Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

28.01.2018
Тимур Давлетшин


На сайтах «Ортодоксия», «Аминь» и в «Литературной газете», недавно было опубликовано Заявление Совета православной патриотической общественности: «Травля Солженицына – путь к историческому беспамятству».

В этом Заявлении говорится о том, что развязана «беспрецедентная кампания травли, клеветы и поношений Александра Исаевича в среде радикальных защитников коммунистического прошлого, претендующих ныне на роль мейнстрима в общественном сознании России». Приводятся и примеры нападок этих самых «радикальных защитников» – это и утверждение о том, что Солженицын якобы призывал бросить атомную бомбу на СССР и утверждение, что Солженицын был лагерным стукачом, и утверждение, что Солженицын преувеличивал масштабы сталинских репрессий.

Про атомную бомбу, видимо, действительно, неправда. Однако в выступлении в Итонском колледже Солженицын говорит:

«Итак, что нам на Западе делать – сражаться с Советским Союзом ядерным оружием, которое уничтожает, или словами, которых советские не слышат? Если бы, если бы Запад мог сражаться словами! Советский Союз при любой разрядке продолжает идеологическую войну, так и объявляет вслух. Ни одной минуты, никогда советские руководители не отказывались от идеологической войны…»[1]

Ну и далее рассуждения о лживой советской пропаганде. Т.е. на вопрос, следует сражаться ядерным оружием или словами, Солженицын отвечает, что словами сражаться бесполезно. У всякого, логически рассуждающего человека естественно напрашивается вывод, что Солженицын был за то, чтобы сражаться ядерным оружием. Может быть Солженицын здесь просто несколько увлекся своим красноречием, и на самом деле вовсе не желал бы того, чтобы США бомбили СССР (тем более, что в ответ получили бы то же самое), но сказано это было. Люди подобного масштаба должны очень внимательно следить за своими словами, а не трепаться просто так. Поэтому обвинения «радикальных защитников советской системы» строятся отнюдь не только на художественных произведениях Солженицына. Авторы «Обращения Совета православной патриотической общественности» либо слукавили, либо плохо изучили «поверхностные» обвинения разоблачителей Солженицына.

Про стукачество Солженицына. Авторы «Заявления» пишут: «Историю своей так называемой “вербовки” органами он, как известно, сам честно изложил в “Архипелаге”».

Тут, во-первых, явное лукавство в выражении «так называемой “вербовки”». Не так называемой, а самой натуральной, и Солженицын действительно честно написал, что был завербован, что он подписал соответствующую бумажку у опера, что согласен сотрудничать. Но далее его «честное изложение» уже вызывает сомнения. Солженицын утверждает, что хотя и согласился стать стукачом под псевдонимом «Ветров», но на самом деле никого не сдал, а потом его перевели на шарашку, и вообще потеряли (Архипелаг ГУЛаг. Часть третья. Истребительно-трудовые. Глава 12. Стук - стук - стук...). Те, кто хотя бы поверхностно знает об оперативной работе, очень слабо верят в такой счастливый исход. Завербовать стукача – дело очень сложное, и стукач – очень ценный кадр для оперативника. Если человек подписал соответствующую бумажку, то вряд ли она просто затеряется в архивах. И, как я понимаю, эта бумажка – и тот крючок, на который пойман стукач. Откажись он от стукачества, эта бумажка может быть «случайно» обронена опером, и также «случайно» найдена лагерниками, и тогда участь стукача незавидна. Поэтому в солженицынскую версию о забывчивости оперов многие не без оснований не верят. А тут еще и такая удача – Солженицына на «шарашку» (т.е. в гораздо более комфортные условия по сравнению с обычным лагерем) переводят! С чего бы это? Чудо Божие? Ну, не знаю, все может быть. Мне лично дела нет до возможного стукачества Солженицына. Просто после его «честного изложения» у меня возникли сомнения вообще в его честности.

Но странное дело, «Совет православной патриотической общественности» ни словом не обмолвился о власовской и бандеровской апологии в творчестве Солженицына. Между тем, бандеровская апология (пусть и не столь явная у Солженицына, как власовская) – тема весьма актуальная сейчас, в свете последних событий на Украине. Почему представители «православной патриотической общественности» ни словом не обмолвились об этом? Ведь солженицынская апология гитлеровских прихвостней – одно из главных обвинений нашему неполживому классику со стороны «радикалов коммунистического прошлого». Тут либо «православные патриоты» сознательно лукавят, умалчивая о неудобной теме, либо они не видят в этой самой власовской (и бандеровской) апологии ничего плохого, и потому не видят смысла в полемике по этому вопросу.

Впрочем, я подозреваю, что большинство членов этого самого «православно-патриотического Совета» вообще не в теме полемик вокруг имени Солженицына. Давайте посмотрим, что это за «Совет» такой. На одном сайте помещен состав «Совета православной патриотической общественности».[2] В него, оказывается, входят известные лица – первым в списке прот. Всеволод Чаплин. Далее – другие известные лица – Виктор Аксютич, Сергей Бабурин, Игорь Друзь и другие (Друзю, как деятелю Сопротивления Донбасса должна быть небезразличной позиция Солженицына по бандеровцам, о которой я уже писал[3] – по сути, Солженицын выступил как апологет ОУНовцев). А вот последним в списке – Роман Михайлович Южаков – главный редактор сайта «Ортодокия» (одного из тех сайтов, где и было опубликовано «Заявление»). Только я не понял, почему так скромненько? Ведь он у нас еще и епископ! Только не нашей, а раскольнической, т.н. «Апостольской Церкви». Интересно, прот. Всеволода Чаплина, а также других «православных патриотов» не смущает такая компания?

В заявлении «Совета» говорится о Солженицыне: «Он был настоящим патриотом своей страны. Неслучайно он критиковал западный подход к ней».

Да, Солженицын действительно не был западником-либералом. Его апология власовства прозвучала именно с «патриотических» позиций, как бы в пику либералам-западникам (!):

«…на гордость нашу, показала советско-германская война, что не такие-то мы рабы, как нас заплевали во всех либерально-исторических исследованиях: не рабами тянулись к сабле снести голову Сталину-батюшке» (Архипелаг ГУЛАГ. Том 3, часть 5, глава 1).

Кто же эти храбрецы, потянувшиеся к сабле, чтобы срубить голову Сталину во время «советско-германской» (именно так все современные неовласовцы называют Великую Отечественную)? – Это власовцы и прочие предатели.

Есть люди, считающие себя православными патриотами, которые считают, что власовское движение – продолжение гражданской войны. Т.е. «идейные» предатели Родины на самом деле воевали против сталинского режима. Они убеждены, что СССР – не Россия, и потому власовцы её вовсе не предавали. А стало быть, и претензии к Солженицыну за его власовскую апологии именно с русско-патриотических позиций необоснованны. По их мнению, Солженицын – настоящий русский патриот, просто враг Советской власти.

Однако я хочу разочаровать «патриотов»-неовласовцев. Потому что его отношение к дореволюционной России тоже вызывает очень серьезные вопросы.

Вот характерная мысль неполживого классика:

«Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны – народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно. 

Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два столетия великих напряжений, разорений, несвободы – и новых, и новых войн. Полтавское поражение было спасительно для шведов: потеряв охоту воевать, шведы стали самым процветающим и свободным народом в Европе.

Мы настолько привыкли гордиться нашей победой над Наполеоном, что упускаем: именно благодаря ей освобождение крестьян не произошло на полстолетия раньше; именно благодаря ей укрепившийся трон разбил декабристов. (Французская же оккупация не была для России реальностью.) А Крымская война, а японская, а германская – все приносили нам свободы и революции» (А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг». Том 1, ч. 1, гл. 6.)[4]

Не понятно, Солженицын воспринимает японскую войну, а за ней – германскую (и поражение в них) как благо, потому что они принесли свободы и революции? Это несколько неожиданное заявление от человека, который вроде бы как противник коммунистов и вообще революционеров-социалистов.

А то, что именно поражение в Крымской войне принесло отмену крепостного права (видимо, это Солженицын имеет в виду) – очень большое преувеличение, мягко говоря, потому что подготовка к этой реформе шла очень давно. Хотя осуществил ее император Александр II, однако проект по отмене крепостного права был составлен ещё при его отце, в 1818 году, небезызвестным Аракчеевым, спустя всего четыре года после окончательной победы над Наполеоном, по Солженицыну, якобы на полстолетия затормозившей отмену крепостного права. Понимаю, Солженицын мог не знать этих исторических подробностей. Но неужели он мог полагать, что вот так, с бухты-барахты, спустя всего пять лет после Крымской войны (которая якобы и подтолкнула к этому) будет отменено крепостное право? Хотя, не спорю, некоторым ускорителем это послужило.

Я согласен с тем, что поражения имеют промыслительное значение для нас. Согласен именно как христианин, а не патриот. Из Священного Писания, святоотеческих творений мы знаем, что Господь попускает поражения для наказания, вразумления народа, и в этом смысле эти поражения действительно являются благом. Однако ни в Священном Писании, ни у святых Отцов я не встречал мысли, что когда Бог поражений не попускает, а наоборот, дает нам победы над супостатами, то это очень плохо. У наших святых мы видим только самые положительные слова о победах в Северной войне или Отечественной 1812 года. См. к примеру, проповеди св. Филарета Московского.

Сие воззрение Солженицына на самом деле вовсе не вписывается ни в библейскую картину, ни в святоотеческую. В либеральную, прозападную – да, вписывается, но, как я указал выше, Солженицын – не либерал, а как бы их оппонент (вообще впоследствии пути-дороженьки у Солженицына и диссидентов-западников сильно разошлись). Он либо вообще никакой не патриот, не только не советский, но и не русский (хотя позиционировал себя именно так), либо у него была ужасная каша в голове.

Вот еще пример «русского патриотизма» А. Солженицына в его книге «Архипелаг ГУЛАГ»:

«“Стыдно быть русским!” – воскликнул Герцен, когда мы душили Польшу. Вдвое стыдней быть советским перед этими незабиячливыми беззащитными народами».

Под незабиячливыми народами Солженицын имеет в виду эстонцев и литовцев, которые были вместе с ним в ГУЛАГе. Сильно подозреваю, что эти самые «незабиячливые беззащитные» товарищи по несчастью Солженицына – «лесные братья», а может быть, гитлеровские пособники. Но я о другом. О несчастной Польше и о стыдящемся русского племени благородном Герцене, с которым наш «православный патриот» Солженицын явно здесь солидаризируется. Вообще тема угнетения Польши в Российской империи нет-нет, да проскальзывает у Солженицына (я привел всего лишь одну из цитат). Ярый антисоветчик, враг коммунизма и «русский патриот» Солженицын явно усвоил совершенно большевицкий взгляд на Российскую империю, как на тюрьму народов.

Я вовсе не идеализирую Российскую империю. В истории России много чего было, и далеко не всегда русские люди (и цари, и воеводы, и простые люди) вели себя благородно и великодушно. Сочувствие Солженицына польским повстанцам, которые боролись за независимость, вполне понятно. Понятно и стремление польского народа (точнее, польской шляхты на самом деле) к независимости тоже понятно, хотя зачастую их методы борьбы за независимость не сильно отличались от методов борцов за «независимую Ичкерию». Но вот стоит ли стыдиться Российских защитников империи? Может ли русский патриот стыдиться их? Вот, к примеру, Пушкин не стыдился нисколько. Когда на Западе была развязана антироссийская компания в связи с очередным польским восстанием, Пушкин ответил знаменитым стихотворением «Клеветникам России».

К слову сказать, с этими польскими повстанцами не так однозначно было. Ладно бы, они просто хотели отделиться и жить отдельно. Но ведь они мечтали о восстановлении Польши в пределах Речи Посполитой, т.е. включая русские (малорусские и белорусские земли). Так что тут угроза была не просто сепаратизма, а угроза русскому народу вообще.

Вот что в 1863 году писал по этому поводу настоящий (в отличие от Солженицына) русский православный патриот Иван Аксаков в статье «Каково должно быть положение поляков в Украйне»:

«Поляки спешат возвратить себе прежнее положение – вооруженною силою, пропагандою, обманом и хитростью. Поляки объявляют во всеуслышание всего мира, что хотят вновь подчинить Киев и Украйну Польскому владычеству, провозглашают эти земли Польскими и призывают на нас войну со всей Европой».[5]

Не следует думать, что И.Аксаков был полонофобом, что он ненавидел поляков. Нет, здесь он говорит не о польском народе в целом, а о польских радикалах. Посему в другом месте он поясняет в статье «Как узнать где именно Польша и чего она желает?»:

«…в праве ли мы, говоря о воюющих против нас, в числе одного или двух десятков тысяч, Поляков, употреблять выражение: “Поляки”, “Польша”? Разве крестьяне не Поляки? Конечно Поляки; они-то собственно и составляют Польшу, от них собственно и зависит участь настоящаго возстания; а между тем Польское крестьянство не оказывает возстанию никакой помощи и опоры. – Кто же эта “Польша”? Должны ли мы признать за “Польшу” тайный революционный комитет, членов которого никто не знает и никто не уполномочивал, который властвует страхом грабежа и убийств и вообще террором?»[6]

Это слова настоящего, признанного русского патриота. Вообще у И.Аксакова много на эту тему написано. Но очевидно, Солженицын Аксакова не читал. А читал только Герцена, что вполне понятно. В Советском Союзе Герцена весьма уважали, а И.Аксакова – не очень. Наш ярый антисоветчик вполне усвоил советские предпочтения.

Авторы «Заявления» убеждены, что антисоветизм – не русофобия. Но антисоветчики могут быть разными. Есть люди, просто отрицательно относящиеся к коммунистической идеологии. Но есть те, которые под маской антисоветизма прячут действительно самую обычную русофобию. По крайней мере, это относится к тем, кто слишком рьяно выставляет свой антисоветизм. Как правило, хоть и не всегда, таковые обычно являются власовскими апологетами. И они, в сущности, мало чем отличаются от ярых коммунистов, которые ненавидят современную Россию как слишком белую. Под двумя разными, противоположными флагами – коммунизма и антисоветизма – идет одно и то же разрушение нашей России.

Авторы Заявления Совета православной патриотической общественности назвали его «Травля Солженицына – путь к историческому беспамятству». Заявление ложно уже в самом названии. Потому что на самом деле именно солженицынская апология коллаборационизма и его «размышлизмы» о грехах царской России – и есть путь к историческому беспамятству. И когда у нас некоторые студенты историко-филологических факультетов заявляют, что наши ветераны Великой Отечественной войны защищали не Родину, а сталинский тоталитарный режим (чему я был однажды свидетелем), в этом есть и «заслуга» Солженицына и тех, кто поднимает его на знамя.

 

Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

Последние десятилетия нам внушают, что СССР был империей зла, Сталин – кровавый тиран, миллиарды репрессированных и так далее. Делают это не только либералы (а все мы знаем как они относятся к России и к русским людям: для них русский народ это быдло, чернь и совки), но и определенная часть антисоветски настроенных «православных патриотов». Все они заедино представляют СССР одной огромной черной дырой, поглощающей национальные энергии. Между тем, такой подход не имеет ничего общего с правым консерватизмом. Здесь ярые либералы-антисоветчики и «православные патриоты» (националисты и монархисты) скорее уж ближе к большевикам троцкистско-бухаринского толка, которым был присущ радикальный и всеохватывающий нигилизм – в том числе, и в отношении прошлого. Поэтому представители нынешней либерально-патриотической антисоветской коалиции с их полным отрицанием советской эпохи представляют собой невымерший тип революционных марксистов большевистского толка.

Советский период весьма неоднозначен, он характеризуется сложнейшим переплетением самых разных противоречий. При этом необходимо всегда помнить о том, что русский народ не мог не иметь своей субъектности даже и в советский период.

Выявление положительных сторон Советского Союза не означает признание идеологии коммунизма и уж тем более не означает необходимость синтезирования христианства и коммунизма. Христианское отношение к СССР должно быть связано с отношением к институту государства, институту советской Империи как продолжательницы в историософском смысле Российской Империи.

Десоветизаторы всех мастей стараются вычеркнуть советский период истории из нашего прошлого, создав там «чёрную дыру». А уже в неё по всем законам физики будут затянуты все остальные исторические периоды, то есть, оклеветана и поглощена будет вся российская история. Всё делается под видом борьбы за память о репрессированных, а на самом деле нас в очередной раз стараются заставить каяться, дабы развить у целого народа комплекс неполноценности. Народ, который гордится своей историей, таких экспериментов над собой не допустит. Что происходит с народом и страной, которая отказывается от собственной истории, далеко ходить не надо: пример многострадальной Украины и братского украинского народа, у которого бандеровская хунта отнимает историю, на наших глазах. Поэтому любые скорые расправы над историей России и СССР надо понимать как акт агрессии, направленный на дестабилизацию России. И если человек ненавидит Советский Союз, значит он просто ненавидит Россию. В данном случае антисоветизм можно смело отождествлять с разновидностью русофобии.

В чем русофобия антисоветчиков? Как сказано выше, антисоветчики не рассматривают историю России как единую историю нашего народа, а видят в советском периоде «черную дыру».

В настоящее время против нашей Родины ведется гибридная война: со стороны США и Евросоюза, а также со стороны пятой колонны в самой России. Один из компонентов оружия этой войны – антисоветизм. При других исторических обстоятельствах антисоветизм вполне может быть оправдан в российском идеологическом дискурсе. Но сейчас – это национал-предательство и русофобия!

Современный антисоветизм – это по своей сути власовщина (так же как необелогвардейщина – это российская разновидность бандеровщины). Общее у современных российских «белогвардейцев» и укробандеровцев одно: отрицание советского периода истории Государства Российского, поэтому-то их так роднит антисоветизм.

Мы, естественно, против коммунистической идеологии, которая несовместима с христианством, но и против очернения советского периода истории как неотъемлемой части непрерывной Российской Истории, истории нашей Родины. А для очернения советского периода российской истории Солженицын, антисталинизм, антисоветизм представляют собой мощные «идеологические снаряды» для главных орудий в идеологической войне с исторической Россией.

Спустя более 70 лет после Великой Победы в современной России бесчестному литератору Солженицыну ставят памятники, его именем называют улицы. На Солженицыне, поправшему подвиг наших отцов и дедов, воспитывается наша молодёжь. Которая устраивает унизительные для России перфомансы в Бундестаге с сожалением о «невинных жертвах» солдат Вермахта в «так называемом Сталинградском котле».

И потому Заявление Совета православной патриотической общественности о «травле Солженицына» – это русофобская идеологическая диверсия против Российской государственности.

 



Благодатный  Огонь



Голосование за статью
 - 
86
 /  - 
21
Комментарии:
Макария 03/02/2018 в 11:33:23
Долго ждала, когда же Правда о соЛЖЕницыне начнет бить по его апологетам. Слава Богу, дождалась! Раз начали пищать о его травле, значит, чуют, что колосс их - на глиняных ногах!
Александр 02/02/2018 в 17:37:02
Не смог я читать Солженицына, ну никак не пошло. И травли-то его особо и не было. Если бы госбезопасность кого-то реально захотела затравить, то непременно бы сделала это, причем быстро и чисто. И Солженицын не оставил свои кости в насыпи Тенькинского тракта или в наледи на Нелькобе, а благополучно был выпущен из страны, а потом и запущен назад с большой помпой. Это относится ко всем, стонущим-стонавшим, что их в советское время их "травили и запрещали".
Владимир Юрганов 29/01/2018 в 12:11:38
В истории запомнится Солженицын по его активному участию в развале империи... Солженицын ельцинской власти был нужен как её легитимизатор (если так можно выразиться), а не как критик.
Владимир Юрганов 29/01/2018 в 12:06:15
Павел, ты приуменьшаешь. 5 старниц - это слишком мало. Я, навреное, страниц 20-25 осилил, а может побольше, но не помню НИ СЛОВА, ни фразы. Муть и каша. Думаю, так же и большинство русских читателей.
Павел 29/01/2018 в 09:38:53
Я пробовал в свое время почитать Архипелаг ГУЛАГ и еще какую-то мутотень Солженицына. Хватило страниц на 5: невозможно читать, дикий слог, как будто идешь босиком по битому стеклу. Да еще с кашей во рту.
Олег из Москвы 28/01/2018 в 23:46:47
Наверняка многие задавались естественным вопросом о том, зачем и для какой цели власти так активно навязывают нам этого писателя и публициста, так превозносят его? Мое мнение такое: именно Солженицын с его апологией предательства и ненависти к СССР и одновременно преклонением перед Западом является идейным вдохновителем той группы коллаборационистов и национал-предателей, который сдали страну Западу и способствовали распаду СССР. Этим предателям собственной страны нужен был некий авторитет, который оправдал бы их действия против своей страны - Советского Союза, кем они могли прикрыть свою неприглядную роль в разграблении его природных ресурсов и присвоении общенародной собственности. На такую роль идеально подошел Солженицын.
Лидия 28/01/2018 в 23:22:44
Спасибо автору за честную и мужественную статью. Солженицын - очень спорная и неоднозначная фигура. Для меня - неприятная. Уж очень он работал на свой миф, любил славу, деньги, "пас народы". Было что-то в этом карикатурное.
Александр ЗИНОВЬЕВ, философ: «Солженицын как мыслитель - есть абсолютное ничтожество. А в смысле понимания реальности - стопроцентная концептуальная фальсификация».
Сегодня Солженицын используется, чтобы бороться с памятью о Великом Советском Союзе. А как нескромно ведет себя Наталья Солженицына - это ужасно.
Татьяна Д 28/01/2018 в 18:47:18
Прям затравили. Существует дом русского зарубежья. Там есть отдел ПО ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ Солженицына. Получают очень хорошую зарплату. Очень хорошую. Финансируется все из бюджета. А вот, например, творчество Валентина Григорьевича Распутина изучают?
Михаил 28/01/2018 в 17:54:04
К сказанному в статье я бы ещё добавил рассуждения Солженицына о "мягком подбрюшье" - Средней Азии и Казахстане, - от которого надо отказаться при построении новой России. А заодно - отказаться от десятков миллионов русских, которые проживали там. О последнем он не говорил, да и - полагаю - не думал. Нужная статья.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 28/01/2018 в 17:19:19
Великий русский народ всегда остается таковыми независимо от смены временщиков и от социальных экспериментов. Трудится, созидает, растит детей, развивает науку, сберегает свои святые ценности, хранит веру, движется вперед, преодолевает временные невзгоды, возрождается. Слава русскому народу и всем братским народам России, Руси! Слава Русскому духу!
Александр 28/01/2018 в 16:36:25
Очень полезная статья, заставляет задуматься и помогает заглянуть под поверхность, спасибо.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».<br>Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности Православный журнал «Благодатный Огонь»

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности


28.01.2018
Тимур Давлетшин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

17.02.2018
Священник Сергий Соколов

Прощеный день. Из воспоминаний детства

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

8.01.2018
Алла Тучкова

Об антиправославных высказываниях в статьях портала «Православие и мир»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

14.07.2017
Документальный фильм «Эти».
Комментарий священника Алексия Чаплина

28.12.2017
Алла Тучкова

О лжеучениях протоиерея Алексия Уминского

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.12.2017
Тимур Давлетшин

Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

 

НОВОСТИ

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу