Богородица

Актуальные статьи

О готовящихся изменениях в Уставе Русской Православной Церкви

8.11.2012

На официальном открытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 29 октября прозвучало несколько примечательных выступлений. Так заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), рассказав историю создания Межсоборного присутствия, ответил на вопросы участников фестиваля. В частности, отвечая на просьбу корреспондента «Русской народной линии» прокомментировать два обращения братии Почаевской Лавры, связанных с проектами документов Межсоборного присутствия «Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви» и «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», архимандрит Савва заявил, что авторы обращений, вероятно, не читали проект об Уставе. Их озабоченность «Предложениями по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви», по его словам, не соответствует содержанию этого проекта. Кроме того, продолжил священник, возникает вопрос о догматической грамотности авторов обращений.

Председатель Информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко рассказал о реакции украинских СМИ на проекты документов Межсоборного присутствия. По его словам, тот факт, что самым обсуждаемым оказался проект «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», свидетельствует о массовом заражении «политическим Православием». Он также выразил сомнение в том, что оба обращения Почаевской Лавры были согласованы со священноархимандритом Лавры. По его словам, авторы обращений вряд ли знакомы с катехизисом. Он выразил опасения в связи с проникновением политики в церковную среду и богословской безграмотностью».

Как видим, оба занимающих ответственные посты священника критикуют два обращения монахов Почаевской Лавры, так сказать, списком. При этом со стороны обоих этих церковных чиновников звучат обвинения «в догматической неграмотности авторов обращений», «богословской безграмотности» и, вообще, по мнению протоиерея Георгия Коваленко, «вряд ли они знакомы с катехизисом». Но дело в том, что все эти обвинения еще кое-как можно приложить лишь ко второму обращению почаевских монахов, где речь идет о недопустимости принятия цифровых имен. Вопрос этот, хотя и спорный, но действительно в значительной степени догматический. Что же касается первого обращения против внесения изменений в Устав Русской Православной Церкви, то догматика здесь ни при чем, поскольку это вопрос не догматический, а канонический. Поэтому если суммировать все обвинения против первого обращения, естественно, отбросив неприменимую к нему догматическую их часть, то остается обвинение в «политическом Православии», а также мнение архимандрита Саввы (Тутунова), что авторы обращений, вероятно, не читали проект об уставе. Их озабоченность «Предложениями по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви», по его словам, не соответствует содержанию этого проекта.

Что касается первого, т.е. «политического православия», лично я никаких его следов ни в первом, ни во втором обращении не обнаружил.

Теперь по поводу того, что авторы первого обращения не читали проекта изменений Устава РПЦ, поэтому, якобы, заблуждаются насчет кардинальных канонических (или антиканонических?) изменений в этом Уставе. Приведу на этот счет лишь некоторые выдержки из нынешнего Устава и предлагаемых изменений по тому документу, который до меня дошел.

Итак, нынешний Устав, Глава II, статья 1: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору». В новой редакции предлагается: «Поместный Собор осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом». При этом, пункты нынешней редакции Устава о том, что Поместный Собор «а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами; б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия», – в новой редакции предлагается исключить, передав эти полномочия Архиерейскому Собору, который, таким образом, по новой редакции Устава: «Осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в вопросах поддержания отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными церквами и нехристианскими религиозными общинами, а также государственными властями и светским обществом».

Впрочем, все это можно не читать, достаточно прочитать только выделенное мною жирным шрифтом, чтобы понять: новая редакция Устава предлагает отнять высшую власть в РПЦ от Поместного Собора и передать ее Архиерейскому Собору, решения которого по этой новой редакции никем не могут быть отменены или пересмотрены, поскольку она предлагает исключить пункт г) нынешнего Устава, гласящий, что Поместный Собор «утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству».

Спросим архимандрита Савву (Тутунова) и протоиерея Георгий Коваленко: если все эти предлагаемые изменения Устава не являются кардинальными, то какими же должны быть эти изменения, чтобы называться каноническим переворотом?! Хотя, может быть, тот документ, который у меня на руках, не соответствует тому, который имеют сии отцы? Так пусть убедят нас, что все это не так, и вообще приведут хоть какую-то убедительную аргументацию в пользу грядущих канонических изменений, а не ограничиваются обвинениями других в «безграмотности», сами путая при этом догматику и каноническое право! Но пока мы не видим таких убедительных доводов в пользу изменений Устава РПЦ от их авторов и сторонников.

Зато вот аргументы почаевских монахов вполне основательны. Кстати сказать, могу добавить к ним еще один. Если бы Православная Церковь от древности жила бы по Уставу, подобному тому, какой нам предлагают сегодня, то ни один Вселенский Собор в ней не был бы созван; а если бы и был созван, то не являлся бы высшей вероучительной и канонической властью в Церкви. Ведь Вселенские Соборы созывались императорами, т.е., хотя и особыми, но – мирянами, которые (а также их светские представители) весьма активно участвовали в соборных деяниях. Так что уже только поэтому Вселенские Соборы не были лишь Архиерейскими, но представляли всю полноту Православной Церкви. Чему также до сих пор соответствовали и Поместные Соборы Русской Православной Церкви. А что будет дальше? Посмотрим; насколько Господь попустит деятельности нынешних ее реформаторов?

 
Протоиерей Георгий Городнцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии

Русская народная линия


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

М.Е. 07.12.2012 в 12:42:17

Новую редакцию проектов мы, оказывается не увидим. См. интервью: http://www.bogoslov.ru/text/2998316.html
Но и той информации о пленуме МП достаточно, чтобы прогнозировать результаты предстоящего Архиерейского Собора. Я лично не удовлетворен результатами обсуждения на пленуме некоторых проектов, в частности, в большей степени относительно электронной идентификации и изменений в Уставе. Надеюсь, что архиереи РПЦ МП отнесутся к этим жизненноважным вопросам (в первую очередь, в духовном плане) со всей ответственностью.

Михаил Ершов 30.11.2012 в 20:05:30

Протоиерей Владислав Цыпин, член Межсоборного присутствия высказался о поправках в Устав: http://www.pravoslavie.ru/put/57692.htm
Очевидно, что нынешние поправки подгоняются под Устав, принятый в 2000 году. Хотелось бы услышать и мнение независимых авторитетных лиц. Вполне понятно будет, если эти лица подпишутся псевдонимами. Важно услышать правду, за которую, к сожалению, и в наше время преследуют.

М.Е. 26.11.2012 в 20:42:27

Давайте сначала прочитаем эти проекты в том виде, в котором они после пленума Межсоборного Присутствия будут напечатаны. Здесь нужно будет и нашим канонистам высказаться. Отцы всечестные, нет вам уже времени отмалчиваться! Либералы-реформаторы и модернисты наглеют с каждым часом. Так ведь могут и протащить то, что хотят.

Алексей 26.11.2012 в 13:25:37

Вопрос нельзя пускать на самотёк. Представляется разумным добиваться через приходы и благочиния направления в Патриархию посланий с требованиями не решать вопрос кулуарно, а вынести проект Устава на обсуждение православного народа. Это в том случае, если проект будет продолжать будироваться. Либо, как минимум, потребовать внятных обоснований по пунктам, чем плох нынешний Устав, что именно надо менять, а дальше смотреть. Надеюсь, это не выходит за рамки канонической церковной дисциплины и не является раскольнической деятельностью.

М.Е. 22.11.2012 в 10:14:21

В отношении проекта о ЦСЯ принято правильное решение (http://www.blagogon.ru/news/223/). Через 2 года нужно окончательно отказаться от этого проекта как совершенно ненужного. Все потуги неообновленцев и молодых умников оказались, как и ожидалось, безуспешными.
Поздравляю верных христиан с маленькой победой. Хочется пожелать и очередному Архиерейскому Собору мудрых решений по всем вопросам повестки дня.

М.Е. 19.11.2012 в 16:09:33

Вот ещё интересная информация http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/19/proekt_ustava_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_delaet_patriarha_nepodsudnym/
Если эти изменения в Устав примут, то Патриарх станет неподсудным. Как монаха Филарета Денисенко, несмотря на анафему, скинуть с его трона не могут, так и у нас патриархи как папы будут править до смерти. Хорошо, если патриарх не еретик и не отступник, а если он таковым станет, то тогда что? Интересные кренделя. В Кургане заметили, а другие пока молчат. Я тоже считаю, что такое допускать нельзя, особенно при таких молодых и преданных митрополитах, которые видят себя уже в других одеждах. Этим реформаторам нужно сначала поубавить свои страсти и пристрастия, а не замахиваться на папские привелегии. Что они нам завтра приподнесут кроме своего концерта в консерватории?
P.S. Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас! http://www.pravoslavie.ru/smi/37817.htm

Алексей 18.11.2012 в 23:09:09

Да, ребятишки резвятся! Тенденция очевидна: при всей формальности принципа участия всего христианского народа в жизни Церкви через Поместный Собор само наличие такого принципа тяготит нынешнее священноначалие; далее, в случае принятия изменённого Устава народ, приходское духовенство и низовое монашеству будут отлучены в принципе от выработки судьбоносных решений на законном основании; наконец, как представляется, это станет только началом, за которым рано или поздно последует дальнейшее сужение круга принятия решений, пока не будет утверждён вариант с передачей всей полноты власти Патриарху - добро пожаловать в православное Папство. А там и о слиянии с латинской ересью можно поговорить! Скорее всего, протащат эти изменения, если только Господь не вмешается тем или иным образом. Но и нам хоть что-то возможно предпринять?

Виктор 14.11.2012 в 09:50:38

"Пусть страна знает своих «героев». Ничего так не боится тьма, как света правды. «Не участвуйте в неплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11), – заповедал нам апостол Павел". впрочем я понимаю что мой пост несколько радикален. Поршу, если можно, опубликовать хотя бы часть его (например предвыборные слова Его Святейшества). Впрочем, как я понял, "официоз" не пойдет с намии на компромисы в любом случае: они презирают консервативное большинство, а тех кто смеет им перечить они как травили так и будут травить. Простите.

Виктор 14.11.2012 в 09:15:27

С каким бесстыдством действуют наши оппоненты. «Архимандрит Савва заявил, что авторы обращений, вероятно, не читали проект об Уставе. Их озабоченность «Предложениями по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви», по его словам, не соответствует содержанию этого проекта. Кроме того, продолжил священник, возникает вопрос о догматической грамотности авторов обращений... По словам протоиерея Георгий Коваленко, авторы обращений вряд ли знакомы с катехизисом. Он выразил опасения в связи с проникновением политики в церковную среду и богословской безграмотностью». Вспоминаются слова В. Семенко из статьи "Как разрушают Церковь": «Характерными приемами публичной полемики и информационной работы, применяемыми либералами, являются: фактический отказ от дискуссии по существу, «замыливание» сути, использование клише, словесных ярлыков, метод «гевалта» (информационного наката), гипертрофированной лжи, повторяемой многократно и т.д. В то же время во всем этом они постоянно обвиняют своих оппонентов. Последнее – весьма широко распространенная технология: вор кричит «Держи вора».» Наше руководство ведет нас прямиком в "ООО Ватикан", в связи с чем хотелось бы напомнить, что написавший предисловие к книге прот. Николая Балашева «На пути к литургическому возрождению» (в которая содержит апологию всех обновленческих богослужебных реформ, и в первую очередь — русификации православного богослужения) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (см. http://www.blagogon.ru/digest/8/), перед тем как стать патриархом заявлял в предвыборный период: «Я выступаю категорически против любых реформ [в Церкви], Более того, думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда» (см.: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28109). По словам прот. Всеволода Чаплина, после того, как патриарх отслужит службу, все лишнее из его сознания стирается: "то есть можно десять часов писать: "Мы тебя убьем, голову тебе отрежем" и так далее, а ему - ничего!" "Знаете, патриарх очень эмоционально служит. Его служение вразрез идет с традицией московской, с афонским бесстрастием. Это бесстрастие, правда, порой превращается в московский пофигизм. Кирилл делает вещи, которые совершенно были не приняты всего лет пять назад. Он читает вслух тайные молитвы, которые считались священной тайной несколькими поколениями московского духовенства. И вот он отслужит службу - и все суетное уходит. Поэтому, собственно, и не удается довести его до исступления и срыва", - добавил представитель Церкви. Источник: http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=48369

Виктор 13.11.2012 в 13:15:17

"Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь – это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой – Христом, несут ответственность за неё, каждый в своей мере. Нередко, когда в заблуждение впадали патриархи и иерархи, на защиту Церкви от всевозможных ересей становились как раз простые пресвитеры и иноки, а верующий народ испокон веков вообще признаётся стражем Православия" http://www.blagogon.ru/biblio/378/.

Татьяна 10.11.2012 в 12:07:15

Сергей Иваныч! Спасибо за интервью в Известиях! На Речном вокзале в храмах объявления висят. И еще для детишек привезли организаторов скаутского движения. Из самой ФРАНЦИИ. Организация чисто масонская, но поскольку есть указ святейшего о создании молодежных клубов...

Алексей Проскурин 10.11.2012 в 01:03:06

Спаси Господи, отец Георгий!

Денис 10.11.2012 в 00:05:27

Марина, митрополит Иларион - это ближайший сподвижник патриарха Кирилла. Верные "ротовцы" верны своему учителю...

Марина 09.11.2012 в 17:39:04

Аргументы монахов Почаевской Лавры понятны, а вот заявление о. Саввы Тутунова оскорбительно. Получается что догматически грамотный только о.Савва, а у нас на приходах одни дураки. Согласна с Александром, что если когда-нибудь Патриархом станет Илларион Алфеев, значит антихрист на подходе. Православие будет уничтожено! Нас всех обвинят в догматической безграмотности и отлучат от Церкви и тогда мы с верными пастырями будем спасаться в катакомбах. У меня большее доверие вызывают монахи Почаевской Лавры, чем неизвестный архимандрит Савва Тутунов.

Валерий 09.11.2012 в 10:18:54

А чего удивляться-то? Строится "вертикаль" власти, духовная, надо полагать, но по примеру "канонической" путинской. Только вот если жёсткая мирская власть в руках благочестивого правителя является благом, то то, что реформируют ныне в нашей Церкви могу считать подготовкой к новому витку глобализма и апостасии. Ранее, как мы видели, был соделан многочисленный архипастырский "электорат", много молодых,"без комплексов", жаждущих мирской славы и либерастии. Уже ныне татуированные священники с тросточками не редкость. Неужто нам придётся быть свидетелями масштабного обновленчества и отступничества? Да мы, миряне, рядовые консервативные священники и монахи - часть ли Церкви? Будем ли иметь возможность исповедывать вековую Традицию или нас будут "жечь" неореформаторы вкупе с глобалистскими властями своими глаголами, указами и законами? Попустит ли Господь? Всё-таки, надеюсь, реформаторам так просто всё не сойдёт с рук, и будут они стараться делать ползучую, малозаметную реформу, поменяв всех несогласных пастырей и воспитав себе новое поколение послушных глухих и слепых "овечек". Но тут и от нас многое зависит! Да не будет того! Не примем ни мирской глобалистской нумерации, ни обновленчества. Дело ведь в принципах, а в спасении душ наших.

Александр 08.11.2012 в 22:30:38

Следующим Патриархом будет Иларион Алфеев. И тогда будет полный кошмар. Уже сейчас члены его делегации (священники) в Ватикане берут благословение у Папы (http://www.blagogon.ru/news/164/), а когда он придёт к власти.... Страшные времена наступают. Все они выкормыши митр.Никодима Ротова. "Зачем любил ты Рим, владыко Никодим?"

Денис 08.11.2012 в 21:48:26

Да, затем можно будет более смело и масштабно разрушать и искажать Церковь, ее догматы и каноны. А мы то что будем делать?

Михаил Ершов 08.11.2012 в 19:10:41

<...> Новые реформаторы уже открыто работают над дальнейшим "переформатированием" сознания верующих и неверующих людей. Если они (архиереи) внесут предложенные изменения и дополнения в Устав Русской Православной Церкви, то их произвол станет неуправляемым.

Россиянин 08.11.2012 в 18:01:59

Вырисовывается потихоньку и проявляется все яснее антицерковная стратегия - реформаторы, обновленцы, маргиналы, модернисты, нео-миссионеры готовят церковный переворот в духе всемiрного глобализма. И заправляют всем этим те, кто захватил право печатать доллары. Оттуда же пытаются убеждать церковный народ и граждан всех стран, что никакого всемирного заговора вовсе нет.

р.Б.Ирина 08.11.2012 в 17:52:10

@ очевидная опасность измѣненiя въ-тихýю @
Изменяется уже не в-тихую, а в-наглую. Разбой среди бела дня.

Peregrin 08.11.2012 в 13:36:49

Дѣйствительно, въ предлагаемой новой редакцiи Устава Русской Православной Церкви усматривается очевидная опасность измѣненiя въ-тихýю (!) канонического устройства Помѣстной Церкви. Поставленiе же большóго количества молодыхъ, неопытныхъ, но по-современному "образованныхъ", епископовъ, благодаря значительному дробленiю епархiй и соотвѣтствующему ему предлогу, очевидно, способствуетъ осуществленiю, черезъ голосованiе на послушномъ Архiерейскомъ Соборѣ предсказуемаго большинствà, задуманныхъ реформъ, которые, разумѣется, по-немногу уже осуществляются въ догматическомъ ученiи и каноническомъ правѣ, посредствомъ издаваемыхъ учебныхъ пособiй, курсовъ лекцiи, "православныхъ" энциклопедiй (напримѣръ: см. интернетъ-энциклопедiю "Древо"- !), въ видѣ и прочей аудiо- и видео- интернетъ-продукцiи.
Хорошо, что эта особая тема сейчасъ, наконецъ-то, стала озвучиваться, благодаря Вашему журналу. Низкiй Вамъ поклонъ!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс