Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану

19.11.2014
Священник Даниил Сысоев (†2009)


«Мужи нечестивые и мерзкие — ведь как только не назвал бы их всякий благочестивый! — мужи, из мрака вынырнувшие, ибо были они порождением края западного... путем гнусной политики и извращения догматов — до чего дошли в дерзости своей! — разорили, истребив, лозу Господа возлюбленную и новонасажденную»[1], — говорил в IX веке святитель Фотий. Так было во времена Фотия, так происходит и сейчас. Последние годы уходящего тысячелетия были ознаменованы усилением натиска вероотступнического Запада на православный мир. На Церковь, только возрождающуюся после страшных гонений безбожников, снова напали мужи нечестивые и мерзкие. Они исполнили слова апостола Павла (2 Кор. 11, 4), ибо проповедуют иного Иисуса, которого не проповедали апостолы и мученики, Иисуса, который нарушил Свое слово о пребывании в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) и покинул Церковь, оставив вместо Себя смертного «непогрешимого» преемника в Риме.

Не вызывает никакого сомнения, что проповедники католицизма имеют иного Духа, которого христиане не получали от учеников Господа: Духа, не от Одного Отца исходящего, как об этом учил Спаситель (Ин. 15, 26), а Духа, имеющего начало от Отца и Сына, как одного Начала; Духа, Который, как и Его Изводители, является не Самостоятельной Ипостасью, Личностью, а ничем другим, как только отношением любви между такими же отношениями (по выражению Фомы Аквинского) внутри единой безликой Сущности. А Она напоминает нам скорее Абсолют индуизма, нежели Бога Авраама, Исаака и Иакова, Бога, открытого нам чрез Иисуса Христа в Истинном Духе Святом.

Нет ничего удивительного в их приходе, ибо Писание говорит, что должны появиться лжепророки (Мф. 24, 24). Но возникает вопрос: что мы можем противопоставить этому натиску ереси? Ответ может быть только один: проповедь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Безначального Отца и Святого Духа. Ведь целью нашей не может быть победа над людьми, а освобождение их из-под власти нашего общего врага — диавола. Не случайно Церковь наша называется Восточной. Ведь и тварный свет озаряет нашу землю с востока, поэтому нетварное сияние Утешителя тем более должно прийти в страны Запада со стороны Эдема. На натиск полуночной тьмы гуманизма Христос призывает отвечать вестью о сиянии Воскресения, давно померкшем в печальных странах Запада. Их наступление — знак бессилия и вырождения. Отступническое христианство Европы и Америки с каждым годом теряет влияние в своих странах (недаром нынешний папа объявил, что Франция нуждается в новой евангелизации). Все сильнее приспосабливаясь к духу века сего, западное христианство лишь ускоряет этот процесс, и, желая сохранить свою паству, оно устремляется к нам, расширяя свою прозелитическую деятельность.

* * *

В 30-х годах в Париже по благословению митрополита Сергия (Страгородского) появилось братство свят. Фотия, целью которого стала проповедь Православия среди французов. Душой его был один из крупнейших богословов ХХ века В.Н. Лосский. И вскоре оно принесло свои первые плоды. В 1936 году к Православной Церкви на правах западного обряда присоединилась отколовшаяся от латинства «Католическо-евангелическая церковь», которая признала неискаженный Символ веры, постановления семи Вселенских Соборов и Послание Восточных Патриархов от 1848 года. Согласно постановлению митр. Сергия (Страгородского) и Временного при нем Синода (номер 75 от 16 июня 1936 года) был установлен следующий порядок присоединения католиков и протестантов к Православию западного обряда: конфирмированные члены общины присоединялись по третьему чиноприему, неконфирмированные — миропомазывались; то духовенство, которое имело незаконные хиротонии (от протестантов), перерукополагалось от православного епископа. Но что самое важное — в богослужении общине разрешалось сохранить западный обряд, однако исправленный в соответствии с восточной евхаристической традицией (квасной хлеб, причащение под обоими видами и т. д.)[2]. Календарь должен содержать только тех святых, которые канонизированы до 1054 года. Это постановление Синода нашей Церкви доныне является каноническим обоснованием существования западного Православия. Спустя немного времени после этого в Православие вернулись десятки французских священников с приходами как в самой Франции, так и в Алжире.

Другим примером массового перехода в Православие латинян, не желавших более подменять Христа человеком — папой, является Православная Кафолическая Церковь Мексики (бывшая Старокатолическая церковь). Она была основана римо-католиками в 1926 году в знак протеста против испанского колониализма и целиком перешла в Православие в 1976 году. Сейчас это Экзархат Американской Православной Церкви.

По пути, проложенному Русской Церковью, пошли многие. В Америке существует целый ряд групп православных древнеримского, кельтского, галликанского обрядов, но, к несчастью, они в большинстве своем не имеют канонической связи с Вселенской Церковью. (Исключением является Французская Православная Церковь, находящаяся под омофором Румынского Патриарха.) Причиной этой трагедии является ненормальное каноническое положение Православной Церкви на Западе. Например, в США существует около 40 православных юрисдикций, из которых только 15 являются законными. Но и последние позволяют себе иметь в одном городе нескольких епископов, что в корне противоречит апостольским канонам и древней практике устройства Церкви. Многих проблем можно было бы избежать, если бы православные беженцы послушались совета митрополита Сергия (Страгородского), который еще в 1926 году рекомендовал русским иммигрантам-епископам, если они находятся на территории других поместных Церквей, войти в их состав, а «в неправославных странах можно организовать самостоятельные общины или Церкви, членами которых могут быть и нерусские». Это указание будущего Патриарха находится вполне в русле Предания Церкви. История знает ряд случаев возрождения Церквей, отпавших в ересь: это и создание Двинского Армянского Католикосата в VII веке, и возрождение Английской Церкви св. Августином Кентерберийским, и воссоздание Русской митрополии в 988 году (первоначально она была создана св. патриархом Фотием в 867 г.), и возрождение Александрийской Церкви после полного монофизитского разгрома. Так что современная противоканоничная ситуация на Западе является скорее результатом римобоязни, нежели следованием примеру церковной истории.

Но возникающие Церкви не должны повисать в пустоте, а обязаны, повинуясь Промыслу Божию, восстанавливать исконное для Запада Православие. Иначе Православие так и останется для западного человека этнической верой, а ведь это понимание в корне противоречит самой сути существования Церкви, в которой нет ни эллина, ни иудея (Гал. 4, 28), ни русского, ни американца, но все одно во Христе.

Православие должно проявляться не только через восстановление древних Литургий, но и через почитание небесных покровителей Церквей, которые и составляли силою Духа Святаго эти молитвословия. Мы, например, часто забываем, что римская месса — это искаженная Литургия свят. Григория Двоеслова, чью Литургию Преждеосвященных Даров мы совершаем Великим Постом. Поэтому безосновательны возражения, что введение западного обряда разрушит литургическое единство Церкви. Ведь не разрушает его факт служения в Иерусалиме Литургии св. ап. Иакова, а в Александрии — св. ап. Марка. Мы, конечно, протестовали бы против служения Литургии Нестория или короля Эдуарда VI, но авторами восстанавливаемого западного обряда являются не еретики, а истинные святые. К счастью, наша Церковь и здесь поступает в согласии с Преданием. Так, например, в Сурожской епархии как местночтимые почитаются древние святые Англии и Ирландии. То же начинается и в Церквах Германии и Франции. Само молитвенное обращение к этим святым — покровителям заново обращаемых ко Христу народов — имеет великую силу, ибо привлекает их к ответной молитве за своих сродников по плоти и через это ниспосылает на возрождаемые Церкви неиссякаемые потоки Духа Животворящего, Который только Один способен привести заблудившихся еретиков ко Христу, а через Него и к Отцу.

Другой задачей, связанной с первой, должно стать «воцерковление» наследия западных Отцов. К несчастью, в нашей церковно-исторической науке преобладает совершенно неправославный взгляд на историю Великой Схизмы. Согласно ему, Западные Церкви отличались от Восточных чуть ли не со II века, на что последние почему-то не обращали никакого внимания. Чаще всего это объясняется языковым барьером и отсутствием контактов, что совершенно не соответствует действительности — вспомним, например, преп. Максима Исповедника или свят. Афанасия Великого, жизнь которых была теснейшим образом связана с Западными Церквами. Со временем эти изначально существующие отличия только развивались, раскрывая то, что заложено было еще чуть ли не апостолами, что и привело в конце концов к так называемому «разделению Церкви». Самым ярким примером развития подобных странных идей является проводимая в учебниках по сравнительному богословию генеалогия развития папизма, согласно которой первым папой (в современном смысле этого слова) был св. Виктор (189–199), который отлучил асийские Церкви за то, что они неправильно праздновали Пасху. В этом видят какое-то «властолюбие пап». Но если это пресловутое «властолюбие» проявилось так рано, то почему мы должны отрицать его апостольское происхождение? Многие церковные обычаи, которые, как мы верим, имеют апостольское происхождение, письменно фиксируются именно в это время (например, запрет на коленопреклонение в воскресные дни и в период Пятидесятницы). Почему примат Римского епископа, свидетельство существования которого хотят здесь найти, является исключением? Но если посмотреть на это и подобные события с точки зрения Православного Предания, то все становится на свои места. Конечно, папа Виктор и не помышлял о собственной вероучительной непогрешимости или о примате власти. Он опирался на авторитет ряда соборов — Палестинского, Галльского, Понтийского, Осроенского, Коринфского. Да и сам он собрал собор итальянских епископов[3]. Таким образом, папа Виктор опирался на единодушный голос Соборов Церкви, и его действие было чуждо какому-либо властолюбию или мнению о собственной непогрешимости, а было чистым выражением Священного Предания. Надо заметить, что позиция папы Виктора усвоена Православной Церковью, и сейчас любой, кто будет праздновать Пасху как асийцы (14 нисана), будет отлучен от Церкви как еретик-четыренадесятник.

В основе школьного представления о властолюбии пап лежит свойственное скорее протестантам, чем православным представление о Церкви как конфедерации полностью независимых в своей внутренней жизни Поместных Церквей, связанных только единством вероучения. Для носителей такого воззрения любое вмешательство во «внутренние дела» другой Церкви является проявлением властолюбия и заведомо незаконным. Любопытно, что именно таких взглядов придерживались отцы арианского собора в Антиохии, когда протестовали против вмешательства «во внутренние дела Востока» Православного Рима, незаконно сместившего свят. Афанасия Великого. Напротив, Вселенская Церковь всегда придерживалась иного учения. Она всегда помнила слова апостола Павла: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26), и поэтому в ней нет проблем, свойственных только одной какой-то Церкви. Если где-то нарушается Предание и возникает возможность раскола или ереси, то любая Церковь, а особенно имеющая первенство чести, должна вмешаться и предотвратить эту беду.

Переломным моментом в появлении современного латинства должно считать деятельность теологов времен каролинговского возрождения IX века. Они поддержали иконоборчество, выдвинули идею создания альтернативной империи, а для этого необходимо было обвинить в ереси империю существующую. Не удивительно, что православное учение о вечном исхождении Святаго Духа от Отца через Сына было извращено невежественными германскими богословами[4].

Надо заметить, что даже в своем конфликте с Фотием папа Николай был вынужден апеллировать не к епископам Италии, хранившим Православие, а к германцам и франкам. Оттуда же родом и современное учение о власти папы, выдвинутое, по-видимому, деятелями Клюнивьетского ордена[5]. Важно заметить, что в IX веке все папы, стремившиеся к власти над Церковью и исповедовавшие еретический филиоквизм (а последний является источником первого), были немцами-бенедиктинцами из Клюни (или аббатств, входящих в этот орден), а итальянцы выступали за союз с Церковью, отвергали прибавление к Символу Веры, потерпели поражение в этой первой западной революции[6], и враг захватил Рим. Военным крылом этого мятежа против Церкви были норманны, разгромившие Православие в Англии, Каламбрии, в других странах Запада (а позднее и Востока — Крестовые походы). Римская Церковь претерпела такие реформы, что ее не узнали бы папы предыдущих веков.

И вот в 1054 году, после отпадения Запада от Православной Церкви, престол апостола Петра опустел, с тем чтобы вплоть до нынешних времен оставаться вакантным! И здесь мы подходим к главному вопросу: почему процесс возвращения Православия на Запад минует сердце религиозной жизни европейской цивилизации — Рим? Ведь вся она заквашена Римом. Даже сам протестантизм — это не более чем отвержение того, о чем говорит папа. По верному слову А. Хомякова, если Рим говорит «А», то протестанты отвечают «– А», и за рамки этого никто из них не выходит.

Тем более важно свидетельствовать Православие не где-то в углу, а в самом центре европейской религии. Святые апостолы поступали именно так. Они не шли с проповедью в захолустные деревеньки, где у них не было серьезных противников, а выступали на сражение в крупных городах, где силой Духа Святаго побеждали все ухищрения врага. И уже оттуда свет Евангелия распространялся во все городки и деревни, окружавшие покоренный ими город.

Настала пора Православной Церкви просветить сумрачный мир Запада нетварным Светом истинной апостольской веры. Еще в начале этого века священномученик Иларион (Троицкий) мечтал о том, чтобы в центре Рима был создан монастырь, подобный Лавре, задачей насельников которого была бы проповедь Православия латинянам и протестантам. Сейчас мы не можем мечтать о том благолепии, которое представлял себе священномученик Иларион, но сама идея эта сейчас вполне осуществима. Нужно только желание!

Но, конечно, самым сильным ударом для врага рода человеческого было бы замещение вакантной ныне Римской кафедры православным епископом, ибо нынешний еретичествующий римский первосвященник не может являться апостольским наследником древней Римской кафедры, которую украшали в древности бесчисленные святые. Нам могут сказать, что это мечты, но для Бога все возможно. И если христиане все же решат исполнить Его заповедь о научении всех народов апостольской православной вере (Мф. 28, 19), то Сам Вседержитель раскидает все препятствия с их пути.

Рассмотрим, какие аргументы могут привести противники замещения вакантной Римской кафедры. Первый из них абсолютно несерьезен: он заключается в том, что Римо-католическая церковь вовсе не является еретической организацией, а нашей Церковью-сестрой (выражение дивное, ибо само это понятие указывает на раскольничий характер «сестры»: в Библии можно найти подобное учение только в притче Иезекииля о двух сестрах, символизирующих Иерусалим и Самарию. Последняя была, согласно Писанию, сестрой-раскольницей, ибо ввела культ тельцов — см. Иез. 23), и поэтому мы, мол, не можем рукополагать второго епископа для уже занятой кафедры, ибо это противоречит канонам. Учение о «Церквах-сестрах» не может быть принято потому, что оно базируется на еретической экклесиологии (теории ветвей). Слово Божие говорит, что Церковь одна и единство ее существует за счет единства Евхаристии (1 Кор. 10, 17), условием которого может быть только единство веры (Еф. 4, 4–6). Как же может быть для нас сестрой та Церковь, чью Литургию мы справедливо не признаем[7] (вспомним пример недавнего запрещения архимандрита Зинона за участие в еретической литургии латинян), чей Символ веры искажен? (Ведь слово «символ» означает «знак»: к примеру, сломанную палочку или кольцо, по которому узнают друг друга люди, бывшие в долгой разлуке. Если, например две палочки не сложатся в одну, то опознания не произойдет. Так и Христос не узнает в тех, кто исказил Символ веры, Своих!)

Другой аргумент против восстановления православной Римской Церкви более весом. Согласно ему, над Римской Церковью еще не было произнесено Церковного суда, глава ее не вызван для оправдания или осуждения на Вселенский Собор, а мы отделили ее от себя в соответствии с 15-м правилом Двукратного Собора в качестве предсудебной меры (а это действительно так, по крайней мере так пишут Вальсамон и Властарь). Однако и этот аргумент не дает нам права медлить с возрождением Римской кафедры. Во-первых, нет никаких признаков, что Вселенский Собор в ближайшее время соберется, если его не могли собрать уже в течение 950 лет со времени отпадения Рима. А церковная история учит нас, что мы не должны медлить с возрождением тех Церквей, которые отпали от Бога. К примеру раскол донатистов был осужден спустя почти век со времени своего появления, но это не мешало православным заместить все ставшие вакантными из-за раскола кафедры, невзирая на тот факт, что сами раскольники еще не были соборно осуждены, ибо речь идет не о межцерковной дипломатии, а о вечном спасении людей. Более того, если Собор все же будет собран, то делу примирения не могут помешать сосуществующие в одном городе епископы, ибо у нас есть каноны, регламентирующие порядок воссоединения отпавших с Церковью (см. правила Карфагенского собора о донатистских епископах). Так что факт рукоположения православного римского епископа скорее будет способствовать, чем препятствовать переговорам с нынешним еретичествующим папой.

Кто же реально может осуществить это величайшее дело возрождения древней апостольской Церкви? У нас нет канонов, регламентирующих это. Идеальным было бы возрождение Римской Церкви на Вселенском Соборе, но это, к сожалению трудноосуществимо. В принципе, возродить Церковь имеет преимущественное право Церковь-Мать, но так как Римская Церковь апостольского происхождения, то эта возможность отпадает (если, конечно, об этом не позаботится Мать всех Церквей – Церковь Иерусалимская). Часто отпавшие или разгромленные Церкви возрождала Церковь Константинопольская (например, она восстановила Церкви Александрийскую и Албанскую), но этого права не лишена ни одна другая законная поместная Церковь (вспомним, как Антиохийская и Александрийская Церкви восстановили иерархию на Кипре). Нам кажется, что особую роль в этом могла бы сыграть наша Русская Церковь. Ведь, по словам свят. Феофана Затворника, Промысл Божий поставил ее на место отпавшей Римской церкви, тем более ей было бы прилично возродить ту ветвь, на место которой она привилась.

Нужно заметить, что при восстановлении Римской Церкви необходимо восстанавливать ее именно как ту самую Древнюю Церковь Запада со всеми правами, предоставленными ей Вселенскими Соборами, а не рукополагать какого-нибудь римского викария с титулом «Малаховский». Только в этом случае Римская Церковь смогла бы стать центром притяжения всех здоровых сил среди западных христиан.

А такой центр сейчас особенно нужен, ибо пришло то время, когда уже нет никаких внешних препятствий к этому великому делу. Реформы Второго Ватиканского Собора подорвали католичество изнутри, и в него все больше вливается яд гуманизма и либерализма, от которого человек хочет убежать к традиционной православной Литургии (восточной или западной – это не важно). И если в Риме будет законный православный папа, то он может обратиться с посланием к каждому католическому епископу и священнику с призывом вернуться к Церкви Истинной, тем самым дав всем традиционалистам возможность найти того, кто, сохраняя все то доброе, что накопила Римская Церковь за первое тысячелетие своей истории, привьется к живому стволу Церкви Восточной. А чрез это можно помочь и нашей Церкви, на которую усиливается натиск Ватикана, ибо будет выбит внутренний стимул к пропаганде еретичествующего латинства.

Рукоположение православного римского епископа могло бы сыграть огромную положительную роль во внутрицерковной жизни, ибо оно лишило бы всяких оснований папистические тенденции Константинопольской патриархии и этим предотвратило бы появление многих вызванных ими нестроений и расколов в Православных поместных Церквах (на Украине и в Эстонии).

Всем очевидно, что ввиду нарастающего наглого католического прозелитизма давно настала пора переходить от оборонительной и соглашательской позиции к наступательной: православного епископа — на Римскую кафедру! Но многие могут спросить: все это хорошо, но что же могу сделать я, простой православный христианин, не имеющий апостольской власти для решения этой задачи? Только повздыхать и успокоиться? Ответим на это так: во-первых, нам нужно усилить наше почитание святых Запада (а в нашем календаре одних римских святых больше сотни), молиться им и о себе и о возвращении ко Господу наших заблудившихся братьев. Во-вторых, при поездке за рубеж или в те места, где обитает много латинян и протестантов, помнить слова Святейшего Патриарха Алексия, что в наше время все мы призваны к миссионерству. Так пусть же время отпуска на западных курортах будет также отдыхом и для наших душ, сбрасывающих тяжесть греха через несение благовестия. Ведь, по словам апостола, «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19–20). Будем же подражать святым проповедникам Евангелия, которых Бог избрал не только из числа клириков, но и из мирян (например, Трифон, просветитель лопарей, или равноапостольная Нина, просветительница Грузии), чтобы нам наследовать их славу.

И утешением нам на этом пути пусть будут исполненные глубокого смысла слова Спасителя, прозвучавшие на священной Вечери из таинственной весенней ночи: «Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31–32). Не скрывают ли они, как думал свят. Николай Японский[8], предсказания о том, что гордый Рим, некогда восстав из бездн падения, своим примером укрепит и братьев своих, стенающих в дольней ночи и ждущих избавления от Того, Кто держит семь звезд в руке Своей и ходит посреди семи золотых светильников (Апок. 2, 1).


Примечания

[1] Свят. Фотий Константинопольский. Окружное послание// Альфа и Омега. М., 1999. номер 3 (21). С. 88.

[2] Это условие крайне важно в первую очередь, конечно, по догматическим соображениям, ибо мы не можем признать действительность Евхаристии, совершенной или не на надлежащих веществах, или без призывания Святого Духа. Но важно оно и с точки зрения практики. Известно, что любые попытки унии, осуществлявшиеся Римом, оказывались часто недолговечными по причине тяготения ее сторонников к изначальным носителям той богослужебной традиции, которую они сохранили в общении с Римским папой (неважно, касается ли это выходцев из православной, несторианской или монофизитской среды). И чтобы этого не произошло, необходимо внести такие изменения в богослужебную практику, которые могли бы подчеркнуть принципиальное отличие западных православных от окружающих их латинян. Подобное явление известно Церкви. Например, именно по таким соображениям был отменен пост в седмицу мытаря и фарисея (в противовес армянам).

[3] Евсевий Памфил. Церковная История. М., 1993. Кн. V. С. 191–194.

[4] Приобщение западного мира к Православию может происходить через сохранение им западного обряда. Но при этом западные христиане должны твердо исповедовать православные догматы. Символ веры западных христиан должен быть безусловно без Филиокве. Конечно, древние западные отцы Церкви не учили об ипостасном происхождении Духа от Отца и Сына, а говорил им о вечном энергийном воссиянии Св. Духа от Отца через Сына, как понимал это преп. Максим Исповедник. Но за тысячу лет нахождения своего вне Церкви Христовой у западных христиан лжеучение о том, что Дух Святой имеет виновником Своего происхождения Отца и Сына, уже является господствующим. Они уже не так понимают учение об исхождении Духа, как древние западные Отцы.

[5] Само по себе существование монашеских орденов — изобретение франков, неведомое до того ни Востоку, ни Западу.

[6] Причиной этого был грех блуда, отогнавший от итальянских православных благодать Святаго Духа, без Которого сохранить веру невозможно.

[7] Ибо как может совершиться Литургия вне единства с Вселенской Церковью? Как может преложиться в Тело Господа тот Хлеб, который Он не заповедал приносить? Какой силой может совершиться претворение, если нет призывания Святого Духа, и более того — отсутствует сама вера в существование нетварных энергий?

[8] Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского. Град святого Петра, 1996. С. 152.

 
2001 год
Благодатный Огонь №6



Голосование за статью
 - 
24
 /  - 
5
Комментарии:
Олег Кокин 07/04/2016 в 19:31:18
В свою очередь не вызывает никакого сомнения, что фраза Сысоева "Не вызывает никакого сомнения, что проповедники католицизма имеют иного Духа" - ни что иное как клише, усвоенное младенческим умом. Я не люблю католиков, но также не люблю глупцов от Православия. В статье под громким названием "Наш ответ Ватикану", очевидно претендующей на конструктивную критику догмата "Филиокве", не прозвучало ни одного разумного аргумента от кандидата богословия. Вся статья - набор крикливых реплик пафосного демагога. Упокой его Господь!
Геннадий 25/11/2014 в 09:48:39
р.б. Андрей 24/11/2014 в 12:36:33:
***Считаю, что о. Даниил (Сысоев) глубоко ошибался относительно возможности возвращения в лоно Церкви отпавших от нее латинян***
Жаль, что нельзя ставить лайки под комментариями. Согласен с р.б. Андреем. Если бы кто-либо попытался сделать, как предлагается в этой статье, он бы создал не плохую возможность для тех, «кто не дверью входит во двор овчий», заиметь свой отдельный вход, чтобы им ни приходилось сильно напрягаться и не «перелазить инде».
р.б. Андрей 24/11/2014 в 12:36:33
Считаю, что о. Даниил (Сысоев) глубоко ошибался относительно возможности возвращения в лоно Церкви отпавших от нее латинян. Между православными и латинянами непреодолимая пропасть, как между праведным Лазарем на лоне Авраамовым и евангельским богачом в Геенне. Это засвидетельствовано многими святыми отцами. Поэтому проповедовать латинянам бесполезно. По соборным правилам с ними вообще запрещено общаться духовно, дабы не соблазниться. Да и кому ныне проповедовать на Западе? Нынешнее западное общество (включая Америку) развращено и следует не только почитаемому латинянами культу мамонны, но и приветствует садомитские и человеконенавистнические ценности. На западе в угоду язычникам и скрытым гонителям христиан запрещено открытое ношение крестика, распятия на стенах учебных заведений, рождественские елки и открытые поздравления с христианскими праздниками. О.Даниил сетует в статье, что мол нельзя собрать Вселенский Собор. Так вот, он почти уже собран и состоится в 2016 году. Только вот результатом его скорее всего будет не возвращение в Церковь отпавших сообществ, а скорее отпадение от Церкви новых заблудших пастырей, стремящихся обратить латинян, и соблазненных ими верных, но не искусных в брани овец Христовых. О. Даниил давно почил и дал ответ за свои заблуждения Господу на частном суде. (У него как и достоинств было не мало, одна его "Инструкция для бессмертных" чего стоит - у меня от ее прочтения волосы дыбом вставали, пришлось исповедоваться в грехе гнева.) Зачем же распространять его заблуждения, рискуя совратить овец верных, но не искусных. Тем более поражает публикация этих заблуждений в Благодатном огне, им скорее место на сайте митрополита Волоколамского Илариона. Надеюсь, что мою заметку модератор не отринет.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 19/11/2014 в 08:38:40
За десятилетия моей жизни для Церкви мне посчастливилось неоднократно встречаться и взаимодействовать с отцом Даниилом Сысоевым. Это очень светлый человек и одухотворенный священник. На меня большое впечатление производили его феноменальная эрудированность и преданность Церкви. Также бросалось в глаза полное отсутствие у него какой-либо корыстности и злопамятности. Конечно, как всякий живой и увлеченный человек, отец Даниил имел и свои слабости, случались у него (правда, редко) и ошибки, но ему всегда свойственна особая чистота души. Вот достойный пример для современников, для членов Церкви любого ранга!
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану Православный журнал «Благодатный Огонь»

Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану

19.11.2014
Священник Даниил Сысоев (†2009)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

 

НОВОСТИ

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины