Богородица

Актуальные статьи

О выпадах против книги «Несвятые святые»

22.06.2012

 


Пожалуй, за всю историю нашей Церкви после крушения советского строя не было столь популярного в народе чтения, как книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». В одночасье побив все рекорды по тиражам, она стала любимым чтением у самых разных слоев нашего общества – мирян и клириков, монахов и многодетных отцов, давно воцерковленных и только-только переступивших порог Церкви людей, ученых и неучей, ищущих духовного назидания и просто увлекающихся интересным чтением. Читают книгу те, у кого нет времени читать, и даже те, кто вообще ничего не читают.

Причина успеха объясняется тем, что наш народ давно истосковался по достоверным рассказам, приоткрывающим покров той подлинной, утоляющей жажду сердечных глубин жизни, которой не знает шумный мир, и которой живут смиренные иноки. От начала и до конца книга являет собой русскую душу, с ее широтой, простором, поиском истины, благоговением перед старцами, обретением смысла своего бытия именно в Боге, рядом с Которым проясняется жизненный путь человека.

Особая достоверность повествования обнаруживается еще и благодаря нестандартности, нелакированности изображаемых в нем персонажей, если так конечно можно назвать реальных людей. Уходя от вычищенного образа, свойственного патерикам, автор являет нам недавно живших людей, практически современников, с их особенностями характера, а порой и немощами, пытаясь показать самое главное – как эти люди, преодолевая самих себя и сложившиеся обстоятельства, шли к Богу и созидали Церковь посреди безбожного мира.

Но не об этом пойдет наша речь. Не прошло и несколько месяцев после выхода книги отца Тихона в свет, как против нее в СМИ стали появляться выпады. С одной стороны, это вполне естественно. Только бездарные книги проходят незамеченными, ибо никто не будет писать отзыв на никому не нужный текст. Напротив, книги, талантливо созданные, всегда вызывают обсуждение и дискуссию, как однажды высказался Маяковский, «всё хорошо: поэт поет, критик занимается критикой». С другой стороны, в появившейся критике заметна определенная тенденция, выявить которую было бы полезно и важно.

В частности, самый первый критический отзыв написал активист обновленческой группы о. Георгия Кочеткова Б.Колымагин. Язык отзыва, надо сказать, ядовитый и злой – начав читать, сразу же понимаешь, куда повернет критик книги. Впрочем, опасения кочетковцев, не взлюбивших отца Тихона, вполне понятны. Ведь именно в книге «Несвятые святые» мы видим наряду с увлекательным изложением строгое подтверждение значимости сложившихся веками православных традиций и правил духовной жизни. Допустим, автор наглядно показывает, ссылаясь на духовные авторитеты, необходимость совершать правило перед Причащением Святых Христовых Таин (с. 71–73). Недвусмысленно говорится и о значении исповеди перед Причащением (с. 260–261), и о важности всех молитв Крещения, не считая их по-модернистски ненужными (с. 426). Соблюдение канонов, традиций и правил устава предстает в «Несвятых святых» жизненно важным для христианина, а не каким-то лишним довеском, от которого можно бы и отказаться. Все изображаемые в книге духовные лица, старцы, духовники, при всей их неординарности, абсолютно не реформаторы, не модернисты, не обновленцы и не экуменисты. Понятно, что такое описание не может понравиться представителям перечисленных категорий. Тем паче, претит им бескомпромиссный, нетолерантный, как бы сами они сказали, отзыв архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о кочетковцах: «Если мы не разорим это движение, они разорят Церковь».

Но поскольку для опровержения книги отца Тихона антимодернизма недостаточно, были предприняты попытки раскритиковать ее с точки зрения литературной. Так, появилась публикация монаха Диодора (Ларионова) и Марии Игнатьевой «Чудеса в решете».

Упомянутые авторы начинают свой отзыв с глубокомысленных, хотя и несколько путаных рассуждений о жанрах в литературе. Потихонечку контекст речи ведет к тому, что отец Тихон якобы ошибся с жанром, написав «русскую волшебную сказку в псевдо-византийских тонах», что, мол, как в сказке, у него всё в книге выходит слишком удачно и гладко. Вообще, поражает жестокость, с которой судят об авторе: «Вполне естественным оказывается и то, что рассказчик создает из своей жизни литературную сказку, а затем и сам начинает в неё верить». Предвзятость и необъективность подобных утверждений слишком очевидны. А ведь отец Тихон пишет о том, что имело ключевое значение как в его судьбе, так и в судьбе реальных людей, многие из которых живы и сегодня, и является родным, сокровенным сокровищем, пронесенным через всю жизнь. Именно эта подлинность, пережитая личным опытом, и находит отклик, внимание и сочувствие даже у невоцерковленных читателей.

Но собственно, если встать на позиции критиков, что же есть сказка, или как они образно говорят, «медовый монастырский пряник» в книге «Несвятые святые»? Может быть, навоз в коровнике, которым автор получил по лицу? Или искалеченные пальцы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который всю жизнь молился за своих истязателей? Или, может, видение схиигумена Мелхиседека, которому было показано, что прежние его труды отвергнуты, потому что не было главного – покаяния и молитвы? Мы видим, что вовсе не далекая от жизни «чудесная реальность», как нам внушают критики, а строгая правда жизни, растворенная чуткой заботой о людях Небесного Отца, явлена нам на страницах произведения отца Тихона. Увы, статья монаха Диодора и М.Игнатьевой – яркий пример того, как предвзятое отношение порождает ревнивое и необъективное слово.

В связи с этой статьей мне вспоминаются слова покойного профессора Михаила Михайловича Дунаева, который как-то в личной беседе сказал, что особенность нашего времени – ниспровержение всех авторитетов. Как только появляется хоть что-то заслуживающее внимания, тут же это начинают ниспровергать. В грязь втаптывается буквально всё, лишь бы не было ничего святого, чистого, вызывающего уважения. Едва появилась книга, вызвавшая благодарный отклик у сотен тысяч читателей, как и в нее уже бросаются грязью.

Отвлеченно-академические размышления о стилях и жанрах без непредвзятого чтения книги оказываются оторваны от реального восприятия произведения. Если ты заведомо настроен на критику, ты ее конечно напишешь. Но стоило ли этим критикам городить свои «чудеса в решете»? Ведь концепция книги «Несвятые святые» вполне ясна и понятна. Имея богатые воспоминания о Псково-Печерской обители, внутренне пережив и с годами осмыслив драгоценный опыт общения с духовными людьми, а главное, горячо любя монашество, отец Тихон запечатлел в книге то, что вынашивал многие годы.

Отца Тихона упрекают в «кощунственных аллюзиях, в том числе и легкомысленном истолковании промысла Божия, который неизменно оказывает автору покровительство на протяжении всего повествования». Но ведь самая суть Промысла Божия как раз состоит в непрестанном попечении Божием как о мире в целом, так и о каждом конкретном человеке в отдельности. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф. 10:29–31). Неужели мы должны полагать, что Господь, заботящийся даже о траве полевой, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф. 6:30), не проявляет Своей всемогущей и мудрой заботы в том числе и об авторе книги «Несвятые святые»? Заслуга отца Тихона как раз в том, что он смог проследить штрихи премудрого, непостижимого Промысла Божия в своей жизни и передать читателям точное чувство: Господь действительно рядом, Он не отворачивается от нас, напротив, помогает даже в самых безысходных ситуациях. И потому описанные в книге случаи вселяют в души читателей уверенность в помощи Божией и Его непрестанном о нас попечении. Авторов же критической статьи, наверное, стоит от души пожалеть, что в своей жизни они не сумели увидеть действие этого непостижимого Промысла Божия, в отличие не только от отца Тихона, но и от великого множества православных читателей, с благодарностью и пониманием обсуждающих эту книгу на страницах Интернета.

Нигде в тексте, абсолютно нигде автор не превозносит себя, более того, мы видим воспоминания и признания, откровенно, по-монашески, самоуничижающие, которые за самую искренность их вызывают лишь новое уважение к автору. Крайне критичное отношение к себе автора, в частности, проявляется в упоминаниях об испорченных отношениях по своей вине с о.Агафодором (с.49), в акценте на упреке отца Иоанна (Крестьянкина) автору, находящемуся в больнице и решившему посмотреть телевизор (с.64), в упоминании плача после удара по лицу хвостом коровы, испачканным в навозе (с. 134), в признании о стыде после чрезмерного вкушения припасов горной схимницы (с. 262), в словах о собственном неумении объяснить учение об Ангелах воцерковляющемуся человеку (с. 284) и мн. др. Всего этого автору, при желании вознести себя, не нужно было писать, но сама правдивость повествования и принижение себя лишь добавляют чести автору и вызывают еще большее доверие ко всему, что он пишет.

Более всего критикам не нравится упоминание автором случаев чудесной помощи. Они иронизируют: «По молитве приезжает спасательная машина, находится проданная букинисту книга, отыскивается вор и Интерпол возвращает деньги…» Ну и что из этого? Ведь это же действительно так и происходило, причем свидетелями этому было множество людей. Выходит, что если бы отец Тихон обманул, написал, что молились, да ничего не вышло, просили у Бога, и опять остались ни с чем, то это, с позиции критиков, было бы поучительно. Что ж, пусть критики пишут собственные книги о своих теплохладных молитвах, бесплодных и никем не услышанных. Но если молитвы верующих бывают услышаны, то почему мы должны об этом молчать? Почему отец Тихон должен превращать повествование в сухую фактологию, умалчивая о том чудесном, что Бог совершает в жизни? Если в описываемых событиях действительно были чудеса, почему их надо скрывать?

Авторы критической статьи вкрадчиво заверяют: «Задача дидактического христианского текста состоит не в том, чтобы увести читателя в несуществующий, придуманный “чудесный” мир, а наоборот, в том, чтобы вывести из сказки и поставить человека лицом к лицу перед миром и самим собой – как бы это ни было болезненно и страшно». Но Христос говорил: В мире будете иметь скорбь; Но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Задача христианского текста вовсе не в том, чтобы поставить человека один на один перед жестоким, безжалостным миром, а в том, чтобы показать, что и в самых скорбях человек не одинок, с ним рядом Господь. Прозревается это по мере накапливания духовного опыта человека, ибо, лишь духовно прозрев, возможно по-новому увидеть пройденный жизненный путь и уразуметь в нем путь Промысла Божия. И потому приводимое отцом Тихоном свидетельство архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, что проведенные в заключении годы были самыми счастливыми годами жизни («потому что Бог был рядом»), выглядит более убедительно, чем возмущение критиков, желающих ставить читателя «лицом к лицу перед миром и самим собой». Только один вопрос: почему авторы рецензии так и не могут поверить и осознать, что кроме мира и человека есть еще и Господь?..

Отца Тихона упрекают в том, что он описывает монашество как светлый и полный радостных открытий мир, что, мол, это иллюзия. Ну что же делать, если это действительно так, причем не только для автора книги, но об этом свидетельствуют иноки всех поколений христианства. Отец Тихон не скрывает жизненной правды: не все послушники остались в монастыре, хотя первоначально вдохновлялись идеалами иночества (с. 145); не всегда у нас бывают силы до конца искоренить засевшие внутри соблазны, как это мы видим в заключение рассказа «Августин» (с. 251–253). Если бы отец Тихон при всех скорбях и тягостных испытаниях не ощутил сокровенной радости служения Богу, то и не написал бы он такой прекрасной книги. Никогда человек, не испытавший духовной свободы и радости, не сможет о них засвидетельствовать. Книга архимандрита Тихона вселяет веру и христианское жизнеутверждение. Читая книгу, обретаешь живое чувство, что Господь близ тебя, и если ты обратишься к Нему, Он услышит. Вот этой веры не хватает многим, а после чтения «Несвятые святые» ты замечаешь, что и твоя личная вера усилилась, укрепилась.

Лично для меня произведение отца Тихона является живым свидетельством того, что Церковь наша продолжает приносить духовные плоды. Как и во все времена, подвижники не прославляют сами себя, они бегут от мира, скрывая от людских глаз свое высокое делание, но по слову Христа, не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5:14–15). Те, кто лично знают примеры духовной жизни нашего времени, не имеют права о них молчать. Ибо всякое такое свидетельство – подкрепление нам. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).

В завершение хотелось бы еще сказать, что рассказы, вошедшие в книгу «Несвятые святые», написаны с несомненным литературным талантом. Общая композиция, логическое развертывание мысли в каждой главе отличаются удивительной стройностью. В тексте нет ни одного лишнего абзаца, ни одного лишнего предложения или речевого оборота, а повествование о каждом конкретном лице имеет свое смысловое зерно. Кроме того, талант автора определяется чувством достоверности, испытываемым читателем при чтении книги. Ведь далеко не каждый сможет передать реальные факты, а тем более их осмысление так, чтобы это выглядело достоверно, ибо ощущение фальши отличает тексты неумелых писателей. И в этой связи произведение отца Тихона представляет собой живое и достоверное повествование. Он не рисует какой-то образ, а передает саму жизнь.

Нравоучительные рассуждения вкрапляются в книгу крайне аккуратно, местами дополняя общее изложение воспоминаний. И что несомненный плюс – читатель получает наставление, не чувствуя тона навязываемой морали, потому что в самом повествовании уже заложено наглядное наставление, извлекаемое самим читателем.

По большому счету, «Несвятые святые» – это мемуары возрождающейся Церкви конца XX века. Как люди обращались к Богу, как шли в монастырь и хранили верность Спасителю, как Господь вел их сквозь стремнины мира сего, помогая им не явно и явно – всё запечатлено. Книга останется на века, на нее будут ссылаться, она послужит одним из источников для будущей характеристики нашего времени и жизни Русской Церкви. Запечатлев подвиг людей, шедших вопреки всему к Богу, отец Тихон внес неоценимый вклад в духовную письменность нашей Церкви.

 

——————————————————

Об авторе: Валерий Духанин, ныне иерей, проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  135

Комментарии:

Виктор 28.11.2017 в 23:35:51

Владыке Тихону многия лета!

Федин Сергей 25.01.2017 в 20:23:57

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КНИГА!!! Нравственная и высоко моральная. Имею 2 экземпляра данной книги - обычную и подарочное издание. Покупал лично в магазине на Б.Лубянке около Сретенского монастыря. Книга эта действительно сокровище! Прочитал за одну ночь на одном дыхании. Написана простым русским языком. Легко и доступно читается. Многое заставляет переосмыслить и переоценить. Несет огромную воспитательную функцию. Написана о разных людях и разных судьбах но в итоге все или приходили к ВЕРЕ или укрепляли ЕЕ. Написать такую книгу и так доступно изложить, чтобы вся страна ее читала, может только очень умный и главное глубоко верующий православный человек. Знаю это не по-наслышке, так как бываю на богослужениях в Сретенском монастыре.
Храни Вас БОГ, владыка Тихон!

Татьяна 11.01.2017 в 18:32:40

Благодарю Вас Отец Тихон.
Господи, молю Тебя, Храни доброго пастыря отца Тихона от злых наветов, от лукавого. Подай ему здоровья и Благодати, во имя Сына Твоего Иисуса Христа прошу.

Алексей 07.03.2016 в 18:46:14

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, когда кого-то прославляют как духовного человека, то это должно настораживать. Именно так будет распространяться бесами среди людей восторженное мнение об антихристе, когда он придёт. Об этом пишет в слове на пришествие антихристово преподобный Ефрем Сирин. Увы, чтобы сохранить Православие и не увлечься еретическими или неправославными мнениями и взглядами; сегодня для православных христиан остаются только книги Святоотечеческие, Жития святых Книга Апокалипсис призывает христиан: "храни, что имеешь". Так обращается Господь к Церквям: в Фиатире, Сардисе и Филадельфии. Некоторые, толкователи на Послание асийским Церквям усматривают пророчества о Церкви от Её Создания Иисусом Христом до Второго и Славного Пришествия Христова. К последним временам относят Филадельфийскую и Лаодикийскую. Одна - численно невелика вот к Ней и обращается Господь держи что имеешь, а Лаодикийской (имеющей численное превосходство одни упреки, хотя Господь призывает к покаянию)

нина 28.02.2016 в 01:16:49

Книга как жемчужина, красива во всём: русская литературная образцовая речь, удивительные люди-герои рассказов, любование и восхищение ими и автором, и нами следом за автором, тончайшая дидактика. Мне видится, что именно такими книгами надо разговаривать с современным человеком. Смело давала читать и воинствующим атеистам, не отвергали, а увидели красоту и силу веры. Сама читала книгу несколько раз, а сейчас отложила в надежде "подзабыть" и в очередной раз с тихой радостью перечитать снова.
А критики имеют право на критику. Тех, кто книгу полюбил, злая критика не оттолкнёт от книги. Мы, читатели, проголосовали за автора раскупленным нами сверх миллионным тиражом!

Родион Ходаков 26.11.2015 в 13:23:35

Для меня нападки на отца Тихона и его книгу "Несвятые святые" ассоциируются с завистью, тупостью и ложью нападающих. Описываемые в книге случаи, события, люди и монахи реальны и прекрасны. Когда читал не мог оторваться, перечитывал. Тем более мне довелось пожить и потрудничать в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, поэтому рассказы отца Тихона мне были очень понятны и близки.
Многая лета епископу Тихону подай, Господи!

Антон Мацнев 03.11.2015 в 16:25:17

Взял труд прочитать эту книгу. Не понял только чего критикуют в ней либералы и не либералы. Это же описание жительства отдельных людей и как автор в конце сей статьи говорит: "мемуары". Тем более о. Тихон оставляет читателю возможность делать свои выводы и не навязывает какое-либо мнение. Любой человек может из этой книги вынести много полезного. А те не многие казусы, которые встречаются в книге, на общий фон ее не влияют, как царапина на двери машины не влияет на ее функциональность.

Максим 01.11.2015 в 20:13:50

Вы абсолютно правы! Наконец то патриарх встретится с папой и наступит конец тысячелетнему разделению двух церквей-сестер. Как же мы этого все ждём!!!

Семинарист 31.10.2015 в 21:28:35

Здравствуйте! Я не то, чтобы против этой книги... Но думаю, что в наше либеральное время необходимо относиться ко всем книгам осторожно. Даже к святым отцам, так как существует много подделок. <...>
Всем Божией помощи и прошу молитв за меня!

Ольга 29.10.2015 в 15:44:03

С искренней радостью узнала, что книга «Несвятые святые» продолжает покорять сердца читателей по всему миру – она вышла и в итальянском переводе, а от интервью Владыки Тихона в ТАСС уже повеяло большими переменами – переменами к лучшему.

Ольга 29.10.2015 в 00:42:24

Какой же Владыка Тихон светлый человек! Фото - потрясающее.

прот.Георгий Ш. 27.10.2015 в 23:59:18

Спаси Господи владыку Тихона и о. Валерия Духанина. Книгу "Несвятые святые" мы всю прочли за трапезами во время летнего лагеря на приходе. Это подлинное свидетельство, что благодатная жизнь в Церкви продолжается.
Посвящение во епископы воспринимаем с изумлением, радостью и благодарностью, а так же надеждою на лучшие времена.
Владыке Тихону многая и благая лета!!!

Михаил 27.10.2015 в 15:23:33

Видимо давно настали времена: Кругом Измена и трусость и обман! Конёк дьявола постепенность. Опыт экуменистов и модернистов в РПЦ МП хорошо показал, как можно вырастить новые поколения христиан, сердца которых буду холодны к Истине!

Иван 27.10.2015 в 09:11:05

Извините, но я встречал и совсем другую критику этой книги, со стороны отнюдь не либералов... Например: <...>
От модератора: Извините, но и среди "отнюдь не либералов" встречается немало дураков.

Владимир Юрганов 26.10.2015 в 07:41:57

Марина пишет: "Книга о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые» многих неверующих приведет к православию".
А у многих хотя бы снимет антиправославный зуд, который им сейчас активно прививают либералы через все каналы. А там, дай Бог, они и сами добредут до Православия Божьей помошью. Лишь бы не мешали.

Адриан 25.10.2015 в 19:23:53

Владыко Тихон, аксиос! Вот истинный миссионер, таких бы побольше.

Лия 24.10.2015 в 23:02:20

Разделяю восторги по поводу книги о. Тихона <...>

Марина 24.10.2015 в 14:26:50

Аксиос! Книга о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые" многих неверующих приведет к православию.

Наталия 24.10.2015 в 03:47:09

КАКАЯ РАДОСТЬ!! ПОСЛЕ ДОЛГИХ ГОРЕСТНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О ПОЛЗУЧЕЙ РЕФОРМАЦИИ В НАШЕЙ ЦЕРКВИ, О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ПРАВОСЛАВИЯ ТЕМИ, КТО ПРИЗВАН ЕГО ХРАНИТЬ, О ДЕЛЬЦАХ И СОДОМИТАХ В ВЫСОКОМ ЦЕРКОВНОМ САНЕ, О "ЭФФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРАХ" В МОНАШЕСКИХ ОДЕЖДАХ, — УСЛЫШАТЬ, ЧТО НОВЫМ ЕПИСКОПОМ СТАНЕТ НАСТОЯЩИЙ МОНАХ, МОЛИТВЕННИК, ИСТИННЫЙ ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ И ТАЛАНТЛИВЫЙ ПИСАТЕЛЬ!!!
АКСИОС, АКСИОС, АКСИОС, ВЛАДЫКО ТИХОН! На Вас - надежда!
Еще будучи совсем молодым иеромонахом, отец Тихон дважды давал свое благословение на крутых поворотах моей жизни, он не помнит, конечно. Но помню я! Его книга, которую читаешь одним духом, Cретенская обитель, мощная духовная крепость, его выступления и лекции перед москвичами, -- как это необходимо нам, мирянам!!!
Дорогой наш пастырь, а мы, понимая всю тяжесть новых забот для Вас, все же надеемся на появление новых Ваших книг. Дай Вам, Господи, здоровья, сил на новом поприще, духовной крепости и многая, благая лета!

Евгений Савченко 23.10.2015 в 18:00:44

Начну с того, что о.Тихон - уникальный священнослужитель. Очень рад, что такое решение Синода было принято. Я видел, как в социальных сетях люди искренне радуются и поздравляют друг друга. О.Тихон - замечательный духовник и монах, прошедший школу монашества от А до Я. В своей замечательной книге он открыл свой внутренний мир, свою душу верующим людям и оказался понят и принят ими. Почти все (за редким исключением) сказали: вот он, наш, свой... Теперь этот люд, уставший от многочисленных младоепископов и младомитрополитов, мажорных либеральных монахов, ни дня не проживших в монастыре, единодушно кричит отцу Тихону, как в древние времена, "Аксиос".
Выражаю глубокую надежду, что таланты о.Тихона ещё более ярко воссияют на поприще апостольского служения. Аксиос!!!

Штирлиц 23.10.2015 в 14:42:02

"Именно эта подлинность, пережитая личным опытом, и находит отклик, внимание и сочувствие даже у невоцерковленных читателей."
Абсолютно верно. Дьяволу ненавистно, когда люди плачут о своих грехах. Больно видеть, как ему подпевают духовные лица. Но это и не удивительно. Все хотящие благочестно жить о Христе гонимы будут. Именно подлинный духовный опыт традиционный и пожигает дьявола. И это видно.
Многая лета о.Тихону и поздравления! Он давно уже возрос до епископского сана. Аксиос.
С надеждой смотрю на него как на будущего защитника Православия в епископском сане.

Татьяна 23.10.2015 в 09:33:41

У нас в церковной лавке книга была нарасхват. В моей семье, чтобы не делать очереди на чтение, было решено читать в общем семейном кругу вечерами вслух. Огромное спасибо и низкий поклон Архимандриту Тихону. Храни его Господь.

тихий омут 09.03.2015 в 01:13:55

Читал "Несвятые святые" - это просто шедевр! Даже не верится, что среди православных могут найтись какие-то критики и злопыхатели, а оно вон как получилось - нашлись-таки! Зависть и неудовлетворенные амбиции делают из людей моральных уродов.
"Особенность нашего времени – ниспровержение всех авторитетов" - правильно говорил покойный профессор...

Наталья Б. 04.03.2015 в 14:21:52

Вспомнилась строка из молитвы «Доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Как раз тот самый случай. Критики, видимо, обижены, что сами не могут написать что-то подобное.

любовь 19.02.2015 в 23:32:01

Явная пропаганда монашества среди остатков здоровой молодежи, не одурманеной алкоголем и наркотиками.

Раиса 03.10.2014 в 15:34:30

Отличная книга. Прочитала с большим удовольствием. На душе полегчало даже.

Ольга 23.08.2014 в 18:54:44

Очень странно, что книга "Несвятые святые" подверглась такой критики, жесткой и неэтичной. Это говорит о том, что книга яркая, цепляет за живое, притягивает внимание и заставляет подумать. На прилавках полно, к сожалению, сомнительной литературы на православную тематику, но ее НИКТО не замечает, не критикует, лежит она себе, никем не замеченная.
Что же движет этими критиками? Зависть, это первое. Ну а дальше, целый ворох грехов. Вся моя семья зачитывается этой книгой. Дай Бог здоровья автору!

Светлана 14.06.2014 в 14:01:00

Книга просто замечательная, а критика? Покритиковали бы лучше ШКОЛЬНЫЕ учебники.

р.Б. Владимир 05.01.2014 в 15:58:51

Слава Богу за все! Слава Богу за то, что сохранил Православие в море большевизма. Слава Богу за то, что через о. Тихона снял с очей миллионов лживую завесу о продажности всех советских батюшек, о том, что якобы все они и все епископы душою служили на КГБ. Слава Богу за то, что через книгу о. Тихона отвернул мою маму от Свидетелей Иеговы, вернул ее на путь всеистинный, православный, привел ее к покаянию, открыл ей глаза на истинное христианство, которое сопровождало все успехи любимой ею России. Слава Богу за то, что и мне книга о. Тихона подтвердила простоту Божьего промысла, подтвердила уверенность в Его живом и прямом участии каждого из нас. Слава Богу за все!

Михаил Ершов 02.01.2014 в 18:51:20

<...> Архимандриту Тихону и братии желаю здравствовать и преуспевать в духовном делании...

Людмила 08.09.2013 в 17:12:19

Книгу прочла не отрываясь. Не воцерковлена. Но Богу молюсь с 4-х лет (блокада Ленинграда). Полностью подтвержаю Божье присутствие на протяжении моей большой жизни. Спасибо за книгу.

Александр 25.08.2013 в 01:03:38

Прекрасная книга, прочитал на одном дыхании. Прочли мои родители, они невоцерковленные, особенно мама, но ей то больше всего и понравилось (что меня удивило). Отдал книгу другу на работе, обсуждаем ее иногда в перерыве. Большое спасибо за такие прекрасные истории.

Павел Полуян 22.05.2013 в 09:11:40

Волшебная книга. Мне неожиданно дочь позвонила и предложила вместе сходить в церковь. Оказалось, что она прочитала книгу эту и решила воцерковиться. (В свое время я старался её из иеговистов "выдрать" - вроде, получилось, но вот теперь решилась она сама стать православной поистине. Спаси Бог!

Надежда 21.05.2013 в 15:27:20

Книга чудесная! Лучшая из всех, что пришлось прочесть за последние годы. Чистая, как родниковая вода. Спасибо о. Тихону. И спасибо Валерию за защиту. Храни вас Господь.

Анна 26.04.2013 в 17:56:30

я много читаю самой разной литературы, но в пост хотелось особых книг, с огромным наслаждением и радостью плакала и смеялась над книгой о.Тихона, низкий поклон ему за эту замечательную книгу. простым языком рассказать о жизни монахов, о вере, о Боге!!!
сама прочла, маме купила книгу в подарок! теперь делимся впечатлениями с ней о прочитанном! как еще простой человек может заглянуть в монашескую жизнь, если не такими вот книгами. сейчас читаю еще Олесю Николаеву, тоже с большой радостью и интересом!!
это здорово, что есть издательство в Сретенском монастыре и оно выпускает такие книги! обязательно загляну в их магазин и порадую себя и родных такими книгами!
Храни вас Бог!!

Светлана 19.04.2013 в 14:53:26

Спасибо Вам, Валерий, за замечательный отклик. Прочитала книгу на одном дыхании. Была уверена, что вернусь к прочтению этой замечательной книги. Через три дня, возникла необходимость еще раз прочесть.

Марина 16.04.2013 в 15:41:20

Прочла книгу только вчера, увидела на полке в приходской библиотеке. Некоторые рассказы уже мне были знакомы. Прочла на одном дыхании. Очень люблю о.Тихона. Своей жизнью, своим служением нашей Церкви он показал свою любовь к Христу и Его овцам!
Спаси Господи О.Тихона!

татьяна 28.02.2013 в 15:24:54

Очень стыдно за людей (а особенно, тех которые служат Богу) и позволяют себе комментировать эту книгу со злостью и заносчивостью!!!! Книга интимная, камерная, каждому читателю расскажет ровно то, что он захочет прочитать. На мой взгляд, книга очень очень глубокая.... Я плакала после некоторых рассказов... Читала долго, с удовольствием... Литературный талант о.Тихона даже не обсуждается!!!!!!
...Отцы, критикующие )))) Вы еще здесь... на нашей грешной и видимо такой нелюбимой Вами земле и населяем ее до сих пор мы, опять же нелюбимые вами грешники!!!! И эта чудесная книга для нас, про нас и про нашу Любовь к Богу - Вам вероятно этого не понять !!!!!......

Анна 26.01.2013 в 13:53:53

Всем доброго дня! <...>

людмила 10.01.2013 в 16:06:17

огромное спасибо за книгу, она приближает нас к вере

Путилин Юрий 13.12.2012 в 11:31:40

С огромнейшим удовольствием прочитал статью Валерия об отзыве на книгу "Несвятые святые". Читал эту книгу год спустя и мне она очень понравилась. Всё то что там в ней изложено описано достоверно точно и назидательно с дополнением на зависть и на свою погибель души врагам и завистникам в антипод этой книги. Да, в наше непростое время есть такие индивиды которым не по зубам такие нравственные и человеческие качества как: нравственность, порядочность, отсутствие завести; что самое важное: смирение. И вместо подлых и поганых реклам по возможности было бы здорово распространять книги именно такого содержания. Статья Валерия очень кстати. Спасибо.
P.S.:
Книга "НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ" написана по благодати Святого Духа и чистого сердца отца Тихона.
Православный, воцерковлённый р. Б. Юрий. Прихожанин храма на Дороге Жизни во Всеволожске.
У нашего храма есть страничка в Интернете: http://doroga-k-hramu.ru/
Нужна Ваша помощь в подготовке материалов для публикации на сайте. Статьи, рассказы, проповеди, фотографии, ссылки можно высылать на адрес: master-koder@ya.ru, оставить в свечной лавке с меткой: "Для сайта". Спаси Господи.
Наш храм представлен группой в социальной сети ВКонтакте.ру. Адрес группы: http: Название группы: Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни (г.Всеволожск)

Елена 04.12.2012 в 01:09:49

Мне книга очень понравилась! Прочитала на одном дыхании и до сих пор под впечатлением! Храни Господь о. Тихона и помоги его в его трудах! А завистники и критики... Они были всегда! Чем талантливее произведение - тем больше грязи на него выливают... От всего этого одна защита - не обращать внимания!
Ангела хранителя и долгих лет жизни о. Тихону и всем, кто его поддерживает! Отдельное спасибо В. Духанину! Отзыв прочитала с большим удовольствием - он смог выразить то, что было в моей душе после того, как я с прискорбием прочитала несколько критических статей! Храни Господь Вас и ваших близких, Валерий!

Юрий 21.11.2012 в 14:04:59

Замечательная, добрая, умная книга, написанная хорошим русским языком.

Ольга 07.11.2012 в 23:03:14

Я не могу оценить для всех данную книгу, но я так счастлива (дочитала вчера, прочитала за 2 дня), у меня загорелись глаза и укрепилась вера! Я поехала вчера в обед поклониться иконе Владимирской Богородице в храм-музей в Третьяковке и рыдала перед ней! До этой книги, такое сильное впечатление произвела книга "Флавиан", из современной литературы! Единственное, я не могу осуждать людей с плохими отзывами, я сама на своей душе испытала и вера моя укрепилась, теперь понимаю, что современная молодежь (мне 29 лет) должна расти на подобных произведениях и по ним должны ставить и снимать фильмы (как "Притчи"), только тогда мы возродимся, укрепим веру и спасем православный русский мир!!!
Спасибо батюшке Тихону, за то что он смог это сделать, и продолжайте дальше! Люди прошу вас - перестаньте травить друг друга, давайте любить и поддерживать, ведь данная книга действительно написана только для тех, кто действительно верит! А моловерные либо дойдут до этого, либо будут везде искать "сказки" и пытаться настроить и убедить остальных! Верьте и пусть в каждом сердце с каждым днем ВЕРА будет истинно укрепляться и укореняться!

Вероника 13.09.2012 в 23:14:44

Замечательная книга! Прочитала её на одном дыхании. Написана очень искренне, живо! Не оставляло чувство радости и восхищения! Побольше бы нам таких книг! И большое спасибо Валерию за статью!

ольга 12.09.2012 в 10:50:20

Очень добрая и полезная книга, без лишних назиданий и нравоучений. Пропущенная через сердце и душу автора. Большое ему спасибо за любовь и понимание человека со всеми его слабостями. Доброго Вам здоровья и долгих лет жизни!

наталья сегень 27.08.2012 в 12:55:19

Прекрасная, живительная книга, отличная, по делу, статья. Иногда чувствуешь, как будто тонешь в людском болоте, так мало в мире хороших людей, а вот почитала сегодня отзывы и воспряла духом. Хорошие, трезво верующие, настоящие православные христиане есть!

Женя 27.07.2012 в 02:01:02

Нигде в тексте, абсолютно нигде автор не превозносит себя, более того, мы видим воспоминания и признания, откровенно, по-монашески, самоуничижающие, которые за самую искренность их вызывают лишь новое уважение к автору.<...>

Военный наблюдатель 08.07.2012 в 17:00:03

Православному Антивирусу.
Вся российская болотная оппозиция В.В.Путину прямо спонсируется Госдепом USA посредством гуманитарных грантов и через систему НКО. Это им нужно для создания хаоса во всем мире, а особенно в России. Новый мировой порядок стратегами USA заменяется на новую стратегию: Новый мировой беспорядок - мировой хаос, от которого выигрывают американцы. А натовская Польша - один из ведущих игроков в стратегии создания хаоса на территории России с целью ее развала и распада. Путин им в этом деле сейчас сильно мешает.

Православный Антивирус 04.07.2012 в 09:38:39

Полностью согласен с мнением Елены. Книга о.Тихона для г-жи Владимировой из натовской Польши послужила только поводом "отомстить" батюшке за его честную позицию в защиту В.Путина от нападок болотно-оранжевых хунвэйбинов.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Rcvei62yyFI
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Z1any6R7Fdw
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=m_-qIcgR0YI

Елена 04.07.2012 в 05:39:45

иванову вано
Вы меня не правильно поняли. Может быть я сама не правильно выразилась. Я вовсе не защищаю модернистов и что пишут о вл. Никодиме я знаю, читала здесь же, в БО. И если это правда, то его не оправдываю. Но о.Тихон Шевкунов разве не знает? И все же он его не судит. Кстати, в книге о нем помянуто вскользь и я даже сама не обратила внимание. Но в статье Владимировой это проходит красной нитью. Просто она искала причину, чтобы прицепиться к книге. Если Вы читали ее статью, то наверное обратили внимание на ее странные слова о том, что если бы живы были Оптинские мученики и о.Рафаил Огородников, за кого бы они голосовали? Это просто кощунство. Ее статья была написана еще в феврале 2012г., когда шла предвыборная гонка. По воле Божией мне пришлось с ней переписываться по эл. почте в феврале. Как это произошло, я сейчас не хочу говорить. Она озлоблена была на о.Тихона за его статью на Православие.ру в защиту нынешнего президента и просто решила ему отомстить. Зачем ей это, когда она живет в Польше, непонятно.

Евгений 03.07.2012 в 20:31:56

Отличная статья, а сайт Антимодернизм - <...>, которые в каждом человеке (книге, статье) видят только плохое и готовы придраться по самому малейшему поводу да и без, выдумав его в своей голове.

От редакции: мы не разделяем такое мнение в отношении сайта Антимодернизм.ру.

иванов вано 03.07.2012 в 10:51:30

Елена, помилуйте... По плодам их узнаете. Я понимаю, что вам не хотелось бы знать правду. Но даже духовник отца Никодима Ротова говорил ему о его позорной кончине. И о том, что в руководстве РПЦ сейчас его ученики - это неоспоримый факт. Прокатолическая административная реформа уже проведена. Вы даже и не в курсе наверное? Давайте отделять РАССУЖДЕНИЕ от ОСУЖДЕНИЯ. Нередко люди не могут разделить эти понятия. В таком случае - христианство превратится в слепое подчинение всех и всему. И можно оправдать любые ереси, ошибки и преступления.

Костя 02.07.2012 в 20:24:27

Антивирусу
Знаете, долго думал отвечать вам или нет. Все же решил ответить. Для чего вы ссорите сайты и делите на два лагеря их читателей? Вы пишете: "Книга архим. Тихона (Шевкунова) - замечательная не только сама по себе как высокодуховное свидетельство о монашестве конца ХХ века, но и несет в себе образцовый миссионерский заряд: многие люди, только находящие с трудом путь в церковь, стали православными христианами благодаря труду о.Тихона. Честь ему за это и низкий поклон."
Хорошо и ясно изложена ваша мысль: вам понравилась книга и вы ее одобрили. Зачем после этого бросать грязь в Антимодернизм и ябедничать на Ершова?

Православный Антивирус 02.07.2012 в 16:54:31

Косте (01/07/2012 в 11:42:40)
Костя, напрасно ты выгораживаешь М.Ершова, что он якобы не писал ничего оскорбительного в адрес о. Тихона и книги "Несвятые святые". Вот полюбуйся его писанине на форуме: http://4antimodern.wordpress.com/2012/05/31/dissionans/.
Печально, что сайт Антимодернизм публикует "рецензию" на книгу "Несвятые святые" какой-то вздорной особы, которая, как оказалось, даже не проживает в России!

Елена 02.07.2012 в 10:41:20

Сайт Антимодернизм.ру можно только пожалеть. Ведь он сам себе создал антирекламу, напечатав глупую статью о "Диссонансах" и "прославившись" по православным сайтам. Основной упор в этой статье делается на разоблачении Владыки Никодима (Ротова), о котором православный народ в своей массе мало что знает, а кто и вовсе о нем не слыхал. Зато я читала в православном журнале "Славянка" статью Патриарха Кирилла, который вспоминает его добрым словом, и когда он умер, то его хоронил весь С.-Петербург.
Знаю, что наши ревнители скажут - "народ глуп в своей массе и потому не видит недостатков книги, модернизм, с которым надо бороться". Это напоминает фразу фарисеев из Евангелия - "Этот народ невежда в Законе, проклят он". Как у тогдашних, так и у нынешних фарисеев одно отношение к народу - презрение. Эта статья - плевок в душу нашего народа, который всем сердцем принял книгу о. Тихона. "Народ наш может быть и глуп, но он знает Христа" - так писал Достоевский. Откуда вы знаете, ревнители не по разуму, может быть Владыку Никодима Господь уже давно простил за его ошибки, истинные или мнимые? А нам пора вспомнить, что спасение души заключается не в борьбе с модернизмами и архиереями, а в соблюдении Заповедей Божиих - в этом и заключается "чистота веры". А одна из Заповедей - "Не судите, да не судимы будете". Но как ее соблюсти, когда весь сайт и построен на осуждении Вышних?

Костя 01.07.2012 в 11:42:40

Антивирусу.
Если зайти на Антимодернизм.ру и прочесть комментарий Михаила, то в нем мы не увидим ничего оскорбительного в адрес о. Тихона и книги "Несвятые святые". Эта книга понравилась не всем из-за того что жанр для Церкви достаточно новый. И что теперь? Давайте будем из-за этого ссорится и враждовать? Поймите, Антивирус, тот протест, который вызвал Ваш комментарий у Михаила, связан не с тем, что Вы похвалили эту книгу, а с тем что Вы оскорбили Сайт, который все мы с удовольствием читаем.
// на суперревнительском сайте "Антимодернизм.ру"//
Что значит "суперревнительском"? Это кураевское выражение: помните его "суперправославный хай по всему Интернету"
//усматривает проявления модернизма во всем окружающем//
Любой читатель Сайта подтвердит что это клевета.
//от Ф.М.Достоевского до Бурановских бабушек//
По поводу Достоевского я спорить не буду. О. Рафаил (Карелин) говорит о Достоевском так: “Достоевский талантливо писал о том, что пережил сам. Его критика атеизма отличается необычайной глубиной и проницательностью, но у него не было личного опыта христианского аскетизма, и даже высокой евангельской нравственности, поэтому он не мог создать образ христианского подвижника в своих произведениях (…) Мне кажется, что Достоевский похож на колокол, который зовет людей к Богу, но сам так и остался у ворот храма.”
А вот по поводу Бурановских бабушек скажу. Роман Вершилло не усматривает никакого модернизма в этой странной группе музыкантов, а вот в высказывании иг. Сергия усматривает http://antimodern.wordpress.com/2012/06/05/buran/ ,так что не будь этого высказывания - не было бы и статьи на Антимодернизме.

Православный Антивирус 30.06.2012 в 16:57:20

Предлагаю дорогой редакции БО забанить на месяц комментатора Михаила Ершова за неподобающее православному христианину высказывание в адрес архим. Тихона и его замечательной книги на одном православном ресурсе. А также и за хамство в мой адрес.

Елена 28.06.2012 в 08:12:56

Елена Владимирова живет в Польше, в Кракове. Она не только монашеской жизни не понимает, она далека от русской жизни. В Польше люди совсем другого духа, и живя там много лет, поневоле приобретешь чуждые нам понятия, дух гордости. Она не понимает, зачем о.Тихон описал недостатки архиерея, монахини, что они выпивали. Русский человек этого даже не заметит и не осудит. И так во многом другом.

Наталья Константиновна 28.06.2012 в 01:05:11

Прочитала по ссылке на сайте Антимодернизм.ру рецензию г-жи Владимировой. Не понимаю, зачем она взялась судить о том, чего совершенно не понимает. Тем более монашеской жизни. "Духовное только духовным востязуется" - говорит апостол Павел.

Василий 27.06.2012 в 22:30:25

Эта статья появилась несколько месяцев назад <...> Сайт Антимодернизм, как и Благодатный огонь противостоит чудовищному процессу модернизации и оказывает большую пользу верующим. Ваша попытка поссорить Сайты <...> совершенно не уместны.

Православный Антивирус 27.06.2012 в 14:56:58

Книга архим. Тихона (Шевкунова) - замечательная не только сама по себе как высокодуховное свидетельство о монашестве конца ХХ века, но и несет в себе образцовый миссионерский заряд: многие люди, только находящие с трудом путь в церковь, стали православными христианами благодаря труду о.Тихона. Честь ему за это и низкий поклон.
Но к сожалению находятся злопыхатели и завистники как со стороны церковных либералов ("критику" которых прекрасно разобрал Валерий Духанин), так и со стороны ревнителей не по разуму: на суперревнительском сайте "Антимодернизм.ру", который усматривает проявления модернизма во всем окружающем - от Ф.М.Достоевского до Бурановских бабушек, - появилась достаточно неумная статья некоей Елены Владимировой, - совершенно беспомощная и озлобленная белиберда в адрес о. Тихона и его замечательной книги. См: http://antimodern.wordpress.com/2012/05/31/dissonans/

Диакон Георгий Малков 26.06.2012 в 03:11:26

ДИАКОН ГЕОРГИЙ МАЛКОВ
КАКОВ ПОП - ТАКОВ И ПРИХОД...
(по поводу статьи В. Духанина в защиту книги о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые")

...Что, ж, весьма разумный и духовно точный ответ на "критику", по сути, безверов, прикрывающихся - и что страшно! - по большей части лишь видимостью веры, порой даже "чувством" веры как акта, но вполне обходящегося - на поверку - без Бога... Тем более, что немалая часть нынешних околоцерковных либерал-"демократов" выбирала еще в советское время именно "церковность" - как одну из форм (казавшуюся им наиболее интеллектуальной, гуманной и, к тому же, не без душещипательной "лирики") антибольшевицкого диссидентства. Показательно, что «диссида» сразу же раскололась после начала обвала коммуно-советизма: враг был общий, а положительные цели у многих ее представителей совершенно противоположные. Ибо Бог - единственно серьезный оселок для любой человеческой души. А потому, как показала жизнь (хотя бы и те же критики-"кочетковцы", как и вся кочетковская групповщина вообще), можно "заниматься религией" как фундаментом своей общественно-политической и даже, так сказать, культурной деятельности, но при этом иметь весьма сугубо "теоретическое" (в конкретно духовном смысле) представление о Боге - и даже весьма условное - памятование о Нем! Поскольку же такого рода "память" есть всегда - в большей или меньшей степени - лишь некоторая "теоретическая условность" для, по существу, в данном случае малоцерковной сугубо душевной (а отнюдь, подчеркну, не духовной!) "деятельности" (недаром тот же г-н Кочетков порой утверждает, что можно «спастись» даже и вовсе без Церкви!), то и Боге, и о ЕГО Церкви (а не "своей" - придуманной по рецептам поверхностного "просвещенничества"), равно как и о подлинной вере, - представления у таких "верующих" часто оказываются весьма туманными, если "оказываются" вообще! А уж внутренне фальшивыми - так это почти всегда...
Книга о. Тихона - весьма добротная беллетристика, а главное, честная, внутренне чистая и искренне добрая, в духе хорошей, подлинно русской литературы. Упомянутые же «критики» - в принципе в подлинную доброту, пожалуй, что и не верят и уж ее явно не любят, равно не веря и в Промысл Божий: еще, мол, чего! - кто еще там мою драгоценную свободу будет перекрывать?.. Я же - не столь "свободолюбивый" в отношении своей достаточно сомнительной особы - с оным Промыслом сталкивался очень даже часто в своей собственной жизни, а потому и ныне порой с благодарным удивлением оглядываюсь на неё и на его действия в ней (иногда воистину неординарные, если не сказать "чудесные"); соответственно, явственно усматриваю и его, Промысла Божия, последствия - и для самого себя, для всей своей жизни, и для жизни моих родных и близких. Но ведь своего опыта сердца и ума в таких вот "критиков" уж, скорее всего, никак не вложить.
Что уж тут говорить о них, когда их, кочетковцев, авва во всеуслышание заявляет (и этому - между строк своей, якобы подлинно свободной, а потому, мол, и подлинно христианской проповеди - учит), что былое христианство безнадежно устарело, и (цитирую одно из заявлений того же господина Кочеткова в мае 2005 г., см. газету кочетковцев "Кифа" ), вот, что для него особенно "важно – я много говорил о фундаментализме как практическом атеизме и о том, что сознательному христианину сейчас почти нельзя верить в теорию бессмертия души" [курсив мой. – д. Г. М.]. И при этом г-н Кочетков искренне считает себя христианином. И некоторые даже считают его чуть ли не «мучеником идеи» - идеи «христианской свободы»! Но вполне очевидно, что единственной заботой Христа было не насаждение в мире некоего «катихизиса нравственности» и «личного духовного творчества», возможного, мол, и вовсе (или почти) без Церкви, а спасение человека для Вечной жизни в Нем Самом, в Сыне Божием, Богочеловеке. И что спасается при этом (или же погибает!), по учению Того же Христа, бессмертная человеческая душа - самое прекрасное творение Божие, ибо о какой же Вечной Жизни можно говорить, если сама сердцевина человека, душа его – не бессмертна? Но, увы, разве не сам ли г-н Кочетков, как мы видим, и утверждает, что он, мягко говоря, сомневается в ее бессмертии, и – более того – оно совсем даже и не обязательно для человека – в том числе и для христианина? Не он ли сам так прямо об этом и говорит (и не понимаю – как при этом можно быть верующим, тем более – священником?) в своем докладе "О проблемах современной эсхатологии" - на одном из зарубежных коллоквиумов - хотя поначалу и несколько путано: «…история противоречива в принципе. В ней всегда идет параллельное нарастание как позитива, так и негатива – прежде всего духовного, но, впрочем, и всякого другого. Именно параллельное! Но мы, как правило, воспринимаем мир монистически, и наше обыденное сознание предполагает, что если в некоем целом одной части стало больше, то другой осталось меньше... А на самом деле все по-другому, если говорить о судьбах мира в целом, в глобальном масштабе, и это тоже одна из важнейших вещей – то, что происходит одновременное нарастание негатива и позитива или, наоборот, угасание позитива, и может быть одновременное угасание негатива... Однако обычно это людьми не воспринимается, так же как не воспринимается ими то" (и тут как раз следует его вывод - из подобной дребедени), "что современный христианин не может всерьез поддерживать, скажем, учение о бессмертии души человека [курсив мой. – д. Г. М.]. Это настолько вошло в плоть и кровь людей, как и в разные церковные и околоцерковные писания и предания, что кажется, что если этого бессмертия нет, то разрушаются самые основы веры» (доклад прочитан на коллоквиуме по эсхатологии. Иерусалим, 14-15 мая 2005 г.)... Как говорится – приехали! Увы, автору, считающему себя православным священником, подобное вероятное отсутствие у Христа, Воскресшего Богочеловека, бессмертной души - препятствием к вере, более того - полным ее разрушением! - вовсе не представляется... Или Христос не воскрес - имея залогом Своего Воскресения не только Божественную Силу, но и бессмертную Богочеловеческую душу? Или и мы не воскреснем для Вечной, то есть бессмертной, жизни - или "воскреснем" лишь с энными килограммами якобы "преображенной" человеческой плоти? И чем тогда ТАКАЯ - по сути! - в перспективе, да и сейчас ведь уже вполне БЕЗДУШНАЯ вера отличается от фальшивых проповедей пресловутого "морального Кодекса строителей коммунизма"?
А «критики – что ж «критики»? Каков, как говорится, поп, таков и приход…
…Ну, а о правдивости книги о. Тихона, в которой столь сомневаются его «духовные» недоброжелатели, - что я могу сказать? Поскольку, как я уверен, сии "критики", судя по характеру их реакции на его рассказы, ТАКОЙ жизнью (хотя бы, например, монастырской) никогда не жили и даже не наблюдали ее – тем более ИЗНУТРИ, то и представить самую ее возможность, ее жизненную и животворную реальность (естественно, со всеми ее "да" и "нет") они никак психологически не способны.
С моей же "кочки зрения" - человека, появившегося в Псково-Печерской обители впервые в 1959 году еще 18-летним юношей, а затем бывавшего там постоянно и потому, по сути, ПРОЖИВШЕГО в ней за прошедшие десятилетия в общей сложности, наверное года два с половиной, если не больше, - всё написанное автором об этом монастыре и его насельниках суть предельно внутренне ДУХОВНО правдиво, как достаточно правдивы и выписанные о. Тихоном характеры, и описанные им человеческие судьбы. …Впрочем, я убежден, что времени-то у нас уже давно нет для того, чтобы всё еще продолжать разбираться - где Правда Божия, а где лишь ее подделка, выглядящая нередко для некоторых замечательно "либерально" и "гуманно"... Правда – в Евангелии, которым подобные критики явно не хотят руководствоваться. Для них «иго» Христово – слишком тяжело… Земля России уходит из-под ног - а тут какие-то якобы "критики" с их фальшивым и, по сути, глубоко нелюбовным - и по отношению к людям, да, не побоюсь сказать, и к Богу - столь напористым, но далеким от евангельского христианства критиканством! Господи, помилуй и их, и нас, - всех грешных...

Макс Отто фон Штирлиц 25.06.2012 в 18:01:48

Замечательная книга и замечательная рецензия, особенно что касается теплохладных молитв. Пусть себе критикуют, а мы будем вместе со Христом и с Его святыми. Почитаешь книгу и словно умылся от грязи. Я ее читаю сейчас, но экономлю, читаю по-чуть-чуть, это просто сокровище.

Ольга 25.06.2012 в 13:29:54

Спасибо и низкий поклон о. Тихону за необыкновенно жизнеутверждающую и очень полезную в наши "смутные времена" книгу и большая благодарность автору статьи и всем защитникам книги. С Богом!

Галина 24.06.2012 в 21:02:42

Присоединяюсь к поклонникам творчества о.Тихона. Написана потрясающая книга. За последние 20 с большим хвостом лет это первая книга, которую я оставлю на своей книжной полке навсегда. Вот как бывает: хорошая книга, умная, читалась с удовольствием, а проходит время (и не так чтобы много) и понимаешь, что второй раз прочитать ее не тянет. Но книга-то хорошая, значит и подарок для кого-то будет хороший. А эта - эта родная. Никому не отдам. Но и в подарок ее же покупаю. Лучше всего в Сретенском монастыре: там дешевле всего. В каждый свой приезд в Москву покупаю один-два-три экземпляра ее. И дарю. Беспроигрышный подарок!

священник Андрей Хвыля-Олинтер 23.06.2012 в 21:38:02

Свидетельствую, что все знакомые мне верные христиане в трезвенном восторге об этой книге.
Свидетельствую, что ее автор весьма умеренно, талантливо и аккуратно приоткрывает весть о нынешних православных чудесах и Божьем Откровении, о многом умалчивая. Все верные и в наши времена прекрасно ведают на практике великую меру Святой благодати.
Свидетельствую, что всяческим обновленцам, модернистам и предателям Иисуса Христа (с которыми мне приходиться постоянно сталкиваться на миссионерском поприще) благодать Божия и люди, стяжавшие Ее, ненавистны.
Книга сия замечательная и очень актуальная.

Игорь 23.06.2012 в 19:50:04

Спасибо Валерию Духанину за анализ критики, а точнее за достойный и грамотный ответ обновленцам и злопыхателям, я лично даже читать поленился бы эту критику.

Дмитрий 23.06.2012 в 10:12:12

"Чудесный мир", как его называют эти человецы, им и не снился. Они кроме прагматизма ничего и не видели. Не осуждать этих людей надо, а пожалеть. Духовная жизнь им не знакома. Больше надо подобных книг.

Наталья Мороз 22.06.2012 в 20:59:30

Я хочу выразить Огромную Благодарность Архимандриту Тихону за эту книгу!!! Я не являюсь неофитом - в Церковь меня водила с младенческих лет за ручку моя мама, сейчас мне 44 года - я являюсь убеждённым верующим человеком, прошедшим через атеизм и полное душевное опустошение в годы моего первого взросления в атеистическом государстве и вернувшейся в лоно Церкви в 16 лет на фоне первой любви и первого огромного страха за любимого человека, который почти попал в армии на службу в Афганистан, в разгар войны...
Никогда не любила читать церковную или околоцерковную литературу из-за её дидактичности и скучности. Книга "Несвятые святые" открыла мне новую религиозную литературу - не назидательную, не скучную, не морализаторскую - а свежую, умную, добрую, светлую, полную самоиронии и мягкой улыбки, открытую Свету и Любви! Именно после этой книги я сама стала искать похожие на неё книги о современной Церкви, о личном опыте человека, ощутившего в себе Присутствие Бога!..
Храни Господь АВТОРА! Жду его новых книг!!!

прот. Алексий Касатиков 22.06.2012 в 17:40:22

Авторы критической статьи вкрадчиво заверяют: «Задача дидактического христианского текста состоит не в том, чтобы увести читателя в несуществующий, придуманный "чудесный" мир, а наоборот, в том, чтобы вывести из сказки и поставить человека лицом к лицу перед миром и самим собой - как бы это ни было болезненно и страшно».
Как тут не вспомнить: "Чудовища, вида ужасного, схватили ребёнка несчастного...", "Чем больше слёз, тем больше облегченье, в слезах и заключается леченье..."
Кажется "критики" замечательной книги о. Тихона солидарны с автором методики испуго- и слёзолечения. Но эта методика ничего общего не имеет с христианством. Ведь даже плач у христиан РАДОСТОТВОРНЫЙ! Эти критики, наверное, эволюционисты, поэтому они забывают, что кроме мира и человека есть ещё Бог, Который говорит нам: "Не бойтесь, потому что Я победил мир". А для этих критиков мир наполнен не Божественной Любовью, заботящейся о каждом из нас, а жестокой "борьбой за существование". Если уж, по их мнению, не Всеблагой Бог, а кровожадная Эволюция.
Огромная благодарность автору статьи В. Духанину за хороший ответ тем, кто печалится о том, что христианам хорошо.
А я могу засвидетельствовать, что о многом сказанном в книге слышал задолго до написания этой книги. Слышал также и о том, что в книгу не вошло. В конце концов, если критики уверены, что о. Тихон выдумывает, то им следовало бы просто опросить многих, упомянутых в книге очень известных людей.

Лариса 22.06.2012 в 09:03:44

Так и хочется сказать слова из притчи: "Дедушка едет, а ослик идет.." "От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся", - так говорил прп. Старец Иосиф Оптинский. И еще слова Свт. Иоанна Златоуста: "Как скоро является какое-либо добро, то невозможно, чтобы не примешалось и зло". И если добавить словами Некрасова (имея ввиду книгу) - то
"грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Цветёт Красавица, ми́ру на диво..."

Прот. Леонид Калинин 22.06.2012 в 03:07:35

Спасибо Валерию за замечательный отклик! Читая Ваш комментарий радостно чувствуешь, что не зря о. Тихон написал эту книгу, раз ее и автора хотят защищать! Написано Вами убедительно, профессионально, доходчиво, с чувством живой веры в Бога - точно таким же, как и у самого автора замечательной книги о святых! Спасибо, что защитили батюшку Тихона - нашу светлую церковную звездочку от глупых и желчных критиков того, о чем не могут ни знать ни чувствовать эти "борзописцы" по причине своей мертвости и слепоты духовной!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс