Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

5.06.2017
Николай Каверин

 

В сети появилось обращение иеромонаха Богородице-Рождественского подворья с. Федосьино Арсения (Железнова). Отец Арсений читает Евангелие в праздник Святой Троицы 4 июня вопреки традиции Русской Церкви лицом к народу и произносит после этого пламенную антиэкуменическую проповедь...

Никто не отрицает пагубности экуменизма, и об этом «Благодатный Огонь» постоянно публикует соответствующие статьи. Однако непонятно, как у наших ревнителей и пламенных борцов с «ересью ересей» экуменизмом (между прочим, святые Отцы ересью ересей именовали иконоборчество) может уживаться критика того же экуменизма и богослужебные обновленческие реформы.

Да, молчанием предается Бог. Именно поэтому будет уместным напомнить досточтимому о. Арсению о недопустимости богослужебных обновленческих реформ и экспериментов у себя в храме.

Прежде всего возникает вопрос: а какой миссионерский смысл в чтении Евангелия лицом к народу? Разве и так не слышно? Да, на вечерне 1-го дня Пасхи по традиции Евангелие читается священником или архиереем в царских вратах лицом к народу. Но этот случай специально оговорен Типиконом и тут заложен глубокий смысл этого пасхального чтения: в воспоминание вечернего явления Господа ученикам.

Елена Тростникова как-то писала о чтении Евангелия за богослужением:

«Я хочу видеть не лицо священника или диакона, а затылок! И повернутое ко мне текстом Евангелие. Вот сейчас, когда вижу затылок, когда, если близко стою, вижу развернутые страницы – вот он, церковный корабль! Он весь динамически устремлен туда, вперед – в Царские врата, в Царство Божие, в вечность. Он просто-таки взрезает волны!

Это – боевой клин! И стадо, идущее за пастырем – как на Востоке.

Евангелие – вершина Литургии оглашенных – и есть это боевое оружие, прежде всего. И чем больше оно отзовется (и плод даст) в душах слушающих, тем оно более – боевое оружие. И мы здесь и сейчас, под его предводительством – вместе с предстоятелем.

А теперь развернем на 180 градусов – “к народу”. Происходят – для меня – две печально-очевидные вещи.

1) Пространство замыкается, из клина в круг, пропадает перспектива бесконечности впереди, и алтарь – никак не в фокусе происходящего, вне линии действия.

2) Из единого народа Божия (с предстоятелем) распадаемся на “клир и мир”: на того, у кого Евангелие в руках и кому оно принадлежит, на чтущего и разумеющего (с одной стороны) – и просвещаемых, обучаемых, – с другой стороны, по другую сторону...

Разверни священника к народу – и пропадет единственность Евангелия Пасхальной вечерни, при котором священник овеществляет, являет собою читаемое – как “ста Христос посреде их” после Своего Воскресения. Отец Сергий Правдолюбов из года в год говорит нам про этот вечер, что нельзя не прийти ради этого “лицом к народу”, единственного в году».

А вот мнение епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне митрополита):

«Чтение Священного Писания в алтаре – очень древний обычай, дошедший до нас с тех времен, когда только еще определялся устав богослужения. Действительно, священник, не только при чтении Евангелия, но и при совершении священнодействий, стоит спиной к молящимся. Это свидетельство того, что он предстоит пред Богом: народ находится за ним. Это образ библейский – образ пастыря, пастуха, который, как известно, идет впереди своих овец, своего стада, и ведет его за собой. На практике это проявляется так: священник возглавляет богослужение, от лица людей возносит молитвы к Богу, и, конечно же, он обращен туда, куда обращен народ <…>.

При чтении Евангелия в алтаре в больших храмах иногда не все слышат слово Божие. Вот почему при службах архиерейских (а архиерейская служба с древнейших времен совершается в крупных храмах, соборах) Евангелие износится из алтаря на середину церкви. И если Вы бывали на такой службе, Вы, наверное, заметили, что протодиакон читает Евангелие на той же самой кафедре, на которой стоит Архиерей – в центре, среди народа, но, опять же, обратившись к Святому Престолу. Лишь однажды в году Евангелие читается лицом к народу: на Пасхальной литургии, когда как бы из дверей Гроба благовествуется о том, что Христос воскрес.

Если проблема в том, что молящимся плохо слышно и не все могут следить за чтением, можно найти простой выход: при современных технических средствах в храмах устанавливается акустическая аппаратура, и, когда Евангелие читается в алтаре, тем не менее, слышно всем.

Кстати, католики после второго Ватиканского собора, который принял массу решений о литургических реформах, “повернули” священника лицом к народу. До сих пор в старинных католических храмах Европы можно увидеть такую картину: древний Престол, который стоит на своем месте – в алтарной апсиде, забыт и заброшен. И есть небольшой столик, как правило, он стоит посреди людей, иногда даже в проходе между скамьями. На нем священник совершает все службы, обряды, повернувшись лицом к народу. Хотя в свое время было очень много сторонников этого нововведения, оно не улучшило восприятие богослужения молящимися, более того, в очень многих католических приходах Европы люди призывают духовенство вернуться к старой практике, которая сохранилась сегодня в Православной Церкви. Так что не случайно наша Церковь сохраняет эту древнюю традицию: она осмысленна и соответствует содержанию евангельской проповеди».

И самое главное. Следует напомнить досточтимому о. Арсению, что в распоряжении патриаршего Местоблюстителя новомученика митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года чтение Евангелия лицом к народу упомянуто в ряду неразрешенных нововведений. Этот канонический документ в нашей Церкви никто не отменял!

Из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского):

C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма.

2) Опущение молений об оглашенных на литургии.

3) Чтение Евангелия лицом к народу.

...

13) Введение в богослужебную практику русского языка.

14) Употребление произвольных возгласов и молитв.

15) Произвольное сокращение и изменение богослужебного последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию (выпуск части стихир, канонов, антифонов, в которых картинно и живо изображается Царство Божие, богоугодная жизнь святых, высокая и неизменная радость о Господе даже среди скорбей, — в результате чего остаются только обломки церковного последования). И т. п.

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям.
 

Патриарший местоблюститель митрополит Петр
благочинный прот. С. Смирнов


14 сентября 1925 г.

Публикуется по: ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95.

Может быть лучше иным нашим ревнителям и обличителям экуменизма начать с себя и со своих приходов, чтобы требования Типикона, разработанные и утвержденные для нашего спасения, не нарушались, ибо Бог повелел: «не передвигать пределов вечных, которые положили отцы твои» (Прит. 22:28).


P.S. Появилось сообщение, что в сентябре 2017 года иеромонах Арсений (Железнов) ушел в раскол, заявив о том, что он прекращает поминать своего правящего архиерея архиепископа Александровского и Юрьев-Подольского Евстафия и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поводом для непоминовения, по словам о. Арсения, стала поддержка Священноначалием экуменизма, участие Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, совместные богослужения представителей епископата и клира Русской Православной Церкви с инославными, иноверцами и еретиками, именование представителями Московского Патриархата еретиков «в сущем сане», встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в Гаване и т.д. и т.п. Очевидно, что священнослужитель, отказавшийся поминать за Богослужением правящего архиерея и Предстоятеля Русской Православной Церкви, автоматически перестает быть клириком Русской Православной Церкви и считается находящимся в расколе с ней, ибо иерархичность является основным свойством Церкви.

* * *

Священник Георгий Максимов о том, почему не надо слушать тех, кто призывает не ходить в храмы, где поминают патриарха:


 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
128
 /  - 
25
Комментарии:
Владимир А. 25/09/2017 в 11:52:56
Михаилу Яблокову 19/09/2017 в 22:28:53
Поддерживаю вашу позицию. Однако, по терминологии добавлю. 1-е пр. св. Василия Великого упоминает три возможных состояния отделившихся: еретики, раскольники, самочинное сборище. Двухкратный Собор 861 года под председательством св. Фотия Великого, в 15-м правиле ввел еще одно возможное состояние – канонический разрыв, отсутствующий в 1-м пр. св. Василия Великого. Это следует из того что, о тех, о которых 15-е пр. говорит «достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений» никак нельзя сказать, что они являются «самочинным сборищем» в смысле указанным в 1-м пр. св. Василия: «самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище» Поэтому, канонически, более корректно использовать термин «канонический разрыв», но не «самочинное сборище».
Михаил Яблоков 21/09/2017 в 13:10:29
Игорю Б.
А вам не показалось, что здесь вашего духовного окормления никто-таки не испрашивал? Не берите на себя больше, чем положено.
Игорь Б 21/09/2017 в 01:08:12
Агапиту и Яблокову.
За нападки друг на друга, да и еще прилюдно, Господь вам попустит скорби для вразумления.
Михаил Яблоков 20/09/2017 в 14:55:49
Агапиту.
У тебя глубокое духовное повреждение, Агапит. То ты со "старым" обрядом трясешься, как курица с яйцами, то явных апостатов защищаешь. Это все лишний раз подтверждает, что обновленчество и "старообрядчество" - это одно.
Агапит 20/09/2017 в 13:52:20
***А тебя бы вообще на фронте не оказалась. Драпанул бы при первой возможности*** (М. Яблоков).
Я отслужил срочную в рядах СА, уволился ст. сержантом. Не пропустил ни одних военных сборов. В настоящий момент - капитан запаса. Словесную дуэль с тобой продолжать не намерен, иначе окружающие не увидят разницы между нами. Честь имею!
Михаил Яблоков 20/09/2017 в 13:02:24
Агапиту.
А тебя бы вообще на фронте не оказалась. Драпанул бы при первой возможности.
Агапит 20/09/2017 в 10:30:20
М. Яблокову.
И ты думаешь, что кого-то убедил? Даже и не пытайся, ты сам призываешь к расколам своими абсурдными письменами, хотя бы вот этим: "Я лично считаю непоминовение на данный момент фальстартом, однако не осуждаю непоминающих и не считаю их находящимися вне Церкви. Допускаю, что такая каноническая мера будет вполне допустима в самое ближайшее время. Апостасия священноначалия, увы, налицо".
На фронте тебя бы за твою демагогию расстреляли бы без трибунала.
Наталья Егоровна П. 19/09/2017 в 23:55:45
Удивительно! Оказывается обновленчество может сочетаться с "ревнительством не по разуму". Вернее наоборот. С гнильцом оказались наша "ревнители.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 22:28:53
Насчет иеромонаха Арсения Железнова. Согласно 1-го канонического правила свт. Василия Великого, раскол является безблагодатным. Однако ничего подобного не сказано про т.н. самочинное сборище. Нельзя автоматически считать непоминающих безблагодатными раскольниками! Самочинное сборище - это еще не раскол. Раскол - искусственно созданная параллельная церковная структура (иной алтарь) с синодами и архиерейскими хиротониями. Самочинное сборище - это только община непоминающих во главе с епископом или священником. Никто из святых не называл их безблагодатными. У нас даже в святцах большое количество святых непоминающих, однако они не были раскольниками. Раскольников, как известно, не канонизируют. Непоминающим свое время был и свт. Григорий Палама, когда он отказался поминать патриарха Иоанна Калекаса, причем до его соборного осуждения. Так же и св. Максим Исповедник. Можно привести примеры и других святых. Не так уж все просто, как это излагает свящ. Георгий Максимов... Я лично считаю непоминовение на данный момент фальстартом, однако не осуждаю непоминающих и не считаю их находящимися вне Церкви. Допускаю, что такая каноническая мера будет вполне допустима в самое ближайшее время. Апостасия священноначалия, увы, налицо.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 21:21:26
И еще. Клятвы снимаются только при условии покаяния! А никто каяться и не собирался... Более того, раскольники только посмеялись над беззубым собором 1971 года. Это примерно тоже самое, как Стамбульский патриарх Афиногор "снял" анафемы с католиков ) Смешно ) Клятвы не человеки, а Дух Святой накладывает. Не прельщайтесь, расколофилы.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 21:06:07
Игорю К.
1. Современные бесчисленные "старообрядческие" секты (взаимно друг друга проклявшие) не имеют к старому обряду ни малейшего отношения. Старый и истинный обряд содержит только Святая Церковь Христова.
2. Клятвы на раскольников налагались всеми Восточными Патриархами. Ни один из Восточных Патриархов клятвы не снимал. На Руси снятие клятв продавил экуменист, модернист и филокатолик м. Никодим Ротов, которого самого надо посмертно предать анафеме за антицерковную деятельность.
3. Никакого снисхождения к раскольникам быть не может. И мы с ними не на равных условиях, они - вне Церкви Христовой, вне благодати. Только искреннее покаяние в расколе и отречение от лжеобряда может способствовать их присоединению к Церкви Христовой.
Игорь К. 19/09/2017 в 19:33:02
Михаил, а послания, определения РПЦЗ о старом русском обряде и староообрядцах. Они тоже экуменисты и обновленцы? Как-то не скажешь про них.
1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными.
2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи Соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как наложенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими; ... Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле. Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение. И т.д.
Но это не по теме. Интересно было бы услышать мнение о Георгия о последней статье о.Феодора Зисиса.
Агапит 19/09/2017 в 19:28:10

М. Яблокову.
@Старый обряд только в Церкви. Вне Церкви нет никакого старого обряда@
С этим невозможно не согласиться. Но беда ещё и в том, что в Церкви царит даже календарное разделение, не говоря уж о богослужебных различиях у нас и греков, например. Насчет "единоверия" - оно сейчас не существует. В Москве есть 3 старообрядных прихода, никто их упразднять не собирается. Настоятель берсеневского прихода игумен Кирилл (Сахаров) никакой не обновленец, а, напротив, консерватор, фундаменталист и антиглобалист. Побольше бы таких "обновленцев"! 
А в общем-то, хватит об этом.

Михаил Яблоков 19/09/2017 в 18:27:58
Агапиту.
Старый обряд только в Церкви. Вне Церкви нет никакого старого обряда. Собор 1971 г. продавил обновленец и экуменист м.Никодим Ротов, он же и любил служть по "старому" обряду. Сейчас этому подражают самые ярые экуменисты и обновленцы. Единоверчество себя изжило. Оно должно быть упразднено.
Агапит 19/09/2017 в 17:32:44
***Ладно, проехали.*** (М. Яблоков)
Михаил, предлагаю "дорожную карту": мы признаём старообрядцев безблагодатными раскольниками, но также не ставим под сомнение красоту и литургическую ценность дораскольного обряда, исходя из деяний Собора 1971 года. Следует также признать, что староверы - самое консервативное из христианских течений, принципиально не допускающее никаких "новин". Не будем забывать, что это наши соотечественники, русские люди. Вон в июдаизме много течений, но попробуй тронь еврея - какой гевалт подымится!
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 16:40:19
Агапиту.
Ладно, проехали.
Агапит 19/09/2017 в 15:59:58
М. Яблокову.
Дорогой Михаил! Я знаю Вас по форуму РНЛ ещё с 2009 и всегда очень ценил Вашу верность Православию. Помниться, мы вместе отбивались от пользователей "Одиноков" и "Eugenie", лоббирующих европравославие. Так почему же мы теперь по разные стороны баррикад? Я что, призываю кого-то уйти из Матери-Церкви в раскол? Никак! Вам же знаком журнал "Зарубежное военное обозрение"? Вы же понимаете, зачем изучается боевой опыт и вооружение армий противника? Так и здесь, мы должны заимствовать тот консерватизм, те методы. что существует у людей старого обряда, (и РПЦЗ), чтобы противостоять новобновленцам, словно метастазам духовного рака, пронзавшим тело Матери-Церкви. А "обряд" - это дело вторичное, кому как ближе, тот так и молится.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 15:32:54
Агапиту.
Это не имеет значения. Все епископы и священники, ушедшие в обновленческий раскол, были тут же лишены сана канонической церковной властью. Но дело-то не в этом. А в том, что у "старообрядцев" "иерархия" восстановлена обновленцами!!! Так как в пределе они одно органическое целое.
Геннадий 19/09/2017 в 15:23:06
Евгений 19/09/2017 в 14:46:38
спасибо за ссылку, от души отлегло...
Агапит 19/09/2017 в 15:22:48
Геннадию на 19/09/2017 в 14:22:54
С этими господами говорить не о чем. Пустая трата времени.
Агапит 19/09/2017 в 15:19:57
Яблокову
@"Свою" историю нам не надо нам впаривать. Никола Позднев был принят новозыбковцами в сущем "сане" от обновленцев (на самом деле у обновленцев никаких санов быть не может)@
Г-н Яблоков, Вы бросьте заниматься ерундой, я Вам этого не позволю! Как говорят военные, "здесь Вам не тут!" Итак, Никола (Позднев) стал архиереем еще до уклонения в обновленчество. Изучайте на пенсии матчасть! "В 1921 году овдовел, избран викарным епископом и был пострижен в монашество. С 11 июля 1921 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии." А в обновленчество он уклонился в 1922. К сведению, как и Сергий, наш будущий Патриарх.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 15:04:43
Владимиру Юрганову.
@Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия@
Именно так. К старому обряду эти бесчисленные секты не имеют ни малейшего отношения.
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 15:02:15
Агапиту.
Не выдумывайте. "Свою" историю нам не надо нам впаривать. Никола Позднев был принят новозыбковцами в сущем "сане" от обновленцев (на самом деле у обновленцев никаких санов быть не может) без всякого покаяния и присоединения. Поэтому их "восстановление" иерархии еще покруче, чем у австрияков! )) "Старообрядчество" и обновленчество - это две стороны одной медали. И те, и другие - революционеры.
Евгений 19/09/2017 в 14:46:38
Я приведу лишь два свидетельства выдающихся Святых Отцов, Учителей и Исповедников, чтобы стало ясно, где находится Церковь и кто уходит из Церкви, чтобы, с одной стороны, еретичествующие экуменисты закрыли свои сквернословные рты и прекратили запугивать несведущих пугалом раскола, а, с другой стороны, чтобы наши «сторонники тишины и спокойствия» еще раз хорошенько подумали и начали действовать смелее, в большей степени сообразуясь со святоотеческим учением Церкви, и чтобы они боялись не изолированности от людей, а изолированности от Бога и Святых...(Ф. Зисис).
Агапит 19/09/2017 в 14:23:34
@Неслучайно новозыбсковская "иерархия" была "восстановлена" обновленческим епископом Николай Поздневым.@ (М. Яблоков)
Вы, Михаил, как мантру твердите Ваши псевдонаучные измышления вроде "старообрядчество=обновленчество", да к тому же ещё искажаете факты. Во-первых, Никола (Позднев) покаялся в своем обновленчестве и стал старообрядцем-беглопоповцем в сущем сане, а во-вторых, был ещё епископ Стефан (Расторгуев), из единоверцев, и "16 сентября 1929 года епископ Стефан присоединился вторым чином (через миропомазание) к Древлеправославной церкви, объединившей старообрядцев, ранее называвшихся «беглопоповцами»/.../ Наличие в церкви двух архиереев создало каноническую возможность для рукоположения новых епископов."
P.S.: Конечно, раскол от этого не перестал быть расколом, но это-трагедия русского народа, изменившая весь ход истории. Ведь до 25-30% великороссов были староверами! А Вы с прямолинейностью солдафона в одном из постов высказали сожаление о том, что царизм их всех не уничтожил. И какой Вы христианин после этого? Торквемадой себя возомнили, подполковник?
Геннадий 19/09/2017 в 14:22:54
Владимир Юрганов:
***Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия. А РПЦ(з) также***
Это архиепископ Зарубежной Русской Церкви Аверкий (Таушев) и архиепископ Иоа́нн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич) являются подобными старообрядцам и раскольникам?
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 12:49:30
Агапит пишет:
/// Старообрядчество в целом является неким антиподом обновленчества, тем, чем была для нас РПЦ(з) до объединения. ///
Для нас старообрядчество является антиподом истинного Православия. А РПЦ(з) также. Достаточно вспомнить вопли по поводу безблагодатности "сергианства". Отдельные персонажи в РПЦ(з) были замечательные (перечислять смысла не вижу). а в целом - истеричная борьбу с русскими советского периода. Недаром же записные ЦРУшные русофобы типа Назарова рядятся в сторонники именно РПЦ(з)
Михаил Яблоков 19/09/2017 в 12:10:07
Владимиру Юрганову.
@Введение двоеперстия - это именно обновленчество@
Совершенно верно! "Старообрядчество" - это самое настоящее скрытое обновленчество. Неслучайно новозыбсковская "иерархия" была "восстановлена" обновленческим епископом Николай Поздневым.
Агапит 19/09/2017 в 12:09:56
@... в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать.@ (М. Яблоков)
ИМЕННО!
Агапит 19/09/2017 в 12:07:15
Владимиру Юрганову.
Уважаемый Владимир, этим летом на БО была обстоятельная полемика, посвященная старому обряду, там Вы найдете ответы на все поставленные Вами вопросы. Исходя из решений Поместного Собора РПЦ МП от 1971 года, посещать единоверческие храмы, креститься двуперстно и вообще молиться по дониконовским чинам мне никто запретить не может!
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 19/09/2017 в 11:00:58
Все эти "инновации", как "новые", так и якобы "старые", рождаются самопревознесением себя выше Церкви. Почти всегда закономерный итог - отпадение от Православия и подмена его лжемудрием. То есть духовной гибелью.
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 09:41:18
а вообще конечно цирк!! Обновленец обновленца в обновленчестве обвиняет... что там про бревно в глазу?
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 09:12:10
Михаил Яблоков пишет:
/// И Никон, и Аввакум, и Неронов из одного кружка "ревнителей благочестия", т.е. они все обновленцы и модернисты того времени. ///
Только хотел сказать. Введение двоеперстия - это именно обновленчество. А раскол - это попытка противоборствовать искоренению обновленчества под личиной "сохранения традиции", которую обновленцы только что насадили.
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 08:45:45
Агапит пишет:
/// богослужение по старому обряду максимально приближено к дониконовскому. Ведь книги-то с текстами сохранились ///
да-да, главное, что бы сохранились искаженные переписчиками дониконовские тексты. И внезапно выдуманное двуперстие. Не беда, что двуперстия нигде больше не было, и выдумал его какой то местный Григорий, как в Риме календарь, дабы свое имя прославить геростратом. Главное - "сохранить".
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 08:41:47
Агапит пишет:
/// У людей старого обряда настолько всё надёжно законсервировано, вплоть до внешнего вида, трёхпогружательного крещения ///
Мой друг - из семейства традиционных пятидесятников (всё деревня такая была). Так вот у них крестят погружением. даже погружением на водоёмах. Означает ли это, что ты православным, крещенным окроплением, предпочтешь пятидесятников?
Владимир Юрганов 19/09/2017 в 08:36:29
Наталья пишет:
/// в давние времена Её истории ересью ересей было иконоборчество, как напомнил автор, то теперь другая беда - экуменизм ///
Если теперь "беда" - экуменизм, то иконоборчество следует поощрять?
Агапит 09/06/2017 в 17:10:11
@От модератора: Уважаемые Михаил и Агапит. На следующей неделе на БО будет выставлена статья, посвященная расколу XVII века и старообрядчеству и там вы сможете продолжить ваши прения.@
Спаси Христос, что предупредили! Я как раз постараюсь подготовиться!
Геннадий 09/06/2017 в 10:20:33

"Пожелаю успехов нашему дорогому Президенту, равно и тем, кто займется воссоединением старообрядчества со вселенским Православием" (Символом воссоединения должен стать Александр Невский, а не протопоп Аввакум. диакон Владимир Василик: РНЛ http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/07/)
Похоже этот вопрос уже решенный, грядет воссоединение РПЦ и т.н. старообрядчество. Хотелось бы увидеть материалы на эту тему и рецензию на эту статью на РНЛ диакона Владимира Василика.

Михаил Яблоков 09/06/2017 в 09:37:09
Агапиту.
Прекращайте проповедовать раскол! Вы тем самым явно подтверждаете, что в наше время единоверие превратилось в "троянского коня" для разрушения Русской Православной Церкви. Те, кто утверждал единоверие (император Павел, митр. Платон) категорически не допускали перехода православных христиан в единоверие, а причащаться у единоверческого священника можно было только перед смертью за отсутствием православного. На это имеются соответствующие указы Святейшего Синода. Не надо это забывать! Единоверие - это жесткая икономия, а не старые традиции и обряды. Самые древние традиции и обряды в хранит Православная Церковь, а не всякие временные унии... Единоверие явно отжило свое, оно уже не созидает, а разрушает.
От модератора: Уважаемые Михаил и Агапит. На следующей неделе на БО будет выставлена статья, посвященная расколу XVII века и старообрядчеству и там вы сможете продолжить ваши прения.
Агапит 09/06/2017 в 07:12:54
Вы, Михаил, ни на один из пунктов моего поста 08/06/2017 в 17:24:07 НИЧЕГО не ответили. Значит, процесс Вами проигран, прения завершены.
Михаил Яблоков 08/06/2017 в 21:50:17
Агапиту.
Я вам про единоверие уже сказал, повторяться не буду. Авторитет - это святые отцы, а не ваши сомнительные и неверующие историки.
Агапит 08/06/2017 в 21:29:29
Михаилу Яблокову.
Свт. Димитрий Ростовский родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало. В отношении обсуждаемой нами темы этим сказано многое, если не всё. Святителя же я чту. И митр. Платона с императором Павлом, учредившими 27 октября 1800 года единоверие, такожде почитаю.
Михаил Яблоков 08/06/2017 в 20:20:38
Агапит.
Свт. Димитрий Ростовский.
Агапит 08/06/2017 в 20:13:56
Михаил Яблоков:
***Они для меня не авторитет :)***
Никола́й Фёдорович Ка́птерев — русский историк церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук. И этот человек для Вас не авторитет? А кто ж тогда авторитет? Феофан Прокопович? Впрочем, эту дискуссию можно и прекратить.
Михаил Яблоков 08/06/2017 в 19:47:00
Агапиту.
Они для меня не авторитет :) Да и прекращайте проповедовать "тайное знание". Все уже давным-давно известно. История раскола - это позор.
Агапит 08/06/2017 в 19:33:16
Михаилу Яблокову 08/06/2017 в 18:43:13
Очень поверхностно. Прочтите Зеньковского, Каптерева.
Михаил Яблоков 08/06/2017 в 18:43:13
Агапиту.
И Никон, и Аввакум, и Неронов из одного кружка "ревнителей благочестия", т.е. они все обновленцы и модернисты того времени. Просто Никон их кинул (как в лучших традициях 90-х), а они на него обиделись и пошли на попятную. Все идеологи раскола - самые настоящие модернисты и обновленцы! Не случайно новозыбковцы "восстановили" свою иерархию от обновленцев. "Старообрядчество" и обновленчество - это две стороны одной медали. И чем быстрее вы это поймете, тем лучше для вас. Поэтому все обновленцы так любят "старообрядцев". Любят служить по "старому" обряду. И то, и другое - протест против Церкви, ее истинных обрядов и традиций. И не надо сравнивать РПЦЗ со "старообрядческими" сектами. В РПЦЗ все хиротонии были законны, а у раскольников священства нет, это мужики в рясах.
Агапит 08/06/2017 в 17:24:07
Михаилу Яблокову
1. Митр. Иларион - протоиерею Иоанну Миролюбову. "Вы напомнили нам, отец Иоанн, о словах Вашего наставника, говорившего, что в первую очередь мы должны быть учениками Христа и сверять свою жизнь с Евангелием. Только во вторую очередь мы можем называть себя не просто христианами, а православными, восточными христианами. И лишь в третью очередь мы можем говорить о тех или иных обрядах, с которыми сопряжено наше благочестие.... древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. Он напоминает нам о той чистой молитве, которая выражается в древних песнопениях знаменного распева, в котором каждая попевка отображает молитвенное воздыхание человеческой души" http://www.oldrpc.ru/news/1109/
2. Вы рассуждаете о единоверии с чисто утилитарной точки зрения, т. е. с позиции "выгодно/невыгодно". На самом же деле есть некая мистическая связь между догматом, обрядом и состоянием человеческой души. А по-Вашему выходит, что все труды БО и его сторонников в борьбе за сохранение синодальной Традиции - напрасный труд, ведь из любой Традиции можно "сделать идола".
3. Насчет "троянского коня" - это Вы тоже зря. Кому надо - сразу идут на Рогожку, а в общинах в Михайловке, Студенцах, Рубцове и на Берсеневке люди отдают себе отчет, ПОЧЕМУ они именно там, а не где-либо ещё. 
4. Старообрядчество в целом является неким антиподом обновленчества, тем, чем была для нас РПЦ(з) до объединения. Это такой маячок, который делает совесть обновленцев неспокойной. (Мнение частное.)
5. Любовь к русской богослужебной старине попросту генетически неискоренима и пребудет в людях во все времена.
Михаил Яблоков 07/06/2017 в 20:10:33
Агапиту.
1. Единоверие имело положительный значение в начале 19 века. Сейчас же оно превратилось в "троянского коня".
2. Не хранение традиций само по себе спасительно, а хранение благодати. Само по себе хранение традиции ничто. Можно и из традиции сделать идола, и это уже будет не традиция, а обрядоверие, наподобие брахманизма.
Агапит 07/06/2017 в 17:12:00
Михаилу Яблокову
///Дело в том, что благочестие хранится не человеческими усилиями, а благодатью Святого Духа. А раскол (по свт. Василию Великому) безблагодатен. Поэтому отсутствие благодати в расколе "восполняется" или обрядовой показухой, или душевным расположением.///
Михаил! Во-первых, я приводил в пример не раскольников, а старообрядные приходы в лоне РПЦ. Во-вторых, я это делал для того, чтобы показать, что принципиальность в хранении Традиции служит вакциной от многих заболеваний.
Роман 07/06/2017 в 00:30:59
Когда корабль под парусами в бушующим море, изменять на ходу правила и конструкцию, значит жди беды.
Михаил Яблоков 05/06/2017 в 21:52:58
Дело в том, что благочестие хранится не человеческими усилиями, а благодатью Святого Духа. А раскол (по свт. Василию Великому) безблагодатен. Поэтому отсутствие благодати в расколе "восполняется" или обрядовой показухой, или душевным расположением.
Агапит 05/06/2017 в 20:24:39
"Отец Арсений читает Евангелие в праздник Святой Троицы 4 июня вопреки традиции Русской Церкви лицом к народу и произносит после этого пламенную антиэкуменическую проповедь..."
Вот в Воронеже молодые батьки съездили на экскурсию в грекоязычные церкви, переоблачились в греческие камилавки и подрясники, наверное, и фелони не заставят себя долго ждать, и почти вся эта молодежь читает Евангелие лицом к народу, хотя митрополит там - человек старой школы, и никого не принуждает к сему. Кстати, в отличие от патриарха Кирилла, своего ровесника, воронежский владыка читает тайные молитвы "втай", а не в микрофон. А вот то, что мы видим у о. А.Борисова в Столешниковом - это, в принципе, калька с Греции...
Агапит 05/06/2017 в 20:14:12
Наталии.
Полностью с Вами согласен. У людей старого обряда настолько всё надёжно законсервировано, вплоть до внешнего вида, трёхпогружательного крещения и подготовки к Причастию (говение - это седмица сухоядения плюс очень трудное молитвенное правило на каждый день), что они и причащаются только постами, 4-5 раз в год, и дискуссий, подобно тем, что разгораются время от времени на БО о частоте причащения, там попросту нет, неактуально это для них. Вот так вот они и застрахованы от обновленческо-экуменической ползучей реформации.
Михаилу Яблокову.
По этой же самой причине я готов утверждать, что богослужение по старому обряду максимально приближено к дониконовскому. Ведь книги-то с текстами сохранились, крюки (знамена) сохранились, образцы облачений в музеях - сколько угодно, а главное - люди, передававшие Традицию из поколения в поколение, несмотря ни на что, чьи потомки живы и поныне. Тот же о. Иоанн Миролюбов, например.
Михаил Яблоков 05/06/2017 в 19:14:54
Агапиту.
На Афоне паремии и Апостол читаются лицом на восток, так же как и у нас. Не думаю, что для афонитов это новизна; там соблюдаются древние богослужебные традиции непрерывно. Современные же т.н. "старообрядцы" не имеют отношения к дореформенному богослужению.
Наталия 05/06/2017 в 18:37:14
Агапиту:
вы сказали очень верную мысль: "Мне нравится, что у людей старого обряда, в частности у единоверцев (не хочу делать рекламу раскольникам), самая мысль о каких-либо новинах является крамольной".
Да, представляете, что такое новины в Церкви - это Голливуд. Какие новины? Как так можно не понимать, что так называемые новшества - это всё равно, что прогресс в нашей несчастной цивилизационной жизни. Всякие новшества в Церкви, якобы необходимые и принципиальные, как, например, русский язык Богослужения - это прогрессивная жизнь в духе и духа... Господи, какая прогрессивная жизнь? и в каком духе? ТУПИК.
Агапит 05/06/2017 в 18:00:39
Михаилу Яблокову.
***Все остальные чтения Евангелия - в царских вратах лицом к народу. Объясняется это тем, что Благая весть обращена к народу, а не к Богу. Однако в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать***
1. Исходя из этой логики, Паримии и Апостол на Афоне тоже читают лицом к народу?
2. Мне нравится, что у людей старого обряда, в частности у единоверцев (не хочу делать рекламу раскольникам), самая мысль о каких-либо новинах является крамольной.
Наталия 05/06/2017 в 16:43:27
Прошу прощения, но замечу автору, что Православная Церковь - живая, и если раньше, в давние времена Её истории ересью ересей было иконоборчество, как напомнил автор, то теперь другая беда - экуменизм. Это же так понятно.
Простите и с великим праздником Сошествия Святаго Духа на апостолов. Духовной радости, несмотря ни на что, даже на погоду.
Надежда 05/06/2017 в 11:32:33
"…С устройством торжественной встречи", – это тоже бывает (не имею в виду архиерейские службы).
православный Антон 05/06/2017 в 10:16:09
Всё ждал, когда же наконец движение наших необразованных горе-ревнителей, призывающих к расколу РПЦ, выльется в какой-либо постмодернистский тренд. И вот наконец наглядный пример постмодернизма: гремучая смесь ревнителя не по разуму и обновленца-грекофила. Печально.
Михаил Яблоков 05/06/2017 в 09:12:08
На Афоне только воскресное Евангелие (на воскресной утрени) читается священником с престола (не к народу). Но Евангелие располагается не прямо на престоле, а правее - на правой стороне, так как престол символизирует гроб Господень, а Ангел, благовествовавший Воскресение, находился "в десных". Все остальные чтения Евангелия - в царских вратах лицом к народу. Объясняется это тем, что Благая весть обращена к народу, а не к Богу. Однако в Русской Церкви свои вековые традиции и их нужно соблюдать.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами? Православный журнал «Благодатный Огонь»

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

5.06.2017
Николай Каверин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви