Богородица

Актуальные статьи

О Критском соборе

8.07.2016

 

Прихожане просят сказать несколько слов о прошедшем на Крите «Вселенском соборе». Если говорить совсем просто, то складывается ощущение, что некоторое сообщество людей задумало внедрить в Церковь некоторые чуждые идеи и, таким образом постепенно подменить сам «формат Церкви». Собственно так действовали все ереси во все времена, но Церковь всегда Сама распознавала ложь и, обличая, отторгала её, сохраняя Себя в чистоте. На этот раз речь идет о ереси экуменизма, которая, по крайней мере, в последние полвека активно овладевает умами и чувствами многих людей. В «экуменическом православии» акцент делается на миссионерстве, в значении социальной работы, образования, утверждения общих принципов морали и нравственности… Это выглядит благообразно, но чревато подменой подлинной духовности некой размытой «общехристианской» душевностью. И главная опасность как раз заключается в том, что эту «душевность» предлагают в качестве основания для объединения всех христиан, как бы отодвигая на второй план вопросы духовной жизни. Но мы помним предостерегающие слова Апостола Павла о том, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2, 14). И именно это нас настораживает и заставляет быть особенно внимательными.

Главными вдохновителями и организаторами этого собора, который анонсировался как «Великий, Святой и Всеправославный» изначально были именно сторонники и апологеты экуменизма. Это в первую очередь патриарх Константинопольский Варфоломей и его сподвижники. Фактов более чем достаточно. Например, на соборе «последним критерием истины» выступал митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), который волюнтаристски «отвергал поправки, изменял их, или принимал». Так что же это за человек?

Заглянем в послужной список этого «авторитетнейшего богослова» Константинопольского патриархата и одного из организаторов собора.

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) в юности, параллельно с учебой в Афинском университете, прошел полный курс обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей в Боссе (Швейцария), по окончании которого поступил в аспирантуру Гарвардского университета, затем, по возвращении в Грецию занимался научной работой и вскоре был назначен секретарем отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей. Несколько лет он преподавал богословие в Эдинбургском университете, а также в Глазго. В 1989 году митрополит Иоанн стал постоянным почетным профессором Королевского Колледжа Лондонского Университета. Активный сторонник идей экуменизма. В декабре 2014 года в интервью Vatican Insider митрополит Иоанн заявил, что видит основания для «быстрого прогресса» на пути к достижению полного христианского единства при Папе Франциске…

Почему я об этом упомянул? Потому, что углубленное западное образование и теснейшее сотрудничество на протяжении десятилетий с руководящими экуменическими организациями просто по факту не могло не наложить отпечаток на духовную жизнь любого православного человека, будь он хоть семи пядей во лбу. И то, что именно такой человек считается одним из влиятельнейших архиереев Константинопольского патриархата, также о многом говорит. А именно – о духовном настроении определенной и притом руководящей части Константинопольского патриархата. Это нам поможет понять истинные задачи созыва этого самого собора. А истинные задачи – это слияние с отпавшими от Православия христианскими деноминациями на основании каких-то общих и туманных душевных приоритетов. А по сути попытка пересмотреть исключительную роль Святой Православной Церкви в деле спасения человека. Подменить истину духовного преображения человека ложью душевной многопопечительности. И опасность, которую таит в себе ересь экуменизма не меньшая, чем опасность иных ересей. Так что если и состоится когда-нибудь действительно Святой и Всеправославный Собор, то он именно должен будет собраться для того, чтобы обличить ересь экуменизма.

Но нет худа без добра. И те лукавые, «преобразующиеся в ангела светла» и потому не всегда распознаваемые сразу идеи и мысли, которые пытались примешать к чистоте Православной веры – обнаружились со всей очевидностью в результате широкого обсуждения документов Критского собора. И многие действительно духовные и верные чада Церкви, а, в конце концов, и несколько поместных Церквей – отказались от этих чуждых православному сознанию идей. Так поступила Антиохийская, Болгарская, Грузинская и Русская Церкви.

Здесь ещё несколько слов хочется сказать вот о чём. Во время собора со стороны организаторов прозвучали упреки в отношении этих Церквей и чуть ли не обвинения в расколе. Но во-первых, отказ от участия в данном случае есть следствие твердого стояния в истине, что можно увидеть ясно, если только попытаться разобраться в причинах этого отказа, а во-вторых опасна сама тенденция обвинять в чем бы то ни было те или иные поместные Церкви именно потому, что это «части от целого», то есть части Тела Христова. Это, кстати, относится и к Константинопольскому патриархату, в котором живут и действуют многие верные чада Православной Церкви и если мы говорим о каких-то неправдах, то мы говорим о конкретных людях, выступающих от имени всей Церкви с сомнительными идеями и обличаем именно эти идеи, но не саму Церковь. Вот об этом нам надо всем помнить в ходе полемики, которая, несомненно, и дальше будет продолжаться со всей остротой, приличествующей обсуждению важнейших вопросов духовной жизни.

 


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 11.07.2016 в 08:07:56

Полезная и искренняя статья. Напомню одну из вечных истин Православия: «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее» (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами) Схоларию – Марк Ефесский.

Адриан 11.07.2016 в 01:08:24

Ув. редакция БО, ваш сайт по сути последний и единственный, которому Божий народ полностью доверяет, Если вы не скажете авторитетно правду о том, кто захватил власть в нашей Церкви, то кто тогда. <...> Положение очень серьезное!

Родион 08.07.2016 в 18:48:31

Спаси и помилуй, Господи, отца Димитрия! Спокойно рассказал о важном.

Штирлиц 08.07.2016 в 15:01:23

Это взгляд духовного человека, сразу видно. Однако, два комментария. Каждая Поместная Церковь есть Церковь в полном смысле слова, хотя при прочтении вот этих слов уважаемого батюшки: "те или иные поместные Церкви именно потому, что это «части от целого», то есть части Тела Христова" может составиться впечатление, что это не так. Именно потому что каждая Поместная Церковь есть Церковь в истинном и полном смысле слова, Патриарх Варфоломей и не может навязать всем Поместным Церквам свое ложное мнение.
И еще. К большому сожалению, на мой взгляд, то, что делегация нашей Церкви не поехала на лжесобор, произошло отнюдь не по принципиальным соображениям. Русские экуменисты на важнейших постах никуда с этих постов не делись! У них просто сорвалось. На мой взгляд, сорвалось только в результате твердой позиции церковной полноты Русской Церкви, а также в результате встречи ВВП с игуменами всех Афонских монастырей и непосредственного вмешательства Путина. Именно таким путем совершилась воля Божия для нас.

Игорь Р 08.07.2016 в 12:48:16

Согласен с комментариями Екатерины, Адриана, Геннадия. В статье как то стыдливо опустилась роль "наших" высокопоставленных экуменистов в организации сборища, и РПЦ поставлена в один ряд с Церквами, которые не поехали на сборище по догматическим причинам, в то время как экуменисты от РПЦ отказались от участия не по своей воле, и что, это практически ничего не меняет, т.к. документы подписаны, и скоро иерархи наверняка это подтвердят своим согласием в дальнейшем участии в постоянно действующем сборище отступников и согласием с принятыми документами, в статье нет ни слова о том что, курс ПК на разложение Православия будет продолжен, но возможно снизятся темпы, чтобы не бросалось в глаза, чтобы меньше раздражать верных христиан. Статья получилась куцая.

Анатолий 08.07.2016 в 11:07:08

Согласен с комментариями Екатерины, Адриана, Геннадия. Действительно, документы, подписанные в Шамбези, одобрены на Архиерейском соборе и без изменений приняты на Критском соборе. То есть, формально РПЦ, хотя и не участвовала в соборе, но согласна с ним. А раз так, то решения Критского собора обязательны для РПЦ. Это фактический результат. Под руководством патриарха Кирилла, который такой же экуменист как и Варфоломей, и под руководством митр. Илариона (Алфеева), который полностью аналогичен митр.Иоанну (Зизиуласу), Русская Православная Церковь и дальше будет идти по пути внедрения экуменизма. <...>

Вячеслав 08.07.2016 в 09:57:08

Спаси Господи, о. Димитрий!

Геннадий 08.07.2016 в 09:32:33

Мне статья не понравилась, так хорошо начиналась, подвигая к определенным выводам, касающихся всех нас, однако последние два абзаца перечеркнули то правильное, что было в начале её. Шапкозакидательство получается, будем бить врага на его территории, ведь нет у нас упора на миссионерство, никто не сослужит с католиками, нет у нас обновленцев на самом высоком уровне, наши семинаристы не отправляются на учебу в католические заведения и вообще всё у нас соборно и благочинно. Как говорится тишь да гладь, да ... Ведь заслуга того что не поехала делегация нашей Церкви, похоже принадлежит светским властям, а конкретно В.В. Путину, ну не мог он позволить ехать даже к православным туркам, ведь страна наша была в состоянии ни мира ни войны с Турцией, теперь же, после снятия санкций и перемирия, возможно всё, и даже братские объятия с фанарской Церковью.

Адриан 08.07.2016 в 04:42:02

"если мы говорим о каких-то неправдах, то мы говорим о конкретных людях, выступающих от имени всей Церкви с сомнительными идеями".
Почему же Вы не говорите о нашем Патриархе и его ближайшем единомышленнике м.Иларионе? Потому что они не поехали на Крит? Но никто из них прицерковно не открестился от блудодействия с католиками и от (плохо) замаскированой политики сближения и слияния с Ватиканом. <...>

Екатерина 08.07.2016 в 04:10:12

"отказ от участия в данном случае есть следствие твердого стояния в истине"
Не скажите... Это у других отказ есть следствие стояния в истине. Наши все документы подписали на предсоборных встречах. А не поехали "за компанию", а не вследствие "стояния..." Как это ни прискорбно признавать, но "что подписано пером - не вырубишь топором"

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс