Богородица

Актуальные статьи

Протестантизм в Православии

4.01.2022
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Однажды в монастыре я произносил проповедь. В этот день евангельское чтение было посвящено искушению Христа в пустыне. Обращаясь к присутствующим, я сказал, что каждый из здесь стоящих читал об этом евангельском событии и может его объяснить. Но если он не знаком с толкованиями этого события Отцами Церкви, то своим умом ему будет очень тяжело подняться до правильного истолкования, которое будет недалеко отстоять от толкования современных толкователей. Для примера я привел толкование священника Георгия Кочеткова, который в своей книжке с многозначительным названием «Идите, научите все народы», представляемой им, как «Катехизис для катехизаторов», пишет, что в пустыне Бог испытывает Христа: способен ли Он осуществить предстоящее Ему служение. Это испытание, по мнению Кочеткова, не было для Христа простым, искушение для Него, не было игрушечным. Как учит Кочетков: «Искушение всегда искушает! Да, искушение не привело ко греху, Господь преодолел, отверг его, но ведь Он жил во плоти и, значит, был подвержен немощи жизни во “плоти и крови”… “Плоть и кровь” во Христе были такими же, как и у нас. Поэтому-то искушение приходило и к Нему по немощи плоти, хотя и не ко греху, и слава Богу и Христу за его преодоление!»

Такое мудрование плотского человека, которое демонстрирует Кочетков, свойственно и другим современным толкователям. И мы тоже, если не трудимся над изучением святоотеческих творений, своим плотским умом способны только к тому, чтобы увидеть в искушении Христа в пустыне испытание Его пригодности к предстоящему служению и одну из вех Его духовного совершенствования.

Я привел прихожанам святоотеческое толкование этого евангельского события и сказал, что для толкования этого события мы обратимся к свт. Иоанну Златоусту, который является одним из трех человек, которому Церковь усвоила имя «вселенского великого учителя и святителя», а также к преп. Симеону Новому Богослову, который тоже является одним из трех человек, которым Церковь усвоила имя «богослова». Так вот отцы говорят, что искушение Христа в пустыне для Богочеловека Иисуса Христа не было ни испытанием Его перед посланничеством на служение, ни вехой в духовном совершенствовании, а было исключительно для нашего вразумления. Христос показывает нам, как должно побеждать диавола, всегда воюющего против нас и пытающегося ввести в преслушание воли Божией. Как учит Златоуст, пропостившись сорок дней и ночей, Христос взалкал, давая, таким образом, случай диаволу приступить к Нему, чтобы Своею борьбою с ним показать, как должно преодолевать его и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в школах гимнастики схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь диавола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Свое алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, третий низложил его со свойственной Ему легкостью… Пока совершалась брань. Христос не допускал являться ангелам, чтобы этим не отогнать того, кого надлежало уловить. Но когда Он изобличил диавола во всем и заставил бежать, тогда являются и ангелы. И преподобный Симеон учит, что Христос показывает нам, как должно соблюдать закон Божий и заповеди Его, и как должно побеждать диавола. Конечно, то и другое совершилось в Нем само собою. «Ибо если Христос есть тот самый Бог, Который дал заповеди и закон, то как можно было не соблюсти Ему того закона и тех заповедей, которые Сам дал? И если Он Бог, как и есть воистину, то как возможно было Ему быть обольщену или обмануту какою-либо хитростью диавола?» Правда, диавол как слепой и бессмысленный, восстал против Христа бранью, но это попущено было для того, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и чрез то получил прощение Адам согрешивший.

После богослужения я пошел в трапезную, а когда вышел, меня ожидала одна молоденькая монахиня. В руках у нее была Библия зеленого цвета, небольшого формата с мягкой обложкой. С такой удобно вести дискуссии и такая всегда есть в руках у протестантов. Вид у нее был решительный. По всему было видно, что она хочет со мной поспорить. Как только я вышел из трапезной, она обратилась ко мне:

– Отец Петр, а почему вы сказали, что Христос не нуждался в искушении? Ведь в послании к евреям, – она открыла Библию, – апостол Павел пишет: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (5,8). Значит, Христос научился послушанию, Он не был послушным изначала. Всю Свою жизнь на земле Он через страдания становился лучше и искушение Его в пустыне было важно для Его духовного совершенствования.

– Поскольку мы заговорили о послушании, – сказал я, – то даже если и согласиться с тем, что оно выше поста и молитвы, оно никак не выше добродетели рассудительности, которая помогает нам не допускать многие ложные поступки, а также в толковании Священного Писания может помочь. Давайте рассудим об этом апостольском выражении. Не секрет, что очень многие люди оказываются послушными: и в семье, и в школе, и на работе… И для этого, обратите внимание, им не требуется даже малых наказаний, не говоря уже о жестоких страданиях. Неужели Христос настолько нравственно ущербен, настолько жестоковыен, что для воспитания у Него добродетели послушания, Ему необходимо претерпеть страдания?

– Но, ведь, написано…

– Написано, то написано… Так, например, во многих своих посланиях апостол Павел пишет, что Бог воскресил Христа из мертвых. Но православные христиане тем и отличаются от протестантов, что они чтут не только Священное Писание, но и Священное Предание, к которому относятся творения Отцов Церкви. Потому православные христиане толкуют Священное Писание не так, как им подсказывает их плотской разум, а так, как его толковали Отцы Церкви. А о воскрешении Христа Отцом св. Иоанн Златоуст пишет: «Для чего Павел употребляет такое выражение? Потому, что свойственное Сыну приписывается Отцу и свойственное Отцу приписывается Сыну». А о тех, которые учат, что Христос не мог Сам воскреснуть из мертвых, а воскресил Его Отец, потому что написано… Златоуст пишет, что для таких это является признаком сумасшествия и крайней мерой безумия. Что касается приведенного выражения: хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (Евр. 5,8), то Григорий Богослов отмечает, что как об истинном Боге, о Христе нельзя сказать, что Он послушлив или непослушлив, так как то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно добронравным, а другое достойным наказания. Все же, о чем мы читаем в Священном Писании, в том числе: Его молитва, послушание, богооставленность и др., все это, говорит Григорий Богослов, совершается и чудесным образом совокупляется от нашего лица. Что же касается искушения Христа в пустыне, то в самом начале проповеди я предупреждал, что буду говорить о том, как это событие толкуют Отцы Церкви: свт. Иоанн Златоуст и преп. Симеон Новый Богослов.

– А где нам взять творения Отцов? (К этому времени к нам подошло несколько инокинь и послушниц, так что монахиня говорила уже от лица нескольких человек.)

– Вообще-то в вашей монастырской библиотеке они должны быть. В крайнем случае, в современное время никакой проблемы с творениями Отцов Церкви нет, поскольку в Интернете имеются творения абсолютно всех Отцов.

– Мы там (имеется ввиду – в творениях Отцов) ничего не поймем.

Это был второй довод монашествующих, поясняющий: почему они не могут читать творения Отцов Церкви. (Первый довод: они не знают: где их взять.) На это я ответил, что творения Отцов Церкви отличаются простотой, поскольку они обращены ко всем христианам, вне зависимости от их звания и образования. При этом я заметил, что если они понимают сочинения митр. Антония (Блума), архимандрита Софрония (Сахарова), проф. Андрея Кураева и других современных авторов, то они могут не сомневаться, что в творениях Отцов Церкви они не найдут ничего непонятного.

– У нас нет времени.

На этот довод я ничего не ответил. Да, и что отвечать? Понятно, что дело не в нехватке времени. Современные православные христиане издают, читают и перечитывают тех авторов, которые пишут свои статьи в отрыве от святоотеческого понимания Священного Писания. Впрочем, можно провести эксперимент: спросить у современных православных христиан, как они понимают некоторые места Священного Писания. Те места, которые в древнее время вызывали полемику православных христиан с арианами и несторианами. Можно не сомневаться, что если они не усвоили толкования этих мест Отцами Церкви, а тем более, если они усвоили толкование этих мест современными авторами, их толкование будет точно таким, как у ариан и несториан. И здесь возникает вопрос: почему так? Почему некоторые православные христиане, подобно протестантам ранее, добровольно отказываются от наследия древних Отцов Церкви? Трудно сказать. Однако следует помнить, что это наследие сложилось в борьбе с арианством и несторианством. И если человек не хочет приложиться к этому наследию (не знает, где его найти, или потому что думает, что ничего там не поймет, или у него на это нет времени), он о Христе будет думать точно так, как думали о Нем древние еретики. Что мы сейчас и наблюдаем.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  15

Комментарии:

Дмитрий 04.01.2022 в 23:03:21

"Свет монахам ангелы, а мирянам - монахи и не место спасает, но образ жизни...".
Что же это, интересно, за "ангелы" такие "светят" монашествующим, что Господа показывают исключительно человеком и что это за "свет" такой и каков же его источник? "Протестантизм - погребальное слово по христианству" (Св.Игнатий Брянчанинов). Погребальное слово по христианскому образу жизни, читай - человеческому. Первая буржуазная (протестантская) революция, разразившаяся в Испанских Нидерландах, так и называлась, по своей сущности, - "иконоборческой" и не потому, что "возродила" борьбу древнюю - с "досками и красками", нет, но с Образом (Икон) Жизни и всякой памятью о Нем, вне которого, как известно, жизни нет вовсе.

Игорь Б 21.08.2017 в 16:52:27

Алексею.
Алексей пишет: «Почему протоиерей Петр Андриевский считал, что современные люди не могут своим плотским умом понять слова Евангелия, а жившие сотни лет назад такие богословы, которые тоже являлись плотскими людьми, были способны изрекать истину в последней инстанции?»
Апостолы тоже плотские люди, и всё же написали Евангелие, если рассуждать прямолинейно, то в каждое время можно всем подряд (богословом) писать свое евангелие. Брат Алексей, есть Святой Дух, почитай толкование святых отцов восточной церкви на кого он может снизойти.

Алексей 20.08.2017 в 12:21:31

По поводу этой статьи у меня два вопроса:
1. Почему протоиерей Петр Андриевский считал, что современные люди не могут своим плотским умом понять слова Евангелия, а жившие сотни лет назад такие богословы, которые тоже являлись плотскими людьми, были способны изрекать истину в последней инстанции?
2. Какой смысл разбираться в тонкостях богословия, если люди не выполняют главного - не исполняют во всей полноте заповеди Божии - заповеди любви!? Это все равно, что ехать на машине в тупик и заботиться не о поиске правильного пути, а о том, как устранить царапину на левом крыле машины.

Петр 17.08.2017 в 18:21:41

Все очень просто: некоторые из современных батюшек специально не вспоминают "устаревших" отцов, потому что они мешают им проповедовать новое христианство. Ведь мир меняется, становится другим и церковь должна обновляться, как считают они (апостол по другому). А Отцы - наш ориентир, чтобы не поддаться этим лжеучителям.

Игорь Б 17.08.2017 в 01:10:36

Толкование протестантов есть не что иное, как заказное учение, где Христос называется лжемессия. Кто заражен ересью, о них пишет Игнатий Брянчанинов, «…она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. Она не способна к смирению. Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она — смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика….»

Марина Самарцева 16.08.2017 в 19:04:11

... перечитывала два раза !! ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ, ОЧЕНЬ !

Марина Самарцева 16.08.2017 в 18:58:53

Абсолютно согласна с прот. Андреем Хвылей-Олинтер !! (коротко и ясно...)

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 16.08.2017 в 11:58:20

Абсолютно верная и актуальнейшая статья. Почаще ее надобно публиковать и перечитывать...

Николай С. 01.05.2013 в 09:31:01

Виктору Дорошенко.
Простите меня, пожалуйста. Я упомянул об украинских левшах (шульгах) просто в качестве иллюстрации мысли. А вообще-то я пытался ответить на вопрос по поводу Евангелия, привёл данные из Ветхого Завета. Причём здесь большевики, мне абсолютно непонятно. Их политика в отношении левшей для меня абсолютная terra incognita. Знаю лишь, что в СССР их в детстве пытались переучивать, но в то время так было и на Западе.
Кстати, ещё для Владимира.
Самые частые и тяжёлые нокауты в боксе бывают от так называемого левого хука – короткого, резкого и мощного бокового удара в челюсть с левой руки. Чрезвычайно эффективен и левый апперкот по печени. Пользуются ими в основном правши. Поэтому умелые в драке люди предпочитают начинать неджентельменское общение именно с этих неожиданных ударов. Так что, возможно, поднаторевшие в этом искусстве драчуны чаще бьют всё-таки по правой щеке.
Виктору Дорошенко.
Прошу Вас не надо развивать далее тему «бокс и большевизм».

Виктор Дорошенко 30.04.2013 в 15:23:08

Николай С. 29/04/2013 в 16:08:42
//Поясняю. Большинство записанных в документы фамилий жителей западных областей Российской империи – это XVIII и XIX век.//
Еще поясните - причем здесь большевицкая "украина", а так же на какие именно "документы" Вы опираетесь? Опять же на большевицкие? А если нет, то смею Вас уверить, что приведенные Вами прозвища в значительно большем числе встречаются, например, среди Донских казаков (полностью истребленных большевиками), чем где-либо еще, включая Червонную Русь.

Николай С. 29.04.2013 в 16:08:42

Виктору Дрошенко.
Поясняю. Большинство записанных в документы фамилий жителей западных областей Российской империи – это XVIII и XIX век. Следовательно, распространённость фамилий-прозвищ Шульга, Шульгин и Шульженко отражают ситуацию на Украине с левшами именно в эти столетия.

Р.Б.Елена 29.04.2013 в 16:07:31

Мне кажется, что очень было бы хорошо и полезно, чтобы и на проповедях батюшки почаще советовали читать святых отцов Церкви, т.к. мнение священников для многих авторитетно. Ведь после Евангелия святоотеческое наследие - это основа основ православного мировоззрения и христианской жизни. Конечно, есть труды довольно сложные для понимания, но во многих изданиях они прокомментированы, а потом, даже если взять просто "Добротолюбие" или "Точное изложение православной веры", многие вопросы и недоумения пропадут сами собой. Спаси Господи.

Виктор Дрошенко (русский) 29.04.2013 в 15:52:26

Николай С. 29/04/2013 в 09:40:38
//"Например, среди украинцев левшей всегда было больше, чем среди русских."//
Будьте любезны, поясните, когда именно "всегда" - непосредственно с момента насильственной большевицкой украинезации Южной России, или прямо-таки с 1991г? Рассказ Лескова "Левша" написан тоже украинцем, про украинца или таки про левшу как такового? Иоанн Златоустый в толковании на (Матф.5,39): "Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую" не обращает внимания на слово "десную", но на требование Господа победить обидчика незлобием. Протестантам этого кажется мало, надо еще "потолковать" на тему о левше.

Михаил Ершов 29.04.2013 в 10:34:22

Оказывается, и сейчас левшей не так уж и мало (около 10-12 процентов людей в мире являются левшами - по этим словам найдете информацию в инете). И самое главное: Господь наш Иисус Христос никогда не говорил и не скажет ничего бессмысленного. Так могут думать только богохульники...

Николай С. 29.04.2013 в 09:40:38

Владимиру по поводу левшей.
Как известно, их во всём мире рождается немало и сейчас – просто многих переучивают в детстве. Например, среди украинцев левшей всегда было больше, чем среди русских. Такой вывод можно сделать, обратив внимание на фамилии. В России нет фамилии Левша (возможна только довольно редкая фамилия Левшин, а может быть Лёвшин). А на Украине достаточно распространены фамилии Шульга, Шульженко, Шульгин. Вполне возможно, что в Иудее I века по Рождестве Христовом левшей было особенно много, и этому можно найти объяснение. В Книге Судей есть рассказ о войне израильтян против колена вениамитян из-за надругательства над наложницей левита в Гиве Вениаминовой. Там сказано, что среди вениамитян было очень много великолепных пращников-левшей. Вероятно, в этом племени леворукость была наследственной. Большинство колен Израилевых исчезли в Ассирийском плену. Из Вавилонского плена в Палестину вернулись только иудеи, левиты и вениамитяне. Апостол Павел, например, происходил из Вениаминова колена. Думаю, не будет некорректным предположить, что во времена земной жизни Спасителя, очень значительная часть евреев из потомков Вениамина могли быть левшами.

Михаил Ершов 28.04.2013 в 22:27:18

На вопрос Владимира отвечает о. Иов (Гумеров):
Вопрос:
Как понимать слова Иисуса "если тебя ударят по левой щеке - подставь правую " и что "всякая земная власть - от Бога" (Антихриста - тоже?).
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).
Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!
Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:29). При этом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысл попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).
Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.
http://www.pravoslavie.ru/answers/6187.htm

Владимир П-н 28.04.2013 в 20:16:13

Замечательный диалог. Спасибо. Я вот нигде не нашел ответа, вернее толкования на такой отрывок: "Если тебя ударили в правую щеку поверни и другую..." Но ведь в правую щеку по определению может ударить только левша. А как известно их мало.... так если какой то смысл здесь или нет?

Сергій 26.04.2013 в 10:04:13

Мудрые слова, как звезды, свет которых продолжает озарять небосклон, даже когда сказавшего их уже с нами нет. С сердечной благодарностью “Благодатному Огню”.

р.б.Сергий 25.04.2013 в 18:08:56

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Земной поклон и вечная память отцу Петру за столь благодатное наставление и привлечение внимания к Истине, к правильному Ее разумению! Плотское мудрование, усугубляющее обмирщвленность нашего сознания, более свойственна тому уму, который не отличает подмены духовного душевным, что и увлекает его в грех самомнения и прелести.
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис.,5,21) Как без Благовестия нет Спасения, так и без Святого Предания не найти пути к Нему!
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1,Кор.,6,12). Без изучения свято-отеческого наследия не научиться ныне Страху Божиему (трезвлению и освобожению ума), без внимания Святому Преданию не вознести молитвы (покаяния) к Богу и не возжечь любви к Истине без света Священного Писания! Ибо «не может назвать Бога своим Отцом тот, кто не имеет своей матерью Церковь» (Киприан Карфагенский, «О единстве Церкви»).
Благословен Грядый во имя Господне!

Григорий 24.04.2013 в 21:51:22

Павел 24/04/2013 в 11:07:12
"Есть места Писания, где допускается свобода толкования."
Дружище, Ваш тезис и есть тезис протестантов и вообще еретиков. Никакой "свободы толкования" Истины не бывает, Истина одна и толкование то допускается, каковое дается Духом Святым. Именно эти толкования и содержит Вселенская Церковь - никаких иных. Аминь.

Марина 24.04.2013 в 14:24:21

Спасибо за статью. Много читаю творений Святых Отцов, а вот толкование на те или иные темы обхожу стороной! Благо в нашей приходской библиотеке много литературы такого характера, в следующее воскресение начну изучать!
Молюсь за упокоение души о.Петра. Чувствуется, что человек не зря прожил свою жизнь, даже после смерти наставляет!

Светлана 24.04.2013 в 13:33:28

Вчера встретила одну прихожанку из нашего храма и она мне говорит. У нее есть племянница баптистка и они вместе евангелие читают. И в евангелии написано: "не сотвори себе кумира" и что "заговорили они на иных языках". Подразумевается при этом впадение в транс и неразборчивое лепетание несвязных звуков. В православной Церкви такое состояние называется беснованием. Так этим говорением на языках занимаются пятидесятники, постепенно некоторые католики, придерживающиеся так назаываемому новому харизматическому движению, и многие другие протестанты.
Состояние глоссолалии возникло сравнительно недавно, примерно в конце 19 века и пришло из индуистких религий. В этом состоянии как бы человек попадает в транс. Состояние очень опасное, как и всякое беснование вместо разумного, иными словами в полном разуме стяжании благодати, дается бесовское вхождение в транс, где человек сам себя и все вокруг забывает.
Так вот эта моя знакомая прихожанка пыталась уверить меня, как это хорошо, и что об этом писал сам апостол Павел. И я удивилась, как много у нас прихожан, которых легко увезти с пути истинного, как легко привести ввести в состоянии иконоборчества, как будто не было недавно праздника торжества Православия. К сожалению, многие священники об этом даже и не говорят, о том что Библию читать без комментариев святых отцов нельзя, что святое предание Церкви, может спасти от многих заблуждений и ошибок.
Я уж не говорю о священниках, которые верят, что Бог создавал все методом эволюции, и самое неприятное, что так учат в Московской Духовной семинарии. То есть, будущим священникам преподают, что Земле больше 4 миллиардов лет, и что Бог создавал все живое методом эволюции в течении этих миллиардов лет. При этом приводят слова, что для Бога 1000 лет, как один день, что у Него другое течение времени, и что для нас это миллиарды лет, а для Него - это мгновение. То есть, отрицается 6-дневный акт творения. Сомнительные теории ставятся выше Церковного предания. И как будут проповедывать такие священники? Если они сами уверены, что все создано методом эволюции. То есть уже из семинарии и духовной академии они выйдут законченными атеистами. Даже в МДА создали отдел по взаимодействию с естественными науками, проводят семинары, как все усторенно с точки зрения современных фантастов лжеученых, которые эктраполируют данные, полученные за 20 лет наблюдений на миллиарды лет. Как же быть бедным семинаристам, что они будут проповедывать?

Павел 24.04.2013 в 11:07:12

Пф. Коту понятно, что никто не отказывается от золотого наследия Церкви, основы христианской веры - сочинений Отцов. Так думают только те, кому уж очень хочется найти себе побольше "врагов" среди своих собратьев по вере. На самом деле все намного проще. Есть места Писания, где допускается свобода толкования. Но эта свобода не должна быть неограниченной - если я говорю, что Христос пожелал быть искушаемым - то да сохранит меня Бог делать из этого арианские или несторианские выводы. Толкование должно быть свободным, но соответствующим духу Предания Церкви. Здесь нужен Царский путь - не впадать в примитивный буквализм, считающий непогрешимым каждое слово Отцов, или плюрализм, презирающий все отеческое наследие без исключения и на первое место поставляющий наш несовершенный ум.

Михаил Ершов 24.04.2013 в 09:12:06

Действительно те, кто считает Господа нашего Иисуса Христа в чем-либо и когда-либо несовершенным, почти ничем не отличаются от древних еретиков и нынешних лжеучителей. То же плотское мудрование, та же самоуверенность и гордыня лжеименного разума. Лучше бы они совсем не находили время для чтения еретичествующих авторов и (если нет под рукой святоотеческих источников) почаще перечитывали Евангелие с молитвой о вразумлении и просвещении. Вечная память протоиерею Петру.

Россиянин 24.04.2013 в 08:33:48

Почти полное игнорирование святоотеческого наследия особенно заметно у синодальных миссионеров. Весь внутренний их настрой является некоей калькой с протестантизма. Этакий инновационный зуд гордыни, тщеславия, самомнения, пренебрежения к собратьям по вере. Они постоянно рассуждают, как изменить, модернизировать ту или иную часть православного богослужения и православного образа жизни. Самочинно вносят подобные изменения в свою практику. Навязывают церковному народу все эти покушения на православные традиции под предлогом необходимости ответов на вызовы времени. И, по большому счету, совсем не думают о той любви, без которой все мы становимся ничем. Да и не имеют ее, потому что любят, прежде всего, себя.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс