Богородица

Актуальные статьи

Опыт великого сосредоточения

18.07.2022


Может быть, один из главных вызовов современности – это всеобщая духовная рассеянность, следствием которой становится забвение Бога, забвение высоты человеческого призвания и достоинства и далее – распространение идеологии всемерного и всестороннего обслуживания человеческих страстей и похотей.

О преподобном Сергие Радонежском написано столько, что вряд ли можно что-то существенное добавить к сказанному. Но сегодня хотелось бы остановить внимание на одной важной черте преподобного. Несомненно, основанием его подвига, его жизни было великое сосредоточение, всецелое устремление к Богу, крайнее желание познать и воплотить в своей жизни Его святую волю. Само это желание, определяющее всё, чем прославился преподобный Сергий в истории Руси – заставляет нас о многом задуматься. А прежде всего о себе, о главном в нашей жизни, о том, что определяет не только её течение, но и само содержание.

Этот вопрос – сосредоточения в Боге – это важнейший вопрос, потому, что именно он определяет представление человека о том, кто он есть на самом деле. Представление не умозрительное, не рассудочное, а метафизическое если можно так сказать. Осмысление, от которого зависит очень многое в устроении как личной, так и общественной жизни. Осознание себя вечным мыслящим существом, призванным к достижению единства с Богом в любви. Именно это осознание было основанием жизни преподобного Сергия.

Время духовного становления преподобного Сергия было временем так называемых Паламитских споров, результатом которых стало соборное утверждение учения о Нетварном свете, а в более широком смысле – акцентирование на идее триединства человеческой природы. Это триединство определил преподобный Симеон Новый Богослов такими словами: «Отец, Сын и Дух Святой – Бог един, Коему мы служим и поклоняемся. Бог, душа и тело – человек, созданный по образу и подобию Божию, и удостоивающийся быть богом по благодати».

То есть только в Боге и с Богом человек может обрести и познать полноту своего призвания, раскрыть себя как человек в высшем значении этого слова. Этот вопрос – о природе человека, вообще был основополагающим в XIV веке и именно в это время стали вырисовываться с особенной чёткостью две традиции понимания того кто есть человек, и как следствие этого – две модели развития истории и культуры. Мы даже можем говорить о двух «моделях» гуманизма – первая, условно говоря богоцентричная, вторая – человекоцентричная. Первая – высшей ценностью человеческой жизни признаёт достижение единства и согласия с Богом. Вторая в конце концов пришла к признанию человека высшей ценностью в мире и мерой всех вещей.

Первое понимание, то самое, которое последовательно отстаивал святитель Григорий Палама – это понимание того, что Бог познаваем в его энергиях и главные усилия человека должны быть направлены на приобретение (стяжание) этих энергий, именуемых благодатными. Это познание основано на Откровении, на целостности восприятия, которое озаряет собою и частное. Это понимание природы человека лежит в основе того, что называют иногда «Восточноевропейским возрождением».

В основе же западного понимания человека легла мысль о том, что Бог совершенно непостижим и всё что может человек – это по возможности тщательно исследовать, изучать и анализировать этот мир и таким образом приблизиться хоть отчасти к познанию Бога. Условно говоря – это теория познания через разложение, анализ, основание современной науки. В результате на Западе и на Востоке стали складываться два направления духовной жизни. Первое делало акцент на внутреннем, на покаянном устремлении к Богу, на сосредоточенности и молитве, а дела внешние считало средством познания Бога и выражением исполнения Его воли. А второе направление бóльший акцент делало именно на внешнем служении Богу, на делах веры, в то время как духовное единение с Богом считало по сути невозможным.

Впоследствии идеи западного гуманизма трансформировались в идею самодостаточности человека, его самоценности, отсюда и все «перегибы» с обожествлением человеческих страстей и похотей. Восточная же Церковь хранила и хранит представление о человеке, полнота жизни которого раскрывается только в познании Бога, в достижении единства и согласия с Ним. Отсюда, быть может и происходят многие нынешние противоречия в понимании того, что есть благо для человека, а что есть зло. Западный мир утверждает, что благо для человека то, что сам человек посчитает благом, а восточный мир утверждает, что благо человека заключается исключительно в познании воли Божией и в тщательном исполнении Его заповедей.

Так называемые Паламитские споры оказали чрезвычайное влияние на развитие духовной культуры как на востоке, так и на западе. Эти споры, условно говоря, стали определённым водоразделом между западным и восточным христианством.

Идея возможности познания Бога в любви, возможности стяжания Духа Святого Божьего, теснейшего единения человека со своим Творцом – оживила духовную жизнь православных как в Византийском мире, так и на севере в пределах Руси. И ярчайшим примером этого оживления как раз является пример жизни преподобного Сергия Радонежского. То, что это вдохновение и подъем не были спонтанными отчасти свидетельствует нам история с посланием ближайшего сподвижника святителя Григория Паламы – святого патриарха Филофея преподобному Сергию. Здесь мы видим преемственность даже не культурную, а именно сокровенную преемственность духовной традиции, что важнее конечно любых других преемственностей.

И ещё раз хочется отметить то главное в наследии преподобного отца Сергия, что способствовало не только собиранию Русских земель, но и – собиранию Русского духа. Это главное – ясное понимание того, что полнота человеческой жизни возможно только в достижении согласия с Богом. И об этом особенно важно помнить сейчас, когда о духовном принято у нас говорить, как о некоем «дополнении» к жизни как о некоем моральном и нравственном украшении её, в то время, как вера, всецелое устремление к Богу – есть единственное надежное основание для доброго строительства личной, общественной, а в конечном счёте и государственной жизни. И другого основания у нас нет.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Станислав 18.07.2022 в 12:56:23

На мой взгляд, кратко причиной духовной рассеянности являются: 

1) тотальное формирование СМИ образа успешного человека, воспитание потребителя и нацеленность на материальные блага (зачем нам Бог? Да и не видно его в нашей материальной жизни); 
2) повышение материального достатка напрочь удаляет от Бога (до революции носителями христианства были люди низших сословий).

Дмитрий 19.07.2021 в 12:01:35

Адриану.
О методологии. Что такое народ? "Исторически сложившаяся общность людей объединенных одной верой и одним языком". Этимологически от глагола наградить. Стало быть и вера и язык - НАГРАДА. "Православная Вера и Церковнославянский (богослужебный) язык суть НАГРАДА от Бога или от человеков? Скажем от человеков - люди камнями побъют, поелику доподлинно известно что и то и другое, через Святых Апостолов. Скажем от Бога, почто и на что меняем? Что скажем? Не знаем? Тогда что мы здесь делаем?"

Адриан 23.07.2016 в 16:34:03

Стыдно за культурный и духовный уровень таких "православных", которые не понимают разницы между (необходимыми) обрядами и обрядоверием. Которые не знают тонкостей русского языка, уравнивая "истерлись" и "как будто истерлись". Лучше бы вместо пустой болтовни здесь, занялись каким полезным делом. Например, построили детскую площадку в своем дворе.

Манефа 21.07.2016 в 00:45:55

Владимиру Юрганову на ответ Адриану 20 июля:
***...Обряды ничего не значат? Мож и таинства для него ничто? Ну а уравнивание латинских еретиков с истинной верой - это вообще за пределом разума и совести. Вере и младенцев не учат. Думаете, надо крестить как баптисты, лет с 12и? Когда они сами могут веру принять? По Православной традиции, человек, приступая к Св. Причастию, должен попоститься несколько дней, исповедаться, вычитать каноны и Последование. Думаете, что проделавший это человек не знает, что такое грех? А уж как он с ним борется - это его дело, и ответ ему за то держать перед Господом, а не перед нами.....***
Владимир! Прежде чем принять Крещение, человек должен кратко, но точно понимать, что он собирается сделать и к чему это его обязывает - этого у нас практически, почти, не делают, а это прямая обязанность священников. Детей крестить надо, но при условии, что их обязательно научат вере, когда они смогут эти знания усвоить.
Как человек борется с грехом или не борется - знать это и помочь человеку избавиться от страстей, рождающих грех - тоже прямая обязанность священника. Богу не нужны наши посты, молитвы, обряды. Ему нужна наша гармония с Ним, а пост, молитва и пр. - средства.
Формула Исповеди: "Прости меня, Господи, больше так не буду", в противном случае - это лицемерие. Причастие без покаяния т.е. намерения изменить себя и свой образ жизни по Евангелию, выйти на борьбу со своими страстями - в осуждение. Спасти наше Отечество от окончательной катастрофы сможет только личное покаяние каждого из нас.

Владимир Юрганов 20.07.2016 в 09:28:44

Манефе
Ничего не зря. У Адриана просто протестантщина какая-то И слова церковные у него истерлись, и обрядоверие ему не угодно, и "расхваливания восточной традиции против западной" не нравится. Истерлись - значит Адриан отрицает святое предание, которое пополнилось со времен Христа новыми великими учителями Церкви. Обряды ничего не значат? Мож и таинства для него ничто? Ну а уравнивание латинских еретиков с истинной верой - это вообще за пределом разума и совести. Вере и младенцев не учат. Думаете, надо крестить как баптисты, лет с 12и? Когда они сами могут веру принять? По Православной традиции, человек, приступая к Св. Причастию, должен попоститься несколько дней, исповедаться, вычитать каноны и Последование. Думаете, что проделавший это человек не знает, что такое грех? А уж как он с ним борется - это его дело, и ответ ему за то держать перед Господом, а не перед нами. И уж точно у нас поприличнее чем у любых Адриану католиков с протестантами, где требований к причастникам таких нету.

Адриан 19.07.2016 в 23:58:28

"сегодняшний мир - клубок противоречий, двойственных оценок, нравственной неопределенности и, чего уж там, бесконечного лицемерия во всех властных, а порой, и духовных структурах. Можно еще раз вспомнить, что духовных лицемеров фарисеев Христос обличал очень жестко, не давая им никаких слов для оправдания. Именно в них Спаситель видел главную причину потери веры и любви к Истине, Богом избранного народа. И в конечном итоге, именно духовные лицемеры - фарисеи становятся главными виновниками страшного греха богоотступничества в Голгофской трагедии. Безумны плоды духовного лицемерия" (Протоиерей  Евгений  Соколов) http://ruskline.ru/analitika/2016/07/

Манефа 19.07.2016 в 21:54:29

Владимиру Юрганову.
Господь принимает только молитвы покаяния, а нас покаянию не учат. На Адриана зря нападаете. Он не сказал что латинская вера лучше, он сказал, что нас вере не учат (при крещении не оглашают), крестив, покаянию не учат. Люди приступают к Таинствам в смертных грехах, потому что они не знают, что такое грех, и как с ним бороться.

Александр 19.07.2016 в 12:00:17

Действительно, каковы мысли, такова и жизнь!

Владимир Юрганов 19.07.2016 в 07:36:25

Адриан, приятно, что ты признаешь разруху в своей голове. Методология проста - молись почаще, за молитвенный труд Господь даст тебе дар веры. Ходи в церковь, участвуй в богослужениях и таинствах, и тогда не будешь нести ерунду, что латинская вера лучше Православной.

Манефа 19.07.2016 в 07:22:26

Спаси, Христос, Адриана. Когда нас начнут учить деланию слова Божия?

о. Андрей Михайлов 18.07.2016 в 22:38:27

Вникайте в слова жизни, которые Бог говорит нам, в первую очередь в Новом Завете и через святых отцов. Глубина и высота их открывается не сразу, а в меру наших усилий познать истину и чистоты нашей жизни. Слова Божии не "истерлись", причина непонимания - ослепление нашего ума и сердца.

Адриан 18.07.2016 в 19:33:42

"один из главных вызовов современности – это всеобщая духовная рассеянность, следствием которой становится забвение Бога, забвение высоты человеческого призвания и достоинства" — многообещающее начало. Как же спастись от этой рассеянности? Как восстановить религию (в переводе связь с Богом)? Какова МЕТОДОЛОГИЯ (помимо обрядоверия) благодатного обожения в наше время, когда церковные слова за 2000 лет казалось бы истерлись? Обманутые надежды. На это автор не ответил, даже не попытался. А опять общие места риторического расхваливания восточной традиции против западной. Но на Западе (внешний) порядок, а у нас везде разруха. И особенно в головах.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс