Богородица

Актуальные статьи

О девстве и целомудрии

11.07.2018


В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства. Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12). Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38). И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст, – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов, видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

* * *

Целомудрие – это добродетель, противоположная страсти любодеяния. Целомудрие – характеристика не только телесного состояния, это характеристика человеческой души. Целомудрие – стремление к чистоте и цельности жизни.

Целомудрие – это цельное мудрование, и заключается оно не только в физической неповрежденности (можно оставаться телом девственником, а в уме совершать страшный разврат, и наоборот – жить в благочестивом браке и сохранять душу от греха), но и в правильном, цельном, незамутненном взгляде на противоположный пол, в чистоте души.

Св. Игнатий (Брянчанинов) так пишет о том, что такое добродетель целомудрия: «Что такое – чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительнаго впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотскаго вожделения».

В момент потери чистоты с человеком невидимо происходят ужасные вещи. Человек теряет направленность, возможность концентрироваться на чем-то, возможность себя посвящать одному человеку. Возникает разбросанность, расколотость, ущербность. Сознание и душа привыкают раздваиваться.

Сохранение чистоты, целомудрия души и тела до брака так важно потому, что брак – это избранничество, посвящение всего себя, души и тела, одному человеку. «Я буду служить его счастью, его благополучию, его здоровью». Когда молодой человек или девушка приходит к моменту создания семьи уже потеряв целомудрие, в браке не происходит этого таинства посвящения, чуда избранничества.

Если человек способен, грубо говоря, лечь с кем-то в постель, не питая к нему глубоких чувств, а просто ради сексуальных наслаждений, это предательство самого себя, это попрание своей нравственной чистоты. В этот момент человек приобретает негативный опыт распоряжения своим телом, когда оно становится средством совершения греха. Но тело – это не просто какой-то мешок, в который вмещается человеческая душа. По определению апостола Павла, тело есть «храм Святого Духа». Если храм осквернён, это трагедия, надо заново его освящать, надо читать особые молитвы на изгнание нечистоты. Осквернение человеческого тела тоже просто так не проходит, необходимо принести покаяние, чтобы в сознании человека зажила эта рана. Поэтому и существует церковная исповедь до брака. Прежде чем люди вступят в церковный брак, приносится исповедь за всю предыдущую жизнь. И если были добрачные связи, нецеломудренное поведение, будущие супруги должны в этом раскаяться, чтобы Господь простил им, и они начали совместную жизнь с чистого листа.

Добрачные отношения приводят к тому, что у девушки повреждается или разрушается потенциал родовой функции. То есть в её детородных органах остается некая отметина, которая не позволяет ей в будущем рожать здоровых детей. Даже когда она нашла своего избранника, полюбила, вышла замуж и хочет от него детей, её добрачный опыт является преградой для рождения потомства. Сейчас много молодых супружеских бездетных, которые хотят детей, но не могут родить, по этой причине.

Следствием добрачных связей часто бывают аборты. Убийства детей в утробе матери приводят к тому, что родовая функция матери оскудевает. Родившийся ребёнок получается ослабленным, болезненным, с неустойчивой психикой, с невротическими проявлениями. Очень часто мы видим, что если ребёнок ведет себя неуправляемо, расторможенный или, наоборот, подавленный, страдающий аутизмом, как правило, за этим стоят ранее сделанные аборты.

Поэтому к девственности надо относиться очень серьёзно. В традициях Церкви всегда воспевалась девственная чистота Богородицы, которая девушкам – высший образец. Высшая добродетель, надёжная основа будущей семейной жизни.


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Яблоков 15.07.2018 в 20:51:42

В России жить категорически невозможно! Здесь такие красивые девушки, что только одни искушения... Как здесь спасаться?! )

монах Савва 15.07.2018 в 13:43:50

близкому по духу:
***Геннадий и бригадир! Зачем вы спорите как малые дети? Вы оба правы...***
Не так, не оба. «Состояние девства выше брака». О сем сказал Иисус Христос: не вcи вмещают словесе сего, но имже дано есть... могий вместити, да вместит (Мф. 19: 11, 12). И вот вердикт бригадира - Как видим здесь ни слова о монашестве. А Геннадий, не только видел, но и знал, что и доказал в своих комментариях. Однако, как заметил Геннадий, бригадир, будучи пойман на собственной интерпретации слов Христа, позволил себе и напасть на своего обличителя - Геннадий, по твоей логике выходит, что все наставления православных святых и духоносных старцев, в монашестве подвизавшихся, относятся исключительно к монашествующим. А мирянам эти наставления даже и исполнять не стоит, ибо по твоим словесам истинные добродетели присущи только монахам.
В итоге: Бригадир не увидел того, что наличествовало, или по слепоте и невежеству, или умышленно искажая, чего мы, конечно, не утверждаем. В дальнейшем, свою логику пытался приписать Геннадию, не имея на то никаких оснований, более того, клевеща о гностичестве на правомыслящего. Так что, правы не оба.

Диана 12.07.2018 в 20:43:04

Статья понравилась, но какие неудачные иллюстрация и фото: весь облик изображенных девиц кричит о непродолимом желании понравиться другому полу, и, хоть это естественно и понятно, но никакого отношения не имеет ни к девству, ни к целомудрию. А ведь так много действительно прекрасных одухотворенных лиц в наших храмах...
"Накрашенное лицо выдаёт порочную душу" - свт.Иоанн Златоуст. И "Прокляты кудри - ибо в них блуд", - св.Нил Мироточивый о завитых волосах. По сравнению с добрачными абортами это, конечно, сущие пустяки, но, раз уж статья о высших христианских добродетелях, то извольте, дамы на фото, соответствовать.

Михаил Яблоков 11.07.2018 в 19:28:51

Св. Иоанн Креститель пострадал за обличение прелюбодеяния. Так же и прп. Феодор Студит (михианская схизма). А сейчас прелюбодейные сожительства повсюду венчают, как будто от самого венчания прелюбодеяние не станет прелюбодеянием... Дух Святой не сходит на скверну.

Лидия 11.07.2018 в 15:23:53

Спасибо, что напомнили о женском идеале. Сейчас у нас на виду иные православные женщины: Алла Пугачева, балерина Волочкова, режиссер Гай Германика, ну и конечно Ксения Анатольевна Собчак.

близкий по духу 24.07.2016 в 22:29:18

Геннадий и бригадир! Зачем вы спорите как малые дети? Вы оба правы, потому что приводите богатейший опыт многих святых и великих отцов! Сами только не тщеславьтесь друг перед другом)

Геннадий 23.07.2016 в 22:06:19

Бригадир, ты ещё кожевника из Александрии приведи в доказательство. Однако ни кожевник, ни эти две женщины не названы Великими, в отличие от аввы Антония и аввы Макария.
"Поведал авва Евстафий: «Живши в мире, я никогда не вкушал пищи прежде захождения солнца. Когда я сидел в лавке, — книга не выходила из рук моих: рабы мои продавали и принимали товар, а я непрестанно упражнялся в чтении. По средам и пятницам я раздавал милостыню нищим. Когда начинался звон, я спешил в церковь, и никто прежде меня не приходил в нее. Когда я выходил из церкви, то приглашал с собою бывших тут убогих в дом мой, и разделяли они со мною трапезу мою. Когда я стоял в церкви на всенощном бдении, никогда не вздремнулось мне, — и признавал я себя великим подвижником.Все прославляли и почитали меня. Умер сын мой: вельможи города пришли ко мне, чтоб утешить меня; но я не мог утешиться. От великой скорби я впал в болезнь, и был близок к смерти. По прошествии семи месяцев едва поправился. Провел я в дому моем после этого еще четыре года, подвизался по силе моей и не прикасался к жене моей: я жил с нею как с духовною сестрою.
Когда случалось мне видеть монаха из Скита, — я приглашал его в дом мой вкусить со мною хлеба. У этих монахов я расспрашивал о чудесах, совершаемых святыми старцами, — и мало помалу пришло мне желание монашества. Жену мою я ввел в женский монастырь, а сам пошел в Скит, к авве Иоанну, с которым был знаком. Он постриг меня в монашество. Имел блаженный кроме меня еще двух учеников. Все, видя меня особенно усердным к церкви, отдавали мне почтение. Провел я в Ските около пяти месяцев, и начал очень беспокоить меня блудный бес, принося мне воспоминания не только жены моей, но и рабынь, которых я имел в дому моем. Не было мне отдыха от брани ни на час. На святого старца я смотрел как на диавола, и святые слова его казались мне уязвляющими меня стрелами. Когда я стоял в церкви на бдении, то не мог открыть глаз от сна, овладевавшего мною, так что не однажды, но несколько раз я приходил в отчаяние. Борол меня и бес чревообъядения, борол до того, что я часто крал остатки хлеба, ел и пил тайно. Что говорить много! помышления мои расположили меня выйти и бежать из Скита, направиться на восток, поместиться в таком городе, в котором никто не знает меня, там предаться любодеянию или жениться... Знай, сын мой, что добродетели, которые ты совершал в мире, смешаны были с возношением и гордостию. Твои бдения, твое пощение, твое неупустительное хождение в церковь, милостыни, которые ты раздавал, все это делалось под влиянием похвалы человеческой. По этой причине и диавол тогда не хотел нападать на тебя. Ныне же, увидев, что ты вооружился на него, и он восстал на тебя. Добродетели монахов и подвиги их отличаются решительною чертою от подвигов и добродетелей мирян.
Говорит святой Иоанн Карпафийский монаху: «Никак не позволь себе признать более блаженным мирянина, нежели инока, мирянина, имеющего жену и детей, утешающегося тем, что он благотворит многим и подает обильную милостыню, не подвергаясь никаким искушениям от бесов. Не признай себя, монах, меньшим такого мирянина в благоугождении Богу. Говорю это не потому, чтоб ты жил непорочно, неся на себе труд иноческого подвига, но если ты и очень грешен285.
Скорбь души твоей, твое злострадание далеко честнее пред Богом возвышеннейших добродетелей мирянина. Твоя великая печаль, твое покаяние, твои воздыхания, сетование, слезы, мучительство совести, недоумение помысла, самоосуждение, рыдания, плач ума, плачевный вопль сердца, сокрушение, смущение, окаявание и уничижение себя, — это все и прочее, тому подобное, постигающее тех, которые ввергаются в железную печь искушений, далеко честнее и благоприятнее Богу, нежели благоугождение мирянина»286.
Подвиг иноческий основывается на истинном смирении, соединенном естественно с отвержением своего «я», при чем возвеличивается пред человеком Бог, и вся надежда спасения возлагается на Бога; напротив того подвиг мирянина, состоящий из внешних дел, естественно растит свое «я» и умаляет пред человеком Бога. По этой причине видим, что многие великие грешники, вступив в монашество, соделались великими святыми, а знаменитые подвижники мира, вступив в монашество, оказали самое умеренное преуспеяние, а некоторые и расстроились. «Надлежит исследовать, — говорит св. Иоанн Лествичник, — почему миряне, которые проводят жизнь во бдениях, в посте, в подвижничестве, перешедши к жизни монашеской, в это поприще душевных опытов, удаленное от человеков, оставляют свое прежнее подвижничество растленное и притворное.    
Я видел многие и различного рода древа добродетелей, насажденные мирянами, напояемые тщеславием, как бы гноем из помойной ямы, при уходе за ними являтельства (совершения дел напоказ или открыто пред человеками), при утучнении земли около их похвалами: эти древа, будучи пересажены на землю пустынную, не посещаемую мирскими, не имеющую смрадной воды тщеславия, немедленно посохли. Воспитанным в неге древам несвойственно расти и приносить плод на жесткой почве иночества»287.
В Константинополе жили два родные брата. Они были весьма набожны, и постились много. Один из них пошел в Раифу, отвергся мира и принял монашество. По прошествии некоторого времени брат его, мирянин, захотел посетить монаха. Он пришел в Раифу и побыл с монахом некоторое время. Заметив, что монах вкушает в девятом часу (третьем пополудни), он соблазнился и сказал ему: «Брат! когда ты жил в миру, то не позволял себе вкушать прежде солнечного захождения». Монах отвечал: «Когда я жил в миру, то питался тщеславием, слыша похвалы от человеков: они облегчали для меня тягость подвига постного» 288".

Сельскiй бригадиръ 23.07.2016 в 21:45:51

Геннадий:
@Начни с азов, читай патерики@
Поступлю по слову твоему. Читаю из патерика.
Из жития Макария Великого, египетского:
Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: "Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая". Женщины с удивлением ответили: "Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей". Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: "Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти". Святой подвижник прославил Бога и сказал: "Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".

Геннадий 23.07.2016 в 21:13:47

Бригадир, не красиво ты полемику ведёшь, на своем заблуждении настоять хочешь, не взирая на авторитет древних Святых Отцев. Ведь сказано в Отечнике, в монашество постригались святые, что бы достичь духовных высот, в мiру же это не возможно, как бы кто не старался. Начни с азов, читай патерики и узнаешь, кто прав...

Сельскiй бригадиръ 23.07.2016 в 20:27:48

Геннадий, по твоей логике выходит, что все наставления православных святых и духоносных старцев, в монашестве подвизавшихся, относятся исключительно к монашествующим. А мирянам эти наставления даже и исполнять не стоит, ибо по твоим словесам истинные добродетели присущи только монахам. А это уже какое-то гностическое, неведомое Церкви сектантское учение.

Геннадий 23.07.2016 в 19:52:06

Бригадир, забавна твоя попытка назвать меня гностиком, однако вот доказательство моих слов из Отечника святителя Игнатия:
"Авва Геронтий Петрский сказал: «Многие, искушаемые сладострастием, не совокупляясь телесно, блудодействуют мыслию; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания, которое говорит: «Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» (Притч. 4:23)239."
И вот строки доказывающие то, что то девство, о котором в статье лишь бледная тень настоящего Девства, присущего только искусным монахам:
"35. Девство есть знамение неповреждаемое, — совершенное и непременяемое подобие, духовное, святое жертвоприношение, высота, место, с которого удобно усматривается путь, ведущий к крайнему пределу совершенства; оно — венец, сплетенный из высших добродетелей [45]. 36. Уничижающий девство наносит бесчестие Богу и Ангелам [46]. 37. Никто, никто из воинства противников не дерзает нападать на девство, не имеет сил напасть на него. Однако никто из девственников не должен хвалиться девством: оно — благой дар Самого Бога [47]. 38. Девственник устраняет от себя мысль о женщинах, плотские помышления, гордость сердца и любовь ко всему, что вводит в общение с диаволом; девственник прогоняет от себя ропот, ненависть к человекам и славу мира. Он прилежит благочестивым подвигам, воздерживает язык, чрево укрощает постом; украшенный этими подвигами, он соделывается жертвоприношением без порока и скверны [48]"
Надеюсь понятно теперь, что святые говорят не о простом целомудрии? Ведь это целомудрие встречается и у иноверных и неверных, а Девство присуще только Православным Святым, посвятившим полностью себя Богу, монахам.

Сельскiй бригадиръ 23.07.2016 в 11:58:01

Геннадию.
@Святые отцы под девством подразумевают монашество@
Тогда может быть и все прочие добродетели, о которых упоминается в Новом Завете, имеют совершенно иной, "гностический" смысл, нежели написано евангелистами и апостолами? Например, вера, надежда, любовь, целомудрие, кротость, скромность, смирение, воздержание, нелюбостяжание? Люди читают Священное Писание, и по простоте своей не догадываются, что некий Геннадий знает истинное, а не буквальное значение сих добродетелей.
Из катехизиса свт. Филарета (Дроздова):
«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное». «Состояние девства выше брака». О сем сказал Иисус Христос: не вcи вмещают словесе сего, но имже дано есть... могий вместити, да вместит (Мф. 19: 11, 12). И Апостол говорит: Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз... вдаяй браку свою деву добре творит: и не вдаяй лучше творит (1 Кор. 7: 8, 38)»
Как видим здесь ни слова о монашестве.
В другом своем трактате свт. Филарет пишет:
«Что же такое девство, и как эта добродетель совершается? Каждый по собственному опыту знает девство как естественное состояние, предшествующее браку, не испытавшее тайн брака, не пробужденное к познанию их. Но это есть только несовершенный начаток того, о чем беседуем. Это еще только трава лилии, а не цвет; только леторасль (росток) яблони, а не яблоко благовонное. Девство младенчества по тому самому, что есть просто естественное состояние, не есть ни дело свободы, ни плод подвига, следственно, не есть еще добродетель. Прилично называется оно невинностью, потому что в нем нет вины, противоположной девству, — но и все тут, а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному. Девство как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда»

Геннадий 23.07.2016 в 09:16:30

Святые отцы под девством подразумевают монашество, и не абы какое, ведь и в монашестве можно нарушить его, не впадая в блуд телом, впадая в него умом, именно об этом цитаты святых в статье. Цитаты же из святых отцев приведены не к месту, не об этом святые. Статья однобока, призывает соблюдать девство только одну сторону, а грешат и лишаются его обе, да и это девство самого низшего порядка, наподобие мiрской любви, которая ничто по сравнению с Любовью которую мы должны обрести, чтобы спастись.

Пётр Цыганков 22.07.2016 в 23:43:48

Агапиту.
Хватит хвалить Кавказ. Они "мужчины" тогда, когда их много. Это раз. Второе. Мой комментарий Вы не читали. На Кавказе есть ВO? Раньше, может и было. Сейчас бОльшая часть Кавказа "учится" в Москве.

Агапит 22.07.2016 в 21:35:05

1. Виктор П. 22/07/2016 в 20:37:42
***Агапит, какой же бред Вы написали, даже стыдно комментировать - это рассуждения каких-то подростков "о жизни", про которую они всё знают.***
Хоть Вам и стыдно, но всё же решились написать какой ни есть комментарий.
2. Пётр Цыганков 22/07/2016 в 20:38:06
***Сложный вопрос... У самого нет чёткой позиции. Думаю, замуж выдавать в 18-22. Потому что 25-летняя девственница - это нонсенс***
Если для Вас этот вопрос столь сложен, а "25-летняя девственница - это нонсенс", значит, христианство - христианством, а жизнь - жизнью. Как же на Кавказе девушки способны получить высшее образование и сохранить девственность до брака?

Пётр Цыганков 22.07.2016 в 20:38:06

Хорошая статья. Только тут нюансы... После школы надо выдавать замуж тогда, чтоб училась в ВУЗе и параллельно рожала? Сложный вопрос... У самого нет чёткой позиции. Думаю, замуж выдавать в 18-22. Потому что 25-летняя девственница - это нонсенс. Женщины взрослеют раньше мужчин, это факт.

Виктор П. 22.07.2016 в 20:37:42

Агапит, какой же бред Вы написали, даже стыдно комментировать - это рассуждения каких-то подростков "о жизни", про которую они всё знают.

Агапит 22.07.2016 в 15:17:39

"... Сейчас много молодых супружеских бездетных, которые хотят детей, но не могут родить, по этой причине."
Они лет с 15-16 "гуляют", потом лет до 25 учатся в ВУЗах, затем где-то до 30 делают карьеру, и всё это время живут в "гражданских браках" (ведь естество-то требует своего). После "тридцатника" наконец оформляют отношения и пытаются обзавестись потомством. Год лечатся, затем идут на ЭКО. Таких пар очень и очень много. Зачастую при этом в ходе всестороннего обследования медики не могут установить причину безплодия. С другой стороны, радостно видеть и противоположные исходы: как только молодая супружеская пара обзаводится отдельным жильём и муж наконец получает возможность достойно содержать семью, там появляются вторые, третьи, а изредка и четвёртые дети. И речь ведь не идёт о таких пособиях, как в Европе. Так, самое элементарное человеческое благополучие...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс