Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении

11.09.2012
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)


Доклад на пленарном заседании межрегионального форума «Славянский мир: общность и многообразие»


Обсуждение проблематики применения церковнославянского языка в богослужении ведется на протяжении нескольких столетий (даже не десятилетий). И это понятно и оправданно, ведь для верующего человека не может быть неважным и малозначимым язык, на котором он обращается к Богу, те образы, через которые постигает реальность духовного мира.

И в наши дни развитию церковнославянского языка уделяется пристальное внимание. Так, буквально сегодня, 21 мая, начинает работу круглый стол в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», на котором будут обсуждаться вопросы развития языка, работы с древними и современными текстами, применения церковнославянского языка в богослужении.

Изменение, развитие языка богослужения, возможность перевода богослужебных текстов (полностью или частично) на современный русский язык волнует не только филологов. В июне 2011 года был предложен для опубликования в церковных средствах массовой информации с целью широкого обсуждения и дискуссии проект документа, составленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI в.».

Как и ожидалось, проект вызвал бурные споры, так как затрагивает, безусловно, насущные проблемы современной церковной действительности: понимание богослужения молящимися в храме людьми, возможность и необходимость перевода и исправления богослужебных текстов, меры, направленные на популяризацию церковнославянского языка. Эти споры продолжаются и по сей день. Во исполнение принципа: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем любовь», – участники дискуссии высказывают самые различные взгляды как на постановку самой проблемы (есть ли вообще сложности с пониманием церковнославянского языка богослужений, насколько радикальными должны быть меры по их решению), так и на способы ее решения. Хотелось бы сегодня поделиться с участниками форума своим видением данной проблемы.

Церковнославянский язык является неотъемлемой частью православного богослужения, церковные люди не представляют себе молитвенных воззваний на ином языке. Мы не только читаем, но и мыслим на этом языке. У многих людей именно с церковными словами связаны определенные богословские ассоциации, религиозные чувства.

Несмотря на то, что церковнославянский развивается на протяжении многих веков, содержит слова и выражения, которые не употребляются в обыденной жизни, у человека, который стремится к воцерковлению, регулярно посещает богослужения, читает Священное Писание и духовную литературу, не возникает особых трудностей с пониманием богослужебных текстов. На примере своего служения в священном сане могу свидетельствовать, что чем больше священнослужители проводят просветительскую работу, направленную на разъяснение богослужебных текстов, тем больше возникает интереса и желания изучать церковнославянский язык у прихожан. За годы своего служения я не встречал ни одного человека, который искренне заинтересовался бы церковной жизнью, начал прилагать какие-то усилия и не смог бы понять того, что читается в храме. Напротив, некоторая таинственность и архаичность языковой формы богослужения у думающих и находящихся в духовном поиске людей вызывает живейший интерес. Особенно это касается детей и молодежи.

Православное богослужение циклично, одни и те же слова, посвященные тому или иному событию, услышанные снова рождают новые ассоциации, открывают новую глубину в понимании богословия праздника. Каждый текст рождает исторические, богословские, нравственные аллюзии, понимание которых приходит по мере возрастания человека.

Но с другой стороны церковнославянский язык претерпевал изменения на протяжении своего исторического развития. И порой вследствие недостатков перевода и тиражирования богослужебных книг, метаморфоз норм литературного русского языка и других причин некоторые слова или целые обороты речи становились непонятными, а порой читатели начинают вкладывать в них смысл прямо противоположный первоначальному.

В связи с этим в рассматриваемом проекте документа предлагается начать работу по исправлению богослужебных текстов с тем, чтобы сделать их более понятными для большинства наших соотечественников. Для этого в частности в п. 4 предлагается замена «малопонятных церковнославянских слов, а также тех слов, которые в современном русском языке имеют принципиально иное значение по сравнению с церковнославянским. Эквиваленты для них следует находить по преимуществу не в русском литературном, а в церковнославянском языке, что обеспечит сохранение единства стиля и преемственность традиции богослужебного текста».

Следует отметить, что именно этот пункт проекта вызвал самые оживленные споры. Стороны высказали аргументы, с которыми сложно, на мой взгляд, не согласиться. Все возражения можно свести к нескольким причинам. Не отрицая наличия самой проблемы, многие авторы беспокоятся по поводу условности некоторых формулировок проекта. Так, протоиерей Сергий Правдолюбов вполне резонно уточняет: кто будет определять «понятность» или «непонятность» того или иного текста? Где критерий «сложности для понимания»? Богослужение Православной Церкви содержит в себе всю догматику православного вероучения. Посему богослужение действительно непонятно для тех, кто не знает основ православного учения и церковной, в частности Библейской, истории. В таком случае возникает вопрос: справщики текстов богослужения будут ориентироваться в своей работе на постоянного прихожанина, грамотного и желающего совершенствоваться, или на захожанина, проявляющего первый интерес к тому, что происходит в храме (а порой и вовсе не проявляющего особого интереса)?

Если предпочтительнее окажется второй вариант, не лишим ли мы и того, и другого возможности развиваться, более глубоко понимать богословские образы, отраженные в богослужебных текстах? В таком случае получится, что реформа проводится в интересах тех людей, которые, по верному замечанию протоиерея Сергия Точеного, сами слишком заняты более важными делами и «затрудняются» идти ко Христу, т.к. им тяжело сделать усилие над собой (открыть книгу с параллельными текстами, изучить толкования)? А как показывает история и Православной, и Католической Церкви уступки таким людям никогда не приводили их в храм. На Западе, где богослужение сделано максимально «удобным» для современного человека, мы не видим литургического возрождения и расцвета церковной жизни. Литургическое возрождение возможно только там, где люди начинают понимать богословскую глубину того, что происходит в храме, где ведется живая просветительская работа с прихожанами.

Г.И. Трубицына в своей статье «О Проекте документа "Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви ХХI века"» приводит замечательный пример, как анализ выражения «Независтный Источниче» открывает перед внимательным читателем глубокие рассуждения о Боге, показывает различие в языческом и христианском мировоззрении. Это пример неудачного перевода, когда удачного не может быть в принципе, потому что образ основывается на эллинистическом понятии ftonos theon (зависть богов), которого не было в славянской культуре. Славянское значение слова зависть – «чувство недоброжелательства и нерасположения к кому-либо, вызванное действительным или мнимым превосходством, преуспеванием кого-либо». Зависть богов в эллинистической культуре – это глубокое понятие, основанное на представлении, что человек на земле не может обладать полнотой блаженства, его удел – страдание. В образе «независтно» представлено первостепенное отличие христианского Бога от языческих богов. Христианский Бог в абсолютной полноте готов наделить своими благами человека.

Автор справедливо отмечает, что сохранение подобных понятий, лексики, показывающей развитие современного русского языка, их связь с духовным наследием нашего народа открывает перспективу плодотворной работы над языком в школе. Когда церковнославянский будет введен в школьную программу не только в православных гимназиях, он поможет сделать уроки русского языка интересными, развивать языковое сознание молодого поколения.

В проекте рассматриваемого документа подчеркивается, что переводимые тексты «должны точно передавать смысл оригинала, быть понятными для молящихся и сохранять традицию возвышенности богослужебного языка, свойственную Православию». Однако определение возвышенности, его соотношение с понятностью слов и оборотов также очень расплывчато. Во-первых, не все национальные языки предполагают возвышенный перевод. Как отмечает Г.И. Трубицына: «Вряд ли выражение "приидите, поклонимся", переведенное на чувашский как "придите, постучим головами", звучит возвышенно». А между тем само мировоззрение чувашского народа не знало воздаяния чести через поклонения. Во-вторых, в современном расхристанном обществе, утратившем к тому же высокую планку культурной жизни среди широких слоев общества, не только многие возвышенные слова становятся непонятными, но и раздражают многие понятия нравственной жизни. В том же самом призыве «придите, поклонимся» само предложение смириться перед чем-то более высоким, чем человеческое «я», воспринимается как оскорбление. Нужно понимать, что язык – это не механический инструмент, а живой организм, который отражает изменения мировоззрения, психологию, историю народа.

Порой уточнение, направленное на то, чтобы упростить выражение для понимания, способно исказить его смысл. Например, слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23) в современном русском переводе, изданном Российским Библейским обществом, звучат так: «Все позволено! Но не все способствует созиданию». Также могут быть утрачены едва заметные смысловые оттенки похожих слов.

Церковнославянский язык возвышен, неотмирен и тем самым он воцеломудривает человека, приобщает его к богатой церковной культуре, открывает новые горизонты в понимании жизни.

Еще одно очень значимое возражение против исправления церковнославянского языка: кто будет проводить эту работу? Ведь для того, чтобы вносить серьезные исправления в богослужебный язык, нужно, с одной стороны, иметь соответствующий духовный, молитвенный опыт, блестяще разбираться в литургических тонкостях, а с другой стороны – иметь серьезное филологическое образование, понимать особенности поэтической системы византийской гимнографии. Не случайно переводчиками богослужебных текстов на славянский язык стали именно равноапостольные Кирилл и Мефодий – люди святой жизни, получившие к тому же блестящее для своего времени образование и воспитание. Много ли сегодня таких специалистов? Есть ли у Русской Православной Церкви силы и средства начинать столь глобальный проект?

Приступая к работе над богослужебными текстами, нельзя забывать особенности русской церковной истории, русского менталитета. Для русского человека вопрос сохранности священных текстов, обряда всегда был значим, ибо внешнее всегда воспринималось им как отражение внутреннего. Мы не сможем забывать, что церковный раскол XVII века, вызванный поспешной непродуманной и категоричной реформой, не уврачеван окончательно до сих пор.

Таким образом, безусловно, можно сделать вывод, что существует проблема в понимании некоторых богослужебных текстов, которые в процентном соотношении составляют незначительную долю относительно тех молитвословий, смысл которых можно уяснить и без каких-либо исправлений. Но для решения этой проблемы ни в коем случае нельзя принимать поспешных мер и совершать необдуманных действий. Каждое исправление должно обсуждаться в широком кругу специалистов. Не должно происходить вмешательства в строй церковнославянского языка, заменяться должны только отдельные устаревшие слова, непонятные церковному человеку, не касающиеся определения догматических истин.

На мой взгляд, работу по улучшению понимания верующими богослужения нужно начинать не с перевода, а с просветительской работы с прихожанами и усиления контроля за служением духовенства. Для лучшего понимания церковнославянского языка необходимо организовать издание дешевых построчных комментариев к богослужебным текстам, качественных словарей и учебников. В проекте документа совершенно справедливо отмечается, что «важной задачей остается организация работы по широкому изучению церковнославянского языка. Большинство верующих ограничивается несистематическим знакомством с ним во время богослужения. В связи с этим необходима подготовка новых пособий по церковнославянскому языку разной степени сложности и детализации, а также учебных материалов в современных медиаформатах – в виде аудио- и видеокурсов, телепрограмм и т.п.» Изучение языка в воскресных и общеобразовательных школах, проведение занятий для прихожан без сомнения принесут добрые плоды.

Зачастую прихожане (а порой и сами священнослужители) плохо понимают смысл прочитанного в храме не потому, что церковнославянский изобилует непонятными или устаревшими оборотами, «в значительной степени восприятие текста зависит от качества его исполнения». Непродуманные сокращения, неблагоговейное служение также не способствуют пониманию не то что отдельных слов, а вообще смысла того или иного богослужения (последования).

Поэтому священноначалию следует активизировать работу по усилению контроля за качеством чтения и пения богослужебных текстов, требовать от духовенства раскрывать их глубокий назидательный смысл в проповедях. Здесь можно посоветовать проводить на епархиальном уровне конкурсы чтецов, обучающие семинары, периодически устраивать аттестацию священнослужителей и церковнослужителей на предмет знания основ церковнославянского языка и правил произношения. Настоятели должны следить за тем, как читают и поют в их храмах. Ведь «нередко прекрасные тексты остаются непонятными не из-за труднодоступности церковнославянского языка, а из-за плохого чтения и пения в храме». Необходимо проводить богослужебную практику для священнослужителей небольших храмов в крупных соборах, во время которой проверять качество чтения.

Если такая работа будет проводиться, то без сомнения через небольшой временной промежуток мы увидим добрые плоды в церковной жизни, которые вполне возможно окажут влияние и на общекультурный уровень нашего народа.


Саратов, 21 мая 2012 г.




Голосование за статью
 - 
56
 /  - 
2
Комментарии:
Анастасия 31/10/2012 в 17:42:48
На "Богослов.ру" представитель кочетковской конфессии некто Мигузов дописался уже до этого: "Обновленческие структуры обязательно необходимы...":
http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2920987
Арсений 26/10/2012 в 21:24:10
Если кому-то нужно будет собрать о вас досье, он всё равно это сделает. А в данном случае можно заблокировать куки с сайтов статистики в настройках браузера.
Наблюдатель 23/10/2012 в 22:47:15
openstat предлагает статистику: "Узнайте всё необходимое о посетителях вашего сайта: социальный статус, сферу деятельности, интересы в сети и в жизни, доходы и расходы и т.п.".
Полнота данных. Вы всегда знаете о своих посетителях всё необходимое. Далее перечисляются пункты подробного досье, включая количество и возраст детей, место работы, перемещения, предпочтения и т.п. https://www.openstat.ru/solutions/audience-profile
Константин 22/10/2012 в 23:17:40
//Портал bogoslov.ru пользуется системой шпионской статистики spylog.com и openstat.ru. Это видно при загрузке страницы портала.//
Что это за "шпионские статистики"?
Михаил Ершов 21/10/2012 в 20:29:55
Наблюдателю
Волков бояться - в лес не ходить. Нас всех давно уже вычислили (а я лично и не скрываю моё имя) и поставили на учет. А все остальное - в руках Божиих.
Наблюдатель 21/10/2012 в 14:46:58
Портал bogoslov.ru пользуется системой шпионской статистики spylog.com и openstat.ru. Это видно при загрузке страницы портала.
Арсений 10/10/2012 в 16:16:09
Это: "кто хочет - пусть идет..." и есть раскол в Церкви. Если мы не хотим потрясений, нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы вопрос о языке богослужения был закрыт.
Виктор 09/10/2012 в 12:27:30
Последователи священника Георгия Кочеткова уже давно служат на русском языке без всяких на то разрешений. Зачем же теперь они давят на жалость и заявляют нам: "сторонники ЦСЯ желают ДЛЯ ВСЕХ, а сторонники богослужения на русском языке просят дать им возможность, которой они просто не имеют. Если будут, например, в Москве из 500 храмов хотя бы 2 со службой на русском языке – то, о каком расколе может идти речь? Кто хочет - идет служить на ЦСЯ, кто хочет – идет служить на русском"?
На это "кто хочет - пусть идет" так и хочется ответить: кто хочет слушать модернизированную службу на современном русском языке, пусть идет к тем священникам, которые нарушив присягу «Богослужения и Таинства совершать с тщанием и благоговением, по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя», дерзают уродовать Божественную службу (например, так: "Преставилась к Жизни Мать Жизни" - прости Господи!).
Протоиерей Сергий Правдолюбов пишет: «Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества... Проект, предложенный ныне на обсуждение, затрагивает не частные вопросы исправления церковнославянского языка и прояснения якобы «непонятных» мест церковнославянского богослужения. Это – начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни, – в богослужебном языке, в литургическом уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и «реформ» будет крайне трудно и даже, пожалуй, невозможно». http://www.blagogon.ru/digest/220/
Виктор 08/10/2012 в 21:50:52
Перед началом войны с НАТО в Сербии в среде духовенства СПЦ как и у нас велось обсуждение богослужебной реформы. Конечно еще не факт, что в случае русификации богослужения на Россию как и на Сербию обрушатся тонны тротила, и число убитых детей уже в первый месяц войны будет исчисляться сотнями, но для меня лично данная параллель является поводом согласиться с тем, "что история, к сожалению, никого и ничему не научила".
В настоящее время ведется много разговоров о якобы имеющейся необходимости перевода богослужения с церковно-славянского языка на русский. Это объясняется тем, что прихожане «не понимают» церковно-славянского богослужения, им скучно на службе, и по мнению инициаторов этого новшества именно поэтому многие из них перестают ходить в церковь. Инициаторы русификации убежденно доказывают, что как только тексты богослужений будут переведены на некий "церковно-русский язык", и в наших храмах будут служить по-русски, тогда все наши храмы наполнятся молодежью, и весь народ воцерковится. Некоторые умники предлагают даже начать с 2% наших храмов, лишь бы легализовать и узаконить свои "далеко идущие намерения". Между тем в предложении об использовании русского языка в богослужении нет ничего нового.
То, что нам хотят преподнести чуть ли не как великое открытие, на самом деле является лишь навязчивым повторением много раз пройденного. Западные церкви в лице англикан, протестантов и их многочисленных сектантских ответвлений прошли этот путь до конца. Плоды такого реформаторства хорошо известны: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=rh_nqtp3VrU#
Возникшая сразу после революции обновленческая группировка во главе с протоиереем Александром Введенским наряду с другими реформами провела и реформу богослужебного языка. Но, вопреки ожиданиям и обещаниям, обновленческие храмы не наполнились прихожанами. Люди шарахались от «красных попов» как от чумной заразы. Секта обновленцев-«живоцерковников» существовала лишь благодаря финансовой поддержке НКВД. Ко времени начала Великой Отечественной войны живоцерковники стали уже настолько маргинальной группой, что от них отвернулся даже их отец-основатель – ЧК. Обновленцы вынуждены были, принося лицемерное покаяние, возвратиться в лоно Русской Православной Церкви, храмы которой, несмотря на жестокие гонения и «непонятное» церковно-славянское богослужение, были полны народа. Наша позиция ясна и понятна: ни о какой модернизации богослужения не может быть и речи...
У нас между тем на повестке дня "супер-миссионерский проект": превратить богослужение в развлекательно-увеселительное мероприятие, а Святую Церковь в площадку для "творческих экспериментов".
Виктор 06/10/2012 в 22:46:58
Николаю С.
Ничего, дорогой брат, что Ваш ответ кочетковцу не опубликован. Его "ответ" Вам просто смешон, и на фоне Вашего поста http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2842509 вообще выглядит детским лепетом. ...Что касается замены ЦСЯ на возвышенный русский разговорный, с целью сделать богослужение более понятным для современных людей, то не забывайте, дорогие, что за "А" всегда следует "Б", и это еще только начало алфавита. Следующим этапом после русификации может стать замена устаревших мотивов церковных песнопений на что-либо более современное (поп- или рок-музыку например). А там дальше, глядишь, и до богослужебных облачений дело дойдет. "Зачем, скажут, этот старомодный "прикид", когда XXI век на дворе?". Своими реформаторскими "новациями" (которые с шумом провалились в начале XX века http://www.blagogon.ru/digest/230/), вы вносите смуту в церковную среду и подводите Церковь к очередному расколу. Если после русификации богослужения хотя бы один человек соблазнится и уйдет из Церкви, за его душу будете отвечать пред Богом всем коллективом. Аминь
Анастасия 06/10/2012 в 07:34:35
Николаю С.
Конечно, подтасовка вполне возможна. Пока многословный кочетковец, который как выяснилось, действует вопреки отношению к подобным ему правящего архиерея, там в абсолютном меньшинстве. Скорее всего все эти глупости пишет он сам. А православным просто лень их читать и опровергать. Это тяжёлая рутина, но этим нужно заниматься:-)
М.Е. 03/10/2012 в 21:21:00
Анна возможно попала в точку. Возможно и коллективное "творчество" для поддержания "кочетковского лица".
Анна Грушина 03/10/2012 в 20:43:18
"Мигузов" из Воронежа просто озвучивает-отписывает на "Богослове" то, что ему присылается по мэйлу из кочетковского СФИ тамошними профессорами-бакалаврами и проч. Вот и вся премудрость.
М.Е. 03/10/2012 в 20:18:32
Николаю С.
Николай, ты точно подметил насчет симпатий этого "прогрессивного" ресурса к определенным кругам "богословов" с дипломом и без диплома. Я тоже 2 раза попытался ответить на тирады этого "умника" в желтом стихаре, но встретил полное непонимание со стороны модератора. Слава Богу, несколько комментариев по кочетковцам прошли и хорошо ударили по "лицу" этого лжеучителя и его учеников. Пока этот Мигузов притих, но в любое время может вылезти там и в другом месте. Не обращайте на него внимания. А насчет "анализа" все же надеюсь на то, что они (на Богослове.ру) не потеряли ещё совесть и не пойдут на прямой подлог. Так что Мигузов напрасно старается. Его словесный понос говорит о их слабости.
Николай С. 03/10/2012 в 09:47:31
Анастасии.
Спаси Вас Господь за Вашу ревность о вере и Церкви. Внял Вашему совету и впервые написал на сайте «Богослов» краткий комментарий по поводу грядущих языковых реформ. Среди прочего, вскользь упомянул там неугомонного кочетковца – не хотелось уделять ему внимание. Этот Мигузов на следующий день разразился ответом, смысл которого в том, что я дурак неграмотный. Я вынужден был ему очень вежливо ответить, объяснив, что он неправ. Модератор почему-то не поставил ответ. Дней через пять-семь я его продублировал, тактично напомнив модератору, что можно бы и опубликовать со второго раза мой вполне безобидный комментарий. Модератор опять не внял. В результате в моём скромном лице православные защитники церковнославянского богослужения выглядят глуповатыми простецами, которым по скудоумию абсолютно нечего ответить «высокообразованным» кочетковским «богословам». Подозреваю, что этот Мигузов написал 2/3 комментариев, потому что половина его оппонентов просто блокируется. Такова политика и идеология сайта.
Анастасия, думаю, что итог всего этого «всенародного обсуждения» будет следующим. Компетентные и ответственные люди внимательно проанализируют все опубликованные и неопубликованные комментарии, пожелания и предложения. Потом выберут из них 85% «за» перевод на русский и 15% – «против». Из тех, которые «за», подберут наиболее умные и хорошо написанные. Из тех, которые «против», выберут самые безграмотные. Получится, что все мыслящие верующие выступают за русский язык, а за церковнославянский ратуют только тупые и необразованные отморозки. После этого, такой «анализ» торжественно представят Патриарху, Синоду, Архиерейскому собору и т.д.
На «Богослов.ру» больше ничего писать не хочу – достаточно одной попытки.
Екатерина 27/09/2012 в 00:31:50
"На мой взгляд, работу по улучшению понимания верующими богослужения нужно начинать не с перевода, а с просветительской работы с прихожанами и усиления контроля за служением духовенства".
Совершенно верно! Русский язык я знаю на уровне "Пешком постою". Если я понимаю молитвы и т.д., неужели для некоторых русскоязычных ЦСЯ стал каким-то инопланетным?! Кто против ЦСЯ, тот против Церкви и Православия!
Анастасия 25/09/2012 в 14:14:04
Платок можно и не набрасывать, но портал bogoslov.ru Межсоборное присутствие сделало площадкой обсуждения. В сложившейся ситуации, когда 2/3 комментариев там написаны каким-то, по видимому, не обремененным другими делами пользователем, призывающим к кочетковским "переводам", молчание считаю предательством. Нужно выразить ясную, принципиальную позицию, что православные не приемлют подобных переводов, и против такой протестантской деятельности.
М.Е. 24/09/2012 в 16:20:06
Анастасия, не обращай внимания на этого "умника" в желтом стихаре. Беда в том, что сам ресурс, наверное, к нему и ему подобным не равнодушен. Бог им Судья. В наших силах - не пускать эти самочинные русские переводы (которыми восторгается вышеупомянутый "умник" и кочетковская "паства") в наши храмы. "На каждый роток не накинешь платок." - народная поговорка. "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" - наставление апостола Павла
Анастасия 23/09/2012 в 18:01:59
Кто не равнодушен к сохранению Священного церковнославянского богослужебного языка, пожалуйста поддержите православных: http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2812477
Анастасия 22/09/2012 в 21:39:56
Здесь http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html идёт обсуждение роли Церковнославянского языка в жизни Православной Церкви. Предлагаю читателям БО принять участие, т.к. молчанием православных пользуются кочетковцы.
Михаил Ершов 22/09/2012 в 21:13:37
...Эти "русские" люди упрекают нас в том, что мы используем ЦСЯ в основном только во время богослужения и не пользуемся им на улице, в общественных местах... Пусть они лепечут, что им вздумается, а кочетковцы в своей секте делают, что им угодно. Одно только им скажу - руки прочь от ЦСЯ, умолкните языки несмыслящие, ленивцы и словоблуды. Я - русский и не стыжусь того, что вот уже тысячу лет Русская Церковь и истинно верующие русские люди служат Богу на ЦСЯ, мы молимся как и все наши святые на ЦСЯ. Нам славянам просто преступно отказываться от нашего сакрального церковного языка. Всех, кто это не понимает, да вразумит Господь Бог наш Иисус Христос и приведет к истинному пониманию значения и важности ЦСЯ в сохранении нашей исторической и культурной самобытности.
Наталия Ноздрина, Москва 13/09/2012 в 15:33:30
Надеюсь, что Вы все это пишете помимо своей воли, дорогой о Господе Николай С., или хотя бы, не сознавая, что Вы пишите. В руках нынешней всколыхнувшейся либерастической нечисти орудиями являются в том числе и вот такие воцерковленные интеллигентствующие наши братья и сестры. Лучше бы это все же осознать. Видите, как все у нас в головах запуталось. Давайте распутываться.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «Лично «для себя» (Н.Н: заметьте – излюбленный современный штамп) я бы вообще не менял в церковнославянском языке богослужения ни одной буквы и ни одной синтаксической конструкции. Тем не менее, …»
Отработанный риторический либеральный прием: я вообще-то за, но…; все правильно, тем не менее…; это верно, однако, … Смотрите, Николай, вы уже допускаете в Вашем сознании саму возможность замены. Пусть пока косметическая, но подмена. Это пока. Начинается всегда с малого. Дальше – больше. Сначала 5, потом 17, а потом и 37 (и в исторической ретроспективе аналогично). Главное, Вы прогнулись. Это – их победа. Это – наше поражение. Мы слабеем, и без того слабые духовно. А начало положили Вы с Вашими 5 словами. Приняли помысл о том, что это возможно.
 Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: « … надо признать, что в богослужебных текстах и Священном писании на церковнославянском языке есть пять или шесть слов, которые сейчас выглядят соблазнительно…»
Прошу уточнить, выглядят для КОГО? Для людей, кого Господь сам призвал по слову Своему? И кто первые годы боится от страха Божия взглянуть на алтарь, кого буквально напаяют эти глаголы благодатные на службе церковной и келейной? Или тех, кто впоследствии уже окреп духовно, но снова и снова изумляется высокой поэзии и недосягаемой чистоте богослужебных песнопений, созданных собеседниками ангелов и переведенных в тиши монашеских келий. КОГО соблазнит слово «ПИВО»? Если речь идет о Христовой Крови? Если слезы текут ручьем? А если не текут, то и все другое ненужно. А если иные соблазняются, то не это слово их соблазняет, а что-то совсем другое, глубоко личное. (Можно на эту тему на досуге поразмышлять.)
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «…и даже могут дать повод для хулы насмешников-богоборцев. Я допускаю их замену…»
Дорогой о Господе, Николай С. Я допускаю замену насмешников-богоборцев на добрых и чистых людей. По милости Божией. Что и происходило неоднократно, в том числе и со знаменитыми деятелями культуры и литературы. Есть Промысл Божий о них. А вы, Николай С., так сильно за них переживаете, видимо сильнее гораздо, чем сам Господь Бог, что решили им помочь, убрав из церковнославянских богослужебных текстов 5-6 слов. Действенно.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «есть слова «изрыгну хвалу». Можно поставить «изреку».»
Николай, У вас когда-нибудь случалось пищевое отравление? Тогда Вы должны представлять, что человек чувствует, когда нечто изрыгает. Это просто невозможно проконтролировать и сдержать. Это бьет фонтаном. Вот также иноки-переводчики передали смысл неудержимой благодарности и хвалы Богу. И не этим горе-переводчикам нужно спускаться до нашего уровня со своими «несуразными», «неприличными» переводами, а все-таки надо подниматься нам с Вами. Очищать свое сознание. Отбросив свою надутую интеллигентскость, преодолевая свою испорченность и вывыхнутость души. Бог даст, еще успеем. Давайте потихоньку распутываться. Глядишь и насмешники-богоборцы за нами подтянутся…
Николай С. 13/09/2012 в 13:08:35
Наталье Ноздриной
Спасибо за неравнодушие к теме. Наталья, я, по-моему, достаточно ясно изложил, что абсолютно ничего меня в нашем церковнославянском богослужении не смущает, никаких изменений в нём я не хочу, но не буду протестовать против замены нескольких церковнославянских слов на их церковнославянские синонимы. Перед неверующими, богоборцами и реформаторами мне ни за что в Православии не стыдно: плевать я на них хотел в отличие от церковных либералов, заботящихся о том, что скажут бесы, простите, люди – неполиткорректно выразился. «Нецерковные толеранты» лично на меня никогда ещё не нападали – чего мне от них спасаться? А нетолеранты нападают на Святые Дары. На уже давней богохульной выставке «Осторожно, религия!» в сахаровском центре был изображён Спаситель с банкой кока-колы и надписью на тему Ин. 6:55. По своему невежеству хулители не читали Евангелие на церковнославянском языке и не бывают на богослужениях, иначе обязательно нарисовали бы банку «Будвайзера». Кроме того, верующие, особенно новоначальные, могут случайно вспомнить эти слова, подходя к Чаше. Многие мысли, образы, ассоциации, особенно кощунственные, входят к нам помимо нашей воли. Если их не принимать, то и греха нет, но всё равно, это нехорошо в такой момент.
А вообще, повторюсь: я отнюдь не агитирую за какую-либо реформацию в «православной» обёртке, а совсем даже наоборот. Просто здесь комментируют тему, и я написал своё мнение по поводу нескольких слов. Спаси вас, Господи!
Сергій 13/09/2012 в 12:13:25
О неблагозвучных словах церковнославянского языка
Никому бы в голову не пришло просить наших братьев-славян заменить в своих языках те слова, которые в современном русском языке имеют иное значение. Знатоки сербского, болгарского, польского языка смогут вспомнить немало “врагов переводчика”. Однако такие слова мы по необходимости запоминаем, учим и радуемся богатству нашего общего языкового наследия. Чем же и перед кем провинился церковнославянский язык? Или мы сами боимся признать себя его живыми носителями? Чем можно охарактеризовать свободное владение церковнославянским языком? – Определенно, не умением изъясняться на нем в обыденной жизни, потому что для этой цели нам служит родной язык.
В последнее время много и правильно говорится о необходимости внятного чтения, однако, это лишь техническая сторона вопроса. Церковнославянский язык – это язык общения с Богом. И потому минимальное знание церковнославянского языка – это способность произнести: “Господи, помилуй!” Что же касается необходимости церковнославянского языка как такового, то и пожар можно тушить подручными средствами, и на врага выйти, схватив первый попавшийся камень... Все может быть. Но проверенное оружие для духовной брани при нас, и едва ли можно оправдать неумение или нежелание им воспользоваться.
Наталия Ноздрина, Москва 12/09/2012 в 17:54:07
Вот слова Спасителя, в которых Николай С. допускает замену: "ПЛОТЬ БО МОЯ ИСТИННО ЕСТЬ БРАШНО, И КРОВЬ МОЯ ИСТИННО ЕСТЬ ПИВО" (Ин, 6:55). Простите мою нескромность, позволю себе напомнить Николаю С., что тексты всех богослужебных книг, чинопоследований, молитв, составлялись не пялившимися в телек по выходным, не любившими погонять в футбол с бывшими однокашниками, не курившими, не видевшими походя полуголых девок и рокеров в метро, не бравшими в руки мерзкие желтые газетенки, не произносившими и не слышавшими ни разу в жизни грязномерзкое словосочетание "пусси райот", не приучаемыми годами к толерантности людьми. А немножко иными. В основном, иноками и святыми. То есть с непомраченным сознанием людьми. Я еще раз дико извиняюсь! Все дело в том, что у нас с Вами, как и у всех живущих в 21 веке, хотим мы или не хотим, ходим мы в храм или не ходим, (ну кто ходит, то чуть меньше) сознание помрачено настолько, что мы этого даже не замечаем. Вот в чем проблема-то, дорогой о Господе, Николай С.! Нам бы держаться что есть мочи за все, до капли, что нам оставили тысячи тысяч прошлых наших предков, до крови держаться, зубами и ногтями. До крови. Поелику каждый Глагол освящен тысячами тысяч молений уст на протяжении тысячей тысяч православных богослужений за тысячи лет истории Церкви. И вот в 2012 году нам с Вами, пребывающим в помрачении (причем в наследственном), стало «неудобно» даже как-то вдруг «стыдно», (и перед кем, - Господи, о ужас, не перед Богом, нет, что Вы! - а перед НЕВЕРУЮЩИМИ) за некоторые корявые церковнославянские слова. …. (тут прошу всех чуть остановиться и задуматься). Мне тоже было раз стыдно, когда, мне пришлось лет 11-12 назад, читая службу Октоиха, в какой-то простой день, громко и четко при всем честном народе произнести слово «бл…ди». Я сначала не поверила глазам своим, думала, ошиблась. Но нет, речь шла именно о них - «Бл…дях церковных», в которых «шатание». Вы, Николай С., возможно этого не знали. (Октоих написан на церковнославянском языке, в приходских храмах на вседневных службах часто опускается). Так что, надо будет, по-Вашему, не 5-6 слов убрать (за которые стыдно), а уже семь. Может кто-нибудь еще какое словцо подскажет, глядишь, всем миром и разберемся, и устроим, наконец, себе спокойную жизню, а то ишь нападают со всюду энти невоцерковленные толеранты на нас, таких из себя всех воцерковленных до невозможности. Ну как же еще спастись-то от них? Ну конечно, поправим поскорей все что им не ндравица! Вот заживем-то славно! Благодать! А на вопрос наших святых предков «Как вы сберегли заветы и веру отцов?», который нам рано или поздно ТАМ зададут, ответим … э-э… ну, там сориентируемся. Так, уважаемый, Николай С.?
Марина 12/09/2012 в 15:10:17
Читала эту статью на сайте "Православие.ру", очень понравилась. Глубокий поклон владыке Пахомию за его позицию!
Наталия 12/09/2012 в 14:55:22
Cовершенно согласна со Светланой и Ларисой. Поклон и благодарность владыке Пахомию. Cлава Богу, что в наше смутное время Господь нам посылает все-же ТАКИХ молодых архипастырей, на них надежда. Знаю неообновленцев "изнутри", т.к. 22 года назад на заре своего воцерковления пребывала на агапах общины Георгия Кочеткова около 3-х лет. Ушла сама, слишком чувствовалась фальшь на этих "трапезах любви", cознательное размывание границ конфессий, планомерное воспитание в членах общины чувства своей элитарности и права судить и реформировать Церковь, откровенная ненависть к монашеству. В голодные 90-е годы община эта неплохо кормилась "гуманитарной помощью" с западной стороны. И, конечно, одной из важнейших задач была - отмена церковнославянского языка в богослужениях - еще тогда.
Страшно и дивно осознавать,что ныне все вернулось "на круги своя". Но на страницах "Благодатного огня" с благодарностью читаю, что Апостасия встречает сопротивление и от мирян, и от священства, и от части архипастырей нашей Церкви. Надеемся.
Светлана 11/09/2012 в 21:10:17

Все эти непонятности от лукавого. Они просто служат поводом для нестроений в Церкви. Определенная группа лиц этого добивается любыми способами. То, что эта дискуссия ожила сейчас, говорит, о то что нынешний Патриарх, нарушает свое обещание, которую он дал перед выборами, что он не будет проводить никаких реформ. Но судя по всему не всем обещаниям можно верить!!! И свое юношеское желание перестроить Церковь изнутри он продолжает лелеять в своей душе. Как он уже это делал, будучи ректором Смоленской семинарии. Уже в стенах Смоленской семинарии ученикам насаждал русский язык для проведения Богослужений. Судя по всему ему не терпится это насаждение национальных языков, как это происходит на каждую пасхальную службу. Части Священного Писания читаются даже и на украинском языке. Вместо молитв об обьединении единого народа разделенного историческими коллизиями, идет поддержка разделения на церковном уровне, поддерживая службы на украинском и русских языках в церкви. Для этого и нужны русификации или украинизации текстов. Каждый раз сообщается о переводах библейских текстов на чувашский, якутский, и др. языки. Возникает закономерный вопрос для чего делается это? Ответ понятен - дезинтеграция России любой ценой. Вместо вселенскости Русской Православной Церкви идет ее деление. Исподтишка. И всегда можно найти "полезных идиотов" (термин Ленина), которые не понимая, о чем глобально идет речь, будут кричать, что да, надо улучшить понимание текстов, для того, чтобы все было всем понятно. То, что их рвение будет служить процессу уничтожения единого пространства Русской Православной Церкви, их не будет волновать совсем. Главное, что сработала установка: руши, ломай улучшай. Слава Богу, что есть честные священники, как протоиерей Сергий Правдолюбов, которые бескомпромиссно борются с происками темных сил, стремящихся любой ценой ослабить Святую Русь и ослабить Русскую Православную Церковь. Святые Российские новомученники, пострадавшие за Христ, молите Бога нашего Иисуса Христа, чтобы он очистил ее от ненужных дискуссий, и обновленчества.

Лариса 11/09/2012 в 15:18:13
"Здесь можно посоветовать проводить на епархиальном уровне конкурсы чтецов, обучающие семинары, периодически устраивать аттестацию священнослужителей и церковнослужителей на предмет знания основ церковнославянского языка и правил произношения. Настоятели должны следить за тем, как читают и поют в их храмах."
Можно только порадоваться за такого молодого епископа. Побольше бы их - ТАКИХ было на нашей грешной Земле.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04
Лично «для себя» я бы вообще не менял в церковнославянском языке богослужения ни одной буквы и ни одной синтаксической конструкции. Тем не менее, надо признать, что в богослужебных текстах и Священном писании на церковнославянском языке есть пять или шесть слов, которые сейчас выглядят соблазнительно и даже могут дать повод для хулы насмешников-богоборцев. Я допускаю их замену церковнославянскими синонимами ради немощи человеческой. Прежде всего, это касается такого важнейшего вероучительного места в Евангелии как Ин. 6:55. Дабы не смущать верующих и не давать повода ищущим повода, там желательно поставить слово «питие», как в Синодальном переводе. По-моему, где-то в богослужении (не могу ручаться, сейчас не упомню) есть слова «изрыгну хвалу». Можно поставить «изреку». В Евангелиях и однажды в Ветхом Завете встречается слово «влагалище», имеющие сейчас совершенно определённый анатомический смысл (в Ветхом Завете даже «влагалище диряве»). В таких местах вполне органично смотрелось бы слово «вместилище». Повторяю, во всём богослужении и Священном Писании найдётся пять-шесть, максимум десяток подобных слов. Их заменой я бы и ограничил всю эту пресловутую реформу.
Николай (Москва) 11/09/2012 в 09:23:54
Россиянину: Совершенно верно.
Россиянин 11/09/2012 в 08:39:00
Чем внутренне ближе человек к Богу и Церкви, тем сильнее у него потребность к сакрализации своего молитвенного языка и образа своей жизни. Чем внутренне отдаленнее человек от Бога и от Церкви, тем более у него тяга к профанному языку и профанному образу своей жизни. К чему же должна призывать Церковь и чему учить? Сакральному или профанному?

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении Православный журнал «Благодатный Огонь»

Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении

11.09.2012
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

2.12.2021
Священник Георгий Максимов

Входила ли Богородица во Храм?
Исповедь сомневавшегося

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

28.11.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

 

НОВОСТИ

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

09.11.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви