Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

Нетуристические заметки


В переломные моменты мировой истории государства, нации, отдельные люди учатся мыслить в иных категориях, другим масштабом, не так, как думают в обычное время. Вписаться в историю, понять ее не однодневный, а метафизичесий смысл, прикоснуться хотя бы к тем событиям, которые вырывают тебя из рутины привычной повседневности, — вот те мучительные проблемы, волнующие мыслящих людей всех социальных пластов в переломное время. Здесь проходит грань, отделяющая историческое сознание от обывательского.

События «Русской весны», как стали все чаще и чаще в наших патриотических СМИ называть события на Украине с марта этого года, не оставили равнодушными большинство граждан России. Начавшийся Великий пост принес обновление русскому народу и русской истории: 18 марта Крым вернулся в Россию, «вернулся в родную гавань», как сказал наш Президент В.В. Путин. Большое видится на расстоянии, и сейчас нам после либеральной обработки 90-х с ее «священной» приватизацией всего и вся, включая и историю, трудно до конца постигнуть смысл «крымской Пасхи» — воскресения русской цивилизации на пространствах древней Тавриды. За Крымом восстала в борьбе за Русский мiр и Новороссия; началась кровавая битва Одессы и Мариуполя за свое русское будущее против американо-бандеровских оккупантов; весь мiр узнал о существовании такого героического города, как Славянск; наконец, Донецк и Луганск, проведя референдумы о независимости от киевской хунты, доказали свое право быть субъектами исторического процесса. Но все началось с Крыма. И эту победу нам еще предстоит не только осмыслить, но и не сдать...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, поздно вечером после службы я вылетел рейсом «Москва — Симферополь» на полуостров. У меня было всего три свободных дня, множество оставленных дома дел, немного денег, но увидеть русский Крым было нестерпимым моим желанием. Я отправлялся в Крым, как и многие наши соотечественники, не в первый раз; летел, как и раньше, к своему давнему другу — талантливому крымскому художнику Александру Дмитриеву, за полгода до этого знакомившего парижскую публику с крымскими пейзажами на своей выставке; небольшая сумма гривен, оставшихся с прежних поездок, напоминала о том, что путь мой лежит все еще вроде как «в Украину». Но по сути это была совершенно новая для меня поездка: после крымского референдума прошло чуть больше полумесяца, границы на официальных политических картах еще не подверглись редакторской правке, неистовые главари Майдана, задыхаясь от злобы, еще вопили (и продолжают вопить) о том, что «Крим — це Україна!», но Крым был уже совершенно другим. Из курортного придатка Украины, он в считанные дни вновь стал узловым местом русской истории. И я летел не в туристическую поездку — это было путешествие в воскресающую на наших глазах империю.

Крым всегда был знаковым для Российской империи полуостровом и в геополитическом, и в историко-культурном, и в религиозном смыслах. Пробившись к Черному морю, как мощный побег к солнцу, державной волей Екатерины ІІ страна в 1783 г. вышла на тот уровень своей стратегической мощи, когда без России «ни одна пушка в Европе не стреляла». Это выражение одного из гениев внешней политики екатерининского «золотого века» — канцлера А.А. Безбородко (кстати, малороссийского дворянина по происхождению) — было в ходу в ΧΙΧ веке, особенно в царствование Николая Ι, которого не без плохо срываемого страха перед крепнущей Россией европейские политики окрестили «жандармом Европы». Либеральная русская интеллигенция того времени, традиционно радующаяся только неудачам и унижениям своей страны, как всегда ничего не поняла, близоруко увидела в этих словах «демократический сарказм» и долго еще (вплоть до сего дня) смеялась над царем. А вот европейским державам, глядя на Черноморский флот России, было не до смеха. В ΧΙΧ веке он сильно беспокоил Англию, в наши дни «крымский вопрос» доводит до политического беснования Америку и НАТО. Пролетая над Керченским проливом, видя внизу только ночные огни, я подумал, что, когда государство возвращается к своим традиционным интересам — это признак национального выздоровления.

Крым возвращает нас к традиции, к традиции нашей внешней политики — пробиться к морю, провести жизненно-важную осевую границу от Балтики до Понта Эвксинского («гостеприимного моря», как называли раньше Черное море). Ни демократия, ни права человека, ни общечеловеческие ценности не были никогда для России сферой традиционных интересов, а Крым, море и флот — были. Историк С.Ф. Платонов очень верно отметил традиционализм внешней политики Российской империи даже в реформаторском XVIII веке: «Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников»[1].

Интересно было встретить и реакцию обычных крымчан, по роду своих занятий не интересующихся политикой, на судьбоносное присоединение. После душераздирающей истерики, которую подняли многие западные СМИ и их подпевалы с «Эхо Москвы» и «Дождя», о том, что крымчане не довольны «российской оккупацией», а на референдум людей загоняли чуть ли не под дулом автомата, было радостно заметить, что «украинизация» головного мозга населения в Крыму все же не приобрела за 20 лет необратимых последствий (чего, увы, не скажешь о Киеве и центральной Украине). За три дня пребывания на полуострове мне пришлось разговаривать с двумя таксистами. Первый из них вез меня из аэропорта в Симферополь и на мой вопрос, чем удобнее расплатиться — гривнами или рублями, ответил: «Лучше нормальными нашими, гривна здесь за двадцать лет уже надоела».

С другим таксистом мы ехали из Ливадии в Ялту. Он сразу отметил, что я из Москвы, и, не дожидаясь моего ответа, пустился в пространные рассуждения о том, что украинский Крым был самым большим недоразумением в его жизни. Жаловался он и на то, что украинским туристам в большинстве своем совсем не интересна история Крыма: его императорские дворцы, усадьбы, Ботанический сад, литературные места, места боевой славы, древние монастыри и храмы. Замечание это, очень верное и глубокое, поразило меня: казалось бы оно должно исходить из уст философа, культуролога, историка, а не таксиста. Однако вывод его совершенно справедлив. Ведь именно этого добивались идеологи «украинизации», начиная с Грушевского и других украинских националистов. Они последовательно вырывали историю Украины из общероссийской исторической канвы; извращали ее на «западенский» манер; выдумывали национальную идею с украинской «мовой», «гением» Тараса Шевченко и вышиванками; варили на скорую руку миф о «незалежной Украине» с польско-австрийскими снадобьями; последние два десятилетия под американским протекторатом внушали мысль, что настоящий «хохол» — это европеец, а фашист Бандера — почти что Джузеппе Гарибальди; наконец, в итоге вскормили на этой каше целое поколение украинцев, которым, действительно, русская история Крыма — чужая история. Только Россию их учат в Киеве еще и ненавидеть... Подытожил свою речь мой философствующий таксист кратко: «Молодец Путин, что нас к себе вернул!»

И.А. Бунин, переживший революционную вакханалию прошлого века, с горечью написал в 1919 г. об исчезновении на его глазах образа дореволюционной России: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»[2]. Хуже всего, что дети и внуки не просто порой не знают России, но и плюют на нее, на ее святыни, ее героев, ее былую славу. После 91-го так же плевали на Советский Союз, на Победу, на армию и на науку, на достижения советской культуры — все нужно было опошлить, осмеять и разрушить. 1991 год повторил 1917. «Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна», — поразительно точно определил Бунин.[3] Перечитав незадолго до поездки «Окаянные дни» (в свете киевского переворота чтение особо актуальное), я почувствовал, что именно Крым сейчас начертывает перед нами модель общей русской историософии — связывает воедино нашу историю, разорванную сначала в 1917 г., а потом в 1991-м.

На второй день своего пребывания на полуострове я поехал туда, где происходит историческая смычка Российской империи, СССР и современной России — в Ливадию. Почему я так считаю? — этот парадокс станет понятен из следующих моих размышлений, навеянных оживающей на ялтинском побережье русской историей и черноморским ветром. Еще раз повторю: я ехал в Крым не за туристическими впечатлениями, а потому позволил себе слишком смелые, на первый взгляд, историко-философские обобщения. Но пытаться мыслить целостно (или, как говорил Киреевский, «целомудренно») — очень русская черта...

Ливадийский дворец — одна из жемчужин южнобережного ожерелья крымских шедевров архитектуры кон. XIX–нач. XX вв., воплощение тонкого вкуса и подлинного художественного мастерства, соединяющее в себе черты раннеитальянского ренессанса, модерна и русских дворянских усадеб; дворцовая торжественность и дачный уют удивительным образом сочетаются в нем. Дворцовый комплекс и прекрасный парк на фоне открывающейся панорамы ялтинского побережья, казалось, дышат ароматом эпохи последних Романовых.

Ливадия была излюбленным местом венценосной семьи последнего русского Государя Николая II. Это место было свидетелем скорбных, тревожных, радостных и, безусловно, значимых моментов в жизни Императора и империи. Здесь 20 октября 1894 г. скончался Александр III, здесь он завещал своему царственному сыну охранять самодержавие как политическую индивидуальность России (сегодня, когда вновь в Кремле взят курс на укрепление «вертикали власти», трудно не увидеть, как дальновиден был царский завет); покровительствовать Церкви, спасавшей государство в самые трудные периоды истории; укреплять семью как основу здорового и традиционного общества. Эти заветы царя-миротворца высечены при входе в домовую Крестовоздвиженскую церковь Ливадийского дворца — разве спустя более ста лет они не стали очевидны для многих наших мыслящих соотечественников? Если еще нет, то посмотрите на плоды их попрания, и многое прояснится.

В Ливадии был обнародован Манифест о восшествии на российский Престол Царя-страстотерпца Николая II: впереди было тернистое и сакральное для России 23-летнее царствование, начинался новый век — век русской Голгофы и русского Воскресения. И так было на протяжении всей нашей истории. Мы никогда не жили в стабильности, в статике, не балансировали между взлетом и падением; мы не жили в ритме раз и навсегда заведенных швейцарских часов; нам всегда внутренне претил буржуазный идеал «государство для...» — русская цивилизация всегда жила по законам горнего мiра, и если она не прорывалась к высшим смыслам, она неминуемо скатывалась в сатанинскую бездну. Такова православная антропология — она динамична: человек или обоживается, или оскотинивается. То же можно сказать и о православной онтологии империи.

По воле Божией Россия может быть только империей или не быть вообще. Империя — не частная компания, она священна по своей сути, она преодолевает время и пространство, делает их сакральными («Москва — Третий Рим» — это не наши земные амбиции, а наша эсхатология!), и поэтому этой идеи можно только служить. Кто ставит свои личные интересы выше служения, выбрасывается за борт корабля истории. И об этом нам тоже напомнил Крым...

Я зашел в прохладу небольшой домовой Крестовоздвиженской церкви при Ливадийском дворце. В этом храме служил первые панихиды по почившему всенародно любимому Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский — «всероссийский батюшка» прибыл из Петербурга в Ливадию, причастил умирающего Царя и «больше часу стоял у его изголовья и держал его голову»[4]; здесь присягал на верность Престолу Российскому Великий Князь и Наследник Николай Александрович; здесь же его Августейшая Невеста, будущая Императрица, а тогда еще Принцесса Гессенская Алиса приняла Православие, получив новое имя Александры Феодоровны и титул Великой Княжны, о чем здесь же в Ливадии 22 октября 1894 г. был оглашен Высочайший Манифест. В Манифесте объявлялось: «Сегодня совершилось Священное Миропомазание над Нареченною Невестою Нашей. Прияв имя Александры, Она стала Дщерию Православной Нашей Церкви, к великому утешению Нашему и всей России. Посреди скорбного испытания, которое всем Нам послано по неисповедимым судьбам Всевышняго, веруем со всем народом Нашим, что душа возлюбленного Родителя Нашего в селениях Небесных благословила избранную по сердцу Его и Нашему разделять с Нами верующею и любящею душою непрестанныя заботы о благе и преуспеянии Нашего Отечества. <...> Дан в Ливадии, в 21-й день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот девяносто четвертое, Царствования же Нашего в первое. Николай»[5].

Верующий человек видит в истории не просто набор фактов, для него история — действие Промысла Божьего, вносящее смысл в земное бытие, и личное, и коллективное. Понять этот смысл — значит понять подлинную нечеловеческую логику истории, обрести ее истинный «логос», научиться отличать Правду Божию от многоразличных человеческих «правд». В свете этого я подумал, что неслучайно последняя Императрица приняла Православие на крымской земле, подобно тому, как на заре русской цивилизации принимает новую веру св. князь Владимир — первый православный русский монарх — принимает ее на этой же земле, в древнем Херсонесе. Вот она тайна Русского мiра, Большой России! Современному Киеву с его местечковой идеологией никогда не понять, почему Владимир Красно Солнышко, носивший титул «Великого Князя Киевского», рождал своей политической волей русское государство; современному Западу с его культом личного комфорта и «прав человека» почти невозможно понять, как могла Александра Феодоровна — человек западной культуры и менталитета, до конца жизни говорившая с немецким акцентом — как могла она стать русской, полюбить «даже до смерти» не только своего царственного мужа, но и его страну, вместить в себя то, что веками не могут постигнуть лучшие умы Европы — Россию, державную, самобытную и православную. В Крыму духовно рождались герои Русского мiра, и Крым соединял в себе из разрозненных периодов нашей истории единую традицию русской государственности.

Россию всегда на Западе не любили, боялись и всячески стремились сдержать ее пульсирующее имперское сердце. Россия не начинала ни одной захватнической войны, но чаще всего их заканчивала и кровью своего народа обеспечивала хрупкий мир на европейском континенте. Тем не менее именно России чаще всего бросали обвинение потомки освобожденных русским оружием европейцев в том, что она-то и есть настоящий «агрессор». Сегодня трагическим фарсом можно назвать ту ситуацию, когда фашистская Украина, представляющая из себя сегодня не государство, а «проект», по указанию из-за океана кричит о российской оккупации Крыма или о «вторжении» в Новороссию. До революции 1917 г. и после Победы 1945 г. никто даже из наших самых ярых антагонистов на Западе не смел оспаривать территории, традиционно принадлежавшие Российской империи. Лишь в периоды революционных смут, государственных переворотов и гражданских войн Западу удавалось на время оторвать от Большой России куски земель, где тотчас же возникали кровавый хаос, общая националистическая ненависть к русским, начиналось беззаконие и лакейское лобзание иноземного барского сапога — польского, немецкого, американского — по вкусу. Когда же Россия «сосредотачивалась» и собирала вновь русский мiр, русских людей и братские народы воедино, на Западе за кулисами снова начиналась возня, направленное на то, чтобы опять придумать очередною братоубийственную войну, революцию, очередной майдан для России. То, что мы видим после объединения России и Крыма — санкции, войну в Новороссии, ядовитое шипение «пятой колонны» — все это иллюстрирует подлинную нашу историю противостояния глобальным сатанинским силам, ненавидящим историческую Русь и Православие. Так кто же тогда агрессор?

К вопросу об «агрессивности» имперской России хотелось бы привести один интересный факт, опять же связанный с Ливадией. «С пребыванием императора в Ливадии в 1898 году во многом связано выдающееся событие в истории мировой дипломатии — первая Гаагская мирная конференция. Весь ноябрь и первую половину декабря этого года здесь проходила основная работа по формулировке российских предложений о всеобщем сокращении и ограничении вооружений, а также о создании международного «третейского суда» для предотвращения военных столкновений между государствами, по первоначальному замыслу представлявшего прообраз современной ООН»[6]. По свидетельству военного министра А.Н. Куропаткина обращение Николая II к европейским державам о прекращении гонки вооружений вызвали у правительств последних только недоверие. Гаагская мирная конференция состоялась в мае-июне 1899 г., но вот положения ее соблюдала, в том числе о неприменении запрещенного оружия массового уничтожения, целиком и полностью только Россия, как в Первой, так и во Второй мировых войнах. Просвещенная Европа и оплот мировой демократии — США всегда были не прочь нарушить международные договоры, исходя «из своих национальных интересов». Нам в этих интересах Запад всегда отказывает, при этом поощряет нынешних украинских карателей в Новороссии — на пороге вступления в ЕС Украина, видимо, быстро научилась чисто западной нечистоплотности методов ведения войн.

В музейной лавке я купил две репродукции: фотографии Царской семьи (эта самая известная постановочная фотография Николая II с супругой в окружении августейших детей была сделана в Ялте) и лидеров-участников Ялтинской мирной конференции февраля 1945 г. — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Я рассматривал эти уже ставшие классическими изображения, которые помимо своего исторического значения являются образцами художественной композиции (современному фотографу-обывателю следовало бы учиться на этих произведениях фотографического искусства прошлого столетия), и думал, почему Ливадийскому дворцу суждено было видеть здесь и императорскую семью перед самым началом Первой мировой войны (в декабре 1913 г. Государь, последний раз со всей семьей посетив Ливадию и Ялту, оставил такую запись в дневнике: «У нас у всех осталась тоска по Крыму»), и Сталина в конце войны Великой Отечественной; почему именно Ливадия, любимейшее место последнего русского монарха принимала под свои своды членов Ялтинской конференции через год после освобождения Крыма от фашистов? Понять метафизическую тайну самого русского Крыма можно, если присоединить к этой цепи событий и нынешнее его возвращение к России.

Я уже говорил, что увидел в Крыму, в Ливадии, историческую преемственность имперской русской идеи. Ялтинская конференция была итогом той метаморфозы, которая произошла с Россией, с СССР, в ходе Великой Отечественной войны, — произошло национальное пробуждение русского народа. Чуждые идеалы «мировой революции» и интернационала уступали место строительству империи с ясными национальными задачами. Как отмечает современный историк Н.А. Нарочницкая, итогом Ялты «было фактическое преемство СССР по отношению к геополитическому ареалу Российской империи в сочетании с новообретенной военной мощью и международным влиянием»[7]. Война и Победа соединили разорванную 1917 годом русскую и советскую историю. Не случайно, что даже танковые колонны во время войны носили имена «реабилитированных» Дмитрия Донского и Александра Невского, а журнал «Безбожник» был закрыт в советской печати. Можно сколько угодно говорить о том, что второе восстановление патриаршества в 1943 г. было идеологическим шагом, но ведь этот шаг был сделан в сторону имперской идеологии, в сторону Традиции. В конце концов советское великодержавие вызывало и вызывает ненависть Запада именно в силу того, что, в отличии от позорного ленинского Брестского мира, Россия после 1945 г. приобретала, возвращала себе те земли, которые собирали для нее и Рюриковичи, и Романовы. Полностью согласен с тем, что «войну СССР выиграл не как носитель коммунистической идеи, а в своей ипостаси Великой России»[8]. И когда я смотрел на простирающееся передо мной море, смотрел с русского полуострова Крым; когда сейчас смотрю, как на наших глазах восстает из-под груды исторических ошибок, просчетов и предательств Новороссия (само название возвращается к нам из империи!), мне кажется, что история новой России также органично вплетается в эту преемственную традицию русской державности. Основа ее — Православная вера и верность в служении Отечеству, не своим, а его интересам. «При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного», — в этом завете праведного Иоанна Кронштадтского, как в словесной иконе, содержится вся суть русского отношения к русской империи.[9]

Уже после возвращения из Крыма мне попались слова митрополита Иоанна (Снычева), которые очень точно передавали чувство исторического момента, испытанное мною в Ливадии. «Мы больше не можем позволить себе делиться на «белых» и «красных». Если хотим выжить — надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры», — писал Владыка в начале позорных и страшных 90-х, когда попрание традиционных святынь шло рука об руку с «параличом державной воли».[10]

В последний, третий день своего пребывания в Крыму я прошелся по Симферополю, расцветшему пышной южной зеленью и российскими триколорами. Подойдя к Александро-Невскому кафедральному собору, рядом с которым символично находятся памятник в честь присоединения Крыма к России в 1783 г. и мемориал в память погибших в Великой Отечественной войне, я вспомнил, что именно в этом соборе начал свое святительское служение известный русский иерарх и богослов — архиепископ Серафим (Соболев). В 1920 г. здесь состоялось его наречение во епископа, а через несколько месяцев Владыке пришлось эмигрировать с армией барона Врангеля на чужбину, чтобы уже в Болгарии духовно окормлять русскую диаспору, служить России за ее пределами, сохранять и оберегать Православную Традицию от модных европейских идей, либерального богословия и религиозного модернизма. Владыку Серафима можно назвать рыцарем православного традиционного богословия.

В XX веке и особенно сейчас в мире идет битва Традиции и Современности, битва, в которой мы все больше и больше чувствуем дыхание бездны, финала человеческой деградации и либерального прогресса — постмодерна. Чтобы не потонуть в его бессмысленной «игре в жизнь», чтобы противостоять глобальному царству антихриста и чтобы вместо подлинной веры не создать симулякр — копию без оригинала (богословие без Бога, миссионерство без свидетельства об Истине, духовное образование без веры и т. п.), сегодня каждому русскому человеку необходимо не просто жить в Традиции, но и осмыслять ее. Основатель такого философского направления как традиционализм французский мыслитель Рене Генон (1886–1951) отметил, что главным искажением Традиции является низведение ее до чисто человеческого уровня, когда наоборот вся суть ее есть порядок сверхчеловеческий.[11] Идейные последователи Р. Генона у нас в России все чаще говорят о том, что все самое подлинное и настоящее, что можно обрести современному человеку, можно обрести только в мире Традиции: «В мире традиционализма сегодня концентрируются колоссальные энергии реального бытия, которое контрастирует своим внутренним богатством и внешней бедностью с противоположной картиной либерального мира, основанного на вычищенном и отшлифованном языке современности, где сверкающая изобильная рекламная мишура прикрывает смысловой удушливый вакуум...»[12].

Церковный модернизм, против которого всю свою жизнь боролся Владыка Серафим (Соболев), как раз и начинается там, где вместо языка святых отцов — языка Традиции — начинает звучать язык современности. В богословии, в богослужении, церковной практике выделяется область т. н. «исторически обусловленного человеческого фактора». Здесь благоприятная почва для того, чтобы приспособить сознание современного верующего к современности, при этом приспосабливается к ней и богословие, и богослужение, и практика. Но, как справедливо утверждал Генон, если хотя бы что-то одно изъять из Традиции, переделать, модернизировать, то рушится все здание. Если мы обратимся к главному труду архиепископа Серафима — «Новое учение о Софии Премудрости Божией», написанного им в 1935 г. против еретических воззрений прот. Сергия Булгакова и в целом против модернистских тенденций т. н. «парижской школы», то главное, что мы заметим, это не просто высокий научный уровень работы, но и живую связь наследия святых отцов, изложенную языком традиционного православного богословия. Владыка Серафим стоял на страже «догматического сознания» в противовес популярному тогда и сейчас «новому религиозному сознанию», прекрасно понимая, что искажения православного вероучения гораздо опаснее прямого атеизма: «Нам надо иметь в области догматического мышления предел, чтобы наша, так называемая “свободная богословская мысль”, столь ублажаемая модернизмом, не завела нас в еретические дебри, открывающие для нас один только путь на вечные адские муки»[13].

Эти пространные мои рассуждения связаны лишь с тем, что Крым, как я уже говорил, возвращает нас к Традиции, соединяет русскую историю, русскую геополитику, русскую мысль и в лице Владыки Серафима (Соболева) напоминает нам еще и о верности единой святоотеческой традиции, без которой так легко потерять все приобретенное.

Закончить свои нетуристические заметки мне захотелось лирически. Когда-то в трагическом 1920 г., когда революционная вакханалия и взрывы гражданской войны, казалось, хоронили навсегда некогда великую империю, подобно тому, как это было с древним Римом и Византией, Николай Туроверов — русский офицер, донской казак, поэт — оставил свои «впечатления» о русском Крыме:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Может быть потому, что тысячи таких русских сердец, как у Туроверова, так хорошо «запомнили» Крым, мы, их слабые, недостойные потомки, но, как и они с русским сердцем, смогли вернуться в Крым. Как бы там ни было, но я уверен, что возвращение исторической памяти у нашего народа, у нашего государства началось. Процесс этот трудный и долгий, но единственно необходимый для созидания той России, которая угодна в очах Божиих. Что еще нам предстоит вспомнить? — может быть Новороссию...

 

—————————————————————————————

[1] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2005. С. 701

[2] Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990. С. 44
[3] Там же. С. 45

[4] Дневник Императора Николая II. 1890–1906 гг. М., 1991. С. 87

[5] Цит по: Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму...». Симферополь, 2013. С. 110

[6] Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. С. 113
[7] Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012. С. 38
[8] Там же. С. 34

[9] Цит по: Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000. С. 639

[10] Иоанн (Снычев), митрополит. Битва за Россию // Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. Сост. К. Душенов. СПб., 1996. С. 149

[11] Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. С. 57
[12] Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002. С. 50

[13] Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. С. 23

 

См. также: Диакон Илья Маслов. «Крымская Пасха»: да расточатся враги Его!


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
38
 /  - 
5
Комментарии:
Владимир 05/07/2014 в 12:18:55
Наталье
-------------
Я не говорил, что он святой. Я сказал что православный. Я знаю, что Путин причащается, и делает это регулярно - в монастырях, и в храмах городских. Точно известно, что причастие в РПЦ не проводят без покаяния. Можно один раз по незнанию бессодержательно покаяться. Но потом, в иные разы, страх и благоговеяние охватывают всю душу перед исповедью. И тут, перед Богом, никто не сможет делать показуху, чтоб "бесплатно" приобщиться Святых Тайн. Православие - это дорога к Богу через покаяние. Может есть и иные дороги, но Господь нам о них не сообщал. Поэтому, я уверен на 100% что Путин православный. Если его массово причащают батюшки, значит он русский православный человек.
Наталья 30/06/2014 в 13:30:14
Ну Вы про "православного Путина" и загнули. Мне он как личность во многом импонирует, у него по настоящему отеческая энергетика, многое сейчас взвалилось и держится на его плечах, воле, на доброй воле. В этом ему благодарность. Но записывать его в святоши и супер-пупер такого поистинне православно верующего, как делают это многие верующие, явный перебор.  ... Я конечно понимаю, в отличие от некоторых, что наша страна отнюдь уже не православная, большинство из "православных" это язычники православного обряда, много атеистов и птиц "свободного полету" верующих в Бога от ветра головы своей, зато с ненавистью раззевающих пасть на веру православную. И не говорю, что Путину надобно сидеть на пресс-конференции и вдалбливать людям типа "поститесь, воздерживайтесь во всем, молитесь, щас пост, а кто не будет - тому будет ай-яй", потому что как говорил ап.Павел "внешних же судит Бог" и бремя и иго Христова, узкого пути за Ним, выраженного в том числе и в канонах Церкви можно возлагать только на тех, кто добровольно и с любовью и с радостью и с верой принимает таковое иго Христово, для члена тела Христова, а не кидать таковые предъявы внешним, которые к Телу Христову и Духу Его никаким макаром не принадлежат, ни с боку ни с припёку. Но если тебе задали вопрос конкретный на счет программы материнского капитала, когда закончится и т.д., то можно по нормальному ответить "тогда то" и дать другую сопутствующую с этим информацию, но не оскорблять поста, если ты уж "православный". Другое дело, что для тебя не является все "это" чем то таким принципиальным, значит стоит задуматься об уровне и сущности твоей веры, если вообще не о наличии ее.
И я его не осуждаю. Я тоже, было время, считала себя верующей, а творила такие безобразие, у вас волосы дыбом встанут, и считала - все нормально. Только сейчас осознаешь слова псалмопевца "как скот неразумный я был пред Тобою"...
Может Путин находится на младенческом уровне веры и в детских штанишках духовности, может вообще он верит просто во Христа как в Спасителя, и это для него главное, а во всяких канонах, догматах и не разбирается, может... Один Бог знает.
Владимир 29/06/2014 в 21:31:55
Только сейчас стал глубоко осознавать значение Крыма в судьбе Православия в России. Последние события, Слава Богу, дают надежду на сохранение нашей страны и территории мирового Православия. Кровь православных русских пропитывает эту землю на метровые глубины. И так сложилось, что эта кровь становилась ценой за сохранение Православия. Две крымских обороны, плюс резня, устроенная большевиками в 20-х годах - сколько горячих и покаянных молитв было здесь озвучено! Эта многострадальная земля породила военных врачевателей - великого Пирогова, спасавшего с помощью первого наркоза чудным образом тысячи русских, и даже 20-й век стал источником для святости - святитель Лука, ученый и Врач, спасавший очередные тысячи русских от гнойных воспалений, воевавших за нашу землю. Именно в Крыму он приобрел свой последнее земное прибежище в качестве архиепископа Крыма.
И сегодня, я благодарю Бога за выбор, сделанный Им через наиболее удачный вариант для России - православного Путина. Россия может и не в лучшем виде, и осознанно покрыта язвами коррупции. Но на фоне возвращения Православного Крыма эти язвы не выглядят чем-то серьезным.
Штирлиц 25/06/2014 в 17:44:18
Отец диакон, спаси Господи! Уранополиты достали уже.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Три дня в русском Крыму Православный журнал «Благодатный Огонь»

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

24.07.2020
А.Романов

Замурованный священник

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

17.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Опыт великого сосредоточения

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

4.08.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.07.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

 

НОВОСТИ

11.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

05.08.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»