Богородица

Актуальные статьи

О свободе издеваться и свободе убивать

15.01.2015


7 января произошел теракт во Франции – несколько мусульман расстреляли редакцию сатирического еженедельника «Шарли Эбдо» с криками «мы отомстили за пророка». О самом этом событии писали уже многие, я же хотел бы больше заострить внимание на том, что предшествовало, и что последовало за этим событием.

Когда ко мне обратились с просьбой прокомментировать произошедшее, то пришлось разбираться и, в частности, познакомиться с «творчеством» убитых карикатуристов. Как оказалось, они посвятили свою жизнь тому, чтобы публично издеваться над всем, что свято для людей, живущих в одной с ними стране. Больше всего от них «доставалось» христианству. На своих обложках они изображали запредельное кощунство в такой омерзительной степени, до какой не опускались даже профессиональные борцы с религией в СССР. Много доставалось и исламу, и глумление было столь откровенным и отвязным, что нашумевшие датские карикатуры 2005 года кажутся на этом фоне сущим пустяком. Для «Шарли Эбдо» не было ничего святого – издевательству подвергались не только религиозные понятия и символы, но и, например, родительская любовь, сыновняя любовь, любовь между супругами. Журнал транслировал откровенную похабщину.

Это не значит, что надо одобрить или оправдать направленный против них теракт. Но нужно иметь смелость сейчас, когда «весь прогрессивный мир» кричит: «я – Шарли» («Je suis Charlie») и грозно смотрит на тех, кто не кричит вместе, – признать, что трагедия, произошедшая в Париже, является следствием того пути, который редакция этого журнала выбрала. Если ты в качестве «художественного самовыражения» выберешь ходить по улице и плевать в лицо прохожим, то неудивительно, если рано или поздно кто-то из прохожих тебя поколотит. Если твое занятие – издеваться над тем, что кому-то дорого, то рано или поздно появится человек, который тебе скажет «хватит!», а может быть, и не только скажет, но и отомстит.

В 2011 году редакция журнала уже получала предупреждение: мусульмане организовали взрыв возле входа в здание редакции «Шарли Эбдо». Взрыв был устроен так, что обошлось без жертв. В ответ редакция обзавелась охраной и с еще бóльшим энтузиазмом принялась издеваться над исламом.

Опишу пару примеров: на одной из обложек изображен мусульманин, который безуспешно пытается защититься от автоматной очереди Кораном, пули пробивают книгу насквозь, и раненый мусульманин будто бы произносит о Коране нецензурное слово. На другой обложке изображен Мухаммед, причем его лицу вместе с тюрбаном придано сходство с мужскими гениталиями.

Я, как христианин, не считаю Мухаммеда пророком. И, соответственно, считаю ислам заблуждением, которое не может дать человеку спасение. Но я никогда не одобрю такого циничного и пошлого глумления над мусульманами и их верой. И, кстати, отец Даниил Сысоев в свое время выступил с порицанием датских карикатур. Я могу понять документально подтвержденное указание реальных проблем – как было в случае европейских фильмов «Фитна» и «Покорность». Но вот то, чем занимались в «Шарли Эбдо» – это издевательство ради издевательства, ненависть ради ненависти. Такому не должно быть места в цивилизованном обществе. И не из-за страха, что кто-то придет и убьет, а из-за элементарных норм приличия.

Общество, считающее нормальным сознательное издевательство над тем, что дорого другим людям – это больное общество. И оно обречено на такие события, как теракт в Париже. Я ни в коем случае не оправдываю тех, кто убивает людей. И я искренне желаю французским спецслужбам эффективно расследовать и предотвращать подобные теракты. Но начинать надо с истоков и иметь мужество видеть корень проблемы.

Все те народные массы, которые после 7 января вышли с табличками «Я – Шарли», поступили бы честнее, если бы вместо этого держали надпись: «Я – тот, кто виновен в расстреле Шарли». И в особенности это касается читателей еженедельника.

Если бы во французском обществе публичное кощунство и издевательство над другими людьми считалось неприемлемым и неприличным, то «Шарли Эбдо» закрылся бы из-за отсутствия спроса, и его редактор и прочие сотрудники нашли бы себе другое занятие, возможно, более достойное. И были бы живы сейчас.

Как известно, французское общество сделало совсем другие выводы. Оно настроено на то, чтобы показать: «террористы не смогут нас запугать» и поэтому, помимо всяких шествий с поддержкой, объявлено, что очередной выпуск еженедельника выйдет миллионным тиражом, и глумление над исламом продолжится. Это первое, а второе – надо усилить меры защиты. Иными словами, французское общество повторяет в точности то, что сделала редакция «Шарли Эбдо» после инцидента 2011 года. Результат этого пути мы знаем.

Похоже, французы – большие любители наступать снова на те же грабли. Хочется сказать всем многотысячным толпам с бумажками «Я – Шарли»: ребята, вспомните на минутку – у вас живет пять миллионов мусульман. Вы в самом деле уверены, что ваше стремление по-прежнему глумиться над тем, что дорого для них, это то, что обеспечит вашей стране мир и безопасность? Что все эти ваши марши и шествия — это то, что заставит их смириться и считать циничное и похабное издевательство над их верой – чем-то нормальным и приемлемым?

12 убитых в редакции, а потом еще 4 в магазине, итого 16 погибших. Не слишком ли высока цена за чье-то желание поиздеваться над другими? Сколько еще жизней вы готовы принести в жертву ради обеспечения этой странной свободы – свободы глумиться и издеваться?

Впрочем, оставим французов в покое. Это их страна, их жизнь, если они хотят идти по такому пути – это их выбор и их право.

Но произошедшее в Париже затронуло и наше общество. И «наше» не только в смысле «российское», но и «наше» в смысле православное. И вот об этом необходимо поговорить подробнее.

Все в тот же Рождественский день Совещание православных епископов Франции опубликовало заявление, осуждающее нападение против редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо». Хотя оно уже публиковалось, приведу его целиком:

«Православные епископы Франции твердо осуждают подлое и варварское нападение, осуществленное сегодня на национальной территории, в самом сердце Парижа. К тому же нападение было совершено против невинных людей, собравшихся в рамках редакционного совещания одного из СМИ национального значения, а это означает, что мишенью стала свобода прессы и выражения, одна из основных свобод нашей Республики.

Гнусное нападение имеет целью посеять страх, сомнения, разделение. Оно требует сегодня от всех общественно-политических и религиозных составляющих нашей страны громкого заявления о приверженности национальному единству и сплочению перед лицом варварства, а также подтверждения совместно с гражданскими властями нашей страны примата совместной жизни и соблюдения республиканского порядка над какими-либо иными соображениями. Нам надлежит быть особенно бдительными и совместно предотвращать все попытки использовать религию в политических или террористических целях. Ни одна религия не может согласиться с тем, чтобы так подло проливалась кровь безвинных людей. Православные епископы Франции выражают глубочайшую солидарность и сочувствие всем жертвам и всем, кого коснулось или кто пострадал от этого нападения, и их семьям».

То есть православные епископы Франции выражают ни много ни мало глубочайшую солидарность кощунникам и богохульникам, омерзительно глумившимся над христианской верой? И это глумление они называют «одной из основных свобод нашей Республики»?

Вспоминаются библейские слова: «О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» (Иов. 13:5).

Весьма маловероятно, что столь быстро появившееся сообщение действительно было подробно обсуждено и согласовано всеми десятью епископами, входящими в это Совещание, тем более, что часть из них проживает за пределами Франции. Скорее всего этот текст был на скорую руку состряпан в канцелярии митрополита Эммануила (Константинопольская Церковь), который и ранее использовал Совещание для проведения своих инициатив. Не удивлюсь, если большинство членов Совещания узнали об этом заявлении из СМИ. Тем не менее, опровержений ни от кого не последовало.

Поначалу я подумал: наверное, Его Высокопреосвященство Эммануил и другие люди, которые участвовали в составлении этого текста, просто не в курсе, о каком именно журнале идет речь. Что именно он изображал. Но потом мне попалась на российском православном сайте статья одного известного православного деятеля из Франции, который, – разумеется, выступая в защиту убитых сатириков-карикатуристов, – спокойно сообщал, что, оказывается, является регулярным читателем «Шарли Эбдо». Он признает, что у них, мол «ефрейторский юмор», но, мол, ничего страшного, это традиции Франции, они, мол, имели в виду на самом деле что-то другое, и т.д.

Честно скажу: у меня это в голове не укладывается. Быть воцерковленным человеком и при этом спокойно читать журнал с запредельными кощунствами в отношении Того, Кому ты молишься, Кого называешь своим Спасителем и Творцом? Видимо, некоторые французские православные больше французские, чем православные.

И после этого я уже не уверен насчет тех самых «православных епископов Франции». Может, они прекрасно знают, с кем и с чем выражают глубочайшую солидарность? Может, и они среди подписчиков «Шарли Эбдо»?

Помнится, сколько осуждали митрополита Сергия (Страгородского) за то, что он подписал печально известную декларацию. Но ему, по крайней мере, угрожали, что в противном случае убьют многих епископов. А что угрожало французским епископам? Их бы тоже бросили в тюрьму и расстреляли, если бы они промолчали сейчас? Ну или, если уж так хочется что-то заявить, ограничились бы простым соболезнованием в связи с гибелью людей, не выражая солидарности с богохульством? Уж точно бы не расстреляли. Тогда ради чего они пошли на солидарность с богохульством в адрес Христа? Просто ради того, чтобы быть «рукопожатным»?

А затем пришло еще одно сообщение про эту продолжающуюся вакханалию – 9 января в русском православном соборе в Ницце архимандритом Александром (Елисовым) была отслужена заупокойная лития о погибших членах редколлегии «Шарли Эбдо». «Со святыми упокой» пели явным богоборцам-кощунникам. Тут даже слов не найдешь, чтобы это прокомментировать. После такой литии впору переосвящать собор.

И, боюсь, я теперь знаю, что ответят мне французы на приведенный выше вопрос: «неужели вы верите, что сможете заставить живущих у вас мусульман считать циничное и похабное издевательство над их верой – чем-то нормальным и приемлемым?» Любой француз может привести мне упомянутые выше факты и сказать: «ну вот видишь – с православными же получилось».

И не только с живущими во Франции. Нашлись и отечественные «я-шарли», и привели тонны демагогии в защиту своей солидарности с богохульниками.

Например, напирали на то, что, мол, в случае убийства мы должны быть на стороне убитых, а не убийц. Чем бы там убитые раньше не были замазаны, нам надо быть с ними солидарными, именно это, мол, по-христиански. Что ж, 9-го января мусульманские мстители сами были убиты, – и что, получается, по этой логике нам теперь надо на их стороне быть? Но что-то не слышно от «я-шарлей» сожалений о насильственно прерванной жизни братьев Куаши – то есть, все-таки иногда убийство считается оправданным и у «прогрессивной общественности». При некоторых обстоятельствах, выходит, человеческая жизнь уже не является абсолютной ценностью. Разница только в том, при каких обстоятельствах и кого лишать жизни.

Стоит подробнее сказать о главном пафосе, который сквозит и в «заявлении совещания епископов» – мы должны быть солидарны с «Шарли Эбдо» для того, чтобы отстоять свободу самовыражения. То есть, вот эта похабщина с намеренным глумлением над тем, что дорого людям – это, оказывается, та самая свобода слова, вокруг защиты которой мы все должны сплотиться и которая будто бы является незыблемой ценностью.

Но ведь и теракт братьев Куаши тоже можно, при желании, записать в «свободу самовыражения». Они тоже защищали свободу – свободу покарать богохульника. Ваша «свобода публично богохульствовать» следует из международных документов, которые для вас авторитетны? А их «свобода убивать богохульника» основывается на других документах, которые, между прочим, авторитетны для пятой части населения земного шара.

Сейчас во Франции мы видим столкновение двух свобод – свободы издеваться и свободы убивать. И нам, православным, предлагают занять одну из этих двух сторон. Да чума на оба ваши дома! И то зло, и это зло. И христианин не будет выбирать здесь ничью сторону, и не станет определять, какое из двух зол меньшее – потому что, выбирая меньшее из двух зол, ты все равно выбираешь зло.

Авторы «заявления епископов Франции» утверждают, что теракт против «Шарли Эбдо» это «гнусное и подлое варварство». Согласен. А разве то, что печатали «Шарли Эбдо» – это не «гнусное и подлое варварство»?

Авторы утверждают, что нельзя прикрываться религией для того, чтобы проливать кровь людей. Согласен. А разве прикрываться свободой слова ради того, чтобы издеваться над тем, что дорого другим людям и втаптывать святыни в грязь – можно? Это не злоупотребление свободой слова?

На вопрос: «почему люди убивают?» любой грамотный православный ответит: потому что злоупотребляют даром свободы, который дал им Бог.

На вопрос: «почему люди кощунствуют?» любой православный ответит: потому что злоупотребляют даром свободы, который дал им Бог.

В этом отношении между тем, что делали сотрудники «Шарли Эбдо», и тем, что сделали братья Куаши, нет никакой разницы. И православный христианин, «глубоко солидарный» с первыми, выбирает сторону зла не меньше, чем тот, кто глубоко солидарен со вторыми.


Я не Шарли!

11 января Министр иностранных дел Сергей Лавров проигнорировал сборище политиков-лицемеров на т.н. «марше единства» в Париже, уехал в парижский храм св. Александра Невского и поставил свечку за Донбасс. Лавров: Я не Шарли.


 

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Ершов 22.01.2015 в 15:28:55

Поддержим Дмитрия молитвенно. Мы - не Шарли и не звягинцевы. http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/22/ya_gotov_k_sudebnoj_perspektive/
Я не смотрел и не собираюсь смотреть всякую дрянь . Я верю отзывам моих искренних собратьев и ни в коем случае не могу причислять себя ни к шарлистам, ни к звягиным, ни к прочей либерально-извращенческой тусовке. Бог им - Судья.
Архимандрит Георгий (Шестун) о "Левиафане": http://ruskline.ru/video/2015/14/23/o_filme_leviafan/

Михаил Ершов 16.01.2015 в 23:09:02

Ирине
Теперь для нас старец Паисий - преподобный Паисий Агиорит. Слава Богу!

Пётр Цыганков 16.01.2015 в 22:01:49

Напомню, что некоторые издания вышли с "шапкой" "я Шарли", например, "Новая газета"..... Плюс "Эхо Москвы".... Добавлю от себя, что сказать "я Шарли" - равнозначно отречению от Христа. Никакого преувеличения здесь нет, просто вспомним, что богохульство и издевательство над Христом и христианством - это грехи не человеческие, а сатанинские, бесовские. Поэтому напялив чёрную майку с принтом "я Шарли", человек выражает не соболезнование, а СОГЛАСИЕ с бесовской мазнёй этих "журналистов".

Ирина 16.01.2015 в 20:48:46

Спасибо за статью! Полностью разделяю Ваше мнение. Господа из журнала попали под действие духовных законов. У Паисия Святогорца есть очень простая фраза: "дьявол бессилен - мы сами ему даем права над собой". Шарлисты дали ему права над собой, и он не приминул этими правами воспользоваться.

Михаил Ершов 16.01.2015 в 11:47:42

Выжившие шарлисты продолжают в том же духе и дальше. Они не скрывают, что в новом номере «часто встречаются сцены употребления алкоголя, табака, наркотиков, сцены сексуального характера, вульгарный и богохульный юмор». Оригинал новости RT на русском: http://russian.rt.com/article/69313 На волне истерии они решили основательно подзаработать, что еще раз очевидно раскрывает их сущность, и кому работают эти моральные извращенцы. Европа превращается в гейропу...

Елена 16.01.2015 в 02:32:33

архим. Иоан (Филипов), БПЦ пишет: «А молиться, чтобы Господь "со святыми" упокоил кощунников - это, может сделать только бездушная и несмысленная машина для треб, по выражению одного священника».
Это слова священника Божидара Главева из Болгарии. Их можно прочесть здесь: http://budiveren.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1119:2015-01-11-23-23-33&catid=39&Itemid=75

Вера Н. 15.01.2015 в 23:52:16

Благодарение о.Георгию за статью, а редакции сайта за ее публикацию. Франция - первая во всей Европе променяла Библию на Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.). Статья 11 этой Декларации гласит: "Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом". А французским законом не предусмотрены такие понятия, как чувства верующих - там эти чувства вне закона. Декларация настолько въелась в их мозги (а также в мозги наших либералов), что люди с другим мировоззрением, с другой системой ценностей им совершенно не понятны и ужасно раздражают. Хорошо хоть, что у нас в стране теперь есть соответствующая статья закона.

архим. Иоан (Филипов), БПЦ 15.01.2015 в 20:29:24

Спаси Господи, о. Георгию! Так и надо защищать св. Православие - с твердостью, и в то же время с разсудительностью, трезвостью и благоговением. Кто имеет уши слышати, да слышит.
Что касается упомянутых французких епископов, во главе с митр. Эммануилом, и прочиих "православных" "я-шарлей", если мягко сказать - то нету слов. А молиться, чтобы Господь "со святыми" упокоил кощунников - это, может сделать только бездушная и несмысленная машина для треб, по выражению одного священника. Какое ликование бесам приносит такая молитва, знаем и от жития бл. Андрея Юродивого.

Татьяна 15.01.2015 в 15:16:29

Спасибо, согрели душу разумным словом!

о. Александр 15.01.2015 в 14:56:15

Огромное спаси Господи о. Георгию за оценку события в Париже. Очень важно донести эту оценку, подчеркну - глубоко церковную и православную, до нашего Священноначалия. Потому что когда наши епископы Русской Православной Церкви подписывают "совместный осудительный документ" в Париже, они должны прежде все тщательно взвесить, а не поддаваться массовому психозу и идти у него не поводу.
О. Георгий Капсанис, известный почивший богослов и игумен Григориатской обители на Святой Горе Афон, писал в одной из своих статей, что своим расцерковлением Европа обязана Римо-католицизму, лишенному божественной благодати и подлинной церковности. Он, поставив во главе Церкви не Христа, а Папу, сам первый совершил кощунственное деяние. А современный европейский человек, лишенный христианского благодатного тепла легко встает на путь откровенного кощунства и глумления по образцу большевистской России.

Михаил Ершов 15.01.2015 в 12:29:47

Еще по теме: http://www.pravoslavie.ru/put/71036.htm Теперь о. Георгий сам может крестить бывших мусульман. Поздравляю его с хиротонией во священника.
"Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!"

Валерий 15.01.2015 в 11:50:32

СПАСИБО за трезвый, нравственный, духовный анализ ситуации и позиций!

р.Б.Сергий 15.01.2015 в 11:39:26

Ислам всегда был и будет для христианства бичом Господним! Если западному христианству одного вразумления недостаточно, оно будет высечено более основательно!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс