Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

Нетуристические заметки


В переломные моменты мировой истории государства, нации, отдельные люди учатся мыслить в иных категориях, другим масштабом, не так, как думают в обычное время. Вписаться в историю, понять ее не однодневный, а метафизичесий смысл, прикоснуться хотя бы к тем событиям, которые вырывают тебя из рутины привычной повседневности, — вот те мучительные проблемы, волнующие мыслящих людей всех социальных пластов в переломное время. Здесь проходит грань, отделяющая историческое сознание от обывательского.

События «Русской весны», как стали все чаще и чаще в наших патриотических СМИ называть события на Украине с марта этого года, не оставили равнодушными большинство граждан России. Начавшийся Великий пост принес обновление русскому народу и русской истории: 18 марта Крым вернулся в Россию, «вернулся в родную гавань», как сказал наш Президент В.В. Путин. Большое видится на расстоянии, и сейчас нам после либеральной обработки 90-х с ее «священной» приватизацией всего и вся, включая и историю, трудно до конца постигнуть смысл «крымской Пасхи» — воскресения русской цивилизации на пространствах древней Тавриды. За Крымом восстала в борьбе за Русский мiр и Новороссия; началась кровавая битва Одессы и Мариуполя за свое русское будущее против американо-бандеровских оккупантов; весь мiр узнал о существовании такого героического города, как Славянск; наконец, Донецк и Луганск, проведя референдумы о независимости от киевской хунты, доказали свое право быть субъектами исторического процесса. Но все началось с Крыма. И эту победу нам еще предстоит не только осмыслить, но и не сдать...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, поздно вечером после службы я вылетел рейсом «Москва — Симферополь» на полуостров. У меня было всего три свободных дня, множество оставленных дома дел, немного денег, но увидеть русский Крым было нестерпимым моим желанием. Я отправлялся в Крым, как и многие наши соотечественники, не в первый раз; летел, как и раньше, к своему давнему другу — талантливому крымскому художнику Александру Дмитриеву, за полгода до этого знакомившего парижскую публику с крымскими пейзажами на своей выставке; небольшая сумма гривен, оставшихся с прежних поездок, напоминала о том, что путь мой лежит все еще вроде как «в Украину». Но по сути это была совершенно новая для меня поездка: после крымского референдума прошло чуть больше полумесяца, границы на официальных политических картах еще не подверглись редакторской правке, неистовые главари Майдана, задыхаясь от злобы, еще вопили (и продолжают вопить) о том, что «Крим — це Україна!», но Крым был уже совершенно другим. Из курортного придатка Украины, он в считанные дни вновь стал узловым местом русской истории. И я летел не в туристическую поездку — это было путешествие в воскресающую на наших глазах империю.

Крым всегда был знаковым для Российской империи полуостровом и в геополитическом, и в историко-культурном, и в религиозном смыслах. Пробившись к Черному морю, как мощный побег к солнцу, державной волей Екатерины ІІ страна в 1783 г. вышла на тот уровень своей стратегической мощи, когда без России «ни одна пушка в Европе не стреляла». Это выражение одного из гениев внешней политики екатерининского «золотого века» — канцлера А.А. Безбородко (кстати, малороссийского дворянина по происхождению) — было в ходу в ΧΙΧ веке, особенно в царствование Николая Ι, которого не без плохо срываемого страха перед крепнущей Россией европейские политики окрестили «жандармом Европы». Либеральная русская интеллигенция того времени, традиционно радующаяся только неудачам и унижениям своей страны, как всегда ничего не поняла, близоруко увидела в этих словах «демократический сарказм» и долго еще (вплоть до сего дня) смеялась над царем. А вот европейским державам, глядя на Черноморский флот России, было не до смеха. В ΧΙΧ веке он сильно беспокоил Англию, в наши дни «крымский вопрос» доводит до политического беснования Америку и НАТО. Пролетая над Керченским проливом, видя внизу только ночные огни, я подумал, что, когда государство возвращается к своим традиционным интересам — это признак национального выздоровления.

Крым возвращает нас к традиции, к традиции нашей внешней политики — пробиться к морю, провести жизненно-важную осевую границу от Балтики до Понта Эвксинского («гостеприимного моря», как называли раньше Черное море). Ни демократия, ни права человека, ни общечеловеческие ценности не были никогда для России сферой традиционных интересов, а Крым, море и флот — были. Историк С.Ф. Платонов очень верно отметил традиционализм внешней политики Российской империи даже в реформаторском XVIII веке: «Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников»[1].

Интересно было встретить и реакцию обычных крымчан, по роду своих занятий не интересующихся политикой, на судьбоносное присоединение. После душераздирающей истерики, которую подняли многие западные СМИ и их подпевалы с «Эхо Москвы» и «Дождя», о том, что крымчане не довольны «российской оккупацией», а на референдум людей загоняли чуть ли не под дулом автомата, было радостно заметить, что «украинизация» головного мозга населения в Крыму все же не приобрела за 20 лет необратимых последствий (чего, увы, не скажешь о Киеве и центральной Украине). За три дня пребывания на полуострове мне пришлось разговаривать с двумя таксистами. Первый из них вез меня из аэропорта в Симферополь и на мой вопрос, чем удобнее расплатиться — гривнами или рублями, ответил: «Лучше нормальными нашими, гривна здесь за двадцать лет уже надоела».

С другим таксистом мы ехали из Ливадии в Ялту. Он сразу отметил, что я из Москвы, и, не дожидаясь моего ответа, пустился в пространные рассуждения о том, что украинский Крым был самым большим недоразумением в его жизни. Жаловался он и на то, что украинским туристам в большинстве своем совсем не интересна история Крыма: его императорские дворцы, усадьбы, Ботанический сад, литературные места, места боевой славы, древние монастыри и храмы. Замечание это, очень верное и глубокое, поразило меня: казалось бы оно должно исходить из уст философа, культуролога, историка, а не таксиста. Однако вывод его совершенно справедлив. Ведь именно этого добивались идеологи «украинизации», начиная с Грушевского и других украинских националистов. Они последовательно вырывали историю Украины из общероссийской исторической канвы; извращали ее на «западенский» манер; выдумывали национальную идею с украинской «мовой», «гением» Тараса Шевченко и вышиванками; варили на скорую руку миф о «незалежной Украине» с польско-австрийскими снадобьями; последние два десятилетия под американским протекторатом внушали мысль, что настоящий «хохол» — это европеец, а фашист Бандера — почти что Джузеппе Гарибальди; наконец, в итоге вскормили на этой каше целое поколение украинцев, которым, действительно, русская история Крыма — чужая история. Только Россию их учат в Киеве еще и ненавидеть... Подытожил свою речь мой философствующий таксист кратко: «Молодец Путин, что нас к себе вернул!»

И.А. Бунин, переживший революционную вакханалию прошлого века, с горечью написал в 1919 г. об исчезновении на его глазах образа дореволюционной России: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»[2]. Хуже всего, что дети и внуки не просто порой не знают России, но и плюют на нее, на ее святыни, ее героев, ее былую славу. После 91-го так же плевали на Советский Союз, на Победу, на армию и на науку, на достижения советской культуры — все нужно было опошлить, осмеять и разрушить. 1991 год повторил 1917. «Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна», — поразительно точно определил Бунин.[3] Перечитав незадолго до поездки «Окаянные дни» (в свете киевского переворота чтение особо актуальное), я почувствовал, что именно Крым сейчас начертывает перед нами модель общей русской историософии — связывает воедино нашу историю, разорванную сначала в 1917 г., а потом в 1991-м.

На второй день своего пребывания на полуострове я поехал туда, где происходит историческая смычка Российской империи, СССР и современной России — в Ливадию. Почему я так считаю? — этот парадокс станет понятен из следующих моих размышлений, навеянных оживающей на ялтинском побережье русской историей и черноморским ветром. Еще раз повторю: я ехал в Крым не за туристическими впечатлениями, а потому позволил себе слишком смелые, на первый взгляд, историко-философские обобщения. Но пытаться мыслить целостно (или, как говорил Киреевский, «целомудренно») — очень русская черта...

Ливадийский дворец — одна из жемчужин южнобережного ожерелья крымских шедевров архитектуры кон. XIX–нач. XX вв., воплощение тонкого вкуса и подлинного художественного мастерства, соединяющее в себе черты раннеитальянского ренессанса, модерна и русских дворянских усадеб; дворцовая торжественность и дачный уют удивительным образом сочетаются в нем. Дворцовый комплекс и прекрасный парк на фоне открывающейся панорамы ялтинского побережья, казалось, дышат ароматом эпохи последних Романовых.

Ливадия была излюбленным местом венценосной семьи последнего русского Государя Николая II. Это место было свидетелем скорбных, тревожных, радостных и, безусловно, значимых моментов в жизни Императора и империи. Здесь 20 октября 1894 г. скончался Александр III, здесь он завещал своему царственному сыну охранять самодержавие как политическую индивидуальность России (сегодня, когда вновь в Кремле взят курс на укрепление «вертикали власти», трудно не увидеть, как дальновиден был царский завет); покровительствовать Церкви, спасавшей государство в самые трудные периоды истории; укреплять семью как основу здорового и традиционного общества. Эти заветы царя-миротворца высечены при входе в домовую Крестовоздвиженскую церковь Ливадийского дворца — разве спустя более ста лет они не стали очевидны для многих наших мыслящих соотечественников? Если еще нет, то посмотрите на плоды их попрания, и многое прояснится.

В Ливадии был обнародован Манифест о восшествии на российский Престол Царя-страстотерпца Николая II: впереди было тернистое и сакральное для России 23-летнее царствование, начинался новый век — век русской Голгофы и русского Воскресения. И так было на протяжении всей нашей истории. Мы никогда не жили в стабильности, в статике, не балансировали между взлетом и падением; мы не жили в ритме раз и навсегда заведенных швейцарских часов; нам всегда внутренне претил буржуазный идеал «государство для...» — русская цивилизация всегда жила по законам горнего мiра, и если она не прорывалась к высшим смыслам, она неминуемо скатывалась в сатанинскую бездну. Такова православная антропология — она динамична: человек или обоживается, или оскотинивается. То же можно сказать и о православной онтологии империи.

По воле Божией Россия может быть только империей или не быть вообще. Империя — не частная компания, она священна по своей сути, она преодолевает время и пространство, делает их сакральными («Москва — Третий Рим» — это не наши земные амбиции, а наша эсхатология!), и поэтому этой идеи можно только служить. Кто ставит свои личные интересы выше служения, выбрасывается за борт корабля истории. И об этом нам тоже напомнил Крым...

Я зашел в прохладу небольшой домовой Крестовоздвиженской церкви при Ливадийском дворце. В этом храме служил первые панихиды по почившему всенародно любимому Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский — «всероссийский батюшка» прибыл из Петербурга в Ливадию, причастил умирающего Царя и «больше часу стоял у его изголовья и держал его голову»[4]; здесь присягал на верность Престолу Российскому Великий Князь и Наследник Николай Александрович; здесь же его Августейшая Невеста, будущая Императрица, а тогда еще Принцесса Гессенская Алиса приняла Православие, получив новое имя Александры Феодоровны и титул Великой Княжны, о чем здесь же в Ливадии 22 октября 1894 г. был оглашен Высочайший Манифест. В Манифесте объявлялось: «Сегодня совершилось Священное Миропомазание над Нареченною Невестою Нашей. Прияв имя Александры, Она стала Дщерию Православной Нашей Церкви, к великому утешению Нашему и всей России. Посреди скорбного испытания, которое всем Нам послано по неисповедимым судьбам Всевышняго, веруем со всем народом Нашим, что душа возлюбленного Родителя Нашего в селениях Небесных благословила избранную по сердцу Его и Нашему разделять с Нами верующею и любящею душою непрестанныя заботы о благе и преуспеянии Нашего Отечества. <...> Дан в Ливадии, в 21-й день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот девяносто четвертое, Царствования же Нашего в первое. Николай»[5].

Верующий человек видит в истории не просто набор фактов, для него история — действие Промысла Божьего, вносящее смысл в земное бытие, и личное, и коллективное. Понять этот смысл — значит понять подлинную нечеловеческую логику истории, обрести ее истинный «логос», научиться отличать Правду Божию от многоразличных человеческих «правд». В свете этого я подумал, что неслучайно последняя Императрица приняла Православие на крымской земле, подобно тому, как на заре русской цивилизации принимает новую веру св. князь Владимир — первый православный русский монарх — принимает ее на этой же земле, в древнем Херсонесе. Вот она тайна Русского мiра, Большой России! Современному Киеву с его местечковой идеологией никогда не понять, почему Владимир Красно Солнышко, носивший титул «Великого Князя Киевского», рождал своей политической волей русское государство; современному Западу с его культом личного комфорта и «прав человека» почти невозможно понять, как могла Александра Феодоровна — человек западной культуры и менталитета, до конца жизни говорившая с немецким акцентом — как могла она стать русской, полюбить «даже до смерти» не только своего царственного мужа, но и его страну, вместить в себя то, что веками не могут постигнуть лучшие умы Европы — Россию, державную, самобытную и православную. В Крыму духовно рождались герои Русского мiра, и Крым соединял в себе из разрозненных периодов нашей истории единую традицию русской государственности.

Россию всегда на Западе не любили, боялись и всячески стремились сдержать ее пульсирующее имперское сердце. Россия не начинала ни одной захватнической войны, но чаще всего их заканчивала и кровью своего народа обеспечивала хрупкий мир на европейском континенте. Тем не менее именно России чаще всего бросали обвинение потомки освобожденных русским оружием европейцев в том, что она-то и есть настоящий «агрессор». Сегодня трагическим фарсом можно назвать ту ситуацию, когда фашистская Украина, представляющая из себя сегодня не государство, а «проект», по указанию из-за океана кричит о российской оккупации Крыма или о «вторжении» в Новороссию. До революции 1917 г. и после Победы 1945 г. никто даже из наших самых ярых антагонистов на Западе не смел оспаривать территории, традиционно принадлежавшие Российской империи. Лишь в периоды революционных смут, государственных переворотов и гражданских войн Западу удавалось на время оторвать от Большой России куски земель, где тотчас же возникали кровавый хаос, общая националистическая ненависть к русским, начиналось беззаконие и лакейское лобзание иноземного барского сапога — польского, немецкого, американского — по вкусу. Когда же Россия «сосредотачивалась» и собирала вновь русский мiр, русских людей и братские народы воедино, на Западе за кулисами снова начиналась возня, направленное на то, чтобы опять придумать очередною братоубийственную войну, революцию, очередной майдан для России. То, что мы видим после объединения России и Крыма — санкции, войну в Новороссии, ядовитое шипение «пятой колонны» — все это иллюстрирует подлинную нашу историю противостояния глобальным сатанинским силам, ненавидящим историческую Русь и Православие. Так кто же тогда агрессор?

К вопросу об «агрессивности» имперской России хотелось бы привести один интересный факт, опять же связанный с Ливадией. «С пребыванием императора в Ливадии в 1898 году во многом связано выдающееся событие в истории мировой дипломатии — первая Гаагская мирная конференция. Весь ноябрь и первую половину декабря этого года здесь проходила основная работа по формулировке российских предложений о всеобщем сокращении и ограничении вооружений, а также о создании международного «третейского суда» для предотвращения военных столкновений между государствами, по первоначальному замыслу представлявшего прообраз современной ООН»[6]. По свидетельству военного министра А.Н. Куропаткина обращение Николая II к европейским державам о прекращении гонки вооружений вызвали у правительств последних только недоверие. Гаагская мирная конференция состоялась в мае-июне 1899 г., но вот положения ее соблюдала, в том числе о неприменении запрещенного оружия массового уничтожения, целиком и полностью только Россия, как в Первой, так и во Второй мировых войнах. Просвещенная Европа и оплот мировой демократии — США всегда были не прочь нарушить международные договоры, исходя «из своих национальных интересов». Нам в этих интересах Запад всегда отказывает, при этом поощряет нынешних украинских карателей в Новороссии — на пороге вступления в ЕС Украина, видимо, быстро научилась чисто западной нечистоплотности методов ведения войн.

В музейной лавке я купил две репродукции: фотографии Царской семьи (эта самая известная постановочная фотография Николая II с супругой в окружении августейших детей была сделана в Ялте) и лидеров-участников Ялтинской мирной конференции февраля 1945 г. — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Я рассматривал эти уже ставшие классическими изображения, которые помимо своего исторического значения являются образцами художественной композиции (современному фотографу-обывателю следовало бы учиться на этих произведениях фотографического искусства прошлого столетия), и думал, почему Ливадийскому дворцу суждено было видеть здесь и императорскую семью перед самым началом Первой мировой войны (в декабре 1913 г. Государь, последний раз со всей семьей посетив Ливадию и Ялту, оставил такую запись в дневнике: «У нас у всех осталась тоска по Крыму»), и Сталина в конце войны Великой Отечественной; почему именно Ливадия, любимейшее место последнего русского монарха принимала под свои своды членов Ялтинской конференции через год после освобождения Крыма от фашистов? Понять метафизическую тайну самого русского Крыма можно, если присоединить к этой цепи событий и нынешнее его возвращение к России.

Я уже говорил, что увидел в Крыму, в Ливадии, историческую преемственность имперской русской идеи. Ялтинская конференция была итогом той метаморфозы, которая произошла с Россией, с СССР, в ходе Великой Отечественной войны, — произошло национальное пробуждение русского народа. Чуждые идеалы «мировой революции» и интернационала уступали место строительству империи с ясными национальными задачами. Как отмечает современный историк Н.А. Нарочницкая, итогом Ялты «было фактическое преемство СССР по отношению к геополитическому ареалу Российской империи в сочетании с новообретенной военной мощью и международным влиянием»[7]. Война и Победа соединили разорванную 1917 годом русскую и советскую историю. Не случайно, что даже танковые колонны во время войны носили имена «реабилитированных» Дмитрия Донского и Александра Невского, а журнал «Безбожник» был закрыт в советской печати. Можно сколько угодно говорить о том, что второе восстановление патриаршества в 1943 г. было идеологическим шагом, но ведь этот шаг был сделан в сторону имперской идеологии, в сторону Традиции. В конце концов советское великодержавие вызывало и вызывает ненависть Запада именно в силу того, что, в отличии от позорного ленинского Брестского мира, Россия после 1945 г. приобретала, возвращала себе те земли, которые собирали для нее и Рюриковичи, и Романовы. Полностью согласен с тем, что «войну СССР выиграл не как носитель коммунистической идеи, а в своей ипостаси Великой России»[8]. И когда я смотрел на простирающееся передо мной море, смотрел с русского полуострова Крым; когда сейчас смотрю, как на наших глазах восстает из-под груды исторических ошибок, просчетов и предательств Новороссия (само название возвращается к нам из империи!), мне кажется, что история новой России также органично вплетается в эту преемственную традицию русской державности. Основа ее — Православная вера и верность в служении Отечеству, не своим, а его интересам. «При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного», — в этом завете праведного Иоанна Кронштадтского, как в словесной иконе, содержится вся суть русского отношения к русской империи.[9]

Уже после возвращения из Крыма мне попались слова митрополита Иоанна (Снычева), которые очень точно передавали чувство исторического момента, испытанное мною в Ливадии. «Мы больше не можем позволить себе делиться на «белых» и «красных». Если хотим выжить — надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры», — писал Владыка в начале позорных и страшных 90-х, когда попрание традиционных святынь шло рука об руку с «параличом державной воли».[10]

В последний, третий день своего пребывания в Крыму я прошелся по Симферополю, расцветшему пышной южной зеленью и российскими триколорами. Подойдя к Александро-Невскому кафедральному собору, рядом с которым символично находятся памятник в честь присоединения Крыма к России в 1783 г. и мемориал в память погибших в Великой Отечественной войне, я вспомнил, что именно в этом соборе начал свое святительское служение известный русский иерарх и богослов — архиепископ Серафим (Соболев). В 1920 г. здесь состоялось его наречение во епископа, а через несколько месяцев Владыке пришлось эмигрировать с армией барона Врангеля на чужбину, чтобы уже в Болгарии духовно окормлять русскую диаспору, служить России за ее пределами, сохранять и оберегать Православную Традицию от модных европейских идей, либерального богословия и религиозного модернизма. Владыку Серафима можно назвать рыцарем православного традиционного богословия.

В XX веке и особенно сейчас в мире идет битва Традиции и Современности, битва, в которой мы все больше и больше чувствуем дыхание бездны, финала человеческой деградации и либерального прогресса — постмодерна. Чтобы не потонуть в его бессмысленной «игре в жизнь», чтобы противостоять глобальному царству антихриста и чтобы вместо подлинной веры не создать симулякр — копию без оригинала (богословие без Бога, миссионерство без свидетельства об Истине, духовное образование без веры и т. п.), сегодня каждому русскому человеку необходимо не просто жить в Традиции, но и осмыслять ее. Основатель такого философского направления как традиционализм французский мыслитель Рене Генон (1886–1951) отметил, что главным искажением Традиции является низведение ее до чисто человеческого уровня, когда наоборот вся суть ее есть порядок сверхчеловеческий.[11] Идейные последователи Р. Генона у нас в России все чаще говорят о том, что все самое подлинное и настоящее, что можно обрести современному человеку, можно обрести только в мире Традиции: «В мире традиционализма сегодня концентрируются колоссальные энергии реального бытия, которое контрастирует своим внутренним богатством и внешней бедностью с противоположной картиной либерального мира, основанного на вычищенном и отшлифованном языке современности, где сверкающая изобильная рекламная мишура прикрывает смысловой удушливый вакуум...»[12].

Церковный модернизм, против которого всю свою жизнь боролся Владыка Серафим (Соболев), как раз и начинается там, где вместо языка святых отцов — языка Традиции — начинает звучать язык современности. В богословии, в богослужении, церковной практике выделяется область т. н. «исторически обусловленного человеческого фактора». Здесь благоприятная почва для того, чтобы приспособить сознание современного верующего к современности, при этом приспосабливается к ней и богословие, и богослужение, и практика. Но, как справедливо утверждал Генон, если хотя бы что-то одно изъять из Традиции, переделать, модернизировать, то рушится все здание. Если мы обратимся к главному труду архиепископа Серафима — «Новое учение о Софии Премудрости Божией», написанного им в 1935 г. против еретических воззрений прот. Сергия Булгакова и в целом против модернистских тенденций т. н. «парижской школы», то главное, что мы заметим, это не просто высокий научный уровень работы, но и живую связь наследия святых отцов, изложенную языком традиционного православного богословия. Владыка Серафим стоял на страже «догматического сознания» в противовес популярному тогда и сейчас «новому религиозному сознанию», прекрасно понимая, что искажения православного вероучения гораздо опаснее прямого атеизма: «Нам надо иметь в области догматического мышления предел, чтобы наша, так называемая “свободная богословская мысль”, столь ублажаемая модернизмом, не завела нас в еретические дебри, открывающие для нас один только путь на вечные адские муки»[13].

Эти пространные мои рассуждения связаны лишь с тем, что Крым, как я уже говорил, возвращает нас к Традиции, соединяет русскую историю, русскую геополитику, русскую мысль и в лице Владыки Серафима (Соболева) напоминает нам еще и о верности единой святоотеческой традиции, без которой так легко потерять все приобретенное.

Закончить свои нетуристические заметки мне захотелось лирически. Когда-то в трагическом 1920 г., когда революционная вакханалия и взрывы гражданской войны, казалось, хоронили навсегда некогда великую империю, подобно тому, как это было с древним Римом и Византией, Николай Туроверов — русский офицер, донской казак, поэт — оставил свои «впечатления» о русском Крыме:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Может быть потому, что тысячи таких русских сердец, как у Туроверова, так хорошо «запомнили» Крым, мы, их слабые, недостойные потомки, но, как и они с русским сердцем, смогли вернуться в Крым. Как бы там ни было, но я уверен, что возвращение исторической памяти у нашего народа, у нашего государства началось. Процесс этот трудный и долгий, но единственно необходимый для созидания той России, которая угодна в очах Божиих. Что еще нам предстоит вспомнить? — может быть Новороссию...

 

—————————————————————————————

[1] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2005. С. 701

[2] Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990. С. 44
[3] Там же. С. 45

[4] Дневник Императора Николая II. 1890–1906 гг. М., 1991. С. 87

[5] Цит по: Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму...». Симферополь, 2013. С. 110

[6] Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. С. 113
[7] Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012. С. 38
[8] Там же. С. 34

[9] Цит по: Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000. С. 639

[10] Иоанн (Снычев), митрополит. Битва за Россию // Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. Сост. К. Душенов. СПб., 1996. С. 149

[11] Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. С. 57
[12] Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002. С. 50

[13] Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. С. 23

 

См. также: Диакон Илья Маслов. «Крымская Пасха»: да расточатся враги Его!


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
38
 /  - 
5
Комментарии:
Владимир 05/07/2014 в 12:18:55
Наталье
-------------
Я не говорил, что он святой. Я сказал что православный. Я знаю, что Путин причащается, и делает это регулярно - в монастырях, и в храмах городских. Точно известно, что причастие в РПЦ не проводят без покаяния. Можно один раз по незнанию бессодержательно покаяться. Но потом, в иные разы, страх и благоговеяние охватывают всю душу перед исповедью. И тут, перед Богом, никто не сможет делать показуху, чтоб "бесплатно" приобщиться Святых Тайн. Православие - это дорога к Богу через покаяние. Может есть и иные дороги, но Господь нам о них не сообщал. Поэтому, я уверен на 100% что Путин православный. Если его массово причащают батюшки, значит он русский православный человек.
Наталья 30/06/2014 в 13:30:14
Ну Вы про "православного Путина" и загнули. Мне он как личность во многом импонирует, у него по настоящему отеческая энергетика, многое сейчас взвалилось и держится на его плечах, воле, на доброй воле. В этом ему благодарность. Но записывать его в святоши и супер-пупер такого поистинне православно верующего, как делают это многие верующие, явный перебор.  ... Я конечно понимаю, в отличие от некоторых, что наша страна отнюдь уже не православная, большинство из "православных" это язычники православного обряда, много атеистов и птиц "свободного полету" верующих в Бога от ветра головы своей, зато с ненавистью раззевающих пасть на веру православную. И не говорю, что Путину надобно сидеть на пресс-конференции и вдалбливать людям типа "поститесь, воздерживайтесь во всем, молитесь, щас пост, а кто не будет - тому будет ай-яй", потому что как говорил ап.Павел "внешних же судит Бог" и бремя и иго Христова, узкого пути за Ним, выраженного в том числе и в канонах Церкви можно возлагать только на тех, кто добровольно и с любовью и с радостью и с верой принимает таковое иго Христово, для члена тела Христова, а не кидать таковые предъявы внешним, которые к Телу Христову и Духу Его никаким макаром не принадлежат, ни с боку ни с припёку. Но если тебе задали вопрос конкретный на счет программы материнского капитала, когда закончится и т.д., то можно по нормальному ответить "тогда то" и дать другую сопутствующую с этим информацию, но не оскорблять поста, если ты уж "православный". Другое дело, что для тебя не является все "это" чем то таким принципиальным, значит стоит задуматься об уровне и сущности твоей веры, если вообще не о наличии ее.
И я его не осуждаю. Я тоже, было время, считала себя верующей, а творила такие безобразие, у вас волосы дыбом встанут, и считала - все нормально. Только сейчас осознаешь слова псалмопевца "как скот неразумный я был пред Тобою"...
Может Путин находится на младенческом уровне веры и в детских штанишках духовности, может вообще он верит просто во Христа как в Спасителя, и это для него главное, а во всяких канонах, догматах и не разбирается, может... Один Бог знает.
Владимир 29/06/2014 в 21:31:55
Только сейчас стал глубоко осознавать значение Крыма в судьбе Православия в России. Последние события, Слава Богу, дают надежду на сохранение нашей страны и территории мирового Православия. Кровь православных русских пропитывает эту землю на метровые глубины. И так сложилось, что эта кровь становилась ценой за сохранение Православия. Две крымских обороны, плюс резня, устроенная большевиками в 20-х годах - сколько горячих и покаянных молитв было здесь озвучено! Эта многострадальная земля породила военных врачевателей - великого Пирогова, спасавшего с помощью первого наркоза чудным образом тысячи русских, и даже 20-й век стал источником для святости - святитель Лука, ученый и Врач, спасавший очередные тысячи русских от гнойных воспалений, воевавших за нашу землю. Именно в Крыму он приобрел свой последнее земное прибежище в качестве архиепископа Крыма.
И сегодня, я благодарю Бога за выбор, сделанный Им через наиболее удачный вариант для России - православного Путина. Россия может и не в лучшем виде, и осознанно покрыта язвами коррупции. Но на фоне возвращения Православного Крыма эти язвы не выглядят чем-то серьезным.
Штирлиц 25/06/2014 в 17:44:18
Отец диакон, спаси Господи! Уранополиты достали уже.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Три дня в русском Крыму Православный журнал «Благодатный Огонь»

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения