Богородица

Актуальные статьи

Главное – жить духовной жизнью, а не говорить о ней

7.04.2022
Елена Костандис


40 лет назад отошел ко Господу иеромонах Серафим (Роуз; 1934–1982), автор многочисленных богословских и философских трудов, великий подвижник Православия. За эти годы произошло много событий. Русская Православная Церковь Московского Патриархата с 2007 года находится в каноническом общении с Русской Православной Церковью Заграницей. Изданы в России труды наставников отца Серафима – святителя Иоанна Шанхайского, архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Михаила Помазанского. Переведены на русский язык и изданы книги самого отца Серафима, и для многих православных в России они стали именно той искрой, которая зажгла в сердце пламень Христовой веры. Но за все эти годы мы так и не получили ответа на вопрос, каким же образом стало возможно, чтобы в послевоенной Америке, в благополучной Калифорнии вдруг появился такой подлинный образ святоотеческой традиции, каким был иеромонах Серафим (Роуз).

Иеромонах Дамаскин (Христенсен), нынешний игумен Свято-Германовского монастыря в Платине, дает нам воистину впечатляющее описание жизненного пути, который прошел отец Серафим. Книга его названа «Не от мира сего», и, пожалуй, лучше этих слов из Евангелия вряд ли можно найти что-то, что соответствовало бы жизни и трудам этого православного просветителя.

Мы читаем и другое – труды самого отца Серафима: «Приношение православного американца», в которое вошли и «Православный взгляд на эволюцию», и «Душа после смерти», и «Православие и религия будущего», и «Корень революции: нигилизм» – все те его труды, в которых он противостоял духу века сего и отстаивал святоотеческую традицию Православия. И продолжаем задавать вопрос, какими же разными путями все идут к Господу.

Америка, «золотые пятидесятые». Закончилась самая страшная война в истории человечества, но после нее прозвучит Фултонская речь Черчилля, знаменующая начало «холодной войны». В самих Штатах во все сферы общественной жизни проникает маккартизм – начинается время гонений, названное в народе «охотой на ведьм»: в черные списки маккартистов внесены режиссеры Стэнли Крамер и Фред Циннеманн, физики Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер и Корнелий Ланцош, писатели Лэнгстон Хьюз, Дороти Паркер, Артур Миллер, Лилиан Хеллман, певцы Поль Робсон и Пит Сигер. Америка воюет в Корее, организует переворот в Иране, названный операцией «Аякс», в 1953-м и отказывается подписывать Женевские соглашения в 1954-м.

В это же время студент колледжа Помоны Юджин Роуз запишет в своем дневнике: «Под “Богом” я подразумеваю “вселенную”, это более точное определение, потому что я хочу показать Его не в личностном аспекте, а в обобщающем…», – признаваясь в том, что стал «непримиримым атеистом». Рожденный в протестантской семье, Роуз не видел в протестантизме ни жертвенности, ни страдания, считал путь протестанта слишком легким, не ведущим к обретению духовности и познанию истины. Именно это приводит его к увлечению ницшеанством. Позже Роуз напишет об этом периоде своей жизни: «Атеизм, истинный, “приземленный”, с неприятием якобы несправедливого и немилостивого Бога, безусловно, тоже некая вера, попытка противостоять истинному Господу, Чьи пути неисповедимы даже для самых истых христиан. И сколько свидетельств тому, что “атеизм” улетучивался, стоило Господу в ослепительном сиянии явить Себя страждущим, ищущим Его “атеистам”. Воистину Христос ведет эти души…»

Ответы на духовные вопросы, поставленные Второй мировой войной, философские течения Запада дать студенту Юджину Роузу были не в состоянии. Его увлечение Ницше прошло, как только он открыл для себя мир восточных учений – без «вызова к Богу» экзистенциалистов вроде Сартра. Будучи студентом второго курса, Роуз слушает лекцию философа Алана Уотса, бывшего англиканского богослова, который стал проповедником дзен-буддизма. Книга Уотса «Путь дзен» будоражила умы западного общества. Помимо описания образа жизни и философии дзен, Уотс представлял в ней идеи общей семантики и указывал на сходство принципов кибернетики с практикой дзен. Юджина Роуза, который поступил в 1956 году в Академию востоковедения в Сан-Франциско и занялся сравнительным анализом религий, в дзен-буддизме привлекали самоотречение, чистота помыслов, аскетичность и как следствие всего этого – глубина духовных поисков и возможность духовного прозрения.

В годы обучения в Академии востоковедения Роуз знакомится с трудами французского философа Рене Генона, знаменитого метафизика, основоположника интегрального традиционализма. И именно после знакомства с его книгами Роуз задумывается о поиске подлинной духовной традиции. В силу того, что православное богословие негативно оценивает традиционализм Генона, справедливо критикуя его за эзотеризм и универсализм, о влиянии Генона на развитие последующих взглядов Роуза в сегодняшней России принято чаще умалчивать. Считается, что увлечение трудами Генона может в какой-то степени подвергнуть сомнению соответствие богословских взглядов отца Серафима (Роуза) традиционному Православию. Тем не менее, сам отец Серафим (Роуз) писал впоследствии: «…мое мировоззрение сформировалось в основном под влиянием Рене Генона (я сейчас не затрагиваю роль Православия)… Благодаря Генону я научился искать и любить Истину, ставить ее превыше всего и не довольствоваться ничем иным». Генон, в отличие от Уотса, положительно оценивал христианство, считая его подлинным духовным учением, и лишь к протестантизму относился отрицательно.

Под влиянием Генона Юджин Роуз поступает в 1957 году в Калифорнийский университет в Беркли, где пишет работу о древних наречиях китайского языка под руководством профессора П.А. Будберга. Но к тому времени, когда Юджину Роузу была предложена академическая карьера, ум и душа его в поисках истины привели к Православию. Еще в годы своей учебы в Академии востоковедения вместе с однокурсником Йоном Грегсоном Роуз впервые побывал на православном богослужении в соборе иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско – и с тех пор порвал с буддизмом, стал изучать русский и церковнославянский языки. 1961 год стал для Юджина годом окончательного выбора пути. Именно тогда он, завершив подготовку диссертации, отказался от дальнейшей академической карьеры, оставив ее для написания книги «Царство человеческое и Царство Божие» («The Kingdom of Man and the Kingdom of God»).

В феврале 1962 года Роуз принял православное миропомазание – отныне Евгений Роуз был духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского.

Научный мир, может, и потерял в лице Роуза выдающегося синолога, но Православие приобрело истинного подвижника.

Вместе с выпускником Джорданвилльской духовной семинарии Глебом Подмошенским Роуз основывает братство во имя преподобного Германа Аляскинского – одного из первых православных проповедников в Новом Свете, православного покровителя Америки. Роуз и Подмошенский начинают издавать журнал «Православное слово» («The Orthodox Word»). Основанный ими магазин «Православные книги и иконы» становится центром жизни православной общины Сан-Франциско.

Да, с 2007 года мы находимся в каноническом общении с Русской Православной Церковью Заграницей, но до сих пор многие считают, что богословская мысль русского зарубежья ХХ века представлена исключительно «парижской школой», с которой нам доводилось знакомиться еще в советские годы по тайно ввозимым в Союз изданиям «YMKA-Press». А ведь деятельность отца Серафима (Роуза), в частности, показывает нам всё многообразие богословской мысли русского зарубежья. Именно он, чьи богословские взгляды основаны в первую очередь на святоотеческом наследии, выступал оппонентом протопресвитера Александра Шмемана в его попытках построить некую новую Православную Церковь Америки. Уважая стремление протопресвитера Александра Шмемана донести Православие до американского народа, Роуз подвергал резкой критике его попытки реформировать обряд Православной Церкви. Книгу Шмемана «Введение в литургическое богословие», вышедшую в Париже в 1961 году, высоко оценили неправославные богословы – еще и потому, что в ней подвергается критическому сомнению сама суть православного богослужения и выражается сомнение в «окончательной литургической состоятельности Православия». Делая вывод, что «Православие находится в литургическом кризисе», Шмеман называл православное богослужение «культом мистерий» и «культом святых».

Отец Михаил Помазанский, протопресвитер, богослов, преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, ответил на «Введение в литургическое богословие» статьей «Экуменика на фоне православной литургики». Отец Михаил писал: «Так позитивизм вторгается ныне в христианскую науку, в область истории Церкви во всех ее разветвлениях. Но если позитивный метод признан как научно-рабочий принцип в науках естественных, то его никак нельзя приложить к живой религии, а значит и ко всем областям христианства и Церкви, поскольку мы остаемся верующими». Статья «Экуменика на фоне православной литургики» была переведена Роузом на английский язык и напечатана в «Православном слове». Со своей стороны, Роуз отмечал, что «новые поколения православных приспосабливают веру к своему низкому духовному уровню – таково, за редким исключением, “веяние” современности». И далее: «Мы – христиане последних времен – далеки от нормальной благочестивой православной жизни».

Современное ему «научное богословие» было плохо совместимо с понятием монашества – а именно к этому стремился Евгений Роуз, приобретя в середине 1960-х годов участок на севере Калифорнии для постройки скита Свято-Германовского братства. В скиту, ставшем позже монастырем, были строгие, почти афонские порядки. В 1970-м Евгений Роуз принял постриг с именем Серафим и стал духовником монастыря, а Глеб Подмошенский постригся с именем Германа, став первым монастырским игуменом. Отныне вся жизнь была посвящена монашескому служению. Монастырь святого Германа Аляскинского в Платине вел большую просветительскую деятельность. Благодаря трудам Свято-Германовского братства Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала в 1970 году преподобного Германа Аляскинского. Много сил отец Серафим и отец Герман приложили для расследования чудес, происходивших по молитвам владыки Иоанна (Максимовича), послужив его канонизации в 1994 году.

Было создано издательство «Saint Herman Press», выпускавшее журнал «Православное слово», богословские труды и жития святых. Братия монастыря окормляла также общину церкви в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Рединге (Калифорния) и часовню в честь Курской-Коренной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в городе Вудборн (Орегон). В 1977 году отец Серафим (Роуз) был рукоположен в сан иеромонаха епископом Сиэтлийским Нектарием (Концевичем).

Помимо статей, написанных им, отец Серафим перевел и составил такие труды, как «Северная Фиваида», «Vita Patrum», «Паисий Величковский», первую часть книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Путь к спасению», «Грех Адама» преподобного Симеона Нового Богослова, труд протопресвитера Михаила Помазанского «Догматическое богословие», «Толкование Апокалипсиса» архиепископа Аверкия (Таушева), большую часть труда «Катакомбные святые России».

Отец Серафим называл Православие верой подвижнической, призывающей к аскетическому труду. Он считал, что современное ему богословие окончательно разошлось со святоотеческой традицией, ведь традиционное Православие даже при его «культурных наслоениях» и «замутненности» и поныне дает миру святых; «обновленное» Православие при всех его претензиях на «чистоту» и более обширные знания дает миру, в лучшем случае, лишь умных людей. «Главное – жить духовной жизнью, а не рассуждать о ней», – эти слова отца Серафима (Роуза) хорошо бы каждому из нас вспоминать как можно чаще.

Отец Серафим скончался от неизлечимой болезни в возрасте 48 лет, оставив нам огромное наследие – свои книги и статьи, а главное – ту веру Христову, которую он заронил в сердца многих людей как на Западе, так и в России.

«Православное слово» печатается по сей день. Издательство монастыря выпускает богословские и святоотеческие труды. И сам монастырь преподобного Германа Аляскинского в Платине, находящийся ныне в юрисдикции Сербской Православной Церкви, всё так же продолжает свою деятельность.

Небо – оно зачастую ближе, чем нам кажется.


Православие.ру



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  3

Комментарии:

Владимир Юрганов 29.04.2015 в 14:05:36

Агапит, похоже, не считает, что здесь благодать почивала, иначе бы не кидал грязью Православных, выдумывая им клички типа "сергиане". Царебожников сколько не корми...

из СССР 26.04.2015 в 18:11:09

Агапит 25/04/2015 в 22:03:59 пишет:
*** 3. Религиозно-индифферентный (безразличный) тип. Это т. наз. "светские государства", в первую очередь Западные демократии. Религия объявлена личным делом граждан, все религии (христианство и сатанизм) уравнены. Но здесь религиям по идее дана возможность свободно конкурировать на рынке идей и за исповедничество Христа Вам не перережут глотку как в ИГИЛ, и не отправят в ГУЛАГ. Именно в США и Зап. Европе да ещё в Ю. Америке нашли приют белоэмигранты и жила Русская Зарубежная Церковь, неся Истину Христову таким, как юный Юджин Роуз, будущий отец Серафим.***
Ваши представления о "западной демократии" соответствуют периоду холодной войны запада с СССР. У них тогда выполнялось то, о чем писал не так давно известный помощник Коломойского: ВЕШАТЬ БУДЕМ ПОТОМ, после победы. И теперь на западе именно и глотку перережут, и в Гуантанамо посадят, если кто-то посмеет выступить против права на содомию, права на обобществление детей и прочие права сатаны. Отстал ты Агапит от жизни, христиане не живут в мире иллюзий и иллюзиона.

Агапит 26.04.2015 в 15:12:34

Самое отрадное для меня - это появление на сайте БО статьи о подвижниках благочестия Русского Зарубежья! Спаси Христос автора Елену Костандис и уважаемых сотрудников журнала!

Агапит 26.04.2015 в 10:27:40

Бригадир, насчет либерализма ты прав, но ведь это не единственное антихристианское учение. Корни его идут еще от древнеримского гедонизма. И блуд с маммоной соблазняли человечество всегда. А вот ведь Ленин аскетом был и бессребренником, однако провозгласил: всякий боженька есть труположество...

Сельскiй бригадиръ 25.04.2015 в 22:20:51

Агапиту.
***Хоть я уже и попрощался...***
Ангелы уходят, не прощаясь.
Самой богоборческой идеологией является отнюдь не коммунизм, а либерализм – передовое АНТИХРИСТИАНСКОЕ учение, которые ныне претендует на завладение умами всего человечества. Оно так привлекательно, ибо движимо самыми низменными «драйверами»: деньги и блуд.
Все смертные грехи, определяемые согласно Св. Писанию и свв. Отцам, оправдываются идеологией либерализма как неотъемлемые «права человека», посягательство на которые может грозить серьёзными санкциями, чаще даже с помощью оружия (вспомним бомбардировки странами НАТО Сербии, Ливии, Афганистана…). И если в какой-либо стране нарушаются либеральные ценности и диктатура меньшинств, например, права сексуальных и иных меньшинств, – для этого на их страже стоит 6-й флот США!
Сатанинская природа либерализма кратко такова: права индивидуума выше всего, т.е. «человек есть мера вещей», а это уже открытое богоборчество (иногда именуемое гуманизмом).
У либерализма два основных врага: социальное равенство и традиция. Отсюда для торжества мировой либеральной идеологии необходимо уничтожение всего того, что носит характеристики коллективного: нация, семья, религия, гендерный пол. Все меньшинства должны иметь привилегированные права по сравнению с большинством. Для этого у либералов всегда преобладает приоритет прецедентного права и частных фактов над общими.
Основной враг либерализма – традиция. Потому очевидно, что церковный либерализм (экуменизм, обновленчество, модернизм, европравославие) является составной частью общей либеральной идеологии, мирового либерального Проекта.

Агапит 25.04.2015 в 22:03:59

из СССР 25/04/2015 в 21:24:10
Хоть я уже и попрощался, но Вам отвечу. Всё верно Вы пишите. Более того, идеальное Царство - оно Небесное. И при Монархии было крепостничество, угнетение и много чего ещё. НО! Давайте выделим главное. Все политические режимы можно условно разделить на 3 типа:
1. Религиозный, где государство старается согласовать все стороны жизни с Божественным учением. Сейчас это некоторые страны Ислама: Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, проклятое ИГИЛ. Были и христианские страны, та же Царская Россия с присущими ей недостатками (а где их нет?)
2. Антирелигиозный (богоборческий) тип. Это практически ВСЕ страны марксистской доктрины, включая СССР, троцкистская Мексика в 20-х гг, Древний Рим и оккультный Рейх и некоторые другие. В этих странах Богу и Церкви объявлена война. Всё. Режимы сатанинские. Точка.
3. Религиозно-индифферентный (безразличный) тип. Это т. наз. "светские государства", в первую очередь Западные демократии. Религия объявлена личным делом граждан, все религии (христианство и сатанизм) уравнены. Но здесь религиям по идее дана возможность свободно конкурировать на рынке идей и за исповедничество Христа Вам не перережут глотку как в ИГИЛ, и не отправят в ГУЛАГ. Именно в США и Зап. Европе да ещё в Ю. Америке нашли приют белоэмигранты и жила Русская Зарубежная Церковь, неся Истину Христову таким, как юный Юджин Роуз, будущий отец Серафим.

из СССР 25.04.2015 в 21:24:10

Агапит 25/04/2015 в 19:44:57
При власти коммунистов было очень много антихристового, Вы правы. Но нельзя отрицать и того, что вся познается в сравнении. Возьмите и сравните с т.н. "демократией" и ея банковской системой. Тогда прославлялся человек труда, хотя и лицемерно, но все же был принят "Моральный кодекс строителя коммунизма", почти что списанный из Библии. Да, верующий человек не мог иметь после Сталина карьерного роста, но трудиться простым рабочим или колхозником никто не запрещал. Да, духовенство не разъезжало на мерседесах и не выступало по телевидению, но разве это было плохо? Теперь в попы очередь стоит, а тогда любители благ мира сего рвались в КПСС. Банковская система: вечный жид предлагает под 2% годовых буратинкам отдать свои денежки. Потом он из больших накоплений своему жиду купи/продай дает под 50% на закупку барахла или продуктов питания, тот закупает и продает по цене закупочной, увеличенной в 2 раза: себе 50% и банку вернуть 50%. В конце года буратино, покупавший товары с наценкой в 100% радуется тому, что в отличие от честных граждан, не давших денег банкиру, обманут на 98%, а честный - на все 100%. При власти коммунистов педерастов держали в тюрьме, а теперь этот закон отменен одним из первых. И т.д. и т.п.
Конечно, нельзя идеализировать власть коммунистов, но нельзя отрицать и того, что власть этих же коммунистов, перестроившихся в демонкратов, ЕЩЕ хуже.

Агапит 25.04.2015 в 21:17:58

***Подробнее читай, брате Агапите, здесь: http://zavtra.ru/content/view/kto-ne-lyubit-sssr/ *** (С. Бригадир).
Что ж, Бригадир, я не поленился, прочёл. И вот что вычитал: "На мой взгляд, истеричное неприятие СССР – это не особое мнение, а – диагноз. Конечно, всякое бывает и даже мне встречались здравомыслящие, спокойно рассуждающие антисоветчики. Допустим, православные монархисты, которые не просто отворачиваются от серпа-молота и фильма «Коммунист», а доподлинно знают историю белогвардейского движения и даже могут спокойно объяснить, почему (с их точки зрения) большевизм – это гибель для русской идентичности." Что и требовалось доказать. Ты это сделал сам.
Ладно, всем пока!

Сельскiй бригадиръ 25.04.2015 в 20:07:20

Истеричное неприятие СССР – это не особое мнение, а – диагноз. Основная масса оппонентов и прочих борцов с исторической памятью об СССР – это клинические образцы глупости, подлости и неблагодарного беспамятства...
Подробнее читай, брате Агапите, здесь: http://zavtra.ru/content/view/kto-ne-lyubit-sssr/

Агапит 25.04.2015 в 19:44:57

С. Бригадиру.
"Социалистическая идеология потерпела полное банкротство. Но и сегодня не прекращаются попытки реанимировать идею государственной собственности на средства производства. Защитники этой идеи, как правило, "бывшие" атеисты и интернационалисты, согласны даже отлакировать ее патриотическими лозунгами и обернуть в обертку православия, лишь бы мы на нее снова купились, лишь бы опять заставить общество съесть то, чем оно уже однажды отравилось до полусмерти." ("Русский Дом № 7, 2001г. "Православие и социализм.")
Собрат, мы отклонились от тематики статьи. А лично ты злоупотребляешь сослагательным наклонением, словно тебе известен промысл Божий. Потом ты пишешь, что клирики РПЦЗ "жили на протяжении многих десятилетий вдали от России, не понимая толком что творится на их исторической Родине, внимая только американскому кондовому антисоветскому агитпропу. Отсюда – их такой паталогический антисоветизм. А это, как я уже писал, есть махровая русофобия." Но этим ты невольно отрицаешь действие Св. Духа в самой РПЦЗ, тем самым рвёшь в клочья данную статью об отце Серафиме Роузе.
Насчёт русофобии: я видел и общался с потомками белоэмигрантов, читал газету "Наша страна", того же Солоневича, и никакой русофобии там не было и нет. А вот то, что на русской нищете процветало Закавказье и проч., вот это русофобия. А ленинизм не русофобия? Да и КАК вообще можно ставить в пример БОГОБОРЧЕСКОЕ государство?
Дорогой Бригадир, и уж совсем не следовало бы выставлять напоказ личные слабости почившего курского протоиерея о. Льва Лебедева.
Всего доброго.

Сельскiй бригадиръ 25.04.2015 в 18:26:53

Агапиту
Воистину воскресе Христос!
Итак, по п.1 и 4 тебе ответить по сути нечего. Только либеральные эмоции да всхлипывания.
По п. 3. Я лично никогда не голосовал ни за Зюганова, ни за КПРФ. Хотя СССР и советский период истории мне вельми симпатичен, ибо это был верх могущества и расцвета России. Только моральные дегенераты могут отрицать это (к тебе сии словеса не относятся).
Упомянутый тобою прот. Лев Лебедев был забулдыжный алкоголик, в силу чего ему особенно доверять не стоит, ибо эта страсть и породила в нем упадническое диссидентство. А в подполье, как выражался генерал-диссидент П.Григоренко, можно встретить только крыс (с).
Живи сейчас протоиерей Иоанн Восторгов, он написал бы «Противолиберальный катехизис», ибо на руках либералов крови намного больше, чем на коммунистах.
Все клирики Зарубежья жили на протяжении многих десятилетий вдали от России, не понимая толком что творится на их исторической Родине, внимая только американскому кондовому антисоветскому агитпропу. Отсюда – их такой паталогический антисоветизм. А это, как я уже писал, есть махровая русофобия.
Так что не увлекайся чтением зарубежных авторов, а читай лучше тех, кто жил всё время на своей Родине и не собирался никуда эмигрировать. Например, Валентина Григорьевича Распутина (никогда не бывшим антисоветчиком или диссидентом), сказавшего, что Россия переварила коммунизм и осталось центром Русского мiра.

Агапит 25.04.2015 в 17:52:50

Христос Воскресе, Бригадир!
Краткость - сестра таланта, 4 строчки-лозунги, а вроде всё хлёстко да понятно: мир, труд, май! Или вот как у Есенина: "Скажи, кто такое - Ленин? Я тихо ответил: он - вы!" Отвечу и я, ибо и писал немного не о том.
1. ***если бы о. Серафим Роуз жил и в СССР, и при демократах, и сейчас, то он несомненно был бы сторонником возрождения СССР.***
Бригадир, тебе, как человеку села, должно быть хорошо известно народное присловье: "Если б да кабы..."
2. В СССР родились многие, которые "обратно" не хотят или не хотели бы, при том это не либерасты-белоленточники: например прот. Лев Лебедев ("Великороссия"), клирик той же РПЦЗ, что и о.Серафим Роуз, или академик И. Глазунов или те, кто не голосует за Г.А Зюганова и не посещает сходок КПРФ.
3. Советский Союз был идейно богоборческим государством, следовательно, по определению, демоническим, и все подобные эксперименты на Земле были сплошным кошмаром, от Тито до Мао и Пол Пота. Гекатомбы человеческих жертв на алтарь сатаны.
4. ***Антисоветизм есть русофобия*** - это ты посоветуй в заглавие очередной проповеди или статьи о. Александру Шумскому, я даже и комментировать сей перл не стану.
5. ***Дурные сообщества, Агапит, развращают добрые нравы. Не читай на ночь либеральных, сиречь антисоветских газет.***
Таковых не читаю. А тебе посоветую перечесть "Противосоциалистический катехизис" новомуч. Иоанна Восторгова или статьи о. Серафима Роуз на соответствующую тему. Почитай Солоневича, Ильина...
Правда, Бригадир, я много прочёл в своё время трудов клириков и чад РПЦЗ, которую считали безблагодатной, а потом разом благодать "вернули", да не с момента объединения в 2007, а как бы "задним числом", и это правильно, ведь лучше поздно, чем никогда. А вот заставить, например, волгоградцев, жить в Сталинграде - это настоящие демонизм и русофобия. Так что изучайте наследие Русского Зарубежья, отцы и братия, польза будет немалая!

Сельскiй бригадиръ 25.04.2015 в 17:00:09

Агапиту 25/04/2015 в 12:45:46
@апологией Советской империи ... Мог бы написать подобное о.Серафим, как вы думаете?@
Запросто! Я думаю, что если бы о. Серафим Роуз жил и в СССР, и при демократах, и сейчас, то он несомненно был бы сторонником возрождения СССР. И не хулил бы советский строй и советский период истории, в котором очень много было хорошего.. Ибо антисоветизм = русофобия.
Дурные сообщества, Агапит, развращают добрые нравы. Не читай на ночь либеральных, сиречь антисоветских газет.

Агапит 25.04.2015 в 12:45:46

"Главное – жить духовной жизнью, а не говорить о ней". Замечательная статья о замечательном человеке, подвижнике. Иеромонах Серафим подлинно был светильником, горящим и светящим, он и жил, и говорил, и творил. А ещё автор упоминает архиеп. Аверкия (Таушева), свт. Иоанна Максимовича, еп. Нектария (Концевича), богослова прот. Михаила Помазанского... яркое созвездие на небосклоне белой Русской Церкви, верным чадом которой был и о. Серафим Роуз, и которую до сих пор считают "карловацким расколом" некоторые доморощенные горе-сталинисты и убеждённые сергиане. Они не желают понять, что благодать почивала и здесь и там, иначе данная статья вообще теряет всякий смысл.
PS: Вот недавно о. Всеволод Чаплин в порядке частного мнения пытался соединить монархию и социализм, апологией Советской империи занимается прот. Александр Шумский, и много чего такого с грустью приходится читать сегодня в православных СМИ. Мог бы написать подобное о.Серафим, как вы думаете?

р.Б. Сергий 24.04.2015 в 13:48:17

Константин В. 24/04/2015 в 09:52:54 пишет:
"А по-моему заголовок статьи очень удачный..."
- Безусловно, вера человека мертва без дел ее подтверждающих, но духовная жизнь его определяется словом, и жизнь отца Сарафима тому наглядный благодатный пример.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 24.04.2015 в 12:29:03

Дельная и полезная статья. И отец Серафим Роуз - светлый источник! Во многом нам образец и пример. В критических ситуациях часто именно такие люди выводят на правильный путь.

Михаил Ершов 24.04.2015 в 12:15:41

«Путь ко спасению» - труд святителя Феофана (Затворника), а у святителя Игнатия (Брянчанинова) я такое название не встречал. Спасибо за доброе слово о почившем в Бозе иеромонахе Серафиме (Роузе). Мне вспоминаются его слова, обращенные и ко всем нам: "Православные христиане! Крепко храните благодать, дарованную вам; никогда не позволяйте ей превратиться в привычную обыденность; никогда не подходите к ней с чисто человеческими мерками и не требуйте от нее логичности или понятности для тех, кто не постигает ничего выше присущего человеку и кто надеется стяжать благодать Святого Духа иным путем кроме того, которым нам его передает Церковь Христова. Истинное Православие по своей природе должно казаться совершенно не к месту в эти бесовские времена - это все тающее меньшинство презираемых и "неразумных" посреди религиозного "возрождения", вдохновленного иным духом. Но давайте утешимся словами Господа нашего Иисуса Христа: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Пусть же все православные христиане укрепятся перед грядущей битвой, не забывая, что во Христе победа всегда за нами. Он обещал что врата ада не одолеют Церковь Его (Мф. 16, 18), что ради избранных сократит дни этой последней мерзости запустения (Мф. 24, 22). И воистину, если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31). Даже посреди жесточайших искушений нам сказано: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Давайте же будем жить, как жили верные христиане всех времен, в ожидании конца всего сущего и прихода нашего дорогого Спасителя; ибо Свидетельствующий cue говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе ! (Ап. 22, 20)".

Константин В. 24.04.2015 в 09:52:54

А по-моему заголовок статьи очень удачный. Очень много сейчас появляется знатоков канонов, аскетики и догматики, которые умеют только велеречиво сплетать словеса, а по жизни они нередко очень далеки от Христа, ибо познали Его умом, а не сердцем. Только по книгам, без того, чтобы Христос вселился в сердце, обрести истинную веру невозможно. Это - путь православного фарисейства: слова правильные, человек знает наизусть Книгу Правил и все толкования канонов, грамотно обличает, например, еретическую теорию ветвей, а по делам своим он ничем не отличается от безбожника..

Екатерина Домбровская 24.04.2015 в 00:11:22

И жить надо, и говорит надо - тому, кому это доступно, кому благословляет Бог. Заголовок автор выбрал не очень удачно. А отец Серафим - действительно дорогой нам всем отец. И каждое слово о нем - тоже дорого. Вот только не стоит так формализовывать глубинные смыслы православия. Можно вспомнить слово свт. Григория Богослова "Кому пристойно говорить о Боге" (название по памяти). Значит, кто-то и говорит... И должен говорить - и назидать Церковь словом - как учит апостол Павел.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс