http://blagogon.ru/digest/872/

Константинопольский патриархат и русское старообрядчество: два взгляда

6.11.2018

I.

Недавно митрополит Галльский Эммануил, представляющий Константинопольский патриархат, заявил о том, что пресловутый Томос о «независимости украинской церкви» будет дан уже в ближайшие недели. Естественно, это будет означать начало массовых захватов раскольниками храмов Украинской Православной Церкви, находящейся в единстве с Русской.

Новые шаги патриарха Варфоломея, который под руководством Вашингтона и Ватикана приступил к завоеванию канонических территорий Русской Православной Церкви, заставили весь мир заговорить о якобы воскресшем «втором Риме». А ведь еще недавно крошечный Константинопольский патриархат, в незапамятные времена получивший этот пышный титул, мало упоминался в мировых СМИ. И понятно, почему: ведь вся паства Варфоломея в Турции составляет лишь около трех тысяч человек, если не меньше. Правда, еще миллиона полтора прихожан есть у него в Америке, некоторое количество – в Европе. Но все равно, это весьма мало – меньше даже, чем в небольшой Болгарии или в урезанной агрессией НАТО Сербии, не говоря уж о громадном Русском мире, где находится большинство православных. Да, с учетом пышного прошлого Ромейской (Византийской) империи Варфоломей до сих пор носит титул Вселенского патриарха, но все давным-давно относились к нему только как к старинному реликту, не имеющему реального содержания. Реально Варфоломей является всего лишь государственным служащим Турции, причем скованным многими унизительными ограничениями в своей деятельности в этом мусульманском государстве.

Однако теперь правительство США и его партнеры из Ватикана дали Варфоломею большие политические, информационные и финансовые ресурсы для раскола Русской Православной Церкви с помощью «дарования автокефалии Украине», на что он не имел никаких прав по канонам.

И вот ныне мы наблюдаем картину, когда Варфоломей стал реальным претендентом на роль «православного папы». Призрак «второго Рима» громко заявил о себе через 565 лет с момента своего падения под ударами мусульман. Впрочем, на самом деле он пал еще 570 лет назад – с момента подписания им Флорентийской унии, которая духовно подчинила его Западу. Грозное нашествия турок на Константинополь спустя 5 лет стало только отражением и следствием этого духовного падения, унии с впавшим в ересь Римом.

И теперь, спустя столько веков, мы видим картину как будто бы «воскрешения второго Рима» в противовес реальному третьему Риму – Москве…

Исходя из привычки руководства США и Евросоюза осуществлять реконструкции проектов, некогда бывавших в истории, вполне можно ожидать теперь «реконструкции» великого раскола в России XVII века.

На сегодня в РФ насчитывается примерно полтора миллиона старообрядцев, а, по некоторым оценкам – и до двух миллионов. Они сами, в свою очередь, расколоты на множество направлений и «согласий»: от «белокриницкого согласия» до «беспоповцев». Речь здесь не идет о так называемых единоверцах – о тех православных, которые влились в ряды Русской православной церкви, сохранив при этом свой старый обряд. Речь идет о тех, кто остался в расколе. Многие из них, как и украинские «филаретовцы», были бы совсем не против легализации в каноническом поле мирового православия с помощью Константинопольского патриархата. Конечно, здесь наблюдалась бы полнейшая эклектика: вроде бы как правые традиционалисты-старообрядцы слились бы в объятиях с леволиберальным Варфоломеем. Однако значительная часть старообрядцев в своей крайней неприязни к официальному Русскому православию уже многократно вступала в союз с революционными либералами, социалистами и просто разбойниками. Особенно ярко это проявилось в период революционных брожений в 1905–1907 годах и в 1917 году. Тогда многие богатые старообрядческие предприниматели проявили себя, увы, не самым лучшим образом, финансируя либералов и большевиков, лишь бы навредить ненавистной им официальной Церкви и царской власти. Вся трагедия той же Гражданской войны и последующей разрухи во многом является делом рук подобных богачей. Достаточно вспомнить фамилии Мамонтова, Рябушинского, Морозова, которые прямо финансировали террористов в пику ненавистным им властям, которым они не могли простить исторических обид. Да, так поступали отнюдь не все купцы-староверы, но многие из них.

Да и в более давние времена многие старообрядцы нередко поддерживали смуты в России: те же мятежи Стеньки Разина и самозванца Пугачева были бы невозможны без их участия и поддержки.

С весьма высокой долей вероятности можно предположить, что теперь, когда Варфоломей и стоящие за ним Вашингтон и Ватикан, окончательно встали на тропу войны против Русской Православной Церкви и России, они постараются раздуть исторические обиды староверов, и подключить их к Константинопольскому патриархату.

Конечно, многие старообрядцы – честные люди, преданные России, и они откажутся сотрудничать со столь темными силами. Однако может найтись и немало желающих это сделать, тем более что все подобные шаги будут хорошо финансироваться.

Вполне возможно, что Варфоломей постарается включить в свои ряды и клириков, по разным причинам недовольных пребыванием в РПЦ, и раскольников всех видов: от приходов «Киевского патриархата», давно уже официально существующих на территории РФ, до «Российской православной автономной церкви». Однако их всех во много раз меньше, чем старообрядцев.

И ответить на это беззаконие можно и нужно тоже реконструкцией, а точнее – восстановлением чистоты канонов в мировом православии, повторением той ситуации разрыва отношений с впавшим в Флорентийскую унию Константинополем, которая была в середине XV века.

В этом плане можно только приветствовать решение Русской Православной Церкви о разрыве отношений с впавшим в ересь «восточного папизма» Варфоломеем. Безусловно, необходим созыв совещания поместных православных Церквей для разбора его канонических преступлений и осуждения церковным судом. Необходимы и усилия светских властей России по защите прав православных граждан Украины, ибо их попрание бьет по национальной безопасности РФ.

Игорь Друзь, церковный публицист

Источник

II.

Другой точки зрения придерживается известный русский философ и политолог Александр Дугин, который видит в событиях, связанных с притязанием стамбульского патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви, уникальный шанс для преодоления раскола XVII века. Александр Дугин утверждает, что кризис в отношениях с Константинополем приближает нас к русским корням Московского православия, к возвращению к Русскому историческому православному самосознанию, к Русской сотериологической миссии, к Русской роли в эсхатологические времена, что было порушено антирусской кампанией греческих иерархов в XVII веке.


Благодатный Огонь



Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266