http://blagogon.ru/digest/537/

Апология сервилизма вместо защиты Православия.
О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте

11.07.2014
Тимур Давлетшин


Некогда я восхищался блестящим умом диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева. К нему как богослову имеются немалые претензии, но, на мой взгляд, он является ярким апологетом Русской Православной Церкви. Однако последнее время он все чаще разочаровывает меня. Главным образом это связано с его весьма странной позицией по украинскому кризису.

Вот и его статья в ЖЖ «“Профиль” об украинской церковной политике»[1] вызвала у меня не просто недоумение, но настоящее возмущение. Убедительная в некоторых частностях, она является совершенно неправильной в корне. О. Андрей поставил в этой статье целью защитить официальную позицию Церкви от «нападок патриотов», причем не только с виду нейтральную позицию Патриарха (обусловленную, на мой взгляд, нежеланием подставить Православную Церковь на Украине, дать повод для гонений), но и позицию некоторых украинских иерархов, прямо поддержавших нынешнюю украинскую хунту.

О. Андрей пишет: «Украинская православная церковь могла бы оказаться над политической схваткой, если бы речь шла о выборе между партиями либеральных демократов и демократических либералов. Но когда речь идет о существовании самого государства (а сегодня все понимают, что на повестке дня стоит именно вопрос о выживании Украины как самостоятельного государства), было бы странным, если бы Церковь, которая считает себя Церковью данного народа, в эти дни говорила только о Небе или о бразильском футболе».

Вроде бы правильные слова, но на самом деле все обстоит таким образом, что выживанию Украины угрожает вовсе не Россия, а пришедшая к власти проамериканская хунта, опирающаяся на радикалов-националистов. Если украинских иерархов так беспокоит украинская государственность, то им следовало бы возвысить свой голос, когда в защитников этой государственности – бойцов «Беркута» и солдат внутренних войск кидали «коктейли Молотова». Если кто-то из иерархов и выступил против этого беззакония (к примеру, митр. Агафангел в своей проповеди), то это прозвучало довольно слабо на фоне других иерархов, либо просто промолчавших, либо прямо поддержавших революцию. К примеру, митр. Александр (Драбинко) даже стихотворение написал о «Небесной сотне» и выложил в соцсети. Процитирую кусочек, хоть это и графоманство бездарнейшее:

«Свободу Сам Господь нам дал,
Те же нас делали рабами,
Но цепи наш народ порвал,
Изгнал возмнившихся богами

Небесной сотне дай покой
Ты, Господи, земли и неба!
Ушли За правду данную тобой,
За синь небес и злато хлеба»
[2].                

О. Андрей пишет: «В многовековой православной истории устоялось как норма: Церковь поддерживает и молится о властях и воинстве той страны, где она осуществляет свое служение. Даже в том случае, если эти власти и воинство не принадлежат к православному миру.

Греческие православные епископы в Турецкой империи служили молебны о победе над русской армией. Константинопольский патриарх Мелетий в 1845 г. любил (в присутствии турецких чиновников) говаривать: “Дайте мне хоть небольшой кусок тела какого нибудь русского, и я изрублю его на мельчайшие части”» (Цит. по: Преосв. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877)».

Я не против молитвы Церкви и властях и воинстве своей страны, даже безбожных, но цитатой Константинопольского патриарха о. Андрей меня весьма удивил. Это что, аргумент в защиту «патриотической» позиции украинских иерархов? Представляю, как обрадовались воинствующие безбожники и прочие враги Православия, прочитав это! Какой сильнейший аргумент они получили в пользу своей борьбы против Церкви! Только на самом деле слова этого патриарха – вопиющий пример отступления от Христа. Если бы мне процитировали сие высказывание без указания авторства, то я подумал бы, что это говорит какой-нибудь маньяк или безумный фанатик. Впрочем, нет никаких сомнений, что это были просто слова. Не думаю, что если бы владыке предоставили такую возможность, он бы принялся рубить «кусок тела какого-нибудь русского». А ведь эта турецкая власть была оккупационной в глазах греков. Еще преп. Максим Грек призывал русского царя Василия III освободить Константинополь от агарянского ига. А ведь он не был неким церковным диссидентом своего времени – греческие иерархи того времени мечтали о том же самом. Допустим, патриарх Мелетий осознал их неправоту и проникся любовью к турецким властям. Но зачем же выражать эту любовь таким странным образом? Не надо путать сервилизм с патриотизмом.

Впрочем, эта приведенная о. Андреем цитата константинопольского каиафы очень даже кстати. Она является великолепнейшей иллюстрацией позиции украинских церковных лжепатриотов. Если, конечно, она не приписана греческому патриарху ложно (епископ Порфирий пишет с чужих слов).

Кстати, там же у епископа Порфирия еще кое-что про этого константинопольского патриарха написано: «Константинопольский патриарх Мелетий (правил Церковью неполный 1845 г.), когда он представлялся султану Абдулу-Меджиду, поцеловав его ногу, сказал: “Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал”»[3]. Что ж о. Андрей это не процитировал для полноты картины? Ведь читал же наверняка.

И еще кое-что из епископа Порфирия, только уже из другого сочинения (История Афона. Ч. III. Отд. 2. С. 595): «В 1854 году, когда длилась война нашего Севастополя, Вселенский патриарх, конечно Константинопольский (но какой – у автора не сказано, вернее всего Анфим VI), по желанию и повелению султана Абдул-Меджида извитийствовал и обнародовал молитву для православных христиан, в которой испрашивались у Бога победы нашим врагам, а нам (т е. нашему христолюбивому воинству) – поражение… Эта молитва была прислана и на Афон. Но здесь ее не читали ни в церквах, ни в кельях» [там же]. Вот так-то! Не стали афонские монахи молиться о победе Турции (вместе с Англией и Францией) над Россией во время Крымской войны.

Другой пример, казалось бы, более удачен. О. Андрей пишет: «Когда началась русско-японская война, основатель Японской православной церкви епископ Николай (Касаткин) собрал своих учеников – японских священников и сказал: “В нашей Церкви так принято, что мы молимся о той стране, на территории которой несем свою службу. Но если я буду молиться о победе японского императора над русским царем, то наверное возникнет подозрение, что я это делаю неискренне. Поэтому я на время этой печальной войны уйду в затвор. О чем я буду молиться в своей келье, это мое дело, а вам, как японцам, следует молиться о победе вашей страны, вашей армии”».

Протодиакон Андрей не первый, кто вспомнил о примере св. Николая Японского в связи с украинским кризисом. Ранее этот же пример приводил митрополит Августин (Маркевич), призвавший к защите Украины от российских «оккупантов» (см. мою статью «Революционный “патриотизм митрополита Августина (Маркевича)»). Однако на самом деле этот пример тоже неудачен. Дело в том, что русско-японская война по большому счету была несправедливой с обеих сторон. Ни Россия, ни Япония не защищали собственную землю. Это была война за чужие территории (Маньчжурия, Китай). Две могущественные империи сцепились в борьбе за влияние. Поэтому св. Николай просто напомнил о долге перед своим Отечеством. Думаю, что если бы он дожил до того времени, когда к власти в Японии пришли милитаристы, союзники нацистской Германии, он либо промолчал бы, либо произнес бы совсем другие слова.

Св. Николай поддержал патриотизм японских христиан, не желая, чтобы они становились некой пятой колонной для собственного народа. На Украине же пятой колонной сегодня является сама власть, пришедшая на «штыках» ультранационалистов и при прямой поддержке Запада.

Кстати, у св. Николая есть интересная запись в дневнике: «Образовалось общество сорванцов разрушить Миссию и убить меня; десять человек из них схвачены и посажены в тюрьму за это; независимо от них еще один готовился убить меня, но его арестовали и нашли сумасшедшим, потому отправили под конвоем на родину, где он посажен в домашнем аресте в клетку. На днях было большое собрание с воинственными речами, и один выступил с темой “Никорай” и начал было доказывать, что меня для блага Японии надо уничтожить, но полицейский остановил его. Что опасность для меня не шуточная, показывает следующее: два дня тому назад 30 полицейских охраняли Миссию ночью, так как враги собирались в эту ночь разгромить Миссию и убить меня. А что такой казус возможен, доказывается тем, что сутками раньше толпа в 40 человек напала на редакцию “Нироку-симбун” за то, что будто бы в составе ее есть русский шпион, и разнесла ее — побила окна, внутри все переломала. Все эти приятные новости сообщены Акиле Кадзима знакомым  ему полицейским, а Кадзима просил Павла Накаи передать мне в предосторожность. Спасибо полиции, что охраняет Миссию; без нее бы давно уже беды наделали японские ultra-патриоты»[4].

Как видим, японские власти проявили в то время себя с самой положительной стороны. Совсем другое мы узнаем об украинской власти, даже не пытающейся остановить своих ultra-патриотов. Все мы знаем, как вела себя милиция во время одесской бойни. Даже попытки обуздания ultra-патриотов не было. А та милиция, которая ранее пыталась противостоять этим ultra-патриотам в Киеве, сама жестоко пострадала от них.

У одного из активных участников майданной революции, бывшего бойца самообороны Майдана, а ныне бойца карательного батальона «Айдар» Максима Мазура на странице «ВКонтакте» есть следующая запись: «Украинцы – очень добрый народ. Мы любим родную милицию, и нам больно смотреть, как она часами мёрзнет на холоде. Поэтому с помощью коктейлей Молотова мы пытаемся передать милиционерам частичку тепла»[5]. Весьма своеобразный «патриотизм»! Кстати, о бойне в Одессе его пост еще циничнее: «По некоторым данным в Одессе в здании Профсоюзов сгорело около 30 сепаратистов. Хорошая всё-таки традиция – устраивать шашлыки на майские праздники!»[6]. И что особенно характерно – у этих постов – куча «лайков». И после этого нам говорят, что на Украине нет никаких фашистов, что мы их выдумали!

Нет на самом деле войны России и Украины. Идет война между Украиной Богдана Хмельницкого и Украиной Мазепы, Украиной Ковпака и Украиной Бандеры и Шухевича. Я не сомневаюсь, что наши помогают новороссам, равно как и американцы помогают «бандеровцам», но прямой войны нет. Украинские вояки сражаются вовсе не с Российской Федерацией, а с собственными гражданами, не желающими подчиняться незаконной власти. Кстати, у них была прекрасная возможность проявить свой патриотизм, когда российские «оккупанты» разоружали украинские воинские части в Крыму. Однако никакой героической обороны Крыма от российских «оккупантов» мы не увидели. Только одна часть отказалась разоружиться, и покинула территорию Крыма с оружием. На Украине их превозносили до небес, хотя это абсолютно нормальное поведение. Более того, большая часть украинских военных, находившихся в Крыму, приняла решение служить в Российской армии. Это уж совсем позор для «незалэжной Украины».

Неужели украинцы – трусы? Нет, это не так. Малороссы – народ, который дал нам замечательных героев, защищавших сначала Российскую Империю, а потом – Советский Союз. Если вспомнить ту же оборону Севастополя во время Крымской войны 1853–56 гг, то те, кто знаком с ее историей, знает имена матросов Петра Кошки и Игната Шевченко. Оба – малороссы. Только Россия для них была Родиной, а не враждебным государством.

Почему же украинские военные в Крыму не проявили героизма? А потому, что не было у них мотивации воевать с «зелеными человечками». За что воевать? За революционеров, кидавших «коктейли Молотова» в «беркутовцев» и солдат внутренних войск? За политиков, которые науськали украинских националистов, наследников Бандеры и Шухевича, на законную власть? Ведь население Крыма явно было не на их стороне (что и референдум показал).

Очень возмутили меня слова о. Андрея о тех священниках, кто выступил против хунты: «Да, и на Украине есть люди, которые всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России, причем сделали это не сейчас, а довольно давно. Это их выбор, их карьера. Некоторые из них уже убежали в Россию. Их задача – оправдать свое бегство. Судить по их словам о мнении украинцев – то же самое, что о Русской Церкви 90-х годов судить по словам бывшего священника Глеба Якунина. Например, переехавший в Москву бывший секретарь Одесской епархии Андрей Новиков не выражает даже точки зрения своего бывшего митрополита. Тот уже в конце мая на державной мове написал Порошенко: “Еще раз заверяем Вас в том, что все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы. Про это наши постоянные молитвы. Боже Великий, Єдиний, нам Украïну храни”».

Это уже совсем нехорошо со стороны о. Андрея говорить о тех, кто бежал от репрессий киевской хунты в Россию, что они стремятся «оправдать свое бегство», и тем более, сравнивать их с предателем Церкви и русофобом-западником Глебом Якуниным. Даже если эти люди «всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России», то это вполне нормально и объяснимо. Ведь то, что Россия оказалась для них заграницей – это не их желание, а решение нечистоплотных политиков. Народ, во всяком случае, в восточной его части, вовсе не желал «незалэжности». Значительная часть населения Украины (на Юго-Востоке, по крайней мере) действительно настроена пророссийски, тем паче, что на Юго-Востоке живет значительное количество великороссов (В Крыме, потерю которого не могут нам простить «свидомые», – подавляющее большинство). Неужели священники не имеют права на свою гражданскую позицию? Или они только тогда на нее имеют право, когда она совпадает с политикой правящей власти, пусть и революционной?

И напрасно о. Андрей противопоставляет того же о. Андрея Новикова митрополиту Агафангелу. На самом деле митрополит Агафангел никогда не скрывал своих пророссийских взглядов, и у него уже давно очень большие проблемы с украинскими националистами.

В 2008 году, при «оранжевом» президенте Ющенко (совмещавшим симпатии к националистам-«бандеровцам» с любовью к западной «демократии»), владыка очень отрицательно отнесся к стремлению «оранжевой» клики присоединить Украину к блоку НАТО, который владыка назвал «зверовидным блоком»: «Депутат Одесского областного совета, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявил, что “втягивание Украины в НАТО недопустимо”, сообщает информационный сайт Одессы Misto.odessa.ua. “Православная церковь обеспокоена попытками втягивания страны в Альянс, являющийся, по сути, зверовидным блоком, исповедующим двойные стандарты”, – сказал владыка, выступая на очередной сессии областного совета.

Митрополит Агафангел … призвал учесть пожелания православных верующих, “которые высказывают свое беспокойство по поводу пропаганды НАТО, проводимой сейчас и в школах”. По словам митрополита, в школах учат, что “НАТО – это хорошо, что Альянс нас сделает европейским государством, хотя мы в центре Европы”. “Нам есть чему учить наших детей, есть культура, религия, наши моральные принципы”, – сказал одесский владыка. “Все мы видим действия этого блока в Косово, видим и то, что предпринимается сейчас в отношении России. НАТО это кровь, война, слезы, – заявил митрополит Агафангел. По словам одесского архиерея, православная общественность города собрала уже более 7,5 тысяч подписей против вступления страны в НАТО»[7].

У владыки Агафангела уже давно весьма большие проблемы с украинскими националистами, о чем он еще ранее (в 2000 году) поведал в заявлении: «Хочу отметить, что неоднократно в течение последних лет в мой адрес направлялись по телефону и в анонимных письмах провокации с угрозой физической расправы. 22 ноября 1996 года в 10.30 утра неизвестный, назвавшийся “патриотом” Украины от РУХа, позвонил мне по телефону и, выражаясь площадной бранью, угрожал мне физической расправой за то, что я выступаю против автокефалии. Об этом тогда мною в известность был поставлен начальник СБУ в Одесской области Борисенко Л.И. Хулиганствующий извинился по телефону. Телефонные звонки со словами: “чемодан, вокзал, Россия” неоднократно поступают в мою резиденцию. Националистические силы не устраивает моя твердая принципиальная позиция по вопросам церковного единства и предоставления автокефалии УПЦ. В дни пребывания в Москве, в августе 2000 года, на юбилейном Архиерейском Соборе угроза на предмет физической расправы со мной и наместником Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архим. Алексием снова повторилась по телефону»[8].

Может быть, после смены власти в результате победы оранжево-коричневой революции владыка изменил свои взгляды? Но вот его слова в мае уже этого года: «7 мая 2014 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выступил с открытым обращением к представителям ООН и ОБСЕ на Украине, а также киевским властям, в котором попросил защитить Церковь от экстремистов, открыто угрожающих священникам.

«По Украине прокатилась волна нападений на священников канонической Украинской православной церкви и попыток захвата православных храмов. В осаде побывали Киево-Печерская и Почаевская лавры. В Сумах угрожали сжечь заживо (“коктейлями Молотова”) архиепископа Евлогия вместе с кафедральным собором и епархиальным управлением. Некоторым священникам канонической Церкви угрожали физической расправой. В том числе и мне, управляющему Одесской епархией», – отметил митрополит. По мнению митрополита, попытки изгнать православных верующих из их храмов «раскалывают общество и разжигают религиозную вражду», а также «нарушают основополагающие и неотъемлемые права людей на свободу вероисповедания». Он подчеркнул, что уже сегодня «массовые беспорядки и угроза военных действий привели к противостоянию иного порядка – духовному противостоянию»[9].

Тут мне могут сказать, что владыка здесь выступает не против власти, а против радикалов. Но разве не эти же радикалы привели хунту к власти, не эти ли радикалы и до сих пор являются «Железной гвардией» этой самой хунты? Не они ли составляют карательные батальоны «Айдар», «Азов» и др.?

И в процитированных о. Андреем Кураевым верноподданнических словах владыки нет ничего противоречащего предыдущим заявлениям. То, что «все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы» отнюдь не означает, что они поддерживают хунту – это было бы прямой ложью. Особенно после Одесской бойни. Да и произнес эти слова митр. Агафангел, видимо, для того, чтобы избежать гонений на Церковь со стороны революционной власти, у которых его предыдущая позиция и особенно протест против действий радикалов (революционной гвардии) наверняка вызвали раздражение.

Еще один момент я подметил в позиции украинских иерархов. Я заметил, что самыми преданными слугами нового режима оказываются именно те иерархи, которые мечтают отделиться от Московского Патриархата. Они прямо таки соревнуются в этом с неканоническим «Киевским Патриархатом» (непризнанным другими Церквами), сами же в этот неканонический Патриархат не хотят, а хотят признанной автокефалии. Украинский кризис – удобный повод для этого. О. Андрей сказал в общем-то правильные слова о том, что Церковь не должна становиться некой пятой колонной для собственного народа (хотя на самом деле на Украине сегодня ситуация сложилась таким образом, что пятой колонной для нее является как раз сама власть). И вот под этим предлогом они вполне могут потребовать автокефалии.

Вожаком «автокефалистской группировки» в УПЦ МП является митрополит Александр (Драбинко), чье графоманское стихотворение о «Небесной сотне» я цитировал выше. Вот ещё ярчайший пример – митрополит Черкасский Софроний. На сайте его епархии мы читаем: «Митрополит Софроній відвідав блокпости й благословив тих, хто готовий дати опір непроханим гостям». «Непроханные гости» – это защитники Новороссии, конечно же. То, что там есть добровольцы из России (как они были в Сербии и в XIX веке, и в наше время) – правда, но подавдяющее большинство защитников – это сами новороссы. А вот другое интереснейшее его заявление: «Проанализировав теперешнее политическое состояние в Украине и состояние нашей Церкви на перспективу, я пришел к выводу, что период жизни нашей Церкви, начиная с 1992 года и до настоящего времени, потерян, и это меня наводит на мысль, что нам всем необходимо без любых политических предпосылок и амбиций подумать, как нам жить дальше. Допустим ли мы своей бездеятельностью, что за нас все сделает Михаил Денисенко, – а он не спит, – или нам самим нужно решать вопрос относительно нашего статуса и статуса нашей Церкви в Украине? … Свою жизнь я посвятил народу, за который страдаю и молюсь, а потому я обращаюсь ко всем вам, архиереям Канонической Украинской Православной Церкви: оставим после себя красивый след… Мне непонятно, почему наибольшая по количеству верующих людей Православная Церковь мира не может без кого-либо самостоятельно руководствоваться в своей жизни. Еще раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви – теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно…»[10].

Условия для приобретения статуса независимости оказались в 2005 году действительно были благоприятны. Смею предположить, что это связано с правлением «оранжевого» президента Ющенко, весьма благоволившего к украинским националистам (при нем гитлеровским пособникам Бандере и Шухевичу присвоено звание героев Украины). Но сейчас эти условия стали еще благоприятнее, и я подозреваю, что именно по этой причине владыка Софроний старается для киевской хунты.

Что ж, если малороссы окончательно решат, что великороссы им не братья и захотят церковной независимости, то мы никак не сможем им воспрепятствовать, как не смогли воспрепятствовать греки церковной независимости русских или болгар. Но только у меня вопрос: неужели поддержка революционных карателей – это цена независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата?

Если те из украинских иерархов, кто прямо поддерживает действия хунты, находятся просто в неведении, то нам остается лишь молиться об их вразумлении. А это несложно. Для них вполне достаточно было бы пообщаться с простыми прихожанами Юго-Востока, а не только с привычным для них кругом сильных мира сего. Но если они делают это сознательно, надеясь получить прямую выгоду в виде канонической, признанной всеми Церквами автокефалии, то на них распространяетсяПостановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства»).

Кто-то может сказать, что я неправ, потому, что там речь шла об изменниках Родины, а украинские иерархи, поддержавшие карателей, наоборот, выступают в роли украинских патриотов (хотя на самом деле сложно назвать это патриотизмом). Однако в сем постановлении осуждается не только сам факт измены Родине, но и пособничество фашистам: «Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий. Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь»[11].

Ни в коей мере я не хочу объявлять всех лояльных киевской власти иерархов фашистскими пособниками. Просто лояльность лояльности рознь. Одно дело, когда речь идет просто о признании существующей власти и подчинения ей. Другое – когда иерархи сознательно и добровольно включаются в пропагандистскую машину этой власти, надеясь получить от этого прямые выгоды.

И еще. Кто-то может подумать, что политика сервилизма части иерархов УПЦ по крайней мере позволит выжить Православию. Я так не думаю. Напротив, эффект может быть противоположный. Рано или поздно украинский народ разочаруется в революции. И если в УПЦ МП восторжествуют сервилисты и откровенные пособники хунты, то позднее разочаровавшийся в революции народ может отвернуться и от Церкви, которая в его сознании будет связана с оранжево-коричневой властью.

Да, христиане во все времена молились за власти и воинство своей страны. Да, даже в те времена, когда этими властями были враждебные христианству силы, христиане являлись лояльными властям (до определенных границ). Причиной тому является сознание того, что даже эти власти поддерживают хоть какой-то порядок, что без них наступило бы полное беззаконие. Но на Украине сегодня власти сами способствуют этому самому беззаконию. Здесь весьма уместно вспомнить цитату блаженного Августина из трактата «Град Божий»: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть ничто иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне усвояет ей неподавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: “Такое же, какое и ты; но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором”»[12].

Не буду вешать ярлык предателя на о. Андрея, которого я продолжаю уважать как апологета Православия (несмотря на его существенные промахи). Проблема мне видится в том, что он голос отдельных церковных иерархов, обласканных новой властью, и потому более громкий, чем голоса несогласных (таких, как митр. Агафангел), спутал с голосом Церкви. О. Андрей попытался защитить Церковь, но вместо этого у него получилась апология сервилизма.



Примечания

1. «Профиль» об украинской церковной политике. http://diak-kuraev.livejournal.com/665486.html
2. http://vk.com/id14584370?w=wall14584370_2471
3. Цит. по: А.П.Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок (книга I) III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/greki_pod_turkami_lebedev.htm#_Toc97378443
4. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) c 8/21 января 1904. Четверг. До 16 / 29 января 1904. Пятница http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9
5. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_21710
6. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_25591
7. Владыка Агафангел: «НАТО – это кровь, война и слезы». Одесский митрополит выступил против вступления Украины в «зверовидный блок» http://ruskline.ru/news_rl/2008/09/15/vladyka_agafangel_nato_-_e_to_krov_vojna_i_slezy/
8. Заявление митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. http://ruskline.ru/news_rl/2000/11/04/zayavlenie_mitropolita_odesskogo_i_izmail_skogo_agafangela
9. МИД РФ: Грубейшее нарушение основополагающих международных принципов на Украине носит целенаправленный характер. http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/28/mid_rf_grubejshee_narushenie_osnovopolagayuwih_mezhdunarodnyh_principov_na_ukraine_nosit_celenapravlennyj_harakter/
10. Из публичного обращения архиепископа Черкасского Софрония к епископату УПЦ (июль 2005 года). http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1944/
11. Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства. http://www.blagogon.ru/biblio/502/
12. Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 4, Глава 4. http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem=4_4

Благодатный Огонь


Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
Яндекс-Деньги: 410012614780266