Богородица

Новости

Ряд вопросов к епископу Пантелеимону (Шатову)

08.03.2011

В газете «Крестовский мост» №2 (2011) от 3.03.2011 в рубрике «Слово архиерея» опубликовано интервью с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым), в котором Его Преосвященство дает советы читателям «Как начать Великий пост»:
«Пост надо начать с исповеди. Прийти в храм, когда будет исповедь, узнать об этом заранее. Подойти к священнику и сказать: батюшка, я бы хотел с вами поговорить, я ни разу не исповедовался (или это было давно), вот теперь хотел бы постом поисповедоваться. Но прежде чем подходить, надо осмотреться. Есть ведь, к сожалению, и такие священники, к которым лучше не обращаться. А как это понять? Постоять, посмотреть. Видишь, например: батюшка добрый, внимательный, много народа к нему обращается, вот к нему и иди. А не то, что где очередь меньше — туда и пойду».
Таким образом, архипастырь призывает мирян, в том числе людей невоцерковленных, исповедоваться не у всех священников, но делить их на «добрых» и тех, «к которым лучше не обращаться».
У читателей газеты возникает ряд недоуменных вопросов. Действительно ли в наших храмах служат батюшки, «к которым лучше не обращаться»? Почему они не под запретом? В какой семинарии они учились, кто их рекомендовал для рукоположения и кто их, наконец, рукополагал?
Возникает и другой спектр вопросов. Вправе ли мирянин осуждать священников, тем более, если видит их впервые? По каким критериям отличать «добрых» батюшек от «недобрых»? Можно ли идти (можно ли не идти) на исповедь к священнику, если он не похож на доброго доктора Айболита, а другого батюшки нет?
Наконец невольно возникают вопросы: А являются ли «добрыми» все наши епископы?.. А «добрый» ли пастырь дает такие искусительные «советы» своей пастве?..
По всем благочиниям Москвы накануне Великого поста был распространен текст «Предложения по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы», поданный на имя Святейшего Патриарха Кирилла епископом Пантелеимоном (Шатовым). Среди прочих «предложений» о нововведениях в церковной жизни владыка называет: «Выбрать из числа опытных священников благочиния духовников, к которым можно было бы направлять прихожан для решения сложных вопросов и первой исповеди».
Здесь Его Преосвященство предлагает судить о том, кто есть «добрый» пастырь уже не мирянам, но самим священникам. Если предложение владыки Пантелеимона будет принято, у большинства батюшек возникнут неразрешимые вопросы:
Направлять ли на первую исповедь к «опытному духовнику» всех детей, достигших семилетнего возраста? Должны ли они направлять к «опытному духовнику» всех пришедших в храм людей, требующих срочной исповеди (в том числе новобранцев, смертельно раненых, тяжело больных и т.п.)? Вправе ли любой священник отказать просящему в исповеди, ссылаясь на то, что он не достаточно «опытный духовник»?
Ответ на все эти вопросы содержится в 52-м правиле Святых Апостолов: «Аще кто епископ или пресвитер обращающагося от греха не приемлет, но отвергает – да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшего: Радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся».
Остались безответными еще два вопроса.
Знаком ли с этим каноническим правилом епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)?
Будет ли за соблазн, посеянный им среди тысяч читателей московской газеты, и за созвучное «предложение» в официальном рапорте на имя Святейшего Патриарха, применена к нему мера церковного наказания, предусмотренная 52-м Апостольским Правилом?





Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс