Богородица

Новости

Игорь Фроянов: «Так может говорить только экуменист»

30.05.2011

Известный историк прокомментировал заявление главы ОВЦС митрополита Илариона, что теория «Третьего Рима» не имеет для нас какого-либо значения в настоящем

В преддверии своей рабочей поездки в Грецию, которая состоялась 9-10 апреля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) дал эксклюзивное интервью греческой газете «Катимерини», которое было опубликовано в номере за 3 апреля, сообщает сайт ОВЦС МП. В этом интервью владыка Иларион, в частности, заявил, что «теория "Третьего Рима", в свое время имевшая популярность на Руси, не имеет для нас какого-либо значения в настоящем». Заявление главы ОВЦС МП прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов:
«Это непростая и сложная проблема, хотя и двуединая, если можно так выразиться. Двуединая в том отношении, что она имеет политическую и религиозную составляющие. С точки зрения политической составляющей, теория "Третьего Рима" в условиях, когда наша страна утратила роль лидера в мировой истории, когда она находится в критическом состоянии, при котором сама нуждается в помощи и поддержке, говорить о Третьем Риме-России можно в высшей степени условно и с обращением, если быть оптимистом, в будущее. Когда я говорю о помощи и поддержке, то имею в виду Промысл Божий и верю, что Господь не оставит Россию без Своего призора.
Что касается религиозной составляющей этой теории, то здесь есть предмет для размышлений, связанных с непосредственной действительностью, которую мы наблюдаем в Русской Православной Церкви, а точнее в сфере высшего руководства Церкви. Я думаю, что не открою секрета, если скажу, что среди высших иерархов Русской Православной Церкви есть немало, по нынешней терминологии, "толерантных" священнослужителей, склонных к экуменизму. Если встать на точку зрения представителей экуменической теории, то, действительно, Россия как Третий Рим неактуальна, представляя собою явление невозвратного прошлого. Тем самым отвергается главнейшая идея концепции России как Третьего Рима, состоящая в том, что России предназначена роль хранительницы и оберегательницы чистоты истинной Православной веры, завещанной нам Святыми Отцами и нашими предками. Тем самым отбрасывается и мысль о чистоте Православной веры.
Напомню, что русские православные люди XVI века, когда создавалось и крепло учение о Москве-Третьем Риме, считали католичество и протестантизм ересью, с которой необходимо бороться всеми силами. А что мы видим сейчас: некоторые нынешние представители Русской Православной Церкви уже не относят католичество к еретичеству, полагая, будто с католиками можно сотрудничать, заключать «стратегические альянсы» и даже совершать с католическими священнослужителями общие богослужебные действия. Словом, то значение Руси-Третьего Рима, которое ей предназначали деятели XVI века, в частности, старец Филофей, сегодня если не утрачено, то утрачивается. И оказывается, таким образом, что между нынешним Православием и католичеством вкупе с протестантизмом нет принципиального различия. При таком подходе Россия, безусловно, исчерпала свою функцию Третьего Рима, т.е. божественную функцию блюстительницы истинного Православия. А это означает похоронить Святую Русь и уйти на задворки мировой истории, отказавшись от божественного призвания России и от богоизбранности ее народа.
Для некоторых деятелей Русской Православной Церкви это, по-видимому, представляется не существенным и даже желанным. Именно так я воспринимаю заявление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона».




От редакции: Вот что пишет о теории «Москва – Третий Рим» известный историк русского Зарубежья архимандрит Константин (Зайцев): «Учение о Третьем Риме не приемлемо для тех, кто отпал от Православия и всецело объят стихией западного отступления. Это учение чуждо современному сознанию в такой же мере, в какой чуждо ему и само Православие. Напротив, для неповрежденного православного сознания теория Третьего Рима – яркий и живой образ реального соотношения Церкви и государства, как это соотношение действительно возникло в истории» (Чудо Русской истории, гл.1 «Третий Рим»).
Напомним, что Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев) является кавалером государственной награды Литвы – медали «За мужество и самопожертвование» в память 13 января, которую он получил в 1992 г. за то, что в свое время поддержал движение «Саюдис». Все, кто мало-мальски связан с русскоязычной Литвой, знают, что «Саюдис» – отнюдь не просто антикоммунистическая партия. Движима она была оголтелым антирусским националистическим духом, а ее интерпретация исторической роли Литвы сродни современному украинскому мифотворчеству. Во время январских событий 1991 года в Вильнюсе, будучи настоятелем православного собора в Каунасе, молодой иеромонах Иларион (Алфеев) призвал по радио советских солдат не исполнять возможного приказа стрелять в людей и тем самым нарушить воинскую присягу. Спустя 5 лет после событий в Вильнюсе, когда уже из уст самих представителей «Саюдиса» прозвучали слова о том, что советские солдаты не стреляли у телебашни в демонстрантов, о. Иларион (Алфеев) вновь обвинил СССР в «военной агрессии» («МН», № 3, 21-28 января 1996 г.).
Плоды гуманистических проповедей молодого иеромонаха Илариона таковы: «империя зла» разгромлена, а по улицам Вильнюса, объявленного Европарламентом культурной столицей Европы 2009 года, в дни независимости в открытую проходят марши фашистов.






Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс