Богородица

Актуальные статьи

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

9.11.2021

 

Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют Божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю. Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт» (Наступить на аспида // Неожиданный Афон. М., 2000. С. 160).

Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому» с их точки зрения делу – «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.

Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов; †2001) после появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью»[1].

Публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых церковных средствах массовой информации в последние годы стали обыденным явлением: мироточат тысячи и тысячи икон, бумажных репродукций, а в иных случаях начали мироточить даже памятники…

Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (см. Мф. 24, 24). Не так давно по телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко. Есть даже случаи благовонного мироточения статуй Будды. Несколько лет назад в телерепортажах передавалась новость, как в Израиле вдруг «заплакала» Стена плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и они по случаю «слезоточения» Стены плача назначили комиссию, которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.

По телевидению показывали репортаж, как в Клину у некоей женщины в доме годами мироточит все подряд, чуть ли не мебель и утварь.

Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной Веры, потому что Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).

Следует сказать, что автора сей статьи Господь несколько лет назад удостоил видеть мироточение от бумажной иконы: постоянно проступающее множество маленьких капелек можно было стереть, но они вновь начинали появляться. Это явление я не могу никак расценивать в качестве божественного знамения, повлекшего за собой какие-либо необычные события в моей жизни, в жизни Церкви или нашего общества. Просто свидетельствую об этом как факт. От Бога ли было сие мироточение, либо нет – не вем и судить об этом не дерзаю.

Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергать и не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Область непонятного в нашей духовной жизни – нормальная, и даже необходимая часть нашего внутреннего мира. Поэтому недоверчиво относиться к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека.

А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры. Вера же православная основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

С другой стороны недопустимо и недушеполезно впадать и в иную крайность: стать апологетом т.н. «асфальтового православия». «Асфальтовое православие», ярким проповедником которого является (бывший?) протодиакон Андрей Кураев, полностью исключает вообще наличие каких-либо чудес в истории Церкви Христовой, в агиографии святых, в повседневной жизни отдельного христианина, да и, наверное, в самом Евангелии, хотя об этом протодиакон Кураев пока еще не решается открыто поведать своей «пастве», ибо такое «революционное» признание в неверие в евангельские чудеса и их «фейковость» неизбежно может повлечь за собой уже окончательное извержение протодиакона из сана и отлучение от Церкви Христовой.

Плеяда апологетов «асфальтового православия» – неверующих богословов, или «новых саддукеев» представляет собой крайний случай рационалистического подхода уже не только к Священному Преданию Церкви, но и к Священному Писанию. Именно рационалистическое исследование нашими протестантствующими священнослужителями и историками («новыми саддукеями») правдивости чудес, содержащихся как в житиях святых Церкви Христовой, так и в Евангелии, рано или поздно способно довести их до полного отрицания и евангельских чудес, а тем самым и до отрицания Божественного естества Господа нашего Иисуса Христа и Его спасительной миссии. Эта позиция хорошо известна нам из древности. В Евангелии ее выражали иудейские священники, входящие в секту саддукеев. Именно они преобладали в Синедрионе. Саддукеи не верили ни в Ангелов, ни в Воскресение. Как написано в Синаксаре недели о мытаре и фарисее, «саддукеи, иже ниже Воскресению, ниже Ангелу, ниже Духу быти приемляху».

Господь не полемизировал с саддукеями. Это было бесполезно. Когда они видели силу Ангелов – они отрицали существование Ангелов. Когда им предъявлялся факт Воскресения – они отрицали возможность Воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им знамение (кроме знамения Ионы пророка), так как их скептический ответ был предрешен. Какими были саддукеи во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, такими «новые саддукеи» остаются и поныне. Но Бог поругаем не бывает.

Отличать подлинное Божие Чудо от диавольской «чудесной» подделки способны не все. Да и настоящих старцев, которые помогли нам, немощным, разобраться в вопросах духовной жизни, сейчас уже нет. Поэтому только величайшая христианская добродетель – рассудительность, да святоотеческое правило «не принимать и не отвергать» в отношение чудес могут помочь православному верующему не сбиться в правильном духовном устроении и в распознании благой воли Божией для спасения нашей души.


Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  11

Комментарии:

монах Савва 11.11.2021 в 23:23:45

Первая публикация о событиях происходящих с большой группой Икон была в Тираспольской епархиальной газете и датировано еще августом 2004 года, когда начиная с 14 числа, на день Изнесения Честных Древ обильно закровоточили, сперва три Распятия и далее друг за другом другие Иконы. В 2006 году мы отправили статью для печати в журнал "Русский Дом", они ее опубликовали в первом номере за январь 2007 года. Больше на эту тему публикаций не было. Было множество интервью для Телекомпаний во многих городах России, были и короткометражные фильмы, большей частью информация о наших Иконах подавалась в виде коротких новостей, по случаю выставления на поклонение по городам, участие в Крестных Ходах и Православных Выставках-Ярмарках. За последние 15 лет мы оставили в дар по городам, от Кишинева до Хабаровска, и от Северной Осетии до Соловков, крестообразно, большое количество мироточивых и кровоточивых Икон. Начиная с 2003 года и до своей мученической кончины хранительницей Икон была схимонахиня Мария (Шитухина). Похоронена в скиту во имя Богородителей Иоакима и Анны Иоанна Златоустовского м-ря Кишиневской Епархии. Для тех, кому тема интересна, намерения прозрачны, личность легко идентифицируема, могут у Редакции взять мой электронный адрес. Остальным оставляю ссылки на скачивание, включительно до конца календарного месяца, далее по обстоятельствам. https://disk.yandex.ru/d/ro8ltxsixJmBBw https://disk.yandex.ru/d/Np-IOik---iUOw

монах Савва 11.11.2021 в 17:02:16

“Видел я во сне Жену, благоговейную образом, одетую в багряницу, и с ней двух мужей. Они стояли около моей келии. В Жене я узнал Пресвятую Богородицу, а в сопутствовавших Ей – Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна. Радуясь такому посещению, я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Ее, чтобы Она вошла в мою келию и в ней сотворила молитву обо мне к Богу. Но Она не соглашалась. Когда же я со слезами не переставал умолять Ее, Она сказала мне: “В келии ты держишь Моего врага, как же ты хочешь, чтобы Я пошла к тебе?” С этими словами Она удалилась, и видение кончилось. Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять: кто же может быть врагом Пресвятой Богородицы в моей келии? Сам себя я ни в чем не считал виноватым против Нее, а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя чтением бывших у меня книг, и в конце одной из них нашел поучение еретика Нестория, который осужден на Третьем Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей, утверждая, будто от Нее родился простой человек, а не Бог во плоти. Тут только я понял, кто был в моей келии врагом Пресвятой Богородицы. Взяв книги, я тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение и, исполняясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория. Пусть же не будет с этих пор в моей келии врага Пресвятой Богородицы!” 

Отечник Проповедника - о пресвитере Кириаке, служившего в Каламонской Лавре близ Иордана. 
Соглашусь с Александром, сжечь, пепел не оставлять в поругании, а предать его земле, где не ходят, или в воду. По той причине, что этим мироточением Вам оказана милость и указано, что не должен хранить у себя благочестивый христианин. Потому, что не ведая и Вы оказали честь врагу Христа, как и тот пресвитер, имея у Себе его изображение.

Александр 11.11.2021 в 13:25:37

Надо книгу сжечь! И немедленно

р. Б. Николай 10.11.2021 в 19:04:07

У меня есть книга по сравнительному богословию. И вот недавно в ней замироточила цветная илюстрация, на которой изображен Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов. Книга благоухает таким приятным запахом... А я не знаю как мне быть? Подскажите, пожалуйста!

монах Савва 09.11.2021 в 20:51:41

Под соусом заботы напечатан настоящий пасквиль. Ранее не стал ввязываться в спор, много чего такого было написано, реагировать на каждую публикацию времени не было. Кроме того, считал это преждевременным, только у Бога всё, всегда, вовремя. Плохо получается, когда дилетанты берутся не за своё дело. И форму для ознакомления православных мы предполагали иную. Сеять сомнения не только легко, это еще и преступно, и наказуемо. Если мы мотивируемы заботой о других, необходимо обзавестись страхом не навредить, и надлежит не мнить себя специалистами во всех темах. Это ведь область, где легкомыслие может нам стоить участи в Вечности. 

В 2006 году Православный Благотворительный Фонд "АРТОС" получил в моем лице как учредителя, письменное архиерейское благословение от правящего в то время Тираспольского-Дубоссарского Юстиниана на исследование икон с признаками кровоточения и мироточения. Из множества мы выбрали для этой цели три, а именно, Распятие Господа, икона БМ Умягчение Злых Сердец и Нерукотворного Образа. И были исследованы они в Главном Экспертно-Криминалистическом Центре МВД России, в том же году. Все перечисленные Образы разные по типу и методу изображения. Распятие это шелкография приклеенная на деревянный Крест, фотографическая бумага у Богородицы и типографская полиграфия у Нерукотворного Образа. Примечательно, у всех разная степень "каноничности". Распятие было приобретено в Соборной лавке в Тирасполе, Лик Богородицы я фотографировал сам, печатал в фото салоне в Кишиневе, никаких молитв над ней не читалось. Лик Христа фотографировали на телефон, при выставлении на поклонение в Кафедральный Собор Кишинева, потом умельцы из типографии в Тирасполе напечатали на офсетной бумаге. И вот, после того как я привез напечатанное в монастырь, где был выставлен на поклонение Кровоточивый Образ Спаса Нерукотворного, наместник велел мне взять пачку икон, приложить к Оригиналу и раздать людям. Никаких молитв освящения, благоговейно приложил. Одна из этих копий, закровоточила после и была включена в группу исследуемых Образов. Лик Богородицы так же копия, копия Кровоточивой Иконы из того самого Клина, о котором автор говорил, фотографической копией, глянцевой бумагой. Кровь на Иконе, появилась по тем же самым местам, как и на Первообразе, местами даже более обильно. Из трех Икон на двух изображен Христос, на одном Богородица. Про жидкость, которую мы обычно называем миром, ученые Центра так толком ничего и не сказали, так общие фразы, ни что это, ни откуда это. Другое дело кровь. На всех трех Образах найдена не просто человеческая кровь, а одна единственная кровь, не двоих, а одного. Вероятность того, что это все-таки разная кровь, пусть и очень-очень похожая, исключалась ими приведенной формулой вероятности, которая превышает мыслимые числовые пределы. И это при том, что изображены две Личности. Это еще не всё, - это кровь женского генотипа, т.е. с двумя ХХ половыми хромосомами, тогда как мужская отличается от женской крови наличием одной Х и одной Y половой хромосомы. После получения результатов Экспертизы доложил Благословившему и отдал одну копию всех материалов, оригинал остался в распоряжении Фонда. 
После моего доклада получил устное благословение на продолжение расследования, которое продолжалось до нынешнего года. Накануне празднования памяти убиения Царской Семьи в этом году, доложил Викарному о завершении изысканий. Мне велено подготовить на имя нашего Предстоятеля полноценного и всестороннего доклада, чем сейчас и занимаюсь. Чтобы некоторые излишне не возбудились в своих комментариях, забегая немного вперед скажу – все полученные результаты находятся в пределах Православной Веры и Ее четких, строгих границах. Раскрытие некоторых деталей этого доклада при наличии времени и желания допускаю. 
 На фото Руководство ЭКЦ МВД России на тот момент, имена из этических соображений указывать не стану. https://disk.yandex.ru/d/Du79kGZ6JYUNtA

Виталий 09.11.2021 в 11:50:03

Лет 10 назад у нас дома замироточили две иконы. Одна семейная и Казанская икона Божией матери. У семейной миро вытекало из одеяния св.Иулии (одну из дочерей зовут Юлия). А на второй миро текло по щеке Богородицы Казанской иконы Божией матери. Показал духовнику. Он ответил: "возможно к испытаниям". Через несколько дней у дочери Юлии увидели опухоль. В Обнинске выяснилось что не злокачественная. Удалили, Слава Богу все нормально.

Владимир 03.05.2017 в 18:28:19

Покойный архимандрит Иннокентий (Просвирнин) летом в 91 или 92-м году беседовал с моим духовником в его келье (ТСЛ). По поводу ажиотажа вокруг подобных знамений он просто процитировал одну из летописей, конкретно назвав и саму летопись, и год, под которым записано было памятное событие. Батюшка был выдающимся источниковедом и историком не из последних, мне до него далеко. Перескажу сказанное им тогда по памяти без конкретизации источника - простите, уж больше 25 лет с той поры прошло, и нет более в живых ни о. Иннокентия, ни моего первого духовника.
В ※※※ летописи под 1*** годом была сделана запись: В лето сие мнози святии иконы обновишася, а мнози точаху миро, ины же - кровь грех ради человеческих, знамение последних лет сим показуя. Аще бо не покаемся и не прейдем от нашего злонравия ко благому и праведному житию, вси зле погибнути имамы.

Виктор Ш. 24.04.2017 в 11:42:24

Жаждала одна наша прихожанка чудес. И по старцам ездила, и в Клину была. Случилось и в её доме чудо: замироточила икона Песчанской Б.М. (список с Казанской). Аккурат под осеннюю Казанскую. И родилась вскоре у неё внучка с двумя пороками сердца и с синдромом Дауна в придачу. Наверное, ей легче переносить такое несчастье. Знамение было.

Антон Мацнев 13.03.2017 в 11:28:42

В жизнеописании Христа ради юродивого Василия, есть интересный момент. Иконописца, бес за деньги, соблазнил написать свой образ, а поверх образ Богородицы. Что тот и сделал. Этот образ повесили на центральной площади и от него исходили различные чудеса и даже исцелений, пока юродивый не велел одному монаху камнем разбить этот образ. Так же и ревность бывает не ревностью по Боге, а кровяным разгорячением, что многих обольстило. А у западных монахов, разгорячение это уже естественное состояние. Все нужно исследовать, злого удаляться, а благое оставлять.

Владимир Юрганов 13.03.2017 в 06:32:15

Небольшие чудеса бывают явлены новообращенным для укрепления веры. Так такой человек должен принять к сведению сей факт, уверовать крепче во Господа (а не в чудо), и замкнуть факт в себе, дабы он явлен ДЛЯ НЕГО лично. Не стоит трепать на всех углах и тщеславится, что я де такой человек, что мне чудо явлено.

Александр 12.03.2017 в 13:18:33

"Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергать и не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий."
Чудеса Божии явлены бывают только чистым душам. Нам же только диавол кажет маски свои. Принимая все чудеса за диавольский умысел, я предохраняю себя от возможного контакта с бездной. Отвергая чудеса я не возвожу хулу на Промысл Божий, но стараюсь оградить свою и без того грешную душу от дальнейшего падения.

Ирина Фр. 11.03.2017 в 22:16:30

Понятно, что вопрос о мироточении возник в связи с восторженным сообщением Наталии Поклонской о том, что мироточит бюст страстотерпца Императора Николая, и с массовым глумлением по этому поводу. Ну, что тут сказать? Статус обязывает Наталию очень тщательно взвешивать и слова, сказанные публично, и поступки, так что пусть эта история послужит ей уроком. Не мечите бисер перед свиньями, да не будет он попран ногами.

р.б. Андрей 11.03.2017 в 09:18:53

"Не отвергать и не принимать"...
В Апокалипсисе Иоанна Богослова записано послание Божие к Ангелу Лаодикийской церкви: "Вем твоя дела, яко ни студен или ни тепл: не да студен бы был ни тепл. Тако, яко обуморен еси, и ни тепл ни студен, изблевати тя от уст моих имам", и еще: "и коллурием помажи очи твои, да видиши... Се, стою при дверех и толку:аще кто услышит глас мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со мною".
Надеюсь содержание указанных слов переводить не надо, его знают все. А вот смысл сказанного к сожалению понимать и осознавать отказываются ныне многие.
Несколько лет назад в одном из Белорусских православных храмов замироточили, заплакали иконы, фрески, так как никогда и нигде не было, а потом начали возгораться богослужебные книги и утварь, сами по себе без посторонней помощи... Храм тогда тоже по указанию митрополита закрыли и опечатали, штукатурку забелили, иконы и поврежденную утварь спрятали... Потом в этом храме состоялось совместное моление православных священников с католическими пасторами! Многие только тогда и стали осознавать истинный смысл и причины того, почему плакали иконы и горела утварь и поняли, что это не бесовское наваждение и издевательство и приняли случившееся за грозное Божие предупреждение, ибо Господь обладает предведением, причем предведением всего.
Одно дело когда плачет стена плача, являющаяся частью фундамента дворца Ирода, или языческие истуканы, или когда последователи лжеотрока Вячеслава или еще кого-нибудь такого шприцуют маслом изображения своих кумиров. Совсем иное когда плачут изображения прославленных святых угодников. Ибо истинный смысл этого и причин этого иной. Не является ли это грозным предупреждением всем нам "теплохладным современным православным", боящимся возвысить свои голоса против откровенных святотатств, богохульств и мерзости запустения, постепенно, тихой сапой водворяющейся в наших храмах, монастырях и других святых местах. Не продаем ли мы свое "первородство" за чашку зерновой похлебки. И не "изблюет ли нас Господь" за наше безразличное отношение к творящемуся из своей Церкви...

Ирина Фр. 11.03.2017 в 01:51:53

"А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям..."
...вполне может продолжиться таким образом: "А вы уже слышали про чудотворца в Иерусалиме-то? Молодой, всего 33 года ему, а сколько исцелений, массовые прям, стадионами! Все-все у людей налаживается, и деньги сразу появляются, и квартиры, и дети начинают учиться, и огород колоситься. Вокруг него все мироточит! Мне вот ватку подарили, могу дать, но только посмотреть. Да у него свой канал на ютубе, и в соцсетях он есть, найдите, напишите ему, он отвечает моментально, он очень простой и доступный. А давайте лучше съездим вместе в паломничество, вот это правильная мысль!"
А что? Так, наверное, и будет)))

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс