Богородица

Актуальные статьи

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

29.05.2017

 

Недавно суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

 

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин.

 

 До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в церковь посредством превращения церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток – распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

 

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6:21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.

 Протоиерей Александр Новопашин, благочинный Центрального округа Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. блг. и великого князя Александра Невского г. Новосибирска

* * *


Новгород Великий. Праздничный обед митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) в семинарском храме в присутствии архиереев. Церковный хор, с диаконом в храме...


  Источник




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Наталья 04.06.2017 в 22:27:26

Батюшки пишут, а Васька слушает, да ест. Теперь в Новом Иерусалиме развлекали с участием нескольких известных хоров. Делать надо что-то. Нет сил у меня уже на это все смотреть.

Екатерина 01.06.2017 в 15:27:19

Батюшка, низкий Вам поклон за слова истинного пастыря, как нам, простым прихожанам, не хватает их в последнее время. Мы, как брошенные овцы, "наши пастыри" оставляют нас на расхищение волкам в овечьих шкурах.... Помоги Вам Господь.

р.б. Андрей 01.06.2017 в 11:25:35

Статья правильная и своевременная! Хотелось бы еще добавить к написанному следующее. Храм это дом Божий. Помните Господь сказал это, когда изгонял из храма торговцев жертвенными голубями и менял, разменивавших крупные монеты на мелкие для покупки этих голубей. Он тогда сказал, что торговцы и менялы превратили дом Божий в разбойничий вертеп. Все описанные в статье храмы, в которых прошли концерты, цирковые выступления, детские утренники, в которых священники машут кадилом как пращей и скачут как козлы - превращены этими священниками и "продвинутыми" мирянами в вертеп. В таких храмах молиться уже нельзя, их нужно предварительно освятить после осквернения. Священников, допустивших подобное осквернение, следует предать церковному суду и требовать запрещения в служении. Продвинутых мирян тоже нельзя оставлять без церковной епитимьи, а если не поймут, то необходимо принимать канонические прещения, вплоть до анафематствования. Если это сделать - тогда сохранится благодать. Если оставить все как было, то эта зараза как эпидемия расползется по всей Церкви. Тогда на нас исполнятся слова Христовы: Когда прииду в другой раз, найду ли веру на Земле - едва ли.

Манефа 31.05.2017 в 22:25:06

Мирянину:
Спаси Вас, Христос, правильно сказали.

Наталия 31.05.2017 в 12:38:22

Вот такие оргиистические действия устраивали католики в своих храмах в 70-80-х гг, привлекая население, и чем дело кончилось? Католические храмы пусты.

Владимир Юрганов 31.05.2017 в 06:03:45

Смиренно прошу о. Александра ответить на волнующий меня вопрос: В чем причина отправления за штат о. Святослава Невзорова и разгромления прихода храма страстотерпца Николая? В чем причина замены клирошан, а и вытеснения больше части прихожан. Ну ладно, заменили настоятеля а о. Антония, а он то чем не угодил? Почему его надо было менять на о. Николая, который и приступил к разгрому? Лично я стал воспринимать службы как концерты о. Николая, а не богослужения. А перестал ходить туда после исповеди у о. Николая. Не следует кивать на еперхию. Известно, что все эти изменения инспирируются именно настоятелем храма св. Александра Невского о. Александром, дьяком которого был и о. Николай. Вот мне и хотелось бы услышать: в чем причины такой личной неприязни о. Александра к о. Святославу, что даже иконы в храме надо заменить?

Роман 29.05.2017 в 23:51:07

Здесь просматривается пророчества Господа нашего, от Матфея гл.24: «И когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь …». В нашем приходе я иногда слышу слова, что чувства радости в праздники с каждым годом все меньше, по видимому некоторые священнослужители это трактуют по своему и пытаются разрадовать народ.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 29.05.2017 в 21:47:53

Полностью согласен с протоиереем Александром Новопашиным! Грех начинается с малых шагов. Однако здесь уже не малые, а семимильные шаги в стремлении сделать Церковь неким посмешищем в глазах многих людей! Люди чают в Церкви высокой чистой духовности, а получают балаган, развращение. Ясно, кому это выгодно и откуда дует ветер...

Александр Бутов, г. Москва 29.05.2017 в 17:14:55

Типа о Толоконниковой. Странно, никто (или все же кто-то есть) не обращает внимания на то, какие показывают "картинки" во время трансляций патриарших пасхальных богослужений, особенно в последние 2-3 года транслирующиеся из Храма Христа Спасителя. Впрочем, отсутствие потенциальных комментариев на этот счет можно объяснить: люди присутствуют лично на богослужении, и поэтому не следят за тем, что транслирует телевидение. И в некотором смысле напрасно. Когда в этом году я увидел по "ящику", как наш Святейший, простерши руки, возносит (кажется, это было на Херувимской, а может и позже - не помню) молитвы, глядя прямо мне в глаза, то я дико опешил и почти тут же выключил телевизор, сообразив, что ведь это КТО-ТО ШИБКО УМНЫЙ додумался ведь, чтобы установить миниатюрную телекамеру возле самого лика Распятого Христа! И где? В АЛТАРЕ!!! Полный, простите, атас! Это выше моего понимания! О каком кощунстве Толоконниковой и иже с нею можно тут говорить, когда подобное происходит в главном храме страны с ведома... Уж не знаю, с чьего ведома. Слава Богу, все-таки наконец высказал то, что давно хотел сказать. Хотя, может быть, и зря... Кто не верит, то должна быть в интернете видеозапись. Лично я ее не искал. Мне по горло хватило живьем посмотреть то, что удалось.

Мирянин 29.05.2017 в 12:42:44

Донести христианскую весть посредством рока и хип-хопа? Миссия в спорте - это очень важно? Заигрывания с миром сводят весь обличительный пафос статьи на нет. Одной рукой играемся с бесами, а другой пытаемся остановить превращение храмов в театры и цирки.

София 29.05.2017 в 12:06:28

Спасибо уважаемому батюшке, очень своевременно, мода какая-то, действительно, дикая. Разрешите только одно замечание: не стоило бы повторять самоназвание этих кощунниц, группы Толоконниковой; по-английски это мат, а по-русски пошло с легкой руки (?) Кураева, и все повторяют теперь. Это десакрализация слова и языка! Простите, конечно.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс