Богородица

Актуальные статьи

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

9.12.2021

Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. На церковном предании как на благодатных примерах действия Божественного Промысла в истории как отдельных святых, так и всего церковного организма, в частности, строятся и богословские постулаты. Так, например, на предании Церкви о приснодевстве Марии основано догматическое учение о Богородице, хранимое Православием в отличие от несторианских, а позднее — протестантских еретических взглядов на Божию Матерь.

Церковное предание, однако, должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием.

«Не буди ми лгати на святаго...» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.

Великий святитель ХХ века архиепископ Никон (Рождественский) писал в 1914 году в своих дневниках: «Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли “лгати” на промышление Божие... что это-де — во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви — это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается»[1].  

К великому сожалению многочисленные выдуманные «пророчества и предсказания старцев», «видения» и множество непроверенных высказываний святых перепечатываются и преподносятся неискушенному читателю как несомненные откровения о последних временах и сроках, знать которые, кстати, запретил Сам Христос (Деян. 1, 6, 7).

Одним из главнейших постулатов возникшей у нас за последние 20 лет ереси царебожия является лжеучение о «царе-искупителе» (см. подробнее об этом статьи прот. Петра Андриевского в № 10 и №11 «Благодатного Огня»).

Апологеты этого лжеучения ссылаются прежде всего на якобы имевшие место высказывания монаха Авеля (Василий Васильев; 1757(55?)–1841), который первым «пророчествовал», что последний Российский Император Николай II «искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно» (Житие преподобного Авеля прорицателя. Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995, с. 42). «Пророчество» это кочует постоянно из одной книги в другую, хотя в конце «Жития преподобного Авеля прорицателя» помещен список литературы, на основе которого и было составлено «житие», где указаны четыре дореволюционные публикации о монахе Авеле (прежде всего это издания «Русская старина», СПб., 1875, февраль, с. 414–435 и «Русский архив», М., 1878, № 7, с. 353–365) и пять публикаций, появившихся в свет во второй половине ХХ века, главным образом в начале 90-х годов, чуть более десяти лет назад.

Изучив все дореволюционные публикации об Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о царствовании последнего царя Николая II, а говорится в них лишь о царствовании Императоров Павла Петровича и Александра Павловича (в частности, Авель предсказал непродолжительность правления и убиение Павлу I, а Александру I предсказал сожжение Москвы французами). После прочтения этих публикаций XIX века создается впечатление об Авеле как своеобразном «православном Нострадамусе».

Эти подлинные сведения о монахе Авеле, опубликованные до революции, записал в собственном изложении также Сергей Александрович Нилус, несколько отредактировав их, в своей книге «На берегу Божьей реки» (от 26 июня 1909 года) (М., 2002, с. 316–321). Никаких пророчеств о царствовавшем в это время Императоре Николае II у С.А. Нилуса нет (вряд ли остались бы без внимания предсказания Авеля о современнике С.А. Нилуса Императоре Николае Александровиче, зная горячую склонность Нилуса к публикации всевозможных пророчеств и таинственных предсказаний).

Таким образом, остаются лишь послереволюционные публикации об Авеле, которые, естественно, не могут содержать никаких пророчеств о последнем Государе Российской Империи: очень легко сочинять «пророчества» об уже совершившихся событиях. Так, офицер русской Императорской армии, монархист, участник Первой мировой войны Петр Николаевич Шабельский-Борк (1896–1952) в начале 30-х годов ХХ века напечатал в эмиграции в журнале «Хлеб небесный» (Харбин, 1931, № 5, с. 28–30) под псевдонимом Кирибеевич «историческое сказание» об Авеле «Вещий инок», в котором (не будем гадать, из каких эмигрантских источников) автор, не ограничиваясь известными высказываниями Авеля об Императорах Павле I и Александре I, доводит «пророчества» Авеля до царствования Николая II. Скорее всего, эти дополнительные «пророчества» были сочинены post factum в самих эмигрантских кругах в 20–30-е годы ХХ века. Подчеркнем еще раз, что ни в одном дореволюционном издании об Авеле, которые выходили в России, не содержится ни слова о последнем русском царе Николае II. Правда, нам могут возразить, что в изданиях XIX века об Авеле и не могли содержаться пророчества о судьбе последнего Российского Императора Николая II, так как еще Император Павел I, согласно Кирибеевичу, «вложив представленное писание Авелево в конверт, на оном собственноручно начертать соизволил: “Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины”». Существует и предание о том, как 11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической кончины Императора Павла Петровича, Государь Император Николай Александрович вскрыл ларец с письмом и прочитал «сказание Авеля Вещаго о судьбе Своей и России». Однако указания на какие-либо архивные данные этого предания отсутствуют. 

Но главное — в другом. Если сравнить текст Кирибеевича (Харбин, 1931), предположив даже на миг, что это — подлинное пророчество и каким-то образом попало после революции из личного архива Николая II за границу, и текст издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (1995 год), то в последнем издании мы с удивлением обнаруживаем новые вставки. Так, например, в харбинском издании 1931 года читаем:

«— Кому передаст он (Александр III. — Н.К.) наследие царское?

— Николаю Второму — Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая...»

В издании же Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (1995 г.) читаем несколько измененный текст (добавления выделены полужирным шрифтом):

«— Кому передаст он (Александр III. — Н.К.) наследие Царское?

— Николаю Второму — Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: Псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно. Война будет, великая война мировая...» (с. 42).

Если так называемые «пророчества» Авеля-прозорливца в харбинском издании Кирибеевича не имеют под собой никакой документальной основы, а представляют лишь весьма благочестивый миф, то вставки в голутвинское издание 1995 года выдают уже еретическое царебожеское мудрование, возникшее в 90-е годы ХХ века, не имеющее к монаху Авелю никакого отношения. Никогда монах Авель не додумался бы изречь такую ересь: «Царь-искупитель», имеющий «разум Христов» (!). Это — яркий пример царебожнического богохульства с антихристианским хлыстовским подтекстом, за которым царебожниками выстраивается своеобразная псевдобогословская доктрина, согласно которой и самого антихриста в конце времен убьет не Христос-Бог духом уст Своих (2 Фес. 2, 8), а будущий «Царь-победитель». Если Откровение св. Иоанна Богослова заканчивается ожиданием Второго Славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа: Ей, гряди, Господи Иисусе! (22, 20), то царебожники, подобно древним иудеям, ожидают пришествия во славе земного царя для устроения в конце времен несокрушимого земного «православного» царства, когда все враги «православия», включая самого антихриста, будут разбиты. Такое учение уже осуждалось Церковью как ересь хилиазма... Христос Спаситель, Царство Которого не от мiра сего, им по сути и не нужен. Новое жидовство грядет на русскую землю?



Примечания

1. Журнал «Благодатный Огонь» не раз приводил примеры слепого доверия к непроверенным высказываниям преп. Серафима Саровского, Н.А. Мотовилова и др. (см. публикации А.Н. Стрижева в нашем журнале № 11 и №12). Несколько ранее «Благодатный Огонь» уличал лукавых «ревнителей» скорого конца света в подтасовках пророчества архиепископа Феофана (Быстрова) и в сочинении т.н. «Видения Иоанна Кронштадтского» о воцарении антихриста, составленного катакомбниками-имябожниками спустя двадцать лет (!) после кончины святого праведного о. Иоанна (см.: Прот. Петр Андриевский. Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания // Благодатный Огонь. № 7). Жизнь и деятельность последнего русского Императора — Царя-страстотерпца Николая II в последнее время также обрастает прекраснодушными мифами, что препятствует иногда объективной церковно-исторической оценке времени его правления. Вот такие «конфетки-бараночки»!
 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  47

Комментарии:

Владимир 01.05.2022 в 16:26:03

О «монахе Авеле», которого широко рекламируют среди православной общественности в том числе через православные и выдающие себя за таковых ресурсы в период активной церковно-либеральной пропаганды, хорошо разбирает видео и книга Елены Душеновой: https://rusprav.tv/pustynnye-tai-ny-monaxa-avelya-123834/ 

Почему РПЦ плохо защищается от явно подрывной работы против неё и даже, по мнению многих, явно проигрывает эту войну? Почему те, кто ещё борется за чистоту православия «маргинализированы» в СМИ, а вот либеральное лобби «цветёт во всю» обладая, очевидно, мощными финансовыми и людскими ресурсами и распространяя своё разлагающее тлетворное влияние?

Евгений 19.12.2021 в 06:03:22

Кто захочет более подробно разобраться с данной темой, ознакомьтесь со статьями историка пророчеств Кочневой Тамара: «Иеромонах Авель (1757-1831) – мифы и историческая правда. I-часть.» // https://www.proza.ru/2017/12/03/355; «Иеромонах Авель (1757-1831) – мифы и историческая правда. II-часть.» // https://www.proza.ru/2017/12/05/827; «Иеромонах Авель (1757-1831) – мифы и историческая правда. III-часть.» // https://www.proza.ru/2017/12/07/251.

Сергей Ка. 14.05.2017 в 19:28:16

Пора бы уже признать данные и им подобные пророчества диавольским усыпляющим враньём. Хотя в них есть верный посыл о необходимости покаяния. Но они лгут, ибо не сбываются: покаяния всенародного нет. Более того: религиозность масс стала "частью культурного наследия", не связана ни с моралью, ни даже с верой в Бога. Такой стала религиозность европейцев лет 40 назад, и мы идём тем же секулярным путём. Будущее человечество и будущее мирового православия - вообще тайна, такая же тайна, как и 1500 лет назад.
Несколько горьких наблюдений. Неоднократно слышу от нецерковных людей самые вольные толкования седьмой заповеди, - это не ново. Но часто и воцерковленные и церковнослуживые люди стали говорить о необязательности и "ситуационной обязательности" исполнения заповедей Бога как таковых! Т.е. исполнять нужно только то, что удобно в данный момент! Совесть народа надломлена формальной религиозностью жрецов-строителей и ложной религиозной информацией теоретиков-богословов. Нам всё-таки удалось "соблазнить малых сих, верующих в Меня". Не хочу изображать пророка, но думается, что Народ, рванувший к вере в конце 80-х, скоро рванёт к содомским идеалам, а русский размах сделает этот идеал общепокланяемым идолом.

Андрей 06.04.2017 в 08:45:44

Cовременные секты царебожников: особенности вероучения и деятельности Т.Гроян (схимонахини Николаи) http://anti-raskol.ru/pages/2630

Роман 04.04.2017 в 22:41:32

Скорей всего об этом монахе до появления интернета в широких слоях народных масс никто и не знал тем более о его пророчествах книги народу не разглашались. Так какой же смысл в них, утешить или смутить придворных царей и вельмож. Я знаю только одно истинные пророчества от Иоанна Богослова, а к остальным отношусь, как советовали старцы, «не хули, но и не принимай к близко к сердцу».

Владимир Юрганов 03.04.2017 в 11:23:33

Тут уж Попов Пётр Николаевич, известный под псевдонимом "Шабельский-Борк", при всем моем уважении, изрядно дал маху, как и в стрельбе в клеветника Милюкова.

Владимир Юрганов 03.04.2017 в 08:25:46

Кроме мифов о царе-искупителе и монахе Авеле есть ещё миф о "святом старце Николае (Гурьянове)", который распространяет бывшая его портомойка мадам Гроян, которую не смущает то, что имя Николай старец получил во время крещения, а не во время пострига, которого не было. Я лично убежден, что придет время и о. Николай Гурьянов будет канонизирован... Но на основании его деяний, а не на основании клеветнических россказней этой особы. Суть россказней заключается в том, что многочисленные духовные чада о. Николая (которых она, прислуживая при старце, стала не допускать до болящего о. Никоаля) есть ложные духовные чада, а лишь она одна есть истинное чадо. И что старец открыл ей правду. Что он является тайным монахом и тайным епископом. И прислуживала она не простому приходскому священнику, а настоящему епископу. И уже составляются акафисты этому епископу... хорошо бы тоже как следует изобличить сию даму.

сергей 02.04.2017 в 20:38:23

Вообще, все эти пророчества монаха Авеля, которые кочуют в интернете и в литературе, в конце концов, после нескольких прочтений, вызывают вопросы. Вот он предсказал. Но всё выглядит так, словно монах что-то сказал по секрету в тайной беседе с императором, а где-то рядом за дверью сидел целый полк свидетелей, и они рассказали обо всём этом Кирибеевичу.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс