Богородица

Новости

Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021


В последние месяцы в православной среде развернулась ожесточенная полемика о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами, в частности, «Спутником V». В связи с этим редакция сайта «Благодатный Огонь» недавно обратилась к Священному Синоду Русской Православной Церкви в самое ближайшее время дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами, в частности «Спутником V». Ибо только голос Церкви мог бы дать ясный и окончательный ответ на эту злободневную проблему, затрагивающую интересы миллионов верующих в России. В обращении редакции «Благодатного Огня», в частности, говорилось:

В настоящее время чуть ли не единственными противниками вакцинации наших сограждан российской вакциной, как это ни парадоксально, являются некоторые представители православного духовенства и мирян-ревнителей (ковид-диссидентов). В связи с этим клирики и миряне, которые занимаются среди православных антипрививочной пропагандой и отпугивают всевозможными страшилками, непроверенными измышлениями наших сограждан от прививки российскими вакцинами, а также антиканоническими церковными прещениями (вплоть до запрещения причащаться Святых Христовых Таин тем, кто привился от коронавируса), являются потенциальными убийцами и повинны в антигосударственной деятельности со всеми вытекающими отсюда каноническими и юридическими последствиями (из Обращения редакции сайта «Благодатный Огонь» к Священному Синоду Русской Православной Церкви).

Когда православные антипривочники и ковид-диссиденты утверждают, что прививаться российской вакциной «Спутник V» является грехом из-за того, что в ней используется клеточная линия НЕК 293, которая была получена в 1973 году трансформацией аденовирусом абортивной культуры клеток эмбриональной почки человека, то следует учитывать следующее:

1) по словам разработчика этой вакцины директора ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» А.Л. Гинцбурга, в соответствии с пределом Хейфлика все клетки, делящиеся в клеточной культуре, умирают приблизительно после 50 делений. Поэтому уже к 1981 году все клетки, взятые из исходного материала, в линии НЕК 293 отсутствовали, и утверждение о связи этой линии с абортивным материалом равносильно утверждению о ее происхождении от неандертальца. Оба утверждения абсурдны, не говоря уже о том, что в конечном продукте под названием «Спутник V» какой-либо человеческий материал полностью отсутствует и не может там присутствовать по определению;

2) иногда некоторые грехи в зависимости от обстоятельств и исторических ситуаций могут не только не вменяться в грехи, но и даже превращаться в добродетели. Яркий пример тому – нарушение заповеди «не убий». Убийство человека является грехом, однако во время войны убийство не только не вменяется в грех убийства совершившему его воину. Об этом говорится в канонах святой Церкви.

Церковное сознание принципиально отделяет случай убийства врага на поле брани от всех других видов убийств. К убийству на войне существует два канонических подхода. Первый отражен в 13 правиле святого Василия Великого:

«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия…».

Второе правило заключено в послании святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах, говорится:

«Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется».

Толкование Зонары на правило свт. Афанасия Великого:

«Прежде всего – убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом, одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов».

Таким образом в дисциплинарной практике православная Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия.

Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и была объявлена всеобщая мобилизация, иные православные могли рассуждать так: убивать других людей является смертным грехом, поэтому надо приложить все усилия, чтобы уклониться от всеобщей мобилизации и от отправки на фронт. Но такой поступок не извиняет приверженность Заповеди «не убий» и является дезертирством. А по законам военного времени уклонение от призыва по мобилизации должно быть расценено как предательство Родины.

Нынешнюю ситуацию с пандемией коронавируса в мире можно смело отнести к чрезвычайной и по сути к военной (нашей стране Западом объявлена гибридная война, которая  в любой момент может перерасти в горячую). Одно дело самому в силу своих убеждений заблуждений и фобий отказаться от вакцинации, ибо вакцинация в нашей стране дело сугубо добровольное, а другое призывать других людей к отказу. А посему призывы, в том числе и с амвона, к отказу от прививки российской вакциной в нынешних исторических условиях следует рассматривать как подрыв национальной безопасности России: антигосударственную провокацию и диверсию против российского народа.

Николай Каверин




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс