Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

Нетуристические заметки


В переломные моменты мировой истории государства, нации, отдельные люди учатся мыслить в иных категориях, другим масштабом, не так, как думают в обычное время. Вписаться в историю, понять ее не однодневный, а метафизичесий смысл, прикоснуться хотя бы к тем событиям, которые вырывают тебя из рутины привычной повседневности, — вот те мучительные проблемы, волнующие мыслящих людей всех социальных пластов в переломное время. Здесь проходит грань, отделяющая историческое сознание от обывательского.

События «Русской весны», как стали все чаще и чаще в наших патриотических СМИ называть события на Украине с марта этого года, не оставили равнодушными большинство граждан России. Начавшийся Великий пост принес обновление русскому народу и русской истории: 18 марта Крым вернулся в Россию, «вернулся в родную гавань», как сказал наш Президент В.В. Путин. Большое видится на расстоянии, и сейчас нам после либеральной обработки 90-х с ее «священной» приватизацией всего и вся, включая и историю, трудно до конца постигнуть смысл «крымской Пасхи» — воскресения русской цивилизации на пространствах древней Тавриды. За Крымом восстала в борьбе за Русский мiр и Новороссия; началась кровавая битва Одессы и Мариуполя за свое русское будущее против американо-бандеровских оккупантов; весь мiр узнал о существовании такого героического города, как Славянск; наконец, Донецк и Луганск, проведя референдумы о независимости от киевской хунты, доказали свое право быть субъектами исторического процесса. Но все началось с Крыма. И эту победу нам еще предстоит не только осмыслить, но и не сдать...

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, поздно вечером после службы я вылетел рейсом «Москва — Симферополь» на полуостров. У меня было всего три свободных дня, множество оставленных дома дел, немного денег, но увидеть русский Крым было нестерпимым моим желанием. Я отправлялся в Крым, как и многие наши соотечественники, не в первый раз; летел, как и раньше, к своему давнему другу — талантливому крымскому художнику Александру Дмитриеву, за полгода до этого знакомившего парижскую публику с крымскими пейзажами на своей выставке; небольшая сумма гривен, оставшихся с прежних поездок, напоминала о том, что путь мой лежит все еще вроде как «в Украину». Но по сути это была совершенно новая для меня поездка: после крымского референдума прошло чуть больше полумесяца, границы на официальных политических картах еще не подверглись редакторской правке, неистовые главари Майдана, задыхаясь от злобы, еще вопили (и продолжают вопить) о том, что «Крим — це Україна!», но Крым был уже совершенно другим. Из курортного придатка Украины, он в считанные дни вновь стал узловым местом русской истории. И я летел не в туристическую поездку — это было путешествие в воскресающую на наших глазах империю.

Крым всегда был знаковым для Российской империи полуостровом и в геополитическом, и в историко-культурном, и в религиозном смыслах. Пробившись к Черному морю, как мощный побег к солнцу, державной волей Екатерины ІІ страна в 1783 г. вышла на тот уровень своей стратегической мощи, когда без России «ни одна пушка в Европе не стреляла». Это выражение одного из гениев внешней политики екатерининского «золотого века» — канцлера А.А. Безбородко (кстати, малороссийского дворянина по происхождению) — было в ходу в ΧΙΧ веке, особенно в царствование Николая Ι, которого не без плохо срываемого страха перед крепнущей Россией европейские политики окрестили «жандармом Европы». Либеральная русская интеллигенция того времени, традиционно радующаяся только неудачам и унижениям своей страны, как всегда ничего не поняла, близоруко увидела в этих словах «демократический сарказм» и долго еще (вплоть до сего дня) смеялась над царем. А вот европейским державам, глядя на Черноморский флот России, было не до смеха. В ΧΙΧ веке он сильно беспокоил Англию, в наши дни «крымский вопрос» доводит до политического беснования Америку и НАТО. Пролетая над Керченским проливом, видя внизу только ночные огни, я подумал, что, когда государство возвращается к своим традиционным интересам — это признак национального выздоровления.

Крым возвращает нас к традиции, к традиции нашей внешней политики — пробиться к морю, провести жизненно-важную осевую границу от Балтики до Понта Эвксинского («гостеприимного моря», как называли раньше Черное море). Ни демократия, ни права человека, ни общечеловеческие ценности не были никогда для России сферой традиционных интересов, а Крым, море и флот — были. Историк С.Ф. Платонов очень верно отметил традиционализм внешней политики Российской империи даже в реформаторском XVIII веке: «Если бы в конце царствования Екатерины встал из гроба московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворенным, так как увидел бы решенными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников»[1].

Интересно было встретить и реакцию обычных крымчан, по роду своих занятий не интересующихся политикой, на судьбоносное присоединение. После душераздирающей истерики, которую подняли многие западные СМИ и их подпевалы с «Эхо Москвы» и «Дождя», о том, что крымчане не довольны «российской оккупацией», а на референдум людей загоняли чуть ли не под дулом автомата, было радостно заметить, что «украинизация» головного мозга населения в Крыму все же не приобрела за 20 лет необратимых последствий (чего, увы, не скажешь о Киеве и центральной Украине). За три дня пребывания на полуострове мне пришлось разговаривать с двумя таксистами. Первый из них вез меня из аэропорта в Симферополь и на мой вопрос, чем удобнее расплатиться — гривнами или рублями, ответил: «Лучше нормальными нашими, гривна здесь за двадцать лет уже надоела».

С другим таксистом мы ехали из Ливадии в Ялту. Он сразу отметил, что я из Москвы, и, не дожидаясь моего ответа, пустился в пространные рассуждения о том, что украинский Крым был самым большим недоразумением в его жизни. Жаловался он и на то, что украинским туристам в большинстве своем совсем не интересна история Крыма: его императорские дворцы, усадьбы, Ботанический сад, литературные места, места боевой славы, древние монастыри и храмы. Замечание это, очень верное и глубокое, поразило меня: казалось бы оно должно исходить из уст философа, культуролога, историка, а не таксиста. Однако вывод его совершенно справедлив. Ведь именно этого добивались идеологи «украинизации», начиная с Грушевского и других украинских националистов. Они последовательно вырывали историю Украины из общероссийской исторической канвы; извращали ее на «западенский» манер; выдумывали национальную идею с украинской «мовой», «гением» Тараса Шевченко и вышиванками; варили на скорую руку миф о «незалежной Украине» с польско-австрийскими снадобьями; последние два десятилетия под американским протекторатом внушали мысль, что настоящий «хохол» — это европеец, а фашист Бандера — почти что Джузеппе Гарибальди; наконец, в итоге вскормили на этой каше целое поколение украинцев, которым, действительно, русская история Крыма — чужая история. Только Россию их учат в Киеве еще и ненавидеть... Подытожил свою речь мой философствующий таксист кратко: «Молодец Путин, что нас к себе вернул!»

И.А. Бунин, переживший революционную вакханалию прошлого века, с горечью написал в 1919 г. об исчезновении на его глазах образа дореволюционной России: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»[2]. Хуже всего, что дети и внуки не просто порой не знают России, но и плюют на нее, на ее святыни, ее героев, ее былую славу. После 91-го так же плевали на Советский Союз, на Победу, на армию и на науку, на достижения советской культуры — все нужно было опошлить, осмеять и разрушить. 1991 год повторил 1917. «Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна», — поразительно точно определил Бунин.[3] Перечитав незадолго до поездки «Окаянные дни» (в свете киевского переворота чтение особо актуальное), я почувствовал, что именно Крым сейчас начертывает перед нами модель общей русской историософии — связывает воедино нашу историю, разорванную сначала в 1917 г., а потом в 1991-м.

На второй день своего пребывания на полуострове я поехал туда, где происходит историческая смычка Российской империи, СССР и современной России — в Ливадию. Почему я так считаю? — этот парадокс станет понятен из следующих моих размышлений, навеянных оживающей на ялтинском побережье русской историей и черноморским ветром. Еще раз повторю: я ехал в Крым не за туристическими впечатлениями, а потому позволил себе слишком смелые, на первый взгляд, историко-философские обобщения. Но пытаться мыслить целостно (или, как говорил Киреевский, «целомудренно») — очень русская черта...

Ливадийский дворец — одна из жемчужин южнобережного ожерелья крымских шедевров архитектуры кон. XIX–нач. XX вв., воплощение тонкого вкуса и подлинного художественного мастерства, соединяющее в себе черты раннеитальянского ренессанса, модерна и русских дворянских усадеб; дворцовая торжественность и дачный уют удивительным образом сочетаются в нем. Дворцовый комплекс и прекрасный парк на фоне открывающейся панорамы ялтинского побережья, казалось, дышат ароматом эпохи последних Романовых.

Ливадия была излюбленным местом венценосной семьи последнего русского Государя Николая II. Это место было свидетелем скорбных, тревожных, радостных и, безусловно, значимых моментов в жизни Императора и империи. Здесь 20 октября 1894 г. скончался Александр III, здесь он завещал своему царственному сыну охранять самодержавие как политическую индивидуальность России (сегодня, когда вновь в Кремле взят курс на укрепление «вертикали власти», трудно не увидеть, как дальновиден был царский завет); покровительствовать Церкви, спасавшей государство в самые трудные периоды истории; укреплять семью как основу здорового и традиционного общества. Эти заветы царя-миротворца высечены при входе в домовую Крестовоздвиженскую церковь Ливадийского дворца — разве спустя более ста лет они не стали очевидны для многих наших мыслящих соотечественников? Если еще нет, то посмотрите на плоды их попрания, и многое прояснится.

В Ливадии был обнародован Манифест о восшествии на российский Престол Царя-страстотерпца Николая II: впереди было тернистое и сакральное для России 23-летнее царствование, начинался новый век — век русской Голгофы и русского Воскресения. И так было на протяжении всей нашей истории. Мы никогда не жили в стабильности, в статике, не балансировали между взлетом и падением; мы не жили в ритме раз и навсегда заведенных швейцарских часов; нам всегда внутренне претил буржуазный идеал «государство для...» — русская цивилизация всегда жила по законам горнего мiра, и если она не прорывалась к высшим смыслам, она неминуемо скатывалась в сатанинскую бездну. Такова православная антропология — она динамична: человек или обоживается, или оскотинивается. То же можно сказать и о православной онтологии империи.

По воле Божией Россия может быть только империей или не быть вообще. Империя — не частная компания, она священна по своей сути, она преодолевает время и пространство, делает их сакральными («Москва — Третий Рим» — это не наши земные амбиции, а наша эсхатология!), и поэтому этой идеи можно только служить. Кто ставит свои личные интересы выше служения, выбрасывается за борт корабля истории. И об этом нам тоже напомнил Крым...

Я зашел в прохладу небольшой домовой Крестовоздвиженской церкви при Ливадийском дворце. В этом храме служил первые панихиды по почившему всенародно любимому Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский — «всероссийский батюшка» прибыл из Петербурга в Ливадию, причастил умирающего Царя и «больше часу стоял у его изголовья и держал его голову»[4]; здесь присягал на верность Престолу Российскому Великий Князь и Наследник Николай Александрович; здесь же его Августейшая Невеста, будущая Императрица, а тогда еще Принцесса Гессенская Алиса приняла Православие, получив новое имя Александры Феодоровны и титул Великой Княжны, о чем здесь же в Ливадии 22 октября 1894 г. был оглашен Высочайший Манифест. В Манифесте объявлялось: «Сегодня совершилось Священное Миропомазание над Нареченною Невестою Нашей. Прияв имя Александры, Она стала Дщерию Православной Нашей Церкви, к великому утешению Нашему и всей России. Посреди скорбного испытания, которое всем Нам послано по неисповедимым судьбам Всевышняго, веруем со всем народом Нашим, что душа возлюбленного Родителя Нашего в селениях Небесных благословила избранную по сердцу Его и Нашему разделять с Нами верующею и любящею душою непрестанныя заботы о благе и преуспеянии Нашего Отечества. <...> Дан в Ливадии, в 21-й день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот девяносто четвертое, Царствования же Нашего в первое. Николай»[5].

Верующий человек видит в истории не просто набор фактов, для него история — действие Промысла Божьего, вносящее смысл в земное бытие, и личное, и коллективное. Понять этот смысл — значит понять подлинную нечеловеческую логику истории, обрести ее истинный «логос», научиться отличать Правду Божию от многоразличных человеческих «правд». В свете этого я подумал, что неслучайно последняя Императрица приняла Православие на крымской земле, подобно тому, как на заре русской цивилизации принимает новую веру св. князь Владимир — первый православный русский монарх — принимает ее на этой же земле, в древнем Херсонесе. Вот она тайна Русского мiра, Большой России! Современному Киеву с его местечковой идеологией никогда не понять, почему Владимир Красно Солнышко, носивший титул «Великого Князя Киевского», рождал своей политической волей русское государство; современному Западу с его культом личного комфорта и «прав человека» почти невозможно понять, как могла Александра Феодоровна — человек западной культуры и менталитета, до конца жизни говорившая с немецким акцентом — как могла она стать русской, полюбить «даже до смерти» не только своего царственного мужа, но и его страну, вместить в себя то, что веками не могут постигнуть лучшие умы Европы — Россию, державную, самобытную и православную. В Крыму духовно рождались герои Русского мiра, и Крым соединял в себе из разрозненных периодов нашей истории единую традицию русской государственности.

Россию всегда на Западе не любили, боялись и всячески стремились сдержать ее пульсирующее имперское сердце. Россия не начинала ни одной захватнической войны, но чаще всего их заканчивала и кровью своего народа обеспечивала хрупкий мир на европейском континенте. Тем не менее именно России чаще всего бросали обвинение потомки освобожденных русским оружием европейцев в том, что она-то и есть настоящий «агрессор». Сегодня трагическим фарсом можно назвать ту ситуацию, когда фашистская Украина, представляющая из себя сегодня не государство, а «проект», по указанию из-за океана кричит о российской оккупации Крыма или о «вторжении» в Новороссию. До революции 1917 г. и после Победы 1945 г. никто даже из наших самых ярых антагонистов на Западе не смел оспаривать территории, традиционно принадлежавшие Российской империи. Лишь в периоды революционных смут, государственных переворотов и гражданских войн Западу удавалось на время оторвать от Большой России куски земель, где тотчас же возникали кровавый хаос, общая националистическая ненависть к русским, начиналось беззаконие и лакейское лобзание иноземного барского сапога — польского, немецкого, американского — по вкусу. Когда же Россия «сосредотачивалась» и собирала вновь русский мiр, русских людей и братские народы воедино, на Западе за кулисами снова начиналась возня, направленное на то, чтобы опять придумать очередною братоубийственную войну, революцию, очередной майдан для России. То, что мы видим после объединения России и Крыма — санкции, войну в Новороссии, ядовитое шипение «пятой колонны» — все это иллюстрирует подлинную нашу историю противостояния глобальным сатанинским силам, ненавидящим историческую Русь и Православие. Так кто же тогда агрессор?

К вопросу об «агрессивности» имперской России хотелось бы привести один интересный факт, опять же связанный с Ливадией. «С пребыванием императора в Ливадии в 1898 году во многом связано выдающееся событие в истории мировой дипломатии — первая Гаагская мирная конференция. Весь ноябрь и первую половину декабря этого года здесь проходила основная работа по формулировке российских предложений о всеобщем сокращении и ограничении вооружений, а также о создании международного «третейского суда» для предотвращения военных столкновений между государствами, по первоначальному замыслу представлявшего прообраз современной ООН»[6]. По свидетельству военного министра А.Н. Куропаткина обращение Николая II к европейским державам о прекращении гонки вооружений вызвали у правительств последних только недоверие. Гаагская мирная конференция состоялась в мае-июне 1899 г., но вот положения ее соблюдала, в том числе о неприменении запрещенного оружия массового уничтожения, целиком и полностью только Россия, как в Первой, так и во Второй мировых войнах. Просвещенная Европа и оплот мировой демократии — США всегда были не прочь нарушить международные договоры, исходя «из своих национальных интересов». Нам в этих интересах Запад всегда отказывает, при этом поощряет нынешних украинских карателей в Новороссии — на пороге вступления в ЕС Украина, видимо, быстро научилась чисто западной нечистоплотности методов ведения войн.

В музейной лавке я купил две репродукции: фотографии Царской семьи (эта самая известная постановочная фотография Николая II с супругой в окружении августейших детей была сделана в Ялте) и лидеров-участников Ялтинской мирной конференции февраля 1945 г. — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Я рассматривал эти уже ставшие классическими изображения, которые помимо своего исторического значения являются образцами художественной композиции (современному фотографу-обывателю следовало бы учиться на этих произведениях фотографического искусства прошлого столетия), и думал, почему Ливадийскому дворцу суждено было видеть здесь и императорскую семью перед самым началом Первой мировой войны (в декабре 1913 г. Государь, последний раз со всей семьей посетив Ливадию и Ялту, оставил такую запись в дневнике: «У нас у всех осталась тоска по Крыму»), и Сталина в конце войны Великой Отечественной; почему именно Ливадия, любимейшее место последнего русского монарха принимала под свои своды членов Ялтинской конференции через год после освобождения Крыма от фашистов? Понять метафизическую тайну самого русского Крыма можно, если присоединить к этой цепи событий и нынешнее его возвращение к России.

Я уже говорил, что увидел в Крыму, в Ливадии, историческую преемственность имперской русской идеи. Ялтинская конференция была итогом той метаморфозы, которая произошла с Россией, с СССР, в ходе Великой Отечественной войны, — произошло национальное пробуждение русского народа. Чуждые идеалы «мировой революции» и интернационала уступали место строительству империи с ясными национальными задачами. Как отмечает современный историк Н.А. Нарочницкая, итогом Ялты «было фактическое преемство СССР по отношению к геополитическому ареалу Российской империи в сочетании с новообретенной военной мощью и международным влиянием»[7]. Война и Победа соединили разорванную 1917 годом русскую и советскую историю. Не случайно, что даже танковые колонны во время войны носили имена «реабилитированных» Дмитрия Донского и Александра Невского, а журнал «Безбожник» был закрыт в советской печати. Можно сколько угодно говорить о том, что второе восстановление патриаршества в 1943 г. было идеологическим шагом, но ведь этот шаг был сделан в сторону имперской идеологии, в сторону Традиции. В конце концов советское великодержавие вызывало и вызывает ненависть Запада именно в силу того, что, в отличии от позорного ленинского Брестского мира, Россия после 1945 г. приобретала, возвращала себе те земли, которые собирали для нее и Рюриковичи, и Романовы. Полностью согласен с тем, что «войну СССР выиграл не как носитель коммунистической идеи, а в своей ипостаси Великой России»[8]. И когда я смотрел на простирающееся передо мной море, смотрел с русского полуострова Крым; когда сейчас смотрю, как на наших глазах восстает из-под груды исторических ошибок, просчетов и предательств Новороссия (само название возвращается к нам из империи!), мне кажется, что история новой России также органично вплетается в эту преемственную традицию русской державности. Основа ее — Православная вера и верность в служении Отечеству, не своим, а его интересам. «При этом помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного», — в этом завете праведного Иоанна Кронштадтского, как в словесной иконе, содержится вся суть русского отношения к русской империи.[9]

Уже после возвращения из Крыма мне попались слова митрополита Иоанна (Снычева), которые очень точно передавали чувство исторического момента, испытанное мною в Ливадии. «Мы больше не можем позволить себе делиться на «белых» и «красных». Если хотим выжить — надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры», — писал Владыка в начале позорных и страшных 90-х, когда попрание традиционных святынь шло рука об руку с «параличом державной воли».[10]

В последний, третий день своего пребывания в Крыму я прошелся по Симферополю, расцветшему пышной южной зеленью и российскими триколорами. Подойдя к Александро-Невскому кафедральному собору, рядом с которым символично находятся памятник в честь присоединения Крыма к России в 1783 г. и мемориал в память погибших в Великой Отечественной войне, я вспомнил, что именно в этом соборе начал свое святительское служение известный русский иерарх и богослов — архиепископ Серафим (Соболев). В 1920 г. здесь состоялось его наречение во епископа, а через несколько месяцев Владыке пришлось эмигрировать с армией барона Врангеля на чужбину, чтобы уже в Болгарии духовно окормлять русскую диаспору, служить России за ее пределами, сохранять и оберегать Православную Традицию от модных европейских идей, либерального богословия и религиозного модернизма. Владыку Серафима можно назвать рыцарем православного традиционного богословия.

В XX веке и особенно сейчас в мире идет битва Традиции и Современности, битва, в которой мы все больше и больше чувствуем дыхание бездны, финала человеческой деградации и либерального прогресса — постмодерна. Чтобы не потонуть в его бессмысленной «игре в жизнь», чтобы противостоять глобальному царству антихриста и чтобы вместо подлинной веры не создать симулякр — копию без оригинала (богословие без Бога, миссионерство без свидетельства об Истине, духовное образование без веры и т. п.), сегодня каждому русскому человеку необходимо не просто жить в Традиции, но и осмыслять ее. Основатель такого философского направления как традиционализм французский мыслитель Рене Генон (1886–1951) отметил, что главным искажением Традиции является низведение ее до чисто человеческого уровня, когда наоборот вся суть ее есть порядок сверхчеловеческий.[11] Идейные последователи Р. Генона у нас в России все чаще говорят о том, что все самое подлинное и настоящее, что можно обрести современному человеку, можно обрести только в мире Традиции: «В мире традиционализма сегодня концентрируются колоссальные энергии реального бытия, которое контрастирует своим внутренним богатством и внешней бедностью с противоположной картиной либерального мира, основанного на вычищенном и отшлифованном языке современности, где сверкающая изобильная рекламная мишура прикрывает смысловой удушливый вакуум...»[12].

Церковный модернизм, против которого всю свою жизнь боролся Владыка Серафим (Соболев), как раз и начинается там, где вместо языка святых отцов — языка Традиции — начинает звучать язык современности. В богословии, в богослужении, церковной практике выделяется область т. н. «исторически обусловленного человеческого фактора». Здесь благоприятная почва для того, чтобы приспособить сознание современного верующего к современности, при этом приспосабливается к ней и богословие, и богослужение, и практика. Но, как справедливо утверждал Генон, если хотя бы что-то одно изъять из Традиции, переделать, модернизировать, то рушится все здание. Если мы обратимся к главному труду архиепископа Серафима — «Новое учение о Софии Премудрости Божией», написанного им в 1935 г. против еретических воззрений прот. Сергия Булгакова и в целом против модернистских тенденций т. н. «парижской школы», то главное, что мы заметим, это не просто высокий научный уровень работы, но и живую связь наследия святых отцов, изложенную языком традиционного православного богословия. Владыка Серафим стоял на страже «догматического сознания» в противовес популярному тогда и сейчас «новому религиозному сознанию», прекрасно понимая, что искажения православного вероучения гораздо опаснее прямого атеизма: «Нам надо иметь в области догматического мышления предел, чтобы наша, так называемая “свободная богословская мысль”, столь ублажаемая модернизмом, не завела нас в еретические дебри, открывающие для нас один только путь на вечные адские муки»[13].

Эти пространные мои рассуждения связаны лишь с тем, что Крым, как я уже говорил, возвращает нас к Традиции, соединяет русскую историю, русскую геополитику, русскую мысль и в лице Владыки Серафима (Соболева) напоминает нам еще и о верности единой святоотеческой традиции, без которой так легко потерять все приобретенное.

Закончить свои нетуристические заметки мне захотелось лирически. Когда-то в трагическом 1920 г., когда революционная вакханалия и взрывы гражданской войны, казалось, хоронили навсегда некогда великую империю, подобно тому, как это было с древним Римом и Византией, Николай Туроверов — русский офицер, донской казак, поэт — оставил свои «впечатления» о русском Крыме:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Может быть потому, что тысячи таких русских сердец, как у Туроверова, так хорошо «запомнили» Крым, мы, их слабые, недостойные потомки, но, как и они с русским сердцем, смогли вернуться в Крым. Как бы там ни было, но я уверен, что возвращение исторической памяти у нашего народа, у нашего государства началось. Процесс этот трудный и долгий, но единственно необходимый для созидания той России, которая угодна в очах Божиих. Что еще нам предстоит вспомнить? — может быть Новороссию...

 

—————————————————————————————

[1] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2005. С. 701

[2] Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990. С. 44
[3] Там же. С. 45

[4] Дневник Императора Николая II. 1890–1906 гг. М., 1991. С. 87

[5] Цит по: Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму...». Симферополь, 2013. С. 110

[6] Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Романовы и Крым. С. 113
[7] Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012. С. 38
[8] Там же. С. 34

[9] Цит по: Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000. С. 639

[10] Иоанн (Снычев), митрополит. Битва за Россию // Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. Сост. К. Душенов. СПб., 1996. С. 149

[11] Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. С. 57
[12] Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002. С. 50

[13] Серафим (Соболев), архиепископ. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935. С. 23

 

См. также: Диакон Илья Маслов. «Крымская Пасха»: да расточатся враги Его!


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
38
 /  - 
5
Комментарии:
Владимир 05/07/2014 в 12:18:55
Наталье
-------------
Я не говорил, что он святой. Я сказал что православный. Я знаю, что Путин причащается, и делает это регулярно - в монастырях, и в храмах городских. Точно известно, что причастие в РПЦ не проводят без покаяния. Можно один раз по незнанию бессодержательно покаяться. Но потом, в иные разы, страх и благоговеяние охватывают всю душу перед исповедью. И тут, перед Богом, никто не сможет делать показуху, чтоб "бесплатно" приобщиться Святых Тайн. Православие - это дорога к Богу через покаяние. Может есть и иные дороги, но Господь нам о них не сообщал. Поэтому, я уверен на 100% что Путин православный. Если его массово причащают батюшки, значит он русский православный человек.
Наталья 30/06/2014 в 13:30:14
Ну Вы про "православного Путина" и загнули. Мне он как личность во многом импонирует, у него по настоящему отеческая энергетика, многое сейчас взвалилось и держится на его плечах, воле, на доброй воле. В этом ему благодарность. Но записывать его в святоши и супер-пупер такого поистинне православно верующего, как делают это многие верующие, явный перебор.  ... Я конечно понимаю, в отличие от некоторых, что наша страна отнюдь уже не православная, большинство из "православных" это язычники православного обряда, много атеистов и птиц "свободного полету" верующих в Бога от ветра головы своей, зато с ненавистью раззевающих пасть на веру православную. И не говорю, что Путину надобно сидеть на пресс-конференции и вдалбливать людям типа "поститесь, воздерживайтесь во всем, молитесь, щас пост, а кто не будет - тому будет ай-яй", потому что как говорил ап.Павел "внешних же судит Бог" и бремя и иго Христова, узкого пути за Ним, выраженного в том числе и в канонах Церкви можно возлагать только на тех, кто добровольно и с любовью и с радостью и с верой принимает таковое иго Христово, для члена тела Христова, а не кидать таковые предъявы внешним, которые к Телу Христову и Духу Его никаким макаром не принадлежат, ни с боку ни с припёку. Но если тебе задали вопрос конкретный на счет программы материнского капитала, когда закончится и т.д., то можно по нормальному ответить "тогда то" и дать другую сопутствующую с этим информацию, но не оскорблять поста, если ты уж "православный". Другое дело, что для тебя не является все "это" чем то таким принципиальным, значит стоит задуматься об уровне и сущности твоей веры, если вообще не о наличии ее.
И я его не осуждаю. Я тоже, было время, считала себя верующей, а творила такие безобразие, у вас волосы дыбом встанут, и считала - все нормально. Только сейчас осознаешь слова псалмопевца "как скот неразумный я был пред Тобою"...
Может Путин находится на младенческом уровне веры и в детских штанишках духовности, может вообще он верит просто во Христа как в Спасителя, и это для него главное, а во всяких канонах, догматах и не разбирается, может... Один Бог знает.
Владимир 29/06/2014 в 21:31:55
Только сейчас стал глубоко осознавать значение Крыма в судьбе Православия в России. Последние события, Слава Богу, дают надежду на сохранение нашей страны и территории мирового Православия. Кровь православных русских пропитывает эту землю на метровые глубины. И так сложилось, что эта кровь становилась ценой за сохранение Православия. Две крымских обороны, плюс резня, устроенная большевиками в 20-х годах - сколько горячих и покаянных молитв было здесь озвучено! Эта многострадальная земля породила военных врачевателей - великого Пирогова, спасавшего с помощью первого наркоза чудным образом тысячи русских, и даже 20-й век стал источником для святости - святитель Лука, ученый и Врач, спасавший очередные тысячи русских от гнойных воспалений, воевавших за нашу землю. Именно в Крыму он приобрел свой последнее земное прибежище в качестве архиепископа Крыма.
И сегодня, я благодарю Бога за выбор, сделанный Им через наиболее удачный вариант для России - православного Путина. Россия может и не в лучшем виде, и осознанно покрыта язвами коррупции. Но на фоне возвращения Православного Крыма эти язвы не выглядят чем-то серьезным.
Штирлиц 25/06/2014 в 17:44:18
Отец диакон, спаси Господи! Уранополиты достали уже.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Три дня в русском Крыму Православный журнал «Благодатный Огонь»

Три дня в русском Крыму

25.06.2014
Диакон Илья Маслов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

6.12.2021
Сергей Худиев

Кому нужна антипрививочная паника

30.11.2021
Анатолий Степанов

Этот «страшный и ужасный» кьюар-код.
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России

21.11.2021
Священник Сергий Чечаничев

ЦРУ и ковид-диссиденты.
Подражание Юлиану Семенову

9.11.2021
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

14.11.2021
Эдуард Биров

Как государственники стали борцами за «права личности»

6.09.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Вакцинация, как вероучительный вопрос

5.10.2021
Киприан Шахбазян

Причастие и коронавирус

21.10.2021
Дмитрий Габышев

Опасности для православной общественности новых измышлений об интимной сфере

25.10.2021
Эдуард Биров

«Вакцинная война» глобалистов с Россией

7.11.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Об истинной любви и фальшивой вакцинации

5.12.2021
5 декабря — день кончины Святейшего Патриарха Алексия II.
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве

26.11.2021
Тимур Давлетшин

Концепция уранополитизма священника Даниила Сысоева.
О мнимом противоречии христианства и патриотизма (в связи с полемикой о допустимости православным верующим прививаться от коронавируса российскими вакцинами)

2.11.2021
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

12.11.2021
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

4.11.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.10.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.11.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

23.09.2021
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

19.11.2021
К 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла.
Диакон Андрей Кураев о выборах патриарха на Поместном Соборе 2009 года

29.11.2021
Тимур Давлетшин

О писателе Астафьеве и «ложном» патриотизме.
Ответ на статью Владимира Семенко

14.10.2021
Наталия Михайлова

История отмены «клятв».
К 50-летию Поместного Собора 1971 года

14.09.2021
Николай Каверин

О пропаганде вакцинофобии в России

26.07.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Новая волна антипрививочного безумия в нашей Церкви

17.10.2021
Всеобщая вакцинация населения за несколько дней смогла погасить страшную вспышку оспы в 1959–1960 годах в Москве

29.08.2021
Николай Каверин

Почему молчит Патриарх Кирилл по поводу вакцинации?

16.08.2021
Анатолий Степанов

Революционеры справа.
Размышления о феномене православного радикализма

4.10.2021
Наталия Михайлова

Забытая книга: «Розыск о раскольнической брынской вере»

10.10.2021
К 50-летию Поместного Собора 1971 года.
О снятии «клятв» со старообрядцев на Поместном Соборе 1971 года

14.08.2021
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О чтении духовных книг соответственно своему положению.
Наставление, что читать мирянину

31.10.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

17.09.2021
Владислав Артемов

Безумие Православия

23.08.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.08.2021
Алексей Ярасов

Чем запугивают антипрививочники православных

18.08.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию развала Советского Союза.
К развалу СССР причастны и некоторые священнослужители Русской Православной Церкви

1.08.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

29.06.2021
Николай Каверин

Отечественная вакцина «Спутник V» не имеет ничего общего с абортированным материалом

25.08.2021
Священник Александр Цыганков

О наших разногласиях

11.08.2021
Николай Бондаренко

О пандемии для православных. Вопросы и ответы

7.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

09.09.2021
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

2.09.2021
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый.
Светлой памяти выдающегося духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе)

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

5.07.2021
Сергей Лукьяненко

Бронежилет, или Почему зимой не нужно носить шапку

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

15.07.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин) о прелюбодействии и разврате

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

21.06.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

26.09.2021
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.07.2021
Николай Каверин

К 30-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова).
О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

16.06.2021
Обращение генерала-лейтенанта Владимира Шатохина о необходимости освящения оружия России

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

22.07.2021
Оздоровление Гродненской епархии.
Ряд белорусских «революционеров в рясах» лишились своих постов

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

19.09.2021
Святитель Иоанн (Максимович)

Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.12.2021
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

24.07.2021
Как Олимпийский комитет России от Крыма отказался.
Вслед за флагом и гимном у российских олимпийцев отобрали право на территориальную целостность страны, которую они представляют

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

21.09.2021
Протоиерей Феодор Зисис

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

 

НОВОСТИ

07.12.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

29.11.2021
Кто финансирует акции антиваксеров в России.
Существует множество доказательств того, что поддержка российских антипрививочников ведется из-за рубежа – как финансово, так и медийно

24.11.2021
В РПЦ призвали противников вакцинации посетить «красную зону»

27.10.2021
Интервью с митрополитом Тихоном (Шевкуновым) о ковиддиссидентах и антивакцинаторах, о российской истории, о Президенте В.В. Путине...

23.10.2021
Митрополит Иларион (Алфеев) выступил за обязательную вакцинацию духовенства, однако чиновник Московской патриархии В.Р. Легойда заявил, что вакцинация не станет обязательной для ее священников

19.10.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

04.10.2021
О призывах к «возрождению монархии» в современной России

12.09.2021
Указ о запрещении священника Романа Степанова

11.09.2021
Решение раввината для православных стало считаться критерием истины?

02.09.2021
«Тот, кто заразит кого-либо коронавирусом – виноват в убийстве», – иерарх Элладской Православной Церкви

31.08.2021
Светлой памяти Героя России Александра Захарченко (†31.08.2018)

25.08.2021
«Православие-лайт», Или давайте научим детей как «правильно» верить

21.08.2021
Антипрививочники! Создавайте движение против лечения зубов!

10.08.2021
Об основных мифах, распространяемых антивакцинаторами.
Интервью корреспондента сайта «Благодатный Огонь» с врачом Зоей Андреевой

06.08.2021
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Еще в 90-е страшилок о вакцинации было хоть отбавляй»

30.07.2021
Фальстарт встречи антихриста.
«Сообщество свидетелей скорого пришествия антихриста» оживилось, узнав, что Чубайс – акционер предприятия, производящего «Спутник V»

20.07.2021
Кто ответит за преждевременную смерть от ковида Петра Мамонова?

14.07.2021
Парадокс вакцинации.
Патриоты всё-таки выступили против власти

03.07.2021
Обращение митрополита Псковского и Порховского Тихона к псковской пастве о необходимости вакцинации

25.06.2021
Протоиерей Алексий Касатиков: «COVID-19 – это биологическое оружие, направленное против России, и от него надо защищаться отечественной вакциной “Спутник V”»

24.06.2021
На Валааме будут выгонять из монастыря не вакцинировавшихся насельников, а в Москве от столичных священников не потребуют обязательной вакцинации

23.06.2021
Николай Стариков: принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»

22.06.2021
22 июня 1941 года — 80 лет c начала Великой Отечественной войны

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви