Богородица

Актуальные статьи

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.08.2023


Братие, стойте и держите предания
(2 Фес. 2, 15)


Имя архимандрита Тавриона (Батозского; † 1978), личности благочестивой и по-своему незаурядной, проведшего много лет в тюрьмах и лагерях, часто упоминается в различных публикациях. О нем стали выходить книги, как, например, составленный священником Владимиром Вильгертом сборник «Вся жизнь — Пасха Христова. Архимандрит Таврион (Батозский)» (М.: Отчий дом, 2001). По прочтении этой книги у читателя может сложиться впечатление о выдающемся старце, достойном продолжателе православных монашеских традиций знаменитой Глинской пустыни. Цель этой книги священник Владимир Вильгерт не скрывает: «Выражаем надежду, что публикация этого сборника ускорит решение вопроса о канонизации архимандрита Тавриона» (с. 5).

Прочитав книгу, читатель в душе скажет только «аксиос!» причислению к лику святых такого незабвенного батюшки. Однако в книге сей лукаво умолчано о многих фактах из пастырской и литургической практики архимандрита Тавриона, которые вызывали еще при его жизни немало соблазна. Один известнейший духовник Троице-Сергиевой лавры в 70-е годы не благословлял своим духовным чадам ездить в пустыньку под Елгавой к о.Тавриону, а если уж кто и собрался ехать — то ни в коем случае не причащаться у него.

Итак, был ли архимандрит Таврион достойным продолжателем монашеских традиций Глинской пустыни?

Говоря о непродолжительном пребывании о.Тавриона настоятелем знаменитой христианским подвижничеством Глинской пустыни (1957–1958 гг.), его жизнеописатели допускают грубые неточности и даже откровенную ложь в изложении фактов этого периода церковного служения о.Тавриона. Так, Е.Бездетко в статье «Благовестие архимандрита Тавриона» (Православная Москва, 1994, № 15) несколько лет назад писала: «Батюшке так сложно было с особо “благочестивыми” людьми, усердно оцеживающими уставных комаров. Наиболее яркими представителями этого вида были монашествующие»; «...Из Глинской его ушли». За что «ушли» — автор оставляет без ответа.

В книге священника Александра Чеснокова «Глинская пустынь и ее старцы» (М., 1994) также не дается исчерпы­вающего ответа на вопрос о причинах разногласий архимандрита Тавриона с братией Глинской пустыни (разногласия объясняются всего лишь тем, что полунощницу при о.Таврионе перенесли на двенадцать часов ночи, что не всей братии пришлось по душе). Та же малосущественная причина разногласий из-за времени совершения полунощницы отмечается и в книге священника Владимира Вильгерта. Но и в этой книге ничего не говорится о главных, принципиальных разногласиях, приведших к просьбе глинских старцев о замене настоятеля — архимандрита Тавриона — и переводу последнего из Глинской обители.

В своей книге свящ. Владимир Вильгерт даже пытается объяснить конфликт очевидной сплетней: «...в Глинской пустыни имела место и попытка покушения на жизнь настоятеля со стороны молодых, озлобленных насельников» (с. 24). Подобным «объяснением» о.Владимир возводит откровенную хулу на братию Глинской обители.

Известный Глинский старец, светильник веры и благочестия ХХ века, автор многочисленных богословских сочинений схиархимандрит Иоанн (Маслов; † 1991) в своем капитальном труде «Глинская пустынь» (М., 1992; 1994) всесторонне исследовал жизнь этой обители, прославленной своей духовно-просветительской деятельностью и старческим окормлением, и в частности — возрождение старчества в Глинской пустыни в период 1942–1961 гг. Труд схиархимандрита Иоанна необычайно ценен для историков, богословов и для всех ищущих спасения, поскольку о.Иоанн сам начинал свой иноческий подвиг и достиг полноты иноческого совершенства в знаменитой Глинской пустыни, был духовным другом и сотаинником великих Глинских подвижников-старцев схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова), продолжателем иноческих традиций Глинской обители, последним Глинским старцем.

Приведем отрывок из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь», в котором подробно освещается непродолжительная деятельность архимандрита Тавриона (Батозского) в качестве настоятеля Глинской пустыни.

«Периоды расцвета и упадка духовной жизни всегда были связаны с возрастанием или уменьшением роли духовного руководства. Возрождение старчества в Глинской пустыни обусловило такой подъем духовной жизни в обители, что слава о святости жизни насельников Глинской пустыни, строгости ее устава и аскезы распространилась по всей стране.

В духовной жизни Глинская пустынь занимала самое высокое место. Как и прежде, обитель была центром духовного просвещения, старческого окормления и нравственного возрождения. Не только многие архиереи, но и сам Святейший Патриарх Алексий I отзывался о Глинской пустыни как о знаменитом, строгом монастыре, глубоко почитал ее опытных старцев и считал их руководство душеспасительным.

После десятилетнего управления обителью о.Серафимом (Амелиным) наступил второй период его настоятельства (1953–1958 гг.) — период расцвета и благоустройства Глинской пустыни.

Строго подвижническая жизнь Глинских старцев, высокий духовный авторитет ее настоятеля собирали в монастырь ревнителей настоящего иноческого жития. В святую обитель стремились попасть не только желающие начать монашескую жизнь, но и опытные подвижники, чтобы в среде этой “дружины воинов Христовых” обрести верный путь к высшему духовному совершенству. В архиве Сумского Епархиального управления хранится множество прошений того времени о переводе или поступлении в Глинскую пустынь не только со всех концов нашей страны, но и из-за рубежа. Но по распоряжению уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви Сумской области прием насельников в святую обитель был ограничен.

Духовное ядро обители до самого ее закрытия составляли подвижники, жившие в Глинской пустыни еще до 1922 года. В 1953–1957 годах их было около одной трети, а в 1958-м — около одной пятой от общего числа насельников. Они восприняли от Глинских старцев XIX и начала ХХ века древние высокодуховные иноческие традиции обители и передавали их следующим поколениям. Так, посредством старческого окормления, осуществлялась в Глинской пустыни духовная пре­емственность.

В тот период средоточием духовной жизни обители по-прежнему были старцы: архимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник (Лукаш) и иеросхимонах Серафим (Романцов). Как писал епископ Сумской и Ахтырский Евстратий, “трудами о.Андроника, о.Серафима-духовника и настоятеля архимандрита Серафима крепла и процветала Глинская пустынь”.

Под их руководством возрос целый сонм подвижников, многие из которых впоследствии пронесли старческие традиции Глинской пустыни по всей стране.

...В феврале 1957 года архимандрит Серафим (Амелин) обратился к епископу Евстратию с просьбой освободить его по болезненному состоянию и старости (ему было уже восемьдесят четыре года) от обязанностей настоятеля. Наряду с этими причинами едва ли не основной было стремление старца в конце жизненного пути совершенно предаться богомыслию и безмолвию. Пребывая телом на земле, он давно уже духом был в Горнем Иерусалиме, но, несмотря на затвор, в котором он провел последние годы, заботы о многообразной жизни обители не позволяли ему полностью отрешиться от дел земных.

Братия хотя и скорбела о решении о.Серафима уйти на покой, но по его благословению выбрала настоятелем архимандрита Тавриона (Батозского), который поступил в Глинскую пустынь еще в 1913 году и находился в обители до 1922 года, обучаясь в живописной мастерской под руководством о. Серафима (Амелина). Затем он посетил Глинскую пустынь лишь в начале 1957 года.

Надеясь, что архимандрит Таврион, помня иноческие традиции Глинской пустыни, и в должности настоятеля сохранит послушание старцам, о. Серафим (Амелин) в своем прошении епископу Сумскому и Ахтырскому указал на него как на желательного кандидата на должность настоятеля Глинской пустыни.

Для окончательного решения этого вопроса духовник обители иеросхимонах Серафим (Романцов) ездил в Москву, где был на приеме лично у Святейшего Патриарха Алексия... Святейший спрашивал о братии, о храме, о церковных службах, о постройке и обещал назначить настоятелем архимандрита Тавриона.

По распоряжению Святейшего Патриарха Алексия архимандрит Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский) был назначен настоятелем Глинской пустыни 14 марта 1957 года, а 25 апреля принял все дела от архимандрита Серафима (Амелина). Но в должности настоятеля о.Таврион пробыл менее года, так как не оправдал доверия братии. В Глинской пустыни, обители истинно православной, он стал вводить западные, католические обычаи церковной жизни. Кроме того, после окончания вечернего богослужения о. Таврион зажигал свечи на престоле, открывал Царские врата, начинал читать акафисты и устраивал общенародное пение. Это противоречило уставу Глинской пустыни, в соответствии с которым после вечернего богослужения братия должна была безмолвно расходиться по келиям и исполнять келейное правило в тишине.

Отец Таврион приказал вынести Голгофу из храма, ввел при богослужении вместо строгих распевов Глинской пустыни партесное пение, никак не соответствующее духу обители. Весь круг богослужебного пения Глинской пустыни до изменений, введенных о.Таврионом, сохранял древние церковные мелодии, которые воодушевляли молящихся в ту или иную минуту церковной службы.

При входе в храм о.Таврион повесил большие шторы. Икону “Царь Славы” на Горнем месте без совета со старцами заменил иконой “Воскресение Христово”. Что касается замены иконы, то это не запрещено каноном, но в Глинской пустыни, где без благословения старцев избегали малейших нововведений и крайне дорожили древними традициями, все эти изменения возмущали братию. Она называла действия о.Тавриона благочестием не по разуму (при о.Таврионе богослужения в обители начинались в полночь; братия, горевшая стремлением к подвижнической жизни, это одобряла, но восстала против католического уклона настоятеля).

Особенно недовольна была братия тем, что о. Таврион ни в чем не советовался с глубоко почитаемым в монастыре, старшим его по возрасту и по духу, бывшим настоятелем архимандритом Серафимом (Амелиным). Это было нарушением монашеских правил. Наконец, о.Таврион ни в чем не считался с мнением совета старцев Глинской пустыни, а поступал самовластно.

Стремясь защитить Православие в обители, насельники монастыря неоднократно обращались к епископу Евстратию и, как в личной беседе, так и письменно, выражали свое недовольство нововведениями настоятеля.

Преосвященный Евстратий неоднократно, как при посещении обители, так и письменно, пытался вразумить о.Тавриона, ссылался даже на то, что доля его болезни (осенью 1957 г. епископ Евстратий был тяжело болен) «от нестроений в обители», но ничего не изменялось.

О католическом уклоне в действиях о.Тавриона стало известно Святейшему Патриарху Алексию. 14 ноября 1957 года епископ Евстратий получил телеграмму от Управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Николая (Колчицкого), в которой было сказано, что, поскольку “братия Глинской пустыни не очень довольна настоятелем, который делает большие перемены без совета старцев обители, то Святейший Патриарх просит вызвать старцев обители Глинской пустыни... и внушить настоятелю, чтобы все дела в обители решались совместно со всеми старцами, а не единолично настоятелем...”

В ответ на эту телеграмму 18 ноября под председательством епископа Евстратия было проведено объединенное собрание Сумского Епархиального Совета и собора старцев Глинской пустыни в составе настоятеля архимандрита Тавриона, духовника обители иеросхимонаха Серафима, казначея иеромонаха Модеста и эконома иеромонаха Михаила, на котором движимые братской любовью и послушанием единодушно постановили отменить в Глинской пустыни нововведения о.Тавриона, а настоятелю решать все вопросы совместно со старцами. В монастыре завели даже журнал для записи решений, принятых на совещании старцев. Но жизнь в обители не нормализовалась. Западная ориентация в действиях о.Тавриона продолжала проявляться. Отец Серафим (Романцов) вынужден был поехать к Святейшему Патриарху и просить о смене настоятеля. 13 января 1958 года настоятелем Глинской пустыни опять назначили архимандрита Серафима (Амелина), а архимандрит Таврион (Батозский) указом Святейшего Патриарха был переведен в Почаевскую лавру.

К этому времени многотрудный старец архимандрит Серафим (Амелин) уже угасал. Пятнадцать лет был он во главе духовного вертограда и не только собрал, но и приумножил братию Глинской пустыни, во всей полноте возродил старчество и древний устав обители, внутренне и внешне украсил монастырь, создал все условия для духовной и материальной помощи богомольцам...»

А вот другое свидетельство. Архимандрит Рафаил (Карелин) в своих воспоминаниях о Глинском старце схиархимандрите Серафиме (Романцове), в частности, пишет:

«Отец Серафим придавал очень большое значение преемственности монастырской жизни, включая устав богослужения, ежедневную исповедь, откровение помыслов и т.п. Он рассказывал, что когда архимандрит Таврион (Батозский), назначенный настоятелем Глинской пустыни, стал вводить новый устав, читать какие-то составленные им или неизвестно откуда взятые молитвы, то это вызвало недоумение и недовольство братии монастыря. Это нарушило монастырскую традицию. И потому, несмотря на подвижническую жизнь отца Тавриона, Глинские старцы принуждены были просить Святейшего Патриарха Алексия I о замене настоятеля (что тот и исполнил). Этим была сохранена традиция монастыря, заложенная с его основания, и духовная преемственность, носителями которой являлись глинские старцы» (Тайна спасения. М., 2002. С. 292).

Таковы мнения двух Глинских старцев-подвижников об архимандрите Таврионе.

...После Глинской пустыни о.Таврион служил непродолжительное время в Почаевской лавре, затем в Уфе, а в 1962 году по ходатайству Никодима (Ротова), тогда епископа Ярославского, переводится в Ярославскую епархию. В 1969 году архимандрит Таврион переезжает в Спасо-Преображенскую пустынь под Ригой (Елгава), где становится духовником. В это время Пустыньку под Ригой начинают посещать многие верующие, особенно из Москвы.

  * * *
Приведем отрывок из писем архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова; † 2005), опубликованных на сайте «Православие и современность»:

...Враг не переставал мутить среди братии, стали всё больше роптать на то, что настоятель стар, нужно другого, и, когда освободился из ссылки отец Таврион, представители ездили к Патриарху и просили назначить им настоятелем архимандрита Тавриона[1]. Патриарх просьбу удовлетворил. Отец Серафим со смирением принял отстранение от настоятельства, поселился в угловой келье и ни в какие дела не вмешивался. Но он говорил братии: “После меня вам лучше не будет”. И действительно, при новом настоятеле архимандрите Таврионе в монастыре пошли такие нестроения, такое недовольство и ропот.

Отец Таврион был постриженником Глинской пустыни, жил в ней до закрытия, будучи послушником, обучался в монастырской иконописной мастерской. После закрытия одно время вместе с отцом Андроником был келейником у епископа Павлина[2], затем попал в ссылку, где работал художником. По происхождению он из поляков. Может быть, в силу этого у него было стремление к католичеству, или, во всяком случае, симпатия и расположение к католичеству.

Разногласия с братией пошли с самого начала: сначала отец Таврион на окнах храма повесил тюлевые занавеси. Вообще, в храмах не принято вешать на окнах занавеси; в строгом монастыре, где и света-то электрического не проводили, это было воспринято с недовольством братией. Затем отец Таврион изменил порядок: полунощницу стали начинать в 12 часов ночи, как было в прежней Глинской. Однако в прежнее время было братии 700 человек, и одни служили, другие несли другие послушания, а в это время на молодых было возложено послушание и в храме петь, и на работу в поле, и в лес. При таком порядке им совсем мало удавалось отдохнуть. Стали роптать.

Отец Таврион в своих проповедях часто ссылался на Фому Кемпийского. Братия вычитали у святителя Игнатия Брянчанинова, что благочестие по книге Фомы Кемпийского “О подражании Христу“ не истинное — это только по разгорячению крови, а не основанное на смиренномудрии, как учат православные подвижники[3]. Пошли обвинения в католицизме отца Тавриона. В монастыре одни стали за настоятеля, другие — против.

В результате делегация поехала в Москву с просьбой снять отца Тавриона. Таким образом исполнились слова отца Серафима Амелина...

* * *

Нынешние обновленцы-реформаторы постоянно ссылаются на литургическую практику архимандрита Тавриона как на пример нетрадиционного отношения к православному богослужению, якобы требующему постепенной модернизации. Так, священник Георгий Кочетков пишет: «Вспомним... хотя бы о.Тавриона Батозского, глубоко по духу православного и в то же время открытого к католической и протестантской традициям и, главное, к живым их носителям. Эта открытость позволяла ему и поставить в храме католическую статую, и даже в ряде случаев причащать тянущихся и приходящих к нему инославных, ничего особенного от них не требуя, кроме обычного для всех личностного соучастия на литургии. Этот же дух позволял ему, как и многим другим святым (?), широко использовать на богослужении... современный язык... и свободные молитвенные включения в традиционные чинопоследования» («Православная община», 1994, № 4–5, с. 82). «Он... не стеснялся читать Евангелие по-русски, причащать практически без исповеди, ежедневно и всех»; «Не стеснялся апеллировать к обновленческому опыту, правда, только в личных беседах» («Новая Европа», 1992, № 1, с. 73).

Другой автор в кочетковском журнале «Православная община» (1995, № 2 /26/) вспоминает следующее: «Отец Таврион позволял в богослужении и импровизации: вставлял свои молитвы...»; «Видишь, как мешает батюшке массивная алтарная перегородка летнего Спасо-Преображенского храма; открыты и не закрываются во все время богослужения царские врата и диаконские двери...»; «Ежедневное причащение в Пустыньке, введенное о. Таврионом, многих соблазняло, и пастырей, и пасомых»; «Батюшка прибегал... к общей исповеди»; «Узы любви связывали его со старейшим като­лическим епископом...»; «Но вместо благодарности за свои труды он получал от некоторых из них (собратьев. — Н.К.) осуждение и ярлыки — “католик”, “обновленец”» (там же, с. 85, 87, 89, 90, 84). В этой же статье рассказывается, как о.Таврион причащал и венчал некоего «католика Антония В.» (Вильгерта, отца священника Владимира Вильгерта, составителя вышеупомянутой книги. — Н.К.). Однако «после смерти о.Тавриона новый духовник Пустыньки уже не допускал к Чаше Антония» (с. 90).

Из беседы со свящ. Георгием Кочетковым в альманахе «XPICTIAНОС» (1998, VII) мы узнаем, «как в одном из его (о.Тавриона. — Н.К.) храмов стояла католическая статуя Сердца Иисусова» (с. 70). Однако даже жизнеописатели отца Тавриона признают не всегда оправданное, иногда весьма соблазнительное для православных верующих новаторство: «Некоторых подобные вещи смущали, как статуя Святейшего Сердца Иисусова, подаренная католиками и поставленная им в храме у Плащаницы...» (Бездетко Е.  Благовестие архимандрита Тавриона // «Православная Москва». 1994. № 16).

По воспоминаниям многочисленных паломников, посещавших в 70-е годы Преображенскую пустыньку, о.Таврион сам любил читать на утрени канон на русском языке. «Этот точный, добротный перевод звучал, увы, очень коряво и, вопреки намерениям о.Тавриона, вовсе не был понятнее славянского текста» (Богослужебный язык Русской Церкви. История. Попытки реформации. М., 1999. С. 226).

 * * *

У читателя, естественно, возникает вопрос: почему столь несомненно высокодуховной жизни архимандрит Таврион имел католические и обновленческие симпатии, проявлявшиеся в его богослужебной практике? Постараемся дать ответ на это.

Что касается католических симпатий, то, скорее всего, они связаны с западноукраинским происхождением о.Тавриона, где униатское влияние оставляло свой отпечаток на церковной жизни, и прежде всего на обрядовой ее стороне, которая запечатлелась в нем с детства.

Обновленческие же симпатии сложились у о.Тавриона в 20-е годы в Москве. По воспоминаниям одного его духовного чада, «отец Таврион... использовал опыт юности, прежде всего Москвы начала 1920-х годов. Он был в ту пору в Москве и ходил по разным храмам. Бывал и в Заиконоспасском монастыре, ценил опыт епископа Антонина (Грановского)... Я со всей ответственностью говорю, что Таврион бывал в Заиконоспасском монастыре на богослужениях Антонина и ценил этот опыт» (Литургия отца Тавриона. Беседа со священником Георгием Кочетковым // ХРICTIAHOC, Рига, 1998, VII, с. 62–63). Вероятно, эти реформаторские богослужения обновленческого епископа Антонина Грановского оказали глубокое впечатление на молодого о.Тавриона. Именно почти весь набор обновленческих новшеств Антонина повторял, спустя сорок лет, о.Таврион при совершении богослужений.

«Помню однажды, — вспоминает о.Георгий Кочетков, — я ему сказал, что с нами вместе приехал баптист. Более того, этот баптист, вдохновленный служением отца Тавриона, тут же пошел причащаться. Я пытался всячески этому воспрепятствовать, но мои усилия не достигли цели. Я просил одну монахиню передать батюшке, что вот этот человек — баптист, он не миропомазан. Матушка все передала отцу Тавриону, а тот просто не обратил внимания и спокойно его причастил. Когда я потом сказал старцу, что этот баптист причащался, сказал с ужасом и пафосом, отец Таврион ответил: “Вы ничего не видели”» (с. 71).

После таких свидетельств непорядочно выглядят упреки редакции альманаха «XPICTIAHOC» и священника Г.Кочеткова в отношении о.Иоанна (Маслова): «Схиархимандрит Иоанн (Маслов) оклеветал архимандрита Тавриона» (с. 55). В чем же тут клевета, господа хорошие, если сами же авторы вашего «XPICTIAHOCA» (Фонд имени Александра Меня в Риге) подтверждают все то, что написано в книге «Глинская пустынь»? Священник Г. Кочетков, например, подтверждает, что «нарекания в адрес отца Тавриона звучали и при его жизни и покойный отец Иоанн (Маслов) всегда был одним из его злопыхателей» (с. 72).

Эти слова известного московского обновленца только лишний раз подтверждают высокое духовное и историческое достоинство книги приснопамятного схиархимандрита Иоанна «Глинская пустынь».

Необходимо сказать и пару слов о священнике Владимире Вильгерте — составителе книги об архимандрите Таврионе. Примерно за год до выхода этой книги в свет помещенное в ней жизнеописание о.Тавриона, автором которого является свящ. Вл. Вильгерт, было напечатано в журнале «Православная община» (2000, № 55), издаваемом свящ. Георгием Кочетковым и его «Высшей православно-христианской школой». Вариант жизнеописания, опубликованный в кочетковском журнале, отличается от жизнеописания, вошедшего в сборник «Вся жизнь — Пасха Христова», наличием двух абзацев, где говорится о том, что «о.Таврион уважительно относился к католичеству», «подмечал достоинства католической церкви-сестры и стремился использовать этот положительный опыт в своем священническом служении», как о.Таврион причащал и повенчал католика — отца священника Вл. Вильгерта, «при этом никакого формального перехода в Православие не было» («Православная община», 2000, № 55, с. 96, 97). Понятно, что эти два абзаца свящ. Вл. Вильгерт не поместил в выпущенную огромным тиражом (12 000 экз.) книгу об архимандрите Таврионе, в надежде, как уже упоминалось выше, «что публикация этого сборника ускорит решение вопроса о канонизации архимандрита Тавриона» (с. 5). Все эти «католические» подробности Комиссия по канонизации показнать не должна!


 * * *

Несомненно, архимандрит Таврион был добрым пастырем и поступал вопреки православной традиции, скорее всего, по простоте своей или по неведению. Подобный случай описан у преп. Иоанна Кассиана Римлянина, когда старец по имени Серапион, отличавшийся «древней строгостью в воздержаниии в деятельной жизни, во всем совершенный», по неучености своей погрешил против истинной веры и впал в ересь (Соб. 10, гл. 3).

Этого никак нельзя сказать о злонамеренном реформаторском зуде нынешних обновленцев, которые часто спекулируют на имени о.Тавриона с целью «модернизировать» Православие, русифицировать богослужение, пересмотреть «устаревшие» каноны. Автор этой статьи совершенно не намерен как-то очернить имя о.Тавриона, который остался светлой и любвеобильной личностью в воспоминаниях многих его духовных чад. Но при этом православным верующим необходимо более полно знать о жизни того или иного священнослужителя, если его почитатели поднимают вопрос о канонизации и при этом выпускают книги, где намеренно замалчивают некоторые неправославные аспекты церковной жизни этого человека, чтобы уже после прославления его в лике святых оповестить всех верных чад Русской Церкви, что в святцах появился новый святой, благосклонный к «обновленческому опыту», к экуменической практике, к пренебрежению св. канонами Церкви, симпатизирующий католичеству и т.п.

Обо всех многочисленных католических и обновленческих особенностях в литургической практике архимандрита Тавриона священник Вл. Вильгерт в своей книге не поминает ни одним словом: не пришло еще время!

Хотелось бы, чтобы Синодальная комиссия по канонизации святых действовала впредь более тщательно и осторожно, дабы избежать появления в святцах Русской Православной Церкви весьма сомнительных личностей. В последнее время раздаются голоса, твердящие о необходимости канонизации, например, матери Марии Скобцовой — курящей монахини бердяево-эсэровской ориентации, Варфоломея (Ремова) — тайного католического епископа и одновременно настоятеля общины одного из московских православных монастырей в начале 30-х годов, нижегородского обновленческого священника-реформатора Василия Адаменко или перешедшего в старообрядчество князя-архиерея Андрея (Ухтомского) и иных «подвижников», православие которых находится под большим сомнением.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Архимандрит Таврион (Батозский; 1898–1978) родился в Харьковской губернии. В Глинской пустыни с 1913 г. После ее закрытия стал келейником епископа Рыльского Павлина. С 1929 по 1935 г. в Вишерских концлагерях. В 1940 г. — новый арест. Освобожден в 1956 г. С марта 1957 по январь 1958 г. настоятель Глинской пустыни. Снят с должности настоятеля и переведен в Почаевскую Лавру. Впоследствии служил в Уфе, в Ярославской области. С 1969 г. духовник Спасо-Преображенской женской пустыни в Латвии. Личность архимандрита Тавриона оценивается неоднозначно. Многочисленные поклонники говорят о необходимости его прославления. Летописец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) оценивал его деятельность негативно. См. также: Каверин Н. Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)? // Благодатный огонь. № 9

[2] Священномученик Павлин (Крошечкин; 1879–1937), архиепископ Могилевский. Родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. С 1921 г. — епископ Рыльский, викарий Курской епархии. В 1926 г. был одним из инициаторов и активных участников тайного избрания Патриарха. Арестован, в 1927 г. освобожден. Назначен на Пермскую кафедру, затем на Калужскую, с 1933 г. — на Могилевскую. В 1936 г. арестован. В 1937 г. расстрелян. Канонизирован в 2000 г. Память 21 октября/3 ноября.

[3] Отрицательные оценки книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» святитель Игнатий Брянчанинов давал в письмах, в «Аскетических опытах» («О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести»), в других произведениях.

 
Благодатный Огонь № 9, 2002 год



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Евгения 11.07.2018 в 20:37:13

Я читала воспоминания духовных чад о.Тавриона Батозского. Видимо о.Таврион обладал горячим характером со своими сложностями и особенностями. Но из воспоминаний о нем я поняла, что он очень скромно жил, сам много трудился, отдавая все силы и время служению людям и церкви. И это, на мой взгляд, заслуживает уважения само по себе. Чего не скажешь об о.Георгии Кочеткове, расположившемся в своем загородном поместье со своими слугами, кухарками и личным шофером. Пользуясь своим званием священнослужителя, без конца проповедуя духовный блуд и насилие, о.Георгий Кочетков только калечит души и судьбы людей, видимо не может и не хочет понять прописные истины богословия и человеческих взаимоотношений и только дискредитирует все о чем говорит!

Татиана 08.08.2016 в 20:22:40

Поэтому он и выбран духовником п. Кирилла

Феофания 03.08.2016 в 01:35:17

20 лет живу рядом с Оптиной. Старец Илий действительно католиков считает такими же христианами как и мы и братьями, простота.

Нина 31.07.2016 в 15:15:17

Из статьи - монахиня Варвара (Пыльнева) "Оазис молитвы" (сделанная ей подборка из писем схимонахини Феофаны):
«Не люблю, не признаю, не уважаю никаких самочинных нововведений в нашу церковную жизнь, не освященных и утвержденных власть имущими. О[тец] Таврион другого мнения, и нам трудно найти общий язык. Вот почему мне так всегда жаль и тревожно за души молодежи, попавшей к подобным руководителям. Как часто широта отрицания обрядов (как привыкли говорить наши модные водители душ) приводит к полной сумятице и прежде всего уничтожает первую основу Богопознания. Помните у апостола: «Все мне позволено, но не все полезно» (Ср. 1 Кор. 6:12; 10, 23). По-моему, это прежде всего относится к смелости мышления о том, что неизмеримо выше и глубже необлагодатствованного человеческого мышления».

FrVladimir 30.07.2016 в 22:02:08

А вот какой анонс от имени издательства Сретенского монастыря, помещенный на сайте Православие.ру, на книгу под рубрикой "Люди Божии" (март 2016 г.): "Архимандрит Таврион (Батозский; 1898‒1978) был одним из великих подвижников нашего времени, человеком святой жизни и большого дерзновения пред Господом. К нему ехали тысячи людей со всех концов Советского Союза за советом, молитвенной помощью и духовным окормлением. Отец Таврион был старцем, человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем."
Ни слова о его обновленческих наклонностях и любви к католицизму... http://www.pravoslavie.ru/92060.html

Владимир Юрганов 30.07.2016 в 18:18:04

"Несомненно, архимандрит Таврион был добрым пастырем и поступал вопреки православной традиции, скорее всего, по простоте своей или по неведению".
По такой же простоте и не ведению папский нуций обвинил Православных в Константинополе в том, что они исказили Символ веры, убрав оттуда филиокве.

Ия 29.07.2016 в 15:43:44

р. Б. Татьяна
***Уже докатились до публикаций откровенной клеветы? ... в монастырях никого не венчают. Ну ну.***
-- Безо всякого НУ-НУ: О.Илий, хоть и схимник, но вполне себе путешествующий по городам и весям схимник. Прежде, чем обвинять в клевете (а я писала о моих хороших знакомых, католик, кстати так католиком и остался), может стоит просто в Переделкино подойти к самому схиархимандриту и спросить его о сем ФАКТЕ. И НУ-НУ растает как воск.

Агапит 29.07.2016 в 13:52:28

Ну, по сравнению с богослужением на Ордынке по случаю юбилея митр. Илариона это так, цветочки. Ягодки мы видим теперь.

Ольга 29.07.2016 в 13:42:32

р. Б. Татьяна:
«…в монастырях никого не венчают».
Бывают исключения – венчают. По крайней мере, знаю два таких случая.

р. Б. Татьяна 29.07.2016 в 12:39:10

Ия 29/07/2016 в 11:17:18
***По поводу о. Илии, мне известен факт, что он лично венчал католика и православную. ***
Уже докатились до публикаций откровенной клеветы? Во всяком случае - ничем не подтвержденного вранья, т. к. в монастырях никого не венчают. Ну ну.

Ия 29.07.2016 в 11:17:18

По поводу о. Илии, мне известен факт, что он лично венчал католика и православную.

Смирнова Людмила 30.07.2015 в 23:07:26

Хорошая статья о схиархимандрите Иоанне (Маслове) - http://ruskalendar.ru/publications/detail.php?ID=17022

Светлана 30.07.2015 в 15:34:18

Как интересно, что не зная ничего о старце Илии, мне сподобилось придти к тем же выводам, которые написаны в комментариях. Даже в разговоре с одним из прихожан, который говорил об этом старце, мне пришлось после анализа данных о нем засомневаться в его старчестве. И вот мнения людей осведомленных. В особенности то, что он распространяет фото меченного. Это говорит уже о многом, чьи силы этот "старец" представляет.
МДА сильно деградировала, Грихилес, Осипов и многие другие преподают еретические взгляды. Даже и не знаешь сейчас, кто в МДА еще стоит на православных позициях. Все выглядит, как мощнейший подрыв православного богословия. Основной поток священников уже выходит с кашей в голове, в результате такого наставничества. Не говоря уж и об содомских грехах, которые по слухам, имеют в некоторых семинариях место быть. Непонятно, что нужно сделать, чтобы полностью искоренить то зло, которое там уже существует много лет. Где найти тех богословов, как оо.Правдолюбов, Рафаил Карелин, о.Константин Буфеев?

М.Яблоков 29.07.2015 в 22:35:40

Владимиру Юрганову.
"Да будет вам известно, братие, что дурные страсти и нечестивые учения взаимнотесно связаны, являясь источником друг другу и бывают причиной того, что Бог справедливо оставляет такого рода людей" (свт. Григорий Палама).

Владимир Юрганов 29.07.2015 в 21:11:25

Яблокову.
Всё думал, что же всех этих шестидесятников повязывает? А вот прочитал статью Куняева "Лейтенанты и маркетанты". И понял. Они наследники ИФЛИ. И повязывает их всех то, что они наследуют ИФЛИйцам - детям большевицкой элиты 20-х годов. Иногда родственно, иногда ИФЛИйцы были их прямыми наставниками... Вот мож и тут - через таких вот осколков обновленчества как Таврион их гниль добралась и до Никодимов? На них и размножилась? Хотя ранние годы Никодима что-то я не изучал...

Владимир Юрганов 29.07.2015 в 19:52:51

Правда интересно про оригенизм о.Илия, не знал.

Владимир Юрганов 29.07.2015 в 19:42:13

Снова пытаются навести тень на плетень, произнося имя Никодима (Ротова). И пытаются вывести из фокуса читательского внимания героя статьи Тавриона. Почему? Из скудоумия (открыли рот, а что сказать не знают, тогда о Никодиме - в нем все зло!)? Или же из злого умысла (свести все на Никодима, а остальных отмазать)? Ну не был Таврион духовным чадом Никодима. Он сам по себе обновленец. И речь идет о том, как обновленцы гробят Православие. Для чего тут опять приплетать роль Никодима? И не пора ли проследить, не кто был последышами Никодима, а кто был его наставниками и кто стал их учениками кроме Никодима? И нет ли между ними связи. Но уж никак не в обсуждении попыток канонизации более раннего чем Никодим обновленца. Скоро уж и про Антонина (Грановского) речь зайдет - и всё на Никодима Ротова переведут.

М.Яблоков 29.07.2015 в 15:53:30

Создается устойчивое впечатление, что всех этих никодимовцев что-то повязывает... И что-то очень нехорошее...

М.Яблоков 29.07.2015 в 15:32:19

Очень интересная информация про "старца".

Антон Мацнев 29.07.2015 в 10:58:33

К сожалению, ересь Оригена не только угнездилась среди отдельных "старцев", но и настырно преподается в московских семинарии и академии, общеизвестным профессором Осиповым. А это настоящие и будущие священники и монахи, несущие в себе заложенный яд лжи. И пока некому остановить распространение этой ереси. Один священник, когда речь зашла о Осипове и его оригенизме, возмутился моими словами о том, что конечность ада, утверждаемая Осиповым, это ложь. И что меня изрядно опечалило, даже намекал мне чтоб я покаялся... Слава Богу, что не все выпускники этих учебных заведений слепо верят Осипову. Так что удивляться отдельным старцам, когда под боком такое.

Сельскiй бригадиръ 15.08.2014 в 09:39:04

Ещё одно свидетельство об о. Илии (Ноздрине), т.н. "старце":
Я был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.
Он был в опале - это точно. Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.
А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илий вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илий вернулся в Россию.
Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архиминдриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.
Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом. Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит называя "сатаной" и "раскольником".
О.Илий - простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы - они все противоречивы и парадоксальны. Простота - это хорошо, но главный дар истинного старца - рассудительность. Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.
Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом. Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель. Схиархимандрит Илий привлекает своим "смиренным" видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его "смирение" исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.
Еще большая беда его вероисповедания - это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все - независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. "Бог есть любовь" Он не может сделать так чтобы кто-то страдал", - говорит о. Илий.
Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?
http://evstoliya-3.livejournal.com/25963.html?thread=80747#t80747

Сельскiй бригадиръ 02.08.2014 в 18:49:26

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример ОФИЦИАЛЬНОГО старчества
Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70-90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его НАЗНАЧИЛИ быть СТАРЦЕМ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ...Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести. (Тем не менее, отец Никодим, скорее всего, искренне заблуждался. Мне хотелось бы верить в именно такой вариант. Или его экуменизм был вынужденный. Духовную жизнь он вел весьма подвижническую. Но это уже другая история). Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) - тишина. 10 лет - никакой информации. Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.
Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным "заданием" - открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был "свой" человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с "линией партией". Но стало понятно, что эта "партия" не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения "задания". Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)....
Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет....
Клан отца Никодима (Ротова) одержал НЕОЖИДАННУЮ победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев) викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла, а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!!!!
Ничего не могу сказать об отце Илии, как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь - тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры НАЗНАЧЕНИЯ старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ? Большая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года, в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца "раскручивают" еще и СВЕРХУ. Безусловно, опала не признак святости. :) Но в данном случае, речь о другом.... Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии - стиль речи простой - религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально "забиты" под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это "ЧУТЬ ЛИ НЕ ПОСЛЕДНИЙ НАСТОЯЩИЙ СТАРЕЦ" Русской Православной Церкви. http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/
К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом. По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП - это "духовные чада" одиозного митрополита Никодима (Ротова)
http://sergeev555.livejournal.com/74660.html

Владимир Юрганов 05.08.2013 в 07:22:51

Николай!! Важно не то, чем дышали наши деды. Это, честно сказать, ничего не стоит. Не в поклонении предкам дело. Важно другое - установления Соборов должны быть неизменны. Вот и всё. Мы должны жить во Христе не потому что в семье так принято, а потому что Господь ради нас принес Себя в жертву. Ну а отцов-дедов почитать надо. Но разделять веру в Бога и уважение предкам.

Николай С. 03.08.2013 в 10:20:54

Могу прокомментировать текст Николая Каверина высказыванием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). По-моему, это высочайший образец русской православной святоотеческой мысли. Я его даже наизусть выучил вместе с Символом веры и Халкидонским оросом. Забавно, что эта жемчужина дошла до нас из доноса известного ренегата и вероотступника Осипова ленинградскому уполномоченному по делам религий. Огромная благодарность ренегату Осипову. Цитирую:
"Парийский из Москвы привез следующее наставление Патриарха: «Пусть все кругом меняется – мы должны застыть такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчинямость духу времени символизирует вечность церкви. Нам радостно видеть, что нас и ныне окружает то же самое в церкви, что мы видели с детских лет, чем жили отцы, деды и прадеды. Нам должно научиться хранить прошлое вопреки настоящему. В этом наша сила, в этом наша правда»".

Агапит 29.07.2013 в 20:20:25

Спаси Христос всех, кто делает "Благодатный Огонь"! Многая и благая лета!
Рекомендую также "Антимодернизм.ру" и сайт архим. Рафаила Карелина. Кто интересуется православным осмыслением текущей политики - об этом много интересного на сайтах РНЛ и Константина Душенова, правда там, особенно на РНЛ, присутствует известная доля симпатий к И.В. Сталину, а так, в остальном, аналитика неплохая. А вот редакция "Благодатного Огня" избежала соблазнов политиканства, за что вдвойне честь и хвала!

Сергий 29.07.2013 в 19:52:35

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Слава Ему во веки! Наше же благодарение Господу не должно упускать из виду даже сам факт обсуждения данной темы в доступном для всех информационном пространстве! Тем паче, беря на себя арбитражные функции при обсуждении явлений апостасии в Русской Православной Церкви (комментарий Владимира Юрганова 29/07/2013 в 13:15:55), непозволительно руководствоваться собственным категоричным разумением, да еще спустя два года!
Как "дерево познается по плоду" (Мф.,12,33), так и дела обновленцев и реформаторов сами обличают себя раздиранием Ризы Христовой. Канонизация идолов, подмена таинств священнодействием - обычные дела для еретиков! Путь Спасения один и для мирянина, и для инока, разница лишь в способах восхождения. "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.,15,1).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Владимир Юрганов 29.07.2013 в 13:15:55

удивили два момента.
1) младостарческий сектантский наезд "бориса". Опять начнается туфта, что все православные миряне должны полностью поклоняться неким старцам. "Старчество прежде всего многовековая практика духовного наставничества не только монашествующих, но и мирян. Иноческий подвиг". Ну какого иноческого подвига этот тролль требует от мирян? На мой взгляд явно либо грубый троллинг, либо кликушествующий деятель вроде мадам Гроян.
2) Илья обозначил хамством критику обновленчества. Поймте. Вот появляются два такие деятеля. Один тянет в царебожие нас всех, обвиняя в модернизме, другой тянет в модернизм, обвиняя нас в царебожие. Так они стараются не оставить места обычному освященному веками Православию.
И ещё. Елене
//"Практически все православные сайты (за исключением, наверное, Антимодернизм.ру, и Антиэкуменизм.ру) постепенно отказались от обсуждения сложных внутрицерковных вопросов".//
как же так?? а портал кредо, а 3-рим-инфо?? разве они не "обсуждают"?? Другое дело - вот они лучше бы этого никогда не делали.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 29.07.2013 в 10:51:01

Канонизировать обновленцев стремятся именно обновленцы. Тем самым обличая себя.

Николай (Москва) 29.07.2013 в 09:50:38

Нельзя канонизировать обновленцев.

Костя 07.08.2012 в 06:52:59

Илье.
Как хорошо известно всем верующим людям, хамский грех является весьма богомерзким. И грех Хама заключался в том, что он без какого-либо почтения отнесся к своему родному батюшке, не устыдился зреть наготу отца и, насмехаясь над спящим отцом, пригласил и братьев своих поучаствовать в сатанинском деле насмешки над тем, кто дал им жизнь и выростил. Иафет же и Сим, дабы не видеть наготы спящего родителя, взяли покров и обернувшись к Ною спиной, возложили на спящего, впервые в истории человечества упившегося, по не знанию свойств вина, отца. Сим и Иафет покрыли позор Ноя, а Хам смеялся над отцом, невольно упившимся, поскольку не имел страха Божия. Святые отцы от Святых апостол до наших дней свято сохраняли и сохраняют Священное Предание, со страхом и трепетом выполняя неукоснительно церковный Устав и Каноны. Для них немыслимо ослушание Церкви, немыслимы новости в церковном обиходе, поскольку они имели и имеют страх Божий. Как можно придумать, а затем и выполнить служение "миссионерской литургии", памятуя о том, что никогда ничего подобного не делали Святые отцы? Но это - превращение богослужения в балаган или лекцию для агентов, желающих скрыть под облачением духовенства атеизм - всегда считали и считают делом бесовским. Разумеется, не только святые, но весь верующий народ почитает грех обновленчества (переход на русский язык, изменение календаря, служение "на многих чашах", "миссионерские литургии" и т.д. и т.п.) грехом более тяжким, чем тяжкий хамский грех, ибо во всех сиих обновленческих деяниях прослеживается сатанинская насмешка над традицией Церкви и наглое попрание Догматов, Канона и Священного Предания. Журнал "Благодатный огонь" никогда не поддерживал подобных новшеств и, как и подобает, давал им каноническую оценку, соответствующую оценке Священного Предания. В связи с чем Ваше замечание о "хамской стиле" следует адресовать тем СМИ, которые на дела обновленцев дают свой "одобрямс". А уж о делах самих обновленцев с крестами и панагиями говорить нечего - о них сказано в Писании все. Они не хамы, они много страшнее хамов.

М.Е. 03.08.2012 в 12:20:02

Елене Н.
Вот ссылка: http://www.blagogon.ru/digest/330/
Редакции хочется пожелать изыскать и другие возможности, например, для перевода денег журналу (сайту). Для иногородних легче перевести деньги.

Елена Н. 03.08.2012 в 10:37:41

По поводу журнала "Благодатный огонь" хочется сказать следующее: это, пожалуй, единственный из современных православных ресурсов, сохраняющий трезвенность и приверженность традиции, что заметно отличает его от "сладенького" Православия на других сайтах (как это было отмечено в комм. Вячеслава). И это действительно отдушина среди "правильных" и слащавых материалов о Церкви. Хотелось бы только больше актуальных материалов, м.б. новостей, откликов на события современной жизни. Практически все православные сайты (за исключением, наверное, Антимодернизм.ру, и Антиэкуменизм.ру) постепенно отказались от обсуждения сложных внутрицерковных вопросов.
Например, на сайте Православие.ру по поводу выставки совр. искусства в храме вмч.Татьяны еще шла дискуссия, а по поводу выступления Гребенщикова в МДА уже не сказано ничего, как будто этого вообще не было :-( На РНЛ раньше печатались острые статьи по церковным проблемам с оценкой их в русле православной традиции, сейчас - или материалы в духе официоза, или продвигающие странные идеи типа почитания Ивана Грозного и Сталина или женатого епископата... http://ruskline.ru/analitika/2012/06/09/o_prirode_cerkovnoj_vlasti1/
Поэтому "Благодатный огонь" вызывает глубокое уважение за сохранение верности своему курсу. Помощи Божией вам!
Жаль, что на сайте нет информации о том, как можно помочь журналу.

Михаил Ершов 01.08.2012 в 14:48:38

Илья, скажи своему хозяину либо работодателю (и твоему окружению), что руководителю СИНФО следовало бы самому, не медля, обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с ходатайством о скорейшей выдаче соответствующего грифа журналу "Благодатный огонь". Тогда и авторов прибавится, и сайт будет ещё лучше. Тебя можно понять как исполнителя заказа, но насчет прелести, ты, голубчик, кидаешь камни не в тот огород... Иди и покайся!

Николай С. 01.08.2012 в 10:52:17

По поду комментария Ильи от 31-го июля.
Конечно же, "Благодатный огонь" - это далеко не истина в последней инстанции. Лично у меня возникают некоторые вопросы по идеологии журнала. Но, порыскав по разным православным сайтам, я ничего лучшего не нашёл. Жаль, что у вас сейчас дефицит актуальных материалов. А этот Илья - сам хам трамвайный. Вы на таких просто не обращайте внимания.

Илья 01.08.2012 в 09:11:13

После модераторской (далее неразб. - прим. ред.).

Вячеслав 31.07.2012 в 21:36:10

//..."Благодатный огонь" к сожалению не сделал должных выводов после отказа регистрации в СИНФО. Ну не смогло смириться руководство журнала и сменить свой, зачастую просто хамский стиль.//
С этого момента, многоуважаемый Илья, поподробнее... Впрочем, думаю, что уровень Ваших суждений лично для меня будет мало интересен, коли о вещах церковных Вы рассуждаете в контексте идеологий...
Журналу "Благодатный огонь" большое спасибо за его статьи. Они -- как отдушина в море "сладенького" Православия, которым сейчас завален интернет...

Илья 31.07.2012 в 10:20:34

..."Благодатный огонь" к сожалению не сделал должных выводов после отказа регистрации в СИНФО. Ну не смогло смириться руководство журнала и сменить свой, зачастую просто хамский стиль. Причем, заметьте, стиль, а не идеологию. И не надо говорить, что это из-за "святого" желания отстоять традицию. <...> И результаты это несмирения редакции весьма плачевны: сужается круг авторов <...>  Г-н Носенко! Опомнитесь! Вы в глубокой прелести!

Михаил Ершов 26.07.2012 в 12:34:02

Некоторые москвичи и мои оппоненты, наверное, скажут про себя: "Снова Ершов вылез,... везде лезет..." Простите, но и здесь хочу сказать несколько слов. О лжестарцах, младостарцах и лжебратии говорить не буду, тем более о покойниках. Бог им Судья! А вот о чем: о поминании и молитвах за здравие. Что бы мы ни узнали о учениках митрополита Никодима (а многое нами не приемлется и даже иногда возмущает), за двух из них я как могу молюсь, вернее, поминаю их на проскомидии (когда бываю в алтаре), во время божественных служб и дома на Псалтири. Речь идет о святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле и его духовнике - схиархимандрите Илии. И, конечно же, поминаю нашего местного архиерея - высокопреосвященнейшего митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (хотя многое что не нравится в его бурной деятельности). Если мы не будем это делать, то нам и в храмы наши ходить нельзя будет. А пока ещё, слава Богу, они - православные христиане, хотя в чем-то как человеки и погрешают. Не думаю, что о. Илий держит сейчас у себя в келье портрет нового папы и вряд ли подвигнет своего духовного сына на встречу с главным католиком (не хотелось бы дожить до этого). Но, к сожалению, мы уже видели и постоянно наблюдаем соответствующую деятельность митрополита Илариона. Очень прискорбно видеть это, если не сказать больше... И пусть они знают, что Бог все видит, и все тайное становится со временем и для нас явным...

Вячеслав 26.07.2012 в 11:44:21

Борис, страница http://sergeev555.livejournal.com/74660.html удалена.
Насчёт старчества поддерживаю... "Замечательная" всё-таки штука эти СМИ: "нужных" старцев поддерживает, неугодных уводит в тень... А возможно всё сие по нашей практически всеобщей немощи: в чести ныне стало "сладостное" безболезненное православие, трудно впитываются слова: “Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь” (Мф. 7:14) и "Если Меня гнали, будут гнать и вас..." (Ин. 15.20)

прохожий 06.09.2011 в 09:44:57

"Так, священник Георгий Кочетков пишет: «Вспомним... хотя бы о.Тавриона Батозского, глубоко по духу православного и в то же время открытого к католической и протестант­ской традициям" Прохожий пишет: "Давайте лучше вспоминать Феодосия Печерского, Димитрия Ростовского, Иоанна Кронштадского и прочих святых русских, именовавших католическое и прочие соборища ЛОЖНЫМИ церквами."

борис 30.08.2011 в 09:15:34

Ирине.
Моя концепция верна по сути и с ней согласны многие священники. Вы же цепляетесь к слову НАЗНАЧЕНИЕ. Я вкладываю в понятие назначение двойной смысл. Это не столько человеческое назначение. И речь не только об Оптине. О старчестве в православии как о духовном явлении. Как части духовной жизни Церкви. Совсем неприлично сравнивать о. Илия с оптинскими старцами прошлого века. Схимонах Иоасаф один из последних оптинских старцев никаким назначенным духовником не был.:). К сожалению, Оптина не сумела возродиться как духовный центр РПЦ, несомненно, есть горящие сердца, люди с нелицеприятной верой, и место это освященное пребыванием святых, но сама обитель центром духовной жизни не стала. Я уж не буду упоминать o. Мельхиседека (Артюхина)... Беда в том, что многие люди пребывают в иллюзиях, не хотят видеть правды и закрываются в своих благостных и ложных представлениях относительно реальной внутрицерковной жизни... А эта жизнь посложнее, чем жизнь мирская. И проблемы, и страсти там кипят посерьезней, чем в миру. Старчество имеет под собой именно мистическую основу прежде всего, преемственность духовную, иначе это просто назначенный ДУХОВНИК. Старчество прежде всего многовековая практика духовного наставничества не только монашествующих, но и мирян. Иноческий подвиг. Удали оттуда мистическую основу, и ничего не останется. Это крайне ОПАСНАЯ позиция, которая пытается разрушить преемственность в духовной жизни. Именно ее вы и озвучиваете. Старец не только духовник братии. Вы этого не понимаете? Режет слух ваша фраза "это не помешало им просиять в сонме святых"...

Ирина Фр. 21.08.2011 в 21:00:35

Борису.
Я почитала, что Вы пишете насчет "официального" старчества и, признаться, пришла в недоумение. Да, о. Илий действительно был назначен старцем Оптиной пустыни. Но именно так, путем назначения, стали старцами все ныне прославленные оптинские преподобные! В понятие "старчество" Вы вкладываете слишком много мистики. А между тем, старец - это духовник братии, и только. Почитайте Концевича, его книга - это классика. Повторю, а Вы поверьте: все оптинские старцы были именно назначены, и никак иначе. Многие брыкались. Но это не помешало им просиять в сонме святых. Поэтому Ваша концепция насчет "официального" старчества совершенно неверна.

борис 04.08.2011 в 18:27:28

для Ирины
Cхиархимандрит Илий (Ноздрин) - это удивительный пример ОФИЦИАЛЬНОГО старчества:
http://sergeev555.livejournal.com/74660.html
Тамбовчане попытались попросить его содействия на переиздание в Москве (так, чтобы было благословение патриарха) книги о сх. Серафиме Белоусовой. Отец Илий пролистал книжку и сказал: мы не можем благословить издание этой книги, потому что в ней упоминается схиархимандрит Макарий Болотов. Без комментариев.
Схиархимандрит Питирим (Перегудов) и схиигумен Иероним (Верендякин) (Царство им Небесное) имели мнение об отце Илии весьма отличное от общепринятого. Таковое мнение имею и я.

н.п. 04.08.2011 в 10:35:12

Что делать, это современная история РПЦ. Никодим Ротов, сын жестокого секретаря Рязанского обкома РАБОТАЛ в ОВЦС по заданию своего папы, а умер в Ватикане у ног Папы Римского. Конечно, сейчас трудно разобраться во всех личностях руководства РПЦ, как и в личностях кремлевского руководства, если есть сведения, что Андропов - агент ЦРУ, организовавший в 5 управлении КГБ сионистский разведцентр. Наверное, нам нужно крепче молиться и Господь все управит.

Виктор 04.08.2011 в 10:27:52

Ирине о схиархимандрите Илии (Ноздрине).
Жившие в Оптиной издавна, после появления в Пустыне игумена Илия должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего "старца". И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к о.Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят. Вот таковы горькие плоды никодимовского "духовного наставничества".

Ирина Фр. 04.08.2011 в 00:32:23

Борису.
Жизнь много сложнее наших представлений о ней. О личности владыки Никодима вроде бы двух мнений нет - Церкви он принес вреда более, чем пользы. Но однако ж владыка имел тесное и неформальное общение со схиархимандритом Илием (Ноздриным), тогда учеником Ленинградской семинарии. Он же совершил постриг его в монашество и рукополагал в диакона и священника. Так что фраза "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты" для воспитания юношества подходит, конечно, но...

н.п 03.08.2011 в 23:17:45

Борису - Видели бы вы кто сейчас управляет Глинской. Это еще печальней.

борис 01.08.2011 в 13:22:12

Ключевая фраза: "в 1962 году по ходатайству Никодима (Ротова), тогда епископа Ярославского, переводится в Ярославскую епархию". Сейчас странная эпоха. Настоящих старцев хулят и порочат, даже после смерти, а тех, кто был среди духовных чад Никодима Ротова - превозносят... Впрочем, это не удивительно - все знают, кто сейчас кормчие...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс