Богородица

Актуальные статьи

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

7.11.2016

«Так мало нужно ума, познаний, таланта и энергии, чтобы стать в наше время либералом!»

Константин Леонтьев
 

Рабы на свободе

Протоиерей Алексий Чаплин написал статью «О потерянном рабстве и рыночной свободе» (http://www.blagogon.ru/digest/737/) на вполне традиционную для православного богословия тему: свобода и рабство в христианском понимании. Российские либералы взорвались в «благородном» гневе на… свободную мысль о свободном рабстве христианина Богу, Его Церкви и Государству. Рабы транснациональных финансовых элит отреагировали, как по приказу, на очень простую, ясную и разоблачающую мысль: мы все – рабы (абсолютной свободы нет ни у кого, кроме Господа Бога), вопрос лишь в том, чьи.

В продажной «свободе» самовыражения убеждает нас самый «свободолюбивый» класс в России – творческая интеллигенция. Вот где «рабство дикое» всему чему угодно: страстям, вкусу толпы, грантам, политической конъюнктуре, собственной бездарности и чванным амбициям. Новой «творческой буржуазии» свобода от государства, от идеологии, от веры нужна для быстрой и выгодной торговли. Это Александр Иванов мог писать «Явление Христа народу» 20 лет, это Михаил Булгаков еще мог позволить себе работать «в стол», это Никита Михалков свою «Родню» три года пробивал к показу, а «свободным художникам» типа Лунгина, Райкина, Звягинцева, Учителя и прочим свой «продукт» надо быстро сбывать: деньги нужно отбить, да и в Каннах ждать не будут. Упомянутые господа, конечно, еще пока свободны от уголовной ответственности за свою неприкрытую русофобию и пропаганду извращений, но «творчество» их крайне зависимо от спроса и предложения. А на мировом рынке антироссийских услуг – другие господа. Как ни крути, а «свобода» райкиных и К° оборачивается холуйством перед Западом во «всех оттенках голубого».

Ну, это отступление, вернемся к статье прот. Алексия Чаплина. Что нового сказал батюшка своей статьей? По сути – ничего оригинального (в лучшем смысле), все очень традиционно.

По данному вопросу писало множество святых Отцов и церковных писателей, как древних, так и наших современников. Нормативное отношение к социально-политической несвободе у Церкви всегда колебалось от нейтрального до благословляющего, ибо в первую очередь проблема рабства и свободы имеет для православного человека духовное и психологическое (душевное) измерение. В самом общем смысле (за исключением отдельных пассажей) статья о. Алексия написана в духе работ наших русских святителей-богословов XIX–XX вв., которым приходилось перед лицом безбожного либерализма и всеобщей эмансипации напоминать вечные христианские истины. Послушание и смирение выше «прав и свобод»; в обществе нет и не может быть равенства, а есть иерархия; рабство страстям и греху во сто крат хуже крепостной зависимости; свобода во Христе есть подчинение воли Божьей, а не своеволие «просвещенного гуманиста»; монархия от Бога, а демократия от диавола – об этом в разное время и по различным поводам писали святители Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) Кавказский, Серафим (Соболев) Богучарский.

Ажиотаж вокруг вопроса, как Церковь смотрит на свободу и рабство, поднимается обычно в контексте социальной нестабильности, мировой напряженности, революционных брожений. И всегда «прогрессисты» начинали глумиться над церковными «охранителями» самым пошлым образом.

Святитель Филарет Московский развивал свое государственное учение на фоне европейских революций 40-х гг. XIX в. Троны «христианнейших королей» в Европе колебались, а в это время Лесков подсмеивался над святителем-государственником в «Мелочах архиерейской жизни». Образ митрополита Филарета (Дроздова) как «крепостника» и «реакционера» перекочевал в советское литературоведение из этих самых лесковских анекдотов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о христианском отношении к рабству в сложной внутриполитической обстановке, когда не беспрепятственно и не без провокаций шла крестьянская реформа. Либералы-западники не оставили и этого архиерея без ярлыка: господин Герцен поиздевался над епископом в памфлете «Во Христе сапер Игнатий». Известные работы новопрославленного святителя Серафима (Соболева) – «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании» – создавались в эмиграции, после революции и гражданской войны, в осознании того, что ложно понятая свобода, западные демократические ценности и собственная безбожная интеллигенция довели историческую самодержавную Россию до краха. И вновь масса критики от любителей потрепаться во французских кофейнях о ценности своего «Я». Прикормившаяся на подачках от ИМКИ (YMCA) либеральная профессура парижского Свято-Сергиевского института клеймила владыку Серафима «старообрядческим начетчиком» и из интеллигентской солидарности превозносила еретические взгляды прот. Сергия Булгакова.

В 1991 году геополитическая катастрофа России, по выражению Президента В.В. Путина, повторилась снова. И снова те же диавольские искушения – свобода, Запад, демократия. Каждый раз, когда мы совращались социальной свободой, мы оказывались в еще худшем рабстве «западным партнерам» и их добровольным холуям – российским либералам и национал-предателям.

Сегодня российский либерал так боится подчинения Церкви и Государству, что с радостью продаст душу хоть диаволу, хоть Хиллари Клинтон – лишь бы против России и русского Православия! Он готов уважать любого извращенца-содомита, но только не православного традиционалиста. Украинского фашиста он будет любить больше, чем своего крымского соотечественника. Здесь какая-то патологическая, почти демоническая одержимость бороться против всего державного, патриотического, православного, русского.

Только этой одержимостью я объясняю поднявшийся шквал безаппеляционных обвинений со страниц либеральных СМИ по поводу статьи о. Алексия Чаплина. Это не интеллектуальный спор славянофилов и западников в добрых традициях Хомякова и Чаадаева, это – современная информационная война. Эффект статьи был подобен разорвавшейся бомбе в тылу врага. Не случайно они все объединились в общем ответном ударе, невзирая на свою партийную, религиозную и прочую принадлежность. Либеральная психология против «рабской»! Тут единым фронтом выступили и белоленточник Гудков, и атеист Невзоров, и «православный» религиовед Кнорре из «вышки» (ВШЭ). Даже Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и СМИ, по утверждению «Независимой газеты», подыграл здесь своим либеральным единомышленникам: лягнул лишний раз журнал «Благодатный Огонь», напомнив о своей давней предвзятости в отношении к православно-патриотическим СМИ. Церковно-либеральному аппарату г-на Легойды, видимо, приятнее иметь дело с либеральной церковной прессой, вроде кочетковской газеты «Кифа», чем с авторитетными консервативными изданиями.

На что, собственно, ополчились господа либералы, если говорить уже о содержании статьи? Небольшой анализ претензий и контраргументов с их стороны несложно провести. Спорить со взбесившейся, но безымянной блогосферой (имя ей «Легион») – это симуляция и признак умственного расстройства. Блогерам пусть проповедует диакон Кураев, который, кстати, первым и «сдал» священника либеральной инквизиции (http://diak-kuraev.livejournal.com/1378710.html). Гудков и Невзоров в религиозных вопросах некомпетентны. А вот на заметку – «По капле вдавливать в себя раба» – доцента Б.К. Кнорре из Высшей школы экономики, опубликованную в «Независимой газете» (http://www.ng.ru/ng_religii/.html), я отвечу. Тем более, что специальность у нас одна – религиоведение, и в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете (ПСТГУ) я тоже, как и Борис Кириллович, учился, и преподавательской деятельностью мне также приходится заниматься. Только, в отличие от него, я не либерал и во многом поддерживаю позицию прот. Алексия Чаплина.

Рабство и раболепство

Теперь по существу. Религиовед и философ Борис Кнорре хочет в самом начале своей полемики встать на прочный аксиоматический фундамент. Это логично. Философ-марксист опирается на Маркса, богослов – на святых Отцов, доцент «вышки»… на Чехова! Выставить русского драматурга (с его афоризмом о «выдавливании из себя раба») главным идейным оппонентом протоиерею – смелая методологическая находка. Но, простите, Антон Павлович не истина в последней инстанции в вопросах религиозных, как это утверждает г-н Кнорре. Этика интеллигентская и этика православная не всегда совпадают.

Опустим походя брошенный доцентом камень в личность царя Ивана Грозного – это признак «рукопожатности» для «своих». Чехов им нужен, а государство – нет. Дальше целый абзац про о. Всеволода Чаплина. «Слово «Чаплин» в церковном контексте уже стало нарицательным», – а как же иначе может быть для либеральной тусовки? «Античеловеческие идеи» о. Всеволода об ответственности зажравшейся компрадорской элиты, в том числе и в сфере образования, перед Богом и народом пугают Высшую школу экономики. Чаплин, еще один Чаплин, рабство, державность, народ, православное государство – столько страшных слов! Передернулся, конечно, немного Борис Кириллович и сразу пошел в атаку на о. Алексия.

Первое, на что простирают свой «праведный» и «свободолюбивый» гнев Кнорре и подобные ему либеральные критики – это пресловутая «рабская психология». Не буду придираться к словам и рассуждать, насколько адекватна терминология о. Алексия Чаплина. Статья – жестко полемическая, поэтому если бы она не резала слух, было бы странно. Но мысль автора предельно ясна и, как уже было упомянуто, в духе святоотеческого Предания.

Подлинная свобода – в добровольном рабстве: «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). А настоящее рабство – в иллюзорной свободе: «будете, как боги» (Быт. 3:5). И то, и другое, помимо чисто духовной интерпретации, имеет и свое социально-политическое измерение. Христос не был первым революционером, как учили обновленцы прошлого столетия, не был Он и рафинированным пацифистом в стиле Толстого и Ренана. Господь учил, как «власть имеющий», обличал лицемеров и опрокидывал столы торгашей, но в то же время платил подать кесарю; подчинялся как иудейским обычаям, так и римским законам; освятил вечным смыслом Римскую империю, воплотившись в ней. За один лишь этот факт Церковь по сей день прославляет в своих рождественских песнопениях «единоначалие Августа» – языческого императора. «Рабскую психологию», а попросту говоря божественное смирение, показывает нам Христос в таинстве Своего кенозиса – самоуничижения: «приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8).

Чтобы понять то, что «выдавливание из себя раба» и «рабская психология» неантагонистичны в христианской традиции, обратимся к святителю Иоанну Златоусту. В толковании (Беседа 19) на столь спорное в синодальном и славянском переводе место из 1 Послания апостола Павла к Коринфянам – «но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7:21) – Златоуст тонко разводит понятия раболепства как служения ради себя и рабства как служения ради Бога (http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/). Первое относится к похоти плоти, чревоугодию, честолюбию, корыстолюбию – эту психологию потребителя, культивируемую законами свободного рынка и надо, с христианской точки зрения, «выдавливать» из себя: «Иосиф был рабом, но не раболепствовал людям, потому и в рабстве был свободнее всех свободных». «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу, – это говорит не протоиерей Алексий Чаплин, а Учитель Церкви и святой, – Что пользы, скажи мне, если ты человеку не служишь, а страстям раболепствуешь? Люди часто умеют и щадить, а эти властители никогда не насыщаются твоими бедствиями».

Отдельно упомяну и нашего отечественного святителя – Игнатия (Брянчанинова), который, сколько бы ему это не приписывали, защищал не крепостное право, а трезвый православный взгляд на социальное неравенство: «Ни равенства, ни совершенной свободы, ни благоденствия на земле в той степени, как этого желают и это обещают восторженные лжеучители, быть не может. Это возвещено нам Словом Божиим; доказано опытом. Несвободное состояние людей, имеющее многоразличные формы, как это должно быть известно и понятно всякому образованному, есть последствие ниспадения человечества во грех. Первою властию была объявлена власть мужа; первою зависимостию – зависимость жены. С этой минуты власть сопряжена с насилием, подчинение сопряжено со страданием. Такими они остаются поныне; такими останутся до окончания мира» (http://www.booksite.ru/fulltext/Polnoe_sobranie_sochinenii/). Можно, конечно, противопоставлять отвлеченное рабство и абстрактной любви, как это пафосно делают почти все критики статьи, но в любой нормальной традиционной семье, к примеру, любовь (не декларативная, а деятельная) начинается с послушания, с умения одного добровольно уступить другому ради мира и спокойствия всех.

От себя дополню концепцию о. Алексия Чаплина: «рабская психология», о которой говорится в статье, неразрывно связана с православным учением о катехоне – эсхатологическим «удерживающим» от полного свершения «тайны беззакония» (2 Фес. 2:7). Не будем подробно касаться вопроса, кого святые Отцы понимали под этим катехоном – тут разные толкования, но важно другое: «удерживание» связано с властью и насилием. Если этого «удерживания» – как со стороны Церкви, так и со стороны Государства – «свободномыслящий индивид» не приемлет, то он для православного сознания становится «сыном погибели», предтечей антихриста, вольным или невольным строителем нового Вавилона. В сегодняшних геополитических реалиях любому непредвзятому человеку видно, что современная Россия, даже при всех несовершенствах своей государственной системы, современная Русская Православная Церковь, также со всеми издержками, являются главным препятствием на пути создания нового мирового порядка.

Российский либерал, диссидент, западник столетиями раболепствует Западу и порой не ради идей, а ради комфортабельного существования, поэтому его «свобода» – «холуйская свобода». Истерика потребительского класса на антироссийские санкции похожа на ропот коллективного «Петрушки», не получившего от барина привычного целкового «на водку». Замечу, что в статье о. Алексия нет ни малейшего намека на то, что можно назвать «лакейством», «холуйством», «лизоблюдством». Эти «достоинства» – из противоположного лагеря.

Религиовед из Высшей школы экономики пытается утверждать, что по-настоящему в Церкви «рабское сознание всегда рассматривалось как недостаток, а не как достоинство». Мол, «подставил» батюшка-мракобес с одиозной фамилией всю Церковь перед просвещенной публикой. Но подтверждения своим словам г-н Кнорре не найдет ни в одном классическом толковании тех мест Священного Писания, которые цитируются мною или о. Алексием. Когда Церковь учит о свободе, она учит о качественной свободе, о «свободе для», а не о «свободе от». Последнее характерно для «либеральной психологии», но не для христианского учения.

О. Алексия «заклевали» за якобы ущемление личности. Кто это говорит? – Серая масса блогеров, прикрывшихся выдуманными «никами», и довольно опытные политические провокаторы, как Кураев или Невзоров. Высокое значение личности в христианстве не противоречит «рабскому сознанию», потому что ни то, ни другое не относится к правовым категориям. Эту искусственную дилемму создают как раз те, кто профессионально манипулирует общественным сознанием, внушая через либеральные СМИ, что внешняя свобода способствует раскрытию личности. Константин Николаевич Леонтьев, питавший эстетическую неприязнь к «среднему» во всем либералу, еще в 70-е гг. XIX столетия, спрашивал у них: «Каким это образом выходит, что даже рабство и всякие стеснения, во многих случаях, развивали личность – и народную, и единичную больше, чем общеевропейская свобода?» («Чем и как либерализм наш вреден»). Ответом на это служит современная постмодернистская культура: массовость, безликость, безыдейность и плебейская страсть к опошлению классики. Когда «права человека» насилуют этику, красоту, историческую память, религиозную идентичность, а в это время какой-нибудь гомофильский «деятель культуры», рекламируя свое очередное произведение разврата, строит из себя «творческую личность», хочется сказать прямо в лицо: холуй! Барина нет – все можно.

Поразительно, как ополчился коллективный либерал на слова из статьи: «Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать “включать мозги” и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба». Как резануло – будто по живому! Напомню г-ну Кнорре и всем, кто возмутился этим пассажем, что в православной традиции человек – это лишь проводник или воли Божьей, или воли сатанинской. Конечно, личной ответственности Господь с человека не снимает, потому он и будет судим и за дела, и за помыслы, и даже за намерения. Но нормой православного мировоззрения является отречение от себя любимого. Мы отказываемся даже от своих «авторских прав» не только на добродетель («Господь помог», «Господь устроил», «во славу Божию»), но и на грех («изобретатель» греха – диавол). Пусть выпускник ПСТГУ Кнорре вспомнит учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке – лучшей «психологии» он не найдет – и увидит, что воспеваемая либерализмом «свобода выбора» (избирательная воля) есть ценность со знаком минус в богословии. Мы выбираем между добрым и лукавым только потому, что в силу собственной гордыни исказили естественное стремление (природную волю) к Богу, к Истине. Либеральная сатанинская идеология играет на нашей «удобопреклонности» ко греху и обманывает через массовую культуру юных дебилов, взращивая в них сознание «хозяина собственной судьбы». Это они – жертвы либеральных экспериментов ВШЭ – думают, что, включая айфон последней модели, «включают мозги» и мнят себя «хозяевами жизни», а на самом деле представляют собой сетевых рабов, встроенных в чьи-то глобальные проекты. И сколько при этом чванной и глупой самоуверенности! Написал хамский комментарий к статье священника – молодец, герой, за свободу! «Постебался» над Президентом в блоге – ну, ты и декабрист! Поставил «лайк» на русофобском фильме – крутой! А в это время русский офицер в Сирии вызывает огонь на себя, и этот подвиг можно совершить только, забыв себя, свой эгоизм, ставя общее выше частного. Удивительно, что герои духа проявляются именно там, где строже всего воинская дисциплина – «рабская психология»: среди монахов и солдат. Нынешний либерал хоть за что-нибудь может умереть? Подвиг совершается в решительном смирении.

Во-вторых, религиовед Кнорре не чужд аналитики. Специфика работы в «вышке» дает о себе знать: даже религиоведение там прочно стоит на экономических рельсах. И Борис Кириллович задается классическим вопросом – qui prodest – «кому может быть нужно появление дискредитирующего православие текста»? Мне это уже хорошо известно. Когда два года назад я написал открытое письмо проф. Зубову (http://www.blagogon.ru/digest/499/), выражая свою гражданскую позицию по поводу его предательской русофобии, то протодиакон Кураев тоже искал «заказной» кремлевский след в моей публикации. Кнорре прочит в «заказчики» протоиерейской статьи о рабстве чуть ли не весь епископат Русской Церкви. «Превентивный выпад» против передела финансовых потоков – не больше, не меньше, по мнению Кнорре. Я же оставлю в стороне вопрос о «заказчиках» – моя фантазия не столь богата – и скажу, почему статья о. Алексия Чаплина дошла до своего адресата. Те респектабельные и «рукопожатные» медийные персоны, устроившие информационную травлю священника и мнящие себя «верующими без фанатизма», узнали себя самих в опубликованной статье. Это им нужно «розовое», комфортабельное, компромиссное, легко-гламурное, безответственное, пацифистское христианство как частная религия частного человека – холуя-потребителя. В нем им так же будет удобно, как и в «гражданском обществе» – райской мечте всех либералов. В этом, на мой взгляд, кроется истинная суть аналитических построений г-на Кнорре. Его интересует экономическая подоплека «рабской психологии» – что же еще может интересовать рыночного «христианина»!

В-третьих, что за манера у либеральной интеллигенции относиться к своим оппонентам, как к пациентам на приеме у психоаналитика? «Что касается его (о. Алексия – И.М.) внутренней мотивации к написанию подобной статьи, – пишет Кнорре, – не исключено, что помимо чисто прагматических целей угодить начальству присутствует то, что в психологии называется рационализацией – то есть необходимость обосновать для самого себя свое зависимое положение, оправдать несвободу и административную зависимость от воли архиерея». Еще бы по Фрейду протестировал! – сублимация и все прочее… А чем мотивируется написание статьи самого Б.К. Кнорре в «Независимой газете»? – Может, помимо «корпоративной этики» и гонорара, это – тоже рационализация: попытка доказать самому себе, что я, мол, не раб какой, не ватник, а свободный легионер пятой колонны? Как Вам такая психология, Борис Кириллович?

Четвертое. Многие критики о. Алексия (даже из патриотического лагеря) бросались цитатой «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), превратно объясняя ею якобы благословенный индифферентизм православных к государственной власти. Ничего подобного в святоотеческой Традиции нет. Это активная, а не пассивная заповедь. Служение государственной власти есть такой же долг христианина, как и служение Богу. Об этом традиционном, а не демократическом толковании евангельского места прекрасно со многими цитатами и примерами написано в работе свт. Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании». Другое дело, что отношение к различным формам политического устройства у Церкви неодинаково: одних правителей она благословляет, других терпит, а против каких-то возвышает и свой голос. Легитимность власти, с точки зрения «политического» православного богословия, напрямую зависит не от народа, а от Бога. Об этом в статье священника есть принципиальная оговорка: «Каким властям мы должны быть покорны, а каким нет, определяет Бог. А Его волю может ведать только тот, кто совершенно не имеет своей воли, тот, кто стал истинным рабом Бога».

Новое рабство

Статья «О потерянном рабстве и рыночной свободе», действительно, появилась очень своевременно. И это правильно подметили ее критиканы. Она небезупречна в частностях (в апологии архиерейской роскоши, скажем), но по смыслу и в главной своей идеи автор совершенно прав. Статья о. Алексия несет в себе мощную антилиберальную направленность и полностью дезавуирует либеральное христианство и либеральное гражданство, замешанные на национал-предательстве, пораженчестве, толстовстве и вечном диссидентстве – с одной стороны и на гордом идеале индивида-потребителя – с другой. Статья – православная, государственническая, идеологическая. Три этих составляющих выражены настолько резко, а реакция на них была столь бурной, что это заставляет почувствовать серьезное изменение общественного климата в России.

Мы стоим на пороге новой войны и угрозы нового либерального рабства. Любая война имеет одной из своих целей порабощение населения той страны, против которой идет агрессия. Советский обыватель времен перестройки был уже духовно и психологически побежден западной идеологией, хотя границы Советского Союза еще были нерушимы. Потом рухнули и границы, и держава. Толпы оболваненных «россиян» стояли в очередях за гуманитарными подачками с барского американского плеча. Кто пережил 90-е гг., видел настоящее омерзительное рабство – не физическое, а ментальное. Засилие западных стандартов мы видим по сей день в образовании, в культуре, про экономику я даже не говорю. Но после 2014 г. на каком-то глубинном метафизическом уровне мы заявили свою волю вернуться в рабство Христово; подчиняться не безбожной и постхристианской парадигме Запада, а своей русской цивилизации; взять не чужое, а вернуть наше. Наша свобода, свобода православного русского человека – в добровольном принятии на себя бремени исторической миссии Третьего Рима. Но тем, кто скрежетал зубами на статью о. Алексия, милее всего возврат к полному рабству 90-х. Реклама «холуйской свободы» льется из «Эха Москвы», со страниц «Независимой газеты», из кураевских блогов и других очагов либеральной оккупации. Это о них сказал апостол Петр: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19). А они уже давно побеждены Западом.

Либеральный прогресс в течение всей эпохи модерна разрушал Традицию и традиционное сознание под лозунгом освобождения от «рабства» коллективной идентичности – религиозной, политической, семейной, теперь человеческой – а что приносил взамен? Революцию, кровь и новое рабство западному кумиру. Не важно, как он называется – интернационал, Третий Рейх, «гражданское общество» – во всех этих глобальных мировых проектах роли господ и рабов уже четко распределены. Западные (американские) «кошельки» будут хозяевами, а рабы с евразийского континента, чавкая поп-корном и воображая себя свободными и успешными, станут обслуживать господ за обещания безвизового режима и дешевое барахло в секонд-хендах. За примерами дальше Украины ходить не нужно. Правда, есть еще и холуи – те, которые «вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19) и которые будут, раболепствуя перед хозяином, набрасываться на любого несогласного с глобальным концлагерем. Для нашей страны этим персонажем выступает продажный российский либерал.

В истории русской общественной мысли позапрошлого века были два человека, которые, вопреки общему, как бы сейчас сказали, тренду на «освобождение» всего и всех, писали об очень непопулярных и крайне раздражающих своих современников вещах.

Они видели сквозь следующее столетие плоды попрания той самой «рабской психологии», о которой мы говорим. Общая их идея такова: манипуляция общественным мнением, в котором каждому дураку внушат, что он на что-то «имеет право» – приведет к новому, более утонченному и страшному рабству. Демократия и либерализм лишь на декларативном уровне будут считаться властью большинства и свободой для всех. На самом же деле большинство человечества станет представлять собой серую безликую массу «средних людей», лишенных представлений о каких-либо национальных, конфессиональных, культурных различиях, и будет управляться циничным меньшинством. Ничего не напоминает? Запад ведет сегодня войну именно за осуществление этого сценария: демократия – власть меньшинства, все остальные могут лишь свободно смотреть телевизор и пополнять сырьевую базу.

О такой «свободе» и о такой новой форме зависимости писали Константин Леонтьев и Константин Победоносцев. Рядом с их трудами я могу смело положить и статью «О потерянном рабстве и рыночной свободе».



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Диакон Илья Маслов 09.11.2016 в 00:19:42

Я не привык комментировать собственные статьи, но вынужден сейчас прояснить некоторые моменты именно для православной аудитории.

1. Я вижу главным врагом Православия либеральную идеологию. Мне одинаково противны либералы-политики, либералы-ученые, либералы-церковники. Статья о. Алексия Чаплина бьет именно по фундаменту либерализма – по идолу свободы, «свободы от» (liberty) в противовес «свободе для» (freedom). Кому-то не нравится словосочетание «рабская психология»? – Сформулируйте иначе. Спор не о словах.

2. Я бы очень советовал православным критикам статьи просмотреть хоть одним глазом ту массу печатного визга, которую издали либеральные СМИ в адрес священника. Это несколько отрезвляет.

3. «Право на…» не совместимо с православным идеалом служения. Разве это крамольная мысль? Если мы вынуждены обличать, например, священноначалие за какие-то отступления от Истины, то мы это делам не по праву (иначе мы просто взбесившиеся революционеры), а по долгу. Потому что мы – народ Божий и тоже несем служение как хранители Предания. Но как только мы переключаемся в категории «прав человека», «прав верующего», «прав клирика» и т.п., грань между народом Божьим и группой диссидентов стирается. Все претензии в предыдущих комментариях сводятся к странной манифестации «права на неподчинение». По крайней мере, создается такое впечатление. Но давайте уже отказываться от либеральной идеологии «прав человека» на деле, а не только будем осуждать ее на словах. Чего греха таить – мы, современные православные, этим мировоззрением тоже заражены. Наше неподчинение, если оно проявится, должно быть тоже служением Церкви и государству, а не просто вечной фигой в кармане.

4. О полицейских. «Рабство» полицейскому возмутило всех. И опять все буквально! Но статья-то - мировоззренческая, о психологии там. Вот скажите мне, почему в нелюбимых и враждебных нам Штатах образ полицейского – это образ героя, супермена, крутого смелого парня с жвачкой и пистолетом, а у нас – это «мент», сволочь, взяточник, вор в пагонах? Эти образы создавались у них и у нас на экранах. И не стоит спешить с возражением в стиле: «а на самом-то деле…» На самом деле есть то, как мы смотрим. Сериалы про «ментов» свое дело в массовом сознании сделали. Никто из нас не будет бросаться к полицейскому патрулю на улице и с рабской покорностью лизать их резиновые дубинки, но поменять в своем сознании картинку о «ментах» было бы неплохо.

5. О меркантильности и о желании якобы проявить лояльность. Кто читал мои прошлые статьи и слушал мои выступления, может составить представление о «теплых» отношениях ко мне церковного начальства. Из ведомства митр. Илариона (Алфеева) мною уже второй год интересуются. У меня есть позиция, и я ее стараюсь придерживаться. Я не бунтую против своего Патриарха, но против экуменической политики и модернизма в образовании, в богословии и в богослужении высказывался и буду высказываться. Потому что это противоречит Истине. Я поддерживаю Путина, но либеральный курс во внутренней политике правительства – это вредительство. Никаких дивидендов своей поддержкой о. Алексия Чаплина я не заработал.

6. Меня упрекнули в том, что я не обращаю внимания на критику от православных, а адресую свои размышления либералам. Спешу ответить, что уважаемого мною Тимура Давлетшина я считаю не оппонентом, а единомышленником, как и многих авторов и читателей «Благодатного огня». Мне кажется, что мысли о. Алексия он истолковал довольно превратно, но свою «апологию рабства» я писал не для того, чтобы поспорить с Тимуром или с другими единоверными братьями и сестрами. У нас общий враг – разве это не видно? Их осиное гнездо зашевелилось после публикации о. Алексия и нужно было дать ответ. «Благодатный огонь» читают не только православные, как и с «Независимой газетой» знакомятся не только либералы. Убежден, что наши форумы не должны превращаться в «междусобойчик», наши настоящие «оппоненты», готовые задушить нас в объятиях «любви» и «свободы», мониторят и эту переписку. И я уверен, что они как раз все правильно прочитали в моей статье и у о. Алексия.

От редакции: Редакция "Благодатного Огня" полностью разделяет позицию протоиерея Алексия Чаплина и диакона Ильи Маслова и благодарит всех, кто оставил свои комментарии к данной публикации. Ввиду того, что все стороны уже высказали свои мнения, комментарии к этой статье больше приниматься не будут.

Тимур Давлетшин 08.11.2016 в 16:19:10

на Военный наблюдатель 08/11/2016 в 15:55:39
О. Всеволод Чаплин назвал статью Кнорре против его однофамильца публичным доносом. Мне вот интересно, что он вкладывает в это словосочетание? Вот о. Илья Маслов как-то написал совершенно правильную статью против проф. Зубова - это тоже донос? А моя статья на РНЛ - http://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/v_zawitu_svobody_otvet_protoiereyu_aleksiyu_chaplinu/#add , о которой умалчивает о. Маслов, - это донос или не донос? Кстати, о. Всеволод Чаплин мою статью наверняка читал, как и о. Маслов. Но тоже помалкивает.

Военный наблюдатель 08.11.2016 в 15:55:39

Пишет протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
Долго думал, стоит ли высказаться в защиту протоиерея Алексия Чаплина, написавшего статью «О потерянном рабстве и рыночной свободе»: http://www.blagogon.ru/digest/737/. Все-таки пару слов не могу не написать – хотя бы на правах однофамильца, которому, как и отцу Алексию, пеняют на «эпатажность» в ответ на свидетельство о единственном истинном христианстве – Православии, о нормативном для православного человека миропонимании и общественном устройстве. Причем больше всего негодуют и пишут публичные доносы сторонники «христианства», ставящего свободу и грешного человека чуть ли не на первое место – то есть люди, прямо подменившие Христа «богом» политкорректности и гуманизма: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-11-02/1_409_slave.html. Этим людям надо постоянно и прямо напоминать: они сегодня главные противники христианства настоящего. Огненного и воинствующего. Всегда учившего, что принуждение для Церкви и христианского государства совершенно легитимно – как и применение христианами силы для защиты веры и Отечества, вопреки всякой «свободе» врагов.
Не разделяю убежденности батюшки в том, что сегодня нужно проявлять рабское отношение к любому начальству, церковному и светскому, вплоть до полицейского. Над этим начальством – Бог, и если оно нарушает Его повеления, оно теряет нравственную легитимность, о чем ему следует напомнить. Однако именование себя «рабом Божиим» - неотъемлемая часть христианского сознания. А разговоры о том, что «христианство искоренило рабство» - историческая нелепость, почерпнутая из речей Мартина Лютера Кинга и ему подобных. Апостол Павел пишет: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (I Кор. 7, 21). Что здесь имеется в виду под «лучшим»? Некоторые считают, что избавление от рабства – и мы практически «проглотили» это протестантское толкование, предложенное А.Б.Зубовым, когда писали Основы социальной концепции. Но вот автор комментария в «Толковой Библии» считает, что русский перевод затуманивает смысл, и пишет: «Христианин-раб должен помнить, что призван был ко Христу рабом, что Христос нашел его достойным Своего общения, несмотря на его рабское состояние, - и потому он не должен стремиться менять это положение на другое». «Лучшее» здесь – это лучшее служение своему господину.
Нет в рабстве ничего, мешающего спасению – если господин раба, как и любая власть, не понуждает человека ко греху или к отступлению от Бога. И не надо расшаркиваться перед сторонниками лозунга «Мы не рабы – рабы не мы». И не надо ахать по поводу того, что этих людей мы «отпугнем от Церкви», нанося ей «репутационный ущерб». Этим людям надо ясно сказать: вам нечего в Церкви делать, если вы не примете то, чему учит через Нее Христос – пониманию себя как раба Божия, а также знанию пределов свободы. Не раб Божий – не христианин, а самопоклонник.
https://vk.com/wall352520495_1472

Анатолий 08.11.2016 в 12:26:42

Олегу из Москвы 07/11/2016 в 15:49:14
Великолепный комментарий Олег. Согласен с Вами

Олег А. 08.11.2016 в 11:38:45

Вопрос к редакции: Вы абсолютно согласны с мнениями авторов этих 2 статей? Т.е. вы (редакция) считаете, что мы должны выключить мозги и стать рабами человеков? Вы не думаете, что, может быть, стоит опубликовать и статью Тимура Давлетшина с рнл?
От редакции: Думаем, что не стóит. Рекомендуем Вам самим включить мозги и в таком состоянии внимательно прочитать ещё раз статью прот. Алексия Чаплина, чтобы правильно понять её.

Тимур Давлетшин 07.11.2016 в 23:24:40

Автор пишет:
"Дальше целый абзац про о. Всеволода Чаплина. «Слово «Чаплин» в церковном контексте уже стало нарицательным», – а как же иначе может быть для либеральной тусовки? «Античеловеческие идеи» о. Всеволода об ответственности зажравшейся компрадорской элиты, в том числе и в сфере образования, перед Богом и народом пугают Высшую школу экономики".
Я вот не знаю, что там пугает Высшую школу экономики, ибо не принадлежу к этой избранной касте, но вот мне лично не нравится в о. Всеволоде то же, что и редакции Благодатного Огня - см. новость "Протоиерей Всеволод Чаплин: «Дорогие вещи духовенства не должны смущать верующих, так как отражают общественный престиж Церкви»" http://www.blagogon.ru/news/119/ Вот и в статье его однофамильца та же нотка прозвучала...

Ирина Фр. 07.11.2016 в 20:53:56

///Удивительно, как легко вы причисляете честных священнослужителей нашей Церкви к продажным коллаборационистам.///
Не к продажным коллаборационистам, а к тем, кто в нужде лавирует между молотом и наковальней. Потому что это самое лучшее, что я могу в этой ситуации предположить. Ведь я чуть со стула не упала, прочитав вот это, к примеру: "Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости. Когда архиерей посещает приход, мы должны «поспешить» отдать последнее... В этой «поспешности»... и проявляется наша добродетель и богоугождение."))

Ирина Фр. 07.11.2016 в 20:04:44

Адриану 07/11/2016 в 18:13:11
///Очень неприятная и тревожная тенденция, которую можно было бы назвать ревность не по разуму.///
Я бы назвала это демонстрацией лояльности. Диакон Илья делает это не впервые, и понять его можно. Загонят за Можай - и прощай, Москва, преподавание, статьи, фонд Василия Великого и прочее, возможно, навсегда. Позиция о. Чаплина еще интереснее. Написать такой текст - значит, быть убежденным в том, что заветная (и единственная) мечта епископата РПЦ - сладко есть, мягко спать, невозбранно подписывать все и вся, и чтоб паства на коленях стояла и умилялась, выключив мозги. А как жить простому-то священнику? Нет денег несметных на откуп - зато статьи правильные писать могу. Жалко батю.
От редакции: Удивительно, как легко вы причисляете честных священнослужителей нашей Церкви к продажным коллаборационистам. А статьи, ими написанные, - к заказным. Наивная позиция! По вашему все "совестливые" люди обязаны всегда быть в оппозиции Государству, Церкви? Не уподобляйтесь Вечному Диссиденту Владимиру Петровичу Семенко.

Олег А. 07.11.2016 в 18:49:07

Такая тенденция сейчас. Кто не поддерживает официальную линию, тот бесноватый либерал. Я еще с прошлой статьи не могу забыть "позор Сербии". Монах добровольно ведущий монашеский образ жизни - позор для страны. А монах сидящий в кожаном кресле это гордость православного народа. Или продолжаем подготовительный этап для принятия унии? Мол "тебе раб не стоит знать и понимать, что делает твой господин". Какой там "электронный концлагерь", когда "духовный" предстоит. Да, и нужно срочно деканонизировать часть мучеников и исповедников. Они шли и против власти, не были рабами людям, а иногда и против епископата (думаю имена всем известны). Простите за резкость. Все "вне сана".

Адриан 07.11.2016 в 18:13:11

Опасная тенденция намечается с пропагандой "рабства". В обеих позициях — о.Алексия и о.Ильи, есть сильные передегивания. Совершенно вымарана ступенчатая градация с конечной целью: от раба (Богу!) до Божьего усыновления. Такое впечатление, что эти "богословы" хотят подчинить Божий народ последнему апостасийному времени, с его бездуховностью, коррупцией, внешней помпой, вызывающей роскошью определенной части духовенства и иерархии, всему, что вызывает праведный гнев, с каким Господь орудовал плеткой в Храме Божием. Очень неприятная и тревожная тенденция, которую можно было бы назвать ревность не по разуму. Как будто хочет супостат окончательно разорить Церковь и оттолкнуть от нее.

Марина 07.11.2016 в 15:49:23

Слава Господу! Есть еще духовно-здоровые люди в РПЦ, не все кураевы-лейгоды.

Олег из Москвы 07.11.2016 в 15:49:14

Со многими положениями настоящей статьи хотелось бы согласиться, если бы не одно НО. Очень просто писать гневные филиппики в адрес либералов и внецерковной "пятой колонны", полемизировать с господином Кнорре и прочей либеральной светской публикой, это удобная мишень для критики. Но стоит ли вообще тратить на них время? Их мировоззрение далеко от церковного. А с другой стороны, гораздо сложнее пытаться аргументированно вести диалог со своими прихожанами, с православными христианами, большинство которых относит себя не к либералам, а к консерваторам, к тем, кто не мечтает о либеральном концлагере, а наоборот, активно против него восстает. В частности, объяснить им, кому служат некоторые церковные иерархи, зачем они так активно общаются с еретиками и почему для служения Богу им так необходима роскошь? Почему они так гневно реагируют на любые вопросы в своей адрес? А ведь они как добрые пастыри призваны подавать нам всем пример.
Как я понял, статья адресована именно светским либералам, а не православным христианам, так как большинство из тех, кто комментирует статьи на этом ресурсе, к либералам себя не причисляют. Если же автор предназначал свою статью и церковным либералам, в том числе весьма высокопоставленным, то почему в статье так прямо об этом не сказано?

Ирина Фр. 07.11.2016 в 14:17:57

Хочется уже поставить точку в вопросе о духовном рабстве, поэтому дико извиняюсь за азбучные христианские истины. Рабство духовное есть рабство диаволу, греху, тлению и страху. Освобождение от этого рабства было нам обетовано еще прор. Исайей (42, 6,7; 61,1). Все Евангелие, подобно грому, возвещает освобождение от такого рабства, оно само есть орудие этого освобождения (Иоан.8,32; Рим.8,2). Христиане освобождены от рабства диаволу, должны остерегаться снова впасть в рабство, образом которого является рабство Израильтян в Египте. Вот она точка. Теперь перечислю недоумения, уже в который раз:
1. Христианин - "раб государства.., раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского". Спаси Бог, батюшка, а что, православные отличаются сугубым неповиновением, дебоширят на каждом шагу, что надо вот так специально нас этому поучить?
2. Благосостояние епископата должно быть источником непрестанной радости для верующих, а также предметом всеусердной их заботы. Потолка в этом деле нет, потому что состязаться будем с Вандербильдихой.
3. Епископ недоступен? Иди на архиерейскую службу, посмотри на него издалека и забудь свои к нему вопросы.
4. Перестань включать мозги, тебе воля Божия неведома. Это, наверно, батюшка на фене изложил аксиому про помраченный наш разум)). Неужели о. Чаплин всего-то хотел сказать нехитрую мысль типа "подчиняйся начальствующим, не бунтуй попусту, живи по закону Божию, а не по своим хотелкам"? А слов-то сколько, одно другого гаже - рабская психология, безправие, удобная религия! А сколько глумления над словом "свобода"! Почему-то слово "рабство" предлагается понимать только в контексте церковного учения, а слово "свобода" - только в отрыве от него. Кто заговорит о свободе, тот сразу Шариков и либероид. В этом месте хочется немного удивить протоиерея и диакона. Евангелие, да будет им известно, - есть закон свободы (Иак.1, 25; 2,12), и именно к ней, к свободе, приводит истина Господа нашего Иисуса Христа (Иоан. 8,32).

Геннадий 07.11.2016 в 13:32:05

При прочтении этой статьи возникает жуткий когнитивный диссонанс. Автор обличает либералов и западное общество, якобы оно стремится к "усреднению" человечества, пытается превратиться в "серую безликую массу «средних людей», лишенных представлений о каких-либо национальных, конфессиональных, культурных различиях, и будет управляться циничным меньшинством". Всё так. Но позвольте, а кто сказал, что наше государство и наше священноначалие выступили на деле против общемiрового тренда? Разве наше государство не пытается оцифровать всё население, выдав им электронные карты, со временем у него в планах изъятие наличных денег и бумажных документов из обращения? Разве высшее руководство РПЦ МП воспротивилось этому? Разве в статье о.Алексия Чаплина не содержится призыв согласиться со всем что требует государство и сдать себя в полное послушание (рабство) государству? Разве наша поместная Церковь сказала что-то против грандиозных планов правительства, против прошедшего собора, отвергла все их постановления? Разве она сама в лице священноначалия не "сдала себя в рабство" в этом вопросе? А как быть с экуменизмом, не усреднение ли человечества и религий он проповедует? Наша Церковь уже вышла их этого совета нечестивых? Вот и сам собою напрашивается вопрос, стану ли я рабом Божиим, став рабом мiрских властей и священноначалия, первые из которых всё это продвигают в нашу жизнь а вторые благословляют рабской покорностью? А иначе как же, если посмеют сказать что-то против, то сразу перестанут быть рабами государства российского.

Ирина Фр. 07.11.2016 в 13:01:24

Ответ на Тимур Давлетшин 07/11/2016 в 12:39:44
Да, Тимур, я тоже остановилась на этом месте и внимательно его перечитала. Очень удивилась, что о. диакон для апологии "рабства" выделил курсивом слова свт. Иоанна Златоуста "Таково христианство - оно и в рабстве доставляет свободу". Разве из этих слов следует, что рабство - необходимое условие для достижения свободы? Разве слова "и в рабстве" можно заменить выражением "через рабство", "благодаря рабству"? Нет, конечно, абсурд выходит. Зато легко можно вставить "вопреки рабству" или "даже в рабстве". Видимо, о. диакон писал свою статью в растрепанных чувствах.

Ирина Фр. 07.11.2016 в 12:49:23

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 07/11/2016 в 07:21:33
/// Рабство... основам христианства и есть абсолютная свобода. Любой верный христианин ведает это на практике.///
Совершенно верно, о. Андрей, все это - общеизвестные вещи, с которыми никто никогда не спорил. Статья "О рабстве" понадобилась не для того, чтоб напомнить, о чем и так все знают. В ней есть кое-какие вкрапления, собранные в статье Тимура Давлетшина на РНЛ http://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/v_zawitu_svobody_otvet_protoiereyu_aleksiyu_chaplinu/, но на нее отец диакон почему-то не отреагировал. Вот и вышло, что вся филиппика диак. Маслова несется мимо цели. Отец диакон многословно возражает тем, "кто скрежетал зубами на статью, кому милее всего возврат к полному рабству 90-х", и называет это "истерикой потребительского класса". Предполагаемые оппоненты о. диакона говорят о себе: "Я не раб, не ватник, а гордый легионер пятой колонны", их отличительные черты - "национал-предательство, пораженчество, толстовство, вечное диссидентство". Никак не могу согласиться! Потому что читала всю дискуссию и даже принимала в ней участие. Те, кто выступал против статьи, никакими либералами не являются, с их комментариями мы знакомы много лет, это нормальные православные христиане и интересные собеседники. Почему о. диакон припечатывает наше сообщество как "коллективного либерала" - непонятно. Ну, хорошо, пусть он называет нас "серой массой блогеров" и "взбесившейся блогосферой", если ему так нравится. Хоть горшком назови, как говорится. Но отчего же "имя ей (блогосфере) "Легион"? Зачем нас сравнивать с бесами, вошедшими в гадаринских свиней? И почему же ответить на возникшие у нас вопросы - "это признак умственного расстройства"?
PS Все, что в комментарии взято в кавычки - цитаты из статьи диак. Маслова.

Тимур Давлетшин 07.11.2016 в 12:39:44

Автор пишет:
***Чтобы понять то, что «выдавливание из себя раба» и «рабская психология» неантагонистичны в христианской традиции, обратимся к святителю Иоанну Златоусту. В толковании (Беседа 19) на столь спорное в синодальном и славянском переводе место из 1 Послания апостола Павла к Коринфянам – «но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7:21) – Златоуст тонко разводит понятия раболепства как служения ради себя и рабства как служения ради Бога (http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/). Первое относится к похоти плоти, чревоугодию, честолюбию, корыстолюбию – эту психологию потребителя, культивируемую законами свободного рынка и надо, с христианской точки зрения, «выдавливать» из себя: «Иосиф был рабом, но не раболепствовал людям, потому и в рабстве был свободнее всех свободных»***
Рабская психология - это как раз и есть раболепствование.

Александр 07.11.2016 в 10:46:07

Полностью согласен с отцом Андреем, ясная и разумная позиция.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 07.11.2016 в 07:21:33

Статья актуальная и полезная! Чуть ранее в переписке с православной аудиторией по поводу темы о рабстве я направлял свой комментарий и сейчас повторяю его:
"Думается, что корень неодинаковых позиций в отношении рабства кроется, в частности, в различном понимании того, что такое "рабство". Привожу три общеизвестные его трактовки:
1. Рабство может происходить от насилия над человеком, Причем зачастую имеет характер как бы добровольного его принятия путем обмана, манипулирования, зомбирования. Христианство сию форму категорически не приемлет.
2. Оно может происходить из-за действия непреодолимых природных и общественных факторов: физических, биологических и социальных законов, причинно-следственных рядов. И человек вынужден его принимать. Христианство призывает здесь опираться на терпение и смирение, вовсе не отвергая разумной и нравственной борьбы за существование.
3. Оно может происходить путем добровольного и осознанного (то есть действительно истинно свободного) его принятия по любви, полным отданием себя иной личности без любой и всякой формы насилия. В христианстве (и только в нем) как раз и присутствует третья форма рабства, то есть рабство Истине и Любви; эта форма рабства переходит в сыновство. Потому что Отец принимает блудного сына и отдает ему Самого Себя. Это опять-таки возможно только в христианстве. Троице полностью отдаем себя (Богу Отцу через Господа Иисуса Христа в Духе Святом) и через Троицу получаем всеобъемлющую Благодать...".
Хочу добавить, что понятия "свобода, истина и любовь" для христианства по сути синонимы. Все это объединяет Благодать Божия. Рабство этим трем основам христианства и есть абсолютная свобода. Любой верный христианин ведает это на практике.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс