассудков на национальной почве, как например, избиения армян в Баку. Поэтому, Николай II, указывая на необходимость беспощадной борьбы с террором, одновременно приказал не допускать самосуда толпы, понимая, что народные бесчинства приводят к страданиям невинных людей. «Самосуда толпы допускать нельзя», – говорил Царь министру внутренних дел. Государь решил ввести народное монархическое движение в организационное русло, которое стало бы твердой и надежной опорой престолу. Тогда же Николай II решил лично встать во главе этого движения. В декабре 1905 года возникло народное движение Союз Русского Народа. Николай II первым одел на себя и на Наследника значок этой организации, на котором под восьмиконечным православным крестом имелась надпись: «За Веру, Царя и Отечество». Император обратился к народу с воззванием, которое, пожалуй, не имеет аналогов в истории: «Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью Мне и русскому народу удастся победить врагов России. Возложенное на Меня в Кремле Московском бремя власти Я буду нести Сам, и уверен, что русский народ поможет Мне. Во власти Я дам отчет перед Богом. Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к Союзу Русского Народа. НИКОЛАЙ. 23 декабря 1905 года».

Обратим внимание, Император прямо указывает, что главный его союзник в борьбе с крамолой не армия, не полиция, не правительство, не даже церковь, а русский народ. Царь не отделяет себя от него, он прямо говорит, что победить революцию он сможет только с помощью народа. Одновременно, Николай II подтверждает свои самодержавные права и этим порывает со всеми сомнениями, предшествовавшими манифесту 17 октября, ясно дает понять всем сторонникам конституционализма, что он будет соблюдать не их волю, а волю народа, который стоит за самодержавие. В этом смысле становятся еще более понятны его слова: «Зачем они молчали раньше – добрые люди?». Наверное, если бы Царь почувствовал мощную народную поддержку раньше 17 октября, то может быть не было бы и рокового манифеста. Но история не имеет сослагательного наклонения.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Василий 13.05.2014 в 01:48:53

Александру
+10.
А Петр Мультатули, увы, не самый объективный историк, ИМХО.

Дионисий 31.05.2012 в 20:42:23

Нужно начинать меняться с себя и идти к Богу, исповедовать Веру Православную в т.ч делами, исповедоваться, молиться, причащаться, ходить на Богослужения! Рости духовно и тогда по мере нашего духовного роста и Боженька смилостивиться на нашу Державу и нас. А рассуждения - кто и что обязан был и должен сейчас - не уместны, мы предали Царя и духовно разложились и сейчас идет та же картина, и мы гнием, и пока мы не пребудем со Христом, то не будет ничего хорошего и только усугим и введем в крах нашу страну! Времена лукави суть и мнимое улучшение сейчас в купе с мерзостью греха входящего в норму, взять тв, алкоголь, аборты, секты и т.д. Это как змея перед прыжком на жертву вводит её в анабиоз своего рода. Если не воспрянем духом, то погибнем! А если дорастем духовно, то и Царя Господь управит или и Сам придет к нам сократив время! А те законы, что принимаются, та же легализация абортов и т.д. - не может такая власть чтить духовные законы и у нас с такими законами нет будущего, ибо они богопротивны и мы пилим сук на котором сидим! И не всякая цель оправдывает средства и уж тем более не кровью младенцев и одибиливанием и спаиванием народа! Не участвуйте в делах тьмы, писал Апостол Павел! Читать надо бы нам Св. Писания и обоживать бессмертную душу и участвовать в Таинствах Церкви! А пока нам ещё далеко до возрождения и до Царя, ибо в таком состоянии не примем и не поймем его! Ведь то, что любим греховное, придется оставить, и спроси у себя каждый, готов ли меняться?

Михаил Ершов 28.05.2012 в 22:17:11

Как многие из нас хотят иметь доброго правителя - государя или царя или ещё кого в этом смысле. Одни готовы уже сейчас назвать царем ВВП, другие надеются, что после "переоценки всей лжи" придет обещанный православный царь и Россия возродится. В общем, многие сознательно или несознательно готовятся (и их упорно готовят) к принятию царя. И примут ведь и поклонятся ему - антихристу...
Не витайте в облаках! Бдите и молитеся, да не внидете в напасть! В наше последнее время мы должны ожидать только одного Царя - Господа нашего Иисуса Христа.
"....ей, гряди, Господи Иисусе!" (Ин., Апок.)

Сергей Ка. 02.04.2012 в 20:40:55

Поэт Ф. Тютчев в одном из писем отмечал историческую закономерность, согласно которой крах наступает не во время безграничного разгула зла, а при слабой попытке что-то исправить. В настоящее время многие стали говорить о покаянии. Отрадно слышать мудрые, выверенные проповеди Патриарха, но даже и светские СМИ говорят о необходимости нравственности, изменения своего отношения к людям, к законам...
Однако слабое покаяние - залог скорого "кирдыка". Бог тем более ударит, если видит, что люди прислушиваются к совести. Наши далёкие предки знали о монголах, которые сожгли города, но понадеялись на "авось". И если б кто решил вякать и призывать к действиям, то таковых, несомненно, поднимали на смех. Извлечём духовный урок. Бог не требует от всех преподобничества. Святым ты можешь и не быть, но человеком быть ОБЯЗАН. Не блуди и не вреди никому - это уже многого стоит. Или хотя бы только не вреди (тут смирение можно стяжать, а с ним уже не погибнем).
Тут про дела пишут. Но какие дела? Резать "чёрных"? Перестрелять полстраны? Или, может, всё-таки делать добро, как учит Спаситель? Потому что вытачивать детали и ремонтировать машины мы давно умеем, но грех этим, очевидно, не победишь.
Мало знать о Боге, мало молиться Богу (это и бесы могут, "Дай нам, - молили они Спасителя, - войти в свиней"), мало поститься (сатана вообще ничего не ест), нужно ещё слушаться Бога.

иеромонах Сергий Б. 17.03.2012 в 16:12:54

Александру:
Дорогой о Господе Александр. Прошло уже 95 лет со дня февральского переворота, насильно заставившего Государя отречься от престола. Это день национальной трагедии, печали и горя. И это понимали все угодники Божии, многие святители. Вы говорите об учебниках. Но кто их составлял? Насколько можно им доверять? Насколько объективными являются оценки событий и фактов в истории России периода правления ей Государем Императором, царем-мучеником Николаем Александровичем? Государя и его семью травили, клеветали, уничижали как могли. Почитайте прекрасные и глубокие исследования того же П. Мультатули, доктора исторических наук, которого вы так критикуете. Или замечательные труды доктора исторических наук А. Боханова. Задача разрушителей России состояла в том, чтобы ее не только самим уничтожить, но и заклеймит печатью "позора и ненависти" к последнему монарху. Монархический строй государства является богоустановленным, и монарх - не президент, а служитель Божий, верховный ктитор Православной Церкви.
Вы говорите о крахе России при царизме. Но это неоправданно никакими фактами истории. 1913 год, тот рост экономики в России, который происходил тогда, его Россия никогда более не достигала. Опровергает ваши поверьте "глубоко ошибочны представления " о монархе труд Ольденбурга "Царствование Николая II" в 2 т. Прогнила не власть, духовно-нравственно пал народ и дворянство. Читайте хотя бы статью на apologet.spb.ru "Нет лучше власти на земле, чем власть помазанника Божия, православного царя", - слова прп. Серафима Саровского. Нам продлено время для переоценки всей лжи, иначе Россия никогда не возродится.

Александр 03.02.2012 в 05:07:18

Вы меня извините, но по-моему, деятельность Николая 2 - к народной любви не имеет никакого отношения! Почитайте учебники истории... Взять, хотя бы только, Ходынскую катастрофу . ...Мифы о "народной любви" Царя, - я считаю, - это домыслы любителей и обожателей монархии. Именно монархическая власть всё развалила в стране, и не желала и НЕ МОГЛА ничего в ней менять! И не надо, я считаю, приплетать к этому предательское окружение и большевиков. Сама царская власть - прогнила вся в стране и рухнула...

Павел 28.12.2011 в 18:37:06

Галине Борсуковской
\ А ведь Путину она тоже необходима, особенно сейчас, когда на него объявлена травля, но мы лишь смотрим на это со стороны и молчим.\
Жду ответов на простые вопросы:
1-й - почему некий нано-Чубайс все еще на свободе...
2-ой - деятельность сект на вроде свидетелей иеговы в России законодательно ничем неограничена... и
3-й - почему в России более 100 000 практикующих экстрасенсов и кодлдунов...

Денис А.Р. 24.12.2011 в 14:55:17

Сергею +1.

Галина Борсуковская 21.12.2011 в 02:52:50

Спасибо за очень своевременную, очень полезную публикацию. Да, время идет, но всё так или иначе повторяется и события нашего времени во многом похожи на те, которые предшествовали революциям начала XX века. Царя, конечно, у нас нет сейчас, но все-таки есть человек, который пока еще удерживает государство от полного распада. Это Путин, конечно. Возможно, делает он это не так хорошо, как нам бы хотелось, но кто из нас может сказать, что на его месте делал бы это лучше? Да кто вообще может представить себя на месте Путина? Главное, мы знаем, что этот человек - не предатель и любит Россию. Гибели ее он точно не хочет. Конечно, он не совершенен, но разве мы совершенны? Да, президент или же премьер - это не царь, но разве мы сейчас достойны Православной Монархии? А ведь президенту-премьеру гораздо труднее, чем царю - прав меньше, а обязаности такие же. Вот мы обижаемся, что Путин не замечает нас и наших требований? А может он о них даже не знает? Разве мы хоть когда-нибудь заявляли о них открыто? Олигархи толпятся вокруг него не отходя, а мы только письма пишем, да и то - в лучшем случае. Но ведь письма и обращения могут не проходить сквозь плотный фильтр чиновников, которые не собираются продвигать наши интересы, у них интересы только свои. Поэтому нам необходимо собираться на митинги, многотысячные митинги с большими плакатами, которые невозможно не заметить. Ну а разве мы собирались на площадях против вступления в ВТО, против УЭК, против ЮЮ? Мы все ждем, что Путин поддержит народ, а разве сами мы Путина поддерживаем? Многие в душе поддерживают, конечно, но ведь этого же не видно, а сейчас ситуация такова, что наша поддержка по своему масштабу должна быть равновесна "оранжевому" протесту. Вот, из статьи Петра Мультатули мы узнаем, что до революции русский народ открыто поддерживал Государя и активно противодействовал революционерам. Мы узнаем, что Царю была необходима народная поддержка. А ведь Путину она тоже необходима, особенно сейчас, когда на него объявлена травля, но мы лишь смотрим на это со стороны и молчим. Как можно догадаться - чего мы хотим? - Никак. Поэтому нужно нам собираться на Крестные ходы с молитвами о России и русских властях, нужно молиться о защите Отечества от нападений "оранжевых" бесов, просить Путина отменить безбожные законы. Пришла пора брать пример с наших предков и действенно защищать то, что нам дорого. А если мы хотим, чтобы Путин защищал нас, то прежде всего сами должны защищать его. Всеми силами. Как последнего русского царя. Иначе все будет кончено. Еще одной революции Россия не выдержит.

Сергей 14.12.2011 в 13:48:36

Ну-ну. Поверьте, я недостоин слов, сказанных Господу: "Беса имаши", "Он вышел из себя". Тут просто богословский трактат на актуальную тему. Сидеть сложа лапки не надо, но ведь никто и не сидит. Осмотритесь вокруг - все заняты своим делом. Впрочем - читайте Писание, Св. Отцов, сами всё поймёте.

Ирина Фр. 13.12.2011 в 23:39:29

Сергею.
Хочу напомнить Вам, дорогой Сергей, что непрощаемый грех хулы на Духа Святого состоит не только в упорном всеотвергающем неверии, но и в чрезмерном уповании на Бога, сложа лапки.

иванов вано 13.12.2011 в 19:38:33

Сергей - ваш пост похож на пост человека в глубокой духовной прелести и в религиозной экзальтации...

Сергей_(ya.ru) 13.12.2011 в 12:26:38

Очень странно слышать от Мультатули, автора замечательных книг-исследований о Царе, добрые слова о СРН. Будучи настолько "в теме", нельзя не заметить, что эта организация провокаторов была по сути антимонархической.

Сергей 12.12.2011 в 18:19:43

К сожалению, вновь и вновь споры о второстепенном дымовой завесой закрывают главную проблему нынешней России, проблему греха и Божией воли. Но надо осознавать простые вещи:
1. Бог всем желает спасения
2. Чтобы спастись, надо покаяться т.е. нравственно измениться
3. Если человек (общество, народ) не кается, то Бог, долго выжидая, бьёт.
Очевидно, что и Монголы, и Немцы, и Французы, и все остальные были попущены Богом в наказание наших грехов и для вразумления. Вот и сейчас Американцы готовят свои ПРО для будущего удара по России. И, если мы будем жить в беззаконии, то Бог, желая нашего спасения, может попустить бомбёжку - той силы, какой сочтёт нужным.
Мы знаем, что ради десяти праведников Господь помиловал бы Содом. Но что значит - помиловал бы? Оставил бы - как есть? Нет. Не стал бы сжигать и - послал бы тяжкие вразумления. Надо отбросить крайне опасную мысль, что Бог нуждается в нашей военной силе и поэтому не станет нас уничтожать, ибо мы - "последний удерживающий и.т.д." - Бог потому и Вседержитель, что Он всё держит, Он, а не слабые люди. Из Библии известно, что жители Содома и Гоморры отличались патриотизмом, пытались бороться с военным агрессором.... Бог в один момент может смести все космические установки Американцев, всю интернет сеть - как паутину. Через воздушное пространство, в котором множество духов (не только злых, но и добрых) не пролетит ни одна ракета, если на то нет Божиего попущения. А попущение будет, если мы не оставим "скотьскыи нравы". Нужно постараться всем быть не ниже минимума - соблюдать шестую Заповедь в широком её смысле и седьмую - в буквальном её смысле. Все не могут быть Святыми, но сей минимум да постараются соблюдать все. Это не очень трудно. У нас слишком много зла накопилось, надо сделать усилие.

Наталья 12.12.2011 в 13:06:32

А мне кажется, что это напоминание: что бывает, когда власть и народ не едины. Цитата: «власти во время этих событий как будто и не было. Столкновения происходили между толпами, а не с войсками или полицией», - и чтобы это не было, власть должна знать, что приемлема для народа.
Что касается нашей нынешней власти, то я тоже разочарована: произошли кое-какие подвижки в высших эшелонах власти, но на местах никому нет дела. Мне очень жаль, что в России большевики уничтожили земства, которые были истинно народными представительствами в управлении. И жаль, что наши разночинцы (средние слои) либо все отметают на корню (а стало быть жаждут крови), либо поддакивают самым мерзким представителям власти. Мне нравится позиция нашей церкви, которая за русский народ, но церковь почти не участвует в создании новых институтов власти, основанных на православных ценностях. Остается ждать доброго православного "государя". Хочется, чтобы именно так назывался наш главный правитель, а не какой-то "президент".
А материал очень и очень интересный, даже не слышала о такой поддержке императора Николая II.

Ирина Фр. 11.12.2011 в 23:32:53

Намек действительно прозрачный. Даже не надо смотреть вдаль, во времена православной Империи. Оранжевые сценарии знакомы всем. Проводится проверка на поддаваемость населения социальному гипнозу посредством высоких лозунгов типа "Правды!" и "Долой!".
Дорогие оппоненты! Вы сами-то как, тщательно ли следите за работой Думы? Всегда ли держите руку на пульсе ее деятельности? Почему не звали на баррикады, когда Думой принимались законы о снижении возраста половой неприкосновенности, к примеру? Была проведена неявная пропаганда сборища на Болотной: занятия в старших классах многих школ были перенесены в этот день на 14 часов. Надо ли говорить, что молодежь, конечно же, хлынула на Болотную? Потому что студенчество всегда и везде тяготеет к массовым сборищам с протестным антуражем. На них и опираются все оранжевые сценарии. Нас провоцируют на дестабилизацию, на раскачивание корабля. Очень хорошо, что П. Мультатули напоминает, что все святотатство и всю кровь в начале века подготовила именно пресса, и ничто иное.

Сергей 11.12.2011 в 19:47:24

Иванов Вано. Истинно так. Однако революция должна произойти в наших сердцах - надо скинуть "тандем" злобы и похоти, тогда политика решится сама - силою Творца.

иванов вано 10.12.2011 в 20:10:14

к чему такой прозрачный намек? нынешняя власть никакого отношения не имеет к православной монархии. а во-вторых, "Царь не следующий закону Божьему, не царь, а дьявол (Иосиф Волоцкий)". в-третьих, в данном случае поддерживать никого не надо. следуют ли Путин и его оппоненты Закону Божьему? Судя по делам - нет.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс